рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

В 1869 году управляющим межевым корпусом было предложено распределить обязанности между губернским правлением и губернской чертежной. В обязанности правления по межевым делам входили: распоряжения о выдаче жалования и задельной платы, отпуск денег на прогоны, выдача суточного содержания чиновникам губернской чертежной, рассмотрение жалоб на действия землемеров, объявление землевладельцам решений судебных инстанций. Различного рода отчеты (о состоянии дел чертежной, о полевых и чертежных работах), ведомости о недоимках, хранение межевых документов и дел, а также общие распоряжения о назначении землемеров на полевые работы, распределение между ними дел были сосредоточены в губернской чертежной.

Средства, отпускаемые из общей суммы Олонецкого губернского правления  на содержание губернской чертежной, были ничтожны. Например, в 1869 году на содержание сторожа, канцелярские материалы, отопление помещения в год уходило всего лишь 3000 рублей (исходя из всей суммы 30.670 рублей)[66].

Это небольшое пособие не позволяло в полной мере реализовать на практике деятельность губернской чертежной, и это приводило к тому, что дела забрасывались, их решение затягивалось, и нередко дела оставались нерешенными.

Таким образом, с 1865 года состав губернских правлений дополнился рядом должностных лиц, ведающим специальным управлением (губернский врачебный инспектор, губернский инженер). Губернатор (председатель), вице-губернатор, два советника, асессор, губернский архитектор (с совещательным голосом), губернский землемер, губернский врачебный инспектор, губернский инженер – таков постоянный состав присутствующих в губернском правлении чиновников (см. Таб. 5.)[67]. Эти штаты сохранились вплоть до 1876 года.

1 июля 1876 года министром внутренних дел был решен вопрос об улучшении личного состава губернских правлений и канцелярий губернаторов. Этим указом упразднялись должности – асессора, помощника чиновника по счетной экзекуторской части, 1-го помощника регистратора, трех делопроизводителей с помощниками, помощника секретаря, а также одного советника[68].

Такой состав губернского правления с небольшими исправлениями сохранился до 1917 года (см. Табл. 6).

Новое расписание 1876 года подвергло изменению и Олонецкое губернское правления. упразднялся один стол распорядительного отделения и особый стол. Пятый и шестой соединялись в один, а дела особого стола были распределены между первым, третьим и газетным столами.

Таким образом, теперь в канцелярии было два распорядительных отделения, каждое из которых имело три стола (см. Табл. 7)[69].

Что касается порядка решения дел губернском правлении, то здесь мало что изменилось.

Дела, решаемые губернском правлении, делились на судебные, распорядительные и исполнительные.

К судебным делам относятся: отдача под суд чиновников не полицейского ведомства, дела по наказаниям за корчемство (корчемство – промысел привозом и продажей запрещенных напитков, когда торговля ими не идет от казны или от откупа)[70], порубку леса; вопросы о подсудности, дела по наложению денежных взысканий с чиновников, частные жалобы на медлительность в судах I-й степени, отрешение канцелярских чиновников от должности; дела по сомнению в законах. Эта группа дел решалась постановлениями присутствия губернского правления большинством голосов[71].

Распорядительные дела решались постановлениями присутствия с утверждения губернатора. Это дела, касающиеся определения, увольнения, перемещения и награждения чиновников, наложения денежных взысканий; сюда же относятся распоряжения о благоустройстве городов, дела по учреждению опек, образование общественных банков и ссудных касс, приведение иностранцев к присяге на подданство и т.д.[72]

Исполнительные дела могли вершиться постановлениями присутствия, самими советниками или же вице-губернатором. Без утверждения губернатора решались дела об исключении их доходного звания лиц, а также дела об определении и увольнении канцелярских служителей.

Все же во второй половине XIX века большая власть губернии находилась в руках губернатора. Только с его утверждения вершились дела, касающиеся службы чиновников и лиц, служащих по выборам: определение, увольнение, представление к чинам, наградам, знакам отличия, пенсиям, пособиям; именно он делал распоряжения к охране народного здравия, ведал открытием Рекрутских присутствий в губернии; он устанавливал надзор за тюремными замками. В его компетенцию попали также такие дела губернского правления, как открытие частных типографий, взыскание недоимок, проведение народной переписи в губернии и некоторые другие.

Вице-губернатор (вторая после губернатора) по значимости личность в губернии. Он также мог решать дела губернского правления: вел переписку, касающуюся служащих данного губернского учреждения (о выдаче жалования, свидетельств на вступление в брак), он вел дела о службе канцелярских служителей, давал распоряжения об исполнении судебных решений; новые указы и законы по его утверждению могли быть образованы в Губернских ведомствах. Вошедшие в законную силу постановления губернского правления могли быть изменены или отменены только Правительствующим сенатом и императором[73]. Дела в отделениях губернского правления производились в ведении советников.

В целом, для этого периода времени (1855 – 1881гг.) характерно значительное увеличение числа чиновников как Российской империи, так и Олонецкой губернии. К середине XIX века общая численность служащих составляла 61,5 тысяч человек[74]. С середины века положение в Олонецкой губернии стало медленно улучшаться. Сказались усилия как местной администрации, так и правительства. В это время в губернии, да и по всей стране, расширилась сеть образовательных учреждений, широко практиковалась приглашение и направление на службу чиновников из других губерний страны[75].

Приглашенным чиновникам правительство гарантировало некоторые льготы (пособия, двойные прогоны), однако на практике нередко складывалась противоречивая ситуация. Служащие могли долгое время оставаться без работы, несмотря на открывающиеся вакансии. Будучи зачисленными в штат Олонецкого губернского правления, они месяцами не получали жалование и влачили жалкое существование[76].

Для того чтобы в полной мере охарактеризовать деятельность Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881 годах, необходимо рассмотреть формулярные списки чиновников за эти годы.

Именно они позволяют нам судить о работе, численности и составе Олонецкого губернского правления.

Формулярные списки представляли собой таблицу, содержащую 15 граф (с 1864года – 14 граф)[77].

Сюда, по-прежнему, вносились чин, имя, отчество, фамилия, должность, возраст, а также вероисповедание, жалование, делались пометки о знаках отличия; сословное происхождение. Далее давались данные о недвижимом имуществе (учитывалось родовое и благоприобретенное имущество самого чиновника, его родителей и жены). В седьмой графе давался послужной список (с указанием дат), имелись данные об образовании, указывались отличия за службу, награды, сведения о нахождении под судом. Далее отмечались военные заслуги, данные о штрафах.

Следующая графа определяла способен или нет данный человек к продолжению статской службы и повышению чина; давались сведения об отпусках (с указанием дат); данные об отставке и о получении ми при отставке чинов. Последняя графа давала информацию о семейном положении служащего, о вероисповедании жены и детей. Примечательно, что если раньше дети перечислялись с указанием возрастов (сначала мальчики, затем девочки), то теперь проставлялись год, месяц и число рождения детей в той же последовательности.

В последней четверти XIX века формулярные списки выполняли функцию типичного статистического источника, о чем говорит и факт составления, начиная с конца XVIII века, так называемых групповых списков, в которых приводились сведения о чиновниках всех местных учреждений по губерниям[78]. Формулярный список был обязательным документом, дающим важные сведения о чиновнике и о его служебной карьере.

Такой информацией является графа о происхождении. Она позволяет установить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления – дворяне, причем в их число входили и дворяне, не утвержденные Герольдией Правительствующего сената, и дворяне, доказывающие дворянство.

Дети военных также входили в штат Олонецкого губернского правления. это дети обер-офицеров (их, по-прежнему, большинство), поручиков, солдат; встречаются даже внуки корнетов (по данным 1860 года – один представитель). Также в губернском правлении служили дети клира (дети священников, дьяков, протоиереев, на 1860 год – один сын пономаря). Значительная часть служащих – воспитанники приказов общественного призрения из других губерний (Архангельской, Рязанской, Ярославской), на службу в Олонецкую губернию также приглашались воспитанники отделений писцов. Дети канцелярских служащих составляли незначительную часть в штате Олонецкого губернского правления (по данным 60-х годов XIX века – 6,1%, 70-х годов – 9,7%)[79]. Сюда же зачислялись дети непривилегированных сословий – мастеровые, мещане, приказнослужительские дети, дети горных рабочих, почтальонские дети.

Вообще, если сравнивать социальный состав чиновников в 1850-е, 1860-е и 1870-е годы, можно говорить о сокращении численности дворян в Олонецком губернском правлении (1850-е годы - их численность составляла 43,8% от общего количества служащих, в 1860-е годы – уже 37,9%, а в 1870-е годы только 35,5%)[80]. Возросло к 60-м годам количество чиновников из военного звания (если в 1850-е года – дети военных составляли 16,3%, то уже в 1860-е – 27%). В 1870-е года однако численность детей военных сократилась до 22,6%. Усиливали свои позиции в губернском правлении и дети священнослужителей (1850-е годы – 14,1%. В 1860-е – 24%, в 1870-е – уже 25,8%) (см. Табл.8)[81]. Уход детей священнослужителей в чиновники в этот период времени свидетельствует о падении авторитета духовенства.

Вообще, при утверждении чиновника на какую-нибудь должность большое внимание уделялось образованию, поэтому в 50-х и особенно в 60-х годах прием в число служителей Олонецкого губернского правления заметно сократился.

Если говорить о количестве приезжих чиновников, находящихся в составе Олонецкого губернского правления в 1850 - 70-е годы, то эта цифра довольно значительная – 24,3% от общей численности служащих. Это чиновники из Ярославской, Архангельской, Смоленской, Харьковской, Минской, Черниговской, Вологодской, Новгородской, Санкт-Петербургской губерний, а также из Польши.

Правительство всячески содействовало привлечению в Олонецкую губернию квалифицированных специалистов, предоставляя, кроме годового оклада и годовых прогонов, дополнительные суммы: по прослужении восьми лет чиновник получал одну четверть от оклада, четырнадцати – половину, двадцати – три четверти, двадцати пяти – полный оклад. Тем самым был значительно повышен уровень специалистов в Олонецком губернском правлении. Все же большую часть чиновников составляли местные служащие (75,7%)[82].

По данным послужных списков можно проследить средний возраст, вероисповедание чиновников.

Так, если сравнивать средний возраст служащих в 1855 – 70-е годы, то можно говорить, что возрастные рамки заметно изменились (в 50-е года – средний возраст 31 год, в 60-е – 32 года, а в 70-е – 29 лет), то есть чиновники, в среднем молодели. Примечательно, что имелись чиновники как пожилые (по данным 1864 года – один в возрасте 64 года), так и несовершеннолетние (по спискам за 1806 год – один в возрасте 15 лет)[83].

Большая часть чиновников по-прежнему, имела среднее образование. Велико было число выпускников гимназий (50-е годы – 60%, в 60-е – 75%), а также число чиновников, окончивших духовные семинарии (в 60-е годы – 17%). Чиновники, имеющие военное образование составляли в губернском правлении 14%, а получившие домашнее образование – 4%. Незначительная часть чиновников имела высшее образование. Некоторые чиновники вообще нигде не учились и не имели аттестата об образовании (по данным 1865 года – один человек) или же не окончили полного курса наук[84].

Важно отметить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881 года имела среднее образование, и это способствовало их большей квалификации.

Владение недвижимостью редко составляло больше одного деревянного дома. Очень редкими являлись случаи владения землей, а также крестьянами (в среднем, на каждого чиновника до отмены крепостного права приходилось по 5 душ). Основным источником доходов для чиновников Олонецкого губернского правления была государственная служба.

По данным формулярных списков можно установить и вероисповедание служащих. В большинстве своем, это православные (по данным 1860-х годов – 85%, 70-х годов – уже 90,3%), однако число католиков также было значительно (это большая часть поляки). Наличие чиновников – поляков на службе в Олонецком губернском правлении объясняется вероятно тем, что после польского восстания 1863 – 1864 годов шло значительное высиление его участников и сочувствующих восставшим в отдаленные губернии Российской империи. Примечательно, что число чиновников – католиков в 1870-е годы значительно сократилось (так, если в 1806-х годах католиков насчитывалось 15% от общего числа чиновников Олонецкого губернского правления, то в 70-е года их число было уже 9,7%)[85].

Частыми были различного рода награждения; это пожалование чинов, почетных званий, денежные выплаты. Частыми были пожалования орденами, как за военные заслуги перед государством (ордена Св. Станислава, Св. Анны), медали (в память войны 1853 – 56 гг.), так и за заслуги в гражданской службе (орден Св. Владимира (за 35 лет службы)), знаки отличия.

Редкими и сейчас были для чиновников случаи нахождения под следствием и штрафы.

Что касается анализа службы чиновников, то, в среднем, для каждого делалась отметка о способности к статской службе и повышению чина. Исключения составляли когда-либо находившиеся под судом и судимые чиновники. По формулярным спискам можно выяснить также семейное положение служащих Олонецкого губернского правления.

Как правило, это холостые молодые люди (» 46%), доля женатых, но не имеющих детей составляла » 20%. 31% служащих были женаты и имели, в среднем, троих детей; обычно дети были одной веры с отцом. Отмечалось, где они находятся. 3% чиновников были вдовцами[86].

Характеризуя деятельность Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881 годы, можно отметить, что по сравнению с предшествующим периодом (1825 – 1855 года) произошли значительные изменения. Функции и задачи, которые выполняло Олонецкое губернское правление оставались прежними. Но структура модифицировалась. В состав Олонецкого губернского правления были включены новые структурные подразделения – строительное и врачебное отделения. Служащие этих отделений незначительно, но увеличили штат Олонецкого губернского правления (в 1865 году). Были введены новые специальные должности: губернский инженер, губернский архитектор, младший инженер, младший архитектор, врачебный инспектор, помощник врачебного инспектора. Однако наряду с введением новых должностей, происходит сокращение таких штатных единиц, как помощник секретаря, помощник делопроизводителя, казначей, помощник казначея, помощник архивариуса и секретари. В 1876 году происходит дальнейшее сокращение аппарата в связи с преобразованиями в структуре Олонецкого губернского правления. Упразднение двух столов повлекло за собой увольнение десяти сотрудников (в большинстве случаев, это чиновники, ответственные за ведение делопроизводства в отделениях).

Кроме того, следует отметить, что существенным образом изменились и расходы правительства на содержание губернских правлений. За 31 год (с 1845 по 1876 годы) расходы увеличились в два раза с 25.706 рублей в 1845 году до 52.650 рублей в 1876 году.

Все это может говорить о том, что правительство уделяло большое внимание развитию государственных учреждений на местах и, в частности, губернским правлениям.


Глава III. Функции и штаты Олонецкого губернского

правления в 1881 - 1900-е годы.

В России 1881 – 1900-х годов, по-прежнему главой местной администрации был губернатор. Кроме того, что он продолжал оставаться председателем различных губернских совещательных учреждений (присутствий, комитетов, комиссий), в 1880-е годы он получил право влиять на местные судебные органы (просмотр списков лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи, списков присяжных заседателей)[87].

Под его представительством продолжало действовать и губернское правление (высшее административно-полицейское учреждение губернии).

В рассмотренный период времени (1881 – 1900 годы) губернское правление, по-прежнему, играло большую роль в управлении губернией.

Власть губернского правления распространялась на всю губернию и была полицейской, судебно-полицейской, распорядительной, исполнительной и принудительной. Оно обнародовало в губернии законы и указы императора и Сената и прочих государственных учреждений, наблюдало за повсеместным исполнением законов, разрешало все пререкания о подсудности городских и уездных лиц своего ведомства, принимало жалобы на медлительность, проволочку, беспорядки и неправильные действия полицейских учреждений, управляло делами общественного благоустройства, охраняло общественную безопасность, права личности и собственности, ведало делами народного здравия, оспопрививания и пресечения скотских падежей, продовольствия, хозяйства и промышленности. Губернское правление также занималось определением и увольнением (в том числе в отпуска) канцелярских служителей и чиновников в губернии, готовило послужные о всех находящихся в ведомстве правления чиновниках и отсылало их к установленному сроку в Инспекторский департамент гражданского ведомства[88].

1881 – 1900-е годы в Олонецком губернском правлении продолжают действовать старые расписания должностей и окладов содержания чиновников 1876 года. Правда, в 1897 году были увеличены оклады губернатора до 10.000 рублей (раннее 7.000) и вице-губернатора до 4.500 рублей (ранее 3.000)[89].

Губернское правление, как и прежде, состояло из общего присутствия и канцелярии.

В общее присутствие входили: губернатор (председатель), вице-губернатор, советники (двое), губернский врачебный инспектор, губернский инженер, губернский архитектор (с правом совещательного голоса) и асессор. Вице – губернатор, советники и асессор участвовали в заседаниях правления по всем делам, а прочие члены присутствия только по делам, касающимся строительной, межевой или врачебной части. Состав чинов губернского правления (за исключением должностей вице-губернатора, советников, губернского врачебного инспектора, губернского инженера и губернского архитектора) при желании могли быть уменьшены министром внутренних дел[90].

Роль общего присутствия, по-прежнему, сводилась к ознакомлению с новыми законодательными актами и распоряжениями, к обсуждению некоторых вопросов организации делопроизводства[91].

Канцелярия губернского правления была разделена на пять отделений: 1, 2 – распорядительные, 3, 4 и 5 – соответственно строительное и врачебное отделения и ветеринарная часть, а также канцелярии присутствия. Руководство в отделениях осуществляли советники. Отделения делились на столы, которых было шесть.

В распорядительных отделениях, по-прежнему производились основные дела: обнародование законов и указов императора и Сената в губернии, надзор за исполнением законов, за правильным и безопасным движением дел, дела о розыске различных лиц, приведение иностранцев к присяге, дела по учреждению, переводу и закрытию ярмарок, сведения о состоянии всех недоимок в губернии, определение увольнение канцелярских служителей и чиновников и т.д.[92]

Строительным отделением, по-прежнему, управлял губернский инженер. Сюда же назначались: губернский архитектор, младший инженер и архитектор и делопроизводитель. Так же могло назначаться и некоторое число дополнительных техников. Строительное отделение, как и раньше, заведовало строительной и дорожной частью в губернии.

Врачебное отделение находилось под управлением губернского врачебного инспектора. Здесь же состояли помощник губернского врачебного инспектора, делопроизводитель с помощником, фармацевт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.