Реферат: История военно-технического сотрудничества США со странами Ближнего Востока
Реферат: История военно-технического сотрудничества США со странами Ближнего Востока
Реферат
История военно-технического
сотрудничества США со странами Ближнего Востока
Руководство
США рассматривает военно-техническое сотрудничество (ВТС) с зарубежными
странами в качестве важного и эффективного инструмента обеспечения национальных
интересов, вовлечения различных государств в сферу своего влияния и закрепления
глобального доминирования. Вашингтонская администрация всячески поощряет
военный экспорт, преследуя и такие вполне конкретные цели, как сохранение
достаточно стабильного источника получения валютных средств за счет продажи
крупных партий вооружений и предоставления различных услуг военного характера,
а также поддержания на должномуровне занятости на предприятиях ВПК.
В
реализации программ ВТС задействованы основные федеральные органы
исполнительной и законодательной власти: государственный департамент, обе
палаты конгресса, министерства обороны, торговли и финансов, ЦРУ и ФБР. Их
деятельность должным образом координируется, а применяемые методы отличаются
целенаправленностью, настойчивостью, стремлением сохранить и упрочить ведущие
позиции США на мировом рынке вооружений и военной техники.
Страны
Арабского Востока являются одним из главных потребителей американского оружия.
Стремление США развивать ВТС с ними обусловлено двумя основными факторами:
необходимостью упрочения позиций в экономически, геополитически и
военно-стратегически важном регионе Ближнего Востока и Северной Африки и, что
весьма важно, тем, что арабские государства расходуют очень крупные средства на
приобретение вооружений и другие военные нужды – 260 млрд. долл. в 1992–1999
гг. В конце 90-х годов темпы военных закупок несколько снизились, но тем не
менее по-прежнему регион считается и будет считаться самым крупным рынком сбыта
обычных вооружений. В 2001 г. 40% всего продаваемого оружия в мире приходилось
на Ближний Восток.
В
период с 1992 по 1997 год импорт оружия странами ближневосточного региона в
стоимостном выражении составил 51,785 млрд. долл., из них на долю США пришлось
22,3 млрд., или 43,1%. Крупнейшими импортерами американских вооружений среди
арабских стран являются Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, а в последние годы –
Объединенные Арабские Эмираты.
В
настоящее время военно-техническое сотрудничество США с арабскими странами
осуществляется в рамках следующих основных программ:
•
«Экспортные продажи вооружения» – FMS (ForeignMilitarySales) – продажа оружия
за плату;
•
«Передача излишков вооружений» – EDA (ExcessDefenseArticles) – передача
вооружений и военной техники из наличия МО США на безвозмездной основе или по
ценам с большой скидкой;
•
«Подготовка иностранного военного персонала» – IMET
(InternationalMilitaryEducationandTraining) – программа безвозмездной военной
помощи по подготовке военнослужащих различного уровня и специальностей в США;
•
«Финансирование экспорта вооружений» – FMF (ForeignMilitaryFinancing) –
предоставление кредитов на закупку вооружений, боевую подготовку, обучение
военнослужащих и др.;
•
«Военная помощь» – MAP (MilitaryAssistanceProgram) – безвозмездная помощь путем
передачи оружия и предоставления различных военных услуг.
Самым
крупным получателем американской безвозмездной военной помощи со второй
половины 70-х годов на Арабском Востоке является Египет. США также оказывают
содействие в развитии военной инфраструктуры АРЕ. На постоянной основе проходят
военные консультации, встречи руководства министерств обороны обоих государств.
В Каире действует представительство вооруженных сил США.
Вашингтон,
учитывая сохраняющуюся значимость Египта для продвижения американских интересов
на Ближнем Востоке, заинтересован в дальнейшем укреплении отношений с Каиром и
рассматривает АРЕ в качестве одного из ведущих партнеров в арабском мире. С
1988 г. Египет пользуется статусом «союзника США вне НАТО». На ближайшую
перспективу американская администрация не намерена отказываться от
предоставления ежегодной безвозмездной помощи АРЕ в размере 1,3 млрд. долл. на
военные нужды, а также значительных сумм на экономические цели. Одновременно
американцы настаивают на преимущественном приобретении египтянами оружия в США,
что существенно ограничивает возможности АРЕ по налаживанию ВТС с другими
странами.
Соединенные
Штаты считают, что оказание содействия в реорганизации вооруженных сил Египта
позволит улучшить их боевую совместимость с американскими войсками и армиями
других стран НАТО, а также облегчит египтянам участие в коалиционных военных
действиях и операциях по поддержанию мира. В Вашингтоне рассчитывают на то, что
сильная зависимость египетской военной машины от американских поставок и
материально-технического обеспечения служит своего рода страховкой от
возможного возврата АРЕ к конфронтации с Израилем. И еще американцы считают,
что «сила египетских военных, их связи с Соединенными Штатами являются лучшей
гарантией стабильности Египта и его прозападного курса».
Со
своей стороны, при решении проблем оснащения армии и флота вооружением и
военной техникой руководство АРЕ, учитывая сложное финансово-экономическое
положение страны, по-прежнему основной упор делает на получении гарантированной
безвозмездной помощи со стороны США. На дальнейшее сотрудничество с
американцами в значительной степени сориентированы планы военного строительства
республики. В египетской армии вводятся американские системы
материально-технического обеспечения, тыла, обучения личного состава и ремонта
боевой техники. Значительные группы египетских военнослужащих (в том числе до
600 офицеров) ежегодно направляются в США на учебу и переподготовку.
На
сегодняшний день египтяне предоставили Объединенному центральному командованию
(ОЦК) и силам быстрого реагирования (СБР) ВС США льготы по использованию
территории, воздушного пространства и портов АРЕ. В частности, ОЦК ВС США
предоставлена возможность использования по предварительному согласованию с
египетской стороной аэродромов Вади Кена, Каир (Международный), Каир
(Западный), Рас Банас, Эль-Ариш, Рас Кусрани, корабли 6-го флота ВМС США имеют
право захода в ряд египетских портов.
В
то же время отказ Египта от участия в антитеррористической операции в
Афганистане, нежелание Каира поддержать американскую военную операцию против
Ирака показывают, что имеются существенные внутри- и внешнеполитические
ограничения по использованию египетской армии в действиях в составе
многонациональных коалиций под руководством США.
Поставки
американского вооружения позволили в значительной степени обновить технику
египетских вооруженных сил, оснастить их современными видами вооружения и
военной техники.
Сухопутные
войска АРЕ получили из США 1600 танков М60А1/АЗ, а в самом Египте было собрано
в 1992–1998 гг. по американской лицензии и на 60% из американских узлов и
комплектующих 555 танков M1A1 «Абрамс». Египтянам также были переданы 164
155-мм самоходные гаубицы (СГ) М109, 2320 бронетранспортеров М11З различных
модификаций, большое число противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) ТОУ. В
АРЕ были собраны 124 122-мм самоходно-артиллерийские установки на шасси
американской САУ M109. Только в последние годы из США поступили 1058 переносных
зенитных ракет «Стингер» типа III и 50 ЗРК «Авенджер» (1058 ЗУР), 60 ЗРК
«Чапарэл» (1072 ЗУР). Продолжается модернизация танков M60A1 до уровня М60А3.
Сделан запрос о возможности приобретения 26 реактивных систем залпового огня
(РСЗО) MRLS с 2850 ракетами. Намечаются поставки ПТРК Хот-3 и «Хеллфайр». В
ближайшее время войска получат 179 155-мм СГ М109А2/АЗ. Начата сборка второй
партии из 200 танков M1A1 «Абрамс».
В
последние годы боевая мощь ВВС АРЕ значительно возросла, прежде всего за счет
поставок самолетов типа F–16 различных модификаций – более 210 ед. Со временем
большинство состоящих на вооружении египетских ВВС самолетов F–16
предполагается модернизировать до уровня F–16 Блок 40. В августе 2000 г.
американская фирма «Локхид Мартин» получила заказ правительства АРЕ на поставку
24 истребителей F-16C\D Блок 60 на сумму 329 млн. долл. Министерство обороны
США изучает возможность создания в АРЕ полной технической базы, необходимой
египтянам для самостоятельного технического обслуживания самолетов F–16. В
перспективе египетским руководством может быть рассмотрена возможность
приобретения еще одной партии самолетов F–16 для замены истребителей
«Мираж-5D/Е». В 2002 г. завершена модернизация всех 5 самолетов дальнего
радиолокационного обзора (ДРЛО) Е-2С «Хокай» до варианта «Хокай» 2000.
Дополнительно планируется приобрести еще один самолет данного типа. Достигнута
договоренность о проведении модернизации всех 35 боевых вертолетов АН-64А
«Апач» до уровня модели AH-64D «Лонгбоу». Работы намечено выполнить до конца
2003 г.
С
помощью США в Египте создана единая система управления ПВО, которая объединяет
огневые средства противовоздушной обороны, истребительную авиацию,
автоматизированные центры радиолокационного наблюдения и оповещения, а также
самолеты ДРЛО Е-2С «Хокай». Войска ПВО должны получить из США шесть батарей ЗРК
«Пэтриот» (48 ПУ) и 384 ракеты ПАК-2. Однако окончательное решение этого
вопроса египтяне по финансовым соображениям отложили до 2006 г. Египетская
сторона также проявляет заинтересованность в приобретении наземного варианта
американской ракеты AMRAAM для использования ее в интересах ПВО. Ракетами
AMRAAM предполагается заменить российские ЗРК «Квадрат». Подписан контракт с
американскими компаниями на проведение модернизации ЗРК «Усовершенствованный
Хок» и РЛС дальнего обнаружения AN/TPS-59/M39.
США
передали ВМС АРЕ 6 фрегатов, которые составляют основу надводных сил флота. Для
удовлетворения минимальных потребностей ВМС в новых кораблях командование
считает необходимым закупить по меньшей мере две дизельные подводные лодки, два
танко-десантных корабля типа «Ньюпорт», шесть ракетных катеров. Две дизельные
подводные лодки (пр.209) намечено построить на американских верфях в 2007–2008
гг. Ведутся переговоры о закупке минно-тральных кораблей США. Сделан запрос о
возможности приобретения четырех быстроходных ракетных катеров фирмы «Холтер
марин», оснащенных противокорабельными ракетами (ПКР) «Гарпун» со спутниковой
системой наведения. Кроме того, эти ракеты могут применяться и против береговых
целей. Закупки 53 ПКР «Гарпун» более современной модификации, противоминных
систем AN/SLQ также будут осуществлены в США.
США
построили для египетских ВС вблизи Каира учебный центр, который считается одним
из лучших в мире. В частности, в центре можно моделировать боевые действия.
Вооруженные
силы АРЕ регулярно принимают участие в совместных учениях с ВС США, других
стран НАТО и ряда арабских государств, в ходе которых отрабатываются вопросы
взаимодействия армий стран-участниц в возможных вооруженных конфликтах на
Ближнем Востоке и в Африке. Наиболее крупными и значимыми из них считаются
учения типа «Брайт стар», проводимые регулярно один раз в два года на севере
Египта в районе средиземноморского побережья. Основными их участниками являются
США и АРЕ. Кроме того, в учениях участвуют части и подразделения ВС ряда
западноевропейских и арабских стран. На сегодняшний день «Брайт стар» по праву
считаются крупнейшими многонациональными учениями. Так, в учениях «Брайт стар-01/02»,
проходивших с 8 октября по 1 ноября 2001 г., участвовали 70 тыс. военнослужащих
ВС: США (23 тыс. чел.), АРЕ (43 тыс. чел.), Великобритании, Германии, Франции
(1200 человек), Италии, Испании, Греции, Иордании и Кувейта.
К
другим регулярно проводимым совместным американо-египетским учениям относятся
«Айрон кобра», в ходе которых задействуются части и подразделения
воздушно-десантных войск, ПВО, военно-транспортной и тактической авиации,
отрабатываются вопросы переброски войск и техники на большие расстояния и
десантирования с различных высот. ВМС двух стран проводят в Красном море
совместные учения «Игл салют».
Вашингтон,
оказывая военную помощь АРЕ, стремится не допустить достижения египетского
военно-технического превосходства над Израилем. Именно поэтому США отказали
Египту в передаче самолетов F–15, до настоящего времени не решен вопрос о
поставке ПТРК ТОУ–2В, который в состоянии пробивать броню израильских танков
«Меркава».
В
1999 г. были согласованы объемы, условия и сроки поставок ЛРК новых крупных
партий американского оружия на сумму 3,2 млрд. долл. Всего же со второй
половины 70-х годов по 2002 г. Египет заключил с США контрактов на поставки
вооружения и военной техники на общую сумму 13,7 млрд. долл., из которых к 2002
г. реализованы контракты на сумму 12,2 млрд. долл.
Таким
образом, есть все основания полагать, что нынешний уровень
американо-египетского военного сотрудничества сохранится на обозримую
перспективу. Причем в Каире прекрасно понимают, что реальной альтернативы
американской военной помощи не существует и не предвидится.
Среди
арабских стран крупнейшим и самым динамичным рынком оружия являются
страны-члены ССАГПЗ. В начале 90-х годов США и их союзники умело использовали
опасения богатых нефтедобывающих государств ССАГПЗ в отношении Ирана и Ирака,
чтобы искусственно стимулировать их потребности в оружии. В результате
аравийские монархии приняли колоссальные программы переоснащения своих
вооруженных сил новыми и, естественно, дорогими видами вооружения и военной
техники.
Соединенным
Штатам в дележе этого «пирога» достался самый большой «кусок». В 1991–1996 гг.
американцы заключили со странами ССАГПЗ сделок на продажу оружия и оказание
услуг военного характера на общую сумму 36,5 млрд. долл.: с Саудовской Аравией
– на 26,2 млрд., с Кувейтом – на 7,7 млрд., с ОАЭ – на 1,0 млрд., с Бахрейном –
на 1,5 млрд. и с Оманом – на 100 млн. долларов. В 1991–1995 гг. на США
приходилось 47,5% военных закупок аравийских монархий, а в 1996–1999 гг. –
36,4%. Снижение показателей произошло за счет Саудовской Аравии и Кувейта.
Американские
военные поставки в страны ССАГПЗ на 90% осуществляются в рамках программы FMS,
а остальные 10% по коммерческим соглашениям с фирмами-производителями.
В
1991–1998 гг. по контрактам, заключенным во время и после кризиса в зоне Персидского
залива, США поставили странам аравийской «шестерки» военной продукции на сумму
36,9 млрд. долл. Причем, что характерно, со времени войны в Заливе американский
конгресс не блокирует сделки на продажу оружия, даже самого современного,
странам ССАГПЗ. Хотя, конечно, трудности при одобрении ряда соглашений имели
место.
В
военно-политическом плане весьма важным является то, что в 1991–1994 гг.
Соединенные Штаты заключили (или продлили) соглашения о сотрудничестве в
области обороны и безопасности со всеми аравийскими монархиями, за исключением
Саудовской Аравии.
В
феврале 2001 г. вступила в строй созданная с технической помощью США система
идентификации и слежения за самолетами, получившая название «Пояс
сотрудничества». Ее возможности позволяют осуществлять мониторинг воздушного
пространства стран ССАГПЗ и прилегающих районов, а также лучше координировать
действия сил ПВО. Система способна обеспечивать одновременное отслеживание
нескольких сотен самолетов.
С
1999 г. государства «шестерки», а также Иордания и Египет ежегодно участвуют в
совместной оборонной инициативе «Игл Резлов», осуществляемой под руководством
министерства обороны США. В ходе проводимых мероприятий отрабатываются вопросы
улучшения координации управления, контроля, связи и разведки в деле обнаружения
и противодействия химическому и бактериологическому оружию в зоне Персидского
залива.
Летом
2001 г. проведено совместное командно-штабное учение ОЦК ВС США и штабов армий
государств ССАГПЗ, на котором отрабатывались задачи организации взаимодействия
командных структур сторон.
Одним
из наиболее важных уроков, вынесенных руководством Королевства Саудовской
Аравии (КСА) из событий в зоне Персидского залива в 1990–1991 гг., стало то,
что страна не в состоянии в полной мере обеспечить свою внешнюю безопасность ни
самостоятельно, ни с помощью союзников по ССАГПЗ. В итоге в Эр-Рияде пришли к
выводу о необходимости более тесного и масштабного военно-политического
сотрудничества с США и их союзниками по НАТО.
В
то же время в Вашингтоне на основании анализа ситуации в зоне Персидского
залива пришли к заключению о ключевой роли КСА для американской политики в
регионе. Поэтому США отводят королевству особое место в деле укрепления своих
политических, экономических и военных позиций на Ближнем Востоке.
После
1991 г. расширились возможности ВС США по использованию саудовских морских баз
и аэродромов. Так, на военно-воздушной базе (ВВБ) «Принц Султан» юго-восточнее
Эр-Рияда был создан центр аэрокосмических операций США на Ближнем Востоке.
Американские ВВС использовали эту базу для контроля т.н. южной бесполетной зоны
в Ираке. Увеличились емкости складов запчастей и военного имущества для
американских войск. В КСА на постоянной основе был размещен американский
воинский контингент, в том числе две батареи ЗРК «Пэтриот». На начало 2003 г. в
стране находилось до 9 тыс. американских военнослужащих. Все это было сделано
на основе нескольких частных двусторонних соглашений по использованию
американскими ВС отдельных объектов национальной инфраструктуры. В то же время Эр-Рияд,
стремясь подчеркнуть независимость своего внешнеполитического курса и опасаясь
сильного противодействия радикальной исламской оппозиции, не пошел на
формальное подписание общего соглашения о военном сотрудничестве с Соединенными
Штатами.
США
являются основным партнером Саудовской Аравии в сфере военно-технического
сотрудничества на протяжении более чем 40 лет. Американцы поставляют саудовцам
боевую и вспомогательную технику для всех видов вооруженных сил: 85% вооружения
ВС КСА – американского производства. Саудовская Аравия остается крупнейшим
покупателем американского оружия. Всего за период 1950–1996 гг. королевство
закупило в США оружия и военной техники на сумму 35,8 млрд. долл., из которых к
1996 г. было поставлено на сумму 23,3 млрд. долл.
Соединенные
Штаты оказывают содействие в подготовке национальных военных кадров. Велика
роль американских специалистов в обслуживании поставляемой техники, особенно
для ВВС и ПВО. Периодически проводятся совместные учения армий двух стран и
встречи высших военных руководителей. В июле 1992 г. Саудовская Аравия
заключила с США соглашение об обучении личного состава национальных ВС и
проведении совместных учений. Предпринимаются меры по унификации систем
управления, связи и разведки вооруженных сил двух государств.
В
1990 г., вскоре после захвата Ираком Кувейта, саудовцы заключили крупные
контракты на закупку американских вооружений: 315 танков М1А2 «Абрамс», БМП М2
«Брэдли», ЗРК, боеприпасы, грузовики, снаряжение, тыловое имущество, тренажеры,
учебное оборудование и др. Общая сумма сделок превысила 20 млрд. долл., а сроки
поставок были определены до 10 лет.
Всего
в 1991–1995 гг. на военный импорт саудовцами было решено израсходовать 35 млрд.
долл. Помимо упомянутой выше боевой техники, средства были потрачены, в частности,
на приобретение в США 150 танков М60АЗ, 56 БТР МПЗ, 72 истребителей F–15, 10
транспортных самолетов С-130\HЗО, БТР «Пиранья», а также модернизацию с
иностранной помощью военной инфраструктуры, подготовку за рубежом военных
кадров.
В
июле 1991 г. с американцами был подписан контракт на сумму 986 млн. долл. на
проведение модернизации системы ПВО королевства. Он предусматривал закупку 8
ЗРК «Пэтриот» (64 ПУ, 384 ЗУР, 6 РЛС). В 1993 г. стороны договорились о
приобретении саудовцами еще 14 ЗРК «Пэтриот» (112 ПУ, 761 ЗУР). В 1994 г. из
США поступило 24 боевых вертолета АН-64 «Апач». Одновременно продолжалась
замена ЗРК «Хок» на «Усовершенствованный Хок». Для сухопутных войск поступили в
1994 г. 9 РСЗО MRLS с 1288 боевыми и 56 учебными ракетами, тренажерами и
учебным оборудованием. В 1994 г. США согласились продать КСА ракеты класса
«воздух-воздух» средней дальности АМRAAМ в варианте ЗУР, а для Национальной
гвардии были закуплены БТР «Пиранья» и 116 ПТРК ТОУ с 2000 ракетами.
В
период 1991–1997 гг. стоимость саудовских военных заказов в Соединенных Штатах
достигла 24,8 млрд. долл., а поставок военного назначения – 8,8 млрд. долл. В
1995–2000 гг. было приобретено 689 ракет «воздух-земля» AGM-689 «Мейверик», 900
«воздух-воздух» AIM-9C «Сайд-виндер» и 300 AIM-7M «Спарроу». В 1999 г.
завершились поставки 72 истребителей F-15S (саудовский вариант истребителя
F-15E).
В
1997 г. была завершена модернизация трех самолетов ДРЛО Е-3 АВАКС, а в 2000 г.
– двух оставшихся машин этого типа. В 2001 г. начат второй этап модернизации
АВАКСов, в ходе которого на самолетах установят новые компьютеры.
Предполагается оснастить самолеты F-15S более современными электронными
средствами и оружием.
При
участии Инженерного корпуса армии США на территории КСА построено или
модернизировано до 100 крупных военных объектов, включая военно-воздушные и
военно-морские базы, военные городки. Американцы продолжают оказывать
содействие в строительстве порта и ВМБ Джидда.
В
2000 г. достигнута договоренность о получении военной помощи от США на сумму
2,7 млрд. долл., в том числе 1,5 млрд. долл. на оказание технического
содействия в обслуживании истребителей F-15, 690 млн. долл. фирме «Эс-Салим
эркрафт» для обслуживания истребителей F-15 в саудовских мастерских, 416 млн.
долл. на приобретение легких бронированных автомобилей LHV в Канаде, 1827 ПТУР
ТОУ и комплектов тактической системы связи для Национальной гвардии.
Финансовые
трудности 1997–1999 гг., ставшие результатом падения цен на нефть на мировом
рынке, привели к изменениям графика выплат по военным контрактам. В частности,
имело место 15-процентное уменьшение стоимости контрактов, заключенных по линии
правительства США. Тем не менее на оплату контрактов по поставкам оружия и
военной техники в 2000 г. саудовцы израсходовали 7,3 млрд. долларов. Из-за
финансовых трудностей не был подписан контракт на приобретение истребителей
F–16D Блок 60 для замены устаревших самолетов F–5, хотя вопрос окончательно не
снят с повестки дня.
Страницы: 1, 2
|