рефераты скачать

МЕНЮ


Физическая культура и здоровый образ жизни учащихся

меньше, чем вчера, то завтра ваши дети будут двигаться еще меньше.

Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена.

Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и двигательная

активность снижается на 50 процентов. Когда учителя физкультуры намекнули,

что детям, имеющим избыточный вес (если это не болезненное проявление!) и

отнесенным в специальную группу, а значит, практически освобожденным от

физкультуры, надо больше двигаться, им ответили: запрещено инструкцией. Кто

же создает эти инструкции?

Все не так просто. В свое время желание поддерживать идеальный порядок

в школе (прекрасная мысль!) привело к сменной обуви. Все учителя были

счастливы, но дети стали несчастны. Во время перемены они не могли выбежать

во двор и толкались в коридорах. Где сейчас найти изобретателя той идеи?

Как подсчитать невидимый, но ощутимый урон, нанесенный здоровью миллионов?

Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен

ежедневно делать 23— 30 тысяч шагов, а дошкольник— 12 тысяч. Наблюдения

доказывают: и те и другие выполняют половину.

Сегодня нормальный день старшеклассника — шесть уроков в школе плюс два-

три часа дома на самоподготовку, три-четыре часа телевизор плюс чтение

книг. Из тысяч опрошенных и осмотренных только одна девочка не смотрит

телепередачи. Почему? Папа развелся с мамой и, уходя, забрал телевизор.

Дети стоят на остановках, ожидая трамвай, чтобы проехать одну-две

остановки. Дети ожидают лифт, чтобы подняться на второй-третий этаж.

Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует

сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы — периферическое

сердце, — которые при необходимости приходят на помощь организму.

Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься

любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час

ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а

значит, не меньше 140 ударов в минуту.

Динамики работоспособности человека в течение суток.

Напомнить учащимся закономерности режима дня, изученные в первом

классе. Еще раз более подробно рассказать о динамике работоспособности

человека в течение дня (это необходимо для правильного самостоятельного

планирования занятий физическими упражнениями, в т.ч. и физкультурных минут

различной направленности):

1 период - от 700 до 900 для занятий физическими упражнениями не очень

благоприятный. Работоспособность низкая. Уровень возбуждения также очень

низкий. В этот период лучше выполнить утреннюю гигиеническую гимнастику,

физкультурные паузы и минуты, направленные на возбуждение нервной системы,

дыхательную и глазную гимнастику.

2 период - 900-1200 наиболее благоприятен для занятий физическими

упражнениями. В это время лучше всего и планировать самостоятельные занятия

физическими упражнениями для развития физических качеств.

3 период - 1300 - 1600 часов дня как правило снижается

работоспособность человека. В это же время, если человек устал, то у него

может излишне возбудиться нервная система. Поэтому в это время необходимо

выполнять физкультурные минуты для снижения возбуждения нервной системы,

глазную и дыхательную гимнастики.

4 период - 1600 - 1900 вновь повышение работоспособности организма.

Поэтому в этот период вновь можно развивать у себя физические качества.

5 период- 1900 - 2100 подготовка ко сну. В этот период необходимо

избегать всяких тяжелых физических упражнений. Целесообразно снижение

возбуждения нервной системы, дыхательная и глазная гимнастики.

III. Материалы и методы исследования.

Исследования по оценке физического состояния учащихся проводилось с

группой детей от 6 до 18 лет, школы № 138. Оценка физического состояния

учащихся проводилась в состоянии мышечного покоя. При этом использовались

показатели: ЧСС, артериальное давление (систолическое и диастолическое),

рост, масса тела и возраст.

Диагностика и выявление уровней физического развития, подготовленности,

физического состояния детей определялась в разных возрастных группах.

Коррекция их осуществлялась с использованием форм оздоровительной

физкультуры и элементов спорта.

Индивидуальные данные детей, выявленные в ходе экспериментов,

сравнивались с модельными и являлись диагностическими для занятий

отдельными видами спорта при отборе в них детей школьного возраста.

Для оценки физических качеств учащихся были проведены тесты с группой

детей от 6 до 18 лет, результаты проведенных тестов отображены в таблице: “

Возрастные нормы двигательных тестов для оценки физических качеств учащихся

“. Описание методик в практической части.

IV. Практическая часть.

Вполне естественно, что дети школьного возраста утомляются во время

учеб0ной работы. Объясняется это тем, что однообразная работа вызывает

длительное раздражение отдельных участков коры головного мозга, наступает

охранительное торможение, которое ведет к снижению внимания и

работоспособности детей.

Физкультминутки следует проводить во второй половине урока.

Физкультминутку целесообразно проводить на каждом уроке один-два раза. В

зависимости от особенности утомления необходимо подбирать комплексы. Так, в

том случае, если учащиеся сидели в одной и той же позе длительное время,

целесообразно применить комплексы, направленные на расслабление локально

загруженных мышечных групп, а так же направленные на нормализацию мозгового

и периферического кровообращения. На третьем - четвертом уроке следует

применить комплексы на возбуждение симпатического отдела вегетативной

нервной системы. В том случае, если дети излишне возбуждены, следует

применять комплексы, направленные на снижение возбуждение симпатического

отдела вегетативной нервной системы.

Если дети длительное время читали, следует применять физкультурные

минутки, направленные на восстановление утомленных глаз.

Физкультурные минуты.

Объяснить учащимся, что часто при появлении признаков утомления

необязательно надолго прерывать работу. Можно прямо сидя на месте в течение

1-2 минут выполнить 2-3 упражнения и "убрать" признаки утомления. Это и

есть физкультурные минуты.

Рассказать о физкультурных минутах различной направленности.

1. Для восстановления глаз. Если глаза устали, то необходимо выполнить

несколько упражнений глазной гимнастики по схеме: легкое поглаживание

бровей и век закрытых глаз - часто поморгать (10-15с) - перенести взгляд на

далекие предметы - выполнить круговые движения глазами (10-15 с) - вновь

легкий массаж бровей и век и секунд 20 посидеть с закрытыми глазами (более

подробный комплекс упражнений, направленный на восстановление утомлённых

глаз, рассмотрен в Приложении 1 на стр. ).

2. Для восстановления утомленных мышц. Если устали отдельно какие-то

части тела (кисти рук, ноги, спина, шея), то необходимо их расслабить и

выполнить несколько упражнений именно на эти части тела: встряхивания,

махи, вращения, растирания. Эти упражнения помогут избавиться от боли в

утомленных мышцах (для расслабления так называемых локально загруженных

мышечных групп разработаны специальные комплексы упражнений, которые

рассмотрены в приложении 2 на стр. ).

3. Для снижения возбуждения. Если при выполнении работы ребенок излишне

возбудился, то есть он не может усидеть на месте, то необходимо ему

выполнить ФМ для снижения возбуждения нервной системы. Для этого необходимо

выполнить несколько дыхательных упражнений с растянутыми вдохом и выдохом,

несколько упражнений дыхательной гимнастики, требующих концентрации

внимания, и посидеть 20-30 секунд с закрытыми глазами (также применяют

комплексы упражнений, рассмотренные в Приложение 3 на стр.).

4. Для возбуждения нервной системы. Объяснить, что если во время какой-

то работы наступила апатия, сонливость, то это состояние тоже можно

преодолеть с помощью физкультурных минут. Для этого необходимо энергично

растереть затылок. Затем выполнить несколько резких упражнений (лучше

стоя), и закончить комплекс дыхательными упражнениями с резким выдохом

(кроме этого применяются комплексы упражнений, приведённые в Приложении 4

на стр. ).

Разминка, ее задачи и порядок выполнения.

Напомнить учащимся, что в их возрасте при занятиях физическими

упражнениями дети очень часто получали травмы (растяжения мышц и связок,

ушибы вывихи и даже переломы при падении и т.д.) особенно часто это

случается с теми детьми, которые хотят очень быстро чему-то научиться:

очень быстро пробежать, сразу стать на "мостик" или сесть на шпагат и т.д.

уменьшить количество травм и улучшить результаты в выполнении упражнений

можно с помощью разминки. Она выполняется перед выполнением основных

упражнений.

Объяснить, что разминка позволяет решить три задачи:

1. Разминка позволяет повысить температуру тела, прежде всего, мышц.

Разминку можно сравнить с работой двигателя автомашины. Вам, вероятно,

приходилось наблюдать, как шофер, прежде чем включить мотор, прогревает

его, дает возможность поработать на месте. Без прогревания мотора нельзя

быстро начинать движение и можно испортить двигатель.

2. Повысить подвижность в наших суставах, т.е. после разминки человек

может, например, наклониться гораздо ниже, чем до разминки.

3. Настроиться на те упражнения или игру, которые человек собирается

выполнять. После разминки человек может любые упражнения выполнить, чем до

нее и почти никогда не получит травм.

Рассказать о порядке упражнений в разминке.

1. Спокойный бег или быстрая ходьба (можно на месте). Самое главное,

чтобы после этого человеку стало жарко и еще лучше, если он хотя бы немного

вспотеет.

2. Упражнение на растягивание. Нужно хорошенько растянуть все мышцы, но

особенно те, которые в основном будут работать после разминки при

выполнении упражнений и игр.

3. Выполнить несколько раз то упражнение, которое будете потом

выполнять, но "не сильно". То есть если потом будет подвижная игра, то

несколько раз пробежать быстро, но не в полную силу; если будете вставать

на мостик, то несколько раз прогнуться или наклониться назад.

Можно опросить учащихся, какие бы мышцы они стали растягивать на

разминке перед выполнением прыжков и т.п. Спросить:когда разминка должна

длиться дольше: в холодную или жаркую погоду.

Кроме проведения физкультурных минуток и разминки необходимо

рассказывать учащимся о мерах профилактики различных заболеваний. Ниже

приведены меры профилактики наиболее распространённых инфекционных

заболеваний (т. к. именно ими учащиеся болеют чаще всего), а также

профилактика и коррекция наиболее распространённых заболеваний опорно-

двигательного аппарата.

Меры профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний.

Следует напомнить учащимся, что к наиболее распространенным желудочно-

кишечным инфекционным заболеваниям относятся: гепатит (желтуха),

дизентерия, желудочные паразиты (глисты).

Далее обратить внимание детей на меры профилактики. При этом сделать

акцент на то, что в случае соблюдения всех мер исключается возможность

заболевания этими опасными болезнями.

1. После посещения туалетных комнат и перед едой обязательно следует

мыть руки с мылом.

2. Овощи и фрукты следует ошпаривать кипятком или промыть под сильной

струей воды.

3. Не следует пользоваться чужими вещами (посудой, носовым платком).

4. Нельзя передавать использованную жевательную резинку друг другу

("изо рта в рот получается микроб").

К следующей группе инфекционных заболеваний в весенне-летний период

относится клещевой энцефалит. Для того, чтобы исключить возможность укуса

клещом, следует соблюдать следующие правила:

1. Если вы собираетесь в лес или в лесопарковую зону, лучше всего

надеть болоневый костюм или хлопчатобумажный с капюшоном и плотно

прилегающей резинкой на лучезапястном и голеностопном суставах.

2. Через каждые два часа следует производить тщательный осмотр вещей и

всего тела.

3. В случае укуса клеща нужно в течение суток поставить вакцину

гаммоглобулина в любом медпункте.

Профилактика и коррекция наиболее распространенных заболеваний опорно-

двигательного аппарата.

Объяснить учащимся, что такое опорно-двигательный аппарат: это наши

кости - скелет, которые обеспечивают опору всему телу и его частям; это

мышцы, которые обеспечивают движение, и нервная система, которая управляет

нашими движениями.

Рассказать о наиболее распространенных заболеваниях опорно-

двигательного аппарата: сколиозы (искривления, скручивания позвоночника),

плоскостопие и травмы (вывихи, переломы, ушибы, растяжения мышц и связок).

Объяснить причины рассмотренных заболеваний:

1. Врожденные - т.е. когда дети сразу рождаются с неправильным скелетом

(например, тот же сколиоз).

2. Неправильное поведение - не следят за осанкой и не улучшают ее;

неправильно выбирают обувь (либо совсем без каблука, либо с очень высоким

каблуком); пытаются поднимать очень большие тяжести; балуются в

неподходящих местах и получают травмы.

3. Не занимаются физическими упражнениям. Например, плоскостопия

никогда не будет у того, кто много и правильно ходит, бегает, укрепляет

мышцы стопы и голени. А у кого эти мышцы слабые, то они не могу удержать

вес тела и стопа постепенно становится плоской.

Объяснить детям, что если они не будут исправлять недостатки своего

опорно-двигательного аппарата сейчас (например, осанку), то когда будут

взрослыми, у них могут развиться страшные болезни: очень сильные сколиозы,

когда туловище человека буквально скрючено, остеохондрозы, артриты и т.п.

Можно дать задание, чтобы дети опросили своих родителей: есть ли у них

остеохондрозы и какие это им причиняет неудобства. Опросить на следующем

уроке детей об итогах их опроса родителей, чтобы дети сами убедились в

распространенности этих заболеваний.

Методика самостоятельных занятий по коррекции дефектов опорно-

двигательного аппарата.

Опросить учащихся о тех дефектах опорно-двигательного аппарата, которые

они выявили у себя самостоятельно или на медицинском осмотре: сутулость,

сколиоз, плоскостопие, низкий уровень гибкости и силы. Напомнить им об

основных направлениях формирования осанки: постоянного контроля за собой;

развития гибкости отделов позвоночника (шейного, грудного и поясничного),

плечевого и тазобедренного суставов: развития силы мышц разгибателей

туловища, мышц шеи и брюшного пресса.

Объяснить школьникам основные правила профилактики плоскостопия:

1. Избегать подъема больших тяжестей в их возрасте.

2. Правильно подбирать обувь.

3. Избегать длительного поддержания положения стоя, особенно при

физическом утомлении (когда снижен тонус мышц стопы).

4. Укрепить мышцы стопы и голени.

5. Развитие гибкости голеностопного сустава.

6. Непродолжительная ходьба босиком по траве и песку.

Повторить с детьми комплексы на укрепление мышц шеи, спины, брюшного

пресса, стопы, голени и на развитие гибкости отделов позвоночника,

плечевого, тазобедренного и голеностопного суставов.

Повторить с ними основные правила выполнения упражнений на силу и

гибкость. Указать, кому из детей, учитывая дефекты их опорно-двигательного

аппарата, необходимо больше выполнять те или иные упражнения.

З. О. Ж. – это образ жизни, направленный на формирование и развитие

основных физических качеств (а именно: быстроты, силы, гибкости,

выносливости, координации), а также на поддержание психического равновесия

в организме. Ниже приведены основные методики, направленные на развитие

базовых физических качеств.

Основные методики выполнения упражнений на развитие базовых физических

качеств.

Быстрота.

Быстрота развивается при выполнении кратковременных упражнений с

максимальной скоростью.

При этом необходимо помнить, что при выполнении этих упражнений

необходимо соблюдать следующие правила:

1. Быстрота не может развиваться у человека если он утомлен. В

следствие этого упражнения на развитие качества быстроты следует выполнять

на занятиях в первую очередь, т.е. первыми. Это качество лучше

воспитывается в эмоциональных, соревновательных условиях (эстафеты, игры,

групповые старты и др.). Частота сердцебиений в предложенных упражнениях

варьирует в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся

в пределах 170-180 ударов в минуту.

2. При выполнении нового, плохо освоенного упражнения не надо

стремиться выполнить его с предельной скоростью.

3. Выполняя упражнение на быстроту, необходимо обращать внимание на

умение занимающегося расслаблять мышцы не участвующие в основном

двигательном акте (например, техника бега на 100 метров у

высококвалифицированных спринтеров и школьников). У последних, лицо

перекошено, руки напряжены и др.

4. Отдых между упражнениями на быстроту должен быть достаточно

продолжительным и занимать - 3-5 и более минут. Необходимо обучать

занимающегося, при выполнении упражнения, умению хорошо настраиваться на

каждую очередную попытку (с целью лучшего развития быстроты используются

средства описанные в Приложении 5 на стр. ).

Силовые способности.

При воспитании этих способностей у человека необходимо определить

упражнения, в которых проявляется сила.

Создать представление у занимающихся о методических аспектах при

выполнении упражнений на развитие силы. К основным из них относятся:

1. Величина отягощения должна быть такая, чтобы учащийся мог выполнить

не менее 4-х повторений этого упражнения в одном подходе. При этом частота

сердечных сокращений у него должна быть не более 170 ударов в минуту. Лучше

всего если учащийся сможет выполнить 8-12 повторений в предложенном

упражнении. Можно объяснить учащимся, что нецелесообразно применять

упражнение - отжимание в упоре лежа - для развития силовых возможностей,

если оно выполнено им не более 2-х повторений в одном подходе. Для этого

необходимо предварительно укрепить мышцы рук с помощью других, адекватных

силовым возможностям занимающегося, других упражнений и только затем

использовать это упражнение для развития силовой выносливости.

2. В каждом подходе, для развития силовых качеств, необходимо повторять

выполнение упражнений до "отказа".

3. Интервалы отдыха между подходами должны быть не более 2-3 минут.

4. После выполнения упражнений на силу желательно выполнить несколько

упражнений на расслабление мышц и гибкость отдельных звеньев тела.

5. В недельном микроцикле следует рационально чередовать упражнения на

быстроту, силу и выносливость. В силу возрастных особенностей учащихся

(например, учащихся 3-х классов) воспитание силы у них осуществляется

преимущественно использованием непредельных отягощении (чаще всего с

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.