рефераты скачать

МЕНЮ


Доклад: Балканское измерение пространства и времени

Характерно, что, на левом берегу Дуная, римляне пробыли исторически не очень долго. В 270 году они вынуждены были оставить данную территорию. Удержать ее было невозможно. Граница по прежнему проходила по правому берегу Дуная.

Причины столь упорного удержания данного сложнейшего региона со стороны Рима, можно искать в том, что нужно было проводить социо-культурные преобразования на своей территории имперского контроля. Для этого приходилось контролировать предельно удаленные границы. О социо-культурном преобразовании Дакии не было и речи. Это была временно оккупированная и слабо удерживаемая окраина могучей и неведомо куда уходящей варварско-кочевой СКС. Речь шла только о военно-политическом контроле. Это был предел того, что можно было достигнуть. Регион был слишком дальней окраиной Римской империи. Социо-культурной же переработке подвергались только более близкие Риму буферные территории.

Из данного региона имели место и периодические походы народов варварско-кочевой СКС в пределы Римской империи. В частности это имело место в 260 годы. Данный район стал первым, через который произошло западное продвижение народов варварско-кочевой СКС. Франки, остготы и висготы поселились в этом районе даже во времена Римской империи. Аналогичный процесс имел место и в провинции Паннония, также расположенной на восточной границе Римской империи. Более определенного предела, сдерживать натиск на восточной границе римские войска не могли. Армия Рима противостояла всей варварско-кочевой СКС и естественно была обречена на поражение.

Аналогично процессам на Балканах, в районе Болгарии - Румынии, шло последовательное разделение пространства и различная степень его социо-культурной переработки. Характерно следующее:

·     Прибрежные черноморские территории осваивались в соответствии с западным стандартом. Они были представлены греческими колониями-анклавами, прибрежными полисами и связанными с ними небольшой хорой, то есть освоенной пригородной (пригосударственной) территорией;

·     самые южные районы, непосредственно примыкающие к Мраморному морю, подвергались последовательной социо-культурной переработке и, по сути, были частью иного социо-культурного региона;

·     южные внутренние районы (современной Болгарии) подвергались весьма интенсивной социо-культурной переработке. Военно-политический контроль Римской империи в этих районах был весьма силен и устойчив;

·     северные территории (до правого берега Дуная) подвергались переработке в зависимости от текущих возможностей Римской империи. Уровень освоенности, скорее, был очень слабым;

·     территории за Дунаем эпизодически захватывались римлянами на не очень продолжительное время.

Таким образом, сложился стандарт весьма сложной и противоречивой организации социо-культурного пространства региона. В целом, процесс формирования подобной структуры пространства связан с тем, что часть территорий реально перерабатывалась в социо-культурном отношении, а часть только контролировалась в военно-политическом отношении. Речь не шла о римской колонии. Римский контроль в реальности не решал экономические задачи. Он был необходим, чтобы не допустить непосредственного контакта социо-культурно обрабатываемой прибрежной территории с варварско-кочевой СКС. Проявилась стандартная модель расширения пространства СКС и формирования естественно зависимых вассалов.

Период № 3.

Датировка периода. С 370 годов до начала 9 века.

Сущность периода:

            Долгий период абсолютного доминирования варварско-кочевой СКС на Балканах и многочисленных переселений ее народов через данный регион. Период начинается с того, что очень слабое военно-политическое влияние Римской империи на Балканах было разрушено. Некоторые местные народы исчезли (из научного оборота), уйдя на запад и ассимилировавшись на просторах западной СКС. Некоторые новые народы пришли из пределов варварско-кочевой СКС. Согласно легенде российской Начальной летописи на Балканы переместились и отдельные славянские племена.

            Несмотря на то, что территория Балкан была в непосредственной близости от западной СКС и Византийской империи, склонных к регистрации своей истории в письменных источниках, о данном районе и в рамках третьего его периода освоения, исторические данные крайне скудны. Это говорит об отсутствии устойчивых контактов Балкан с Византийской империей и западной СКС. Особого интереса к Балканам с их стороны скорее не было и не могло быть.

            На исторических картах, опубликованных в XIX – XX веках, указывается, что район Балкан этого времени был под контролем Византийской империи. Это весьма сомнительно. Византийская империя была не очень сильна и имела массу внутренних и внешних проблем. География ее государственного контроля, побед и поражений во многом следовала за унаследованной географией Римской империи. Нет оснований, считать, что Византия была успешной в контроле столь сложного и неопределенно района как Балканы. Этого не смог добиться даже могучий Рим. Многочисленные переселения в этом районе и историческая молчаливость о нем византийских источников есть косвенный и очень важный показатель бесконтрольности Балкан со стороны как западной СКС, так и Византийской империи. По-прежнему район был частью варварско-кочевой СКС.

            Для данного периода можно отметить, что народы, заселявшие Балканы, не были преобразованы в социо-культурном отношении. Иначе говоря, они не были никем ассимилированы, не получили четкой социо-культурной идентификации. При этом давность проживания в регионе не играла существенной роли. Это были либо давно проживающее в регионе народы, либо недавние пришельцы из восточных районов варварско-кочевой СКС. Среди них были и некоторые славянские племена, определяемые на Балканах весьма сомнительными историческими источниками с 6 - 7 веков. Процесс устойчивого проживания и относительно систематического хозяйственного освоения территории народом не имеет прямой связи с процессом социо-культурной переработки данной территории. Основной фактор социо-культурных процессов связан с контактами и ассимиляционными процессами.

            Балканские славяне не были христианами, не породили своего социо-культурного стандарта. Это был тип варварско-кочевых народов, который начинал постепенно оседать на той территории, на которой его застало социо-культурное преобразование формирующейся европейской буферной зоны. Балканские региональные позиционные характеристики,  относительно существующих СКС оказывались таковыми, что данные народы оказывались вне досягаемости каких бы то ни было социо-культурных инноваций. Может быть самое важное, было в том, что эти новации могли здесь закрепляться только лишь под определенным внешним давлением и с большими трудностями.

Итогом стало то, что они сформировали  на Балканах особый реликтовый тип варварско-кочевой СКС, сохранившийся на последующие времена. Позднее местными народами была усвоена мировая религия и государственность, но не было социо-культурной определенности. Формирование балканского реликтового варварско-кочевого социо-культурного типа начинается именно с данного периода времени.

            Для понимания третьего периода освоения территории Балкан важно учесть,  что этнические факторы не были определяющими в принадлежности к варварско-кочевой СКС. В пользу такого вывода есть ряд оснований. Она могла включать самые различные народы в этническом и даже расовом отношении. Балканские славяне также были частью этой СКС. Они были славянами, но в социо-культурном отношении они были частью варварско-кочевой СКС. Славянский мир не имеет единой социо-культурной идентификации. Восточные славяне стали русскими и частью российской СКС. Западные славяне стали частью европейской буферной зоны как особого социо-культурного образования. Балканские славяне, наряду с остальными неславянскими народами этого региона, сформировали реликтовый варварско-кочевой социо-культурный вариант освоения территории.

Аналоги такого рода реликтов встречаются по всей конкретной зоне  варварско-кочевой СКС. Они могут быть большей или меньшей численности, но это принципиальной роли не играет, для определения социо-культурного типа и является скорее практической проблемой[xiv]. Примером малочисленного народа варварско-кочевой СКС могут быть караимы. В современном мире их менее тысячи[xv]. Примером более многочисленного реликтового народа варварско-кочевой СКС могут быть сербы.

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ

СОСЕДНИХ ТЕРРИТОРИЙ

Малая Азия

Период № 6 (с 380 года по 610 год) - происходит социо-культурная интеграция западной и варварско-кочевой СКС. На время этого болезненного социо-культурного процесса западная СКС надежно защищена от мусульманской СКС малоазиатским внешним буфером. Территория буфера была организована в соответствии с западными стандартами. Восточная Римская империя удерживала важный участок пространства, и западная СКС могла провести свои социо-культурные реформы. Именно поэтому, Восточная римская империя была ориентирована на сохранение контроля всех прежних внутренних буферных зон западной СКС. Фактически, всего побережья Средиземного моря.

Восточная Римская империя - в рамках этого периода была сильным государством. Оно унаследовало от Римской империи ареалы контроля в различных регионах мира, в том числе и территории, далеко за пределами Малой Азии. В основном, контролируются регионы, связанные с буферными зонами, где происходят наиболее интенсивные контакты мусульманской и западной СКС. Многочисленные внутренние противоречия проявились много позднее.

Восточная Римская империя унаследовала от Рима очень многое в экономическом, социальном, военном, политическом и иных отношениях. Но прошлый римский имперский опыт нуждался в адаптации к новым условиям. Ко времени правления императора Юстиниана (527 - 565), были проведены необходимые реформы и определены новые формы организации единого государства в Малой Азии. Возникает "цезаре папизм" как форма сочетания светской и церковной власти. Пересматриваются и систематизируются римские законы. Ведется систематическая работа по переосмыслению прошлого римского имперского опыта. Идет восстановление границ прежнего доминирования Римской империи. Это удалось сделать на краткое время.

Успешные реформы в Восточной Римской империи стали отчасти возможными и благодаря заключению "вечного мира" между Юстинианом и мусульманами. "Вечный мир" во многом был итогом того, что мусульманская СКС входила в этап своего социо-культурного конкурса и - в соответствии со спецификой этого этапа - не ориентировалась на распространение. Проведение социо-культурного конкурса в СКС всегда предполагает категорическое исключение экспансии. Теоретически обосновано, сложно сказать, почему это происходит, но это происходит всегда. Западная СКС не могла распространяться в силу того, что переживала процесс социо-культурной интеграции с варварско-кочевой СКС.

То есть, обе СКС имели внутренние и в высшей степени важные причины для резкого снижения активности в районе малоазиатского внешнего буфера. Итогом стало то, что малоазиатская внешняя буферная зона чрезвычайно усилилась, и ее текущее конкретное государство перешло к активной пространственной экспансии. Это был чисто ситуативный (хотя и весьма долговременный) рост могущества буферной зоны. Подобная ситуация порой случается благодаря особенностям взаимоотношений СКС, конкурирующих в регионе (при временном ослаблении интереса соседствующих СКС к разделяющей их внешней буферной зоне). Такое явление периодически имеет место во всех СКС и зонах их контактов. Смутное время СКС - это время расцвета соседствующей с ней внешней буферной зоны.

Период № 7 (с 610 по 870-е годы) - к 610 году в Малой Азии проведены важные реформы, и она по праву стала называться не Восточной Римской, а Византийской империей. Это уже иное государство. Постепенно начинается процесс превращения Византийской империи в социо-культурное образование, чуждое как мусульманской, так и западной СКС. Превращение становится не только и не столько итогом процессов, идущих в Малой Азии, сколько преобразований в конкурирующих западной и мусульманской СКС и изменений в варварско-кочевой СКС. Внешняя буферная зона остается самостоятельной. Это весьма редкий случай, когда внешняя буферная зона не является вассалом в текущий момент ни одной из соседних СКС. Но на нее начинают оказывать давление обе СКС, которые проводят свои  новые стандарты, отработанные в итоге происшедших внутренних перемен.

Восточная Римская империя играла роль буфера и дала возможность провести реформы двум конкурирующим СКС, без излишних сухопутных контактов друг с другом. Но Византийская империя седьмого периода раздражает обе СКС. Что позволено Юпитеру, не позволено быку. Начинается постепенное ее вытеснение в пределы пространства собственно Малой Азии. Мусульманская и западная СКС делят между собой освобождающиеся от ее контроля территории. Вялость соседних СКС прошлого периода, сменилась их агрессией против Византийской империи, и победы последней обернулись устойчивыми поражениями. Малая Азия этого времени была почти одинаково чуждой и западной и мусульманской СКС. Она была ничья.

Тем не менее, Византийская империя этого периода была весьма сильна и богата. В особенности ее богатство очевидно на контрасте с обедневшими, в ходе реформ, соседними СКС. Однако она не проводила серьезных социо-культурных преобразований: все было ориентировано на сепаратизацию от западной СКС и сохранение пространства контроля в противостоянии мусульманской СКС – пассивная, сугубо временная тактика. Богатство Малой Азии этого времени может быть связано и с пассивностью в проведении социо-культурных реформ. Нормой является то, что социо-культурные преобразования требуют гигантских инвестиций при мизерной экономической отдаче в ближайшей перспективе. Но, как бы то ни было, к концу периода Малая Азия оказалась вполне независимой от соседних СКС. Византийская империя имела свое государство и церковь, она стала всем чужой и осталась сама по себе между двумя СКС.

Византийской империей предпринимались попытки удержания территорий контроля. Однако этот контроль, скорее, ограничивался военно-политическим уровнем: социо-культурная переработка территорий за пределами Малой Азии была невозможна в принципе. Внешняя буферная зона не способна на такого рода деятельность по своей сути.

Регион Болгарии - Румынии

Период № 3 (с 370 годов до конца 7 века) - время безусловного доминирования варварско-кочевой СКС. Именно по этой причине его в высшей степени сложно описывать. Началась социо-культурная интеграция западной и варварско-кочевой СКС. Начались и естественные для такого рода процессов миграции народов варварско-кочевой СКС в западном направлении. Через район переваливает большое количество различных народов. Жестко доминировал варварско-кочевой стандарт. Шло активное перемешивание населения. Оно частично стабилизировалось только к VII веку. Болгары, валахи и другие народы заняли территории проживания, на которых остались на последующие времена. В дальнейшем, менялись конкретные границы проживания этих народов, но определились их основные ареалы.

По сравнению с прошлым периодом, произошла практически полное замещение населения региона. При этом сохранился варварско-кочевой социо-культурный стандарт. Интеграция варварско-кочевой и западной СКС произошла много западнее. Она не затронула данную территорию с ее новым населением. Исключительно важно, что западная и варварско-кочевая СКС перешли на новые этапы в своей эволюции. Следствием этого стала и новая история региона Болгарии - Румынии.

Над регионом периодически устанавливалась слабая и кратковременная власть Восточной Римской / Византийской империи. Это касается южных районов. Византийский контроль перешел по наследству от Римской империи и, скорее, сводился к сбору формальной дани (по сути, периодическому грабежу данной территории) и периодическим войнам с местным населением. Аборигены, данного района, также были весьма агрессивны в отношении Восточной Римской / Византийском империи. Письменных памятников они оставили мало, но, в практическом плане, скорее были хорошие специалисты по перераспределению византийских богатств. Об этом много говорят византийские источники.

Укрепляется двойственная пространственная структура освоения региона. "Столица мира" (Константинополь) оказалась расположенной в непосредственной близости от района Болгарии - Румынии. Сохраняется социо-культурная преемственность контроля территории региона.

Важно следующее:

·     Наиболее южные территории региона Румынии - Болгарии, зона уверенного контроля и социо-культурной переработки Восточной Римской империи. Это, в полной мере, касается приморских территорий Мраморного моря и значительной части приморских территорий Эгейского моря;

·     территории современной Болгарии есть зона весьма уверенного византийского контроля и ее соответствующего социо-культурного давления. Отношения с местным населением весьма сложные, но в целом оно находится под контролем империи;

·     территории  за Дунаем, Византией практически не контролируются. Они есть пространство постоянной угрозы для империи, со стороны варварско-кочевой СКС.

·     Пролетарская идея передела “несметных богатств” Константинополя  стала нормой у местного населения, начиная именно с этого периода. Эта идея была, своего рода, нереализованным варварско-кочевым идеалом, призывающим к перемещениям и завоеваниям.

Идея несметных сокровищ Константинополя есть несомненная социо-культурная легенда. Вероятно, одна из причин ее столь большой популярности и устойчивости в том, что таким образом притягивалось население к непосредственно примыкающим к Восточной Римской и затем Византийской империй территориям. Оно стремилось к богатству. Стимул понятный и вдохновляющий, хотя, к сожалению, трудно достижимый. Вероятно, население той давней поры не знало о трудностях реализации высокого идеала, поэтому и было столь устойчиво ориентировано на грабеж империи в ее различных вариантах.

Это формировало определенную направленность миграций и активности в целом. Итогом становилась социо-культурная переработка населения определенного района. То есть, богатство Восточной Римской и затем Византийской империи были своего рода приманкой для социо-культурной переработки определенной части территории и населения.

В пользу такой гипотезы говорит то, что идеи безмерного богатства Константинополя были популярны везде, но только не в мусульманском мире, который в данный период времени, не особенно интересовался Малой Азией, в силу своих внутренних причин. Устойчивое распространение такого рода идей, идеологических миграционных приманок,  возможно только в том случае, если есть социо-культурная потребность в строго определенной ориентации миграционных потоков.

Идеологические гипотезы

С данным периодом в регионе Румынии - Болгарии и отчасти Балкан связано большое количество легенд и идеологических штампов, порожденных в более поздние времена российской и западной СКС. Истоки и смысл этих легенд лежат в области борьбы двух СКС и, скорее, не имеют ничего общего с реальным процессом освоения территорий.

Первое. Предполагается, что славяне весьма распространились в Восточной Европе как раз в данное время. До этого, они проживали компактно, на не большой территории и никого не трогали. А в данное время стали расширять ареал своего проживания. Это априорное допущение.

Второе. Предполагается, что славяне стали распространяться под влиянием того, что германские племена переместились на запад и соответственно  освободились территории, ранее ими занимаемые.

Первый и второй тезисы явно и неявно присутствуют во множестве исторических работ. Сложно понять, откуда черпается данная информация (именно информация), кроме  сомнительных текстов, якобы очень древнего происхождения. Но не сложно понять социо-культурный идеологический смысл такого рода идей. Легенда относительно славянской миграции есть объяснение-обоснование того, что германские племена, после соответствующей западной социо-культурной переработки, стали продвигаться на восток, в пределы восточного европейского внешнего буфера. Соответственно велись прозападные преобразования территории и населения внешнего буфера. Получается, что это была не экспансия, а возврат "исконных германских" территорий.

Для российской СКС, легенда относительно миграции славян, также была очень важна в начале ее западного продвижения (с начала XVIII века). Из аналогичного необоснованного "факта" делался неявный идеологический вывод о "возврате исконных славянских территорий". В обоих случаях, речь идет только об идеологии позднего времени. Под нее генерируются любые "научные" исторические данные. История податливая дама.

С точки зрения теории СКС, более логично предположить, что южные славяне, были людьми варварско-кочевой СКС. Модель их поведения данного периода времени (насколько о ней можно судить) весьма соответствует стандартам этой СКС. Важен не столько кочевой образ жизни, сколько готовность к длительным миграциям, пусть и раз в несколько столетий и готовность к собственной социо-культурной ассимиляции в рамках соседней СКС.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.