рефераты скачать

МЕНЮ


Наркомания и токсикомания

Огрубление личности с нивелировкой понятий добра и зла, а- и

антисоциальными тенденциями, утратой интереса к учебе и общественно

полезному труду.

Расторможение "низших" влечений.

Психический инфантилизм.

Имеются симптомы, наиболее характерные для раннего гебоида

(наблюдающегося у детей 11-13 лет), и в частности , так называемый "бред

семейной ненависти". Данный симптом проявляется в некорригируемом

негативном отношении ребенка фактически к любым действиям родственников в

отношении себя.

Как показал опыт работы клиники детской и подростковой наркологии

научно-исследовательского института наркологии Минздрава Российской

Федерации, в поле зрения врача психиатра-нарколога чаще всего попадают

больные с гебоидным синдромом, наблюдающимся вне рамок шизофренического

процесса, но обнаруживающие неврологическую микроорганическую симптоматику.

В то же время, обычно нерезко выраженные в преморбидном периоде признаки

гебоидного синдрома усиливаются при присоединении наркотизации. По мнению

авторов, при наркоманиях гебоидный синдром служит как этиологическим

фактором в отношении потребления ПАВ (в частности, такие проявления

упомянутого симптомокомплекса, как анти- и асоциальность, расторможенность

влечений, реже психический инфантилизм), так и следствием нарастающей

токсической энцефалопатии и психогенного анормального развития личности

наркомана (в понимании К. Биндера). Необходимо отметить, что а- и

антисоциальность, расторможенность влечений, отдельные проявления

психического инфантилизма как предикторы наркомании могут встречаться

нередко вне рамок гебоидного синдрома, как монорасстройства или особенности

личности. В частности, анти- и асоциальные тенденции могут наблюдаться в

рамках анормального развития личности (в понимании К. Биндера) при

формировании "краевой" психопатии (как правило, возбудимого или истеро-

возбудимого типа). Эти же личностные особенности могут наблюдаться в рамках

"ядерной" психопатии или соответствующей акцентуации личности (в понимании

К. Леонгарда), а также при психоорганическом синдроме. Во всех случаях

также следует исключить вероятность шизофренического процесса. Клиника

упомянутого феномена достаточно хорошо описана многими исследователями, и

поэтому в силу необходимости сжатого изложения материала в данном пособии

не излагается. Целесообразно подчеркнуть, что в период упадка духовных

ценностей, характерного для пореформенной России, частота анти- и

асоциальных тенденций и соответственно их роль как этиологических факторов

наркомании у несовершеннолетних закономерно возрастает. Граничат с анти- и

асоциальными тенденциями детско-подростковые реакции протеста против

значимых для личности и преживаемых как негативные явлений повседневной

жизни. Такой протест может быть направлен как против неблагоприятной

семейной обстановки (например, в случае пьянства отца или матери, низкого

материального достатка в семье), так и против объективно существующей в

настоящее время общей девальвации духовных ценностей (последнее нередко не

осознается и субъективно переживается в виде отрицательных эмоциональных

реакций на повседневные явления жизни).

Вопрос о собственно расторможенности влечений в узком смысле этого

термина вне рамок гебоидного синдрома сложен. При изучении преморбидных

особенностей личности несовершеннолетних, больных наркоманиями, мы выделили

две основные группы пациентов с упомянутым феноменом:

Расторможение влечений у "гедонических" личностей, то есть у

пациентов, основным стимулом поведения у которых в преморбидном периоде

было получение" гедонических" переживаний: пищевых, сексуальных и т.п. К

прочим наслаждениям такие подростки нередко прибавляют себе эффект от

потребления наркотиков.

Расторможение влечений у пациентов с преморбидно имеющим место

психоорганическим синдромом ( как правило, резидуального генеза).

Среди проявлений психического инфантилизма, умеренно выраженные

признаки которого по существу являются нормой у несовершеннолетних (по

мнению некоторых исследователей, даже до 30% и более лиц из числа взрослого

населения имеют в качестве неболезненных личностных особенностей признаки

психического инфантилизма, (цит. по Ковалеву В.В., 1979), наиболее часто в

качестве предиктора наркоманий выступали следующие:

Потребность в ярких эмоциональных переживаниях.

Робость и нерешительность (признается как симптом психического

инфантилизма не всеми исследователями).

У робких и нерешительных детей и подростков часто наблюдается

психологическая зависимость от более старших и волевых знакомых. В

условиях, когда сбыт наркотиков приносит сверхприбыль, несовершеннолетние с

выраженными чертами робости и нерешительности нередко под давлением

знакомых, имеющих выраженные волевые особенности характера и вовлеченных в

сферу наркобизнеса, начинают потребление наркотиков.

В случае, если гипертрофированные черты психического инфантилизма,

упомянутые выше, сочетаются с явлениями задержки психического развития или

"амбулаторными" формами олигофрении, риск приобщения к систематической

наркотизации значительно возрастает.

Тревожно - мнительные черты характера, являющиеся основой так

называемой психастении, также в случае своей значительной выраженности

могут быть предикторами систематической наркотизации. В данном случае

наркотики приобретают коммуникативную и транквилизирующую (вернее

заменяющую ее эйфоризирующую) функции. Чем более выражены тревожно-

мнительные черты, тем менее уверенно чувствует себя ребенок (подросток)

среди сверсников, тем более он нуждается в психологической поддержке. Не

получая ее в должной степени, он нередко прибегает к "химической"

поддержке, которую ему охотно предоставляют торговцы наркотиками.

Нередко наркомании наблюдаются у подростков с высокими

интеллектуальными возможностями, превосходящими зачастую интеллект

большинства сверсников. При этом личность может развиваться в преморбидном

периоде вполне гармонично, отношения в семье и со сверсниками могут быть

достаточно благоприятными. Здесь речь идет о случаях, когда наркомания

развивается как будто на фоне полного психологического и психиатрического

благополучия. По мнению авторов, причиной начала наркотизации в этих

случаях нередко служит "информационная недостаточность" (близкая или

тождественная психологическому понятию "сенсорная депривация").

Психологические механизмы начала наркотизации заключаются в том, что

окружающие микросоциальные условия не предоставляют хорошо развитому

интеллетуально индивиду достаточных оснований для эмоционального и

интеллектуального насыщения. Процесс жизни в этих случаях воспринимается

субъективно индивидом как "скучный". Поиски насыщения эмоциональной сферы и

повышения интеллектуальной нагрузки здесь нередко провоцируют потребление

"интеллетуальных" наркотиков (кокаин) или синтетических опиоидов. Врач

психиатр-нарколог в подобной ситуации нередко встречается с "идейными"

наркоманами, интеллектуально воспринимающими наркотики как высшее благо.

Существенную роль в приобщении к потреблению ПАВ нередко играют детско-

подростковые реакции подражания. По нашему мнению, в основе этих реакций

могут иметь место различные особенности личности, большинство из которых

перечислено в настоящем пособии.

Разумеется, в данном разделе мы перечислили не все психологические и

психиатрические предикторы наркомании у несовершеннолетних. Данный вопрос

до настоящего времени не является достаточно изученным и нуждается в

дальнейшем исследовании. Однако, по нашему мнению, в настоящем пособии

освещены основные аспекты вопроса о психологических и психиатрических

причинах приобщения несовершеннолетних к потреблению наркотиков, которые

могут заинтересовать практического врача.

В заключении данной части работы следует отметить, что в поле зрения

врача психиатра-нарколога, работающего с несовершеннолетними больными

наркоманиями, относительно редко попадают пациенты, обнаруживающие в

преморбидном периоде:

Идиопатическую ("генуинную") эпилептическую болезнь с судорожными

стигматами , ранним началом и соответствующими изменениями личности.

Бредовые психозы.

Галлюцинаторные расстройства.

Склонность к систематическому злоупотреблению алкоголем.

Формирующиеся паранойяльные черты характера с гиперсоциальным

радикалом.

Выраженные проявления "рафинированной" ипохондрии.

Синдромы странных увлечений или метафизической интоксикации (в

понимании В.В. Ковалева).

Антинаркологическая работа в учебных заведениях.

Рассмотрев вопрос о мерах по предотвращению распространения наркомании

среди детей и подростков, Межведомственная комиссия Совета Безопасности

Российской Федерации по охране здоровья населения отмечают, что

наркоситуация в среде подрастающего поколения представляет серьезную угрозу

национальной безопасности.

Беспрецедентный для страны рост заболеваемости наркоманией и среди

подростков отмечается с 1993 г. Уровень заболеваемости их наркоманией в

2000 г. был в 8 раз выше, чем среди населения в целом. Подростки

злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза и психоактивными веществами в 11,4

раза чаще, чем лица всех возрастов. Смертность несовершеннолетних причине

возросло в 2 раза больше, чем среди старших групп населения потребителей

наркотиков от передозировки также постоянно растет. В текущем году

количество смертей по этой. Это обусловлено, в основном, употреблением

кокаина, героина, галлюциногенов и др. веществ, обладающих наиболее

выраженным токсическим эффектом для человека. Таким образом, количественный

рост наркотизма у подростков дополняется качественными изменениями.

За последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в

незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. С 1993 года до

настоящего времени рост уже больных наркоманией оценивался в 19 раз. При

этом число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков в десятки

раз выше, чем зарегистрированных в медицинских учреждениях.

Опасность ранней наркотизации усиливается ее связью с ВИЧ-инфицированием.

Введение наркотиков общими шприцами и иглами привело в последние три года к

заболеванию СПИДом более 2 тысяч подростков и детей.

Вовлечение несовершеннолетних в сферу наркопотребления и

наркораспространения началось с отмены в 1990 году наказания за

немедицинское потребление наркотических средств, лоббирование через

средства массовой информации легализации наркотиков, насаждения ложных

представлений о наркотиках как средствах расслабления, удовольствия,

престижа, достижения общественного и личного успеха. Принятый впоследствии

федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»,

запрещающий потребление этих веществ без назначения врача, на наркотизацию

населения, в том числе несовершеннолетних, практически не повлиял.

Тяжесть и отрицательная динамика этой социальной патологии среди детей и

подростков обусловлена, в первую очередь, социально-экономическими и

геополитическими факторами. Интеграция России в мировую рыночную систему

автоматически включила ее в сферу мирового наркобизнеса как страны сбыта,

транзита и производства наркотиков. Разрушение морально-этических норм и

поведенческих ценностей обусловило неприятие у молодежи догм старших

поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения.

Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового

контингента к стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других

негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам,

протесту к обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к

наркотикам.

Вместе с тем, общество оказалось неготовым к противодействию массовому

потреблению наркотиками, особенно в детско-подростковой среде. Принимаемые

меры в области административных, силовых и репрессивных методов оказались

безрезультатными. Система образования и здравоохранения, научные учреждения

в связи с крайне скудным финансированием, отсутствием специальных кадров,

неразвитыми сетью и материально-технической базой учреждений не смогли

быстро разработать и внедрить современные средства профилактики,

диагностики, лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией .

Формирование особой молодежной субкультуры, в которой допустимо потребление

наркотиков, явная и скрытая их пропаганда вышли из-под контроля

государства. Наряду с этим, органы исполнительной и представительной власти

в результате отсутствия должной информации, методологического обеспечения и

необходимых ресурсов не решают проблем, связанных с экспансией

наркобизнеса, особенно детско-подростковой средой. Ряд основополагающих

моментов, в частности, Концепция государственной политики по контролю за

наркотиками в Российской Федерации, принятой в 1993 году, не отвечает

современным требованиям, нуждается в коррекции либо в переработке.

В связи с обострением обстановки с незаконным распространением наркотиков

Президент Российской Федерации 6 июля 1999 года утвердил решение совещания

членов Совета Безопасности Российской Федерации «О наркоситуации в

Российской Федерации и мерах по противодействию незаконному обороту

наркотиков и злоупотреблению ими». В соответствии с указанным решением

Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая

программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и

из незаконному обороту на 1999-2001 годы». Эти документы содержат широкий

спектр мероприятий, направленный на пресечение незаконного оборота

наркотиков среди всего населения.

В развитие указанного решения членов Совета Безопасности Российской

Федерации и федеральной целевой программы, а также в целях возможного

сужения ареала распространения наркотиков среди детей и подростков и

уменьшения у них негативных медико-социальных последствий, Комиссия решила:

1. Одобрить предложение по разработке новой Концепции государственной

политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации с учетом:

необходимости расширения фундаментальных и прикладных научных исследований

в области наркологии, а также незамедлительного внедрения современных

методов профилактики, лечения и реабилитации несовершенно летних;

положительного отечественного и зарубежного опыта борьбы с

наркораспространителями, особенно в молодежной среде;

приоритета работы заинтересованных органов власти, учреждений и

организации с семьей, решения проблем занятости ребенка и подрастающего

поколения, ориентированного на социально приемлемые формы поведения;

разработки и применения в практике принципов ювенальной юстиции;

повсеместного создания условий ресоциализации, реабилитации и интеграции в

общественную жизнь детей и молодежи, злоупотребляющих наркотиками и

психоактивными веществами;

проблем, связанных с эпидемией СПИДа и распространением других вирусных

заболеваний у лиц, использующих внутривенное введение наркотиков;

международного права, Единой конвенцией о наркотических средствах 1961

года и других основополагающих документов ООН.

Рекомендовать Минздраву России, Минобразованию России, МВД России и

Госкоммолодежи России совместно с другими заинтересованными министерствами,

ведомствами и общественными организациями разработать проект указанной

Концепции и в установленном порядке представить в Правительство Российской

Федерации.

2. Поддержать инициативу Минобразования России по разработке Концепции

первичной профилактики злоупотребления наркотиками и психоактивными

веществами в образовательной среде.

3. Просить Правительство Российской Федерации поручить:

3.1. Минэкономики России в установленном порядке рассмотреть подготовленный

Госкоммолодежи России проект федеральной целевой программы «Профилактика

наркомании и других видов зависимости от психоактивных веществ среди

молодежи».

3.2. Минфину России и Минэкономики России принять меры по полному

финансовому обеспечению первого этапа федеральной целевой программы

«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их

незаконному обороту на 1999 - 2001 годы».

3.3. Минздраву России, Минобразованию России расширить тематику научно-

исследовательских работ подведомственных научно-исследовательских

учреждений по различным аспектам проблемы аддиктивного поведения у

несовершеннолетних.

3.4. Минздраву России оказать помощь субъектам Российской Федерации во

внедрении современных и эффективных организационных форм наркологической

помощи детям и подросткам.

3.5. Минобразованию России активизировать работу по созданию

специализированных учреждений для несовершеннолетних, совершивших

общественно-опасные деяния и страдающих зависимостью от наркотических и

психоактивных веществ.

3.6. Минздраву России, Минобразованию России, Госкоммолодежи России

регулярно проводить круглые столы с участием представителей средств

массовой информации с целью недопущения явной и скрытой пропаганды

злоупотребления наркотиками и привлечения их к проведению активной

антинаркотической агитации среди молодежи.

3.7. Минюсту России, Минздраву России, Минобразованию России и МВД России

проработать вопрос о соответствующих действующему законодательству формах

обмена информацией об учащихся образовательных учреждений, злоупотребляющих

наркотическими средствами и другими психоактивными веществами и

использования тестов для обнаружения наркотиков в образовательных

учреждениях.

3.8. Миннауки России обеспечить организацию и финансирование проекта по

подростковой наркологии (биологический, клинический и профилактический

аспекты) в рамках Государственной программы «Национальные приоритеты в

медицине и здравоохранении».

3.9. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

возложить координацию работы по борьбе с наркотизацией детей и подростков

на комиссии по делам несовершеннолетних при городских (районных)

администрациях;

организовать на базе образовательных учреждений консультационные пункты с

приглашением наркологов, психологов, сотрудников органов внутренних дел для

проведения индивидуальных консультаций с подростками и их родителями с

целью ознакомления их с природой наркомании как заболевания, механизмами

формирования зависимости, влияния семейных отношений и стиля воспитания на

развитие предрасположенности к наркотической зависимости, анализа семейной

ситуации, сложившейся в конкретной отдельно взятой семье; проводить

тренинги, практические занятия групповой и индивидуальной семейной терапии,

клубные встречи для взаимной психологической поддержки, выбора новых

конструктивных форм медицинских работников учебных заведений по обучению их

методикам выявления поведения и взаимоотношений;

создать постоянно действующие семинары для педагогов и групп риска и

проведения с ними соответствующей работы;

проводить специальные семинары для родителей с целью их ознакомления с

различными аспектами наркологии и особенностями поведения

несовершеннолетних потребителей наркотиков;

уделять особое внимание организации досуга несовершеннолетних на основе

общественно ценных интересов и склонностей. Предусмотреть при его

организации проведение молодежных дискотек, конкурсов плакатов и рисунков,

викторин, беспроигрышных лотерей и других мероприятий антинаркотической

направленности. Повсеместно расширять сети спортивных секций и творческих

кружков по интересам;

принять меры по повышению ответственности за публичное распространение

сведений местными средствами массовой информации, содержащих описание

(демонстрацию) процессов потребления наркотических лекарственных препаратов

и их природных аналогов, а также информацию о способах изготовления,

приобретения и немедицинского потребления наркотических средств и

психоактивных веществ;

обращать особое внимание на развитие и укрепление детско-подросткового

звена наркологической службы в системе образовательных учреждений, в том

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.