рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Экономическое развитие Тобольской губернии в первой половине 19 века

В 1855 году устанавливалась свободная торговля с Китаем по «вольным» ценам, разрешалась покупка китайских товаров на золотую и серебрянную монету, правда в определённых размерах, не более 1/3 ценности мануфактурных товаров.2

В Ритчевский рассматривал таможенно-тарифную политику правительства. Вот что он отмечал: «…Со времени Екатерины II постепенно сглаживаются крайности покровительства и опёки промышленности и торговли, и главным средством поощрения их становилось регулирование тарифов. В 1800 году был значительно усилен таможенный тариф 1797 года, а в 1801 году, со вступлением на престол Александра I, последовали многие облегчения. Для установления равновесия между вывозом и привозом в 1810 году издан тариф строго запретительского характера. Только после 1815 года таможенная политика резко изменилась, что особенно выразилось в новом, чрезвычайно свободном тарифе 1819г. – это был самый низкий тариф, который Россия когда-либо имела, по которому разрешены были к ввозу все ранее запрещенные товары, с наложением на них умеренных пошлин. По поводу этого тарифа Канирин заявил: «…тариф убил русскую промышленность. В этой связи правительство в 1822г. возвращается к прежней запретительной системе.

При дальнейших переработках тарифа до 1850г. продолжали придерживаться строго охранительной системы. С изданием тарифа 1850г. правительство перешло к более умеренной охранительной системе: промышленность поощрялась уменьшением пошлин на главные фабричные материалы, понижались пошлины, проносящие вред правильной торговле»1.

Таможенно-тарифная политика нашла протекционисткий характер. Она преследовала цель – закрыть доступ в Россию иностранным товарам.

В 1754-56г.г. были приняты законы, превращавшие винокурение в заповедное поле предпринимательства казны и дворян.2 В первой трети 19 в. винными откупщиками и арендаторами казенных заводов в Тобольской губернии были, главным образом, предприниматели из центральных губерний России.

В 1819г. были отменены винные откупа, продажа вина передана в казенное управление. Такой порядок держался до 1827г.3 Это означало признание властями кризиса прежней системы казенных поставок.

В 1843г. частным лицам разрешалось устройство винокуренных заводов в Сибири, а казенные заводы стали сдаваться в аренду.4 Продажа казенного вина отдавалась на откуп купцам и отставным чиновникам.

В 1847г. откупная система преобразовывалась в систему акцизно-откупного комиссионерства, предусматривающую отдачу с торгов права на сбор акциза с владельца водочных заводов, содержателей трактиров, харчевен… Откупщикам, получившим на торгах право сбора акциза, предоставлялась и монополия на оптовую и розничную торговлю вином на подведомственной территории.5

Для поощрения сибирской промышленности в 1839г. был утвержден указ о раздаче даром земель под фабрики и заводы, который гласил «…дозволяется частным лицам устраивать в Сибири винокуренные заводы на казенных и частных землях. Из казенных земель необходимое под заводы пространство должно отводиться только из пустых земель, никем незанимаемых и остающихся за удовлетворением местных жителей, без всякого полезного употребления. Заводы должны строиться в местах более изобилующих лесом и хлебом, но не имеющих способов к сбыту сего и сколько возможно отдаленных одно от другого, разрешая в каждом из сих мест построить не более одного завода. По устройстве завода на казенной земле взыскивать с владельцев оных, по соглашению с ними, особый акциз с каждого ведра выкуренного вина…»

Но Ядринцев в своей книге писал: «Но поощрение это не привело ни к чему, так как одних земель было мало, нужны были технически образованные, умелые взяться за промышленные предприятия, опытные рабочие руки и, наконец, понимание экономических нужд края».1

  Государственная политика носила противоречивый характер, когда с одной стороны принимались законы, стимулирующие развитие рыночных отношений, а с другой – правительство сохраняет сложную социальную структуру городского населения, проводя дифференцированную политику, то есть меры, направленные на развитие торговли и промышленности, принимались отдельно в рамках каждого предпринимательского сословия. Дифференцированность политики абсолютизма была направлена на разобщение интересов различных торгово-промышленных слоев. Самодержавие осуществляло такую политику, так как боялось, что свобода рыночных отношений может разрушить сословные перегородки, а это приведет к либерализации нарождающейся буржуазии и перераспределение власти в ее пользу.

2.Реализация государственной экономической политики в

   Тобольской губернии

В 1796г. было проведено новое административное деление империи. Вся Сибирь разделена на две губернии Тобольскую и Иркутскую. В Тобольскую губернию вошли девять уездов: Тобольский, Тюменский, Туринский, Курганский, Ишимский, Ялуторовский, Тарский, Березовский, Сургутский.1 

Наиболее крупным городом являлся губернский центр Тобольск. Основой его хозяйственного роста была торговля, в особенности пушниной, в обмен на товары, поступавшие из Европейской России. Кроме того, одним из главнейших производительных занятий жителей города было рыболовство.

«Торговыми вратами» Сибири в середине 19в. была Тюмень, занимающая пограничное положение между Европейской Россией и Сибирью, а также через Тюмень проходил главный коммерческий тракт всех сибирских караванов, торгующих с Кяхтою.

Тюмень специализировалась на обработке животного сырья. Основу предпринимательства в Тюмени составило кожевенное производство, город по праву считался «кожевенным цехом» Сибири.2

Хозяйственными центрами своей округи являлись новые города Ишим, Ялуторовск, Курган. Эти города находились на юге Западной Сибири, в районе развития земледелия и животноводства. Названные города стали значительными центрами торговли хлебом в Западной Сибири. Промышленность в основном специализировалась на переработке растительного и животного сырья. Сосредоточение больших запасов хлеба в Ялуторовске и Кургане вызвало появление в этих городах и уездах предприятий по переработке зерна (мельниц, крупорушек). Промышленность Ишима состояла, главным образом, из салотоплеех заводов, так как в город доставляли сало, кожи, овчины из Петропавловска и его окрестностей.

Берёзов и Сургут – места сосредоточения торговли с северными инородцами. Берёзов последний пункт в котором закон позволял торговлю спиртными напитками, дольше на север ввоз водки был запрещён. Одним из основных занятий русских жителей северных городов было ведение рыболовческого хозяйства.1

Обширная территория Тобольской губернии не позволяла вести объективную статистику народонаселения. Этому препятствовали также частые миграции жителей городов и сельской местности. Поэтому точных данных о количестве жителей Тобольской губернии нет, в научной литературе существуют разные точки зрения.

К середине 19 в. В Тобольской губернии насчитывалось 165 ярмарок и торжков, из них 19 в городах и 146 в округах, Наиболее крупная из них Васильевская ярмарка в Тюмени, учреждённая в 1845 году, Никольская в Ишиме и Обдорская ярмарка.2

В Ишимском округе было 6 ярмарок; наиболее крупная в Абацком, куда съезжалось до 50 тыс. чел.

В Курганском 11 ярмарок и 48 торжков. Наиболее крупная ярмарка в селе Иновском.

В Ялуторовском округе действовало 20 значительных ярмарок и 35 торжков.

Для скупки сала, масла, кож приезжали иногородные купцы или их агенты. 3

Разрозненность городов привела к образованию большого числа сельских ярмарок и торжков, расплодивших множество мелких торговцев, переезжавших с одного рынка на другой. Торговля по мелким торжкам и ярмаркам не могла явиться фактором централизации населения немногих городов.

В Тобольской губернии в 1836 году было 48, а в 1853 – 81 ярмарка. Стоимость товаров, привезённых на ярмарки в 1836 году составила примерно 4 млн. 450 тыс. рублей, а стоимость проданных товаров – 2 млн. 320 тыс руб.1

Рост городского населения за 1825 – 1858 годы.

Города 1825 1858 Рост в %

Тобольск

Тюмень

Берёзов

Ишим

Курган

Тара

Туринск

Ялуторовск

16882

7727

922

1211

1290

432,3

2630

1845

15894

10284

1420

2298

3333

4610

3881

2789

Снижение

33,1

154

189,7

258,4

106,6

147,6

151,2

 

Рост городского и сельского населения в Тобольской губернии в

период 1825-1858 годы.

Городское

сельское

1825          1858            увелич. в %

1825            1858            увелич. в %
50,3 тыс.    74,2 тыс.     147,5 539,2 тыс.   947 тыс.      176,6

За 33 года городское население увеличилось на ½, а сельское больше, чем на ½. Это привело к снижению удельного веса городского населения с 8,5% в 1825 году до 7,3% в 1858 году.2

Проследим динамику численности населения г. Тобольска.

Диаграмма свидетельствует о замедлении роста численности населения г. Тобольска1

О социальном составе жителей городов Тобольской губернии говорят следующие данные:

В Тюмени в 1822-1824годах насчитывалось 1721 домовладелец. Кроме 1013 домовладельцев купцов, мещан, цеховых в обывательской книге зарегистрировано 708 домовладельцев, не платящих подать в городе. Среди них 21 дворянин, 31 представитель духовного звания, 11 унтер-офицеров, 24 казака, 113 солдат, 287 ямщиков, 224 крестьянина2

Самым многочисленным контингентом городских обывателей были мещане. Они составили второе по численности после крестьянства сословие царской России и являлись основной частью населения городов Тобольской губернии. По данным четвертой ревизии (1782г.) 44,7% городского населения принадлежало к мещанскому сословию.

Рассмотрим динамику численности мещанского сословия Тобольской губернии:

Численность мещан с начала века до 20-х годов снижается, а с 20-х годов до сер. 19 столетия возрастает.1

К середине 19в в Тобольской губернии насчитывалось 2.232 представителя купеческого сословия, что составляло 33,4% населения.

Выясним изменение численности купеческого сословия:

Подсчитано по материалам ГАТО, ф.И-2, оп.1, д.932, л.185, 187, 189 и Кабо Р.М. Указанное сочинение.

В первой четверти 19в. наблюдается сокращение численности купечества. С 1800г. по 1825г. она уменьшилась почти в 6 раз. Причину этого явления сами купцы видели прежде всего в экономической политике правительства, которое по их мнению плохо защищает отечественную промышленность и торговлю от конкуренции, а купечество от конкуренции торгующих крестьян, непомерно утяжеляет налоговый пресс.

Во второй четверти 19в. численность купцов начала расти. Причинами этого явились общая интенсификация экономической жизни страны, увеличение численности неподатных слоев – дворянства, чиновничества, военных. В силу своего происхождения и сословного положения, характера деятельности они были оторваны от натурального домашнего хозяйства и основную часть своих потребительских запросов удовлетворяли именно через рынок и базар; повышение товарности крестьянского хозяйства.

Местная администрация была проводником экономической политики, которую осуществляла центральная власть. Местные органы контролировали хозяйственную жизнь города, задаваясь целью регламентировать все существовавшие виды торговой деятельности.

На соблюдение торговых прав горожан направлялись усилия местного чиновничества. Прежде всего за исполнением правил торговли наблюдали городские думы. Где их не было – ратуши, магистраты. Эти органы докладывали о результатах проверок казенной палате.1

В компетенцию Городской думы входили надзор за правилами торговли, учет городского населения, запись в городские сословия, выдача купцам и мещанам паспортов и билетов на право отлучки по торговым делам и на промыслы, установление цен на продукты питания.

Городская дума осуществляла надзор за службой лиц, выбранных на должности, тем более, что многие купцы или мещане пытались «избегать» выполнения своих обязанностей перед государством.

В обязанности думы входило предоставление в казенную палату ведомостей о ценах на продовольствие и фураж, о торговых ценах. С 1848г. дума должна была заниматься сбором статистических сведений.

Дума занималась формированием городского бюджета, на средства которого содержались все местные органы управления и выплачивалось жалованье чиновникам (государственное жалованье получали только полицейские чиновники).1

Наибольшие отчисления в городской бюджет шли с «питейных» прибылей. В Тюмени в конце 18-начале 19в. они составили от 285 до 300 рублей.2

А также бюджет пополнялся за счет отчислений от сферы мелкой торговли и услуг. Городской бюджет г.Тюмени получал с торгующих крестьян по свидетельствам до 23 рублей, с разносчиков лакомств 25 рублей, примерно столько же давали городу гостинные и постоялые дворы.3

В 1840г. городской бюджет Тюмени составил 12тыс. 50 рублей.4 С 1845г. в Тюмени начала действовать ярмарка, получившая название Васильевская. Это сказалось на благосостоянии города, доходы которого стали расти.

Городские магистраты выполняли следующие функции: выдача свидетельств на получение горожанами подрядов; наблюдение за тем, чтобы в городе не продавались иностранные товары без таможенного клейма; ревизия винных и соляных магазинов; составление еженедельных ведомостей об опротестованных векселях; отчитывались о городских доходах и расходах перед казенной палатой; проверяли мещанские книги по торговле; осуществляли надзор за соблюдением правил купеческой торговли; раскладка государственных и земских городских сборов; надзор за продажей вина и соли; контроль цен на съестные припасы, фураж и провиант; предоставляли сведения о хозяйственной жизни города; наказывали за отлучку из города без разрешения. При магистрате действовали городские словесные суды, которые решали споры о денежных займах, имущественном ущербе, о подрядах, расчетах между купцами, иногда их называли «торговыми судами».1

Казённая палата учитывала сборы, составляла реестры о доходах и расходах казначейства, заботилась о доставке и сохранении сборов, осуществляла монополию торговли вином и солью.

В уездах эти функции выполняли уездные казначейства, которые подчинялись казённой палате и отсылали туда ведомости о собранных доходах и недоимках.

Свидетельства на торговли и промыслов, билеты на лавки, магазины и другие торговые заведения выдавались в уездных казначействах после взноса установленной пошлины, свидетельства и билеты имели силу в городе, где они выдавались и в его предместии или уезде. Действительны они были со дня выдачи до 1 января следующего года.

Уездное казначейство составляло списки тех, кому были выданы билеты или свидетельства. Один экземпляр отсылали в Городскую думу или ратушу, а другой хранился в Казённой палате, где составлялись общие списки по всей губернии и один экземпляр такого списка отправлялся в министерство финансов.2

Городская полиция следила за порядком торговли; наблюдала за качеством измерительных приборов; взыскивала недоимки; объявляла о торгах, где заключались договоры на казённые подряды и поставки; принимала меры к соблюдению винной монополии и монетной регалии государства; следила, чтобы в городе не было лавок без выданных на то разрешений; осуществляла сбор денег с иногородных купцов. В 1823 году городская полиция Тюмени ликвидировала перекупку сельскохозяйственных продуктов с целью прекращения спекуляции.

Также надзор за выполнением правил торговли осуществляли выборные от города должностные лица: общегородские и частные маклеры, нотариусы, смотрители «неуказных» торгов и торговых рядов, альдерманы.1

По указу губернского правления городничие и стряпчие с 1815 года ежемесячно производили «свидетельствование» вина в складах казённого и заготавливаемого откупщиками на собственные средства. О результатах проверок они «доносили» Казённым палатам. Попутно они причисляли откупщиков в гильдии, соответствующие сумме содержимых ими сборов, так как многие предпочитали записываться в более низкую гильдию, чтобы платить меньший налог.2

Значение купечества 1-й половины 19 в. заключается в его социальной и личностной мобильности, которая связана с характером различных казённых и городских служб, которые они несли вследствие немногочисленности коронной бюрократии и почти полного отсутствия дворянства. Явившиеся наиболее состоятельными членами городской общины купцы занимали ключевые посты в системе городского самоуправления, которые требовали образования (грамоты), имущественной ответственности за казённую службу. Они были бургомистрами, ратманами, президентами магистрата, городскими головами, «счётчиками» у винной и соляной «продажи», при сборе подушных денег,оценивали казённую пушнину, работали на таможнях.1

Для сибирского купечества характерно активное сочетание торговой деятельности с занятием высоких должностей в городском самоуправлении. Занятие купцами высоких должностей сказывалось благоприятно на торговой деятельности их самих и их родственников. Купец, который исполнял службу «с похвалою» получал признание общества и правительства, мог просить присвоения звания «именитого» и «потомственного почётного гражданина». Также среди сибирских купцов выделялись «первостатейные» коммерсанты. Эти категории купечества проживали в основных торговых пунктах Тобольске, Тюмени и др. Они монополизировали оптовую торговлю, откупа крупных казённых подрядов и внешний торг со странами Средней Азии и Китаем.2

На руководящих постах городского управления с 1786 г. по 1824 г. в Тобольске находились наиболее состоятельные представители городской верхушки или члены их семей: дважды должность городского головы занимали купцы 1-й гильдии Ширков, Селиванов, отец и сын Пиленковы, Кремлёв.3

В Тюменском самоуправлении господствовали целые семейные корпорации: Аласины (отец и три сына, купцы 2-й гильдии) – владельцы кожевенных заводов и торговых лавок; Прасоловы – купцы второй гильдии, обладатели кожевенных предприятий.4

Причины постоянной протекции городских органов Тюмени кожевенному производству в том, что все городские головы Тюмени этого периода имели собственные кожевенные заводы.

Используя своё положение в городских органах управления, местные купцы «отстаивали» свои интересы перед «десантом» приезжих купцов. Так приезжим запрещалось производить оптовые покупки продовольствия и товаров, пока их не сделают местные купцы. В некоторых городах приезжим купцам разрешалось торговать лишь на 2-й или 3-й день ярмарки.

В 1814 году генерал-губернатор Сибири Пестель запретил торговать иногородним купцам без билетов от думы. В то же время устанавливалась выдача видов на право выезда в ясачные волости и заверена в думе книга для фиксирования выдачи билетов и какое количество скота дозволено купить (в одни руки дозволялось покупать по 500 и более).1

Действуя в русле политики абсолютизма, местные власти должны были осуществлять регламентацию всех сторон жизни торгово-промышленного населения как форму социального и податного надзора, сохраняя сложную корпоративную структуру общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.