рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Римско-италийское рабовладельческое хозяйство во II-I вв. до Р.Х

В результате сословной борьбы, начиная с конца VI и на протяжении V-IV вв. до Р.Х. произошли существенные изменения в системе римской собственности, которые непосредственно повлияли на появление римско-италийского рабовладельческого хозяйства II в. до Р.Х. и его дальнейшее развитие.

Царская земля, естественно, перестала существовать с изгнания царей. Было запрещено дарить и завещать землю богам, то есть храмам. Важнейшим этапом на пути установления римской земельной собственности было введение земельного максимума законами Лициния - Секстия (Liv., VI,35,5; 34,4,9; Plut., Cam., 39,2; Tib., 8,2[29]). Установление имущественного и земельного минимума надолго ограничило рост крупного землевладения viri fortes.[30] Вместе с тем запрещение долгового рабства (Liv., VIII,28,1-9) и ограничение долговой кабалы (правда оно не всегда достигало цели, ибо долговая кабала постоянно возрождалась[31]) и наделение клиентов земельными участками привело к тому, что возможность их эксплуатации и эксплуатации должников и безземельных значительно снизилась. Наиболее перспективным объектом эксплуатации сделались стоящие вне гражданской общины рабы. Иногда считают, что захват на войне рабов обусловил уступки плебсу, рабочая сила, которого была заменена рабочей силой рабов[32]. Но скорее зависимость была обратной: победы плебса вели к развитию рабства иноплеменников. В ходе многочисленных войн, когда уже римская республика вышла за пределы Лация, захватывались пленные, которые обращались в рабство, заменяя собой рабов из избавленных от долгового рабства соплеменников. Так, например, в 308 г. до Р.Х. было продано семь тысяч самнитов (Liv., IX,42,8). Так же твердо установился принцип не только обусловленности права на землю (как частную, так и общественную) принадлежностью к гражданской общине, но и обязанность общины наделить гражданина землей или каким либо другим средством к существованию. Отсюда появлялась необходимость постоянно расширять ager publicus и не столько за счет ограничения величены наделов, сколько в результате завоевания.

Поворотным моментом для развития рабовладельческих хозяйств в Римском государстве стал период значительного расширения территории Римской республики в III-II вв. до Р.Х., когда значительное количество римских граждан получило возможность приобретать значительные земельные участки. Так, например, Катон в Испании говорил, что пусть лучше многие, т.е. солдаты принесут домой серебро, чем немногие, то есть командиры из знати, золото. Ветеран за время службы набирал достаточно средств, что бы наладить хозяйство. Например, в колонии в Бононии всадники получили по 70 югеров, а остальные по 50 югеров (Liv., XXXVII,57,7-8), а в Вибоне 3700 пехотинцев получили наделы по 50 югеров, а всадники вдвое больше (XXXV,40,5-6). За особые заслуги давались участки в 200 и 500 югеров (XLIV,16,4-7; XXVI,21,9-13). К этому надо прибавить денежные раздачи и многочисленную добычу, захваченную в многочисленных войнах первой половины II в. до Р.Х., которые велись по всему Средиземноморью. Все вышеозначенные причины дали толчок к развитию средних поместий катоновского типа с одной стороны, и развитию крупных поместий, особенно на Сицилии и в Южной Италии с другой стороны.

Таким образом, как уже было замечено выше к началу II в. до Р.Х. складывается благоприятная экономическая и политическая ситуация, которая способствовала началу развития римско-италийского рабовладельческого хозяйства катоновского типа, к изучению которого мы приступим ниже.


Глава первая. Характеристика «Земледелия» Катона, как источника по развитию римско-италийского рабовладельческого хозяйства.

1.Биография Марка Порция Катона Старшего.

Подробное исследование биографии Марка Порция Катона Старшего, важно для изучения развития римско-италийского рабовладельческого хозяйства, и не только потому, что он является автором первого земледельческого трактата на латинском языке, его биография ясно отражает многие процессы развития римско-италийского поместья и римской экономики во II-I вв. до Р.Х.

До нас дошло незначительное количество источников, которые бы сообщали о жизни и деятельности Катона Цензора. К сожалению, мы имеем только отрывки книг Полибия, который был современником Катона Старшего и находился во время его политической деятельности в Риме (Polyb., XXXI,24; XXXV,6; XXXVI,8,6; XXXVII,6,4-5; XXXIX,12,5-9)[33]. Так же не дошло до нас сочинение Корнелия Непота, посвященное жизни Катона (De Latinis historicis, M. Porcius Cato, 3)[34]. Мы имеем только небольшую биографию Катона из книги Корнелия Непота «О римских историках». Не сохранился и труд самого Катона «Начала» (Corn. Nepot, De Latinis historicis, M. Pocius Cato, 3). Ко всем этим сведениям о Катоне и его политической деятельности добавление вносит Цицерон в своем диалоге о «О старости», в котором речь ведет от имени Катона Старшего. Но надо учитывать, что уже во времена Цицерона Катон выступает идеализированной фигурой, и надо с осторожностью относится к его сведениям о Катоне, но нельзя ими пренебрегать. А само дошедшее до нас «Земледелие» Катона не может нам дать, вопреки мнению В.И. Кузищина[35], какие либо четкие сведения о биографии самого Катона.

Таким образом, наиболее полно излагает биографию Катона Плутарх (Cato Mai.,1-33). Плутарх имел в своем распоряжении труд Непота, книги Полибия, произведения самого Катона (причем и его «Земледелие»), а так же различную автобиографическую литературу.[36] И если не брать в расчет моральные сентенции Плутарха, то перед нами может предстать отчетливая картина жизни Катона и его хозяйства. Дополнительным источником для нас могут служить книги Тита Ливия, где подробно сообщается о политической деятельности Катона. Остальные жизнеописания Катона являются позднейшими компиляциями и не несут для нас особо ценной информации.

Марк Порций Катон родился около 234 г. до Р.Х. в Тускуле. И, по-видимому, в семье всадника, так как Плутарх сообщает о том, что его дед потерял на войне пять боевых коней (Plut., Cato Mai.,1). В этом же ключе можно рассматривать и то, что Катон занимал должность военного трибуна в Сицилии в 214 году (Corn. Nepot, De Lat. hist., Cato,1), а должность военного трибуна во времена республики могли занимать в основном лица всаднического сословия. Так же во время войны с Ганнибалом Катон, по-видимому, сближается с Квинтом Фабием Максимом (Plut., Cato Mai., 3) и возможно с Гаем Клавдием Нероном (Corn. Nepot, De Lat. hist., Cato,1). Примерно к этому же периоду относится первое столкновение Катона с Публием Сципионом Африканским. Причем Плутарх однозначно связывает это событие со сближением Катона с Фабием Максимом (Cato, 3). Скорее всего, именно Фабий Максим, а так же, упоминаемый и Непотом, и Плутархом Луций Валерий Флакк (Corn. Nepot, De Lat. hist., Cato,1-2; Plut., Cato Mai., 3) стали покровителями молодого Катона в Риме и в Сенате. А последний был товарищем Катона и по консульству, и по цензуре (Corn. Nepot, De Lat. hist., Cato,1-2; Plut., Cato Mai., 3). Скорее всего, уже в последние годы войны с Ганнибалом в Риме оформилась партия противников Сципиона. К этой партии присоединился и Катон, а впоследствии и возглавил ее. Причем надо заметить, что в направлениях политики Рима у Катона и Сципиона мы наблюдаем принципиальное различие. Это различие в их политике сильно повлияло на политическое и экономическое развитие римского государства во второй половине II вв. до Р.Х., а так же и в дальнейшем. Если Сципион проводил откровенно проэллинскую политику и шел на сближения италийцев в целом и римской общины в частности с греками и греческой культурой и покровительствовал развитию эллинской культуры в Риме. То Катон и его последователи придерживались сугубо «национальной» политики и главенства римской общины над завоеванными народами. Катон, осознавая превосходство греческой культуры и искусства над римско-латинским, старался создать оригинальные произведения на латинском языке и покровительствовал талантливому латинскому поэту Эннию, как сообщает Корнелий Непот в биографии Катона (Cato Mai., 1). В экономике он проводил откровенно протекционистскую политику. И можно сказать, что он пытался поддержать италийского производителя.

В связи с экономической политикой Катона мы считаем необходимым подробно остановиться на мероприятиях проведенных Катоном совместно с Валерием Флакком во время их цензуры в 184 г. до Р.Х. и их последователями. Эти данные могут нам со всей полнотой показать развитие римской экономики и сельского хозяйства времен Катона. С самого начала своего цензорства Катон проводит проверку сенатского и всаднического сословия. Борясь с все разрастающемся своеволием высших должностных лиц в провинциях (Plut., Cato Mai., 17-18; Liv., XXXIX,40-44). Многие представители римского нобилитета, захватывая земли на ager publicus и наживая богатства в провинциях, стремились к бесконтрольной власти в сенате. В связи с этим он предпринимал и следующие меры. Он ограничивал роскошь (Plut., Cato Mai., 18; Liv., XXXIX,44), причем ту, которая поступала в Рим из других стран, куда утекало римское золото. Он боролся с незаконной оккупацией ager publicus, разрушая здания, выходившие за пределы частных земель. Интересна и другая мера Катона, направленная против наживы на откупах - он поднял до предела цену откупов государственных налогов. Эти меры были предприняты не только для борьбы с нобилитетом, но и для и развития средних поместий (от 80 до 200 югеров). Это подтверждается и тем, что Катон в свое цензорство сокращает плату за подряды (Plut., Cato Mai., 18-19), что соответственно должно было снизить стоимость на постройку виллы и сезонных работ в поместье. По этому поводу надо заметить, что сам Катон в своем «Земледелие» часто упоминает сдачу в подряд части сельскохозяйственных и строительных работ (Cato, De agri cultura, 2,6;14-15;16;144-145)[37]. Поэтому именно таким хозяевам было выгодно сокращение платы за подряды. В этом же ключе можно воспринимать закон, внесенный в цензорство Катона Орхием, который ограничивал число пиров и гостей, а так же Фанниев закон 161 г. до Р.Х., ограничивший расходы на пиры от 10 до 100 ассов(Gell., II.24.1)[38]. Авторы законов о роскоши могли, помимо прочих соображений, помогать обеспечивать сбыт более дешевым местным продуктам. Таким образом, цензорство Катона и последующие законодательные акты должны были послужить развитию местного италийского земледелия, которое было разрушено за годы войны с Ганнибалом. Причем больше всего пострадали мелкие и средние землевладельцы. Позже Катон сближается с частью римского нобилитета, которая так же стремилась сохранить свободное италийское крестьянство, как опору римского государства и армии. А так же, сохраняя среднее поместное хозяйство, противодействовать росту крупных земельных владений. Так Катон связывает семейными узами себя с домом Сципиона Эмилиана и другими знатными родами (Plut., Cato Mai.,21; Cic., De senectute, I,3[39]). Позже именно из этой прореформаторской среды вышли братья Гракхи.[40] Не случайно и вполне связано с такой политикой стремление Катона к разрушению Карфагена (война с которым началась незадолго до смерти Катона Старшего в 149 г. до Р.Х.). Не нужно говорить о том, что Катон родился, вырос и сам участвовал в противостоянии Рима и Карфагена. Но Карфаген и после поражения оставался одним из главных политических и торговых соперников Рима. Катон после своего пребывания в Карфагене, в речи перед сенатом акцентирует внимание именно на аграрных достижениях Карфагена(Plut., Cato Mai., 27). Именно поэтому Катон в своем трактате активно пропагандирует культивацию культур, обогативших карфагенских земледельцев, то есть культуры оливок и особенно винограда(Cato, de agri cultura,1,7;10;11). Они, по всей видимости, и ранее возделывались, не только в южной, но и в остальной Италии.[41] Но Катон в своем трактате предлагает новые, передовые способы культивации этих культур.

Таким образом, мы можем отметить, что на протяжении всей своей политической деятельности Катон придерживался определенной политической линии. Которая состояла в борьбе с неограниченной властью нобилитета, развитии собственной римской культуры, поддержки среднепоместного и крестьянского производителя в Италии, причем, по мнению Б.С. Ляпустина, создание крестьянского хозяйства не было самоцелью, а представлялось важным условием укрепления самой римской общины.[42]

По нашему мнению Катон нисколько не был консерватором во всем, который уживался с приверженностью новых форм хозяйства.[43] По сообщению Плутарха Катон вырос именно в отцовских поместьях, а не в крестьянском доме (Plut., Cato Mai., 1). А если еще помнить, что предки Катона были представителями всаднического сословия (Там же), а сам Катон ссужал деньги на заморскую торговлю, устраивал валяльные мастерские (Там же, 21), то мы вполне можем понять приверженность его передовым формам хозяйства, если конечно они и были для Катона новыми, а не начали складываться еще в середине III в. до Р.Х., хотя сам Катон является ярким примером «нового человека» (Там же, 1). Так же в связи с идеалом Катона Старшего, мы склонны не согласиться с утверждением М.Е. Сергеенко о том, что в понимании Катона «хороший человек и хозяин» обозначал жестокого стяжателя.[44] По нашему мнению советы в трактате Катона характеризует его как хорошего и рачительного хозяина. Хозяин в трактате Катона старается позаботится по мере своих возможностей о доходности поместья, не забывая, например, и о положении своих рабов. Причем мы знаем в это же время примеры жесточайшего обращения с рабами, например на Сицилии, и на фоне этих сообщений совет Катона о продаже дряхлого раба (Cat., 2) уже не выглядит таким жестоким. Причем такой раб, в описанном Катоном поместье мог, возможно, создавать значительные расходы, которые не могли, окупится, а это могло ударить по доходам хозяина. По нашему мнению идеал хозяина у Катона, это тот хозяин, который хорошо информирован в ведении хозяйства, устроивший свою усадьбу с тем, что бы она давала высокий доход.

Таким образом, можно видеть, что биография Катона Старшего не являет нам каких либо существенных противоречий. Катон являлся ярким представителем «новых людей» в политике Римской республики первой половины II в. до Р.Х. Он придерживается определенных идей присущих сначала той группе, в которую он вошел в начале своей политической карьеры, а потом возглавил.

2.«Земледелие» Катона, как источник.

Прежде чем рассматривать историю римско-италийского рабовладельческого поместья мы считаем необходимым подробно рассмотреть трактат Марка Порция Катона Старшего «Земледелие». «Земледелие» Катона является, чуть ли не единственным и полным источником по истории земледелия и землевладения в Италии II в. до Р.Х., а так же по истории рабовладельческих отношений в Римской республику в это время. Важными вопросами в исследовании трактата Катона для нашей работы являются проблема авторства, датировка трактата, а так же вопрос о цели трактата, то есть, для кого и зачем был написан трактат.

Говоря о структуре «Земледелия», сначала необходимо рассмотреть источники, которыми пользовался Катон при составлении своего трактата. Рассмотрев трактат Катона, мы можем выделить несколько групп источников, которыми пользовался автор для составления «Земледелия». Вне всяких сомнений, что Катон пользовался трудами своих предшественников. Так же можно указать на собственный опыт Катона, при ведении им своего хозяйства. При составлении «Земледелия», он пользовался находящимися под его рукой описями имущества, и юридическими документами (образцами договоров). Катон сам нигде не указывает на свои источники. Но там где он спорит с устоявшимися представлениями италийских земледельцев и предлагает новые способы ведения хозяйства (культивации масленичных культур и виноградников), то, скорее всего в этих местах он использовал передовой опыт ведения сельского хозяйства, который он мог почерпнуть как из трудов своих предшественников, а так же и личных наблюдений на Сицилии и Сардинии, в Греции Африке, Испании. Вопросы ведения сельского хозяйства интересовали ученых и философов в античности. Известен ряд трудов о сельском хозяйстве как греческих, так и негреческих авторов (из негреческих авторов большой популярностью пользовалось произведение карфагенянина Магона). Необходимо указать на большое количество греческих трудов, так или иначе повещенных сельскому хозяйству. Так, например Варрон в первой главе своего «Сельского хозяйства» дает обширную библиографию сельскохозяйственных трудов (Varr., De re rustica, I,1,8[45]). Он называет 50 имен. Среди них имена Демокрита, Ксенофонта, Аристотеля, Теофраста, Гиерона II, Аттала III и других (Varr., De re rustica, I,1,8-11). Особенно для нас интересны имена Ксенофонта, Аристотеля, Теофраста и Гиерона. Так Ксенофонт (430-354 гг. до Р.Х.) представитель довольно знатной афинской семьи, ученик Сократа, написал  специальный трактат «Домострой» (или «Экономик») по управлению сельскохозяйственным поместьем. Сам он был знаком  с хозяйственным опытом Аттики, Спарты и Элиды.[46] Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.) философ и ученый энциклопедист, основавший в Афинах философскую школу перипатетиков, занимался среди прочего и вопросами растительного мира и написал трактаты «Экономика», правда, не дошедший до нас и «О растениях». Теофраст (372-288 гг. до Р.Х.) философ, ученик и друг Аристотеля, после его смерти возглавил в Афинах перипатетическую школу. Его перу принадлежит множество сочинений на разные темы. Среди них есть дошедшее до нас произведение «О растениях», которое пользовалось авторитетом вплоть до XVI столетия. Гиерон II (306-214 гг. до Р.Х.) властитель Сицилии, при его правлении Сицилия превратилась в страну с развитым зерновым хозяйством. Его законами Сицилия управлялась при римском господстве. Нам известно, что Гиерон оставил сочинение по сельскому хозяйству. Но самым известным Варрон называет карфагенянина Магона, произведение которого было переведено на греческий Кассием Дионисием из Утики (Varr., de r.r., I,1,8), а в 141 г. до Р.Х. по решению римского сената на латинский языки. Это произведение было очень популярно в греческой среде и переводилось не раз (Varr. De r.r. I,1,11). Но при всей своей популярности труд Магона до нас не дошел ни в одной из версий. Видимо большей популярностью пользовались небольшие руководства по ведению сельского хозяйства и управлению рабовладельческим поместьем наподобие трактатов Катона, Варрона и Колумеллы. Несомненно, что Катон хорошо знавший греческий язык, хорошо знакомый с греческими философскими школами (например, с пифагорейцами) бывавший в Греции, Сицилии, Сардинии, Африке, Испании, мог пользоваться всеми этими сочинениями. Источники такого рода можно предполагать только в основном гипотетически. Сам Катон, как уже говорилось выше, не указывает на свои источники, и только однажды он называет ноланца Мания Перценния (Cat., 151), эллинизированного кампанца[47]. Скорее всего, он суммирует свои знания агрономической науки в советы, которые дает в своем трактате. В основном это советы в области ведения виноградарства и новых способов ухаживания за масленичным садом, а так же некоторые технические новшества и усовершенствования. Латинских трудов по сельскому хозяйству до Катона, по-видимому, не существовало. Это первая книга по сельскому хозяйству на латинском языке.[48]

Другим немаловажным источником труда Катона являются личные наблюдения и его опыт. Но мы не можем согласится с мнением М.Е. Сергеенко, мнение которой, по этому поводу мы привели выше. Личный опыт Катона отражается во второй главе его трактата, где он описывает разговор хозяина с виликом и виликой (см. так же глл. 5;142;143) советы по отношению к рабам (Cat., 2;4;5). Так же личный опыт Катона мог повлиять на главы, рассказывающие о выборе места для поместья и постройки виллы. Или, например, кулинарные и медицинские советы (Cato, 74-82;84-86;156-160;162). Так же по этому поводу интересна глава 135, где Катон дает советы по покупке вещей для хозяйства и даже называет имена мастеров, у которых следует заказывать канат для давильни (Cato, 135,3). И это всего лишь только несколько тем, а их гораздо больше. Многие наблюдения Катона могли послужить его советам и рекомендациям. Правда Катон не включает общеизвестные факты для земледельцев, то есть его трактат ориентирован на аудиторию знакомую с сельским хозяйством или имеющею рабов-специалистов.

К личным наблюдениям непосредственно примыкают хозяйственные записи, которыми, несомненно, являются списки оборудования виноградника и оливкового сада данные Катоном в главах 10,11,12,13. Рассматривая вышеуказанные главы легко заметить, что, скорее всего под рукой Катона находились описи имущества поместий с виноградником, оливковым садом, а так же давильни (Cat., 10;11;12;13), а так же план дома или опись плана (Cat., 14,1-2). По поводу описей так же необходимо отметить следующую деталь: указанное число рабов в главах 10 и 11 могло, по-видимому, варьироваться, например, в давильне тоже появляется раб-надсмотрщик за производством масла (Cat., 13,1) или раб-смотритель (epistates), функции которого до конца не определены (Cat., 56), которые не учитывается в описях виноградника и оливкового сада.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.