Наша история о временах , предшествовавших
принятию христианства , темна и наполнена сказаниями , за которыми нельзя
признать несомненной достоверности. Этому причиною то , что наши первые
летописцы писали не ранее второй половины XI в. и о событиях ,
происходивших в их отечестве в IX и X веках , за исключением немногих
письменных греческих известий , не имели других источников , кроме изустных
народных преданий , которые , по своему свойству , подвергались вымыслам и
изменениям. С достоверностью можно сказать , что , подобно всем северным
европейским народам , и русский только с христианством получил действительные и
прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни , -
основы без которых , собственно , для народа нет истории. С давних времен
восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племенами
чудского и тюркского , а в западной половине кроме народов литовского и
чудского племени , примыкавшим своими поселениями к балтийскому побережью ,
жили славяне под разными местными названиями , держась берегов рек :
Западной Двины , Волхова , Днепра , Припяти , Сожи , Горыни , Стыри , Случи ,
Буга , Днестра , Сулы , Десны , Оки с их притоками. Они жили небольшими
общинами , которые имели своё средоточение в городах - укрепленных пунктах
защиты , народных собраний и управления. Никаких установлений , связующих
между собой племена и признаки государственной жизни , не было. Славянорусские
племена управлялись своими князьями , вели между собой мелкие войны и не в
состоянии были охранять себя , а потому часто были покоряемы. Религия их
состояла в поклонении природе , в признании мыслящей человеческой силы за
предметами и явлениями внешней природы , в поклонении солнцу , небу , воде ,
земле , ветру , деревьям , птицам , камням и т. п. и в разных баснях ,
верованиях , празднествах и обрядах , создаваемых и учреждаемых на основании
этого поклонения природе. Их религиозные представления отчасти выражались в
форме идолов , но у них не было ни храмов , ни жрецов ; а потому их религия не
могла иметь признаков повсеместности и неизменяемости. Наиболее распространенная
вера была - язычество. Корнями своими славянское язычество уходит в слепую
древность. В его основании лежит некоторая духовная реальность. И хотя мы
лишены возможности непосредственного видения духовных источников , но все же
можем судить о них , памятуя слова господа : «По плодам их узнаете их».Плоды
язычества с его безнравственностью и жестокостью не оставляют сомнений в
богоборческой сущности того начала , которое стремится к воплощению через
многочисленные языческие культуры. И славянское язычество не было исключением.
Древние
славяне рассматривали мир как арену борьбы между добрым Белбогом и злым
Чернобогом. И тот , и другой требовали соответствующих жертв. Мнимая
самостоятельность злого начала служила оправданием его неизбежности , рождая
культурные формы славянского сатанизма , обретшие позднее свое законченное
воплощение в почитании Перуна - верховного божества языческого пантеона
дохристианской Руси.
Летописи
IV века , рассказывая о
столкновении славян с Византией , самым мрачным образом изображают их
жестокость. Пленных распинали , расстреливали из луков , вбивали гвозди в
черепа. Жгли монастыри и церкви , оставляя после себя горы трупов и груды
дымящихся развалин.
Столь
же беспощадны были и семейные обычаи. У них были неясные представления о
существовании человека после смерти : загробный мир представлялся их
воображению продолжением настоящей жизни. Поэтому вместе с умершим воином на
погребальном костре сжигались и его жены (одна или несколько - славяне
признавали множество).Они чествовали умерших прародителей , считали их
покровителями и приносили им жертвы. Закон позволял умертвить новорожденную
дочь , если её рождение казалось излишним. В свою очередь , признавалось право
детей на убийство родителей, обременяющих семейство старостью или болезнью.
Междородовые распри передавались из поколения в поколение , подогреваемые
обычаем кровной мести , удовлетворявшейся лишь смертью обидчика или его
потомков.
Справедливости
ради надо сказать , что современные историки отмечали и привлекательные черты
славян , говоря , что они не знали ни хитрости , ни обмана , хранили древнее
простодушие и простоту нравов. С пленными , оставшимися в живых . наши предки
обходились дружелюбно , назначая лишь определенный срок их рабства , по
истечению которого пленник мог , по выбору , либо покинуть своих бывших хозяев
, либо остаться с ними на равных правах , как вольный человек.
Свято
соблюдаемый обычай гостеприимства делал славянские земли безопасными для
путешественников , и хозяин головой отвечал обществу за безопасность
гостя-чужеземца. Купцы тем охотнее посещали славян , что между последними не
было ни воров , ни разбойников , хотя выгодной торговли в славянских землях
ждать не приходилось - суровые войны не знали роскоши и не ценили золота.
Соответственно такому духовному развитию было состояние их житейской умелости.
Они умели строить себе деревянные жилища , укреплять их деревянными стенами ,
рвами и земляными насыпями , делать ладьи и рыболовные снасти , возделывать
землю , занимались скотоводством , умели прясть , ткать , шить приготовлять
кушанья и напитки : пиво , мёд , брагу , ковать металлы , обжигать глину на
домашнюю посуду ; знали употребление веса, меры , монеты ; имели свои
музыкальные инструменты ; на войну выходили с метательными копьями , стрелами и
отчасти мечами. Все познания их переходили от поколения к поколению очень
медленно , но отношения с Византийской империею и отчасти с арабским Востоком
мало-помалу оказывали на русских славян образовательное влияние. Из Византии
заходило к ним христианство. В половине XI века киевские князья Аскольд и Дир
, собрав дружину , на двухстах ладьях по Днепру вышли в Черное море ,
опустошили на своём пути побережье и осадили Константинополь. Нападение
оказалось неожиданным и стремительным. Императора Михаила III в столице не было -
он возглавлял армию в войне с мусульманами и , несмотря на все старания , даже
вернувшись в город , не мог организовать надежную оборону. Царьград спасся
чудом. После молебна патриарх Фотий погрузил в море одну из главных святынь
города - ризу Божией Матери , хранившуюся во Влахернской церкви. Налетевший
после этого шторм разметал корабли русов , уничтожив большую часть флота и
сделав дальнейшую осаду невозможной. Пораженные князья прислали в
Константинополь посольство с просьбой о крещении. Это было первое ,
«Аскольдово» крещение Руси.
Почти
одновременно с походом киевских князей на Царьград , в южных русских областях
святой Кирилл , просветитель славян , крестил двести семейств , у которых нашёл
Евангелие и Псалтырь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит
Михаил , крестивший все племя во главе со старейшинами. И этому крещению
предшествовало чудо - брошенное по требованию язычников в костер Евангелие не
сгорело. Но и это крещение Руси не оказало влияния на её судьбу. Очаг
православия на юге земли Русской со временем то ли угас , то ли оказался столь
слабым , что не смог просветить окрестную языческую тьму.
Такой
варварский склад общественной жизни изменяется с принятием христианской религии
, с которою из Византии - самой образованной в те времена державы , перешли к
нам как понятия юридические и государственные , так и начало умственной и
литературной деятельности. Принятие христианства было переворотом , обновившим
Русь и указавшим ей историческую дорогу.
Этот
переворот совершен Владимиром , сыном воинственного Святослава , киевского
князя и рабыни Малуши , ключницы его бабки княгини Ольги.
Святослав
(отец Владимира), уезжая в Болгарию , разделил всё государство своё на три
части: старшему сыну Ярополку - отдал он Киев , второму - Олегу - Землю
Древлянскую , младшему - Владимиру - Новгород. От разделения Земли русской
предки наши сделались очень несчастливы : вместо одного государя было у них три
в одно время. После смерти Святослава между детьми его началось междоусобие.
Первыми
поссорились Ярополк с Олегом. Виноват в этом был старый воевода Свенельд. В 975
году сын Свенельда , по имени Лют , вышел из Киева в лес на охоту ; увидев
его , Олег , князь древлянский , спросил у своих : «Кто это такой?» Ему ответили
: «Сын Свенельда» ; тогда Олег напал и убил Свенельдича за то , что тот
охотился с ним вместе в одном лесу. Отсюда пошла ненависть между Ярополком и
Олегом ; Свенельд , желая отомстить за сына , всё подговаривал Ярополка :
«Пойди на брата и отними у него владения». На третий год Ярополк пошёл на Олега
, в древлянскую землю. Князь киевский победил древлянского. Когда Олег с
воинами своими бежал в город Овручь , то на мосту , перекинутом через ров к
городским воротам , столпилось множество беглецов , и они столкнули нечаянно
своего князя в глубокий ров. За ним упало туда множество людей и лошадей. Олега
раздавили насмерть. Между тем Ярополк вошёл в город Олегов , захватил там всю
власть и послал искать своего брата во рву. С утра до полудни вытаскивали трупы
изо рва : наконец нашли Олега на самом дне , внесли во дворец и положили на
ковёр. Ярополк , который хотя был легковерен , но совсем не имел злого сердца.
Когда пришёл , долго плакал над Олегом , забыв , что он победитель. Олега
погребли у города Овруча. Владимир узнав , что Ярополк захватил Древлянскую
землю и убил Олега , испугался и убежал со своим дядею Добрыней в Швецию.
Ярополк скоро забыл о своём сбежавшем брате , а в Новгород послал посадников.
После
этого варяги сказали Владимиру : «Город то наш ; ведь мы его взяли , и потому
хотим брать окуп на гражданах , по две гривны с человека». Владимир отвечал им
: «Подождите немного , пока сберут деньги за месяц». Варяги ждали , ждали - и
ничего не получили ; тогда они сказали Владимиру : «Обманул ты нас ; позволь
нам по крайней мере идти в Грецию». Владимир отвечал : «Ступайте». Потом выбрал
из них мужей добрых , смышлёных и храбрых и роздал им города ; другие же пошли
в Царь-град , к грекам.Но Владимир ещё прежде них послал сказать императору :
«Идут к тебе варяги : не держи их в городе , а не то наделают они тебе бед ,
какие и у нас здесь ; лучше разошли их по разным местам , а сюда к нам не
пускай ни одного».
С
большой достоверностью можно принять вообще известие о том , что Владимир ,
будучи еще язычником , был повелителем большого пространства нынешней России и
старался как о распространении своих владений , так и об укреплении своей
власти над ними. Таким образом , он повелевал Новгородской землёю - берегами
рек : Волхова , Невы , Мсты , Луги , - землёю Белозерскою , землёю Ростовскою
, землёю Смоленскую в верховьях Днепра и Волги , землёю Полоцкою на Двине ,
землёю Северскою на Десне и Семи , землёю полян , или Киевскою , землёю
Древлянскою и , вероятно , также западною Волынью. Радимичи , жившие на Сожи ,
и вятичи , жители берегов реки Оки и её притоков , хотели отложиться от
подданства и были укрощены. Владимир подчинил дани даже отдельных ятвягов ,
полудикий народ , живший в лесах и болотах нынешней Гродненской губернии. Не
должно , однако , думать , чтобы это обладание имело характер государственный
: оно ограничивалось собиранием дани , где можно было собирать её , и такое
собирание имело вид грабежа. Сам Владимир укрепился в Киеве с помощью
скандинавов , называемых у нас варягами и раздал им в управление города ,
откуда со своими вооруженными дружинами они могли собирать дани с жителей.
После
смерти Ярополка Владимир , 17-летний юноша начал княжить один в Киеве и
поставил себе на холме разных богов за княжеским двором : Перуна деревянного с
серебренной головой и золотыми усами , Хорса , Стрибога , Даждь-бога (солнца) ,
Симаргла и Мокоша. Приносили им жертвы , называя богами своими , приводили
сыновей и дочерей своих и приносили жертвы.«И осквернилась кровью земля Русская
и холм тот» (под 980 год). В благодарность богам за победу , одержанную над
ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Старцы и бояре
сказали : «Бросим жребий на мальчиков и девиц ; на кого падет того и зарежем
богам». В это время жил в Киеве один варяг ; двор его стоял там , где теперь
церковь св. Богородицы , построенная Владимиром ; варяг этот пришёл из Греции ,
держал веру христианскую , и был у него сын прекрасный лицом и душою ; на него
то и пал жребий. Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали : «На
твоего сына пал жребий ; боги выбрали его себе , чтоб мы принесли его им в
жертву». Варяг отвечал : «То не боги , а дерево ; ныне есть , а завтра сгниёт ;
ни едят , не пьют , ни говорят ; сделанные руками из дерева ; бог же один ,
которому служат греки и кланяются ; он сотворил небо и землю , звёзды и луну
, и солнце , и человека и дал ему жить на земле ; а эти боги что сотворили? Они
сами сделаны руками человеческими ; не дам сына своего бесам».
Посланные пересказали слова варяга гражданам ; тогда народ , взяв
оружие , пошёл на варяга и разломал забор около его дома. Варяг стоял на сенях
с сыном ; ему кричали : «Отдай сына ; нам нужно принести его в жертву богам».
Он отвечал : «Если то в самом деле боги , то пусть пошлют одного бога взять
моего сына ; а вы из чего так хлопочете?» В народе раздался яростный крик ;
толпа бросилась , подрубили сени под обоими варягами ; и таким образом убили их
, и никто не знает , где их похоронили.
Руководимый
язычником Добрыней , которому , после великих успехов последних лет , не мог не
доверять , юный Владимир , естественно , поддался обаянию власти , могущества
, богатства и роскоши Киевского двора. Действительно , за два года стать в
17-литнем возрасте из мальчика-эмигранта повелителем огромной страны , от
Балтийского моря до Черного , победителем могучих князей Рогволода и Ярополка
, обладателем многочисленных теремов и богатств , народным героем , победившим
иноземное влияние , - это ли не обстановка , в которой юноша может увлечься своим
счастьем и дать волю страстям ? К двум своим жёнам , Олове и Рогнеде , он
присоединяет красавицу вдову Ярополка. От этих жён у него вскоре родится по
сыну : от Оловы - Вышеслав , от Рогнеды - Изяслав , от несчастной вдовы брата -
Святополк , уже в самом рождении которого лежит как бы печать его будущих
злодеяний. Чешская княжна Мальфреда и ещё одна чешка становятся его 4-ой и 5-ой
жёнами. Огромные гаремы появляются в местах его княжеских резиденций : по
200-300 женщин живет у него в теремах в Белгороде , Вышгороде и Берестове. На
ряду с теремною жизнью , князь любит пиры и веселья с дружиной. Широко льётся
вино и громко славят князя густеры ...
Не
мало знает история примеров когда молодые государи , подпадая таким же
искушениям , погибали духовно и физически среди роскоши и разврата. Но молодой
князь не даёт себе изнежиться в Киевской роскоши. Почти непрерывно , один за
другим следуют его победоносные походы.
Оба
царя услыхав это сильно огорчились и отвечали : « Не прилично христианам
выдавать сестер своих за неверных , если крестишься , то и сестру нашу
получишь , а вместе с нею и царство небесное . а с нами будешь единоверник ;
если же не хочешь креститься , то не можем выдать за тебя сестры». Владимир
отвечал послам императорским : «Скажите царям , что я готов креститься , потому
что и прежде испытал ваш закон , и мне нравится ваша вера и
богослужение».Цари , услыша это , обрадовались и послали ко Владимиру сестру
свою , именем Анну , которую насилу уговорили идти ; она села на корабль ,
простилась с родными и с плачем поплыла через море. Когда царевна Анна прибыла
в Корсунь. Владимир крестился , а после крещения обвенчался на Анне , и пошел с
нею в Киев. Пришедши туда , он объявил чтобы все и бедные и богатые крестились.
Услыхав это люди шли с радостью , говоря : «Если б эта вера была не хороша ,
то князь и бояре не приняли бы её». На другой день Владимир вышел с
духовенством на Днепр , куда собралось множество людей : все вошли в воду и
стояли в ней - одни по шею , другие по грудь , малолетние у берега ,
возрастные же дальше , и держали на руках младенцев , а священники читали
молитвы.
Владимир
после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом христианской
любви , он не хотел даже казнить злодеев и хотя сначала согласился было на
увещание корсунских духовных , находившихся около него в Киеве , но потом , с
совета бояр и городских старцев , установил наказывать преступников только
денежною пенею - вирою , по старым обычаям , рассуждая при этом ,что такого
рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания войска.
Сохраняя
племенную славянскую весёлость , Владимир примирял её с требованиями
христианского благочестия. Он любил пиры и празднества , но пировал не с одними
своими боярами , а хотел делиться своими утехами со всем народом - и с старыми
и малыми ;он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные
праздники или по случаю освящения церквей.
Владимир
деятельно занимался распространением веры , крестил народ по землям ,
подвластным ему , строил церкви по тем местам , где прежде стояли кумиры ,
назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь Святого Василия на холме ,
где прежде стоял Перун и где приносили жертвы , и церковь Богородицы , так
называемую Десятинную , названную так оттого , что князь назначил на содержание
этой церкви и духовенства её десятую часть княжеских доходов. Для прочного
укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное
просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных
домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси ,
какие-нибудь лет двадцать , возросло поколение людей , по уровню своих понятий
и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперед от того состояния , в
каком находились их родители ; эти люди стали не только основателями
христианского общества на Руси , но также проводниками переходившей вместе с
религиею образованности , борцами за начала государственные и гражданские. Эта
одна черта уже показывает во Владимире истинно великого человека : он вполне
понял самый верный путь к прочному водворению начал новой жизни , которые
хотел привить своему полудикому народу , и проводил своё намерение , несмотря
на встречаемые затруднения. Тот час после крещения на Руси возникают школы с
учителями священниками и появляются книжники-любители просвещения . собиравшие
и переписывающие книги. Летописец говорит , что матери , отпуская детей в школы
, плакали о них как о мёртвых.
Крещение
Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство
, став господствующей религией на Руси , выразилось не только в проповеди и
богослужении , но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции
пришла на Русь иерархия : в Киеве стал жить русский митрополит , поставляемый
Константинопольским патриархом ; в других городах были поставлены подчиненные
митрополиту епископы. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и
устраивались монастыри ; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему
епископу , а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита
простиралась на всю Русь и объединяла всё духовенство страны. Вместе с
христианством на Русь пришла письменность. Как ни слабо она была на первых
порах , она все же оказывала огучее влияние на познавших её людей. Богослужебные
и священные книги принесены были на Русь на доступном для всех языке -
славянвком . том самом . на котором изложили их славянские первоучители св.
Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг был вполне понятен
русским , и «книжное учение» было поэтому не затруднено. Митрополит и вообще
духовенство управляли и судили подчиненных им людей так , как это делалось в
греческой церкви , на основании особого сборника законов Номоканона ,
получившего на Руси в болгарском переводе название Кормчей книги. В этом
сборнике заключались церковные правела Апостольские и Вселенских соборов ,
также гражданские законы православных византийских императоров. Церкви
принадлежали земли , на которых духовенство и монастыри вели хозяйство
по-своему , руководствуясь византийскими обычаями и законам , устанавливая
такие юридические отношения к земледельцам , какие были приняты в Греции.
Таким
образом на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти , новое
просвещение , новые законы и суды , новые землевладельцы и новые
землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии то всё
новое ,что пришло вместе с верою , имело византийский характер и служило
проводником византийского влияния на Русь. Для того чтобы понять , как именно
сказывалось это влияние , необходимо несколько ознакомиться с теми чертами
общественного быта Руси в дохристианское время , которые наиболее характеризуют
первобытность тогдашних общественных отношений.
Одной
из наиболее ярко выраженных черт общественного быта Руси , как уже говорилось
ранее , в дохристианское время был обычай «кровной мести» и вообще «мести» , он
был так хорошо распространен , что признавался законом как нормальное правило.
Родовой
быт первоначально вел людей к обособлению. Роды жили замкнуто . чуждались один
другого и враждовали один с другим. А между тем каждому роду было необходимо со
стороны добывать невест для браков своих родичей. Отсюда возник обычай добывать
их насилием и хитростью , посредством «умычки» или увоза. Впоследвтвии этот
обычай смягчился : если невесту «умыкали» , то по предварительному с ней
уговору. В то же время возникли и другие формы заключения брака : жених мирно
приходил за невестой и выкупал её у рода , уплачивая за неё «вено». Кое-где ,
там , где нравы были мягче , брак заключался ближе к нашим обычаям : невеста
приезжала в дом жениха и за ней привозили её приданное. Но так бывало , по
словам летописца , только у полян. В прочих же местах семейный быт отличался
грубостью , тем более , что везде существовал обычай многожёнства. Предание
говорит , что сам князь Владимир до крещения своего держался этого обычая.
Положение женщины в семье . особенно при многоженстве , было очень тяжело . о
чём свидетельствуют народные песни. В них горько оплакивается судьба девушки ,
отдаваемой или продаваемой в чужой род.