рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

Эти широкие преимущества службы несомненно повлияли на улучшение состава чиновников[40].

Также на улучшение личного состава большое значение имела реформа губернских и уездных административных учреждений по штатам (2 января 1845). Был усилен состав служащих и увеличены оклады их содержания.

Само делопроизводство было упрощено особой инструкцией, благодаря чему решение дел отныне упрощалось, а начальство получило возможность более внимательнее и строже следить за назначением чиновников на места[41].

Таким образом, можно говорить о резком увеличении числа чиновников Олонецкого губернского правления к середине XIX века. В лучшую сторону изменился и уровень образованности местных чиновников. Значительные перемены произошли и в составе этого учреждения. Для того чтобы в полной мере охарактеризовать деятельность Олонецкого губернского правления в 1825 – 1855 гг. необходимо рассмотреть формулярные (послужные) списки чиновников данного губернского учреждения.

Именно они позволяют нам судить о работе, численности и составе Олонецкого губернского правления.

С помощью послужных списков можно проследить весь путь служащего с момента его поступления на службу и до его отставки. Они составлялись губернским правлением на каждый год и поэтому очень удобны для изучения[42].

Формулярные списки – это форма систематического и регулярного учета всего чиновничества, существовавшая с середины XVIII века до 1917 года. Формуляр послужного списка складывался, главным образом, на протяжении 60 -90-х г.г. XVIII века и претерпевал значительные изменения в середине XIX века.

Формулярные списки представляли собой таблицу, имеющую с 1771 года – девять, а с 1849 года – пятнадцать граф[43].

Сюда вносились чин, фамилия, имя, должность, возраст, а также сведения о конфессиональной принадлежности, иногда жалование, делались отметки о знаках отличия; сословном происхождении. Далее давались данные о недвижимом имуществе (с 1849 года эта графа была поделена на две части – родовое и благоприобретенное имущество самого чиновника, его родителей и жены). Седьмая графа была основной: здесь давался собственно послужной список (с точным указанием дат), имелись данные об образовании, указывались отличия за службу, награды, сведения о нахождении под судом. Далее отмечались военные заслуги, данные о штрафах.

Следующая графа определяла, способен или нет данный чиновник к продолжению статской службы и повышению чина; давались сведения об отставке и о получении им при отставке чинов, сведения об отпусках с указание дат. Примечательно, что иногда не было данных о вероисповедании, редко упоминается (до 1849года) жалование (как годовое, так и разъездные деньги). Последняя графа (появилась в 1849 году) давала информацию о семейном положении служащего; о вероисповедании жены и детей[44].

Вообще, уже к концу XVIII века формулярный список стал обязательным документом, дающим важные сведения о чиновнике и о его служебной карьере.

Такой важной информацией являлась графа о происхождении. Она позволяет установить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления – дворяне (37,6%), причем в их число входили и дворяне, не утвержденные Герольдией Правительствующего сената, так как уже со II четверти XIX века правительство начинает ограничивать доступ разночинцев ряды потомственного и личного дворянства.

Для получения потомственного дворянства необходимо было иметь V класс «Табели о рангах», а для личного, начиная с IX класса. Такие меры правительства значительно уменьшили число дворян по всей Российской империи. Но все же роль их в I половине XIX века была существенной.

Дети военных также входили в штат Олонецкого губернского правления. Это дети обер-офицеров (их большинство), поручиков и подпоручиков, полковников.

Также в губернском правлении служили дети клира (дети священников, протоиереев, дьяков, пономарей, духовноучительские дети).

Значительная часть служащих – воспитанники приказов общественного призрения из других губерний (Ярославской, Полтавской, Архангельской).

В губернское правление зачислялись и дети из непривилегированных сословий – приказнослужительские, дети мещан, вольноотпущенные, дети лекарей. Очень невелико число детей горных рабочих[45].

Вообще, если сравнивать социальный состав чиновников в 1820-е и 1840 - 50-е гг., можно говорить об увеличении дворян в числе служителей Олонецкого губернского правления. Именно дворяне составляли большинство чиновников этого учреждения. Так, например, по данным 1844 года дворян в губернском правлении насчитывалось 35,4%, а в 1854году – уже 44,4%.

К 1850-м годам возросло и количество детей из военного звания. Это сословие могло соперничать с дворянами. Их насчитывалось в 1840 – 1855-е гг. – 35,7% (от общей численности чиновников). Дети священнослужителей, составлявшие 3,92% в 1844 году, в 1854-м году усилили свои позиции в губернском правлении до 14,8% (см. Табл.3)[46].

По данным послужных списков можно проследить средний возраст, вероисповедание чиновников.

Так, если сравнивать средний возраст служащих в 1840-е – 1855-е гг., то можно говорить, что возрастные рамки незначительно изменялись (в 1844 году – средний возраст – 27 лет, в 1854 году – 29 лет), т.е. чиновники в среднем старели. Примечательно, что имелись чиновники как пожилые (по данным 1847 года – один в возрасте 82 лет), так и служащие-подростки (один канцелярский служащий по спискам 1854 года – в возрасте 15 лет)[47].

Если говорить об уровне образования чиновников Олонецкого губернского правления, то это в основном имеющие среднее образование служащие (36% - бывшие воспитанники губернских гимназий), 11% чиновников имело высшее образование, 9% - окончило духовные семинарии, а 15% - уездные училища. Чиновники, имеющие военное образование (в кадетском корпусе, в дворянском полку), составляли в губернском правлении 10%, получившие домашнее образование – 6%, столько же служащих (6%) вообще не имели образования. Незначительное число чиновников закончило отделение писцов при приказах общественного призрения других губерний (7%)[48].

Важно отметить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления в 1825 – 1855-е гг., это люди, имеющие среднее образование, что способствовало уже на местах большей квалификации чиновников.

Что касается недвижимости, то она редко составляла больше одного деревянного дома, причем только у дворян были случаи владения землей. Материальное положение чиновников было бедственным.

По данным формулярным спискам можно установить и вероисповедание служащих. Это в большинстве случаев православные (по данным 1840-х гг. – 84,2%, в 1850-е гг. – уже 91,6%). Число католиков также было значительным (в основном это поляки). Примечательно, что число католиков среди чиновников губернского правления в 1850-е гг. сократилось по сравнению с 1840-ми гг. более чем вдвое (15,8% - 1840-е гг. и 7,4% - в 1850-е гг.)[49]. Встречались даже представители исламской конфессии (по данным 1846 года – один чиновник), лютеранство – евангелической (в 1850-е гг. – 4,2% от общего состава служащих)[50].

Частыми были различного рода награждения: это пожалования почетных званий, чинов, единовременные денежные выплаты, награждения орденами. Все это делалось правительством для поощрения служебного рвения средних и мелких чинов. Так, за службу более 15 лет чиновник награждался «знаком беспорочной службы».

Частыми были пожалования орденами, как за военные заслуги перед государством (ордена Св. Станислава, Св. Анны, медали), так и за заслуги в гражданской службе[51].

Надо заметить, что повышение по службе в Олонецком губернском правлении шло довольно быстро. Это было обусловлено недостатком чиновников в самой Олонецкой губернии; губерния крайне нуждалась в специалистах.

Редкими были для чиновников военные заслуги, а также случаи их нахождения под следствием и штрафы.

Что касается анализа службы чиновников, то, в среднем для каждого делалась отметка о способности к статской службе и повышению чина. Исключение составляли когда-либо находившиеся под судом и судимые чиновники.

По формулярным спискам можно выяснить также семейное положение чиновников Олонецкого губернского правления.

В среднем, это холостые служащие (»58,6%), доля женатых, но не имеющих детей составляла (»14,6%). 25,9% чиновников были женаты и имели, в среднем двоих детей: обычно дети были одной веры с отцом. Отмечалось, где они находятся (при отце или уже служат), точно указывался их возраст (1849года даты рождения)[52].

Таким образом, можно говорить, что послужные списки являются важным и интересным документом, позволяющим наиболее полно и достоверно получить информацию о чиновниках Олонецкого губернского правления.

В целом, можно отметить, что в 1825 – 1855 годах Олонецкое губернское правление занимало одну из ведущих позиций в общей системе органов управления Олонецкой губернии. Это было высшее административно – полицейское учреждение в губернии. Спектр выполняемых им функций и задач был весьма широк.

Однако нельзя в полной мере утверждать, что Олонецкое губернское правление действовало достаточно эффективно. Сказывалась усилившаяся со второй четверти XIX века централизация власти. Местные органы управления, в частности губернское правление подпадали под постоянный контроль высших и центральных органов и по сути дела не могли работать самостоятельно. Их отчетность перед императором и Сенатом не давала возможности реализовать свой потенциал в полную силу.

Недостатки выявлялись и в профессионализме чиновников Олонецкого губернского правления. Несмотря на принимаемые правительством чрезвычайные меры по улучшению состава и качества служащих местных государственных учреждений уровень образования, квалификация и профессиональные характеристики были весьма низкими.

И это не могло не сказаться на деятельности Олонецкого губернского правления в этот период времени.


Глава II. Функции и штаты Олонецкого губернского правления

в 1855 – 1881-е годы.

Во второй половине XIX века в России продолжало существовать старое административно – территориальное правление.

В пореформенной России главой местной администрации оставался губернатор, официально признаваемый законами «хозяином губернии». В период реформ Александра II компетенция губернаторов несколько сузилась: они потеряли право «ревизии» судебных дел, в их ведение не попал ряд учреждений, созданных в 60-х годах XIX века (контрольные палаты, губернские акцизные управления и т.д.), однако за губернатором сохранилась основная власть в губернии. Он являлся председателем различных совещательных учреждений: присутствий, комитетов, комиссий, которые дополняли деятельность губернского правления (высшего административно – полицейского учреждения губернии)[53].

Это в полной мере относится к деятельности Олонецкого губернского правления, как органа управления Олонецкой губернией.

Во второй половине XIX века губернское правление продолжало играть большую роль в управлении губернией. Оно находилось в ведении Министерства внутренних дел и подчинялось по закону Сенату, однако на практике широкие полномочия губернатора подчинили губернское правление его власти, и уже к середине XIX века оно превратилось в своеобразную исполнительную канцелярию при губернаторе[54].

Кассационной инстанцией в отношении губернского правления оставался Сенат (по первому департаменту).

Во второй половине XIX века роль губернского правления в общей системе органов управления губернией было значительно. Оно управляло в силу законов всей губернией. Это исполнительное, полицейское и распорядительное учреждение6 оно обнародует законы и указы императора, Сената и прочих государственных учреждений, ведет надзор за исполнением законов, наблюдает за правильным и безостановочным движением дел в других учреждениях, побуждает их к исполнению своих дел[55].

Губернское правление управляет делами общественного благоустройства, охраняет право личности и собственности, общую безопасность, тишину и спокойствие, ведает делами народного здравия и продовольствия.

Кроме того, именно это губернское правление определяет и увольняет (в том числе, в отпуска) канцелярских чиновников и служителей в губернии, собирает сведения о них; представляет к установленному сроку в Инспекторский департамент гражданского ведомства послужные списки о всех находящихся в ведомстве правления чиновниках[56].

Вторая половина XIX века - является временем глубоких перемен, связанных с реформами 60 – 70-х годов. Эти реформы коснулись и Олонецкого края.

Что касается губернского правления, то оно испытало ряд изменений на протяжении 60 – 70-х годов XIX века.

Так, 8 июля 1865 года Министерством внутренних дел были предписаны новые временные правила об устройстве губернских правлений и губернаторских канцелярий в 37 губерниях, в том числе и Олонецкой.

Здесь же определялись и новые штаты этих учреждений. губернское правление в России были разделены на 3 разряда по количеству дел, производимых в них. К 1-му разряду были отнесены 17 губернских правлений в губерниях, состоящих  из 10 и более уездов с населением более 1 миллиона человек. Во 2-й разряд входили 14 губернских правлений. К 3-му разряду принадлежали 5 губернских правлений в губерниях, имеющих менее 10 уездов с народонаселение менее 500 тысяч человек[57].

Олонецкое губернское правление было отнесено к 3-му разряду. Новые правила вступили в силу лишь 1 сентября 1865 года.

Министерство внутренних дел преследовало своей целью упростить и сократить форму и порядок канцелярского производства дел в губернских правлениях и в губернаторских канцеляриях. Новое устройство губернских учреждений ведомства МВД должно было соответствовать государственным и общественным нуждам[58].

Губернское правление по-прежнему состояло из общего присутствия и канцелярского (см. Табл. 4).

По Положению о губернском правлении 1865 года в состав общего присутствия входили: губернатор (председатель), вице-губернатор, советники (обычно два), губернский врачебный инспектор, губернский инженер, губернский архитектор и асессор. Вице – губернатор, советники и асессор участвовали в заседаниях правления по всем делам, а прочие члены присутствия только по делам, касающимся строительной или врачебной части.

В особых случаях, когда дело касалось дворянских, городских и сельских обществ, или же требовалось принятие общих единообразных мер по какому-либо вопросу, в общее присутствие губернского правления по условию губернатора могли быть приглашены, кроме постоянных членов: губернский и уездный предводитель дворянства, управляющие палатой государственных имуществ и Удельной конторой, председатель Казенной палаты, председатель губернской земской управы, полицмейстер, городовой глава, оп назначению консистории – духовные лица, оператор, акушер и др.[59].

Роль общего присутствия сводилась к ознакомлению с новыми законодательными актами и распоряжениями, к ряду хозяйственных операций, к обсуждению некоторых вопросов организации делопроизводства[60].

Основные же дела губернского правления были сосредоточены в канцелярии, состоявшей теперь из пяти отделений: 1,2 и 3 – распорядительные, 4 и 5 – соответственно строительное и врачебное отделения и канцелярии присутствия. Руководство в отделениях осуществляли советники. Состав отделений назначался губернатором и состоял из секретаря и делопроизводителей с помощниками. Канцелярия подчинялась вице-губернатору.

В 1865 году была издана особая инструкция делопроизводства; все дела распределялись между столами (их в Олонецком губернском правлении было 8)[61]. Столы состояли под управлением делопроизводителей. Число их, равно как и размер сумм на писцов и канцелярские расходы каждого губернского правления, определялось особым расписанием министра внутренних дел.

Упразднялся один стол распорядительного отделения и один ревизионный (его дела передавались в особый стол). В губернском правлении оставались столы: газетные и особые. Первый управлялся редактором Губернских ведомостей, второй – первым помощником секретаря. В газетном столе производились дела: переписка по изданию Губернских ведомостей, рассылка официальных изданий в подчиненные губернатору правлению места и должностным лицам, сношения с сенатской типографией. В особом столе были сосредоточены общие дела, касающиеся всего правления: по хозяйственной, денежной, экзекуторской, архивной, типографской и регистратурной частям; сюда же поступала отчетность по делопроизводству как самого губернского правления, так и подчиненных ему мест[62].

Что касается распорядительных отделений, то здесь производились основные дела: обнародование законов и указов в губернии, определение и увольнение канцелярских чиновников, составление формулярных (послужных) списков, выдача свидетельств лицам, удостоенных звания почетных граждан, надзор за исполнением законов, наблюдение за правильным движением дел, дела о розыске различных лиц, приведение иностранцев на подданство, рассмотрение жалоб на Думы и Ратуши; охрана порядка и тишины в губернии, отсылка крепостных крестьян по просьбе помещиков на поселение в Сибирь (до отмены крепостного права 1861г.), принятие мер к поимке беглых крестьян; сведения о состоянии почты, дорог, мостов, переправ; данные о народонаселении, торговле, промышленности, дела по учреждению ярмарок, надзор за исправностью мер и весов, а также меры по проверки ревизий. Кроме того, 1, 2 и 3 отделения осуществляли связь с финансово – хозяйственными организациями (сведения о недоимках в губернии; наложение на помещичьи имения опеки), а также выполняли ряд судебных функций (рассмотрение частных жалоб на судебные органы, наблюдение за деятельностью дворянских опек и сиротских судов, сведения об арестантах, находящихся в губернии, распоряжения о ссылке преступников по приговорам судебных мест, рассмотрение неурядиц, возникающих по вопросам о земле.

Примечательно, что губернское правление лишь передавало в судебные органы, а не судило само[63].

Кроме распорядительных в состав канцелярии губернского правления входили: строительное и врачебное отделения. Первому передавались дела упраздненной еще в 1864 году Строительной и Дорожной комиссии. Строительным отделением управлял губернский инженер (одновременно член общего присутствия). В помощь ему назначается губернский архитектор с правом совещательного голоса в общем присутствии при рассмотрении дел, касающихся строительной части. В случае отсутствия, болезни или другим причинам губернского инженера замещает губернский архитектор. В ведении строительного отделения находятся также младшие инженер и архитектор, а также секретарь. Кроме того, сюда же может назначаться некоторое число дополнительных техников, как с правами государственной службы, так и по найму. В обязанности строительного отделения входит: составление и рассмотрение проектов, смет, производство строительных работ, проверка отчетов. В его ведение переходят здания и сооружения, построенные содержащиеся на средства общественных сословий, земских сборов, капиталов приказа общественного призрения. Занятия между чиновниками отделения определяются по назначению губернского инженера. На содержание строительного отделения Олонецкого губернского правления в месяц уходило 2104 рубля 58 копеек. Чиновникам, занимающим должности губернских и младших инженеров, жалованье начислялось из особых сумм[64].

В 1865 году в состав губернского правления вошло также особое врачебное отделение (объединенные Врачебная управа, Комитет общественного здравия и оспенный комитет). В отделение входили: губернский, врачебный инспектор, доктор медицины и акушер, оператор, помощник врачебного инспектора, старший советник, лекарь и делопроизводитель с помощником[65].

В состав канцелярии губернского правления входили канцелярия присутствия (управление осуществлял старший секретарь). Сюда же назначались: помощник секретаря (переводчик), регистратор, чиновник по счетной и экзекуторской части, 2 помощника. Кроме того, в Олонецкое губернское правление входили: губернская чертежная, типография, архив и регистратура. В губернской чертежной состояли: губернский землемер (начальник чертежного отделения), два помощника (младший и старший), делопроизводитель и уездные землемеры. На губернского землемера возлагались все распорядительные и исполнительные действия, наблюдение за делопроизводством по делам межевания, за порядком хранения межевых документов. Кроме того, он являлся членом общего присутствия губернского правления и участвовал в заседаниях его по межевым делам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.