Физическая культура и здоровый образ жизни учащихся
требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения
занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в
достижении поставленных им в жизни целей.
Интегральный подход к физической подготовленности учащихся позволяет
преподавателям физического воспитания, организаторам физкультурно-
оздоровительной и спортивной работы вести индивидуальный подход к учащимся
общеобразовательных учреждений с учетом возрастных физиологических и
педагогических особенностей к предпосылкам их физического воспитания, о чем
речь пойдет ниже.
1.Особенности развития детей среднего школьного возраста.
В 13-15 лет, когда в достаточной степени у подростков уже достигнуты
уровни физической подготовленности и развития, а потому в связи с этим,
появилась возможность тонко анализировать мышечные ощущения и механизмы
центральной нервной регуляции, при этом наблюдаются значительные отставания
у них в физиологической зрелости внутренних органов. Кроме того, учитывая
склонность подростков к переоценке своих сил и возможностей, следует
исключать на занятиях с ними упражнения, которые могут быть причиной
перенапряжений и, как правило, способствовать спортивному травматизму.
Правильно и рационально построенная система занятий физическими
упражнениями школьников среднего возраста способствует стимуляции
биологических процессов, усиливает рост и. развитие органов и тканей.
Основной задачей физической культуры детей этого возраста (5-9 классов)
является углубленное обучение базовым двигательным действиям . При этом
более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов
спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и
плавания). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене,
влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную
нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на
развитие волевых и нравственных качеств. При этом вскрывается пласт и таких
проблем, как: представление о физической культуре личности во взаимосвязи
со здоровым образом жизни; овладения знаниями при самостоятельных формах
занятий физической культурой, включая элементы массовых видов спорта. Здесь
же даются представления и об основных "нетрадиционных" видах спорта,
инвентаре, соревнованиях, оборудовании залов и площадок, правилах техники
безопасности при работе на спортивных сооружениях и оказанию необходимой
(первой) помощи при травмах. Этот достаточно широкий круг вопросов,
охватывающих физическое воспитание и развитие детей среднего школьного
возраста, имеет непосредственную и прямую связь с особенностями растущего
организма подростков. Учет названного круга вопросов, при овладении
школьниками необходимыми знаний, умений и навыков является одним из
основных узловых моментов в работе преподавателей по физической культуре и
тренеров. Ниже рассмотрим характерные основные особенности в развитии и
подготовленности подростков и их функционального состояния.
В подростковом возрасте появляются реальные предпосылки
(морфологические, функциональные) для овладения практически самыми сложными
двигательными действиями. Вместе с тем, в работе по физическому воспитания
с подростками необходимо помнить, что в период полового созревания
возникает острая необходимость дифференцировать физическую нагрузку в
зависимости от подготовленности, состояния и половой зрелости занимающихся.
Как отмечалось ранее, у подростков 13-15 летнего возраста (в пубертатном
периоде) выявлено отставание в физиологической зрелости внутренних органов
и систем. Однако в этом возрасте уже отмечаются предпосылки
совершенствования отдельных физических качеств. Например, в возрасте 11-12
лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса
скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности
человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом
возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать
предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием
незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела
(прыжки в глубину с последующим отталкиванием, напрыгивания на скамейку,
козла и др.).
Отмечено также, что в возрасте 12-14 лет высокими темпами растет
скорость передвижения, за счет преимущественного развития скоростно-силовых
качеств. В этом возрасте создаются благоприятные условия для прогрессивного
развития этих качеств при широком использовании круга средств скоростно-
силовой направленности.
К 13-14 годам у подростков достигается предельная частота движений,
которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические
предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций
(спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта и другая
деятельность).
Следует иметь в виду и то, что к 14-15 годам темпы возрастных
функциональных и морфологических перестроек снижаются (что ограничивает
прирост качества - быстроты движений). В этот возрастной период падают и
темпы прироста качеств в скоростно-силовых упражнениях. Их можно
поддерживать или незначительно развивать только специально
целенаправленными упражнениями.
Показательным в этом возрасте является факт неравномерного
(скачкообразного) развития выносливости. Например, выявлено, что без
специальной подготовки в беге на 500 м у девушек 15-17 лет она существенно
не меняется. Вместе с тем мальчики, пробегая в эксперименте этот отрезок с
75-ти процентной скоростью от максимальной, показали наибольший прирост
выносливости.
Отчасти ближе к юношескому и в конце подросткового возраста создаются
благоприятные условия для воспитания силы, что соотносится с высоким
уровнем морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата
школьника. Поэтому для занимающихся физической культурой учащихся 15-16 лет
необходимо включать в уроки упражнения с небольшими отягощениями,
преимущественно развивая у них скоростно-силовые качества. Для девушек
этого возраста силовых упражнения ограничиваются, вследствие падения
относительной силы мышц (соотношение абсолютной силы к массе тела).
В подростковом и юношеском возрасте, в связи с повышением устойчивости
их организма к изменению внутренней среды (совершенствование механизмов
гомеостаза), создаются предпосылки к использованию физических упражнений,
способствующих поддержанию статических поз, висов, стоек, упоров, т.е.
возможно применение изометрического метода тренировки. В подростковом
возрасте появляются хорошие возможности для совершенствования качества -
гибкости. При воспитании физических качеств, в этой возрастной группе
школьников, строгой системы последовательности применения средств
тренировки нет. Однако есть рекомендации, например, упражнения для
воспитания быстроты используются в начале основной части урока, затем силы
и выносливости. В отдельных случаях силовые упражнения можно выполнять и
раньше скоростных, а упражнения на выносливость можно выполнять после
скоростных и силовых упражнений.
На уроках физического воспитания в подростковом возрасте закладываются
основы для специализированных занятий спортом, расширяются возможности и
представления их о связи физического воспитания с трудовой деятельностью,
анатомией и физиологией человека. Биологические перестройки организма
подростков, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагогов
исключительного внимания при планировании физической нагрузки в этом
возрасте.
Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка
выполнять значительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной
на то подготовки решаться на выполнение сложных акробатических,
гимнастических и других упражнений. Учитывая эти особенности подростков-
следует исключать на уроках упражнения, которые могут быть источниками
перенапряжений или хуже того, спортивного травматизма.
2. Особенности развития школьников старшего возраста.
В старших классах общеобразовательной школы (10-11 классы) базовыми
видами продолжают оставаться - легкая атлетика, спортивные игры,
гимнастика, спортивные единоборства, плавание, прикладные и зимние виды
спорта. При этом продолжается работа по совершенствованию техники. Например
в легкой атлетике - длительного и спринтерского бега, прыжков в длину и
высоту с разбега, легкоатлетических метаний и др. В спортивных играх идет
углубление изучения одной из игр (по выбору учащегося), где закрепляются и
совершенствуются изученные ранее элементы техники и навыки (перемещений,
поворотов, остановок), ловля, передача, падения, броски, а также защитные
действия. При этом одновременно усложняется набор технико-тактических
взаимодействий в падении и защите, а также процесс разностороннего развития
координационных и кондиционных способностей, психических процессов и
воспитания нравственных и волевых качеств.
Гимнастические упражнения, включаемые в программу для старших
школьников, носят характер прикладности и направлены на развитие таких
качеств как силы, скоростной и силовой выносливости различных мышечных
групп. Программный материал этой возрастной группы учащихся включает также
широкий спектр упражнений на развитие координационных способностей и
гибкости. Для школьников 10-11 классов, особенно девушек, арсенал
гимнастических упражнений имеет большое прикладное значение, в смысле
подготовки их к трудовой деятельности, а юношей к службе в Вооруженных
силах страны. При соответствующих условиях в общеобразовательных школах
ставится и такая задача - закрепление пройденного материала в младших
классах, а также в навыках уверенного и длительного плавания в глубокой
воде. Наряду с этим могут включаться элементы и прикладного плавания, а
также освоения и углубления использования процедур закаливания, с целью
поддержания крепкого здоровья.
Составляющие вариативной части программы по физическому воспитанию
старших школьников распределяют исходя из условий их проведения куда могут
войти национальные виды спорта, а также единоборства, имеющие большое
прикладное значение в самостоятельной жизни человека.
В смысле физиологической целесообразности построение урока по
физической культуре в старших классах должно быть с учетом индивидуальных
особенностей индивида, которые развиты и сформированы к этому возрасту, с
учетом склонности и интереса занимающегося. При этом необходимо помнить,
что формирование всех органов и систем в юношеском возрасте еще не
закончено.
Постепенность увеличения тренировочной нагрузки - важнейший фактор
достижения положительного физиологического эффекта для растущего организма.
Степень физиологического воздействия физических упражнений на организм
юноши и девушки во многом определяется двигательной (моторной) активностью
(плотностью) урока. Повышение последней, увеличивает как эффективность в
воспитании физических качеств, так и в обучении двигательным действиям.
Для успешной физической работоспособности юношей и девушек их
оптимальной физкультурной деятельности и, в первую очередь, к динамической
циклической работе субмаксимальной и умеренной мощности, большое значение
имеет не только аэробная (при относительном достатке кислорода в ходе
выполнения работы), но и анаэробная производительность организма
(способность выполнять работу при недостаточном снабжении организма
кислородом).
Последнее определяется временем произвольной задержки дыхания.
Окислительные реакции в тканях организма при этом продолжаются, тогда как в
крови все меньше и меньше остается, кислорода. Показатель более долгой
задержки дыхания у человека - проявление адаптивных механизмов организма к
недостатку кислорода.
У детей и подростков время задержки дыхания меньше, чем у взрослых.
Поэтому ткани их организма меньше приспособлены к деятельности при
пониженном содержании в крови кислорода. Однако при систематических
занятиях физическими упражнениями и спортом 16-17 летние школьники
достигают той же способности "терпеть" кислородный долг, что и взрослые. По
мере развития и взросления школьников реакции их организма на мышечную
деятельность становятся все более благоприятными. Однако, следует отметить,
что это касается не всех показателей функционального состояния сердечно-
сосудистой системы. Так, сосудистые реакции, возникающие при мышечной
деятельности, благоприятнее в младшем возрасте. Ухудшение сосудистых
реакций у старших школьников наблюдаются лишь в случаях, когда они
систематически не занимаются физическими упражнениями. У лиц,
систематически занимающихся спортом, эффективность сосудистых реакций с
возрастом, а следовательно, и с улучшением адаптации организма к мышечной
деятельности, значительно улучшается. Этот факт играет исключительно важную
роль в повышении работоспособности организма, т.к. сосудистые реакции
обеспечивают рабочую гиперемию мышц.
Исследования физиологических изменений при работе предельной мощности у
юных спортсменов показало, что частота сердечных сокращений возрастала
значительно у более молодых, хотя они выполняли работу несколько меньшей
мощности, чем более старшие школьники. Артериальное давление под влиянием
такой работы, наоборот, повышалось значительно у более старших учащихся.
Физиологические особенности детей, подростков и юношей, как отмечалось
выше, должны обязательно учитываться при подборе средств физического
воспитания, выборе спортивной деятельности и дозировании тренировочных и
соревновательных нагрузок.
При выборе арсенала тренировочных средств и спортивной специализации
необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций.
В младшем школьном возрасте необходимо совершенствовать координацию
движений, развивать быстроту и стимулировать развитие как двигательной, так
и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим им
рекомендуются занятия фигурным катанием на коньках, настольным теннисом,
плаванием. С 9-10 лет можно начинать занятия акробатикой, спортивной
гимнастикой, волейболом, баскетболом и другими видами спорта. В 12-13 лет
можно начать заниматься легкой атлетикой, бегом на коньках и лыжах,
футболом, хоккеем.
Старшие школьники при хорошем состоянии здоровья могут быть допущены к
занятиям практически любым видом спорта. Ограничения в нагрузках для них
лишь могут составлять очень длительные интервалы циклической работы,
связанной с высоким показателем развития выносливости. Таким образом, при
выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре
и спорту необходимо учитывать физиологические особенности и педагогические
аспекты возрастных групп школьников.
При этом необходим учет их физической подготовленности, функционального
состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и
анализом индивидуальных особенностей растущего организма, начиная с
младшего школьного возрастали кончая периодом окончания ими учебного
заведения.
Объективная оценка уровней подготовленности и состояния школьников
разного возраста является не только первоочередным, но и важнейшим
обязательным условием в работе с учащимися общеобразовательных учреждений
по физическому воспитанию и спортивному совершенствованию.
Двигательная активность и здоровье человека.
Рассказать детям, что состояние здоровье человека в большой степени
зависит от объема движений. Если движений мало, то такой человек не может
быть здоровым. Для подтверждения этого можно привести пример ухудшения
здоровья у людей, которые добровольно или вынужденно (из-за болезни)
длительное время лежали неподвижно. Поэтому, даже для лежачих больных
предлагают выполнять физические упражнения. Можно привести пример больных
инфарктом. Раньше они только лежали по 40 дней после инфаркта и большинство
больных умирало. Сейчас уже после 10-15 дней приступают к выполнению
упражнений, и количество выздоровевших увеличилось. Также можно привести
пример космонавтов, у которых во время полета в космос из-за невесомости
затруднено выполнение упражнений. Раньше многие космонавты из-за этого
долго не могли восстановиться после полета и заболевали. Сейчас для них
создают специальные приспособления, позволяющие заниматься физическими
упражнениями в условиях невесомости. Благодаря этому состояние космонавтов
после полетов значительно улучшилось.
Объяснить детям, что с другой стороны, объем движений не может быть
очень большим, что также может привести к ухудшению здоровья. Для этого
можно привести пример покоса в деревне вручную, когда косари трудятся
практически целый день. Такую работу даже взрослый очень сильный и здоровый
человек может выдержать не более 2-х недель. Указать, что лучше всего
заниматься в день физическими упражнениями (в т.ч. прогулки на свежем
воздухе, подвижные игры и т.п.) 2-2,5 часа в день. Для учащихся III классов
необходимо полностью указать, какими формами двигательной активности и в
какое время суток необходимо заниматься. Учесть при этом утреннюю
гимнастику, уроки физической культуры в школе, занятия в спортивных
секциях, физкультурные паузы и минуты, прогулки, подвижные игры,
самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Наши дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность?
Появились многосерийные детективы по телевизору, кто-то придумал «тихие
игры», и дети — само послушание! Играют в разные головоломки, никому не
мешают и, чего греха таить, радуют взрослых тем, что и им можно заняться
своими делами…
Сегодня двигательная активность детей — проблема! В большом городе
непросто добраться до стадиона или бассейна. Дети не занимаются
физкультурой и потому, что нет условий, а условия должны создавать
родители, закладывая привычку с ранних лет.
С чего все начинается? С замечательного изобретения, каким является
коляска. Там накрепко привязан маленький человек. Ничего не скажешь,
удобно! А теперь прикиньте сами, два-три часа ребенок сидит в коляске. Если
понаблюдать со стороны, можно убедиться, как возраст пребывания в коляске
постепенно растет. Иногда до 4 лет! Ему бы бежать, еле поспевая за
родителями, а он, этакий Обломов, едет, головку свесил, спит... Привозят в
детский сад, а там музыкальные занятия проводят сидя. А если непоседливая
душа, услышав веселые звуки, рвется в пляс, ему тут же — сиди!
Обратите внимание, какой из детей наиболее удобен для воспитателей в
яслях или детсаду? Конечно же тот, кто сидит на месте. На месте сидят
толстенькие, румяненькие, послушные и малоподвижные. И голос воспитательниц
обращен к другим: «Сиди! Куда побежал?», «Опять ты полез?».
Двигательная активность — биологическая потребность. Для каждого
возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня вы, родители, двигаетесь
Страницы: 1, 2, 3, 4
|