рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: История военно-технического сотрудничества США со странами Ближнего Востока

В рамках кампании по экономии финансовых средств в начале 2001 г. стоимость военных контрактов с США уменьшена с 1,5 млрд. долл. до 755 млн. долл. В 2001 г. также не было заключено ни одного нового контракта на приобретение оружия и военной техники – крупных заказов размещать за рубежом пока не предполагается. Министерство обороны и авиации КСА заявило о перераспределении финансовых средств на обучение личного состава и повышение его квалификации.

В то же время у саудовцев имеются намерения удвоить число эскадрилий самолетов ДРЛО Е-3 АВАКС и приобрести 70 транспортных самолетов C-130J-30. Имеются планы модернизации вертолетов АН-64А «Апач» до модели AH-64D. В июле 2002 г. США предложили саудовской стороне приобрести 800 ракет «воздух-воздух» AMRAAM для самолетов F-15S. В 2008–2010 гг. планируется провести замену части самолетов F–15. В качестве вариантов рассматриваются «Еврофайтер», новые модели F–15, F–16 Блок 60, F–22 «Рэптор». В перспективе не исключена закупка самолетов JSF.

С ноября 2002 г. ВМС КСА и США в саудовской операционной зоне в Персидском заливе установили жесткий режим контроля за судоходством и ввели режим непрерывного наблюдения. Усиленный режим контроля за судоходством был введен саудовцами и в Красном море. Саудовская Аравия негативно отнеслась к военной акции США против Ирака. Тем не менее ее руководство не возражало против использования американцами ВВБ «Принц Султан».

После событий 1990–1991 гг. руководство Кувейта на практике убедилось, что реальной гарантией обеспечения защиты страны от иностранной агрессии может быть только военно-политическое партнерство с Соединенными Штатами. 19 сентября 1991 г. Кувейт подписывает с США соглашение о военном сотрудничестве сроком на 10 лет (продлено еще на 10 лет в 2001 г.). Оно предусматривает оказание американской помощи в обороне страны от внешней агрессии, доступ вооруженным силам США к портам и военным базам на территории эмирата, право пролета в воздушном пространстве, преимущественное право поставлять Кувейту оружие и военную технику, участие в подготовке кувейтских ВС, проведение совместных военных учений, размещение на территории эмирата складов вооружения для американских войск. На основании соглашения создана и действует американо-кувейтская группа по вопросам обороны.

За период 1991–1994 гг. в США было приобретено вооружений на сумму 3,9 млрд. долл., в странах Западной Европы – 1,2 млрд. долл. В последующие годы расходы на военные закупки сократились, но все же оставались достаточно большими: в США до 1997 г. было приобретено вооружений еще на 500 млн. долл.

В период 1992–1999 гг. из Соединенных Штатов поступили 40 истребителей F/A-18 и 256 танков М1А2 «Абрамс». Заключен контракт на поставку 5 ЗРК «Пэтриот» с 210 ЗУР ПАК-2. Одновременно с поставками новой техники восстанавливались и национальные вооруженные силы. Решающую роль здесь также играли США. С декабря 1991 г. началась практика проведения регулярных совместных учений ВС двух стран.

США в 1990-е гг. модернизировали две кувейтские ВВБ – «Али аль-Салех» и «Али аль-Джабер». В 1998 г. начал функционировать объединенный командный пункт ВС США в Кувейте.

В перспективе в США возможна закупка 728 ПТУР ТОУ-2 на сумму 80 млн. долл. В 2000 г. была завершена поставка 16 боевых вертолетов АН-64 «Апач». В 2002 г. министерство обороны Кувейта подписало соглашение о закупке в США 16 модернизированных вертолетов AH-64D «Лонгбоу». Стоимость контракта составляет 900 млн. долл. Ведутся переговоры о приобретении в США 4 транспортных самолетов C-130J-30. Американская сторона также рассматривает вопрос о продаже Кувейту 80 управляемых ракет «воздух-воздух» AMRAAM. Кувейт по причине нехватки собственных кадров изъявляет желание продлить соглашение с США по вопросам оказания содействия в ремонте и техническом обслуживании самолетов F/A-18. Рассматривается вопрос о возможности приобретения еще одной партии самолетов данного типа.

Вместе с тем в рамках объявленных сокращений военных программ отложена реализация контрактов на модернизацию системы управления связи и разведки стоимостью 1 млрд. долл., а также на закупку вертолетов АН-64D и UH-60 «Блэк Хок». После того, как кувейтский парламент заблокировал покупку в США 155-мм СГ М109А6 «Паладин» в 2001 г. партия гаубиц была заказана в Китае.

Американцы играют ведущую роль в обучении личного состава кувейтских вооруженных сил. Важное место в этом деле отводилось регулярному проведению совместных учений, в ходе которых отрабатывались следующие основные вопросы:

• стратегические переброски в зону Залива контингентов ВС США из континентальной части Соединенных Штатов и из Западной Европы;

• захват и удержание плацдармов на береговой линии и островных территориях Кувейта;

• освоение регионального ТВД с наработкой статистических данных о применении вооружений в местных климатических и географических условиях, в том числе тех, которые предлагаются для продажи странам региона.

На военной базе Эль-Доуха вблизи кувейтской столицы был размещен комплект вооружения и имущества для бронетанковой бригады: 58 танков М1А2 «Абрамс», БМП М2А2 «Брэдли», 155-мм САУ M109 и др.

В ходе подготовки и проведения США и Великобританией военной операции против Ирака в 2003 г. территория Кувейта стала основным плацдармом для сосредоточения группировки американских и британских сухопутных войск и ВВС. Именно с территории Кувейта западные союзники начали сухопутную часть операции по захвату Ирака. При этом американские и британские войска фактически без ограничений использовали военную и транспортную инфраструктуру страны. В Кувейт, по данным иностранных СМИ, к началу военной операции было переброшено до 140 тыс. американских и 12 тыс. британских военнослужащих.

Прочное финансовое положение Объединенных Арабских Эмиратов и планомерное увеличение финансовых ресурсов, выделяемых на военные нужды, сделали это государство объектом самого пристального внимания со стороны ведущих мировых поставщиков вооружения и военной техники. Не стали исключением и США.

В 1994 г. ОАЭ и США подписали соглашение о военном сотрудничестве и достигли согласия по вопросу о размещении на территории эмиратов складов для оружия и военной техники для бронетанковой бригады СВР ВС США (120 танков, 70 БМП и др.). Однако стороны не смогли договориться о стоимости аренды и поэтому договоренность не была реализована.

Соглашение 1994 г. также предусматривало строительство в ОАЭ военных объектов, проведение совместных мероприятий по боевой подготовке. На территории Эмиратов имеются небольшие склады для американских ВМС в Джебель Али, в качестве пункта материально-технического обеспечения ВМС США используют порт Эль-Фуджейра, американские военные корабли и суда имеют право захода в порт Абу Даби. Имеется договоренность об аренде американцами аэродромов Рас эль-Хайма и Эль-Фуджейра, которые по планам оперативного развертывания группировки военной авиации США в регионе предназначены для базирования тактической авиации и стратегических самолетов-разведчиков. Для обслуживания военных объектов в ОАЭ размещено 390 американских военнослужащих из состава ВВС (на начало 2003 г.).

В 1998 г. США использовали воздушное пространство страны в интересах нанесения ударов по Ираку (операция «Лис пустыни»). Американцы регулярно использовали аэродромы ОАЭ в интересах патрулирования южной бесполетной зоны в Ираке.

В начале 90-х годов США не были в числе главных партнеров ОАЭ по ВТС. Так, за период 1991–1994 гг. за рубежом были сделаны заказы на приобретение боевой и вспомогательной техники на сумму 1045 млн. долл., из них в США – на 380 млн. В 1991–1993 гг. из США поступили 20 боевых вертолетов АН-64 «Апач», 12 ПУ ЗУР «Усовершенствованный Хок», 620 ПТУР «Хеллфайр», 3 РЛС AN/TPS-70. В 1997–1999 гг. Эмираты закупили в США еще 10 вертолетов АН-64 «Апач».

Ситуация изменилась после того, как в 2000 г. с США был подписан крупнейший в истории страны контракт на поставку 80 новейших истребителей F-16C\D Блок 60 «ДезертФэлкон» (55 одноместных и 25 «спарок»). Вместе с самолетами будут поставлены ракеты «воздух-воздух» AIM-120DB AMRAAM (491 ед.), АIМ-9 «Сайдвиндер» (267), «воздух-земля» AGM-88 «Харм» (163), AGM-65D/C «Мейверик» (1163) и управляемые по лазеру бомбы GBU-10/-12/-24 (600, 420 и 300 ед. соответственно), 1800 кластерных бомб CBU-87, бомбы МК-82/-84/-86 (1200, 560 и 44000 ед. соответственно), а также ПКР «Гарпун» AGM-84 (52) и 320 тыс. выстрелов к автоматической 20-мм скорострельной авиационной пушке «Вулкан». Начало поставок намечено на 2004 г., завершение – в 2007 г. Общая стоимость контрактов составляет до 8 млрд. долл., в том числе стоимость собственно самолетов 6,4 млрд. долл. Эмиратские летчики пройдут курс обучения на новых самолетах в США. Таким образом, ОАЭ первыми из государств Ближнего и Среднего Востока получат доступ к радиоэлектронному оборудованию столь высокотехнологичного самолета, как F-16 Блок 60. В результате подписания этого контракта ОАЭ в 2001 г. заняли второе место в арабском мире (после КСА) по стоимости закупок американских вооружений.

ВВС Эмиратов планируют довести вертолеты АН-64 «Апач» до уровня модификации AH-64D, а также закупить дополнительно 30 вертолетов данного типа на сумму в 1,5 млрд. долл. Рассматривается вопрос о приобретении в США авиационных кассет для ракет «воздух-земля» с коррекцией влияния ветра типа WCMD, предназначенных для поражения групповых наземных целей. Уже в ближайшем будущем планируется закупить дополнительное количество ЗРК «Усовершенствованный Хок». Изучается вопрос о приобретении в ЗРК «Пэтриот» ПАК-3.

С помощью США продолжается строительство военно-морской базы в Тавалле и расширяется база в Абу Даби. На регулярной основе проводятся совместные учения ВС ОАЭ и США. Наиболее крупное из них – учение ВМС «АйронМэджик» проводится ежегодно с 1996 г. Проходят также совместные учения ВВС двух стран.

Основой оборонной стратегии Королевства Бахрейн является тесное военное сотрудничество с США. В 1992 г. Бахрейн и Соединенные Штаты подписали соглашение по вопросам обороны и безопасности. США остаются основным поставщиком вооружения и военной техники для Сил обороны Бахрейна. В 2002 г. Вашингтон заявил о готовности предоставить Бахрейну статус «союзника США вне НАТО», что позволит значительно расширить двустороннее военное сотрудничество.

В 1992–1997 гг. Бахрейн закупил в США 74 танка М60АЗ и 301 БТР M113. В 2000–2001 гг. бахрейнские ВВС получили 10 истребителей F-16C Блок 40 (в 2002 г. модернизированы до уровня Блок 50). США также согласились поставить 25 ракет «воздух-воздух» AMRAAM с дальностью пуска до 165 км и 950 бомб малого калибра М74. Не исключена закупка нескольких военно-транспортных самолетов типа С-130.

В августе 2001 г. руководство Бахрейна запросило у США согласия на приобретение 30 новейших оперативно-тактических ракет (ОТР) ATACMS, обладающих повышенной точностью поражения целей. США дали согласие, но при условии, что это оружие будет находиться под совместным американо-бахрейнским контролем, а бахрейнские военнослужащие не получат доступа к кодам для запуска ракет. Бахрейнская сторона приняла это условие. По достигнутой договоренности поставки ракет должны начаться в июле 2003 г.

Регулярно, два раза в год, проводятся совместные учения ВМС двух стран. На бахрейнской территории размещен штаб 5-го флота американских ВМС и основные компоненты обеспечения его функционирования. Периодически военно-воздушная база «Шейх Иса» используется американской авиацией для патрулирования в зоне Персидского залива и транспортных целей.

В феврале 1998 г. во время подготовки удара по Ираку в Бахрейне дислоцировалась часть ударной группировки американских ВВС. В ходе подготовки и проведения Соединенными Штатами военной операции против Ирака в 2003 г. группировка американских ВС на территории королевства была значительно увеличена – до 5 тыс. человек. В частности, сюда перебросили подразделения ВВС, включая несколько «самолетов-невидимок» F-117.

Соединенные Штаты считаются важнейшим стратегическим партнером Султаната Оман. И хотя в деле военного строительства эта страна традиционно ориентируется на помощь со стороны Великобритании, в последнее время все больший размах приобретает военное сотрудничество с США. В Маскате выступают за сохранение американского военного присутствия в Персидском заливе.

В июне 1980 г. Оман подписал соглашение о военном и экономическом сотрудничестве с США, по которому американские вооруженные силы получили право пользоваться военными базами на территории султаната (продлевается каждые пять лет, последний раз в 2000 г.). В частности, американцы получили право использовать ВВБ Масира, МарказТамарид, Эль-Хасиб, пункты базирования ВМС в Маскате, Райсуте и Сиди Лехза. Причем ВВБ Масира и порт Матра фактически поступили в их постоянное пользование, а остальные – в случае чрезвычайных обстоятельств. По условиям соглашения США получили право направлять в Оман контингент военнослужащих для проведения работ по расширению и модернизации военных объектов. Всего на эти цели Соединенные Штаты израсходовали более 250 млн. долл. Все перечисленные объекты предназначались для СВР ВС США в качестве баз передового базирования и обеспечения деятельности ВВС и ВМС.

По соглашению между США и Оманом, заключенному в 2000 г., Соединенные Штаты обязуются модернизировать военно-воздушную базу в Мусаннан, после чего она сможет принимать самолеты любого класса.

В начале 90-х годов с США заключается соглашение о поставке 50 танков М60АЗ из наличия американской армии, 96 ракет «воздух-воздух» «Сайдвиндер», ПТРК ТОУ. Вся эта техника была получена в 1996–1999 гг. Для замены устаревших английских тактических истребителей «Ягуар» намечено приобрести партию современных боевых самолетов, причем выбор сделан в пользу американских F-16 (12–18 машин типа F-16C\D Блок 50 с ракетами «воздух-воздух» AMRAAM (50 ед.) и «Сайдвиндер» (100 ед.), ракетами «воздух-земля» «Мейверик» (80 ед.) и ПКР «Гарпун», управляемыми бомбами GBY различных модификаций, в томчисле с лазерным наведением, запчастями, навигационным оборудованием). Общая стоимость сделки оценивается в 1,2 млрд. долл. Поставки могут быть осуществлены в 2003–2008 гг. В случае принятия руководством султаната окончательного решения о закупке самолетов F-16, произойдет крупный прорыв США на оманский военный рынок. В дальнейшем возможно приобретение самолетов данного типа еще для 2–3 эскадрилий, а также партии военно-транспортных самолетов С-130Н. Изучается вопрос о закупке самолетов ДРЛО Е-2С «Хокай».

Американцы помогают в подготовке местных военных кадров. В оманских ВМС работают советники и инструкторы из США. На протяжении 90-х годов вооруженные силы Омана регулярно участвовали в совместных учениях с ВС США.

В феврале 1998 г. оманское руководство предоставило свои военно-воздушные базы для авиации США, готовившейся нанести удары по Ираку, а в декабре 1998 г. американские стратегические бомбардировщики В-1В, участвовавшие в операции «Лис пустыни», наносили удары по Ираку с оманской базы МарказТамарид. В ходе подготовки и проведения США военной операции против Ирака в 2003 г. на территории Омана была размещена крупная группировка ВВС США, в том числе стратегические бомбардировщики В-1В и самолеты ДРЛО Е-3 АВАКС.

На современном этапе отношения Катара с США носят союзнический характер. 22 июня 1992 г. страны подписали соглашение по вопросам обороны и безопасности. Оно предусматривает оказание прямой американской военной помощи Катару в чрезвычайной ситуации. Вооруженные силы США получили доступ к портам и аэродромам эмирата, регулярно стали проводиться совместные учения ВС двух стран. Наиболее крупным из них является ежегодное учение ВМС «Дезерт пак».

С 1995 г. на территории Катара заскладированы бронетехника (110 танков М1А2 «Абрамс»), артиллерия, средства ПВО, стрелковое оружие, средства связи, различное снаряжение и имущество для бронетанковой бригады из состава ОЦК ВС США. С этой целью построена специальная база хранения – одна из крупнейших на Ближнем Востоке. Кроме того, американские ВС используют еще две базы на катарской территории, в том числе военно-воздушную базу Эль-Удейд. В апреле 2000 г. с США достигнута договоренность о расширении ВВБ Эль-Удейд с целью ее возможного использования американской авиацией в кризисных ситуациях. В настоящее время стороны готовят новое соглашение о военно-техническом сотрудничестве.

С 2002 г. в Катаре на военной базе Эс-Салия размещен командный пункт ОЦК ВС США, откуда происходило общее руководство американской военной операцией против Ирака в 2003 г. В период ее подготовки и проведения в Катар были переброшены контингенты ВС США (до 8 тыс. чел.), в основном из состава ВВС, включая самолеты F-117 и Е-3 АВАКС.

Традиционно основным поставщиком вооружения и военной техники для вооруженных сил эмирата является Франция. Однако в последнее время катарская сторона проявляет интерес к приобретению в США ЗРК «Пэтриот» ПАК-3, танков М1А2 «Абрамс», системы раннего предупреждения. Соединенные Штаты предложили Катару приобрести ОТР ATACMS на таких же условиях, как и Бахрейну, на что руководство страны дало свое согласие.

Во второй половине 90-х годов активизировались военные связи США с Йеменской Республикой (ЙР). В марте-апреле 1999 г. в провинции Ходейда были проведены совместные йеменско-американские учения спецвойск, продолжавшиеся четыре недели. С йеменской стороны в них участвовала бригада спецназа «Наср», с американской – батальон спецназа. США оказали ЙР помощь в разминировании ряда участков местности.

ЙР и США активно сотрудничают в деле борьбы с терроризмом. В Йемен после событий 11 сентября 2001 г. были направлены 150 военнослужащих сил специальных операций ВС США с целью участия в мероприятиях по поиску и уничтожению сторонников бен Ладена. В 2002 г. американские специалисты приступили к установке новейшей компьютерной системы слежения во всех морских портах Йемена, а также на аэродромах и других важных объектах в районе Адена. Подразделения ВС ЙР и спецназа США проводят совместные операции по прочесыванию местности в провинциях Маариб и Джоуфа, где особенно сильно влияние вооруженных исламистских группировок. Проведено несколько совместных операций по выявлению и уничтожению главарей «Аль-Каиды», скрывающихся на территории республики. Американские специалисты участвуют в подготовке личного состава йеменского спецназа.

В 90-е годы отмечены укреплением и расширением ВТС между Иорданией и США. Иорданское руководство рассматривает Вашингтон в качестве главного гаранта обеспечения внешней безопасности королевства в условиях сохраняющейся напряженности на Ближнем Востоке, а также гаранта стабильности монархического режима внутри страны. Вашингтонская администрация, в свою очередь, успешно использует различные рычаги воздействия на Иорданию в целях закрепления ее в качестве политического партнера США на Ближнем Востоке и необходимого обеспечивающего элемента американской концепции «гибкого военного присутствия» в регионе. Американцы гарантировали Амману оказание безвозмездной финансовой помощи на нужды обороны и безопасности, льготные поставки оружия и военной техники, помощь в реорганизации армии и подготовке военных кадров. Для рассмотрения данных вопросов создана и действует совместная иордано-американская военная комиссия. В Иордании имеется постоянное военное представительство США, регулярно происходят встречи на высшем уровне военных деятелей обоих государств и переговоры по военным вопросам. В 1996 г. Иордания получила статус «союзника США вне НАТО».

На протяжении последнего десятилетия Иордания заключила соглашения о военных поставках из США на сумму 300 млн. долл. В 1995 г. королевские ВВС получили 12 истребителей F-16А/В и 50 танков М60АЗ. В ближайшие годы намечено произвести модернизацию ЗРК «Усовершенствованный Хок» и приобрести три новые РЛС.

Весной 1999 г. с целью укрепления позиций короля Абдаллы II США решили оказать Иордании дополнительную военную помощь на сумму 200 млн. долл. В 2000 г. американская военная помощь составила 225 млн. долл., а в 2001 г. – 228 млн. долл., Ожидается, что в 2003 г. она достигнет 448 млн. долл. Иорданская сторона изъявляет желание приобрести новые крупные партии вооружений в США, но американский конгресс пока не дал разрешения на эти поставки.

Систематически на территории королевства проводятся совместные американо-иорданские учения с участием частей и подразделений всех видов вооруженных сил, осуществляется обмен разведывательной информацией.

С Соединенными Штатами подписано соглашение о доступе американских ВС на иорданские военные объекты. С 1996 г. иорданские военно-воздушные базы используются американской авиацией для перелетов в зону Персидского залива и перебросок подразделений морской пехоты.

В период подготовки и проведения американской военной операции против Ирака в 2003 г. на иорданские военно-воздушные базы были переброшены истребители ВВС США F-16 и британские «Торнадо», а также про-тивопартизанские самолеты АС-130. Для их прикрытия на территории королевства развернули ЗРК «Пэтриот». В королевстве также находились спецподразделения ВС США.

Основными партнерами Ливана в сфере ВТС остаются США и Франция, которые продают оружие и снаряжение по низким ценам или передают военное имущество безвозмездно. В Ливане действует американское военное представительство. В 1993 г. с США было заключено соглашение о военной помощи, передаче вооружения и подготовке военных кадров. В 90-е годы американцы передали Ливану 16 вертолетов UH-1H «Белл» за символическую плату в 1,5 млн. долл. С американских складов в Западной Европе ливанцы получили стрелковое оружие, 860 БТР МПЗ, 34 артиллерийских тягача, 300 военных грузовиков, 60 санитарных машин, приборы ночного видения, запасные части к танкам М48 и другой поставляемой технике, средства связи и др. Американские поставки позволили преобразовать все пехотные бригады ливанской армии в мотопехотные. В среднем ежегодная стоимость американских военных поставок составила 30 млн. долл. В составе ВМС Ливана при содействии США и Великобритании создан морской десантно-диверсионный отряд численностью в 100 человек. Он предназначен для борьбы с терроризмом и действий в качестве подразделения быстрого реагирования на конфликтные ситуации. По оценкам иностранных специалистов, ливанский морской спецназ является одним из лучших подразделений такого рода в регионе.

Главным партнером Туниса в военной и военно-технической области с начала 60-х годов являются Соединенные Штаты. Основными направлениями тунисско-американского военного сотрудничества являются: подготовка личного состава местных ВС; предоставление доступа вооруженным силам США на объекты военной инфраструктуры Туниса; продажа или предоставление безвозмездно в рамках программ военной помощи оружия и военной техники; оказание содействия в техническом обслуживании и ремонте поставленной техники; проведение совместных учений и ежегодных штабных переговоров.

С 1981 г. действует совместная тунисско-американская военная комиссия, которая рассматривает оборонные нужды Туниса. Ее заседания, в том числе на уровне министров обороны, поочередно проходят в Вашингтоне и Тунисе. Ежегодная безвозмездная американская военная помощь республике составляет 50–60 млн. долл. В стране действует военное представительство США. Тунисская армия в значительной степени оснащена американской техникой. Почти каждый офицер национальных вооруженных сил на том или ином этапе своей службы проходил обучение в США.

Тунис участвует в инициированной США и Великобританией африканской миротворческой программе и формировании Африканских сил реагирования на кризисы. В этой программе участвуют также Уганда, Гана, Малави, Мали, Эфиопия, Сенегал. В рамках программы по рекомендации американских советников в составе сухопутных войск Туниса формируется батальон быстрого реагирования численностью 500–800 человек.

В 1993 г. США поставили 4 военно-транспортных самолета С-130В/Н. В 1998 г. были закуплены 4 вертолета ПЛО НН-3, 2 пусковые установки и 300 ЗУР ближнего действия «Чапарэл», а также тренажерное оборудование для обучения личного состава зенитных ракетных подразделений. В перспективе Тунис намерен приобрести у США еще один самолет С-130В.

В начале 90-х годов военные связи Алжира с США ограничивались ежегодным направлением на учебу небольших групп алжирских офицеров и эпизодическими поставками вспомогательной техники. Постепенно двустороннее сотрудничество в военной области стало расширяться. Размеры американской помощи на цели обеспечения безопасности выросли с 95 млн. долл. в 1994 г. до 125 млн. долл. в 1999 г., а закупки в США техники военного назначения и снаряжения увеличились с 10 млн. долл. в 1992 г. до 110 млн. долл. в 1996 г. Расширяется практика направления на учебу алжирских офицеров в США. Между ВМС двух стран действует программа «обменов и сотрудничества». Алжир также рассчитывает на помощь США в деле преобразования своих ВС в полностью профессиональную армию. В 2000 г. Алжир приобрел шесть американских самолетов электронной разведки и РЭБ «Бич 1900».

Во время визита в Вашингтон летом 2001 г. президент АНДР А.Бутефлика заявил о желании алжирской стороны закупить в США системы оружия, оснащенные приборами ночного видения и в целом более широко ориентироваться на приобретение вооружения и военной техники американского производства. Бутефлика также выразил удовлетворение качеством подготовки алжирских военнослужащих в США.

С американской фирмой «Нортроп» ведутся переговоры о закупке оборудования для систем ПВО и новых РЛС. В 2003 г. должны начаться поставки в Алжир спецтехники и спецсредств в рамках программы оказания содействия по борьбе с терроризмом. Вместе с тем американская сторона не идет пока на полную отмену эмбарго на военные поставки АНДР.

Важное стратегическое положение Марокко во многом объясняет интерес Вашингтона к этой стране. США неоднократно заявляли о своей непосредственной заинтересованности в укреплении безопасности королевства как прозападно ориентированного государства.

В 1982 г. создан и регулярно проводит заседания (поочередно в Вашингтоне и Рабате) совместный комитет по вопросам военного и военно-технического сотрудничества. Оно развивается последующим основным направлениям: участие США в подготовке марокканских военных кадров, продажа или передача на безвозмездной основе (ежегодно на сумму до 50 млн. долл.) вооружения и военной техники королевской армии, проведение совместных мероприятий по оперативной и боевой подготовке штабов и войск, обмен военными делегациями и визитами военных кораблей. Важным элементом сотрудничества является предоставление американцам права на использование в интересах своих вооруженных сил целого ряда объектов военной инфраструктуры Марокко. Так, по соглашению 1982 г. США получили право использовать военно-воздушные базы в Кенитре, Сиди Слимане и Бен Герире «в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на Ближнем Востоке и в Африке». С 1987 г. США могут использовать ВВБ Бен Герир и в качестве запасного аэродрома для аварийной посадки космических кораблей многоразового использования. В Марокко на постоянной основе находится американское военное представительство.

Из излишков ВС США в 1993–1995 гг. Марокко получило 320 танков типа М60, танко-десантный корабль типа «Ньюпорт», другую технику. В 1996 г. с США подписан контракт на поставку 26 155-мм гаубиц M198. В середине 90-х годов Марокко проявило интерес к приобретению у США 20 бывших в употреблении истребителей F-16. Возможно, что в ближайшее время они будут поставлены королевству. Периодически проводятся совместные учения ВВС США и Марокко. В 2000 г. с США достигнута договоренность об увеличении «числа и качества» совместно проводимых учений. В 1997 г. завершено строительство с помощью США танкоремонтного завода, который специализируется на ремонте танков типа М48 и М60, БТР M113.

Со времени получения Марокко независимости в 1956 г. в США прошли обучение и переподготовку более 3 тыс. офицеров национальных ВС.

В то же время военная помощь США носит дозированный характер и не имеет тенденции к существенному расширению. Как правило, американцы стараются направлять ее преимущественно на развитие необходимых им элементов марокканской инфраструктуры, что не всегда отвечает интересам страны. В Рабате не скрывают своего недовольства американо-французской договоренностью о том, что объемы военной помощи и поставок оружия королевству не должны нарушать баланса сил между Марокко и Алжиром, даже в случае обострения отношений между соседними государствами.

В целом, несмотря на имеющиеся разногласия, мароккано-американские отношения развиваются стабильно. Это позволяет Вашингтону рассматривать Рабат в качестве надежного партнера в Магрибе, арабском мире и в Африке, на поддержку которого он может рассчитывать. Со своей стороны, марокканское руководство, сознавая важность для страны американской финансово-экономической и военно-технической помощи, также заинтересовано в продолжении разностороннего сотрудничества с США.

С 1999 г. после прекращения ВТС с Францией отмечается расширение военных связей Мавритании с США. По данным иностранной печати, 40 американских офицеров работали в качестве инструкторов в учебных центрах мавританской армии. Военнослужащие местных ВС направляются на учебу в США. Мавританское руководство высказывает пожелание о реорганизации своих вооруженных сил с американской помощью. В первую очередь, это относится к подразделениям спецвойск.

Проведение международной антитеррористической операции в Афганистане и военной операции против Ирака обусловили усиление внимания со стороны США и их союзников к небольшому государству Джибути, занимающему важное положение на перекрестке морских путей между Красным и Аравийским морями. В 2002 г. на территории республики было размещено до 800 военнослужащих американского спецназа. Предполагается, что на создаваемой американцами региональной антитеррористической базе будут размещаться военнослужащие 2-й дивизии Корпуса морской пехоты США. Всего в стране на начало 2003 г. находилось до 3000 американских военнослужащих. Соединенные Штаты используют территорию Джибути и в качестве базы для запуска беспилотных разведывательно-ударных летательных аппаратов «Предатор». Командование ВС США намерено также использовать территорию Джибути для обучения войск боевым действиям в условиях пустыни.

В 2001 г. в Джибути было размещено 152-е оперативное соединение, созданное при участии государств-участников антитеррористической операции – ФРГ, США, Великобритании, Франции, Испании и ряда других стран. Соединение обеспечивает безопасность судоходства в Красном море и Персидском заливе.

К арабским странам, с которыми США не поддерживают отношения в военно-технической сфере, относятся Ливия, Сирия и Судан. Американским фирмам, производящим продукцию военного или двойного назначения, запрещено устанавливать или поддерживать какие-либо связи с этими неугодными Вашингтону режимами, внесенными госдепартаментом в «черный список». Более того, США всячески препятствуют поставкам вооружения этим государствам другими странами. Так, в 1999 г. американцы ввели санкции против российских предприятий – Тульского КБ приборостроения, Климовского НИИ точного машиностроения и Вольского механического завода, которые осуществили поставки в Сирию некоторых видов оружия.


Список литературы

военное техническое сотрудничество арабская страна

1.  Anthony H. Cordesman. The Military Balance in North Africa. Washington, 2002.

2.  Kenneth Katzman. The Persian Gulf: Issues for U.S. Policy, 2003. Congressional Research Service. The Library of Congress, 2002.

3.  The Military Balance 2002–2003. London, 2002.

4.  Пульс планеты. Ближний и Средний Восток. Ежедневный бюллетень информации ИТАР-ТАСС. М.

Размещено на http://www.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.