рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Крещение Руси

В языческое время на Руси было лишь одно сословное  различие : люди делились на свободных и несвободных , или рабов. Свободные назывались мужами , рабы носили название челядь (в единственном числе холоп или раба). Положение рабов , очень многочисленных , было тяжко : они рассматривались как рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не могли иметь собственного имущества , не могли быть свидетелями в суде , не отвечали за свои преступления. За них ответствовал господин , который имел право жизни и смерти над своим холопом и наказывал его сам , как хотел. Свободные люди находили себе защиту в своих родах и сообществах ; холоп мог найти себе защиту только у господина ; когда же господин отпускал его на волю или прогонял , раб становился изгоем и лишался всякого покровительства и пристанища.

Христианская церковь не могла примириться с такими порядками. Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь византийскую культуру. Уча язычников вере , она стремилась улучшить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы , шли вслед Христу и являли примеры нравственной христианской жизни и даже подвижничества. О самом князе Владимире предание говорит , что он смягчился под      влиянием новой веры , стал милостив и ласков. Среди дружины и земских людей появилось много благочестивых христиан , почитавших церковь , любивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное житьё. Через свою иерархию и примеры ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковною практикой она показывала , как надо жить и действовать в делах личных и общественных.

 Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила , как они должны управлять : «воспрещать злым и казнить разбойников». «Ты поставлен от Бога на казнь злым , а добрым на милование» , - говорило духовенство князю Владимиру , указывая ему , что князь не может оставаться безучастным к насилию и злу на своей земле , что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении , что княжеская власть , как и вся земная власть , учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как «всяка власть от Бога» и так как князь «есть Божий слуга» , то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя , чтобы они «имели приязнь» к князю , не мыслили на него зла и смотрели на него как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение языческой Руси на князей , как на дружинных конунгов , которые берут дань за свои военные услуги земле и которых можно прогонять , если они не угодны , и даже убивать (как древляне Игоря). Церковь всячески боролась с таким взглядом и поддерживала авторитет князей , смотря на них , как на прирождённых и богоданных государей. Когда князья сами роняли своё достоинство в грубых ссорах и междоусобиях , духовенство старалось мирить их и учить , чтобы они «чтили старейших» и «не переступали чужого предела». Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка , имея перед собою пример   Византии , где царская власть стояла очень высоко.

Найдя на Руси ряд союзов , родовых и племенных , дружинных и городских , церковь образовала собою особый союз - церковное общество. В состав его вошло духовенство , затем люди , которых церковь опекала и питала , и , наконец , люди , которые служили церкви и от неё зависели. Церковь опекала и питала тех , кто не мог сам себя кормить : нищих , больных , убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям , потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь получала в своё владение сёла , населённые рабами. И изгои , и рабы становились под защиту церкви и делались её работниками. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по церковным обычаям ; все эти люди выходили из подчинения князю и становились подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтожен церковный человек , церковь смотрела на него по-христиански - как на свободного человека. Для церковного сознания все были братья во Христе , и не было перед Господом ни раба , ни господина. В церкви не существовало рабства : рабы , подаренные церкви , обращались в людей , лично свободных ; они были только прикреплены к церковной земле , жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом , церковь давала светскому обществу пример нового , более совершенного и гуманного устройства , в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

 Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного закона , принятого и подтверждённого первыми русскими князьями в их «церковных уставах» , все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому , а церковному. Церковные   суды , во-первых , судили за святотатство , еретичество , волшебство , языческие моления. Церковные суды ,                   во-вторых , ведали все семейные дела , возникавшие между мужьями и жёнами , родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту : многожёнство , умыкание и покупку жён , изгнание жены мужем , жестокости над жёнами и детьми и т. п. Применяя в своих судах византийские законы , более развитые , чем грубые юридические обычаи языческого общества , духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси , насаждало лучшие порядки.

В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях , в беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить , что раб - такой же человек и христианин , как и сам его господин. В поучениях запрещалось не только убивать , но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая рабов в дар , церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда то же делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были редки , хотя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства , однако изменялся и смягчался самый взгляд на раба , и дурное обращение с рабами стало почитаться «грехом». Оно ещё не каралось законом , но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным.

Так широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей , так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время , как княжеская власть на Руси была ещё слаба и киевские князья , когда их становилось много , сами стремились к разделению  государства , - церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви , и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.

Наконец , христианская вера на Руси совершила переворот в области искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство привело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери(Десятинная церковь) был древнейшим каменным храмом в Киеве. За тем были построены киевская церковь св. Софии , новгородская церковь св. Софии и другие храмы и церкви. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и другие искусства и художественные ремёсла , в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были , конечно , греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развивалось таким образом национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером , и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.

В 866 году в своей окружной грамоте , разосланной восточным епископам , патриарх Фотий писал : «Россы , славные жестокостью , победители народов соседних , в гордости рискнувшие воевать с Римской империей , уже оставили суеверие , исповедуют Христа и суть друзья наши , быв ещё недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника , имея живое усердие к христианскому богослужению». В это время Россия числится 60-м архиепископством среди епархий константинопольского патриарха. Казалось бы , крещение Руси состоялось. Но , увы - оно не оставило заметного следа в русской истории. Следствием его стало лишь появление христиан в княжеской дружине , никак не повлиявшее на распространение христианства в народе.

Третий раз Русь была крещена в 957 году в лице святой равноапостольной княгине Ольги , приехавшей для этого в Константинополь. Крестил её сам патриарх , благословивший Ольгу по совершении таинства дарственным крестом с надписью : «Земля русская воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги». И опять , несмотря на то , что в отсутствии сына - воинственного Святослава - Ольга была правительницей страны ,  христианство на Руси , даже пользуясь её покровительством , не прививалось. Были и церкви и христианские общины , но лишь в больших торговых городах , где всегда собирались люди самого разного вероисповедания. Народ же продолжал коснеть в язычестве. Всё это , однако , были только приготовительные явления. При князьях так называемого Рюрикова дома господствовало полное варварство. Они облагали русские народы данью , подчиняли их  себе , объединяли ; но их власть имела не государственные а разбойничьи черты. Они окружали себя дружиною , составляли из охотников разных племен рать и делали набеги на соседей - на области Византийской империи , на восточные страны , прикаспийские и закавказские. Цель их  была - приобретение добычи. 

Но Владимир не даром жил у варягов. Через два года в 980 году он собрал там сильное войско и пришёл в свой Новгород , выгнал оттуда посадников Ярополка и послал их сказать     брату : «Владимир идёт на тебя , пристроивайся к битве». Отпустив посадников , Владимир сел в Новгороде и послал в Полоцк , к тамошнему князю Рогволоду свататься к его дочери Рогнеде. Рогнеда сказала : «Не хочу разуть сына рабы» , попрекнув его низостью происхождения по матери. Послы Владимира , возвратясь , пересказали ему речи Рогнеды ; тогда Владимир , собрав большое войско варягов и славян , чудь и кривичей , пошёл на Рогволода. В то самое время как уже хотели вести Рогнеду к Ярополку , пришёл Владимир на   Полоцк , убил   Рогволода , двоих сыновей его , и женился насильно на Рогнеде. Когда Владимир пришёл к Киеву со множеством войска , то Ярополк не мог противиться ему и затворился в городе с людьми своими и воеводою Блудом. К этому Блуду Владимир прислал с такими речами : «Возьми мою сторону ; если мне не удастся убить брата , то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь , ведь не я начал убивать братьев , а он : я же пришёл на него из страха , чтоб он и меня не убил». Блуд отвечал послам   Владимира , что будет помогать их князю. Блуд замыслил победить Ярополка коварством и начал отговаривать выходить из города на битву , говоря : «Беги скорей из Киева ; киевляне пересылаются с Владимиром , зовут его на приступ к  городу , обещали предать тебя ему». Ярополк послушался , выбежал из Киева и затворился в Родне , а Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне , где скоро сделался страшный голод. Тогда Блуд стал уговаривать Ярополк помириться с братом и отправиться к нему в киевский дворец. Ярополк послушался и в этом. Но как только он вошёл в сени , два варяга бросились на Ярополка и умертвили его.

   В 981 году идет Владимир на ляхов , берет Перемышль (на реке Сане) , Червен за Западным Бугом и другие города , дойдя таким образом до долины реки Сана , то есть до западного рубежа расселения восточных славян , в это время усваивающих название русских. С этого западного рубежа он идет на рубеж восточный и снова подчиняет Киеву вятичей. В 982 году приходится ему снова идти на вятичей и окончательно их замирить. В 983 году Владимир идет на ятвягов за Неманом и подчиняет себе их землю. В 984 году - новый поход - на радимичей на реке Соже и их окончательное подчинение Руси. В 985 году - поход на болгар. Князь имеет успех , но , по совету Добрыни , решает не делать здесь завоеваний , а лишь заключить прочный мир.

В 988 году пошел Владимир с войском на Корсунь , город   греческий , корсунцы заперлись в городе и крепко оборонялись. Владимир послал сказать им : «Если не сдадитесь , то три года простою здесь», но они его не послушались. Тогда Владимир , устроив свое войско , велел делать насыпи около города ; но корсунцы , подкопав городскую стену , уносили насыпанную землю к себе в город. В это время один корсунский житель именем Настас - пустил стрелу в стан русский , а на стреле было написано : « На Восток от тебя колодезь ; из него вода идет в город ; откопай колодезь и перейми воду». Владимир в тот час велел копать , и  точно , воду переняли у граждан ; тогда последние , изнеможенные от жажды , сдались. Владимир вошел в город с дружиной и послал сказать императорам Василию и Константину : « Вот я взял Ваш славный город : слышу , что есть у вас сестра девица : если вы не отдадите ее за меня , то и оставшемуся городу вашему будет тоже , что Корсуню».

   В 991 году пошел Владимир на хорватов. Только что возвратился он с Хорватской войны , и вот печенеги пришли с той стороны , от реки Сулы ; Владимир пошел против врагов и встретил их на реке Трубеж. Русские стали на этой стороне , а печенеги на той , и не смели ни наши перейти на печенежскую сторону , ни печенеги на нашу. Тогда приехал князь печенежский к реке , позвал Владимира и сказал ему : «Выпусти ты своего воина , и я своего - пусть борются , и если твой осилит моего , то не будем воевать три года , если же наш одолеет , то будем разорять вашу землю целые  три года». После этого разговора князья разошлись розно ; Владимир , пришедши к  себе в стан , послал кликать по шатрам : «Нет ли   такого , кто бы взялся биться с печенегом? » - и не сыскался никто. На другое утро приехали печенеги и привели своего бойца , а у наших никого не было. Стал тужить князь Владимир и опять кликать по всему   войску ; тогда пришел к князю старик и сказал ему : «  Князь! Вышел я сюда на войну с четырьмя сыновьями , а пятый , меньшой , остался дома ; с самого детства не было человека , кто бы одолел его : однажды он мял воловью кожу , а я стал его за что-то бранить , так он , на меня рассердясь , прорвал кожу руками». Князь , слыша это , обрадовался и послал за силачом ; когда он пришел , то князь рассказал ему в чем дело ; то отвечал : «Не знаю , князь , могу ли биться с печенегом ; но пусть испытают меня : нет ли здесь большого и сильного быка? Нашли быка , большого и сильного , велели разъярить его горячим железом и пустили на волю : когда бык бежал мимо силача , тот схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом. Владимир , видя это , сказал ему : «Можешь биться с печенегом». На другое утро пришли печенеги и начали опять кричать : «Что же? Нашелся ли боец? А наш уже готов!» Владимир еще за ночь велел своему бойцу вооружиться , и вот оба показались. С печенежской стороны вышел великан , страшный видом ; выступил и Владимиров богатырь: он был среднего роста, и потому печенег, увидав его, начал смеяться. Размерили место между обоими полками , пустили борцов : те схватились и начали крепко щемить друг друга ; наш стиснул печенега руками и ударил его о землю ; тогда с обеих сторон раздался крик ; печенеги побежали ; русские ударили вслед за ними и погнали их. Владимир был очень рад , сделал богатыря знатным человеком , и отца его тоже ; потом возвратился в Киев с победою и славою великою.

В 995 году опять пришли печенеги к городу Василеву. Владимир вышел против них с малою дружиною , и когда вступил в битву , то не мог удержаться , побежал и едва укрылся от врагов под мостом. Тут обещался Владимир поставить церковь св. Преображения в Василеве , потому что в тот день было Преображение. Избавившись от  беды , Владимир точно поставил церковь и сделал большой   праздник , наварил меду и созвал бояр своих , и посадников , и старшин изо всех городов , и всяких людей много , а нищим роздал триста гривен. Праздновав восемь дней , Владимир возвратился в Киев на Успение Богородицы и тут опять сделал большой праздник , созвав бесчисленное множество народа. Он приказал всякому , нищему и убогому , приходить на княжий двор и брать все что надобно : питье , кушанье и деньги из казны. Князь говорил также : «Ведь больные и слабые не могут дойти до моего двора» - и потому велел сделать телеги , накладывать на них хлеб , мясо , рыбу , овощи разные , мед , квас и развозить по городу , спрашивая : «Где больные и  нищие , кто ходить не может?» - тем раздавали все это. Каждое воскресенье завел он на дворе своем  пиры , куда приходили бояре , дворяне , соцкие ,  десяцкие , лучшие люди , при князе и без князя : на тех пирах бывало множество мяса : говядины и дичины , было много всего. Вот , бывало как подопьют , то и начнут роптать на князя , говоря : «Что это наше здесь за житье горькое! дает нам есть деревянными ложками , а не серебряными!» Владимир , услыхав ропот , велел подавать серебряные ложки и сказал : «С серебром и золотом не найдешь дружины , а с дружиною найду и серебро и золото , как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра». Владимир любил свою дружину и думал с нею обо всяких  делах : об устройстве земском , о войнах , об уставах земских. С окольными князьями жил он мирно , и с польским князем , и с венгерским, и с богемским : были между нимии мир и любовь.

В 997 году Владимир пошел к Новгороду за войском на печенегов , потому что войны были беспрестанные. В это время печенеги ,  узнав , что князя нет , пришли и стали около Белгорода , не давая никому выхода , от чего сделался вдруг большой голод. В такой беде граждане собрали вече и  сказали : «Пришлось помереть с голода , а от князя нет  помощи ; сдадимся печенегам : кого убьют , а кого в живых оставят ; нам все равно помирать же голодною смертию». Так и решили. На этом вече не было одного старика и когда он после спросил : «Зачем это собирали вече?» - то ему отвечали , что завтра хотят сдаться печенегам. Старик послал за городскими старшинами и сказал им : «Что это я слышал , будто вы хотите сдаться печенегам?» Те отвечали : «Да что ж будешь делать? Люди не хотят терпеть голода». Тогда старик сказал им : «Послушайте же меня , не сдавайтесь еще денька три и сделайте так , как я вам скажу». Когда те обещали слушаться его , старик продолжал : «Сберите хоть по горсти овса , или пшеницы , или отрубей». Старшины исполнили его волю. Тогда он велел женщинам сделать раствор , на чем кисель варят ; велел также выкопать колодезь , вставить в него кадку и налить ее раствором ; велел выкопать и другой колодезь и в него вставить кадку. Потом велел сыскать где-нибудь меду ; ему принесли его целое лукошко : спрятано оно было в княжеском погребе ; старик приказал сделать из него сыту пресладкую и вылить в кадку , которая стояла в другом колодезе. На другой день он велел послать за печенегами ; граждане пошли и сказали им : «Возьмите у нас заложников , а сами подите , человек с десять в город и посмотрите , что у нас делается». Печенеги обрадовались , думая , что хотят им сдаться : взяли заложников , а сами выбрали лучших мужей и послали в город проведать , что там такое делается. Когда печенеги пришли в город , то жители сказали им : «Зачем вы себя губите? Хоть десять лет стойте под нашим городом , ничего не сделаете : у нас сама земля дает корм ; если же не верите , посмотрите своими глазами». Сказав это , привели их к колодезю , где был раствор , почерпнули из него ведром и налили в котлы ; когда сварили кисель , то взяли печенегов , и привели к другому колодцу , почерпнули  сыты , и начали есть , сперва сами , а потом дали и печенегам. Те удивились и сказали : «Ни за что не поверят наши князья , если сами не отведают». Тогда граждане налили горшок раствора и сыты из колодца и дали печенегам ; те пошли к своим и рассказали им все , что с ними случилось. Князья печенежские сварили себе кисель , поели , подивились , потом собрались и пошли прочь от города.

Владимир прожил долгий век и княжил почти полста лет , возвеличив и укрепив Киев и всю Русь. У Владимира было большое семейство. У него до греческой царевны Анны , последней супруги его , были ещё жёны. Одна из них  прекрасная , но несчастная Рогнеда , дочь Рогвольда , оскорблённая , осиротевшая ,   опозоренная , ставшая лишь по имени женою ненавистного князя , была им скоро забыта. Она взращивала рожденного от него сына , мучимая чувством    мести , ревностью и оскорблённым самолюбием. И когда однажды он её посетил и , случайно , у неё заснул , она решилась на мужеубийство. К счастью , Владимир проснулся вовремя и удержал занесённую над ним руку с ножом. Мужеубийство и у норманнов , и у славян влекло не минуемо смерть для виновной. Княгиню же по норманнской традиции , мог казнить только сам князь. И Владимир приказывает надеть Рогнеде княжеское платье , сесть на богатой постели и ждать его. Но когда он вошёл с мячом в руке , его встретил наученный матерью маленький , 4-5-летний Изяслав , став , тоже с мечом  на защиту матери. И грозный язычник не посмел свершить то , что повелевала ему норманнская честь. Он растерянно    говорит : «А кто же тебя  знал , что ты здесь?!» Бросает меч и идёт собирать бояр и просить их совета. А бояре советуют простить жену и даже вернуть ей и Изяславу землю Рогвольда. Мало того , Рогнеда опять была в чести. От неё у Владимира было ещё три сына : Мстислав , Всеволод , в том числе и Ярослав , родоначальник всей последующей династии Рюриковичей , и две дочки. Другие же летописи противоречат   этому , сообщая , что Владимир имел от несчастной княжны полоцкой одного только сына , Изяслава , и отпустил её с сыном в землю отца ; с тех пор потомки Рогнеды княжили особо в Полоцке и между ними и потомством Ярослава существовала постоянная родовая неприязнь , поддерживаемая преданиями о своих предках. От других : чехини , гречанки , вдовы  Яролополка , чехини второй и болгарки : Вышеслав ,   Святослав ,  Борис , Глеб ,  Станислав , Судислав , Позвизд. Кроме того он усыновил Святополка , сына убитого брата своего Ярополка.

 В конце жизни постигло Владимира сильное огорчение. В 1014 году его сын , Ярослав , который княжил в Новгороде и давал каждый год в Киев по две тысячи гривен , а тысячу раздавал в самом Новгороде дружине , что делали и все прежние посадники новгородские , в этот год вдруг не захотел давать дани отцу своему. Владимир сказал : «Поправляйте дороги и мостите мосты» , - потому что хотел идти на Ярослава войною , да вдруг разболелся. Между тем послышали , что печенеги идут на Русь ; Владимир выслал против них сына Бориса , а сам сильно разболелся ; в этой болезни и умер. После кончины Владимира бояре испугались , что его сыновья начнут борьбу за престол. Приближённые Владимира хотели помочь сыну Владимира Борису , которого отец накануне отправил в военный поход против печенегов. Чтобы скрыть смерть князя до тех пор , пока не вернётся Борис , бояре тайно проломили заднюю стену терема и ночью отнесли тело Владимира в церковь. Но народ узнал об этом , и к церкви сошлось огромное количество людей. «И плакали по нём. Бояре как по заступнику земли , бедные как по кормильцу». Тело Владимира положили в мраморный гроб и похоронили в каменной церкви Святой Богородицы. - Удивления достойно , сколько добра сотворил он Русской земле , - сказал о нём летописец. Имя князя Владимира Святого - Владимира Красное Солнышко - навсегда связано с крещением Руси. На самом высоком холме Киева ему воздвигнут памятник. Холм этот получил название Владимирская горка. А сам князь Владимир причислен к лику святых.

 

                                           План.

1. Языческая Русь до крещения.

2. Как Владимир стал единовластным правителем Руси.

3. Первые годы правления Владимира.

4. Поход на Корсунь. Крещение Руси.

5. Владимир и Русь после крещения.

6. Владимир как военный , политический деятель.

7. Последние годы правления Владимира и смерть.

8. Значение личности Владимира и крещения Руси в истории государства Российского.

                          Список использованной литературы.

1. Амелькин А. О. , Кретинин С. В. , Филюшкин А. И. Всемирная история в лицах для детей. Книга для чтения. - Воронеж : Центрально-Чернозёмное книжное издательство , 1996 год - 558 стр.

2. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах : Раннее средневековье. Энциклопедия для школьников. Серия «Детский плутарх». - Москва : издательство «ОЛМА-ПРЕСС» , 1999 - 320 стр.

3.   Ошимова А. О. История государства Российского с его возникновения до времён Петра I. - Москва : издательство ТКО   АСТ  , 1996 год - 464 стр.

4.   Петухов Ю. Д. Научно-популярный литературно-художественный журнал № 3. - Москва : культурно просветительское издательство «История» ,   «Метагалактика» , 1997 год - 288 стр.

5.   Потапчук И. Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников. - Тула : издательство «Пересвет II» , фирма «Ослябя» , 1995 год - 592 стр.

6.   Поспелов Н. П. , Лисовой Н. Н. Российские судьбы. Святая Ольга - Владимир Святой. - Москва : издательство   «Новатор» , 1996 год -  400 стр.

7.   «Русская Православная Церковь 988 - 1988». - Москва : издание Московской Патриархии , 1988 год. 

8.    Соловьёв С. М. Чтение и рассказы по истории. - Москва : издательство «Правда» , 1989 год - 768 стр.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.