рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Завоевание конкистадорами цивилизации Ацтеков: несовместимость культур?

Детей и женщин приносили в жертву реже. Женщин - в честь богини земли (при этом перед закланием, чтобы забыть о ждавшем их жестоком уделе, они танцевали в течение нескольких часов подряд, пока не впадали в состояние экстаза).

Сохранились не вполне ясные свидетельства и о других жертвенных обрядах ацтеков. Так, в честь бога огня Уэуэтеотля связанных военнопленных якобы бросали в огонь и медленно сжигали. Почести своим богам ацтеки воздавали также песнопением, танцами и обрядовыми религиозными драмами. Ацтеки верили, что после смерти человека его душа отправятся в солнечное царство Тлалокан, но такой участи удостаивались лишь души павших в бою и убитых молнией, а также, разумеется, тех, кто добровольно вызвался принести себя в жертву. Души остальных переселялись в, так называемый, Миктлан.

Как мы видим, религиозные представления  ацтеков  были весьма сложны, а ритуал - исключительно жесток. После появления испанцев социальная структура ацтеков оставалась неизменной. Классовые различия определяли само существо их культуры. Главной хозяйственной единицей была община. Существовала система трудовой повинности населения в пользу государства. Выделялась прослойка знати и вождей-касиков, которые имели большие участки земли и использовали труд рабов. Государство ацтеков достигло значительной централизации, постепенно осуществлялся переход к наследственной власти верховного правителя. Однако отсутствие внутреннего единства, междоусобная борьба за власть среди представителей высшей военной знати и борьба покоренных ацтеками племен против завоевателей облегчили победу испанцев в этой неравной борьбе. Многие покоренные племена переходили на их сторону и участвовали в борьбе против ацтекских правителей.

ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНКИСТЫ: процесс раннекапиталистического развития в Западной Европе.

Во второй половине XV века феодализм в Западной Европе находился в стадии разложения, вырастали крупные города, развивалась торговля. Всеобщим средством обмена стали деньги, потребность в которых резко увеличилась. Поэтому в Европе сильно вырос спрос на золото, что усилило стремление к "Индиям" - родине пряностей, где будто бы и золота очень много. Но в то время для западноевропейцев в результате турецких завоеваний становилось все труднее пользоваться старыми, комбинированными сухопутными и морскими путями к "Индиям". Поисками южных морских путей тогда занималась только Португалия. Для прочих атлантических стран к концу XV века оставался открытым только путь на запад через неведомый океан. Мысль о таком пути появился в Европе в связи с распространением среди сравнительно широкого круга заинтересованных лиц античного учения и шарообразности Земли, а дальше плавания стали возможными благодаря достигнутым во второй половине XV века успехам  в кораблестроении  и  навигации.   Таковы  были  общие предпосылки заокеанской экспансии западноевропейских стран. То обстоятельство, что именно Испания первой выслала в  1492 году на запад маленькую флотилию Христофора Колумба, объясняется условиями, которые сложились в этой стране к концу XV века. Одним из них было усиление испанской королевской власти, ранее ограниченной. В 1479 году произошло объединение самых крупных пиренейских государств и возникла единая Испания. акончился восьмивековой процесс Реконкисты, и "Объединенная Испания" вышла на мировую арену.

Заокеанская экспансия была в интересах как самой королевской власти, так и ее союзников - городской буржуазии и церкви. Буржуазия стремилась расширить источники первоначального накопления; церковь - распространить свое влияние на языческие страны. Военную силу для завоевания "языческих Индий" могло дать испанское дворянство. Завоевание Гранады положило конец почти беспрерывной войне с маврами в самой Испании, войне, бывшей ремеслом для многих тысяч идальго. Теперь они сидели без дела и стали еще более опасны для монархии и городов, чем в последние годы Реконкисты. Требовалось найти выход для накопившейся энергии идальго. Выходом, выгодным для короны и городов, для духовенства и дворянства, была заокеанская экспансия.

Идальго мечтали о земельных владениях за океаном, но еще более - о золоте и драгоценностях. Стремление к наживе сочеталось с религиозным фанатизмом - следствием многовековой борьбы христиан против мусульман. Не следует, однако, преувеличивать его значение в испанской колониальной экспансии. Для инициаторов и организаторов заокеанской экспансии, для вождей конкисты религиозные рвение было привычной и удобной маской, под которой скрывались стремления к власти и личной наживе.С потрясающей силой охарактеризовал конкистадоров современник Колумба, автор "Кратчайшего сообщения о разорении Индий" и многотомной "Истории Индий", епископ Бартоломе Касас своей крылатой фразой: "Они шли с крестом в руке и с ненасытной жаждой золота в сердце".

Традиционная зарубежная историография представляет конкисту как необычайный подвиг, совершенный горсткой храбрецов, которые, действуя от имени бога и Кастилии, чуть ли не одним своим появлением покорили тысячи невежественных дикарей. Чтение хроники убеждает в обратном: сопротивление было ожесточенным и систематическим начиная с того момента, когда индейцы, оправившись от неожиданности и замешательства, поняли, что перед ними не боги, в пришествие которых они верили, а завоеватели. Сопротивление было решительным и мужественным, зачастую выражавшимся в самоуничтожении: нагие, безоружные мужчины  и  женщины  противостояли  огнестрельному оружию, лошадям и специально выдрессированным собакам, которыми "с величайшей жестокостью травили индейцев, и свирепые псы разрывали несчастных на куски". Оно проявлялось в поджогах селений и посевов при приближении отрядов завоевателей; в бегстве в горы городского и сельского населения; в отчаянной решимости женщин, прибегавших к абортам, дабы не обрекать своих детей на рабство и голод: в самоубийствах тысяч людей, убедившихся в тщетности попыток сбросить ярмо; в постоянной и достойной восхищения вооруженной борьбы смельчаков.И сегодня, по прошествии веков, конкисту продолжают превозносить и ставить на все лады; ее по-прежнему расценивают как благородную духовную миссию, опираясь при этом на путаные свидетельства первых конкистадоров, которые, естественно, многое скрывали или приукрашивали, заверяя, что их единственной целью, якобы, была христианизация населения. Что же касается героев сопротивления, то о многих из них уже не вспоминают. Желанием восстановить справедливость и спасти от забвения имена тех, кот встал на защиту своей родины и свободы, Хосефин Олива де Коль написал книгу "Сопротивление индейцев испанским конкистадорам", изданной в 1977 году в Мексике. Речь в ней идет об извечной проблеме завоевания, о жестоком порабощении слабого сильным. Ведется речь о проблеме завоевания и его последствиях, о колониализме, о следах, выжженных каленным железом и сохранившихся по сей день, спустя почти пять столетий. И пусть нам не говорят, что нельзя судить о делах XVI века с позиции ХХ-го. Временная дистанция тут ни при чем, речь идет о совести, об уважении к человеку, ибо и в XVI веке, когда творились все эти преступления, Лас Касас гневно обличал их. Официального хрониста Фернандеса де Овьедо трудно заподозрить в симпатиях к аборигенам, поскольку он сам был конкистадором, а впоследствии и губернатором Картахены и мог спокойно рассказывать об одном из грабежей, учиненном им и его товарищами и сопровождавшемся бесчинствами и поджогами.Это он презрительно писал об индейцах, что "эти люди подобно скотам... Головы у них не как у других людей и такие толстые и крепкие черепа, что христиане, когда сражаются с ними... не должны бить их по голове, ибо рискуют сломать свои мечи". Но даже этот человек, постоянно называющий "лентяями" солдат-индейцев, в то время как испанцы у него сплошь "великие военачальники... и смелые воины", не может удержаться от гнева, столкнувшись с целым рядом гнусных, по его мнению, фактов. Более того, он высказывает то же мнение, что и его враг Лас Касас, когда оправдывая поведение одного касика, пишет: "И вот я, хронист, говорю... что нельзя называть мятежником того, кто никогда не выказывал повиновения".

Священник Хосе де Акосита, объясняя одну из целей своей книги, говорит: "Ведя речь о религии, которую исповедовали индейцы, я стремлюсь в этой книге написать об их обычаях, порядках и правлении прежде всего для того, чтобы рассеять представления, каковое обыкновенно имеют о них как о существах жестоких и неразумных,  либо со столь малым разумом, что он едва заслуживает подобного названия. Из этого заблуждения проистекает множество весьма значительных обид, которые наносят им, обращаясь едва ли не как со скотиной и лишая всякого уважения... Не вижу лучшего средства развеять это столь вредное мнение, чем разъяснить, каким порядкам и обычаям следовали эти люди, когда жили по своим законам... Поскольку мы ничего не знаем об этом и приходим с мечом, не слушая и не разумея их, нам кажется, что дела индейские не заслуживают внимания, и мы вылавливаем этих людей в горах и лесах и заставляем их служить нам и подчиняться нашим желаниям".

Почти у всех хронистов можно встретить проблески подобного свободомыслия и недовольства. Даже солдаты иногда осознавали, что творят произвол, о чем свидетельствуют их простодушные реплики: "Никому из нас, бывших там, это не понравилось".

Неверно говорить и о том, что это было столкновение двух культур. Мы бы глубоко оскорбили Испанию, если бы согласились с тем, что беззастенчивые авантюристы были носителями ее культуры, что алчные мошенники, называвшие себя христианами и использовавшие имя божье всуе всякий раз, когда хотели оправдать свои преступления, были носителями высоких моральных принципов.

Важно и то, что вступление европейцев в Новый Свет означало включение народов, его населявших, в орбиту влияния европейской культуры эпохи позднего Возрождения, хотя и в окрашенных религиозной мистикой испанском и португальском вариантах.

Завоеватели стремились навязать народам Америки свой экономический уклад, свою политику и идеологию, основу которой составляла католическая религия. Насильственным путем они пытались повсюду ввести 15 обращение свой испанский пли португальский язык как средство утверждения своей культуры, как оружие духовного порабощения. Однако богатая и самобытная традиция древнеамериканских цивилизаций оказывала сильнейшее обратное воздействие на европейскую культуру. Сложный процесс взаимодействия этих двух потоков не был механическим слиянием их элементов. Он представлял собой разрыв как с европейскими формами, так и с формами древнеамериканскими. Местная индейская традиция, исходившая из самых глубин народа, его труда, психологии, всего бытия, неизбежно оказывала влияние на рождавшуюся новую латиноамериканскую культуру, придавая ей самобытный характер, совершенно особенные черты. Действующими лицами этого процесса, определившего особый этнический, социальный и культурный облик этой общности, были как белые креолы, так и американские индейцы. Значительный вклад в становление новой общности внесли выходцы из Африки, а также различные группы смешанного, латинского населения Америки. В итоге взаимопроникновения, ассимиляции, синтеза этих разнообразных элементов к началу XIX века складываются основы новых наций - мексиканской, перуанской, кубинской и других.

Глава III.  ГИБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ АЦТЕКОВ: причины и последствия.

Теночтитлан, где правил Монтесума II, был столицей обширного государства, которое подчинило себе многочисленные народы, говорившие на разных языках, имевшие разные обычаи и традиции.

Если принять на веру версию конкистадоров, то получится, что порабощенные народы мечтали с их помощью освободиться от ига ацтеков. Если же критически отнестись к этой версии, если вспомнить неоднократно повторяющуюся в хрониках фразу "и разговаривали они, не понимая друг друга" и усомнишься в точности переводов "юной Марины" и испанца Херонима де Агллара, а также в том, что они могли знать языки и наречия народов, населявших столь обширную территорию, то трудно будет поверить, будто угнетенные племена видели свое спасение в таинственных белолицых и бородатых пришельцах. Такое предположение вдвойне сомнительно, если вспомнить, что прибытие конкистадоров сопровождалось наскоками кавалерии, залпами пушек и Фальконетов. Добавим к этому грозные мечи, обрушившиеся на головы индейцев, казни "в назидание другим" по первому подозрению в неповиновении или вовсе без повода, и мы получим полную картину.

10 февраля 1519 года девять кораблей Кортеса к "золотой стране" повел Антон Алампнос. Первая схватка с индейцами произошла на южном берег залива Кампече, в стране Табаско. Сломив их сопротивление, Кортес послал три отряда внутрь страны. Встретив крупные военные силы, они отступили с большим уроном.

Кортес вывел против наступающих все войско. Индейцы сражались с большой отвагой и не боялись даже пушек. Тогда Кортес ударил на них с тыла своим небольшим кавалерийским отрядом. "Никогда еще индейцы не видели лошадей, и показалось им. что конь и всадник одно существо, могучее и беспощадное". Через несколько дней касики прислали припасы и привели 20 молодых женщин. Кортес приказал их окрестить, а затем распределил среди офицеров. Одна из них, прославленная хронистами донья Марина, перешедшая впоследствии к Кортесу, стала переводчицей и оказала огромные услуги испанцам в борьбе против мексиканцев-ацтеков.

От Табаско флотилия прошла до Сан-Хуан-де-Улуа. 21 апреля испанцы высадились на берег материка и чтобы обеспечить свой тыл построили город Веракрус. Вот так, по словам Диаса, основывали конкистадоры города в Новой Испании: "Избрали мы управителей города, на рынке водрузили позорный столб, за городом построили виселицу..." Итак, крест, позорный столб, виселица - вот три орудия освоения конкистадорами новых стран. У испанце было огромное преимущество перед мексиканцами: огнестрельное оружие, железные доспехи, боевые кони. Но людей было так мало, что поход против многолюдной страны казался безнадежным. Кортес привлек на свою сторон обещаниями, подкупом, угрозами вождей окраинных народностей, угнетаемых господствующим народом - ацтеками. Вожди, особенно из области Тласкала, дали в помощь чужеземцам десятки тысяч воинов и носильщиков. Среди испанцев начались раздоры. Часть идальго, обеспеченных поместьями на Кубе, требовала возвращения на остров. Тогда Кортес пригрозил уничтожить весь флот, часть пушек он все же снял с кораблей и взял в поход несколько десятков матросов, немного усилив таким образом наступающий отряд и гарнизон Веракруса.

Четыре правителя Тласкалы - Машискацин, Хикотенкатль-Старший, Тлауэтолошш и Ситлалькопока договорились о том, чтобы пропустить отряд завоевателей, но этому воспротивился Хикотенкатлъ-Младший. Он уговаривал старейшин, спорил с ними, предостерегал от неминуемых бед, но все тщетно, умудренные опытом вожди открыли конкистадору дорогу к заветному Теночтитлану. На пути завоевателей неожиданно встал Хикотенкатль: его воины "под бело-красными стягами" атаковали пришельцев, окружили их и ухитрились убить даже одну лошадь. Конкистадоры находились в столь сложном положении, что уже не чаяли выбраться живыми. И только гибель восьми предводителей, сыновей старых касиков, заставила индейцев отойти.

Вновь в ход было пущено коварство: конкистадоры направили послов к старейшинам, назвали себя врагами Монтесумы, обещали отменить подати, наложенные ацтеками на порабощенные народы.

Отважный и решительный Хикотенкатль-Младший остался в одиночестве. Авторитет старых вождей перевесил: Хикотенкатлю было поручено возглавить миссию мира.

Двадцать четыре дня не могли войти иноземцы в Тласкалу из-за противодействия Хикотенкатля. Но вот наконец союз был заключен. По обычаю, тласкальцы отдали своих дочерей в жены новым союзникам, что должно было послужить залогом нерушимой дружбы. Любопытно, что ни поступали точно так же, как европейские монархи той эпохи, когда желали укрепить мир, хотя, разумеется, не подозревали об этом.

Неукротимого Хикотенкатля назначили командующим войсками союзников. Впоследствии молодой тласкальский вождь "решил покинуть армию, позвав с собой несколько отрядов, которые поддались его уговорам и ушли вместе с ним". Узнав об этом Кортес приказал догнать Хикотенкатля, "дабы пленить его или, если не удастся, убить". Было исполнено второе. Казнь молодого вождя произвела такое устрашающее впечатление на тласкальцев, что никто из них впредь не осмеливался в чем-то осушаться испанцев. Неудержимое наступление конкистадоров продолжалось. Наконец конкистадоры подошли к границам заветного города. Их встретил сам могущественный правитель, на которого никто из поданных не осмеливался поднять глаза.

"На Монтесуме богатые одежды, плащ, украшенный драгоценностями, на голове - легкая корона из золота, на ногах - сандалии, тоже золотые, с кожаными тесемками, украшенные дорогими каменьями. Четверо приближенных несли его паланкин, инкрустированный золотыми пластинами, под балдахином из зеленых перьев, также украшенным золотом. Правителя сопровождали двести знатных вельмож, выделявшихся своей богатой одеждой, но босых. Перед паланкином шествовали три сановника с золотыми жезлами в руках, которые они то и дело поднимали, оповещая народ о появлении державного правителя".

Торжественность и пышность, блеск драгоценных камней и золота. Золото повсюду: в короне, на ногах, на паланкине. Кажется, его хватило бы, чтобы удовлетворить любую алчность, а владелец всех этих богатств - нерешительный, растерянный человек, мотивы поведения которого непонятны. Он прекрасно был осведомлен о том, что происходило на всей подвластной ему огромной территории, ибо получал депеши с точным рассказом обо всех событиях. Берналь Диас пишет: "Он понял, что наша главная цель - отыскать золото". И он дал им золото.

Монтесума, верховный вождь ацтеков, пытался подкупить испанцев, чтобы они отказались от похода на его столицу. Но чем больше он дарил конкистадорам золота и драгоценностей, тем сильнее стремились они овладеть Теночтитланом. Монтесума действовал нерешительно: приказывал подвластным ему вождям с оружием в руках сопротивляться испанцам, а при неудаче не оказывал им помощи, даже отрекался от них. Наконец он согласился впустить испанцев в Теночтитлан. Столица была построена на острове, в центре искусственного (соленого) озера, окруженного большими городами и селениями. Эта местность. прекрасно возделанная, густонаселенная, красиво застроенная, буквально ослепила испанцев. У ворот столицы пришельцев встретил сам Монтесума с блестящей свитой: "... мы не верим глазам своим. С одной стороны, на суше - ряд больших городов, а на озере - ряд других... и перед нами великий город Мехико, а нас - нас только четыре сотни солдат! Были ли на свете такие мужи, которые проявили бы такую дерзкую отвагу?" (Б. Диас).

Испанцы разместились в огромном здании. Обшаривая помещения, они нашли замурованную дверь. Кортес приказал вскрыть ее и обнаружил потайное помещение с богатейшим кладом из драгоценных камней и золота. Но испанцы видели, что они заперты и окружены врагами в огромном городе, и решили захватить самого Монтесуму как заложника. Известия из Веракруса о нападении отряда на испанцев дало Кортесу повод для решительных действий. С пятью офицерами он явился во дворец Монтесумы и убедил его перейти на жительство в помещение, где находился испанский отряд. Затем Кортес потребовал выдачи ацтекских военачальников, участвовавших в сражении с глрнизоном Веракруса, и сжег их на костре. Монтесуму же для острастки он временно заключил в оковы. Монтесума превратился в пленника. Он принимал поданных в присутствии своих тюремщиков, а когда посещал храмы - каждое такое посещение превращалось по-прежнему в пышную церемонию, - его сопровождали двести вооруженных испанских солдат, не спускавших с него глаз. От имени Монтесумы Кортес стал с этого времени распоряжаться по всей стране.

Он заставил вождей ацтеков присягнуть испанскому королю, а затем потребовал от них, как от вассалов уплаты дани золотом. Клад Монтесумы был так велик, что на его просмотр ушло три дня. Все золото, включая художественные изделия, было перелито в слитки, нагроможденные в три крупные кучи. Большинство конкистадоров требовало немедленного дележа, так как все три кучи слишком заметно таяли изо дня в день; подозрение высказывалось против Кортеса и его приближенных..." Кортес уступил. После раздела добычи, при котором он получил львиную долю, пай солдат оказался "столь мизерен, многие его даже не брали, и тогда... их доля шла в карман Кортесу!..." Тревога завоевателей усилилась, когда до них дошла весть о прибытии в Веракрус эскадры Панфило Нарваэса, посланный Веласкесом с целью захватить "живыми или мертвыми" Кортеса и его солдат. Перед лицом общей опасности утихла рознь, вызванная разделом добычи. Кортес оставил в Мехико менее надежных людей, поручив им охрану Монтесумы, и выступил в Веракрус. У него было только 260 солдат и 200 индейцев с пиками, и все-таки он решил напасть на втрое более сильный отряд. Вперед, якобы, для переговоров, он выслал несколько офицеров, приказав им нацепить на себя побольше золота, чтобы показать, как богато живут его люди. Он внес, таким образом, разлад в войско противника, а затем неожиданно атаковал его. Люди Нарваэса сражались неохотно и толпами переходили на сторону Кортеса. Нарваэс, потерявший в бою глаз, был взят в плен и закован в кандалы. Его офицеры, частью подкупленные Кортесом, и солдаты сдались. С некоторых кораблей Нарваэса были убраны все паруса и снасти, чтобы никто не смог сообщить Веласкесу о разгроме его экспедиции. Остальные суда под командой надежных капитанов были направлены на север для обследования мексиканского побережья. Через несколько дней Кортес приказал вернуть прежним врагам все оружие, лошадей и ценные вещи, отнятые у них, и расположил их к себе подарками и обещаниями. Среди людей Нарваэса находился больной оспой. Страшная болезнь распространилась по всей Мексике, где о ней раньше не слыхали, "унесла бесчисленное множество" мексиканцев.

В это время почти вся Мексика восстала (1520 г.), испанские укрепления были разрушены или сожжены, а столичный гарнизон осажден ацтеками. Отряд Кортеса состоял из 1300 солдат, 100 всадников и 150 стрелков. Тласкальцы, смертельные враги ацтеков, дали ему 2 тысячи отборных воинов. С таким войском Кортес беспрепятственно вступил в столицу. Вскоре, однако, восстание разгорелось с новой силой. Мексиканцы ежедневно бешено атаковали испанцев, среди которых начались голод, уныние и раздоры. Кортес потребовал, чтобы Монтесума вышел на крышу дома и приказал своим "подданым" приостановить штурм, так как испанцы согласились уйти из города. Мексиканцы ответили градом камней и стрел. Верховный вождь ацтеков был смертельно ранен и умер на руках испанцев, но "не выразил желания принять христианство".

Каждый день уменьшал силы испанцев и увеличивал силы их врагов. Запасы пороха истощались, съестных припасов и воды не было совсем. Перемирие, предлагаемое испанцами, с презрением отвергалось. В июле 1520 года испанцы решили уйти из столицы ночью. Кортес выделили из добычи королевскую долю - крупные золотые слитки. После этого он разрешил каждому брать сколько угодно сокровищ. Новички из отряда Нарваэса "набрали столько, что едва могли брести". Умудренные опытом солдаты Кортеса брали легкую ношу - драгоценные камни. Тяжелую ношу навьючили на индейцев и раненых лошадей. Испанцы выступили в глухую полночь, но мексиканцы сразу же ударили по ним. Переносной мост, приготовленный отступающими для переброски через канал, опрокинулся, началась паника. "Всякий, кто не умел плавать, неминуемо погибал... Немало было переловлено из лодок, немедленно связанно и отнесено для жертвоприношений..." Наконец испанцы выбрались на берег озера, окружавшего Мехико. Они отступали в союзную Тласкалу, с трудом отражая натиск врагов. За пять дней погибли, утонули, убиты и взяты в плен, а затем принесены в жертву около 900 испанцев и 1300 их союзников-индейцев. Особенно много людей погибло в начале отступления, в "ночь печали", во время переправы через озеро. Кроме того, потеряны были все пушки, почти все огнестрельное оружие и 80 лошадей.

Испанцев выручили тласкальцы, боявшиеся мести ацтеков. Они дали завоевателям возможность оправиться от разгрома, выделили им в помощь несколько тысяч воинов. Опираясь на них Кортес совершил карательные экспедиции против индейцев, нападавших на испанцев во время отступления. У них было очень много золота, и Кортес после резни мужчин – их, по Б.Диасу. "в плен не брали, так как надзор за ними хлопотлив", - приказал согнать в одно место женщин и детей, чтобы "узаконить добычу", то есть заклеймить как рабов, и выделить королевскую пятину и, кстати, пятую часть в свою пользу. "Отобрали самых лучших и красивых, а нам оставили старых и уродливых". В то же время Кортес перехватывал у берегов Мексики одиночные корабли с солдатами, оружием, припасами и лошадьми, которые Веласкес посылал в помощь экспедиции Нарваэса: на Кубе еще ничего не знали о его судьбе.

Пополнив отряд людьми и снаряжением. Кортес с десятью тысячами союзных индейцев в 1521 году начал новое, планомерное наступление на Теночтитлан. Он приказал построить большие плоскодонные суда, чтобы завладеть озером, окружить его и взять измором столицу ацтеков. Он запретил окрестным племенам посылать часть урожая в виде дани в Мехико и оказывал им помощь, когда отряды ацтеков приходили за данью. Он разрешил тласкальцам грабить ацтекские селения и предоставлял им часть добычи, чтобы слава о его "справедливости" разнеслась по всей стране. Словом, этот бесчестный, но талантливый человек в минуту величайшей опасности оказался, "настоящим человеком на настоящем месте". Обороной Теночтитлана руководил молодой Куаутемок, выбранный верховным вождем ацтеков после гибели Монтесумы и проявивший личный героизм и выдающиеся военные способности. Теперь положение изменилось. Силы испанцев и число их союзников все росли, а силы ацтеков убывали. Когда построенные суда были доставлены на озеро, столица была обложена со всех сторон. Город отчаянно защищался более трех месяцев. Испанцы разрушили городской водопад, так что осажденные страдали не только от голода, но и от жажды. В августе 1521 года испанцы ворвались в город и разрушили колодцы из которых жители брали воду после уничтожения водопровода. Но следующие несколько дней ацтеки отстаивали отдельные кварталы. Когда города пал, "он был переполнен мертвецами... Порой их было так много, что они лежали друг на дружке, точно поленица дров. Ведь погибло здесь все взрослое мужское население не только Мехико, но и окрестностей".

Кортес вывел своих людей из смрадного города и разрешил уцелевшим жителям уйти оттуда.

"И вот по всем дамбам в течение трех суток потянулась вереница живых скелетов, еле волочащих ноги, неслыханно грязных и оборванных, распространявших вонь". Когда "исход" прекратился, Кортес послал людей на разведку в город. Среди трупов они находили больных и слабых, не имевших сил подняться. Вода в колодцах была солоноватой и горькой. Горожане к концу осады питались корнями, которые выкапывали на улицах, площадях и во дворцах, и корой деревьев. "И все же никто не покусился на мясо мексиканца: врагов они ели, своих же никогда".

Мексика была покорена. Победители захватили сокровища, собранные ацтеками в городах, и заставили коренное население работать на вновь организованных испанских поместьях. Часть была обращена в рабство, но и остальные закрепощенные индейцы фактически стали рабами. Сотни тысяч убитых или умерших от изнурения, голода и заразных болезней, занесенных конкистадорами, - вот страшный итог испанского завоевания страны. Попавшего в плен Куаутемока конкистадоры подвергли пыткам и в 1525 году казнили.

После захвата Теночтитлана экспедиция Кортеса распалась. Его рядовые участники проигрывают в карты последние гульдены из своей доли награбленного золота, а Кортес возвращается на Кубу, а затем в Испанию. Возвращается как победитель. Денег, у него больше, чем у его величества Карла V. А за деньги можно приобрести все. Преданы забвению все грехи Кортеса, все его преступления. Король наделяет его истинно кастильским титулом "адмирал Южного моря", назначает "маркизом долины" (имеется ввиду долина Оахака в Южной Мексике, которую Кортес получает в наследственное владение).

Дополнением к славе должна стать прекрасная жена из хорошего дома. У Кортеса уже есть законная жена Каталина на Кубе, но теперь ему разрешено все, ведь у него такие деньги! И он женится на Хуане де Суньига, племяннице герцога Бехорского, одного из влиятельнейших лиц при испанском дворце. А Марину, свою незаменимую советчицу и переводчицу, свою возлюбленную, своего ангела-хранителя, Марину, которой он так был обязан и которая родила ему сына, маркиз отдал одному из своих офицеров.

Завоевание государства ацтеков было совершено не только силой испанского оружия. Кортес, не без успеха натравливая одни местные племена на другие, разжигал рознь между ними - словом, действовал по принципу "разделяй и властвуй". Создав на территории государства ацтеков и прилегавших к нему обширных землях свою колонию - вицекролевство Новая Испания конкистадоры наладили системы расхищения природных богатств Мексики, беспощадной эксплуатации народных масс, жестоко подавляя проявление недовольства. Говоря об эпохе колонизации испанцами Нового Света К.Маркс писал о Мексике как об одной из "обреченных на разграбление богатых и густо населенных" стран, где "обращение с туземцами было... всего ужаснее".

Однако завоевание Мексики, как и других земель в Америке, принесшая столь губительные последствия для ее народа, имела и другой, с точки зрения исторического развития смысл. Как пишет советский историк М.С.Альперович, колонизация Мексики испанцами объективно способствовала "складыванию в этой стране, где ранее безраздельно господствовали дофеодальные отношения, исторически более прогрессивной социально-экономической формации. Возникли предпосылки вовлечения Северной и Центральной Америки в орбиту капиталистического развития и включения их в систему формирования всемирного рынка.

Кроме того, высадка конкистадоров Эрнана Кортеса в устье реки Табаско и последовавшее стремительное завоевание древних государств, располагавшихся на территории современной Мексики, означали столкновение самобытной индейской цивилизации с одним из вариантов европейской культуры XVI века - окрашенной религиозной мистикой испанской культуры.

"Поразительное зрелище процветающей культуры... неведомой прежде и столь многим отличавшейся от привычной западноевропейской оказалось выше понимания испанского конкистадора... И конкистадоры, и миссионер увидели в представших им чудесах несомненное проявление злой воли некоего сверхъестественного существа, демона, заклятого врага рода человеческого. Уничтожение плодов дьяволова промысла явилось логическим результатом таких представлений; люди креста и меча принялись громит все и вся с усердием, достойным лучшего применения. Индейские цивилизации были уничтожены. Когда же самые рассудительные задумались о содеянном и осознали совершенную ими ошибку, ущерб оказался невосполнимым. Тогда попытались спасти хоть что-нибудь, что осталось от познаний, навыков, сокровищ духа, чтобы использовать эти осколки при организации нового общества, которое должно было укрепиться на древних землях, но примыкать к христианскому миру.

В результате конкисты в королевстве Новая Испания постепенно формируется новое, специфическое в экономическом и культурном отношении, колониальное общество, вобравшее в себя как навязанные испанцами черты западноевропейской культуры, так и не истребленные, наиболее стойкие черты культуры аборигенов. В итоге взаимопроникновения, ассимиляции складывается принципиально новая - мексиканская - культура, в которой элементы  самобытной традиции обусловливают ее неповторимость. В какой-то мере сохранению индейской традиции способствовали, как это ни кажется парадоксальным, и сопровождавшие конкистадоров католические миссионеры. Дело в том, что для успеха своего дела они волей-неволей вынуждены были приспосабливаться к местным условиям. Необходимо было преодолеть языковой барьер - и миссионеры прилежно изучают индейские языки, чтобы затем на этих языках проповедовать христианскую доктрину. Необходимо было преодолеть барьер представлений о мироздании и миссионеры приспосабливаются к индейскому пантеону, к устоявшимся в индейской среде понятиям. И по сей день сохраняются составленные в XVI веке грамматики и словари индейских языков, до сих пор католические обряды в Мексике сохраняют яркие черты древнеиндейского пантеизма. Как пишет исследователь В.Н.Кутейщикова: "на всем континенте едва ли найдется другая страна, где участие коренных обитателей в формировании нации началось бы так рано и сыграло бы такую громадную, неуклонно возрастающую роль, как в Мескике."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Многовековая оторванность Нового света от остального мира предопределила не только его уникальность и специфику, но и асинхронность исторического процесса в этом регионе по сравнению с Европой и Азией и, как следствие этого, несовпадение основных этапов исторической периодизации. Появление европейцев на американском континенте в конце XV века (благодаря развитию кораблестроения, установлению капиталистических отношений и существованию идальго) привело, по мнению ряда латиноамериканистов (Л.Сеа, В.Франк, А.Рейес), к тому, что в последующем Новый Свет стал своего рода отражением, тенью, эхом Европы. Делая акцент на этой несовпадаемости культурно-исторических схем развития Европы и Америки, мексиканский  историк  и   культуролог  А.Рейес  отмечал,   что   в конце XV века Новый Свет как бы попал в "чужую эпоху". К моменту прихода европейцев племена, жившие в различных регионах Нового Света, существенно отличались друг от друга. Наиболее  высокий  уровень  общественно-экономического  развития имели индейцы Мексики, Центральной Америки. В основе этих цивилизаций лежало земледелие - возделывание кукурузы. На приоритет в ее культивировании почти с равными правами могут претендовать Мексика, Перу, Боливия.(1) Это произошло около 7 тысяч лет назад. Американский континент "подарил" миру помимо кукурузы картофель, томаты, табак, какао, подсолнух, лекарственные средства - хинин и бальзам. Здесь проводилась и такая сложная операция, как трепанация черепа. В то же время аборигены Нового Света не знали колеса, лошадей, не плавили железа, которое они научились обрабатывать значительно позже золота, серебра, платины, меди и бронзы.

Несовместимость культур, проявившаяся в разной степени экономического развития (что привело к существованию небоеспособной армии) и   противостоянии религиозных систем, в  следствии  агрессивности европейцев привела, в итоге, к полному разрушению и порабощению цивилизации ацтеков. Единственное сходство культур, которое удачно использовали конкистадоры, заключалось в централизованности государства ацтеков. Поэтому, захватив столицу и казнив вождя ацтеков, завоеватели смогли удержать в подчинении целую страну.

До европейского завоевания самые развитые цивилизации Западного полушария сложились в Месоамерике и в Андах - в регионах, называемых иногда зонами высоких цивилизаций. На этой обширной территории, сменяя друг друга, оставили след несколько древних цивилизации, наиболее известными среди них являются цивилизации майя и ацтеков, разрушенные испанскими конкистадорами.(2)

Список литературы

Агибалов Е.В., Донская Г.М. История средних веков. 6 класс М.,1994, с 248.

Альперович М.С. Завершение испанской колонизации в Америке в XVII веке // Новая и новейшая история. 1990. № 5.

Ацтеки: империя крови и величия // Пер. с англ. О.Перфильева. М., 1997.

Барг М. А. О Категории "цивилизации" // Новая и новейшая история. 1992. № 5. С. 24.

Бартоломе де Лас Касас. К истории завоевания Америки. М., 1966.

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

Гарсия Уидобро. Америка 500 лет назад: современный взгляд // Новая и новейшая история. 1992. № 4.

Гончарова Т.В. Индейская Америка: пять статей колонизации и перспектива возрождения // Новая и новейшая история. 1992. № 6.

Гуляев В.И. Древнейшие цивилизации Месоамерики. М., 1972.

Гуляев В.И. По следам конкистадоров. М., 1976.

Джеймс П., Мартин Д.Ж. Все возможные миры. М.. 1982.

Записки Диаса о Мексике // Хрестоматия по истории средних веков // Под редакцией Сказкина С.Д. Т. 3. М., 1950.

Керов В.Л. Латинская Америка в исторической ретроспективе XVI-XIX вв. М., 1994.

Кинтеро Р. Путешествия Колумба в страны Латинской Америки // Новая и новейшая история. 1992. № 3.

Ланда Диего де.  Сообщение о делах  в  Юкатане /пер., ввод. ст. Ю.В.Кнорозова. М., Л.,1955.

Ларин Е.А. История и культура народов Азии, Африки и Латинской Америки // Вопросы истории. М., 1992. № 5-6.

Лас Касас Бартоломе де. История Индии. Л., 1968.

Магидович И.П. Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. М.. 1983.

Мернер М. Столетия в периодизации истории Нового Света // Новая и новейшая история. 1990. № 3.

Пожарская С.П. Открытие Америки: взгляд историка // Новая и новейшая история. 1992. № 3.

Селиванов В.Н. Латинская Америка: от конкистадоров до независимости. М.. 1984.

Соди Д. Великие культуры Мезоамерики. М., 19S5.

Сомов С.О. Загадки сельвы // Итоги №2, 2002.

Стингл М. Индейцы без томагавков. М.. 1984.

Три каравеллы на горизонте. К 500-летию открытия Америки. М., 1991.

Уидобро Г. Америка 500 лет назад. М., С. 42.

Хосефина Олива де Коль. Сопротивление индейцев испанским конкистадорам. М., 1983.

Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации. Ацтеки: империя крови и величия. М., 1997.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.