В
языческое время на Руси было лишь одно сословное различие : люди делились на
свободных и несвободных , или рабов. Свободные назывались мужами , рабы носили
название челядь (в единственном числе холоп или раба). Положение рабов , очень
многочисленных , было тяжко : они рассматривались как рабочий скот в хозяйстве
своего господина. Они не могли иметь собственного имущества , не могли быть
свидетелями в суде , не отвечали за свои преступления. За них ответствовал господин
, который имел право жизни и смерти над своим холопом и наказывал его сам , как
хотел. Свободные люди находили себе защиту в своих родах и сообществах ; холоп
мог найти себе защиту только у господина ; когда же господин отпускал его на
волю или прогонял , раб становился изгоем и лишался всякого покровительства и
пристанища.
Христианская
церковь не могла примириться с такими порядками. Вместе с Христовым учением о
любви и милости церковь принесла на Русь византийскую культуру. Уча язычников
вере , она стремилась улучшить их житейские порядки. Под влиянием христианства
отдельные лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы , шли
вслед Христу и являли примеры нравственной христианской жизни и даже
подвижничества. О самом князе Владимире предание говорит , что он смягчился
под влиянием новой веры , стал милостив и ласков. Среди дружины и земских
людей появилось много благочестивых христиан , почитавших церковь , любивших
книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное житьё.
Через свою иерархию и примеры ревнителей новой веры церковь действовала на
нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковною практикой она показывала , как
надо жить и действовать в делах личных и общественных.
Церковь
старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила , как они должны
управлять : «воспрещать злым и казнить разбойников». «Ты поставлен от Бога на
казнь злым , а добрым на милование» , - говорило духовенство князю Владимиру ,
указывая ему , что князь не может оставаться безучастным к насилию и злу на
своей земле , что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство
основывало на убеждении , что княжеская власть , как и вся земная власть ,
учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как «всяка власть от Бога»
и так как князь «есть Божий слуга» , то ему надлежит повиноваться и его
надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя , чтобы они «имели
приязнь» к князю , не мыслили на него зла и смотрели на него как на избранника
Божия. Очень грубо было воззрение языческой Руси на князей , как на дружинных
конунгов , которые берут дань за свои военные услуги земле и которых можно
прогонять , если они не угодны , и даже убивать (как древляне Игоря). Церковь
всячески боролась с таким взглядом и поддерживала авторитет князей , смотря на
них , как на прирождённых и богоданных государей. Когда князья сами роняли своё
достоинство в грубых ссорах и междоусобиях , духовенство старалось мирить их и
учить , чтобы они «чтили старейших» и «не переступали чужого предела». Так
духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка , имея
перед собою пример Византии , где царская власть стояла очень высоко.
Найдя
на Руси ряд союзов , родовых и племенных , дружинных и городских , церковь
образовала собою особый союз - церковное общество. В состав его вошло
духовенство , затем люди , которых церковь опекала и питала , и , наконец ,
люди , которые служили церкви и от неё зависели. Церковь опекала и питала тех ,
кто не мог сам себя кормить : нищих , больных , убогих. Церковь давала приют и
покровительство всем изгоям , потерявшим защиту мирских обществ и союзов.
Церковь получала в своё владение сёла , населённые рабами. И изгои , и рабы
становились под защиту церкви и делались её работниками. Всех своих людей
одинаково церковь судила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по
церковным обычаям ; все эти люди выходили из подчинения князю и становились
подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтожен церковный человек ,
церковь смотрела на него по-христиански - как на свободного человека. Для
церковного сознания все были братья во Христе , и не было перед Господом ни
раба , ни господина. В церкви не существовало рабства : рабы , подаренные
церкви , обращались в людей , лично свободных ; они были только прикреплены к
церковной земле , жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом ,
церковь давала светскому обществу пример нового , более совершенного и
гуманного устройства , в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные
и беззащитные.
Церковь
затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском
обществе. На основании греческого церковного закона , принятого и
подтверждённого первыми русскими князьями в их «церковных уставах» , все
проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не
княжескому , а церковному. Церковные суды , во-первых , судили за
святотатство , еретичество , волшебство , языческие моления. Церковные суды
, во-вторых , ведали все семейные дела , возникавшие между
мужьями и жёнами , родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие
обычаи и нравы в семейном быту : многожёнство , умыкание и покупку жён ,
изгнание жены мужем , жестокости над жёнами и детьми и т. п. Применяя в своих
судах византийские законы , более развитые , чем грубые юридические обычаи
языческого общества , духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси , насаждало
лучшие порядки.
В
особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В
поучениях и проповедях , в беседах и разговорах представители духовенства
деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить , что раб - такой
же человек и христианин , как и сам его господин. В поучениях запрещалось не
только убивать , но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо
требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая рабов в дар ,
церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру
церкви иногда то же делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были
редки , хотя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства , однако
изменялся и смягчался самый взгляд на раба , и дурное обращение с рабами стало
почитаться «грехом». Оно ещё не каралось законом , но уже осуждалось церковью и
становилось предосудительным.
Так
широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно
охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как
политическую деятельность князей , так и частную жизнь всякой семьи. Это
влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то
время , как княжеская власть на Руси была ещё слаба и киевские князья , когда
их становилось много , сами стремились к разделению государства , - церковь
была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю.
Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви , и это сообщало
церковному влиянию внутреннее единство и силу.
Наконец
, христианская вера на Руси совершила переворот в области искусства. Языческая
Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство привело
к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм
Успения Богоматери(Десятинная церковь) был древнейшим каменным храмом в Киеве.
За тем были построены киевская церковь св. Софии , новгородская церковь св.
Софии и другие храмы и церкви. Они строились по византийским образцам и
украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под
влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с
ними вместе развились и другие искусства и художественные ремёсла , в
особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех
отраслях художественного производства были , конечно , греки. Позднее под их
руководством появились и русские мастера. Развивалось таким образом
национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным
византийским характером , и поэтому известно в науке под именем
русско-византийского.
В
866 году в своей окружной грамоте , разосланной восточным епископам , патриарх
Фотий писал : «Россы , славные жестокостью , победители народов соседних , в
гордости рискнувшие воевать с Римской империей , уже оставили суеверие ,
исповедуют Христа и суть друзья наши , быв ещё недавно злейшими врагами. Они
уже приняли от нас епископа и священника , имея живое усердие к христианскому
богослужению». В это время Россия числится 60-м архиепископством среди епархий
константинопольского патриарха. Казалось бы , крещение Руси состоялось. Но ,
увы - оно не оставило заметного следа в русской истории. Следствием его стало
лишь появление христиан в княжеской дружине , никак не повлиявшее на
распространение христианства в народе.
Третий
раз Русь была крещена в 957 году в лице святой равноапостольной княгине Ольги ,
приехавшей для этого в Константинополь. Крестил её сам патриарх ,
благословивший Ольгу по совершении таинства дарственным крестом с надписью :
«Земля русская воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги». И опять
, несмотря на то , что в отсутствии сына - воинственного Святослава - Ольга
была правительницей страны , христианство на Руси , даже пользуясь её
покровительством , не прививалось. Были и церкви и христианские общины , но
лишь в больших торговых городах , где всегда собирались люди самого разного
вероисповедания. Народ же продолжал коснеть в язычестве. Всё это , однако ,
были только приготовительные явления. При князьях так называемого Рюрикова дома
господствовало полное варварство. Они облагали русские народы данью , подчиняли
их себе , объединяли ; но их власть имела не государственные а разбойничьи
черты. Они окружали себя дружиною , составляли из охотников разных племен рать
и делали набеги на соседей - на области Византийской империи , на восточные
страны , прикаспийские и закавказские. Цель их была - приобретение добычи.
Но
Владимир не даром жил у варягов. Через два года в 980 году он собрал там
сильное войско и пришёл в свой Новгород , выгнал оттуда посадников Ярополка и
послал их сказать брату : «Владимир идёт на тебя , пристроивайся к битве».
Отпустив посадников , Владимир сел в Новгороде и послал в Полоцк , к тамошнему
князю Рогволоду свататься к его дочери Рогнеде. Рогнеда сказала : «Не хочу
разуть сына рабы» , попрекнув его низостью происхождения по матери. Послы Владимира
, возвратясь , пересказали ему речи Рогнеды ; тогда Владимир , собрав большое
войско варягов и славян , чудь и кривичей , пошёл на Рогволода. В то самое
время как уже хотели вести Рогнеду к Ярополку , пришёл Владимир на Полоцк ,
убил Рогволода , двоих сыновей его , и женился насильно на Рогнеде. Когда
Владимир пришёл к Киеву со множеством войска , то Ярополк не мог противиться
ему и затворился в городе с людьми своими и воеводою Блудом. К этому Блуду
Владимир прислал с такими речами : «Возьми мою сторону ; если мне не удастся
убить брата , то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь ,
ведь не я начал убивать братьев , а он : я же пришёл на него из страха , чтоб
он и меня не убил». Блуд отвечал послам Владимира , что будет помогать их
князю. Блуд замыслил победить Ярополка коварством и начал отговаривать выходить
из города на битву , говоря : «Беги скорей из Киева ; киевляне пересылаются с
Владимиром , зовут его на приступ к городу , обещали предать тебя ему».
Ярополк послушался , выбежал из Киева и затворился в Родне , а Владимир вошел в
Киев и осадил Ярополка в Родне , где скоро сделался страшный голод. Тогда Блуд
стал уговаривать Ярополк помириться с братом и отправиться к нему в киевский
дворец. Ярополк послушался и в этом. Но как только он вошёл в сени , два варяга
бросились на Ярополка и умертвили его.
В 981 году идет Владимир на ляхов , берет Перемышль (на реке Сане) , Червен за
Западным Бугом и другие города , дойдя таким образом до долины реки Сана , то
есть до западного рубежа расселения восточных славян , в это время усваивающих
название русских. С этого западного рубежа он идет на рубеж восточный и снова
подчиняет Киеву вятичей. В 982 году приходится ему снова идти на вятичей и
окончательно их замирить. В 983 году Владимир идет на ятвягов за Неманом и
подчиняет себе их землю. В 984 году - новый поход - на радимичей на реке Соже и
их окончательное подчинение Руси. В 985 году - поход на болгар. Князь имеет
успех , но , по совету Добрыни , решает не делать здесь завоеваний , а лишь
заключить прочный мир.
В
988 году пошел Владимир с войском на Корсунь , город греческий , корсунцы
заперлись в городе и крепко оборонялись. Владимир послал сказать им : «Если не
сдадитесь , то три года простою здесь», но они его не послушались. Тогда
Владимир , устроив свое войско , велел делать насыпи около города ; но корсунцы
, подкопав городскую стену , уносили насыпанную землю к себе в город. В это
время один корсунский житель именем Настас - пустил стрелу в стан русский , а
на стреле было написано : « На Восток от тебя колодезь ; из него вода идет в
город ; откопай колодезь и перейми воду». Владимир в тот час велел копать , и
точно , воду переняли у граждан ; тогда последние , изнеможенные от жажды ,
сдались. Владимир вошел в город с дружиной и послал сказать императорам Василию
и Константину : « Вот я взял Ваш славный город : слышу , что есть у вас сестра
девица : если вы не отдадите ее за меня , то и оставшемуся городу вашему будет
тоже , что Корсуню».
В 991 году пошел Владимир на хорватов. Только что возвратился он с Хорватской
войны , и вот печенеги пришли с той стороны , от реки Сулы ; Владимир пошел
против врагов и встретил их на реке Трубеж. Русские стали на этой стороне , а
печенеги на той , и не смели ни наши перейти на печенежскую сторону , ни
печенеги на нашу. Тогда приехал князь печенежский к реке , позвал Владимира и
сказал ему : «Выпусти ты своего воина , и я своего - пусть борются , и если
твой осилит моего , то не будем воевать три года , если же наш одолеет , то
будем разорять вашу землю целые три года». После этого разговора князья
разошлись розно ; Владимир , пришедши к себе в стан , послал кликать по шатрам
: «Нет ли такого , кто бы взялся биться с печенегом? » - и не сыскался никто.
На другое утро приехали печенеги и привели своего бойца , а у наших никого не
было. Стал тужить князь Владимир и опять кликать по всему войску ; тогда
пришел к князю старик и сказал ему : « Князь! Вышел я сюда на войну с четырьмя
сыновьями , а пятый , меньшой , остался дома ; с самого детства не было
человека , кто бы одолел его : однажды он мял воловью кожу , а я стал его за
что-то бранить , так он , на меня рассердясь , прорвал кожу руками». Князь ,
слыша это , обрадовался и послал за силачом ; когда он пришел , то князь
рассказал ему в чем дело ; то отвечал : «Не знаю , князь , могу ли биться с
печенегом ; но пусть испытают меня : нет ли здесь большого и сильного быка?
Нашли быка , большого и сильного , велели разъярить его горячим железом и
пустили на волю : когда бык бежал мимо силача , тот схватил его рукою за бок и
вырвал кожу с мясом. Владимир , видя это , сказал ему : «Можешь биться с
печенегом». На другое утро пришли печенеги и начали опять кричать : «Что же?
Нашелся ли боец? А наш уже готов!» Владимир еще за ночь велел своему бойцу
вооружиться , и вот оба показались. С печенежской стороны вышел великан ,
страшный видом ; выступил и Владимиров богатырь: он был среднего роста, и
потому печенег, увидав его, начал смеяться. Размерили место между обоими
полками , пустили борцов : те схватились и начали крепко щемить друг друга ;
наш стиснул печенега руками и ударил его о землю ; тогда с обеих сторон
раздался крик ; печенеги побежали ; русские ударили вслед за ними и погнали их.
Владимир был очень рад , сделал богатыря знатным человеком , и отца его тоже ;
потом возвратился в Киев с победою и славою великою.
В
995 году опять пришли печенеги к городу Василеву. Владимир вышел против них с
малою дружиною , и когда вступил в битву , то не мог удержаться , побежал и
едва укрылся от врагов под мостом. Тут обещался Владимир поставить церковь св.
Преображения в Василеве , потому что в тот день было Преображение. Избавившись
от беды , Владимир точно поставил церковь и сделал большой праздник ,
наварил меду и созвал бояр своих , и посадников , и старшин изо всех городов ,
и всяких людей много , а нищим роздал триста гривен. Праздновав восемь дней ,
Владимир возвратился в Киев на Успение Богородицы и тут опять сделал большой
праздник , созвав бесчисленное множество народа. Он приказал всякому , нищему и
убогому , приходить на княжий двор и брать все что надобно : питье , кушанье и
деньги из казны. Князь говорил также : «Ведь больные и слабые не могут дойти до
моего двора» - и потому велел сделать телеги , накладывать на них хлеб , мясо ,
рыбу , овощи разные , мед , квас и развозить по городу , спрашивая : «Где
больные и нищие , кто ходить не может?» - тем раздавали все это. Каждое
воскресенье завел он на дворе своем пиры , куда приходили бояре , дворяне ,
соцкие , десяцкие , лучшие люди , при князе и без князя : на тех пирах бывало
множество мяса : говядины и дичины , было много всего. Вот , бывало как
подопьют , то и начнут роптать на князя , говоря : «Что это наше здесь за житье
горькое! дает нам есть деревянными ложками , а не серебряными!» Владимир ,
услыхав ропот , велел подавать серебряные ложки и сказал : «С серебром и
золотом не найдешь дружины , а с дружиною найду и серебро и золото , как дед
мой и отец с дружиною доискались золота и серебра». Владимир любил свою дружину
и думал с нею обо всяких делах : об устройстве земском , о войнах , об уставах
земских. С окольными князьями жил он мирно , и с польским князем , и с
венгерским, и с богемским : были между нимии мир и любовь.
В
997 году Владимир пошел к Новгороду за войском на печенегов , потому что войны
были беспрестанные. В это время печенеги , узнав , что князя нет , пришли и
стали около Белгорода , не давая никому выхода , от чего сделался вдруг большой
голод. В такой беде граждане собрали вече и сказали : «Пришлось помереть с голода
, а от князя нет помощи ; сдадимся печенегам : кого убьют , а кого в живых
оставят ; нам все равно помирать же голодною смертию». Так и решили. На этом
вече не было одного старика и когда он после спросил : «Зачем это собирали
вече?» - то ему отвечали , что завтра хотят сдаться печенегам. Старик послал за
городскими старшинами и сказал им : «Что это я слышал , будто вы хотите сдаться
печенегам?» Те отвечали : «Да что ж будешь делать? Люди не хотят терпеть
голода». Тогда старик сказал им : «Послушайте же меня , не сдавайтесь еще
денька три и сделайте так , как я вам скажу». Когда те обещали слушаться его ,
старик продолжал : «Сберите хоть по горсти овса , или пшеницы , или отрубей».
Старшины исполнили его волю. Тогда он велел женщинам сделать раствор , на чем
кисель варят ; велел также выкопать колодезь , вставить в него кадку и налить
ее раствором ; велел выкопать и другой колодезь и в него вставить кадку. Потом
велел сыскать где-нибудь меду ; ему принесли его целое лукошко : спрятано оно
было в княжеском погребе ; старик приказал сделать из него сыту пресладкую и
вылить в кадку , которая стояла в другом колодезе. На другой день он велел
послать за печенегами ; граждане пошли и сказали им : «Возьмите у нас
заложников , а сами подите , человек с десять в город и посмотрите , что у нас
делается». Печенеги обрадовались , думая , что хотят им сдаться : взяли
заложников , а сами выбрали лучших мужей и послали в город проведать , что там
такое делается. Когда печенеги пришли в город , то жители сказали им : «Зачем
вы себя губите? Хоть десять лет стойте под нашим городом , ничего не сделаете :
у нас сама земля дает корм ; если же не верите , посмотрите своими глазами».
Сказав это , привели их к колодезю , где был раствор , почерпнули из него
ведром и налили в котлы ; когда сварили кисель , то взяли печенегов , и привели
к другому колодцу , почерпнули сыты , и начали есть , сперва сами , а потом
дали и печенегам. Те удивились и сказали : «Ни за что не поверят наши князья ,
если сами не отведают». Тогда граждане налили горшок раствора и сыты из колодца
и дали печенегам ; те пошли к своим и рассказали им все , что с ними случилось.
Князья печенежские сварили себе кисель , поели , подивились , потом собрались и
пошли прочь от города.
Владимир
прожил долгий век и княжил почти полста лет , возвеличив и укрепив Киев и всю
Русь. У Владимира было большое семейство. У него до греческой царевны Анны ,
последней супруги его , были ещё жёны. Одна из них прекрасная , но несчастная
Рогнеда , дочь Рогвольда , оскорблённая , осиротевшая , опозоренная , ставшая
лишь по имени женою ненавистного князя , была им скоро забыта. Она взращивала
рожденного от него сына , мучимая чувством мести , ревностью и оскорблённым
самолюбием. И когда однажды он её посетил и , случайно , у неё заснул , она
решилась на мужеубийство. К счастью , Владимир проснулся вовремя и удержал
занесённую над ним руку с ножом. Мужеубийство и у норманнов , и у славян влекло
не минуемо смерть для виновной. Княгиню же по норманнской традиции , мог
казнить только сам князь. И Владимир приказывает надеть Рогнеде княжеское
платье , сесть на богатой постели и ждать его. Но когда он вошёл с мячом в руке
, его встретил наученный матерью маленький , 4-5-летний Изяслав , став , тоже с
мечом на защиту матери. И грозный язычник не посмел свершить то , что
повелевала ему норманнская честь. Он растерянно говорит : «А кто же тебя
знал , что ты здесь?!» Бросает меч и идёт собирать бояр и просить их совета. А
бояре советуют простить жену и даже вернуть ей и Изяславу землю Рогвольда. Мало
того , Рогнеда опять была в чести. От неё у Владимира было ещё три сына :
Мстислав , Всеволод , в том числе и Ярослав , родоначальник всей последующей
династии Рюриковичей , и две дочки. Другие же летописи противоречат этому ,
сообщая , что Владимир имел от несчастной княжны полоцкой одного только сына ,
Изяслава , и отпустил её с сыном в землю отца ; с тех пор потомки Рогнеды
княжили особо в Полоцке и между ними и потомством Ярослава существовала
постоянная родовая неприязнь , поддерживаемая преданиями о своих предках. От
других : чехини , гречанки , вдовы Яролополка , чехини второй и болгарки :
Вышеслав , Святослав , Борис , Глеб , Станислав , Судислав , Позвизд. Кроме
того он усыновил Святополка , сына убитого брата своего Ярополка.
В
конце жизни постигло Владимира сильное огорчение. В 1014 году его сын , Ярослав
, который княжил в Новгороде и давал каждый год в Киев по две тысячи гривен , а
тысячу раздавал в самом Новгороде дружине , что делали и все прежние посадники
новгородские , в этот год вдруг не захотел давать дани отцу своему. Владимир
сказал : «Поправляйте дороги и мостите мосты» , - потому что хотел идти на
Ярослава войною , да вдруг разболелся. Между тем послышали , что печенеги идут
на Русь ; Владимир выслал против них сына Бориса , а сам сильно разболелся ; в
этой болезни и умер. После кончины Владимира бояре испугались , что его сыновья
начнут борьбу за престол. Приближённые Владимира хотели помочь сыну Владимира
Борису , которого отец накануне отправил в военный поход против печенегов.
Чтобы скрыть смерть князя до тех пор , пока не вернётся Борис , бояре тайно
проломили заднюю стену терема и ночью отнесли тело Владимира в церковь. Но
народ узнал об этом , и к церкви сошлось огромное количество людей. «И плакали
по нём. Бояре как по заступнику земли , бедные как по кормильцу». Тело
Владимира положили в мраморный гроб и похоронили в каменной церкви Святой
Богородицы. - Удивления достойно , сколько добра сотворил он Русской земле , -
сказал о нём летописец. Имя князя Владимира Святого - Владимира Красное
Солнышко - навсегда связано с крещением Руси. На самом высоком холме Киева ему
воздвигнут памятник. Холм этот получил название Владимирская горка. А сам князь
Владимир причислен к лику святых.
План.
1.
Языческая Русь до крещения.
2.
Как Владимир стал единовластным правителем Руси.
3.
Первые годы правления Владимира.
4.
Поход на Корсунь. Крещение Руси.
5.
Владимир и Русь после крещения.
6.
Владимир как военный , политический деятель.
7.
Последние годы правления Владимира и смерть.
8.
Значение личности Владимира и крещения Руси в истории государства Российского.
Список использованной литературы.
1.
Амелькин А. О. , Кретинин С. В. , Филюшкин А. И. Всемирная история в лицах для
детей. Книга для чтения. - Воронеж : Центрально-Чернозёмное книжное
издательство , 1996 год - 558 стр.
2.
Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах : Раннее средневековье. Энциклопедия
для школьников. Серия «Детский плутарх». - Москва : издательство «ОЛМА-ПРЕСС» ,
1999 - 320 стр.
3. Ошимова А. О. История
государства Российского с его возникновения до времён Петра I. - Москва :
издательство ТКО АСТ , 1996 год - 464 стр.
4. Петухов Ю. Д.
Научно-популярный литературно-художественный журнал № 3. - Москва : культурно
просветительское издательство «История» , «Метагалактика» , 1997 год - 288
стр.
5. Потапчук И. Чтение по
русской истории. Хрестоматия для старшеклассников. - Тула : издательство
«Пересвет II» , фирма «Ослябя» ,
1995 год - 592 стр.
6. Поспелов Н. П. ,
Лисовой Н. Н. Российские судьбы. Святая Ольга - Владимир Святой. - Москва :
издательство «Новатор» , 1996 год - 400 стр.
7. «Русская Православная
Церковь 988 - 1988». - Москва : издание Московской Патриархии , 1988 год.
8. Соловьёв С. М.
Чтение и рассказы по истории. - Москва : издательство «Правда» , 1989 год - 768
стр.