рефераты скачать

МЕНЮ


Факторы, влияющие на рост и развитие детей младшего школьного возраста

созревание, формирование механизмов, обеспечивающих непрерывное

уравновешивание организма с внешней средой.

В младшем школьном возрасте (7—11 лет) продолжается функциональное

развитие нервной системы. В 7 лет по-прежнему отмечается преобладание

процессов возбуждения, недостаточность внутреннего торможения:

следовательно, остается повышенная истощаемость клеток коры, быстро

наступает утомление с развитием охранительного торможения. С 8—9 лет

внутреннее активное торможение усиливается, окончательно выявляется и

закрепляется тип высшей нервной деятельности ребенка.

Такое интенсивное развитие и функциональное совершенствование

центральной нервной системы вызывает определенную напряженность в организме

подростка, ведет к необычным реакциям на воздействие факторов внешней среды

(различных перегрузок, травм и случайного или умышленного употребления

алкоголя).

Алкоголь, попадая в организм ребенка или подростка, проникает в кровь и

мозг — самые богатые водой ткани нашего организма. Мозговая ткань детей

значительно богаче водой, чем у взрослых, она очень быстро всасывает

алкоголь. Вследствие незрелости нервных клеток и повышенной рефлекторной

возбудимости коры больших полушарий, слабости тормозных процессов, в ответ

даже на небольшие дозы алкоголя у детей часто развиваются тяжелые

отравления, различные заболевания. Прием алкоголя нарушает умственную

деятельность — слабеет память, страдает мышление.

Высока чувствительность к алкоголю детей ослабленных, часто болеющих, и

особенно тех, которые имеют или перенесли в прошлом какие-либо поражения

нервной системы, например: родовую травму, сотрясение мозга, менингит,

энцефалит. Алкоголь отягощает последствия этих заболеваний.

Алкоголь, поражая в первую очередь нервную систему, одновременно

действует и на другие органы и ткани. Сердечно-сосудистая система в период

роста и развития детей функционирует в условиях повышенной нагрузки. Сердце

ребенка растет пропорционально его общему росту, т. е. наиболее интенсивно

в раннем возрасте. При таком интенсивном росте волокна сердечной мышцы

обильно снабжаются кровью и лимфой, что облегчает влияние на сердце

токсичных различных веществ, например алкоголя. Под действием алкоголя

учащаются сердечные сокращения, появляется одышка, могут возникнуть

сжимающие боли в области сердца. Алкоголь понижает содержание кислорода в

крови, тем самым действует на сердечную мышцу, заставляя сердце ребенка

работать в еще более напряженном ритме.

Дыхательная система в различные возрастные периоды у детей также имеет

свои отличия. Как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте

наблюдается высокая возбудимость дыхательного центра. Даже

непродолжительное напряжение, отрицательные эмоции ведут к быстрому

нарушению ритма дыхательных движений. Употребление алкоголя детьми может

привести к нарушению ритма дыхания и даже к его остановке. При употреблении

спиртных напитков у детей могут раздражаться более нежные, чем у взрослых,

слизистые оболочки верхних дыхательных путей. Пары алкоголя, выделяющегося

через легкие из крови, способствуют повреждению органов дыхания. Это может

привести к воспалительным процессам в носоглотке, гортани, легких, бронхах,

к развитию бронхита, пневмонии, которые у детей и подростков принимают

более затяжной характер и плохо поддаются лечению.

Алкоголь вызывает у детей серьезные, необратимые заболевания органов

пищеварения, печени, почек. Отличительной особенностью желудка и кишечника

детей является повышенная проницаемость их стенок. Поэтому все токсичные

вещества, поступающие в желудок и кишечник, в том числе и алкоголь, легко и

быстро проникают в кровяное русло, затем в головной и спинной мозг, вызывая

развитие тяжелых отравлений. Кроме того, у детей слизистые оболочки желудка

и кишечника нежнее, чем у взрослого человека, и алкоголь сильнее раздражает

желудочно-кишечный тракт. Это приводит к быстрому нарушению секреции

желудочного сока и ферментов. При этом нарушаются усвоение питательных

веществ, поступающих в желудочно-кишечный тракт, обменные процессы и как

следствие этого — рост и развитие ребенка. Употребление спиртных напитков

способствует развитию у детей необратимых органических заболеваний желудка

— гастритов, язв и даже злокачественных опухолей.

Несовершенна у растущего организма и деятельность печени. Этим

объясняется ее быстрое поражение при многих интоксикациях. Печень принимает

участие в углеводном и белковом обмене, участвует в формировании

иммунитета, что особенно важно в детском возрасте. При алкогольной

интоксикации у ребенка возникает воспаление печени, она увеличивается.

В связи с энергичными процессами обмена веществ в детском возрасте, в

том числе и водного обмена, деятельность почек протекает более энергично, и

под влиянием алкоголя работа почек у детей нарушается значительно раньше и

в большей Степени, чем у взрослых. В почках развиваются явления склероза,

могут обостриться хронические заболевания почек — нефрит, пиелонефрит.

К концу младшего школьного возраста (к 11 годам) у детей усиливается

деятельность половых желез. Алкоголь поражает многие железы внутренней

секреции, в первую очередь щитовидную железу, гипофиз, надпочечники,

половые железы. У детей поражение этих желез ведет к необратимым изменениям

в процессах роста и развития всего организма. На фоне алкогольной

интоксикации могут развиваться сахарный диабет и другие эндокринные

заболевания. Особенно опасно употребление спиртных напитков в период

полового созревания.

Доказано, что чувствительность ребенка к алкоголю в 4—6 раз выше, чем у

взрослых. Даже однократный прием сравнительно небольшого количества

спиртного может вызвать сильное опьянение у ребенка. Наиболее часто детей

«угощают» спиртными напитками их старшие товарищи или взрослые. Причем

нередко взрослые делают это с «добрыми» намерениями, в «лечебных» целях. К

сожалению, до сих пор среди отдельных людей распространено ошибочное

мнение, будто бы алкоголь в ряде случаев может оказать пользу детям,

например, способствовать улучшению сна, повышению аппетита.

Иногда поводом для «угощения» спиртными напитками детей является

опасное и в корне ошибочное представление о том, что употребление небольших

доз спиртного в детстве якобы предотвращает возможность развития

пристрастия к нему в зрелом возрасте. Опыт врачей-наркологов показывает,

что чем раньше человек знакомится со вкусом спиртных напитков, тем больше

вероятность пристраститься к ним.

У здорового ребенка не может быть влечения к алкоголю. Вкус и запах

большинства спиртных напитков ему неприятны, вызывают отвращение. Чаще

всего к употреблению спиртных напитков детей толкает любопытство,

подражание взрослым.

Нередки случаи отравления детей алкоголем во время праздников, когда

увеличивается возможность бесконтрольного попадания в их руки спиртных

напитков. Бесконтрольное хранение алкогольных напитков в семьях пьяниц и

дурной пример их повседневного употребления также увеличивают риск

приобщения к алкоголю детей. Известно немало случаев, когда рюмка коньяка,

50—70 г водки, стакан вина или пива у одних детей вызывали сильное речевое

и двигательное возбуждение, которое в течение многих часов не удавалось

привести в норму, у других являлось причиной тяжелых эпилептических

припадков, у третьих вызывало длительный, до 36 ч, глубокий сон, при

котором наблюдалось понижение рефлексов, кожной и слуховой

чувствительности.

Воздействуя на центральную нервную систему, алкоголь временно

парализует важнейшие отделы коры больших полушарий мозга и тем самым

затрудняет умственную деятельность.

В некоторых семьях правилом хорошего тона считается устройство домашних

баров. Дети иногда хвастаются перед сверстниками набором этого

«великолепия». И самое главное, даже в тех случаях, когда детям внушается

недопустимость употребления алкоголя, перед ними временами встает другой

пример, наглядный и потому более убедительный, — употребление алкоголя

самими родителями. Отсюда становится понятной необходимость особого такта

при проведении профилактической воспитательной работы с детьми. Нужно

стараться, чтобы дети не принимали участия в застольях взрослых. Именно

микросоциальные, в первую очередь семейные условия, в которых развивается

ребенок, толкают его к раннему употреблению спиртных напитков, формируют

свойственные пьянице, привычки, что и приводит к быстрому развитию

алкоголизма.

В настоящее время ведется большая профилактическая работа по

предупреждению пьянства среди подрастающего поколения.

Советские психологи В. Н. Мясищев и А. Г. Ковалев отмечали, что в

зависимости от обстоятельств жизни в семье, от отношений, складывающихся

между родителями и детьми, и от воспитания начинают образовываться те или

иные привычные отношения ребенка к людям, обязанностям, предметам,

формируются его поведение и характер. Поэтому семье принадлежит

главенствующая роль в антиалкогольном воспитании детей.

В семье и школе ребенок должен получить первые знания о токсическом

действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого

употребления. Имеют значение не только беседы об опасном влиянии алкоголя

на организм, но и отдельные замечания, просто разъяснения причин

собственного отрицательного отношения к распитию спиртного, к пьяницам в

тех случаях, когда жизнь сталкивает ребенка с фактами пьянства.

Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания. Оно

проводится постоянно. Должны развенчиваться все факты употребления спиртных

напитков. В этом плане следует отметить, что встречаются фильмы,

демонстрирующиеся на кино- и телевизионных экранах даже без грифа «Дети до

16 лет не допускаются», нуждающиеся в последующих серьезных комментариях со

стороны взрослого воспитателя.

Полностью оградить детей от всех этих влияний практически невозможно.

Поэтому важно постараться выработать у них собственное отрицательное

отношение к употреблению алкоголя. В нашем обществе не должно быть

снисходительного отношения к употреблению спиртных напитков, безразличного

отношения к семьям, где дети вовлекаются родителями в пьянство.

Просветительная работа с детьми должна иметь две цели: передача знаний

о вреде, который наносит алкоголь нашему организму (действие алкоголя), и

воспитание представлений об опьянении как о состоянии аморальном. Другими

словами, в проблеме алкоголизма должны выделяться не только гигиенические

аспекты, но и нравственные. Акцент должен ставиться, прежде всего, на

нравственное значение проблемы, поскольку понятие болезни — угроза здоровью

— для детей и подростков в большей мере абстрактно, в то время как

нравственные идеалы весьма ценны.

В процессе занятий на уроках литературы необходимо обратить внимание

учащихся на источники и пагубные последствия пьянства: произведения

классиков, например А. М. Горького, дают для этого художественно яркий и

впечатляющий материал. И уж никак нельзя умолчать о вреде пьянства для

здоровья на уроках биологии и химии при изучении анатомии и физиологии

человека, химических и других свойств различных веществ. Здесь не только

можно, но и необходимо рассказать о вызываемых алкоголем нарушениях

координации движений, делающих их неточными, мешающих достигнуть успехов в

работе и спорте.

Одним из сильных средств в борьбе с пьянством является спорт. В. И.

Ленин в беседе с Кларой Цеткин осенью 1920 года сказал, что молодежи

особенно нужны жизнерадостность и бодрость, здоровый спорт — гимнастика,

плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода — разносторонность

духовных интересов.

Увлечение физкультурой и спортом не только предупреждает развитие

пагубных пристрастий среди детей. Физическая культура способствует

воспитанию нового человека, строителя общества, сохранению и укреплению

физической и умственной работоспособности, психологической подготовке к

трудовой деятельности у молодежи, адаптации к физическому и психическому

утомлению, преодолению излишнего эмоционального напряжения.

Физическая культура, спорт, занятия в кружках, библиотеках, правильная

организация свободного времени, интересного и содержательного отдыха — все

это, разумеется, противостоит развитию вредных привычек и, прежде всего,

привычки к употреблению алкоголя. Праздность, безделье, скука, наоборот, —

наиболее плодотворная почва для ее формирования.

Заключение

Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию

здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и

режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно

начинать физическое воспитание ребенка.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения

укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом.

Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит

время, неделя-другая, и ребенок бодро вскакивает при первых звуках музыки,

сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический

стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не

требует волевых дополнительных усилий. Со временем физические упражнения

становятся для детей любимой игрой, в которой все интересно: и новые

достижения, и состязательность игр, и участие родителей.

Если родители будут делать все правильно, то физическое развитие детей

пойдет более высокими темпами, воспитательный эффект будет положительным

дополнительным моментом: ребенок не будет капризным, будет реже болеть,

охотно помогать в домашних делах, а в дальнейшем и хорошо учится, при

минимальном контроле со стороны родителей.

Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма,

повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические

упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой

степенью воздействия на организм.

Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье –

всему голова!». Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются

самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной

обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей. Физическая

активность является одним из самых могучих средств предупреждения

заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не

поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия

физкультурой.

В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных

физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами

оздоровительной физкультуры всей семьей как это происходит сегодня.

Список использованной литературы

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности

индивидуального развития. – М., 1982.

2. Вавилов Ю.Н. Фомин Н.А., Физиологические основы двигательной

активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

3. Виноградов П.А., Жолдак В.И. и др. Основы физической культуры. –

Челябинск, 1997.

4. Гук Е.П., Полиевский С.А. Физкультура и закаливание в семье. – М.:

Медицина, 1984.

5. Зинькович И.Б. Физкультура в жизни ребенка. – Минск, 1973.

6. Корнеев Н.А. Питание вашего ребенка. – Омск: Омич, 1992.

7. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. – М: Медицина, 1987.

8. Минх А.А., Общая гигиена. – М., 1984.

9. Никитин Б. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1985.

10. Румянцев Г.И., Воронцов М.П., Общая гигиена. - М., 1990.

11. Скрипалев В.С. Стадион в квартире. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

12. Хрипкова А.В., Колесов Д.В., Гигиена и здоровье школьника.

– М., 1988.

13. Чайковский А.М., Шенкман А.Б. Искусство быть здоровым. Сборник, часть

1 и 2. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

Приложение 1

[pic]

продолжение Приложения 1

[pic]

Приложение 2

Таблица 1

Физиологические нормы суточной потребности школьников в пищевых веществах

(г) и калорийности рациона (ккал)

|Возраст, лет |Белки |Жиры |Углеводы |Калорийность |

|7-10 |80 |80 |324 |2400 |

Приложение 3

Таблица2

Суточная потребность школьников в витаминах (в мг)

|Возраст, лет |Витамины |

| |А |В1 |В2 |В3 |РР |С |

|7-10 |1,5 |1,4 |1,9 |1,7 |15 |50 |

Приложение 4

Таблица 3

Мотивы курения различных возрастных групп школьников (в %)

|Мотивы курения |Возрастные группы школьников |

| |младшая |средняя |старшая |

|Любопытство |51,7 |34,5 |38,7 |

|Влияние товарищей |37,9 |24,3 |22,6 |

|Подражание взрослым |10,4 |14,1 |- |

|Личные неприятности |- |11,3 |19,3 |

|Желание не отставать от моды |- |9,0 |9,7 |

|Стремление похудеть |- |5,2 |9,7 |

|Прочие |- |1,7 |- |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.