Организационно-методические особенности творческого преподавания лечебной гимнастики
упражнения типовой схемы ;
- разработке специальных требований,
методических указаний, способствующих
при их реализации максимальному эффекту
от выполнения упражнения ;
- применении упражнений парах,
шеренгах, взявшись за руки, в колоннах
по два;
- использовании в упражнениях
гимнастических предметов, гимнастических
скамеек;
- в нестандартных исходных
положениях, принимаемых в конце
упражнения.
Творчество в подборе упражнений части
возвращения может проявиться в
применении :
- бега, бега по заднему маршруту,
бега со сгибанием ног назад, бега с
поочередными взмахами прямыми
ногами вперед и назад;
- спортивного шага;
- танцевальных шагов /даны выше/;
- прыжков /даны выше/, а также через
препятствия /мячи, через скамейку,
поперек и др. ;
- шагов в упоре лежа в упоре лежа
сзади;
- перескоки партнером известными
способами;
акробатических упражнений /кувырков
вперед, назад, перекатов с
23
прямым телом в группировке,
переворотов в сторону, кувырков
вперед в парах, тройках ;
- прыжков со скакалкой на месте и
с продвижением;
- целенаправленных упражнений на
развитие физических качеств /силы,
скоростной силы, выносливости,
ловкости/;
- упражнений .на снарядах /брусьях,
перекладине, гимнастической стенке и
др./,
- прыжков ноги врозь через
находящегося впереди партнера,
принявшего положение наклона вперед,
согнувшись/.
Творчество в применении упражнения
третьей части может проявиться в
разработке и реализации специальных
требований к их использованию, в
применении кратких письменных указаний -
карточек /плакатов/.
Созданию общего эмоционального фона
упражнений может способствовать
применение:
- нестандартных, но относительно
простых упражнений ;
- соревновательного метода;
- игрового метода;
- Соревнование можно проводить по
простым правилам с оценкой относительно
известных действий, например, качества
выполнения упражнений, синхронности
действий в шеренгах и колоннах, парных
упражнений, соответствия движений
характеру музыки и т.д. Весьма
эффективным может быть соревновательно-
игровой прием.
Игровой метод можно творчески
реализовать в сюжетном варианте
комплекса упражнений , когда, например,
народным мотивам
24
мелодии музыкального сопровождения будут
соответствовать движения шагов, танцев,
темпа и ритма прохождения основной части
возвращения наисходную позицию / 5 /.
25
ГЛАВА 2
задачи, методы и организация
исследования.
2.1 Задачи
1.Овладение технологией
исследовательской деятельности в области
физической культуры и особенности ее
применения.
2.Изучить состояние современной
лечебной гимнастики как средства и
метода восстановления.
3.Овладеть основами творческого
подхода в физкультурно - лечебной
деятельности.
4.Эксперементально определить
эффективность творческого подхода в
процессе применения лечебной гимнастики.
26
2.2. Методы
Для решения поставленных задач
применялись следующие методы
исследования :
1. Педагогический эксперимент .
2. Антропометрия.
3. Тестирование.
4. Математико - статистические методы
исследования.
27
2.3.Организация исследования
Для проведения педагогического
эксперимента по определению
эффективности творческого подхода в
процессе преподавания лечебной
гимнастики в ноябре 1997 года в средней
общеобразовательной с углубленным
изучением английского языка школе № 1
г.Ставрополя была организована группа
детей состоящая из 14 мальчиков и 15
девочек 8 - 9 лет. На день начала
исследования девятилетними считались
дети в возрасте от 8 лет 6 месяцев.
Всего в эксперименте участвовало 29
человек.
Перед проведением эксперимента для
определения состояния степени здоровья
испытуемой группы, был использован
специальный тест (Таблица 1).
Измерение веса, определение
выносливости (тест Купера) и
работоспособности - проводились в первой
половине дня.
Вес измерялся (без обуви и в
спортивной одежде) на медицинских весах
с точностью до 0,5 кг.
Для определения выносливости
использовался тест Купера (6 - ти
минутный бег ), результат определялся с
точностью до 10 метров.
Измерениям предшествовала
психологическая подготовка , с целью
достижения максимального результата.
Эксперимент длился полтора месяца,
его можно условно разбить на два этапа.
Первый этап был направлен на определение
степени здоровья исследуемой нами
группой , а второй - на изменения
степени здоровья происшедших за полтора
месяца.
28
ГЛАВА 3
Исследование эффективности творческого
подхода в процессе преподавания лечебной
гимнастики.
3.1.Обоснование экспериментальной
программы по лечебной гимнастике с
элементами творческого подхода в
процессе ее реализации.
Анализ литературных источников
показал, что возможно множество
направлений творческого подхода в сфере
физической культуры .При занятиях
физическими упражнениями можно вы делить
три основных направления.
Первое направление . Музыкальное
сопровождение является .важнейшим
элементом в любом способе О.Р.У..
Творчество преподавателя при определении
музыкального сопровождения может
заключаться, во первых, в грамотном
подборе содержания музыки, во вторых, в
создании фонограммы, в третьих, в ее
активном применении. Творческая
профессиональность подбора музыки
отражается в ее соответствии возрасту
занимающихся, учете традиций
национальной, отечественной культуры,
использовании существующих современных
музыкальных направлений. При подборе
музыкального сопровождения важно не
только учитывать возможность ритмично
двигаться, но и возможность
эстетического воспитания через выражение
движениями содержания музыки. Содержание
фонограммы может носить как
однохарактерную направленность, то есть
строиться только на одном музыкальном
произведении, так и комплексную, с разно
плановым музыкальным
29
содержанием. При этом каждое новое
упражнений может выполняться под "свою"
музыку, что таит в себе большие
возможности повышения эмоциональности
занятий физическими упражнениями / 5 /.
Второе направление . Достижение
эффективных результатов физической
культуры и спорта среди школьников
реально только при условии, что родители
учащихся станут активными участниками
этого процесса. К сожалению, еще далеко
не в каждой семье знают, как связать
домашнее воспитание с требованиями
физического воспитания в школе.
В работе с родителями мы широко
используем такие хорошо
зарекомендовавшие себя формы
педагогического просвещения, как
беседы, консультации, лекции и даже
конференции по вопросам физического
воспитания детей. Однако, на наш взгляд,
родителям необходима еще и практическая
помощь.
Для достижения единства
педагогического и родительского влияния
на детей, а также оказания родителям
практической помощи можно достичь
проводя открытые уроки физической
культуры с последующим их совместным
обсуждением.
Основная задача открытого урока для
родителей — познакомить с показателями
физического развития учащихся,
рассказать о том, как связать домашнее
воспитание с требованиями школьного
физического воспитания.
Открытый урок для родителей учащихся
спустя некоторое время, должен
продемонстрировать, какие сдвиги в
показателях физического развития,
умениях и навыках произошли у детей.
30
Третье направление . Прежде всего
следует отметить проявление творчества
учителя при занятиях физическими
упражнениями на открытом воздухе круглый
год . Ведь правильно подобранные
учителем методы, средства, организация
занятий на открытом воздухе обеспечивает
физическое воспитание детей, повышает
эмоциональное состояние, укрепляет и
закаливает организм, повышает
устойчивость к воздействию отрицательных
факторов окружающей среды, является
наиболее эффективными средствами
неспецифической профилактики и важнейшим
стимулятором гармоничного роста и
развития детей / 9 /.
Некоторые из этих направлений легли в
основу экспериментальной программы.
31
3.2.Экспериментальная программа лечебной
гимнастики
Данная программа является одним из
важнейших условий, обеспечивающих
укрепление здоровья детей,— соответствие
физической нагрузки в любых формах
двигательной деятельности
физиологическим возможностям организма.
Особое внимание уделяется осуществлению
контроля за дозировкой и объемом
физической нагрузки занятия с детьми
перенесшими простудные заболевания.
Целью нашей программы является
качественное, максимально эффективное
воздействие на определенные мышечные
группы, на системы и функции организма
при помощи комплекса лечебного
воздействия.
Содержание и методика преподавания
лечебной гимнастики подчинены решению
следующих задач:
1.Образовательно - развивающего
воздействия с целью гармоническогого
развития форм и функций организма,
совершенствования двигательных
способностей, воспитания физических
качеств.
2.Оздоровительного воздействия с
целью повышения жизнедеятельности
организма, укрепления здоровья,
профилактики и лечения хронических и
других заболеваний.
Основными средствами для решения
задач экспериментальной программы
являются :
1.Общеразвивающие упражнения .
32
2.Специальные упражнения.
3.Упражнения для домашнего
выполнения..
4.Работа с родителями
5.Проведение занятий на открытом
воздухе.
33
1. Особенности реализации
экспериментальной программы.
Занятия с экспериментальной группой
проводилось на открытом воздухе три раза
в неделю во второй половине дня.
Невозможностью проведения занятий
являлись погодные условия такие как :
- дождь;
- сильный ветер;
- мороз более 10 градусов и т.д.
Продолжительность занятия,
интенсивность и количество повторений
двигательных действий определялись
индивидуальными способностями
занимающихся, а также по мере усвоения
ими двигательных действий ( от 15 до 30
минут) .
Помимо коллективных занятий в школе
они ежедневно выполняли специальные
комплексы упражнений дома. С этой целью
мы приглашали родителей учащихся на
занятия , объясняли и показывали, что и
как дети должны выполнять в домашних
условиях, какими должны быть темп ,
количество повторений. В помощь
выполнения комплексов физических
упражнений дома, были предложены
наглядные пособия для определения
правильного исходного положения и
выполнения двигательных действий.
Чтобы не потерять интерес к занятиям
у занимающихся, названия, исходные
положения упражнений назывались не в
строго заданной терминологии (на
мышцы задней поверхности бедра) , а
ассоциировались с названиями разных
животных, предметов и т.д. Следует
отметить , что непривычные формы
проведения наших занятий имели большой
успех как у детей , так и их родителей.
34
3.2.2 Содержание комплекса лечебного
воздействия
Комплекс №1
|Содержание |Дозир-ка |Организация и технология |
|1. “Мы большие”. | 25-30 |1.Ходьбу можно выполнять на |
|1-4 - ходьба на носках, вытягивая|сек. |месте |
|руки | |и с продвижением вперед. |
|вверх; | |2.Дыхание произвольное но |
|5-8 - обычная ходьба, опуская | |равно - |
|руки вниз. | |мерное. |
| |5-8 раз | |
|“Хлопушки”. | |1.При выполнении этого упр. |
|И.п. - о.с. | |Движе- |
|1- хлопок впереди; | |ния руками должны быть |
|2- хлопок внизу за туловищем; | |свободные, |
|3- хлопок впереди; | |размашистые. |
|сгибая руки, хлопок за головой. | |2.Сильных хлопков не делать. |
| |5-8 раз |3.Дыхание ритмичное. |
|“Лыжники” | | |
|И.п. - ноги слегка расставлены, | | |
|ступни | |1.При выполнении этого упр. , |
|параллельны, руки впереди, кисти | |голо- |
|сжаты | |ву держать прямо. |
|в кулаки. | |2.Глубокие приседы не делать. |
|полуприсед (на всей ступне) с | | |
|накло- | | |
|ном вперед, руки вниз-назад, |25-30 | |
|имитируя |сек. | |
|отталкивания палками назад - | | |
|выдох; | | |
|и.п.- выдох. | |1.Упр. выполнять поочередно |
| | |левой |
|“Цапля ходит по бплоту” | |и правой ногой. |
|И.п.- руки согнуты за спиной. | |Три-четыре шага продвигаясь |
|согнуть ногу, поднять колено |5-8 раз. |впе- |
|выше; | |ред по кругу , а затем, |
|держать; | |повернувшись |
|4 - выпрямляя ногу вперед, | |кругом , то же назад. |
|сделать | | |
|шаг. | | |
| | |1.Движения выполнять без |
|“Насос” | |остано - |
|И.п.- руки опущены. | |вок . |
|наклон влево, левая рука скользит| |2.Выполнять строго в боковой |
|по | |плос - |
|ноге вниз, правая, сгибаясь, | |кости. |
|скользит по | |3.Голову держать прямо. |
|телу вверх - выдох. | |4.Ноги прямые. |
|и.п.-вдох. | | |
|3-4 - тоже в другую сторону. | | |
35
|Содержание |Дозир-ка |Организация и технология |
|“Цирковая лошадь”. |15-20 |1.После бега перейти на |
|И.п. - руки сцеплены на голове. |сек. |ходьбу. |
|Бег на месте высоко поднимая | | |
|колени. | | |
| | | |
|“Кенгуру”. | |1.Прыгать мягко, слегка |
|И.п. - стойка с сомкнутыми, | |пружиня |
|слегка сог - | |согнутыми ногами. |
|нутыми ногами, туловище слегка | |2.Передвигаться челночным |
|накло- | |спосо - |
|нено вперед, руки назад - в | |бом. |
|стороны. | |3.Дыхание равномерное . |
|Прыжки на двух ногах с | |4.Перейти на ходьбу. |
|продвижением | | |
|вперед. | | |
Комплекс №2
|Содержание |Дозир-ка |Организация и технология |
|“Проснулись, потянулись” |5-8 раз. |1.Руки прямые. |
|И.п.- о.с., голова опущена, руки | |2.Следить за осанкой. |
|за голо- | | |
|вой, локти вниз. | | |
|руки вверх - в стороны, голову | | |
|под - | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|