рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Политическое развитие Франции 1945 -1998

       Согласно новой конституции, Франция провозглашалась «светской, демократической и социальной Республикой». К обычным демократическим правам и свободам, содержавшимся еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., она добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование.

       Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, на профсоюзную и политическую деятельность, на забастовку «в рамках законов». Допускалась возможность национализации крупных предприятий, эксплуатация которых «приобретет черты национальной общественной службы или фактической монополии»    

       В конституции говорилось, что Франция обязывается избегать «всякой системы колонизации, основанной на произволе». Воспроизводя текст первой французской конституции 1891 г., она обещала «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Наименование «французская империя» заменялось термином «Французский союз». Провозглашалось равенство прав и обязанностей населения Франции и населения колониальных стран, входивших во Французский союз.

      Центральную роль в системе органов государственной власти по конституции 1946 г. играл парламент, состоявший из Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание, избираемое на 5 лет прямым всеобщим голосованием, издавало законы. Совет республики, избираемый косвенным голосованием, мог отсрочить их принятие. Правительство несло ответственность перед национальным собранием и по его требованию обязано было выходить в отставку. Президент республики избирался обеими палатами парламента. Он имел ограниченные полномочия, все его акты нуждались в утверждении правительством.

      Зафиксированные в конституции права и свободы являлись немаловажным завоеванием демократических сил. Французская конституция 1946 г. была одной из самых демократических конституций.

      В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в Национальное собрание. Компартия вновь заняла первое место, собрав 28,6% голосов избирателей. Это был наивысший результат за всю историю ФКП. На второе место вышла партия МРП (26,3 %), на третье – социалистическая партия (17,9%)2. В соответствии с демократическими традициями коммунисты предложили на пост председателя совета министров лидера самой крупной фракции Национального собрания – генерального секретаря ФКП М. Тореза, но его кандидатура не собрала необходимого числа голосов. Главой правительства стал лидер социалистов Блюм. Его правительство состояло только из социалистов и просуществовало всего месяц. В январе 1947 г. было восстановлено правительство трехпартийной коалиции, которое возглавил социалист П. Рамадье.

       С вступлением в силу конституции и проведением выборов в Национальное собрание закончился временный режим. Начался период Четвертой республики, продолжавшийся 12 лет – с 1946 по 1958г.

       1.3 Перегруппировка классовых сил. Раскол демократического и рабочего движения.

       В первые годы Четвертой республики во Франции произошла глубокая перегруппировка классовых сил, сопровождавшаяся расколом трехпартийной коалиции.

      Проведенные правительством социальные реформы не удовлетворяли трудящихся, недовольных своим материальным положением и добивавшихся более глубоких общественных преобразований. В тоже время усиление влияния компартии и рабочего класса встревожило широкие слои мелкой и средней буржуазии, опасавшейся за свою собственность, вызвало рост консервативных настроений. Французская буржуазия, сохранив власть и сдержав первый натиск демократических сил, перешла в контрнаступление. В обстановке обострения международной напряженности и «холодной войны» она, пользуясь поддержкой правящих кругов США, развернула широкую антисоветскую  и антикоммунистическую кампанию.

      Лидеры Социалистической партии отказались от единства действий с коммунистами и развернули борьбу против них. Движение Сопротивления раскололось. Одни его участники продолжали сотрудничать с коммунистами и добиваться осуществления программы НСС, другие перешли на антикоммунистические позиции и стали сближаться с бывшими вишистами. Судебные процессы против сторонников Виши прекратились. Осужденных ранее вишистов амнистировали или досрочно освобождали. Демократическое движение ослабевало, росло влияние правых сил. В апреле 1947 г. генерал де Голль и близкие к нему буржуазные деятели Сопротивления основали новую политическую партию правого толка – «Объединение французского народа» (РПФ). Руководители РПФ резко нападали на компартию и на все остальные политические партии, борьба которых якобы «парализует государство». Они требовали отмены конституции 1946 г. и создания «сильной власти» в лице независимого от партий президента, обладающего широкими полномочиями. Внешнеполитическая линия РПФ  предусматривала объединение западноевропейских стран в экономический и политический блок, который мог бы противостоять СССР, но в то же время обеспечивал бы Западной Европе независимость от США.

      На выборах в местные органы самоуправления в октябре 1947 г. партия РПФ вышла на первое место, собрав более 38 % голосов. Ссылаясь на эти результаты, она потребовала роспуска Национального собрания (уже не отражающего по ее мнению, настроений избирателей) и проведения досрочных выборов, которые привели бы РПФ к власти.

      Оживилась деятельность и других правых группировок. ПРЛ и остатки довоенных правых партий объединились в группировку «независимых». Руководители «независимых» (П. Рейно, А. Пине, Ж. Ланьель и др.) стояли на консервативных позициях. Они возражали против расширения социального законодательства и государственного вмешательства в экономику.

      Обострились разногласия в правительстве трехпартийной коалиции. Вопреки обещанию сохранять дружественные отношения как с Советским Союзом, так и с Великобританией и США, руководство МРП и Социалистической партии стало поддерживать Соединенные Штаты Америки и Англию против СССР. Несмотря на содержавшиеся в конституции 1946 г. обязательства «никогда не употреблять своих сил против какого-либо народа», французское правительство в декабре 1946 г. начало колониальную войну во Вьетнаме. Ссылаясь на необходимость борьбы с ростом цен, Социалистическая партия и МРП возражали против повышения заработной платы трудящихся, за немедленное прекращение колониальных войн, за дружбу с Советским Союзом, но, не имея большинства ни в правительстве, ни в Национальном собрании, не могла добиться осуществления своих требований.

       Когда министры- коммунисты поддержали бастующих завода Рено, требовавших повышения заработной платы, остальные партии правительственной коалиции отказались удовлетворить требования трудящихся. Используя этот повод, глава правительства Рамадье обвинил коммунистов в нарушении правительственной солидарности и 5 мая 1947 г. издал декрет об их исключении из правительства. Национальное собрание большинством голосов утвердило это решение. Трехпартийная коалиция распалась. Самая крупная партия Франции была отстранена от участия в правительстве. Вскоре коммунистов начали изгонять из государственного аппарата и армии. Во Франции, как и в некоторых других западноевропейских странах, произошел поворот вправо.

      Контрнаступление буржуазии привело к обострению классовой борьбы. Во Франции вспыхнули массовые забастовки. В ноябре 1947 г. по призыву ВКТ началась всеобщая стачка, в которой приняли участие около 3 млн. человек. Частично была прервана подача электроэнергии, прекратилось поступление топлива, остановились поезда. Нередко бастующие рабочие занимали шахты и заводы, вступали в столкновение с полицией и войсками. Хотя основным требованием бастующих было повышение заработной платы, буржуазная печать запугивала население угрозой «повстанческой забастовки», гражданской войны и «коммунистической диктатуры». Правительство направило против бастующих войска.

      В самый разгар забастовки социал-реформисты, входившие в состав ВКТ, осуществили раскол профсоюзов. Обвинив руководство ВКТ во главе с коммунистами в том, что оно придает профсоюзному движению политический характер, социал-реформисты вышли из ВКТ и основали новое профсоюзное объединение «Форс увриер» («Рабочая сила»). Лидеры Форс-увриер призвали прекратить стачку. В результате она закончилась лишь частичным удовлетворением требований трудящихся.

      С возникновением «Форс увриер» завершился новый раскол французского рабочеого движения. Его левое крыло представляли компартия и ВКТ, а правое, социал-реформистское, крыло – Социалистическая партия, лидеры «Форс увриер» и и христианских профсоюзов.

     1.4 Борьба партий в годы «холодной войны».

      «Холодная война», раскол демократического движения, чувство разочарования, вызванное тем, что обещанные программой НСС глубокие социальные преобразования в полной мере не осуществились, сказались на настроениях народных масс. Общественный подъем послевоенных лет сменился снижением политической активности. Численность политических и профсоюзных организаций рабочего класса значительно сократилась. Социалистическая партия и реформистские профсоюзы потеряли больше половины своих членов. Численность Коммунистической партии упала до 500 тыс., а численность ВКТ до 2 млн. членов1. Расколов трехпартийную коалицию, лидеры Социалистической партии и МРП повели яростную борьбу против коммунистов. Вместе с тем они не хотели уступать партии РПФ, которая безуспешно требовала проведения досрочных парламентских выборов. В ноябре 1947 г., в разгар всеобщей стачек, социалистическая партия и МРП образовали совместно с радикалами и частью «независимых» коалицию так называемой третьей силы, которая официально поставила своей целью бороться как против коммунизма, так и против голлизма. Фактически политика «третьей силы», означавшая союз между социал-реформистами и частью буржуазии, была рассчитана прежде всего на борьбу против компартии и на удержание власти партиями «третьей силы».

      В ожидании очередных парламентских выборов1951 г. коалиция «третьей силы» приняла выгодный для себя избирательный закон, который заменил пропорциональное представительство мажоритарной системой. Если пропорциональное представительство обеспечивало каждой партии количество депутатских мест, пропорциональное числу собранных ею голосов, то при мажоритарной системе партия или блок партий, за которых проголосовало больше половины избирателей, получали все депутатские мандаты данного округа. Французские коммунисты сразу же подвергли новую систему голосования резкой критике: «Главная цель этой реформы, - подчеркивала ФКП, - отстранить Коммунистическую партию от парламентской деятельности»2.

      В результате выборов 1951 г. Коммунистическая партия утратила часть избирателей, но осталась на первом месте, собрав более 26 % голосов. Зато партии «третьей силы» - социалисты и МРП – потеряли 40 - 50 % своих прежних избирателей, которые перешли главным образом к РПФ.  Влияние РПФ, «независимых» и других правых партий возросло, но все же  ни одна из политических группировок не добилась абсолютного большинства. Если в Национальном собрании 1946 г. три главные партии получили 75 % депутатских мандатов1, то теперь 6 политических группировок – коммунисты, социалисты, МРП, «независимые» и РПФ – имели крупные фракции в Национальном собрании, прозванном поэтому шестигранным. Разногласие меду партиями обрекали на неустойчивость любое правительство. За пятилетний период существования избранного в 1951 г. Национального собрания во Франции сменилось 12 правительств. Социалистическая партия, увидев, что ее влияние падает, перешла в оппозицию. Страной стал править правоцентристский блок, состоявший из правых («независимых») и центристов (МРП и радикалов).

      1.5Конец Четвертой республики.

      Во второй половине 50-х годов Четвертая республика оказалась в состоянии глубокого кризиса. Неспособность правящих партий серьезно улучшить положение народных масс, разрыв между официальными декларациями и реальными делами, постоянная правительственная чехарда подрывали авторитет парламентской системы. Зависимость Франции от США, падение ее международного престижа, бесконечные колониальные войны вызывали острую критику широких слоев населения и даже части буржуазии.

      Основные буржуазные партии Четвертой республики оказались расколотыми. Почти в каждой из них имелись сторонники ультраколониализма и неоколониализма, «атлантисты» и их противники, приверженцы «интеграции Европы» и национальной независимости. Сложившаяся ранее партийно-политическая система претерпела серьезные изменения. Партия РПФ, так и не умевшая прийти к власти, потерпела поражение на муниципальных выборах 1953 г. и прекратила политическую деятельность. Партия МРП, отказавшаяся от программы НСС и соцальных реформ, быстро теряла влияние, превращаясь в сравнительно небольшую группировку, сделавшую основой своей политики «атлантизм» и «интеграцию Европы». В 1955 г. произошел раскол в партии радикалов. Правые радикалы продолжали сотрудничать с МРП и «независимыми», а левое крыло во главе с Мендес-Франсом взяло курс на разрыв с ними. Социалистическая партия также отказалась от союза с МРП и «независимыми» и стала сближаться с левыми радикалами.

      Парламентские выборы, состоявшиеся в январе  1956 г., показали, что в стране происходит сдвиг влево. Несмотря на атаки реакции, первое место опять заняла Коммунистическая партия. На второе место вышла Социалистическая партия, объединившаяся с левыми радикалами и близкими к ним группировками в «республиканский фронт». Правые партии потеряли значительную часть имевшихся у них ранее депутатских мандатов.

       Отклонив предложение коммунистов о совместных действиях, социалисты и левые радикалы образовали правительство «республиканского фронта». Главой правительства стал генеральный секретарь Социалистической партии Ги Молле, а его заместителем – лидер левых радикалов Мендес-Франс.

Осенью 1956 г. правительство Ги Молле приняло решение об участии Франции в агрессии против Египта. Лишившись после этого голосов депутатов-коммунистов, но не получив прочной поддержки правых, правительство Ги Молле в мае 1957 г. вынуждено было уйти в отставку.

      После отставки Ги Молле политическая обстановка во Франции еще более осложнилась. Массы населения устали от министерской чехарды. Они потеряли доверие к левым силам, которые не выполнили своих обещаний. Война в Алжире превратилась, по выражению Тореза, «в язву на теле страны». Расходы на нее в 4 раза превысили расходы на войну в Индокитае. В Алжир была направлена громадная Французская армия общей численностью в 500 тыс. человек, но она не могла справиться с освободительным движением. Командный состав этой армии глубоко проникся ультраколонистсикими настроениями, широко применял пытки и массовые репрессии против мирного населения. Генералы и офицеры – ультраколонисты не скрывали своего презрения к «слабым» и неустойчивым правительствам Четвертой республики, которые, по их мнению, не вели войну с  достаточной энергией и будто бы были готовы «отказаться от Алжира» (то есть признать его независимость). Они требовали продолжать войну до победного конца.

       К началу 1958 г. среди ультраколонистов сложился заговор, имевший целью создание «сильной власти», способной победоносно завершить войну в Алжире. Заговорщики установили связь с окружением генерала де Голля, который был известен как сторонник сильной власти, и стали добиваться его возвращения к управлению государством. Эта кампания находила отклик среди народных масс, для которых имя де Голля символизировало связь с движением Сопротивления и демократическими реформами Временного правительства. 13 мая 1958 г. ультраколонисты подняли мятеж и захватили власть в столице Алжира. При поддержке командования находившейся в Алжире армии они потребовали передать власть де Голлю. 15 мая де Голль заявил, что готов «взять на себя власть Республики» при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г. Над Францией нависла угроза военного переворота.

       Коммунистическая партия призвала трудящихся к забастовкам и демонстрациям протеста. Она предложила всем левым силам совместно выступить в защиту республики против мятежников. Однако лидеры социалистов и других левых групп не поддержали компартию, утверждая, будто союз с коммунистами против мятежников неизбежно вызовет гражданскую войну. Социалистическая партия и реформистские профсоюзы отказались принять участие в забастовке протеста, организованной компартией и ВКТ. Охваченные смятением, напуганные, с одной стороны, мятежниками,  а с другой – возможностью роста народных сил во главе с коммунистами, ведущие деятели буржуазных партий при поддержке руководства Социалистической партии предпочли передать власть де Голлю.

       1 июня 1958 г. Национальное собрание большинством голосов выразило доверие правительству де Голля, в которое  вошли представители всех главных буржуазных партий, а также два социалиста, включая Ги Молле. Против голосовали только коммунисты и отдельные левые депутаты, в том числе П. Мендес-Франс и Ф. Миттеран. На следующий день правительство де Голля получило чрезвычайные полномочия и разрешение на разработку новой конституции. Затем Национальное собрание разошлось «на каникулы» и более не собиралось.

Период Четвертой республики закончился.


Глава 2

Пятая республика

2.1Основание пятой республики.

Вернувшись к власти в июне 1958 г., генерал де Голль немедленно приступил к подготовке новой конституции. 28 сентября 1958 г. его проект был вынесен на референдум. Сохраняя республику и демократические свободы, зафиксированные в конституции 1946 г., проект новой конституции ограничивал права парламента и резко расширял полномочия президента. Согласно проекту, президент республики, избираемый на 7 лет сложной системой косвенного голосования, осуществлял функции главы государства и верховного главнокомандующего. Он председательствовал в совете министров, осуществлял назначения на все высшие гражданские и военные должности. Ни один закон не мог вступить в силу без подписи президента. Президент имел право объявить чрезвычайное положение и взять  в свои руки всю полноту власти в случае угрозы республике или независимости нации. Полномочия парламента, состоявшего из двух палат – Национального собрания и сената, - существенно ограничивались. Сроки парламентских сессий и процедура обсуждения бюджета сокращались. Парламент не мог ни контролировать, ни сместить президента. Правда, правительство было обязано выходить в отставку, если Национальное собрание абсолютным большинством голосов примет особую «резолюцию порицания», но в этом случае президент мог распустить парламент и назначить новые выборы.

Считая, что новая конституция приведет к опасному усилению исполнительной власти и поставит под угрозу демократические свободы, Коммунистическая партия призывала голосовать против нее. Проект конституции критиковала также часть социалистов, левых радикалов и близких к ним групп, лидерами которых являлись Пьер Мендес-Франс и Франсуа Миттеран. Однако все остальные политические партии, включая официальное руководство Социалистической партии, одобрили правительственный законопроект.

Во время референдума за проект конституции проголосовало 79% избирателей1. Его поддержали не только правые, но и многие левые избиратели, разочаровавшиеся в политической системе и практической деятельности Четвертой республики. На них повлияло запугивание угрозой гражданской войны, к которой широко прибегали все буржуазные партии и Социалистическая партия. От трети до половины избирателей, поддержавших проект конституции, считали, что в случае его отклонения и отставки де Голля во Франции вспыхнет гражданская война. Влияние левых сил было ослаблено расколом. Даже социалисты и сторонники Миттерана и Мендес-Франса, которые голосовали против правительственного законопроекта, отказывались от совместных действий с коммунистами.

Большое значение имел личный авторитет де Голля. Многие французы, помнившие его роль в Движении Сопротивления и его борьбу против «европейской армии», полагали, что лишь де Голль может достойно защитить национальные интересы и добиться мира в Алжире.

Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых сил, участники которых нередко руководствовались противоположными целями.

Принятие конституции юридически оформило образование Пятой республики. Затем последовала серия новых выборов, необходимых для формирования высших органов власти. В ноябре 1958 г. состоялись первые выборы в Национальное собрание Пятой республики. Они проводились по мажоритарной системе в два тура. Это давало преимущество буржуазным партиям, которые во втором туре обычно блокировались друг с другом, преграждая путь коммунистам.

Накануне выборов сторонники генерала де Голля, возглавлявшие ранее партию РПФ, создали новую политическую партию – «Союз в защиту новой республики» (ЮНР). Это была правая буржуазная партия. Но она пользовалась поддержкой широких слоев населения, которые, как показал референдум, питали доверие к генералу де Голлю. В результате выборов партия ЮНР, собрав в первом туре 20,4 % голосов, вышла на первое место. Благодаря мажоритарной системе голосования она получила 188 депутатских мест – гораздо больше, чем имела бы при пропорциональной системе. Значительно возросло количество мандатов и других правых партий, поддерживавших де Голля, особенно у «независимых», увеличивших число своих избирателей почти на 1 млн. человек по сравнению с прошлыми выборами 1956 г. Блок ЮНР и «независимых» получил абсолютное большинство мест в Национальном собрании. Как и во время референдума по вопросам о конституции, главными факторами, предопределившими победу правых партий, были авторитет генерала де Голля и надежда, что он сумеет положить конец войне в Алжире.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.