Реферат: Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.
Эти широкие преимущества службы
несомненно повлияли на улучшение состава чиновников[40].
Также на улучшение
личного состава большое значение имела реформа губернских и уездных
административных учреждений по штатам (2 января 1845). Был усилен состав
служащих и увеличены оклады их содержания.
Само делопроизводство
было упрощено особой инструкцией, благодаря чему решение дел отныне упрощалось,
а начальство получило возможность более внимательнее и строже следить за назначением
чиновников на места[41].
Таким образом, можно
говорить о резком увеличении числа чиновников Олонецкого губернского правления
к середине XIX века. В лучшую сторону изменился и уровень образованности
местных чиновников. Значительные перемены произошли и в составе этого
учреждения. Для того чтобы в полной мере охарактеризовать деятельность
Олонецкого губернского правления в 1825 – 1855 гг. необходимо рассмотреть
формулярные (послужные) списки чиновников данного губернского учреждения.
Именно они позволяют нам
судить о работе, численности и составе Олонецкого губернского правления.
С помощью послужных
списков можно проследить весь путь служащего с момента его поступления на
службу и до его отставки. Они составлялись губернским правлением на каждый год
и поэтому очень удобны для изучения[42].
Формулярные списки – это
форма систематического и регулярного учета всего чиновничества, существовавшая
с середины XVIII века до 1917 года. Формуляр послужного списка складывался,
главным образом, на протяжении 60 -90-х г.г. XVIII века и претерпевал значительные изменения в середине
XIX века.
Формулярные списки
представляли собой таблицу, имеющую с 1771 года – девять, а с 1849 года –
пятнадцать граф[43].
Сюда вносились чин,
фамилия, имя, должность, возраст, а также сведения о конфессиональной
принадлежности, иногда жалование, делались отметки о знаках отличия; сословном
происхождении. Далее давались данные о недвижимом имуществе (с 1849 года эта
графа была поделена на две части – родовое и благоприобретенное имущество
самого чиновника, его родителей и жены). Седьмая графа была основной: здесь
давался собственно послужной список (с точным указанием дат), имелись данные об
образовании, указывались отличия за службу, награды, сведения о нахождении под
судом. Далее отмечались военные заслуги, данные о штрафах.
Следующая графа определяла,
способен или нет данный чиновник к продолжению статской службы и повышению
чина; давались сведения об отставке и о получении им при отставке чинов,
сведения об отпусках с указание дат. Примечательно, что иногда не было данных о
вероисповедании, редко упоминается (до 1849года) жалование (как годовое, так и разъездные
деньги). Последняя графа (появилась в 1849 году) давала информацию о семейном
положении служащего; о вероисповедании жены и детей[44].
Вообще, уже к концу XVIII
века формулярный список стал обязательным документом, дающим важные сведения о
чиновнике и о его служебной карьере.
Такой важной информацией
являлась графа о происхождении. Она позволяет установить, что большая часть
чиновников Олонецкого губернского правления – дворяне (37,6%), причем в их
число входили и дворяне, не утвержденные Герольдией Правительствующего сената,
так как уже со II четверти XIX
века правительство начинает ограничивать доступ разночинцев ряды потомственного
и личного дворянства.
Для получения
потомственного дворянства необходимо было иметь V класс «Табели о рангах», а
для личного, начиная с IX класса. Такие меры правительства значительно
уменьшили число дворян по всей Российской империи. Но все же роль их в I
половине XIX века была существенной.
Дети военных также
входили в штат Олонецкого губернского правления. Это дети обер-офицеров (их
большинство), поручиков и подпоручиков, полковников.
Также в губернском
правлении служили дети клира (дети священников, протоиереев, дьяков, пономарей,
духовноучительские дети).
Значительная часть
служащих – воспитанники приказов общественного призрения из других губерний
(Ярославской, Полтавской, Архангельской).
В губернское правление
зачислялись и дети из непривилегированных сословий – приказнослужительские,
дети мещан, вольноотпущенные, дети лекарей. Очень невелико число детей горных
рабочих[45].
Вообще, если сравнивать
социальный состав чиновников в 1820-е и 1840 - 50-е гг., можно говорить об
увеличении дворян в числе служителей Олонецкого губернского правления. Именно
дворяне составляли большинство чиновников этого учреждения. Так, например, по
данным 1844 года дворян в губернском правлении насчитывалось 35,4%, а в
1854году – уже 44,4%.
К 1850-м годам возросло и
количество детей из военного звания. Это сословие могло соперничать с
дворянами. Их насчитывалось в 1840 – 1855-е гг. – 35,7% (от общей численности
чиновников). Дети священнослужителей, составлявшие 3,92% в 1844 году, в 1854-м
году усилили свои позиции в губернском правлении до 14,8% (см. Табл.3)[46].
По данным послужных
списков можно проследить средний возраст, вероисповедание чиновников.
Так, если сравнивать
средний возраст служащих в 1840-е – 1855-е гг., то можно говорить, что
возрастные рамки незначительно изменялись (в 1844 году – средний возраст – 27
лет, в 1854 году – 29 лет), т.е. чиновники в среднем старели. Примечательно,
что имелись чиновники как пожилые (по данным 1847 года – один в возрасте 82
лет), так и служащие-подростки (один канцелярский служащий по спискам 1854 года
– в возрасте 15 лет)[47].
Если говорить об уровне
образования чиновников Олонецкого губернского правления, то это в основном
имеющие среднее образование служащие (36% - бывшие воспитанники губернских
гимназий), 11% чиновников имело высшее образование, 9% - окончило духовные
семинарии, а 15% - уездные училища. Чиновники, имеющие военное образование (в
кадетском корпусе, в дворянском полку), составляли в губернском правлении 10%,
получившие домашнее образование – 6%, столько же служащих (6%) вообще не имели
образования. Незначительное число чиновников закончило отделение писцов при
приказах общественного призрения других губерний (7%)[48].
Важно отметить, что
большая часть чиновников Олонецкого губернского правления в 1825 – 1855-е гг.,
это люди, имеющие среднее образование, что способствовало уже на местах большей
квалификации чиновников.
Что касается
недвижимости, то она редко составляла больше одного деревянного дома, причем
только у дворян были случаи владения землей. Материальное положение чиновников
было бедственным.
По данным формулярным
спискам можно установить и вероисповедание служащих. Это в большинстве случаев
православные (по данным 1840-х гг. – 84,2%, в 1850-е гг. – уже 91,6%). Число католиков
также было значительным (в основном это поляки). Примечательно, что число
католиков среди чиновников губернского правления в 1850-е гг. сократилось по
сравнению с 1840-ми гг. более чем вдвое (15,8% - 1840-е гг. и 7,4% - в 1850-е гг.)[49].
Встречались даже представители исламской конфессии (по данным 1846 года – один
чиновник), лютеранство – евангелической (в 1850-е гг. – 4,2% от общего состава
служащих)[50].
Частыми были различного
рода награждения: это пожалования почетных званий, чинов, единовременные
денежные выплаты, награждения орденами. Все это делалось правительством для
поощрения служебного рвения средних и мелких чинов. Так, за службу более 15 лет
чиновник награждался «знаком беспорочной службы».
Частыми были пожалования
орденами, как за военные заслуги перед государством (ордена Св. Станислава, Св.
Анны, медали), так и за заслуги в гражданской службе[51].
Надо заметить, что
повышение по службе в Олонецком губернском правлении шло довольно быстро. Это
было обусловлено недостатком чиновников в самой Олонецкой губернии; губерния
крайне нуждалась в специалистах.
Редкими были для
чиновников военные заслуги, а также случаи их нахождения под следствием и
штрафы.
Что касается анализа
службы чиновников, то, в среднем для каждого делалась отметка о способности к
статской службе и повышению чина. Исключение составляли когда-либо находившиеся
под судом и судимые чиновники.
По формулярным спискам
можно выяснить также семейное положение чиновников Олонецкого губернского
правления.
В среднем, это холостые
служащие (»58,6%), доля
женатых, но не имеющих детей составляла (»14,6%). 25,9% чиновников были женаты и имели, в среднем двоих
детей: обычно дети были одной веры с отцом. Отмечалось, где они находятся (при
отце или уже служат), точно указывался их возраст (1849года даты рождения)[52].
Таким образом, можно
говорить, что послужные списки являются важным и интересным документом,
позволяющим наиболее полно и достоверно получить информацию о чиновниках
Олонецкого губернского правления.
В целом, можно отметить,
что в 1825 – 1855 годах Олонецкое губернское правление занимало одну из ведущих
позиций в общей системе органов управления Олонецкой губернии. Это было высшее
административно – полицейское учреждение в губернии. Спектр выполняемых им
функций и задач был весьма широк.
Однако нельзя в полной
мере утверждать, что Олонецкое губернское правление действовало достаточно
эффективно. Сказывалась усилившаяся со второй четверти XIX века централизация
власти. Местные органы управления, в частности губернское правление подпадали
под постоянный контроль высших и центральных органов и по сути дела не могли
работать самостоятельно. Их отчетность перед императором и Сенатом не давала
возможности реализовать свой потенциал в полную силу.
Недостатки выявлялись и в
профессионализме чиновников Олонецкого губернского правления. Несмотря на принимаемые
правительством чрезвычайные меры по улучшению состава и качества служащих
местных государственных учреждений уровень образования, квалификация и
профессиональные характеристики были весьма низкими.
И это не могло не
сказаться на деятельности Олонецкого губернского правления в этот период
времени.
Глава II. Функции
и штаты Олонецкого губернского правления
в 1855 –
1881-е годы.
Во второй половине XIX
века в России продолжало существовать старое административно – территориальное
правление.
В пореформенной России
главой местной администрации оставался губернатор, официально признаваемый
законами «хозяином губернии». В период реформ Александра II компетенция
губернаторов несколько сузилась: они потеряли право «ревизии» судебных дел, в
их ведение не попал ряд учреждений, созданных в 60-х годах XIX века
(контрольные палаты, губернские акцизные управления и т.д.), однако за
губернатором сохранилась основная власть в губернии. Он являлся председателем
различных совещательных учреждений: присутствий, комитетов, комиссий, которые
дополняли деятельность губернского правления (высшего административно –
полицейского учреждения губернии)[53].
Это в полной мере
относится к деятельности Олонецкого губернского правления, как органа
управления Олонецкой губернией.
Во второй половине XIX
века губернское правление продолжало играть большую роль в управлении
губернией. Оно находилось в ведении Министерства внутренних дел и подчинялось
по закону Сенату, однако на практике широкие полномочия губернатора подчинили
губернское правление его власти, и уже к середине XIX века оно превратилось в
своеобразную исполнительную канцелярию при губернаторе[54].
Кассационной инстанцией в
отношении губернского правления оставался Сенат (по первому департаменту).
Во второй половине XIX
века роль губернского правления в общей системе органов управления губернией
было значительно. Оно управляло в силу законов всей губернией. Это
исполнительное, полицейское и распорядительное учреждение6 оно обнародует
законы и указы императора, Сената и прочих государственных учреждений, ведет
надзор за исполнением законов, наблюдает за правильным и безостановочным
движением дел в других учреждениях, побуждает их к исполнению своих дел[55].
Губернское правление
управляет делами общественного благоустройства, охраняет право личности и
собственности, общую безопасность, тишину и спокойствие, ведает делами
народного здравия и продовольствия.
Кроме того, именно это
губернское правление определяет и увольняет (в том числе, в отпуска)
канцелярских чиновников и служителей в губернии, собирает сведения о них;
представляет к установленному сроку в Инспекторский департамент гражданского
ведомства послужные списки о всех находящихся в ведомстве правления чиновниках[56].
Вторая половина XIX века - является временем глубоких
перемен, связанных с реформами 60 – 70-х годов. Эти реформы коснулись и
Олонецкого края.
Что касается губернского
правления, то оно испытало ряд изменений на протяжении 60 – 70-х годов XIX
века.
Так, 8 июля 1865 года Министерством
внутренних дел были предписаны новые временные правила об устройстве губернских
правлений и губернаторских канцелярий в 37 губерниях, в том числе и Олонецкой.
Здесь же определялись и
новые штаты этих учреждений. губернское правление в России были разделены на 3
разряда по количеству дел, производимых в них. К 1-му разряду были отнесены 17
губернских правлений в губерниях, состоящих из 10 и более уездов с населением
более 1 миллиона человек. Во 2-й разряд входили 14 губернских правлений. К 3-му
разряду принадлежали 5 губернских правлений в губерниях, имеющих менее 10
уездов с народонаселение менее 500 тысяч человек[57].
Олонецкое губернское
правление было отнесено к 3-му разряду. Новые правила вступили в силу лишь 1
сентября 1865 года.
Министерство внутренних
дел преследовало своей целью упростить и сократить форму и порядок
канцелярского производства дел в губернских правлениях и в губернаторских
канцеляриях. Новое устройство губернских учреждений ведомства МВД должно было
соответствовать государственным и общественным нуждам[58].
Губернское правление по-прежнему
состояло из общего присутствия и канцелярского (см. Табл. 4).
По Положению о губернском
правлении 1865 года в состав общего присутствия входили: губернатор
(председатель), вице-губернатор, советники (обычно два), губернский врачебный
инспектор, губернский инженер, губернский архитектор и асессор. Вице –
губернатор, советники и асессор участвовали в заседаниях правления по всем
делам, а прочие члены присутствия только по делам, касающимся строительной или
врачебной части.
В особых случаях, когда
дело касалось дворянских, городских и сельских обществ, или же требовалось
принятие общих единообразных мер по какому-либо вопросу, в общее присутствие губернского
правления по условию губернатора могли быть приглашены, кроме постоянных
членов: губернский и уездный предводитель дворянства, управляющие палатой
государственных имуществ и Удельной конторой, председатель Казенной палаты,
председатель губернской земской управы, полицмейстер, городовой глава, оп
назначению консистории – духовные лица, оператор, акушер и др.[59].
Роль общего присутствия
сводилась к ознакомлению с новыми законодательными актами и распоряжениями, к
ряду хозяйственных операций, к обсуждению некоторых вопросов организации
делопроизводства[60].
Основные же дела
губернского правления были сосредоточены в канцелярии, состоявшей теперь из
пяти отделений: 1,2 и 3 – распорядительные, 4 и 5 – соответственно строительное
и врачебное отделения и канцелярии присутствия. Руководство в отделениях
осуществляли советники. Состав отделений назначался губернатором и состоял из
секретаря и делопроизводителей с помощниками. Канцелярия подчинялась
вице-губернатору.
В 1865 году была издана
особая инструкция делопроизводства; все дела распределялись между столами (их в
Олонецком губернском правлении было 8)[61].
Столы состояли под управлением делопроизводителей. Число их, равно как и размер
сумм на писцов и канцелярские расходы каждого губернского правления,
определялось особым расписанием министра внутренних дел.
Упразднялся один стол
распорядительного отделения и один ревизионный (его дела передавались в особый
стол). В губернском правлении оставались столы: газетные и особые. Первый
управлялся редактором Губернских ведомостей, второй – первым помощником
секретаря. В газетном столе производились дела: переписка по изданию Губернских
ведомостей, рассылка официальных изданий в подчиненные губернатору правлению
места и должностным лицам, сношения с сенатской типографией. В особом столе
были сосредоточены общие дела, касающиеся всего правления: по хозяйственной,
денежной, экзекуторской, архивной, типографской и регистратурной частям; сюда
же поступала отчетность по делопроизводству как самого губернского правления,
так и подчиненных ему мест[62].
Что касается
распорядительных отделений, то здесь производились основные дела: обнародование
законов и указов в губернии, определение и увольнение канцелярских чиновников,
составление формулярных (послужных) списков, выдача свидетельств лицам,
удостоенных звания почетных граждан, надзор за исполнением законов, наблюдение
за правильным движением дел, дела о розыске различных лиц, приведение
иностранцев на подданство, рассмотрение жалоб на Думы и Ратуши; охрана порядка
и тишины в губернии, отсылка крепостных крестьян по просьбе помещиков на
поселение в Сибирь (до отмены крепостного права 1861г.), принятие мер к поимке
беглых крестьян; сведения о состоянии почты, дорог, мостов, переправ; данные о
народонаселении, торговле, промышленности, дела по учреждению ярмарок, надзор
за исправностью мер и весов, а также меры по проверки ревизий. Кроме того, 1, 2
и 3 отделения осуществляли связь с финансово – хозяйственными организациями
(сведения о недоимках в губернии; наложение на помещичьи имения опеки), а также
выполняли ряд судебных функций (рассмотрение частных жалоб на судебные органы,
наблюдение за деятельностью дворянских опек и сиротских судов, сведения об
арестантах, находящихся в губернии, распоряжения о ссылке преступников по
приговорам судебных мест, рассмотрение неурядиц, возникающих по вопросам о
земле.
Примечательно, что
губернское правление лишь передавало в судебные органы, а не судило само[63].
Кроме распорядительных в
состав канцелярии губернского правления входили: строительное и врачебное
отделения. Первому передавались дела упраздненной еще в 1864 году Строительной
и Дорожной комиссии. Строительным отделением управлял губернский инженер
(одновременно член общего присутствия). В помощь ему назначается губернский
архитектор с правом совещательного голоса в общем присутствии при рассмотрении
дел, касающихся строительной части. В случае отсутствия, болезни или другим
причинам губернского инженера замещает губернский архитектор. В ведении
строительного отделения находятся также младшие инженер и архитектор, а также секретарь.
Кроме того, сюда же может назначаться некоторое число дополнительных техников,
как с правами государственной службы, так и по найму. В обязанности
строительного отделения входит: составление и рассмотрение проектов, смет,
производство строительных работ, проверка отчетов. В его ведение переходят
здания и сооружения, построенные содержащиеся на средства общественных
сословий, земских сборов, капиталов приказа общественного призрения. Занятия
между чиновниками отделения определяются по назначению губернского инженера. На
содержание строительного отделения Олонецкого губернского правления в месяц
уходило 2104 рубля 58 копеек. Чиновникам, занимающим должности губернских и
младших инженеров, жалованье начислялось из особых сумм[64].
В 1865 году в состав губернского
правления вошло также особое врачебное отделение (объединенные Врачебная
управа, Комитет общественного здравия и оспенный комитет). В отделение входили:
губернский, врачебный инспектор, доктор медицины и акушер, оператор, помощник
врачебного инспектора, старший советник, лекарь и делопроизводитель с
помощником[65].
В состав канцелярии
губернского правления входили канцелярия присутствия (управление осуществлял
старший секретарь). Сюда же назначались: помощник секретаря (переводчик),
регистратор, чиновник по счетной и экзекуторской части, 2 помощника. Кроме
того, в Олонецкое губернское правление входили: губернская чертежная,
типография, архив и регистратура. В губернской чертежной состояли: губернский
землемер (начальник чертежного отделения), два помощника (младший и старший),
делопроизводитель и уездные землемеры. На губернского землемера возлагались все
распорядительные и исполнительные действия, наблюдение за делопроизводством по
делам межевания, за порядком хранения межевых документов. Кроме того, он
являлся членом общего присутствия губернского правления и участвовал в
заседаниях его по межевым делам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|