рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Римско-италийское рабовладельческое хозяйство во II-I вв. до Р.Х

Приведенные выше свидетельства о времени появления рабовладельческих хозяйств в Италии дополняются данными Плавта (ок. 250- ок. 184 гг. до Р.Х.). И хотя действие комедий Плавта происходит в Греции, но автор свободно заменяет черты греческого быта римскими. У него постоянно фигурируют римские термины для магистратов, государственных учреждений, правовых понятий. Введение римских черт приближало пьесу к привычным представлениям зрителей.[88] В его комедиях, время создания которых относят к концу III и началу II вв. до Р.Х., имеются упоминания о поместьях, виллах, о пребывании господ в деревне (Plaut., Cas., 120-131,258-259; Trinum., 166,520-525; Merc., 508,588 и др.). Плавт так же повествует о вилике (Plaut., Cas., 90,430-439), управителе имения, то есть можно говорить, что для римского зрителя того времени вилик был вполне известной фигурой.

Ко всему вышесказанному следует так же добавить, что еще в императорское время, была известна вилла Сципиона Старшего, которая поражала римлян императорского Рима своей простотой и невзрачностью (Senec., Epist., 86[89]). А это означает, что в архитектурном плане в это время виллы представляли собой именно хозяйственные центры поместий, а не загородные резиденции римской знати, как это происходило в императорскую эпоху.

Таким образом, рассмотрев данные о времени возникновения поместий среднего типа можно сказать, что их возникновения, как особого типа римско-италийских рабовладельческих хозяйств приходится на промежуток между первой и второй Пуническими войнами. Несомненно, что зачатки этих хозяйств появились ранее, но как тип они оформились вышеуказанный период. Это как раз то время, когда римское государство объединяет не только Италию, но и претендует на господство в Средиземноморье, а в организации сельского хозяйства начинает воспринимать опыт городов Великой Греции и Сицилии. Однако долгая и разорительная для Италии война с Ганнибалом на время приостанавливает развитие всего сельского хозяйства Италии в целом, и рабовладельческих поместий данного типа в частности. Но сразу же после окончания войны такие хозяйства начинают развиваться с новой силой, что доказывает появление на свет трактата Катона. Как уже говорилось выше, Катон писал свой трактат для людей сведущих в сельском хозяйстве и давал новые, передовые рекомендации разного характера для лучшей организации имения.

1.3.Пригородное поместье.

Особым типом римско-италийского рабовладельческого хозяйства, о котором хотелось бы сказать отдельно, было пригородное поместье (suburbana). Хотя это хозяйство и было сходно с рабовладельческой виллой, но имело свои особенности в ведении и управлении хозяйством, а так же в использовании иных хозяйственных культур.[90] Отличие пригородного поместья от описанных выше моделей римско-италийского рабовладельческого хозяйства состояло в том, что поместье, расположенное под городом и ориентированное на каждодневные нужды города или для снабжения городской фамилии владельца (Cat., 7,1) (кстати, подобные поместья были распространены не только в античную эпоху, но и во времена более поздние).

Такое поместье довольно хорошо охарактеризовано Катоном в главах 7-8. В хозяйстве пригородного поместья преобладают посадки разных сортов виноградов (Cat., 7,1), причем такой виноград идет не только на производства вина, как в обычном рабовладельческом хозяйстве среднего типа, но и на производстве дефрута и изюма (Cat., 7,2); фруктовых деревьев (надо заметить, что в других описаниях поместий, и даже идеального, фруктовый сад отсутствует), среди которых упоминаются разные сорта айвы, яблок и груш (7,3); а так же различные сорта маслин, и говорит, в основном, не о производстве масла в пригородном поместье, а о приготовлении и консервации маслин (7,3). Так же Катон упоминает в пригородном поместье разные сорта смоковниц, и говорит о возможности присутствия в таком типе поместья поливного луга, и замечает, что под городом необходимо сажать «всякого рода огородные культуры» (Cat., 8,2)[91]. Таким образом можно заключить, что в пригородном поместье по описанию Катона преобладают садово-огородные культура, которые предназначены для городского рынка и его потребностей. В таком поместье выращивается все, что может понадобится городским жителям - изюм, яблоки, айва, груши, столовые маслины (причем они могут быть законсервированы), цветы для венков, мирт разных сортов, лук, лавр, орехи. Во всем вышеперечисленном город нуждался ежедневно, и хозяин такого поместья мог всегда рассчитывать на доход от продажи растущего в поместье. И не зря Катон говорит «пригородное поместье, и который такое поместье единственным имеет, так должен устроить и засеять, чтобы оно было как можно плодороднее»[92] (Cat., 8,2).

Мы не знаем размеров пригородного поместья, но можно предположить, что по размерам пригородное имение было равно виноградному саду, который описан Катоном (Cat., 11). На небольшой терретории концентрируются разнообразные культуры, так между деревьями, на которых росли виноградные лозы, и оливковыми деревьями можно было сажать некоторые огородные культуры. Так же мы можем только предполагать организацию рабочей силы в данном поместье. В.И. Кузищин полагает, «...что собственник пригородного хозяйства имел в штате своей постоянной фамилии подобных квалифицированных специалистов-рабов»[93]. Причем, как замечает Кузищин: «из-за характера труда в подобных имениях ... меньше обращались к найму сезонных батраков-мерценариев...».[94] Надо так же учитывать, что, скорее всего, самостоятельная роль вилика в имениях подобного типа была несколько ниже, чем в отдаленных от города (Рима), так как хозяин имел возможность чаще бывать пригородном поместье и контролировать работу вилика.

Таким образом, пригородное хозяйство несколько отличалось от типичного рабовладельческого среднего типа. Отличия состояли в хозяйственной направленности, организации рабочей силы и особенно непосредственной близостью крупного городского центра, что, несомненно, влияло на доходность такого имения. В остальном принципы, на которых основывалось хозяйство пригородного имения, совпадали с рабовладельческими имениями среднего типа, которые описывает Катон.

2.Хозяйство Катона

2.1.Организация хозяйства.

Говоря об организации римско-италийского рабовладельческого хозяйства необходимо, по нашему мнению, отметить два вопроса. Первый это организация сельскохозяйственных культур в поместье данного типа и, ответив на этот вопрос, мы сможем определить хозяйственную направленность данных поместий. Вторым вопросом, который мы считаем необходимым подробно осветить - это организация рабочей силы в имении и управление имением.

Организация сельскохозяйственных культур и аграрная ориентация поместий катоновского типа, по нашему мнению, не может оставлять каких-либо сомнений. Катон дает нам в своем трактате прекрасное описание аграрной стороны рабовладельческого поместья. Несомненно, что Катон советует в одном поместье комбинировать несколько сельскохозяйственных культур. В описи масленичного сада и виноградника, например, упоминаются долии и амбар для хлеба (Cat., 10,4;11,1)[95], упоминаются у него и другие сельскохозяйственные культуры: лупин (35;37;54;60), могар (6;132),полба (35), просо (6;132), и другие полевые и огородные культуры. В других местах Катон указывает на то где надо сажать ивняк, и касается поливных лугов (Cat., 9), Так же у него упоминаются овцы (там же, 5;10;30;47;96;150) и свиньи (10,1;11,1). Таким образом, мы видим, что кроме культур, которые занимали основное и доминирующее место в рабовладельческих поместьях катоновского типа (то есть винограда или оливкового сада) хозяева пытались выращивать другие культуры, которые обеспечивали снабжение имения всем необходимым, а в некоторых случаях и пускали на продажу наравне с доминирующими культурами. Сам Катон идеальным поместьем считал комбинирование всех возможных культур на одном поле в 100 югеров (Cat., 1,7).[96] В этом нам видеться одна из основных особенностей римско-италийских поместий среднего типа.

Катон подробно описывает организацию рабовладельческого поместья. По нашему мнению описанный в главах 11-13 состав рабского персонала, скота и оборудования поместий и давилен является приблизительным и общим. То есть число рабов, скота, инструментов могло варьироваться от финансовых возможностей хозяина, размера и хозяйственной направленности поместья. По этому поводу необходимо заметить, что нельзя в трактате Катона выделять идеальное поместье[97], все описанные виды усадеб у Катона, если не идеальны, то абстрактны и не являются совершенно точным описанием, какого либо действительно существовавшего рабовладельческого хозяйства. Хотя при создании таковой абстрактной картины поместья как было показано нами выше, могли использоваться вполне реально существовавшие описи имений. Но опять же они не отражают реальной картины, и подобные описи могли быть различны для одних и тех же поместий в зависимости от экономической ситуации.

Все работы годового сельскохозяйственного цикла в поместье выполнялись силами постоянной рабской фамилии. Общее руководство работой в отсутствии хозяина выполнял Вилик  (Катон, считая вилика изначально порочным, советует постоянно контролировать его) (Cat., 2;5;10;11;142). Вилик, несомненно, является центральной после самого хозяина фигурой в поместье, в его руках сосредоточено управление всей хозяйственной жизнью рабовладельческой виллы. Он спокойно распоряжается имуществом хозяина: может давать и брать в долг, заключать контракты и продавать продукцию (хотя Катон позволяет вилику сноситься только с двумя-тремя соседними усадьбами). Вилик, по совету Катона, единственный обитатель поместья кто имеет сожительницу - ключницу (там же, 10;11;143), которая смотрит за погребами и готовит еду на вилле, а так же приносит жертвы, смотрит за домашней птицей (там же, 143). Хотя М.Е. Сергеенко считала, что ключница была не единственной женщиной на вилле. Она полагала, что «на ключнице лежало столько дел, что управиться с ними одному человеку было, едва ли возможно».[98] М.Е. Сергеенко так же замечает, что «уже одно приготовление пищи для 13 обитателей малинника или для 16 человек, живущих в винограднике, требовало много сил и времени, какой бы простой не была бы эта пища...»[99] По предположению М.Е. Сергеенко «Катона видимо занимала только рабочая сила в малиннике, на поле и лугу; женщины были некоей несущественной к ней добавкой».[100] Необходимо вспомнить, что Катон устраивал сношения между рабами (Plut., Cato Mai., 21,2). Но с ругой стороны помогать ключнице мог кто-нибудь из рабского персонала не занятый работой на поле. Так же из управляющего и надзирающего персонала Катон советует иметь двух свободных и одного раба для надзора за изготовлением масла, которое сдавалось с подряда (Cat., 13;66-67;144-145). Катон, по-видимому, не доверяет подрядчику и его рабочим и поэтому ставит надзирать за исполнением работ трех человек, которые должны неотступно находиться в давильне. Так же Катон упоминает эпистата (epistatae) - смотрителя (Cat., 56), который нигде кроме указанной главы катоновского трактата не упоминается. Его обязанности не совсем ясны, вероятно, он мог выполнять те же функции что и сторож, упоминаемый Катоном в давильне, а возможно надзирал за колодниками, но по этому поводу можно только строить предположения. Теперь обратимся к «рядовому» рабскому персоналу. Рабы, как уже было сказано, были основной производительной силой в подобном хозяйстве. Число рабов варьировалось от размера и хозяйственного направления поместья. Рабы у Катона содержались в отдельных каморках и получали паек равный пайку легионера в римской армии (Cat., 56; Polyb., VI,39). По Катону Вилик должен следить, чтобы рабам не было плохо, чтобы они не мерзли и не голодали (Cat., 5,2), то есть Катон заботиться о состоянии рабов, которые работают у него в поместье, от их состояния и работоспособности зависит рентабельность самого поместья. Именно поэтому Катон советует зря не наказывать раба. Хотя у Катон упоминаются и рабы-колодники (Там же, 56). Колодников кормили лучше, чем рабов ходивших на свободе, и давали им больше вина (Там же, 57).

Но рабы были не единственной рабочей силой в поместье. Катон советует использовать на сезонных работах наемных работников, нанятых за деньги или за долю в урожае. Так же он сдает некоторые работы, которые не могут быть выполнены силами персонала поместья, с подряда.

Таким образом, описанный Катоном тип рабовладельческого поместья можно определить  как рабовладельческое поместье с комбинированием разных сельскохозяйственных культур и с преобладанием в нем виноградарства или оливководства (или других товарных культур, которые идут на продажу), а так же с определенной системой управления и использования рабочей силы, в основном рабов.

2.2.Соотношение рабского и свободного труда в хозяйстве Катона.

Говоря о соотношении рабского и свободного труда в хозяйстве Катона и хозяйствах Катоновского типа надо кратко сказать о развитии рабства и его источниках во времена Катона и в соответствии с его биографией, которую передает нам Плутарх. После многочисленных войн, которые велись римским государством в III-II вв. до Р.Х. увеличился приток рабов в Италию. Рабы теперь были не только италийского происхождения, но и выходцы из стран эллинистического востока, Греции, Африки, Испании, Галлии, Фракии и других регионов. Плутарх сообщает нам, что Катон использовал рабов чужеземцев (Plut., Cat. Mai., 21), а так же через своих рабов покупал детей и воспитывал в них личную преданность, так жена Катона кормила вместе с сыном детей рабов (Plut., Cat. Mai., 20). Катон ссужал в долг собственность рабам, то есть давал им пекулий (Там же 21). Но силами только рабского персонала нельзя было выполнить сезонные работы, которые требовали привлечения множества рабочих рук, а с другой стороны хозяин поместья не всегда мог себе позволить иметь большой рабский персонал в своем имении. Поэтому хозяевам средних римско-италийских рабовладельческих вилл приходилось нанимать, в основном, на временные работы свободных батраков-крестьян или сдавать некоторые работы с подряда.

Катон говорит в своем трактате о нескольких категориях свободных работников, которые работают по найму. Так Катон несколько раз упоминает сторожей - надсмотрщиков за изготовлением оливкового масла, которое сдавалось с подряда (Cat., 13,1;66;67;145). По нашему мнению эта категория свободных работников была наиболее близка к хозяину и, возможно, это могли быть вольноотпущенники или клиенты владельца имения. Другой и совершенно отличной от первой категорией свободных работников, которые работают по найму, являлись работающие за деньги или за долю урожая (Cat., 5,4;136;137). Издольщики могли работать в хозяйстве весь сельскохозяйственный год и получали долю урожая, и поэтому были кровно заинтересованы в своей работе. В одном из приводимых Катоном договоров с издольщиком, хозяин перекладывает все заботы о ведении хозяйства на издольщика[101] (Там же). Третей, и самой значительной, категорией свободных работников были те, кто выполнял подряды на сбор маслин и изготовление масла, и другие сезонные и срочные работы. С ними так же заключался соответствующий договор (Cat., 144;145). Таки работы выполняло значительное количество работников, так, например, в сборе маслин участвуют не менее пятидесяти человек (144,4).

По своему социальному статусу, несомненно, свободные наемные работники, в основном принадлежали к малоземельным крестьянам из ближайшей сельской округи, которые искали дополнительный заработок. И не случайно Катон советует в своем трактате начинающему хозяину поместья иметь хорошие отношения с ближайшими рабовладельческими виллами и крестьянскими хозяйствами, где можно было нанять работников и сдать подряды (Cat., 1,3-4;5,3). При всей социальной приниженности наемного работника он оставался юридически равноправным гражданином. Оплата его определялась общей конъюнктурой, и видимо временами была достаточно высока[102], так что применение наемного труда было значительно дороже рабского труда, даже если дело шло о квалифицированных и хорошо содержавшихся рабах. Но вместе с тем найм оказывался экономически оправданным и был частью рабовладельческой системы хозяйства. Вызванный к жизни усложнениями этой системы хозяйства и ее развитием, наемный труд способствовал лучшей организации рабочей силы и ее рациональному использованию в хозяйствах римско-италийских рабовладельческих вилл. Менее состоятельные собственники ограничивались минимальной численностью рабской фамилии, с тем, чтобы в страду нанять батраков. Иначе такое хозяйство не могло быть рентабельно. Но при всей своей важности в структуре римско-италийской рабовладельческой виллы наемные работники играли лишь вспомогательную роль, к их помощи обращались только тогда, когда хозяйственные работы не могли быть выполнены постоянным рабским персоналом такого хозяйства. Таким образом, основной рабочей силой в поместье, несомненно, являлись рабы, использование труда которых, как уже сказано выше, было намного дешевле, чем использование свободных работников.

2.3.Связи хозяйства с рынком.

Мы уже говорили, что все упомянутые Катон в его трактате городские торгово-ремесленные центры были включены в одну дорожно-торговую сеть и находились в одном экономическом районе, который был наиболее экономически развитым.

Важнейшими товарными культурами римско-италийских поместий было вино, маслины и оливковое масло, причем последнее вообще было многофункциональным продуктом и годилось, как и в пищу, так и для освещения, и личной гигиены, а значит требовалось в особенно больших количествах и всегда могло приносить стабильный доход. Причем надо заметить, что вино и масло продукты длительного хранения, к тому же удобны для перевозки в соответствующей таре (в амфорах) на большие расстояния, что, бесспорно, облегчало торговлю ими. Так же Катон говорит о торговле излишков зерновых ( Cat., 2,7), Катону известны имения с внушительными хлебными полями в Казинской и Венафрской областях, на уборку которых приглашаются издольщики ( Cat., 136), он говорит о заготовках зерна в запас ( Cat., 138).

Мы можем установить, куда шла продукция римско-италийских рабовладельческих поместий катоновского типа. Очевидно, наибольшее количество товарной продукции поглощали крупные, средние или мелкие города, центры районов, областей или соседней округи. И это неслучайно, так как город был очагом ремесленного производства и местом жительства нескольких десятков тысяч людей, которые были потребителями сельскохозяйственной продукции. Катон советует располагать поместье вблизи крупных дорог, судоходных рек и крупных городских центров (1,3). Таким образом, самые тесные связи были у поместий с ближайшим городом, однако у нас нет никаких оснований думать, что не было у таких поместий экономических связей с более крупными и далекими городами. Большая часть продукции римско-италийских рабовладельческих хозяйств, по мнению М.Е. Сергеенко шла на север Италии и в Галлию, так как в Сицилии и Южной Италии еще до римлян существовало высокоразвитое производство вина и оливкового масла.[103] С другой стороны, по мнению Тени Франка, Великая Греция еще не оправилась после опустошения произведенного Ганнибалом и могла стать рынком сбыта сельскохозяйственного производства Средней Италии.[104] Некоторые сорта из италийских вин и масла славились по всей Италии и за ее пределами. Штемпели с именами владельцев поместий, где запечатывались амфоры, находят за много сотен километров от мест производства (например, в Галлии или в Подунавье). Правда, скорее всего эти дальние перевозки осуществлял не сам владелец поместья.[105] В этой связи весьма любопытным свидетельством далеких перевозок италийских товаров является находка груза затонувшего около острова Гран-Конлюэ (около современного Марселя) торгового римского корабля II в. до Р.Х. В трюме корабля обнаружено несколько тысяч амфор для вина, и многие из них имели штемпели с имением кампанского негоциатора Сестия.[106] Но при наличии хороших и удобных дорог торговля сельскохозяйственной продукцией могла осуществляться собственными силами. Так же наряду с этой удобной формой товарных отношений имения с городом, получившей распространение во времена Катона, была продажа сельскохозяйственной продукции оптом прямо в имении крупному торговцу, который затем сам вывозил ее (Cat., 148). Помимо этих форм прибегали к еще менее хлопотливой, а именно к продаже урожая на корню. Например, малины продавались прямо с дерева (Cat., 146). Виноград продавали на лозах. Условия таких сделок были рассмотрены Катоном самым тщательным образом (Cat., 146-147), что говорит об их распространенности. В свою очередь распространенность таких форм торговли свидетельствует о безусловной выгодности торговых операций с вином и маслом в Италии II в. до Р.Х.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.