Реферат: Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.
В 1869 году управляющим
межевым корпусом было предложено распределить обязанности между губернским
правлением и губернской чертежной. В обязанности правления по межевым делам
входили: распоряжения о выдаче жалования и задельной платы, отпуск денег на
прогоны, выдача суточного содержания чиновникам губернской чертежной,
рассмотрение жалоб на действия землемеров, объявление землевладельцам решений
судебных инстанций. Различного рода отчеты (о состоянии дел чертежной, о
полевых и чертежных работах), ведомости о недоимках, хранение межевых
документов и дел, а также общие распоряжения о назначении землемеров на полевые
работы, распределение между ними дел были сосредоточены в губернской чертежной.
Средства, отпускаемые из
общей суммы Олонецкого губернского правления на содержание губернской
чертежной, были ничтожны. Например, в 1869 году на содержание сторожа,
канцелярские материалы, отопление помещения в год уходило всего лишь 3000
рублей (исходя из всей суммы 30.670 рублей)[66].
Это небольшое пособие не
позволяло в полной мере реализовать на практике деятельность губернской
чертежной, и это приводило к тому, что дела забрасывались, их решение
затягивалось, и нередко дела оставались нерешенными.
Таким образом, с 1865
года состав губернских правлений дополнился рядом должностных лиц, ведающим
специальным управлением (губернский врачебный инспектор, губернский инженер).
Губернатор (председатель), вице-губернатор, два советника, асессор, губернский
архитектор (с совещательным голосом), губернский землемер, губернский врачебный
инспектор, губернский инженер – таков постоянный состав присутствующих в
губернском правлении чиновников (см. Таб. 5.)[67].
Эти штаты сохранились вплоть до 1876 года.
1 июля 1876 года
министром внутренних дел был решен вопрос об улучшении личного состава
губернских правлений и канцелярий губернаторов. Этим указом упразднялись
должности – асессора, помощника чиновника по счетной экзекуторской части, 1-го
помощника регистратора, трех делопроизводителей с помощниками, помощника
секретаря, а также одного советника[68].
Такой состав губернского
правления с небольшими исправлениями сохранился до 1917 года (см. Табл. 6).
Новое расписание 1876
года подвергло изменению и Олонецкое губернское правления. упразднялся один
стол распорядительного отделения и особый стол. Пятый и шестой соединялись в
один, а дела особого стола были распределены между первым, третьим и газетным
столами.
Таким образом, теперь в
канцелярии было два распорядительных отделения, каждое из которых имело три
стола (см. Табл. 7)[69].
Что касается порядка
решения дел губернском правлении, то здесь мало что изменилось.
Дела, решаемые губернском
правлении, делились на судебные, распорядительные и исполнительные.
К судебным делам
относятся: отдача под суд чиновников не полицейского ведомства, дела по
наказаниям за корчемство (корчемство – промысел привозом и продажей запрещенных
напитков, когда торговля ими не идет от казны или от откупа)[70],
порубку леса; вопросы о подсудности, дела по наложению денежных взысканий с
чиновников, частные жалобы на медлительность в судах I-й степени, отрешение
канцелярских чиновников от должности; дела по сомнению в законах. Эта группа
дел решалась постановлениями присутствия губернского правления большинством
голосов[71].
Распорядительные дела
решались постановлениями присутствия с утверждения губернатора. Это дела,
касающиеся определения, увольнения, перемещения и награждения чиновников, наложения
денежных взысканий; сюда же относятся распоряжения о благоустройстве городов,
дела по учреждению опек, образование общественных банков и ссудных касс,
приведение иностранцев к присяге на подданство и т.д.[72]
Исполнительные дела могли
вершиться постановлениями присутствия, самими советниками или же
вице-губернатором. Без утверждения губернатора решались дела об исключении их
доходного звания лиц, а также дела об определении и увольнении канцелярских
служителей.
Все же во второй половине
XIX века большая власть губернии находилась в руках губернатора. Только с его
утверждения вершились дела, касающиеся службы чиновников и лиц, служащих по
выборам: определение, увольнение, представление к чинам, наградам, знакам
отличия, пенсиям, пособиям; именно он делал распоряжения к охране народного здравия,
ведал открытием Рекрутских присутствий в губернии; он устанавливал надзор за
тюремными замками. В его компетенцию попали также такие дела губернского
правления, как открытие частных типографий, взыскание недоимок, проведение
народной переписи в губернии и некоторые другие.
Вице-губернатор (вторая
после губернатора) по значимости личность в губернии. Он также мог решать дела
губернского правления: вел переписку, касающуюся служащих данного губернского
учреждения (о выдаче жалования, свидетельств на вступление в брак), он вел дела
о службе канцелярских служителей, давал распоряжения об исполнении судебных
решений; новые указы и законы по его утверждению могли быть образованы в
Губернских ведомствах. Вошедшие в законную силу постановления губернского правления
могли быть изменены или отменены только Правительствующим сенатом и императором[73].
Дела в отделениях губернского правления производились в ведении советников.
В целом, для этого
периода времени (1855 – 1881гг.) характерно значительное увеличение числа
чиновников как Российской империи, так и Олонецкой губернии. К середине XIX
века общая численность служащих составляла 61,5 тысяч человек[74].
С середины века положение в Олонецкой губернии стало медленно улучшаться.
Сказались усилия как местной администрации, так и правительства. В это время в
губернии, да и по всей стране, расширилась сеть образовательных учреждений,
широко практиковалась приглашение и направление на службу чиновников из других
губерний страны[75].
Приглашенным чиновникам
правительство гарантировало некоторые льготы (пособия, двойные прогоны), однако
на практике нередко складывалась противоречивая ситуация. Служащие могли долгое
время оставаться без работы, несмотря на открывающиеся вакансии. Будучи
зачисленными в штат Олонецкого губернского правления, они месяцами не получали
жалование и влачили жалкое существование[76].
Для того чтобы в полной
мере охарактеризовать деятельность Олонецкого губернского правления в 1855 –
1881 годах, необходимо рассмотреть формулярные списки чиновников за эти годы.
Именно они позволяют нам
судить о работе, численности и составе Олонецкого губернского правления.
Формулярные списки
представляли собой таблицу, содержащую 15 граф (с 1864года – 14 граф)[77].
Сюда, по-прежнему,
вносились чин, имя, отчество, фамилия, должность, возраст, а также
вероисповедание, жалование, делались пометки о знаках отличия; сословное
происхождение. Далее давались данные о недвижимом имуществе (учитывалось родовое
и благоприобретенное имущество самого чиновника, его родителей и жены). В
седьмой графе давался послужной список (с указанием дат), имелись данные об
образовании, указывались отличия за службу, награды, сведения о нахождении под
судом. Далее отмечались военные заслуги, данные о штрафах.
Следующая графа
определяла способен или нет данный человек к продолжению статской службы и
повышению чина; давались сведения об отпусках (с указанием дат); данные об
отставке и о получении ми при отставке чинов. Последняя графа давала информацию
о семейном положении служащего, о вероисповедании жены и детей. Примечательно,
что если раньше дети перечислялись с указанием возрастов (сначала мальчики,
затем девочки), то теперь проставлялись год, месяц и число рождения детей в той
же последовательности.
В последней четверти XIX
века формулярные списки выполняли функцию типичного статистического источника,
о чем говорит и факт составления, начиная с конца XVIII века, так называемых
групповых списков, в которых приводились сведения о чиновниках всех местных
учреждений по губерниям[78].
Формулярный список был обязательным документом, дающим важные сведения о
чиновнике и о его служебной карьере.
Такой информацией
является графа о происхождении. Она позволяет установить, что большая часть
чиновников Олонецкого губернского правления – дворяне, причем в их число
входили и дворяне, не утвержденные Герольдией Правительствующего сената, и
дворяне, доказывающие дворянство.
Дети военных также
входили в штат Олонецкого губернского правления. это дети обер-офицеров (их,
по-прежнему, большинство), поручиков, солдат; встречаются даже внуки корнетов
(по данным 1860 года – один представитель). Также в губернском правлении
служили дети клира (дети священников, дьяков, протоиереев, на 1860 год – один
сын пономаря). Значительная часть служащих – воспитанники приказов
общественного призрения из других губерний (Архангельской, Рязанской,
Ярославской), на службу в Олонецкую губернию также приглашались воспитанники
отделений писцов. Дети канцелярских служащих составляли незначительную часть в
штате Олонецкого губернского правления (по данным 60-х годов XIX века – 6,1%,
70-х годов – 9,7%)[79].
Сюда же зачислялись дети непривилегированных сословий – мастеровые, мещане,
приказнослужительские дети, дети горных рабочих, почтальонские дети.
Вообще, если сравнивать
социальный состав чиновников в 1850-е, 1860-е и 1870-е годы, можно говорить о
сокращении численности дворян в Олонецком губернском правлении (1850-е годы -
их численность составляла 43,8% от общего количества служащих, в 1860-е годы –
уже 37,9%, а в 1870-е годы только 35,5%)[80].
Возросло к 60-м годам количество чиновников из военного звания (если в 1850-е
года – дети военных составляли 16,3%, то уже в 1860-е – 27%). В 1870-е года
однако численность детей военных сократилась до 22,6%. Усиливали свои позиции в
губернском правлении и дети священнослужителей (1850-е годы – 14,1%. В 1860-е –
24%, в 1870-е – уже 25,8%) (см. Табл.8)[81].
Уход детей священнослужителей в чиновники в этот период времени свидетельствует
о падении авторитета духовенства.
Вообще, при утверждении
чиновника на какую-нибудь должность большое внимание уделялось образованию,
поэтому в 50-х и особенно в 60-х годах прием в число служителей Олонецкого
губернского правления заметно сократился.
Если говорить о
количестве приезжих чиновников, находящихся в составе Олонецкого губернского
правления в 1850 - 70-е годы, то эта цифра довольно значительная – 24,3% от
общей численности служащих. Это чиновники из Ярославской, Архангельской,
Смоленской, Харьковской, Минской, Черниговской, Вологодской, Новгородской,
Санкт-Петербургской губерний, а также из Польши.
Правительство всячески
содействовало привлечению в Олонецкую губернию квалифицированных специалистов,
предоставляя, кроме годового оклада и годовых прогонов, дополнительные суммы:
по прослужении восьми лет чиновник получал одну четверть от оклада, четырнадцати
– половину, двадцати – три четверти, двадцати пяти – полный оклад. Тем самым
был значительно повышен уровень специалистов в Олонецком губернском правлении.
Все же большую часть чиновников составляли местные служащие (75,7%)[82].
По данным послужных
списков можно проследить средний возраст, вероисповедание чиновников.
Так, если сравнивать
средний возраст служащих в 1855 – 70-е годы, то можно говорить, что возрастные
рамки заметно изменились (в 50-е года – средний возраст 31 год, в 60-е – 32 года,
а в 70-е – 29 лет), то есть чиновники, в среднем молодели. Примечательно, что
имелись чиновники как пожилые (по данным 1864 года – один в возрасте 64 года),
так и несовершеннолетние (по спискам за 1806 год – один в возрасте 15 лет)[83].
Большая часть чиновников
по-прежнему, имела среднее образование. Велико было число выпускников гимназий
(50-е годы – 60%, в 60-е – 75%), а также число чиновников, окончивших духовные
семинарии (в 60-е годы – 17%). Чиновники, имеющие военное образование
составляли в губернском правлении 14%, а получившие домашнее образование – 4%.
Незначительная часть чиновников имела высшее образование. Некоторые чиновники
вообще нигде не учились и не имели аттестата об образовании (по данным 1865
года – один человек) или же не окончили полного курса наук[84].
Важно отметить, что
большая часть чиновников Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881 года
имела среднее образование, и это способствовало их большей квалификации.
Владение недвижимостью
редко составляло больше одного деревянного дома. Очень редкими являлись случаи
владения землей, а также крестьянами (в среднем, на каждого чиновника до отмены
крепостного права приходилось по 5 душ). Основным источником доходов для
чиновников Олонецкого губернского правления была государственная служба.
По данным формулярных
списков можно установить и вероисповедание служащих. В большинстве своем, это
православные (по данным 1860-х годов – 85%, 70-х годов – уже 90,3%), однако
число католиков также было значительно (это большая часть поляки). Наличие чиновников
– поляков на службе в Олонецком губернском правлении объясняется вероятно тем,
что после польского восстания 1863 – 1864 годов шло значительное высиление его
участников и сочувствующих восставшим в отдаленные губернии Российской империи.
Примечательно, что число чиновников – католиков в 1870-е годы значительно
сократилось (так, если в 1806-х годах католиков насчитывалось 15% от общего
числа чиновников Олонецкого губернского правления, то в 70-е года их число было
уже 9,7%)[85].
Частыми были различного
рода награждения; это пожалование чинов, почетных званий, денежные выплаты.
Частыми были пожалования орденами, как за военные заслуги перед государством
(ордена Св. Станислава, Св. Анны), медали (в память войны 1853 – 56 гг.), так и
за заслуги в гражданской службе (орден Св. Владимира (за 35 лет службы)), знаки
отличия.
Редкими и сейчас были для
чиновников случаи нахождения под следствием и штрафы.
Что касается анализа
службы чиновников, то, в среднем, для каждого делалась отметка о способности к
статской службе и повышению чина. Исключения составляли когда-либо находившиеся
под судом и судимые чиновники. По формулярным спискам можно выяснить также
семейное положение служащих Олонецкого губернского правления.
Как правило, это холостые
молодые люди (» 46%), доля
женатых, но не имеющих детей составляла » 20%. 31% служащих были женаты и имели, в среднем, троих
детей; обычно дети были одной веры с отцом. Отмечалось, где они находятся. 3%
чиновников были вдовцами[86].
Характеризуя деятельность
Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881 годы, можно отметить, что по
сравнению с предшествующим периодом (1825 – 1855 года) произошли значительные
изменения. Функции и задачи, которые выполняло Олонецкое губернское правление оставались
прежними. Но структура модифицировалась. В состав Олонецкого губернского
правления были включены новые структурные подразделения – строительное и
врачебное отделения. Служащие этих отделений незначительно, но увеличили штат
Олонецкого губернского правления (в 1865 году). Были введены новые специальные
должности: губернский инженер, губернский архитектор, младший инженер, младший
архитектор, врачебный инспектор, помощник врачебного инспектора. Однако наряду
с введением новых должностей, происходит сокращение таких штатных единиц, как
помощник секретаря, помощник делопроизводителя, казначей, помощник казначея, помощник
архивариуса и секретари. В 1876 году происходит дальнейшее сокращение аппарата
в связи с преобразованиями в структуре Олонецкого губернского правления. Упразднение
двух столов повлекло за собой увольнение десяти сотрудников (в большинстве
случаев, это чиновники, ответственные за ведение делопроизводства в
отделениях).
Кроме того, следует
отметить, что существенным образом изменились и расходы правительства на
содержание губернских правлений. За 31 год (с 1845 по 1876 годы) расходы
увеличились в два раза с 25.706 рублей в 1845 году до 52.650 рублей в 1876
году.
Все это может говорить о
том, что правительство уделяло большое внимание развитию государственных
учреждений на местах и, в частности, губернским правлениям.
Глава III.
Функции и штаты Олонецкого губернского
правления в
1881 - 1900-е годы.
В России 1881 – 1900-х
годов, по-прежнему главой местной администрации был губернатор. Кроме того, что
он продолжал оставаться председателем различных губернских совещательных
учреждений (присутствий, комитетов, комиссий), в 1880-е годы он получил право
влиять на местные судебные органы (просмотр списков лиц, имеющих право быть
избранными в мировые судьи, списков присяжных заседателей)[87].
Под его
представительством продолжало действовать и губернское правление (высшее
административно-полицейское учреждение губернии).
В рассмотренный период
времени (1881 – 1900 годы) губернское правление, по-прежнему, играло большую
роль в управлении губернией.
Власть губернского
правления распространялась на всю губернию и была полицейской,
судебно-полицейской, распорядительной, исполнительной и принудительной. Оно
обнародовало в губернии законы и указы императора и Сената и прочих
государственных учреждений, наблюдало за повсеместным исполнением законов,
разрешало все пререкания о подсудности городских и уездных лиц своего
ведомства, принимало жалобы на медлительность, проволочку, беспорядки и
неправильные действия полицейских учреждений, управляло делами общественного
благоустройства, охраняло общественную безопасность, права личности и
собственности, ведало делами народного здравия, оспопрививания и пресечения
скотских падежей, продовольствия, хозяйства и промышленности. Губернское
правление также занималось определением и увольнением (в том числе в отпуска)
канцелярских служителей и чиновников в губернии, готовило послужные о всех
находящихся в ведомстве правления чиновниках и отсылало их к установленному
сроку в Инспекторский департамент гражданского ведомства[88].
1881 – 1900-е годы в
Олонецком губернском правлении продолжают действовать старые расписания
должностей и окладов содержания чиновников 1876 года. Правда, в 1897 году были
увеличены оклады губернатора до 10.000 рублей (раннее 7.000) и вице-губернатора
до 4.500 рублей (ранее 3.000)[89].
Губернское правление, как
и прежде, состояло из общего присутствия и канцелярии.
В общее присутствие
входили: губернатор (председатель), вице-губернатор, советники (двое),
губернский врачебный инспектор, губернский инженер, губернский архитектор (с
правом совещательного голоса) и асессор. Вице – губернатор, советники и асессор
участвовали в заседаниях правления по всем делам, а прочие члены присутствия
только по делам, касающимся строительной, межевой или врачебной части. Состав
чинов губернского правления (за исключением должностей вице-губернатора,
советников, губернского врачебного инспектора, губернского инженера и
губернского архитектора) при желании могли быть уменьшены министром внутренних
дел[90].
Роль общего присутствия,
по-прежнему, сводилась к ознакомлению с новыми законодательными актами и
распоряжениями, к обсуждению некоторых вопросов организации делопроизводства[91].
Канцелярия губернского
правления была разделена на пять отделений: 1, 2 – распорядительные, 3, 4 и 5 –
соответственно строительное и врачебное отделения и ветеринарная часть, а также
канцелярии присутствия. Руководство в отделениях осуществляли советники. Отделения
делились на столы, которых было шесть.
В распорядительных
отделениях, по-прежнему производились основные дела: обнародование законов и
указов императора и Сената в губернии, надзор за исполнением законов, за
правильным и безопасным движением дел, дела о розыске различных лиц, приведение
иностранцев к присяге, дела по учреждению, переводу и закрытию ярмарок,
сведения о состоянии всех недоимок в губернии, определение увольнение
канцелярских служителей и чиновников и т.д.[92]
Строительным отделением,
по-прежнему, управлял губернский инженер. Сюда же назначались: губернский
архитектор, младший инженер и архитектор и делопроизводитель. Так же могло
назначаться и некоторое число дополнительных техников. Строительное отделение,
как и раньше, заведовало строительной и дорожной частью в губернии.
Врачебное отделение
находилось под управлением губернского врачебного инспектора. Здесь же состояли
помощник губернского врачебного инспектора, делопроизводитель с помощником,
фармацевт.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|