Наркомания и токсикомания
веществ (42% ответов). Вину родителей, семьи отметили 27% экспертов, а
каждый четвертый из них видел корень зла в несовершенстве законодательства.
О недостаточной активности работников правоохранительных органов в борьбе с
наркоманией и токсикоманией среди подростков как основной причине
распространения этого явления заявил лишь каждый десятый эксперт.
Был предусмотрен и второй вопрос, рассчитанный на выяснение мнения
экспертов относительно личностных социально-психологических факторов,
предопределяющих внутреннюю мотивацию подростков относительно приобщения к
алкоголю и наркотикам, психотропным веществам. Кроме того, вопрос
предусматривал и детализацию некоторых внешних факторов, влияющих на
поведение подростков. Второй вопрос ставился так: "ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД,
ПРЕЖДЕ ВСЕГО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ РОСТ ЧИСЛА НАДЫМСКИХ ПОДРОСТКОВ, УПОЬРЕБЛЯЮЩИХ
ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА, АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ? (Укажите не более 3-х самых
главных)"
|Основные причины наркотизации: |% |
|желание испытать острые ощущения |59 |
|доступность алкоголя |45 |
|бесконтрольность со стороны родителей |38 |
|страх быть осмеянным за трусость |36 |
|доступность психотропных средств |29 |
|незнание о пагубных последствиях |23 |
|чей-то нажим |14 |
|неэффективность работы инспекции по делам |14 |
|несовершеннолетних | |
|недостатки профилактической работы |12 |
|безнаказанность подростков |10 |
|безнаказанность родителей |10 |
|безнаказанность подстрекателей |10 |
|недостоверность официальной статистики |9 |
|состояние здоровья подростков |5 |
|потребность снять стресс |4 |
Анализ ответов экспертов на данный вопрос показал, что основным личностным
мотивом подростков, пристрастившихся к употреблению алкоголя, наркотиков,
психотропных средств, является любопытство, желание испытать острые
ощущения. Эксперты также считают, что развитию этих пагубных привычек
способствуют опасения подростков быть осмеянными друзьями за трусость в
случае отказа попробовать "запретный плод".
В качестве дополнительной иллюстрации приведем данные из исследования
В.Г.Попова, показывающие распространенность этого пагубного явления в
молодежной среде на Среднем Урале. "ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ САМОМУ КОГДА-ЛИБО
УПОТРЕБЛЯТЬ АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ, НАРКОТИЧЕСКИЕ И ТОКСИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА?"
Вопрос, поставленный в такой формулировке, имел принципиальный характер.
Вот какие ответы были получены (в % от числа ответивших по каждой группе):
| |Молодежь |Правонарушители |
|Приходилось ли употреблять: |да |нет |да |Нет |
|алкогольные напитки |89 |11 |86 |14 |
|наркотики |24 |77 |51 |50 |
|токсичные вещества |9 |91 |50 |50 |
А как идет приобщение юных северян к табачному зелью? "Начинаешь курить, -
метко подметил мотивы технологии приобщения молодых к табаку Жорж Сименон,
- чтобы доказать, что ты мужчина. Потом пытаешься бросить курить, чтобы
доказать, что ты мужчина".
В анкете учащегося (Надым - 2000), которую заполняли наши молодые
респонденты в школах на Крайнем Севере, вопрос, связанный с курением, так и
формулировался: "ВСПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ
РЕГУЛЯРНО НАЧАЛИ КУРИТЬ.?". Ответы учащихся (Школ с СПТУ) распределились
следующим образом (в % от общего числа опрошенных в каждой группе):
|ГРУППЫ |Не курят |Начали курить в возрасте: |
| | |До 10 лет |От 10 до 14 |От 14 до 17 |
| | | |лет |лет |
|В целом |37 |1,1 |22 |29 |
|В том числе по группам: |
|по полу: | | | | |
|Юноши |36 |11 |24 |19 |
|Девушки |46 |1,9 |19 |19 |
|по возрасту:| | | | |
|14 лет |57 |4 |17 |4 |
|15 лет |36 |3,4 |29 |19 |
|16 лет |31 |10 |19 |29 |
|17 лет |20 |12 |25 |38 |
Прежде всего отметим, что на этот вопрос нам посчитали возможным ответить
около 90% наших молодых респондентов. Если верить их ответам (а мы считаем
такой вариант вполне реалистичным), то сегодня среди учащихся 7-11 классов
на Крайнем Севере пока не курят около половины (37% - пока не пробовали
курить и 14% - "уже бросили это пристрастие). Следует отметить наличие
процесса своеобразной "табачной феминизации", идущего в молодежной среде.
Среди мальчиков-подростков и юношей (в 7-11 классах) "пробовали курить" 54%
опрошенных, среди их сверстниц-девушек - около 40%.
А в каком возрасте дети на Севере приобщаются к спиртному? В "Анкете
учащегося" (Надым -2000) мы попросили старшеклассников ответить на вопрос:
"ВСПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТВ, В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ НАЧАЛИ
РЕГУЛЯРНО УПОТРЕБЛЯТЬ СПИРТНЫЕ НАПИТКИ.?". Ответы учащихся (школ и СПТУ)
распределились следующим образом (в % от общего числа опрошенных в каждой
группе):
|ГРУППЫ |Вообще не |Начали употреблять в возрасте: |
| |употребляют | |
| | |До 10 лет |От 10 до 14 |От 14 до 17 |
| | | |лет |лет |
|В целом |37 |1,1 |22 |29 |
|В том числе по группам: |
|по полу: | | | | |
|Юноши |32 |1,8 |23 |31 |
|Девушки |41 |0,3 |21 |27 |
|по возрасту:| | | | |
|14 лет |56 |0.4 |23 |9 |
|15 лет |34 |3,5 |18 |32 |
|16 лет |26 |- |24 |41 |
|17 лет |16 |2,2 |22 |51 |
Итак, уже к 14-ти годам около 23-25% юных северян в той или иной мере
"лично знакомятся с зеленым змием". К 10- му классу остальное число
школьников, осуществивших подобное знакомство, достигает 80-85%.
Судя по данным опроса, девушки немногим отстают от своих сверстников-юношей
(в целом по массиву опрошенных на момент опроса пока не употребляли
спиртного 32% юношей и 41% девушек). Как и в случае с табакокурением, по
мере взросления определенная часть детей, подростков, в силу тех или иных
обстоятельств, бросают (а вернее, не развивают в себе) привычку к
употреблению спиртного.
Поведение человека во многом определяется характером и системой социальных
ценностей, бытующих как в обществе в целом, так и в той микросреде, в
которой обитает конкретный человек. В широком смысле, социальные ценности
можно представить как значимость явлений и предметов реальной
действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия
потребностям общества, социальной группы, личности. В более узком, это -
нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные
человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
Индивид интернализует (усваивает) ценности в процессе своей социализации,
являющиеся основой социальных норм. Набор социальных ценностей присутствует
и в процессе приобщения человека к употреблению спиртных напитков. "КАК ВЫ
СЧИТАЕТЕ, ЧТО ПОБУЖДАЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА УПОТРЕБЛЯТЬ АЛКОГОЛЬ?"- на этот
вопрос ответы учащихся надымских школ распределились следующим образом (в %
от общего числа опрошенных по каждой группе):
|Условия, |ГРУППЫ |
|причины, | |
|обстоятельства | |
| |В целом |В том числе: |
| | |юноши |девушки |
|при помощи алкоголя: |
|можно поднять себе настроение, |49 |51 |46 |
|повысить общий тонус | | | |
|можно отвлечься |37 |32 |42 |
|легче преодолеть чувство |23 |19 |28 |
|одиночества, неустроенность жизни | | | |
|можно снять напряжение |18 |19 |16 |
|легче наладить контакт |16 |19 |13 |
|легче организовать свой досуг |8 |10 |5 |
|легче занять гостей |6 |6 |6 |
|можно снять недомогание, излечить |3,6 |4,9 |2,3 |
|недуг, болезнь | | | |
|Другое |2,9 |3,2 |2,6 |
Прежде всего отметим, что на этот вопрос ответили 94% наших респондентов.
Нетрудно видеть, что в первую пятерку причин, побуждающих детей,
подростков. Молодых людей "заглядывать в рюмку" (по мнению самых молодых
респондентов) вошли следующие социально-психологические проблемы общения:
|ПРОБЛЕМЫ: |% |
|оптимизация настроения, тонуса |49 |
|отвлечение от стоящих насущных вопросов |37 |
|преодоление чувства одиночества |23 |
|снятие психологического напряжения |18 |
|оптимизация контактов общения |16 |
Если обратиться к анализу ответов юношей и девушек, то наибольшие различия
в оценке причин приобщения молодежи к спиртному мы находим по трем основным
позициям (в % от общего числа опрошенных юношей и девушек):
|ПРОБЛЕМЫ: |юноши |девушки |
|отвлечение от насущных стоящих |32 |42 |
|вопросов | | |
|преодоление чувства одиночества, |19 |28 |
|неустроенности жизни | | |
|Организация своего досуга |10 |5 |
К концу XX-го века в России по самым приблизительным подсчетам, 20-25 млн.
чел. нуждались в наркологической помощи. Может быть, в будущем их стало бы
меньше, знай родители заранее о предрасположенности своего чада к алкоголю?
Знают ли юные северяне, что такое наркотики? Если заглянуть в Уголовный
кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. в статьи °°
228,229,230,231,232,233, связанных с наркотическими средствами, то в них
предусматривается уголовная ответственность за:
а) незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку
либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ;
б) хищение либо вымогательство наркосредств;
в) организацию либо содержание притонов для потребления наркосредств и др.
При этом в качестве наказания предусматривается лишение свободы от трех до
пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
По статье 229- хищение либо вымогательство наркосредств уголовная
ответственность предусматривается с 14 лет.
Эффективное действие законодательства, как минимум, предполагает знание
населением предмета, за противоправное использование которого может
последовать уголовное наказание. В исследовании была сделана попытка
выяснить мнение различных групп молодежи по поводу их осведомленности о
наркотиках. В анкетах, которые заполняли учащиеся школ и ПТУ, студенты и
молодые работающие надымчане вопрос был сформулирован так: "ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ,
ЧТО ТАКОЕ НАРКОТИКИ?". Ответы респондентов распределились следующим образом
(в % от общего числа опрошенных по каждой группе):
|ГРУППЫ |Знают |В основном |Представляют |Не |
| |определенно |представляют|смутно |знают |
|а) учащиеся школ, ПТУ |
|В целом |53 |33 |8 |4 |
|в том числе: | |
|юноши |62 |29 |5 |3,6 |
|девушки |45 |39 |11 |5 |
|в возрасте | |
|14 лет |43 |40 |12 |6 |
|15 лет |49 |37 |8 |7 |
|16 лет |64 |29 |4,5 |2,6 |
|17 лет |71 |25 |- |- |
|б) студенты |
|в целом |65 |29 |3,4 |1,1 |
|в том числе: | |
|юноши |77 |20 |2,1 |1,0 |
|девушки |51 |42 |5,3 |1,3 |
|в) молодые работники |
|в целом |48 |38 |7 |6 |
|в том числе: | |
|юноши |57 |35 |4,9 |3,1 |
|девушки |41 |42 |9 |8 |
|по уровню образования |
|10-11 кл |46 |40 |8 |7 |
|закончили ПТУ |44 |41 |8 |7 |
|техникум |42 |40 |10 |7 |
|ВУЗ |61 |34 |5 |9 |
Судя по ответам молодых северян, подавляющее их большинство имеют довольно
хорошее представление о наркотиках (среди учащихся - 86%, среди студентов -
94%, среди работающей молодежи - 86%). Юноши, в отличие от девушек, считают
себя более просвещенными в отношении к наркотикам. Последнее мы связываем,
прежде всего, с большей вовлеченностью мальчиков-подростков и юношей в
общение с наркотическими средствами. С потребителями наркотиков.
Небезынтересным представляется знание об источниках, из которых молодые
северяне получают информацию о наркотиках. Всем трем группам молодежи
задавался вопрос: "ОТКУДА ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ О НАРКОТИКАХ?". Ответы
респондентов на этот вопрос распределились так (в % от общего числа
опрошенных учащихся - "УЧ", студентов - "СТ" и представителей работающей
молодежи - "РМ"):
|Источник информации: |ГРУППЫ |
| |УЧ |СТ |РМ |
|из газет и журналов | |65 |63 |
|из теле- и радиопередач |82 |74 |78 |
|из видеофильмов |н.д. |42 |41 |
|от друзей и знакомых |35 |68 |46 |
|от родителей |26 |13 |10 |
|на тусовках, дискотеках |н.д. |21 |10 |
|от случайных знакомых |н.д. |19 |7 |
|на лекциях, беседах специалистов |28 |30 |21 |
|другие источники |0,5 |4,0 |1,6 |
Прежде всего, данные свидетельствуют о разнообразии источников, из которых
молодые северяне получают информацию о наркотиках. Эти источники можно
подразделить на три основные группы:
а) средства массовой информации (газеты, журналы, радио, ТV, фильмы);
б) непосредственное общение молодых людей с окружающими (друзья, родные,
близкие, случайные знакомые);
в) целенаправленная просветительская работа (лекции, беседы).
Некоторая часть респондентов "вынуждена" знакомиться с проблемами
наркомании в силу профессиональных обязанностей. Вот некоторые
дополнительные записи в анкетах. Узнаю о наркомании:
от наркоманов;
работаю в ОВД;
из служебных источников;
сталкивался на работе;
я медик, потому и знаю
личный опыт;
моя профессия связана с медициной;
из интернета.
Итак, 28% опрошенных учащихся отметили среди других такой источник
информации, как лекции, беседы специалистов. Мы попытались более конкретно
"раскрыть" этот источник. На вопрос анкеты: был ли респондент в этом
учебном году на каких-либо лекциях (занятиях) о наркомании, были получены
следующие ответы (в % от общего числа опрошенных по каждой группе):
|Были на лекциях, беседах, проводимых:|ГРУППЫ |
| |В целом |В том числе: |
| | |7 кл. |10-11 кл|
|врачом наркологом |32 |23 |28 |
|участковым инспектором |31 |25 |33 |
|школьным социальным педагогом |30 |31 |25 |
|преподавателем и классным |28 |25 |31 |
|руководителем | | | |
|школьным психологом |17 |13 |26 |
|на таких занятиях (лекциях) не был |11 |10 |13 |
|Не помню, чтобы они проводились в |6 |4,7 |8 |
|нашем учебном заведении | | | |
|не ответили на вопрос |5 |6 |4,5 |
Не трудно подсчитать, что в течение предшествующего учебного года 100
учащихся в среднем посетили 160 лекций, бесед, в том числе, соответственно,
у учащихся 7-х классов этот показатель равен 130-ти лекциям, в 10-11-ых
классах - 165. Еще раз напомним, что этот источник информации отметили 28%
опрошенных учащихся из Надыма.
Подводя краткий итог, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время
молодежь на Крайнем Севере (впрочем, это характерно и для России в целом)
знакомится с проблемами наркомании преимущественно из случайных источников,
спонтанно. Целенаправленная просветительская работа с молодежью ведется
крайне недостаточно и охватывает незначительную часть молодых людей.
Употребляют ли наркотики юные россияне? Если верить признаниям наших
юных респондентов, то пока еще не имели непосредственного (личного)
контакта с наркотиками около 80% учащихся, около 60% студентов и около 70%
представителей работающей молодежи. Более или менее постоянно (сюда же
можно включить вариант ответа "от случая к случаю") употребляют наркотики
около 7-8% учащихся, 8-9% студентов и около 5-7% молодых работающих
надымчан.
Необходимо осознавать, что приведенные цифры скорее отражают степень
доверчивости и откровенности молодых респондентов, чем реальное состояние
дел с приобщением северной молодежи к наркотическим средствам. Не боясь
быть непонятым, в качестве экспертной оценки, рискнем назвать другие цифры,
характеризующие распространение наркомании в молодежной городской среде на
Крайнем Севере. Мы считаем, что в оценке реального состояния с
наркотизацией молодежной среды можно применять "поправочный" коэффициент 2-
2,5 раза. Другими словами, в той или иной мере к наркотикам в молодежных
группах 17-18 и более лет приобщены сегодня, или были с ним "знакомы" в
недалеком прошлом около 50-60% юношей и девушек.
В каких местах, при каких ситуациях юные северяне впервые "знакомятся" с
наркотическими средствами? Дабы ответить на это, в анкете, которую
заполняли учащиеся, был предусмотрен вопрос: "ЕСЛИ ВЫ ПРОБОВАЛИ НАРКОТИКИ,
ТО ГДЕ ЭТО ПРОИЗОШЛО ВПЕРВЫЕ?" Вот какие были получены ответы (в % от
общего числа опрошенных молодых людей по каждой группе):
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|