рефераты скачать

МЕНЮ


Доклад: Балканское измерение пространства и времени

Период № 10.

Датировка периода. С конца 1980-х годов и на перспективу

Наличие внешнего доминанта: внешнего доминанта нет. Исчезает и внутренний доминант на уровне региона в целом. СФРЮ разваливается как карточный домик. Развал происходит  в строгом соответствии с социо-культурной географией региона. В такого рода ситуациях на Балканах имеет место война. Она начинается. Новые балканские государства имеют разную степень поддержки со стороны различных СКС. Наиболее активна западная СКС, которая содержит такие государства как Хорватия и Словения. Сербия, в неявном виде, поддерживается российской СКС. Мусульманская СКС, в неявном виде, поддерживает Албанию и через нее мусульманские общины данного региона.

Государственность: в регионе имеет место собственная государственность. Она представлена большим количеством государств. Возникает ряд слабых государственных образований демаркационного типа, признаваемых только ограниченным количеством сторон. Они могут существовать очень короткое время. Такие государственные образования не имеют официального статуса. Очень сильна ориентация всех балканских государств на внешние силы. Наиболее самостоятельная и, поэтому самая тяжелая позиция у Сербии.

Границы внутри региона: проблема определения границ внутри региона приобретает новые оттенки. За передел границ начинается вооруженная борьба. Внутренне неопределенным региональным границам начинают придавать статус государственных. Это делается во многом благодаря депортациям (этническим чисткам) и вынуждено добровольным этническим переселениям населения балканского региона. Новая география балканских государственных границ, стимулирует и новые миграционные потоки внутри региона. Система расселения приобретает более однородный с социо-культурной точки зрения характер.

Региональные конфликты: конфликт приобретает активную фазу. В регионе начинается большая региональная война. В ней, в той или иной мере, задействованы все государства и народы балканского региона. Конфликт четко локализован в пределах балканского региона и не распространяется на иные территории. Приятная новость - третья мировая война, из-за очередного конфликта на Балканах не началось.

Связка "разрушение - созидание": 5-1.

Сущность периода:

            В свой 10 период Балканы вошли как регион с предельной степенью неустойчивости. Причины в том, что в очередной раз изменилось соотношение сил российской и западной СКС. Российская коммунистическая социо-культурная программа исчезла. Результатом для Балкан стало то, что СФРЮ быстро и кровопролитно развалилась на большое количество государств.

            Несмотря на свое негативное отношение к СССР, СФРЮ существовало лишь до тех пор, пока в российской СКС строили коммунизм. Это сохраняло строго определенную глобальную расстановку сил. Но ее изменения привели и неизбежным переменам на Балканах. Началась очередная балканская война. Как и все балканские войны, она длится долго и идет очень странно. Если ее не остановить насильственно и чисто внешним путем, она не прекратится никогда. Балканская сага обрывается столь же неожиданно, как и начинается. Остановить же можно в любой момент. Но фактически балканская война останавливается только тогда, когда определена новая расстановка сил СКС и в достаточной мере ими проведены свои внутренние реформы.

            Чуть ли не каждое из новых балканских государств есть федерация из определенного количества разнородных и противоречиво составляющих ее регионов. Почти каждое новое балканское государство имеет проблемы с обоснованностью своих границ. В некоторых случаях федеративный характер легализирован. В некоторых нет. Это не меняет принципиально сути их федеративного устройства.

            Развал СФРЮ был обоснован. Он проходил геополитические корректно. Разделялись именно те районы, которые имели различное социо-культурное основание. Но беда региона в наличии большого количества территорий смешанного освоения и районов социо-культурной неопределенности. Часть районов является, по сути, границей. Район = граница. Положение усугубляется тем, что это районы = границы очень давнего освоения. Каждая из враждующих сторон хранит историческую память и готова предоставить равно обоснованно-необоснованные претензии на свое доминирование именно в данном месте.

            Началась затяжная и странная война. Российская и мусульманская СКС имели свои интересы в регионе, но были пассивны. Самая большая активность со стороны западной СКС. Она более всего страдала от этой войны. Именно поэтому ею были затрачены и затрачиваются до сих пор столь гигантские усилия на погашение текущего балканского конфликта.

            На конец июня 1999 года имеет место окончание активной фазы затяжной атаки НАТО на Сербию. В Косово войска большого количества государств. Статус миротворцев очень сложный и неопределенный. Имел место и характерный “самозахват” косовской территории - бросок русских десантников из Боснии и занятие ими аэродрома в Приштине. Дипломатический мир возбужденно переговаривается. Военные многих стран возбужденно демонстрируют свою силу. Косовские албанцы и сербы продолжают свой многовековой диалог.

            Отметим, что, несмотря на бомбежки НАТО, сербы, которые остались фактически в одиночестве и проиграли в данной войне, все равно самая мощная внутренняя сила на Балканах, Они могут быть снова активизированы. Есть множество поводов для начала новых боевых действий практически в любой момент. Все зависит от интересов внешних сил. В частности, если мусульманская и российская СКС проявят минимальный интерес к активизации этого региона (к “справедливому решению” последней версии конфликта), то это можно будет сделать весьма легко. Основной жертвой, такого рода активизации, станет западная СКС, на которую обрушится основной поток беженцев и проблем по урегулированию того, что урегулировать нельзя в принципе.

            На Балканах сохраняется устойчивый, хотя и различный интерес трех СКС – западной, российской и мусульманской. Балканы продемонстрировали, что могут вместить интересы и иных СКС, например китайской. Для всех СКС, кроме западной, Балканы есть предмет интереса связанного, прежде всего, с дестабилизацией положения, направленного против западной СКС. На перспективу эта установка сохранится. Она логически вытекает из социо-культурной сути данного региона и общей динамики взаимоотношений СКС.

История продолжается. Ожидается переход в связке "разрушение - созидание" от 5-1 к 5-2. То есть, имеет место балканское созидание. Это основная тенденция. То есть, будет некоторое замирение на достаточно долгое время,  всех балканских сторон. Но это не решает балканские внутренние конфликты в целом. Начнут отстраиваться. Менять географию промышленности, сельских и городских поселений. Все в ожидании будущих перемен.

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ

СОСЕДНИХ ТЕРРИТОРИЙ

Малая Азия

Период № 16. (с конца 1980-х годов и на перспективу) - Наступает современный (текущий) период. Турция остается союзником и вассалом западной СКС, но военное противостояние в бассейне Черного моря и мире в целом поразительно ослабло. Российская СКС перешла на новый этап; западная СКС адаптируется к переменам. В ней также происходят драматические преобразования, обусловленные, прежде всего, внутренней логикой ее эволюции.

Турция утрачивает функции потенциального военного союзника западной СКС в борьбе против российской СКС. Геополитическая ситуация в бассейне Черного моря категорически изменилась: не понятно за что, кому и с кем здесь воевать. Ранее единая, унитарная Российская империя / СССР предстает в виде СНГ. Часть новых государств СНГ, вроде бы носят антирусский характер, или, по крайней мере, имеет с Россией очень сложные отношения. Но понять, кто есть кто и что есть что, очень сложно. Понимание осложнено динамичностью всероссийских перемен и порой их почти абсурдным характером. Это совершенно естественное дело, для процесса федерализации ранее унитарной территории. Союз Турции и западной СКС, ориентированный против единой российской СКС, категорически утрачивает смысл. Российская СКС изменилась.

Турция отчасти переориентируется на экономическую экспансию. Это поверхностное и убогое направление, которое может быть приостановлено в любой момент и которое в реальности само по себе никакого смысла не имеет. Фактически, имеет место имитация экспансии.

Текущее положение Турции можно охарактеризовать как неопределенное. Потребность в Турции, как вассале для продолжения борьбы против российской СКС, у западной СКС не очень велика. Тем более что появилась гипотетическая возможность генерировать антирусских вассалов из числа новых государств СНГ. В реальности, это блеф - ввиду глубокой переработки этих государств самой российской СКС. Очень важно и резкое изменение возможностей государств влиять на реальность. Тем не менее, потребность в поддержании Турции как вассала западной СКС почти отпала. Внешней поддержки все меньше и, как неизбежное следствие, внутренних проблем все больше и больше. Именно внутренние проблемы Турции и определят ее облик на ближайшую перспективу. Основанием для серьезного конфликта “цивилизованной” западной СКС с “дикой” Турцией может стать что угодно. Поводов и причин множество.

Период № 17. (Будущее) - В будущем, скорее всего, произойдет утрата интереса к Турции со стороны западной СКС. Она уже не раз демонстрировала непостоянство в отношении к данному региону. Это естественное непостоянство СКС по отношению к внешней буферной зоне. В его основании чисто утилитарные интересы СКС. Турция дает немало поводов для недовольства Запада. Но основное в том, что стратегический альянс Малой Азии, как внешней буферной зоны и западной СКС более смысла не имеет. Отношение к Турции, у западной СКС, должно резко измениться.

В процесс изменения образа Турции, как партнера западной СКС, вмешаются и такие факторы как наличие большого количества турок в Западной Европе, внутренние проблемы Турции, ее бесконечные и никем (похоже, даже самой Турцией) не контролируемые конфликты с Грецией и многое другое. Турция должна остаться сама по себе, со своими бесчисленными внутренними проблемами и противоречиями. Дело не в государстве под названием Турция. Дело во внешней буферной зоне, которая осталась без четкого доминанта в лице одной из СКС.

Естественный для нее путь поведения, в такой ситуации, связан с распадом на большое количество слабых государств и долгим процессом выяснения отношений между ними. Для этого есть все условия и основания. Важно, что Турция не станет федерацией - это будет именно сочетание большого количества разных государств с массой взаимных претензий на ограниченной территории. Такое положение должно сохраняться до тех пор, пока над Малой Азией не установится жесткий контроль со стороны одной из соседних СКС. “Балканизация” Малой Азии почти гарантированное ее будущее.

Для понимания будущей "малоазиатской федерализации" важно учитывать, что она является самостоятельным социо-культурным образованием. Это явление сопоставимое не с отдельными государствами европейской буферной зоны, а с европейской буферной зоной в целом. Процессы федерализации протекают существенно различно в германских государствах, как внутренней буферной зоне западной СКС и Турции, как внешней буферной зоне. В случае, с Малой Азией, процесс федерализации заключается в формировании не столько федерации, сколько изолированных регионов. В единое целое они могут быть связаны только под внешним давлением. Это дело очень сложное и практически реализуемое только при стратегических интересах определенной СКС в такого рода контроле.

"Федерализация по малоазиатски" не нонсенс. Только в таком положении Малая Азия будет выполнять функции разделения различных СКС в полной мере. Сколь бы сейчас ни казалось странном положение, при котором на территории современной Малой Азии будет большое количество государств, со сложно запоминаемыми названиями и отвратительными отношениями между собой, но оно более естественно, чем наличие здесь одного государства, которое не в состоянии контролировать свою территорию и воюет со значительной частью своего населения (курдами и слишком фанатичными мусульманами). Такое было возможно только при  мощной внешней поддержке одной из СКС. Она уходит в прошлое.

История продолжается

Венгрия

Период № 11. (с конца 1980-х годов и на перспективу) - В Восточной Европе границы переделены и преобразования сделаны. Австрия и Венгрия стали “пенсионерами”. Оба государства стабилизировались в своих границах и начинают повторять историю Швейцарии, ее территориальной неизменности. Венгрия снова “независимое” государство. Оно избавилось от российского социо-культурного контроля. Это синоним независимости для Венгрии. При этом Венгрия тяжкий западный должник. Российская СКС более не влияет на нее непосредственно. Но остались серьезные следы прошлой переработки. По прежнему, работают ранее сформированные экономические связи. Коммунистическое, социалистическое движение в стране очень сильное, хотя  и оно перестало носить пророссийский характер. В целом, это вариант западного социал-демократического движения.

Венгрия - стала центром производства и поставки громадного количества западных товаров в восточном направлении. Этому способствует благоприятная прозападная политика венгерского руководства. Этому способствует и желание российской СКС приобретать товары сделанные именно в Венгрии. Это будет, скорее, длительной перспективой. Думается, перспективы Венгрии носят достаточно мирный характер. Восточная европейская буферная зона в этом районе сформирована. Венгрия занимает в ней свое специализированное место и категорически не должна вмешиваться в балканские конфликты. Это ставит под угрозу слишком многое.

Реальностью современной Венгрии является то, что западная СКС вновь заняла в ней ведущие позиции. В том числе, начинается неявное возвращение немцев. Это связано не только с тем, что компании ФРГ получили мощное представительство в стране. Это связано и с приобретением земель и недвижимости немецкими гражданами. Возвращение немцев в Венгрию - естественный процесс. Существенно, что он не может иметь прежнего масштаба. Для российской СКС он не опасен. Это рутинная работа западной СКС по закреплению связей с Венгрией, как своим естественно зависимым вассалом. Противостоять этому процессу практически невозможно и бессмысленно.

Активность геополитических процессов переместилась на Балканы и во внутреннюю буферную зону российской СКС, в последнем случае, она стала делом внутренним для российской СКС. Преобразования социо-культурного характера идут в пределах территорий естественно зависимых вассалов российской СКС. Они проходят на Украине и прочих пространствах российской СКС. Здесь должны быть серьезные геополитические перемены. Но потенциальная роль Венгрии в них ничтожна. Включение Венгрии в геополитические процессы внутренней буферной зоны российской СКС в высшей степени затруднительно.

Венгрия постепенно становится все более вовлеченной в военно-политические связи с западной СКС. Она входит в НАТО. Это не является чем-то необычным и агрессивным в отношении российской СКС. Идет восстановление исторических позиций западной СКС в данном регионе после кратковременного, но интенсивного доминирования в нем российской СКС. Включение Венгрии в НАТО (1999 год) не более как патронаж ее территории со стороны западной СКС.

Сделаны логичные шаги в формировании пространства внешней буферной зоны. Венгрия сыграла в этом процессе, длящемся более 1000 лет, очень важную роль. В районе замечательно проявились многие фундаментальные социо-культурные закономерности.

История продолжается

Румыния - Болгария - Молдавия

Период № 11. (с конца 1980-х годов и на перспективу) - Регион резко и неожиданно избавился от жесткого контроля российской СКС (СССР). Начались метания на нервной почве и выбор новых ориентиров. Наступил "первый день творения". Естественно, внимание было обращено к западной СКС. Она богатая и процветающая. Чтобы стать богатыми и процветающими, нужно все делать как в западной СКС. Началось имитационное усвоение западных политических, социальных и экономических стандартов.

В процессе эволюции, данный социо-культурный район был вполне успешно сформирован. Об этом можно судить по тому, что после исчезновения призрака коммунизма, в нем не было длительных региональных конфликтов подобных балканским. Румыния проявила свою энергичность. Бывший ее лидер и некоторые его родственники были без суда и следствия расстреляны. Все концы прошлого правления ушли в небытие. В Болгарии прошлый правитель спокойно дожил до глубокой старости и умер свой смертью.

Важно, что оба государства стали иметь гораздо более обоснованную территорию, чем ранее. Взаимные претензии были и остались. Но для их реализации нужно тратить много больше усилий, чем ранее. Это возможно только при мощной поддержке одного из государств данного региона со стороны российской или западной СКС. По факту, только большая война СКС может вновь изменить географию границ в этом районе. Но в этом нет никакого социо-культурного смысла. Район приобретает социо-культурную определенность. Она ему во многом диктуется со стороны российской и западной СКС.

Молдавия стала независимым государством. Моментально активизировалось делимитационное государственное образование Приднестровская республика. Оба государства - часть пространства внутренней буферной зоны российской СКС. Между Молдовой, как независимым государством и Румынией сформирована существенная социо-культурная разница. В Молдове можно говорить хоть на китайском языке, но она остается естественно зависимым вассалом российской СКС. Молдова отделенной от Румынии внешней социо-культурной границей, формируемой в Российской империи и СССР на протяжении длительного времени.

 Исследование особенностей эволюции данного региона, приводит к выводу об относительности национального единства, родства и явном доминировании социо-культурных факторов в эволюции государств. Молдаване и румыны во многом едины с точки зрения этнической и языковой. Есть некоторые различия, но они не носят принципиального характера. В СССР эти отличия явно преувеличивались. Но молдаване и румыны различаются принципиально с социо-культурной точки зрения. Можно сказать, что молдаване - социо-культурно переработанные в российской СКС румыны. Их систематическая социо-культурная переработка велась с конца 18 века и в конце 20 века дала свои вполне законченные результаты. Был сформирован естественно зависимый вассал. История Молдавии - интересный пример технологии данного процесса. Район запоздал в своей эволюции, но в определенный момент интенсифицировался. Одним из приятных следствий этого является то, что он хорошо описан. Район - большая находка для теории социо-культурных систем.

То, что долгое время готовилось, стало реальностью. Российской СКС, была сформирована хорошо социо-культурно структурированная под свои интересы, организация пространства региона:

·     русский анклав (Приднестровская республика) расположившийся между двумя естественно зависимыми вассалами (Молдавией и Украиной);

·     естественно зависимый вассал (Молдова);

·     слабые и независимые государства близлежащего от российской СКС региона (Румыния и Болгария). Об их реальном контроле и преобразовании с российской стороны речи никогда не было. Они во многом остались ситуационными и социо-культурно неопределенными территориями. Но есть внешние определимые рамки их существования. Это снимает геополитическую конфликтность.

У врагов российской СКС нет малейших шансов на быстрое социо-культурное преобразование Молдовы или нивелирование Приднестровской анклавной республики на основании стандартов отличных от российских. В эти территории очень многое вложено, на протяжении примерно 200 лет. 

Говорить о перспективах района и составляющих его государств достаточно просто. Будущее вполне очевидно. Район и слагающие его государства не изменили своей социо-культурной сути за долгий период истории и скорее не изменят ее никогда. Единственное и последовательное изменение связано с работой российской СКС по преобразованию непосредственно прилегающего к ней Молдовы. Преобразование Молдовы велась с начала XVIII века, и дало закономерные результаты.

В целом, структура пространства района получила строгое и законченное выражение. Выделяется несколько территорий, готовых пуститься в дальнейшие геополитические изменения и породить некоторое количество новых государств. Но количество социо-культурных типов (именно типов) не будет меняться. Может увеличиваться только количество геополитических единиц в регионе. Этот процесс во многом зависит от долговременной ситуации на Украине. Дело не в том, что геополитические изменения Украины могут быть или не быть. Это не тема для обсуждения. Они будут. Дальнейшие геополитические изменения логично вытекают из эволюции социо-культурного освоения этого региона. Вопрос только в том, сколь быстро они начнутся и в какой форме будут протекать.

Опишем социо-культурные типы территорий и возможные сценарии их дальнейшего развития:

1.    Приднестровская республика – русский анклав, разделяющий Украину и Молдову, двух естественно зависимых вассалов российской СКС. Анклав во многом экономически контролирует Молдову. Важна его геополитическая роль и на перспективу. Она связана с будущими переменами на Украине. Это сформированный анклав. Он не будет меняться и скорее не изменит своей конфигурации. Приднестровский анклав не есть недоразумение. Это пример геополитического образования нового типа, во внутренней буферной зоне российской СКС.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.