рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Завоевание конкистадорами цивилизации Ацтеков: несовместимость культур?

Таким образом, у ацтеков оставались лишь две возможности: умереть всем или жить в буквальном смысле на воде. Они выбрали жизнь. Кружа по озеру, мешики нашли болотистый необитаемый островок и поселились на нем. Только с этого дня. который обозначен в ацтекском календаре как 1 текпатль и соответствует нашему 1325 году, начинается подлинная история ацтеков.

Своему островному поселению они дали название Теночтитлан. Прежде всего в самом центре островка они воздвигли храм, посвященный Уицилопочтли. От храма провели линии на запад, юг, север и восток, раздели таким образом весь остров на четыре примерно равных "квартала" - Куэпопан, Теопан, Мойотлан и Астакалько, где и поселились четыре ацтекские фратрии, составлявшие племя.

Строительство Теночтитлана было затруднено из-за нехватки дерева и камня, и поэтому ацтеки были вынуждены покупать все строительные материалы у своих более удачливых соседей в прибрежных городах. Платили они тем, что давало им озеро: водоплавающей птицей, раками, тростником. На неприглядном островке не хватало и почвы для земледелия. Поэтому  землю для полей ацтекам приходилось добывать со дна озера. Как раз к этим временам относиться и одно из удивительнейших изобретений ацтеков - чинампа - плавучие сады (искусственные плавучие острова из ветвей и прутьев, засыпанных плодородной почвой). Эти плавучие поля приносили исключительные урожай. Даже в ваше время ацтекские жители предместья нынешней столицы Мексиканской республики - Шочимилько, Чалько и других частично ведут хозяйства этим способом.

Однако ацтекам в их островной эмиграции не хватало не только земли, но также и питьевой воды. Пришлось построить нечто, вроде танкера и привозить на остров воду, купленную в Чапультепике. Так, понемногу ацтеки преодолевали трудности, связанные с их пребыванием на негостеприимном островке посреди соленого озера. Могущественные города-государства, разумеется, с неудовольствием наблюдали, как прямо из вод озера вырастает новый город, уже украшенный множеством великолепных построек, город с быстро растущим населением. А поскольку островной город находился в той части озера, на которую притязало город-государство Аскацапалько, властитель Акольнауак принудил мешиков платить ему надлежащую дань. Таким образом, даже после бегства с материка ацтеки не избавились от зависимого положения. В 1338 году - спустя тридцать лет после основания Теночтитлана - начались раздоры между отдельными ацтекскими родами, и в конце концов недовольные роды переселились на соседний, до той поры пустовавший островок - Тлателолько. Но и этот второй город ацтеков оказался под властью Аскапоцалько. Тлателольскне ацтеки, не имевшие собственного племенного вождя, сами попросили нового правителя Аскапоцалько - Тесосомока, дать им в вожди одного из своих сыновей. Так на трон тлатетольских ацтеков вступил Каукау-пиауак. С этого времени племя мешиков более чем на стол лет было разделено  на  два  самостоятельных   города-государства. Впрочем, большинство ацтеков по-прежнему оставалось в значительно более крупном городе Теночтитлане. Через 51 год после основания Теночтитлана ацтеки избирают своего первого подлинного властителя. До той поры во главе них стоял племенной вождь. Первым настоящим повелителем ацтеков был Акамапичтли (1376-1395). И избрание его принесло ацтекам удачу. Матерью этого вождя была дочь правителя могущественного Кулуакана, отцом - ацтек. Этот родственный союз обеспечил ацтекам помощь Кулуакана в борьбе против Аскапоцалько. А когда после смерти Акамапичтли правителем стал его четвертый сын, второй настоящий  вождь   ацтеков   Уицшгауитль   (Перышко   колибри), дань, которую до той поры ацтеки платили, была заменена чисто символическим подношением нескольких рыб. Итак, Теночтитлан не только освободился от ига Аскапоцалько, но и сразу же сделался одним из самых могущественных городов Мексиканской долины. И находчивые ацтеки, используя создавшееся положение, меняют тактику: от обороны переходят к наступлению. Вместо того, чтобы платить подать Аскапоцалько они теперь хотят сами собирать дань, владычествовать. Но и мешиков пока еще недостаточно сил, чтобы осуществить этот замысле. И вот Ицкоатль предлагает тлакопанским тепанекам  и Тескоко создать тройственный союз как для  обороны, так и главным образом для нападения.

     Так, в 30-е годы XV столетия возникла военная конфедерация, все три участника которой формально были равноправны, но по сути дела, первую роль с самого начала стали играть ацтеки. Главным городом конфедерации становится Теночтгитлан. В вопросах внутренней жизни, в решении собственных дел все три государства остаются независимыми. Но внешняя политика, и особенно решение военных и некоторых других важнейших вопросов, взаимно согласовывается. Делами конфедерации руководил некий "высший совет", находившийся также в Теночтитлане. Его членами были три уэтлатоани, то есть правители трех городов-государств, а именно ацтекский правитель кулуа текухтли (были потомками тольтеков, а ацтеки полагали, что разделяют их род).

Три первых уэтлатоани разделили между собой, а тем самым и между своими преемниками обязанности по руководству делами конфедерации. Несауалькойотль, властитель Тескоко, взял на себя ответственность за законодательство и общественные постройки, Тоткиуацин из Тлакопана - за развитие искусств и ремесел, а Ицкоатль оставил за собой вопросы внешней политики, решение споров между членами конфедерации и должность высшего начальника объединенных войск.

Мы уже познакомились с верховным вождем мешиков, которого, не зная точного наименования, мы назвыаем правителем. Но как, собственно, выглядело ацтекское общество в те последние сто лет существования Теночтитлана, которые превратили ацтеков в самую могущественную силу доколумбовой Мексики, а Теночтитлан - в крупнейшую столицу индейской Америки?

Все ацтекское общество делилось в первую очередь на два класса: знать и простолюдины. Сами мешики, пользовавшиеся обычно чрезвычайно возвышенными, сложными, теперь подчас не поддающимися расшифровке обозначениями, в данном случае выражались совершенно недвусмысленно: привилегированных членов общества они именовали текухтли - знать, а всех прочих людей - без привилегий - масеуалли, что буквально означает "простолюдин".

Начнем со знати, о которой кодексы и первые хроники рассказывают нам значительно подробнее. В позднейшие времена титул текухтли носили только высшие сановники Теночтитлана. а в провинции - правители отдельных ацтекских городов и деревень. Текухтли в отличие от остальных мешиков не облагались налогами. Государство доверяло им высокие должности и наделяло роскошными одеждами и украшениями. Пищу, красивые жилища, многочисленную прислугу и наложниц для текухтли обязаны были поставлять жители управляемого им города или деревни.

Текухтли - представитель высшего слоя ацтекского - удостаивался добавляемой к его имени частицы цин, которую можно сравнить с английским словом "лорд". Например, прославленный Куастемок, герой обороны Теночтитлана во время борьбы с испанцами и наиболее известный противник Кортеса, именовался также Куацтемоцин.

В самом Теночтитлане указанных взаимоотношений между текухтли с одной стороны, и управляемым им городом или деревней - с другой, не существовало. В Теночтитлане положение у текухтли соответствовала должность кальпуллека - вождя одного из двадцати традиционных ацтекских родов - кальпулли. За последние сто лет существования Теночтитлана выборы кальпуллека превратились в формальность, ибо право на этот важный пост монополизировали члены привилегированных ацтекских семей. Кальпуллекам (а за городской чертой Теночтитлан - текухтли) мог теперь стать только сын знатного.

Таким образом, знатность превращается у мешиков в наследственный институт. Отсюда другое ацтекское обозначение этой привилегированной группы - пилли, буквально - "сыновья". При этом имелись в виду сыновья именно знатных лиц. Впрочем. ацтекскому текухтли или пили, если он не состоял на службе вообще-то говоря, не было от его знатности никакого проку. Дело в том, что у ацтеков частной собственности в современном смысле слова не существовало. Знатному же государство предоставляло содержание. Разумеется, только в качестве жалования за службу.

Кальпулли, как род, осуществляли связь со всем племенем через тлатоани (ораторов), также происходивших из знати. Каждый род был представлен в ацтекском совете одним делегатом (высший совет собирался один раз в месяц, то есть раз в двадцать дней). Все двадцать ацтекских родов были разделены на четыре фратрии. В Теночтитлане каждый из этих фратрий заселяла один из четырех "кварталов" города.

Ацтекский совет - тлатокан - избирал "от имени всего народа" шесть высших представителей ацтекского государства. Среди них главную роль играло лицо, которое руководило внешней политикой (первоначально только Теночтитлана, а позднее всей конфедерации) и которое одновременно являлось главнокомандующим ацтекских войск (для воинственного народа это было всего важнее). Соответственно этой главной обязанности властитель Теночтитлана и назывался тлакатекухтли. Это звание носил, например, Монтесума Второй, а также и все его ранее упомянутые предшественники. Должность тлакатекухтли наследовали представители привилегированных ацтекских семей. Именно с тлакатекухтли имели дело первые испанцы, поскольку это лицо руководило всеми сношениями с иностранцами, объявляло войну и заключало мир.

Ацтекский тлакатекухтли еще при жизни назначал себе приемника (чаще всего из числа ближайших родственников). Впрочем, формально до последних дней существования государства властитель мешиков (ацтеков) избирался. Следующим по значению сановником после тлакатекухтли, этого "императора" по европейским понятиям, являлся сиуакоатль, буквально - "женщина змея". Это был подлинный "вице-король" мешиков. Когда "император" во главе войск конфедерации отправлялся в поход, "вице-король" заменял его и был высшим авторитетом во всех внутренних вопросах, он стоял также во главе верховного суда, в состав которого входило еще тринадцать высокочтимых мужей. На нижней ступени общественной лестницы стояли рядовые аптеки - масеуальтин (простолюдины). Главным занятием мешидов было земледелие. Из общинной земли, называемой кальпоалли, род выделял каждому масеуалли участок, доходом с которого он со своей семьей кормился.

Основной культурой, которую возделывали мешики, была кукуруза. Из нее делали муку и пекли лепешки. Кукуруза - это главная пища ацтеков, имела свою покровительницу - богиню Синтеотль. Ацтекскне крестьяне возделывали также агаву, бобы, перец, а из покоренных областей получали какао, из бобов которого приготавливался напиток, который они называли чоколатль. (В самом деле, именно от ацтеков наряду со многими иными дарами человечество получило культуру возделывания деревьев какао, способ приготовления и даже само название шоколад). От ацтеков же пришло к нам слово томат (томатль), ибо они первыми стали выращивать помидоры. Ацтеки курили, а стало быть, и выращивали табак. Крестьяне держали и некоторых домашних животных, дававших им мясо, главным образом, собак и индеек.

Некоторые думают, что с алкогольными напитками индейцев познакомили белые. Это не совсем так. Из листьев агавы (ацтеки называли ее магей) они получали сок, который путем брожения превращался в крепкую водку, называвшуюся октли. Из агавы ацтеки извлекали много пользы: из ее шипов они делали иглы и булавы, корни шли в пищу, а листьями агавы они покрывали крыши своих домов. Основным земледельческим орудием ацтеков было некое подобие деревянной мотыги.

Наряду с земледельческим трудом другой главной обязанностью масеуалли была служба в армии конфедерации. Воевали они охотно. И не только потому, что участие в сражении было для ацтеков самой увлекательной игрой, самой почетной обязанностью и лучшим способом прославить богов, но и потому, что только в армии простолюдин своим мужеством мог заслужить награду, которая давала ему доступ в привилегированные слои ацтекского общества.

Еще ниже на социальной лестнице, чем простолюдины, стояли группы людей, пользовавшихся личной свободой, но презираемые ацтекским обществом. К ним, прежде всего, принадлежали тлалмаитль (буквально - "рука, у которой нет земли"), то есть крестьяне, по каким-то еще не совсем ясным причинам лишенные права на земельный надел и вынужденные поэтому предлагать свои услуги более счастливым соплеменникам.

И наконец, ниже всех стояли настоящие рабы. В Теночтитлане существовало, собственно, два вида рабов. Сами мешики могли стать рабами или потому, что совершили какое-либо преступление, согласно ацтекским законам (например, кража ребенка и ограбление святилища), или даже потому, что были слишком бедны и сами продавали себя в рабство своим богатым соплеменникам. Рабы-ацтеки через какой-то промежуток времени могли выкупиться на волю. Гораздо больше рабов приводили в Теночтитлан из своих победоносных походов ацтекское войско. Чаще всего пленников ожидала смерть. Их сотнями приносили в жертву во время кровавых ритуалов.

     К концу XV века мешики начинают понимать, какое значение для экономического развития Теночтитлана имеет подневольный труд. И хотя перенесение рабов в жертву богам еще имеет место, но все больше становится рабов - бесправных тружеников. Возникают даже два специальных рынка, где идет торговля оставленными в живых пленными  - рабами. До известной степени вне общей социальной лестницы и, главное, вне строго централизованной государственной субординации ацтекского общества оставалась еще одна привилегированная группа, значение которой в последнее столетие существования Теночтитлана все более возрастало. Это были купцы, по-ацтекски - почтена. Они жили в особых кварталах, заключали браки исключительно в своей среде, и только их дети могли быть купцами.

Ацтекские купцы имели собственного бога-покровителя - Йакатекухтли, которого изображали в виде странствующего купца. А поскольку купцы были богаты, они совершали в Аскапоцалько торжественные обряды, посвященные своему богу, и при этом приносили в жертву десятки людей. У ацтекских купцов были даже собственные судьи, независимые от центральной власти. Свои привилегии купцы заслужили прежде всего тем, что доставляли ацтекским полководцам весьма ценные сведения о военном и экономическом положении стран, которые посещали. Учитывался и их вклад в дело процветания Теночтитлана.

Купцы приумножали богатство ацтекского государства. Однако главная роль в расширении могущества и славы Теночтитлана и всей конфедерации принадлежала армии тройственного союза, в которой уже с начала его существования ведущую роль занимали мешики. Теночтитлан постоянно содержал небольшие отряды воинов.  Но  по-настоящему  грозная  армия  создавалась лишь во время войны. Тогда воинами становились все ацтекские мужчины, способные носить оружие. Даже священнослужители были обязаны участвовать в походах. Сподвижники Кортеса определяли общую численность ацтекской армии в 150 тыс. человек. Такого числа солдат не имели тогда ни одна европейская держава. Члены ацтекского кальпулли (рода) образовали воинское соединение. Ацтекская армия, представлявшая собой основную военную силу тройственного союза, состояла, следовательно, из двадцати отрядов, каждый из которых имел свой собственный родовой знак и собственного военачальника. Кальпулли обеспечивал и снабжение своего отряда. Пять таких отрядов составляли более крупное формирование, своего рода "корпус".Этих формирований было четыре,  по  числу фратрий.  Командующего воинскими частями начальники назывались тлакатеккатль ("тот, кто муштрует людей"). Для большинство из них война была единственным занятием, и они пользовались многими привилегиями. В соответствии со своим рангом ацтекские военачальники носили определенную форменную  одежду,  украшенную желтыми или зеленными перьями, а то и золотом. Верховным правитель ацтеков (например, Монтесума) надевал великолепный многоцветный плащ из птичьих перьев, унизанный нефритовыми подвесками. На спине этот плащ был украшен изображением бабочки с золотым туловищем и крыльями из перьев зелёных птиц. Золотая бабочка была символом ацтекского бога  войны Ицпапалотля. Рядовые воины ходили в простой хлопчатобумажной одежде. Особо отличившиеся в бою воины и военачальники незнатного происхождения получали доступ в привилегированные слои. Ацтекские "рыцари за заслуги", стараясь подчеркнуть свою отвагу, называли себя "орлами" или "ящерами". Перед сражением они надевали шкуру ящера или украшали себя перьями орла. Свои привилегии они, по ацтекским верованиям, сохраняли и в загробном мире. "Рыцари за заслуги" могли сделаться даже высшими военачальниками. Однако верховных военных должностей удостаивалась только "подлинная", наследственная знать.

Война (по ацтекски - йаойотль) у мешиков считалась одним из видов служения богам. Два знака - вода плюс огонь, которые обозначилось понятие "война" в ацтекских кодексах и которые в своем сочетании составляли выражение "атльлачинолли", -  сами и по себе указывают на то, что в представлениях ацтеков война имела и какой-то второй, скрытый мистический смысл. Ведение "священной войны", естественно, подчинялось строгим правилам. Уже само объявление войны представляло собой сложную церемонию. Если тройственный союз решал подчинить себе какую-либо независимую страну или еще не покоренное племя, то к правителям этого города или страны одна задругой направлялись три делегации, которые должны были уговорить их добровольно присоединиться к конфедерации. Если город выражал согласие, посол от имени конфедерации безвозмездно передавал ему щиты и копья ("чтобы вы не могли сказать, будто мы напали на вас, когда вам нечем было защищаться"). Но и после этого военные действия начинались не сразу, а лишь в тот день, который жрецы-прорицатели находили особо благоприятным. Наступление войск конфедерации всегда было тщательно подготовлено. Стратегические планы тройственного союза основывались на информации, полученной от купцов, о донесениях "разведывательной службы". Армия конфедерации имела разветвленную сеть лазутчиков.

На войне ацтеки предпочитали встречаться со своим противником в рукопашном бою один на один. В этом случае каждый ацтек имел возможность не только доказать свою личную воинскую доблесть, которая почиталась высшей добродетелью, но и взять в плен своего противника. Пленные и составляли ценнейшую военную добычу ацтеков. Приобретение пленных, которых можно было принести в жертву богам, являлось если не главной целью, то, во всяком случае, одной из главных целей военных походов ацтеков.

Эту, столь жесткую на наш взгляд, цель войны мы должны, однако, воспринимать в общем контексте ацтекского мышления, ацтекских религиозных представлений. Своей судьбе пленный не сопротивлялся и из плена никогда не убегал. Из кодексов и рассказов первых хронистов нам известен ряд случаев, когда пленный, по какой-либо причине не принесенный в жертву, сам до-осуществления предназначенного ему удела. Совсем особым установлением, в силу которого пленных водили к жертвенному камню даже в то время, когда ацтеки воевали, была так называемая цветочная война. Это было нечто среднее между современными маневрами и рыцарскими турнирами средневековья. В этих военных играх соревновались между  собой "команды" дружественных городов.  Эти цветочные войны могут служить самым несомненным доказательством того, что война у ацтеков "обычным" политико-экономическим назначением преследовала еще и другую чрезвычайно важную цель - быть самым великолепным, самым массовым и, следовательно, самым кровавым богослужением.  "Обычная" война прекращалась в тот момент, когда войска конфедерации овладевали главным храмом неприятельской столицы. По представлениям ацтеков это означало, что их бог войны Уицилопочтли одержал победу над богами врагов, что "справедливость восторжествовала" и вражде можно положить конец.

    Мы уже говорили, что ацтекское общество во всех отношениях было обществом разноклассовым. Но в то время, как, например, у соседних майя эксплуататорские устремления правящего класса были  полностью  обращены  против  собственного общества,   против   "низших"   собственного   племени,   основной чертой ацтекского государства являлось то, что эксплуататорские  устремления   ацтекской   верхушки   были   направлены   не только против простолюдинов собственного племени, но, преимущественно, против других племен. Богатство ацтеков выросло  главным образом, в результате завоеваний. За исключением тлашкаланцев, по соседству с ними не осталось племени, народности, местности, которые не подпали бы под их военный контроль и не подвергались бы жестокой эксплуатации. При этом ацтеки присоединяли к своей "империи" новые земли не в качестве равноправных провинций, а лишь как колонии в полном смысле этого слова. В научной литературе мы читаем об "обширной империи" ацтеков. В действительности колонии не принимали никакого участия в государственного жизни ацтеков. Территория ацтекского государства, собственно, ограничивалась городом Теночтитланом и его ближайшими окрестностями. Все, что находилось вне этих пределов, ацтеки не считали своей территорией, своим государством, это были лишь земли, покорившиеся им. Поэтому правильнее говорить не о великой "империи" ацтеков, а об огромной территории, над которой они господствовали.

На этой территории существовало  38  частично  самостоятельных в вопросах внутреннего управления племен и государств (от более или менее крупных до совсем маленьких), которые с полным основанием можно назвать протекторами.  С  согласия конфедерации в этих протекторах правили местные вожди. В главных городах протекторов находились, разумеется, и ацтекские наместники - петакалькатль, обязанные наблюдать за тем, чтобы местные властители и племенные вожди проводили политику, соответствующую интересам Теночтитлана, и, главное, чтобы протекторы исправно и в предписанные сроки отправляли на склады и зернохранилища Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана предписанную дань.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.