рефераты скачать

МЕНЮ


Факторы, влияющие на рост и развитие детей младшего школьного возраста

режим сна. Тяжелые физические нагрузки, длительное сидение в школе за

партой и дома за уроками могут вызвать искривление позвоночника и

деформацию костей таза. Как учителя, так и родители должны следить за

правильной осанкой детей. Необходимо, чтобы парта и стол для домашних

занятий соответствовали росту ребенка и правильно освещались; надо следить

за тем, чтобы у детей не развивались близорукость и дальнозоркость. В

период полового созревания, когда перестраиваются нервная и эндокринная

системы и напряжены все приспособительные механизмы, особенно важны

регулярные занятия физкультурой, закаливающие процедуры, благотворно

влияющие на нервную систему.

1.4. Сон

После напряженного учебного дня школьнику нужны хороший отдых и

полноценный сон. Такой сон обеспечивает нервным клеткам головного мозга и

всему организму достаточный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает

хорошую работоспособность.

День — это период активной деятельности организма человека,

сопровождающийся большим расходом энергии и, следовательно, требующий

активных процессов обмена веществ в организме. Ночь — период относительно

пассивной жизнедеятельности организма человека, характеризующийся покоем,

при котором восстановительные процессы преобладают над процессами

расходования энергии.

По современным данным, сон представляет собой разлитое торможение,

которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные

клетки от перевозбуждения, истощения и разрушения. Во время сна происходит

изменение всей жизнедеятельности организма. Замедляются ритм сердечной

деятельности, расслабляется мускулатура, уменьшается потоотделение,

понижаются обмен веществ, функция пищеварения.

Мозг отдыхает, но не бездействует. Волнообразные, ритмично

повторяющиеся биотоки свидетельствуют о том, что работа мозга не

прекращается. Нейрофизиологи с помощью микроэлектродной техники установили,

что в мозге «ночная смена»: большинство клеток, активных ночью, днем

пассивны, и наоборот. Стало известно, что биоэлектрическая активность

некоторых образований головного мозга во время сна даже выше, чем при

бодрствовании. И все же нормальный сон обеспечивает организму полноценный

отдых, так как во время сна обменные процессы направлены на восстановление

энергетических ресурсов организма.

Давно известно, что люди видят сны, и что в состоянии сна могут

осуществляться неосознанные, но довольно сложные мыслительные операции

(воспоминания, завершение творческих умственных операций, решение

математических задач и т. п.). Так, многие знаменитые люди видели во сне

решение тех проблем, над которыми они безуспешно трудились в состоянии

бодрствования (днем). Например, Вольтер «увидел» во сне новый вариант своей

поэмы «Генриада». По свидетельству современников и друзей А. С. Пушкина,

многие его литературные образы рождались во сне. «Стихи Пушкину грезились

во сне так, что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах», —

писал врач М. Юзефович. План «Горе от ума» и несколько сцен комедии пришли

А. С. Грибоедову во время сна. Ф. М. Достоевский видел во сне героев своих

произведений, один из снов навел его на мысль написать роман «Подросток».

Во сне происходили не только художественные, но и научные открытия.

Много подобных свидетельств имеется о математиках — Р. Декарте, К. Гауссе,

Ж. Пуанкаре, которые «создавали» новые теоремы и системы во время сна. Д.

И. Менделееву во сне «пришла» форма таблицы периодической системы. Ученому

долго не удавалось найти таблицу, выражающую открытый им закон

периодичности химических элементов. Проработав всю ночь безуспешно, Д. И.

Менделеев заснул в своем рабочем кабинете. Во сне он ясно увидел таблицу,

которую искал. Ученый проснулся и тут же быстро набросал эту таблицу на

бумаге.

О новых мыслях, пришедших к ним во сне, рассказывали многие ученые.

Ничего сверхъестественного эти случаи в себе не содержат. Они лишь говорят

о том, что сон людей, занятых напряженным творческим трудом, часто бывал

неполным: те отделы коры головного мозга, которые усиленно работали днем,

не захватываются процессом торможения во время сна, остаются возбужденными,

продолжают работать и ночью. В результате в сознании спящего человека

основная мысль, идея становится необыкновенно ясной и простой. Все, что

напряженно подготавливалось работой многих дней, но не было завершено,

вдруг становилось предельно понятным и завершенным.

Чтобы сон школьника был полноценным отдыхом, нервные клетки головного

мозга могли хорошо отдохнуть и восстановить свою работоспособность,

необходимо соблюдение определенных гигиенических правил. Важнейшее из них —

соблюдение режима сна, т. е. отход ко сну и подъем всегда в одно и то же

время.

Порой нелегко добиться, чтобы ребята вовремя укладывались спать.

Особенно это трудно с младшими школьниками, поскольку в то время, когда им

пора ложиться, жизнь остальных членов семьи еще в разгаре, включен

телевизор и по радио идет интересная передача и пр. И, тем не менее, это

необходимо. Здесь родители должны быть твердыми и настойчивыми. К

сожалению, некоторые из них слишком часто допускают отклонения от этого

жизненно необходимого правила, что приводит к неблагоприятным последствиям.

Ложиться спать вовремя — один из важнейших законов гигиены школьника. Если

ложиться спать всегда в один и тот же час, то вырабатывается прочный

рефлекс на время — основа всякого режима, и с наступлением привычного часа

укладывания ребенка уже клонит ко сну. Если же рефлекс на время не

вырабатывается, ребенок засыпает с трудом. Он долго ворочается в постели, о

чем-то думает; эти мысли служат новыми раздражителями, препятствующими

засыпанию, — в результате сон намного сокращается.

Проведенное в последние годы изучение режима дня учащихся показало, что

значительная часть детей недосыпает. В большинстве случаев причиной

является неправильная организация отдельных моментов режима дня школьников,

главным образом периода приготовления домашних учебных заданий и проведения

свободного времени. Частой причиной нарушения сна у школьников является

просмотр ими поздних телевизионных передач, посещение театра и кино в

вечернее время.

Установлено чрезвычайно неблагоприятное влияние недосыпания на высшую

нервную деятельность школьников. Появляются слабость, головные боли,

раздражительность, пониженная работоспособность, быстро нарастающее

утомление. Эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при

установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести

к переутомлению.

Какова же нормальная продолжительность сна школьников в различные

периоды? Полезно ли спать много? Что определяет качество сна?

Необходимая организму продолжительность сна чрезвычайно индивидуальна.

Она зависит от многих причин, в частности от типа нервной системы, общего

состояния здоровья, умственной или физической нагрузки и пр. Кроме того,

потребность в длительности сна меняется с возрастом. Если взрослые люди

должны спать в среднем не менее 8 ч, то школьники 7-10 лет –11-10 ч в

сутки. Такая продолжительность сна рекомендуется для здоровых детей и

подростков. Школьники же, ослабленные вследствие перенесенного острого

заболевания (грипп, ангина и др.) с повышенной возбудимостью нервной

системы, быстро утомляющиеся, физически ослабленные, а также дети с

сердечно-сосудистыми и другими хроническими заболеваниями нуждаются в более

длительном ночном или дополнительном дневном сне.

Полезен ли избыточный сон? Ученые считают, что много спать вредно.

Субъективная потребность в длительном сне часто не отражает истинной

необходимости в нем, являясь лишь следствием привычки, нередко

сформировавшейся в детстве. Излишний сон способствует развитию

флегматичности, задерживает умственное развитие ребенка, нарушает многие

жизненно важные функции организма.

Немецкий философ И. Кант считал, что тот, кто увидит во сне наслаждение

или средство убивать время и отдает ему больше трети своей жизни, не умеет

оценить положенной ему жизни ни в качественном, ни в количественном

отношении. Такой человек описан И. А. Гончаровым в романе «Обломов».

Однако лишь одна продолжительность сна не характеризует целиком его

гигиеническую полноценность. Сон должен быть глубоким, только тогда он

приводит к восстановлению нервной энергии.

Большое значение при этом имеют устройство и содержание постели. Прежде

всего, постель должна быть удобной и достаточно просторной. За ночь

постельное белье впитывает пот, кожное сало, поэтому утром постель

необходимо проветрить, откинув одеяло на спинку кровати; на день ее надо

закрыть покрывалом, чтобы предохранить от пыли. Постель предназначена

только для сна, на ней нельзя сидеть, класть вещи и одежду, лежать одетым.

У каждого члена семьи должна быть своя отдельная постель. На какой же

кровати удобнее и лучше всего спать?

Долгое время большой популярностью пользовались металлические кровати с

панцирной сеткой. В дальнейшем было установлено, что под тяжестью тела

сетка провисает, и школьник вынужден спать в неудобной позе, а это может

привести к искривлению позвоночника. Не рекомендуются чрезмерно мягкий

матрац и перина. Спать на них неудобно, жарко, ребенок потеет, а,

раскрываясь, может простудиться.

В настоящее время выпускается много красивой и удобной спальной мебели,

отвечающей основным гигиеническим требованиям. Это кровать с пружинным

матрацем, диван-кровать, софа. Однако на любую кровать желательно стелить

матрацы с наматрасниками, обеспечивающие функционально правильное положение

тела, способствующее полноценному отдыху.

Кровать школьника должна быть не менее чем на 20—25 см длиннее его

роста.

Пододеяльник, простыни и наволочки лучше шить из хлопчатобумажной

ткани. Не следует сильно крахмалить постельное белье, так как оно

становится непроницаемым для воздуха и влаги. Постельное белье следует

менять не реже 1 раза в неделю.

На ночь рекомендуется надевать белье, предназначенное только для сна, —

свободную длинную рубашку или пижаму.

Плохо спать в душной комнате, так как воздух в непроветренном

помещении, кроме пыли, содержит много углекислого газа, который раздражает

нервные окончания дыхательных путей, что приводит к возникновению в коре

головного мозга очага возбуждения, препятствующего распространению

торможения. Комнату перед сном надо хорошо проветрить, а лучше (если

позволяет погода) оставить форточку или фрамугу на ночь открытой. Не

следует бояться простуды! Дети очень легко привыкают к свежему воздуху и в

результате меньше болеют. Кроме того, жизненным опытом и экспериментальными

работами доказано благотворное влияние пониженной температуры воздуха на

сон. Если в комнате прохладно, ребенок засыпает быстрее, сон его глубже, а

работоспособность на следующий день выше, он чувствует себя значительно

бодрее.

Гигиенисты рекомендуют в общих жилых комнатах, где едят, занимаются,

отдыхают, такую температуру воздуха: 18—20°С тепла в средней климатической

полосе, 21—22°С — на севере и 17—18°С — на юге страны. А вот для спальных

комнат желательна температура на 4—6°С ниже.

Очень полезна перед сном спокойная прогулка на свежем воздухе в течение

30—40 мин. Это обеспечивает достаточную глубину сна и его длительность.

Шумные игры, просмотры телевизионных передач, чтение и рассказывание

волнующих историй перед сном вызывают глубокие эмоциональные переживания,

мешающие спокойному засыпанию, сокращают время сна. Иногда, утомленные за

день учебной и другой умственной работой, школьники долго не могут заснуть:

ворочаются с боку на бок, стараются успокоиться, но сон не приходит. Как в

таких случаях поступать? Лучший совет — гимнастика. Но вечерняя гимнастика

должна быть особой, успокаивающей. Сначала в спокойном темпе следует

сделать несколько круговых вращательных движений руками (вперед, назад),

затем — повороты и наклоны головы, дальше — 3—4 наклона туловища (вперед,

назад, в стороны), и столько же приседаний. При этом дыхание должно быть

глубоким, ровным. Привыкнув к вечерней «разрядке», можно заметить, что сон

будет приходить быстро.

Не все родители требуют от детей, чтобы они регулярно перед сном

выполняли необходимые гигиенические процедуры: чистили зубы, мыли руки,

лицо, шею, уши, ноги. Ежедневное мытье ног перед сном водой комнатной

температуры оказывает благоприятное влияние на нервную систему, закаливает

и способствует быстрому засыпанию.

Помимо гигиенической ценности таких процедур для организма, следует

отметить их общее воспитательное воздействие на ребенка. Приучая детей к

выполнению гигиенических процедур, родители одновременно воспитывают у них

положительные качества личности, так как привычка к чистоте и порядку

влияет на общую культуру поведения человека.

Во время сна до минимума должны быть сведены отрицательные влияния

таких раздражителей, как яркий свет, шум (громкие разговоры, включенные

радио и телевизор).

Большое значение имеет и правильное положение тела во время сна.

Напряжение мышц и связочного аппарата, вынужденная поза и односторонняя

длительная нагрузка не только мешают хорошо выспаться, но иногда и вызывают

нарушения осанки. Сон на животе затрудняет дыхание. Лучше спать на спине

или на правом боку, руки должны лежать поверх одеяла.

При соблюдении необходимых правил сон школьника будет полноценным,

поможет восстановить его силы к следующему трудовому дню.

1.5. Проведение свободного времени

В бюджете каждого школьника существует и такое, когда он оказывается

свободным от обязательных занятий, и сам, не по обязанности, не в силу

долга,

а в соответствии с личными склонностями, желаниями, интересами слушает

радио или смотрит телепередачи, ведет беседу с товарищем, занимается

спортом или читает книгу. А может быть и так, что он ничем не занимается и

бродит по улице, надеясь, что подвернется какое-нибудь интересное дело.

Проблема организации внеучебного времени школьников не нова, она

издавна волнует педагогов и медиков. Известный отечественный педагог К. Д.

Ушинский более 100 лет назад писал, что у человека портится голова, сердце

и нравственность, если он не знает, чем ему занять день.

С мыслями К. Д. Ушинского как бы перекликаются мысли великого русского

писателя нашей эпохи А. М. Горького, который говорил, что на день надо

смотреть, как на Маленькую жизнь, надо проверять, чем богата эта жизнь.

А многие ли ребята способны смотреть на день, как на маленькую жизнь?

Ведь от взрослых во многом зависит, чем ученик заполнит свое свободное

время, проведет ли его с пользой для себя, для коллектива, для общества или

будет искать весьма сомнительные развлечения.

Только 25—30 ч в неделю учащиеся бывают в школе, а чем они заняты во

внеурочное время, как организован их досуг? Как наполнить его

содержательной деятельностью, не лишая школьника возможности выбрать себе

занятия по вкусу? Как, наконец, научить детей разумно и интересно отдыхать?

Все эти проблемы то и дело возникают в повседневной жизни.

Свободное время школьников может быть занято самой разнообразной

деятельностью. В одних случаях эта деятельность организуется взрослыми —

вожатыми, учителями, руководителями кружков, родителями, в других — дети

организуют ее сами как общую, совместную деятельность. Они создают

футбольные и хоккейные команды, затевают различные игры, компанией

отправляются за грибами, собираются во дворах и подъездах для обслуживания

своих неотложных ребячьих дел. Значительную часть досуга многие школьники

проводят в одиночку, занимаясь любимым делом: одни читают или смотрят

телепередачи, другие что-нибудь мастерят, третьи рисуют, лепят, вышивают и

пр.

Ребят, прежде всего надо увлечь интересными и полезными делами.

Полученные на уроках знания по литературе, истории, математике и биологии

учащиеся могут дополнить и углубить в различных клубах, творческих

объединениях, участвуя в диспутах и дискуссиях, теоретических семинарах, в

процессе опытной работы; многие трудовые навыки приобрести в процессе

общественно полезной деятельности в школьных ученических бригадах,

мастерских и т. п.

Организуя свободное время школьников, необходимо учитывать специфику их

основной суточной деятельности, ребенок в школе затрачивает немалые усилия

на то, чтобы овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. После классных

занятий дети должны иметь хороший отдых. Вернувшись из школы, они могут до

обеда поиграть, помочь по дому в мелких хозяйственных делах, после обеда —

отдохнуть и пойти погулять.

Не будет преувеличением сказать, что основная часть информации,

получаемой школьниками во внеучебное время, поступает к ним из телепередач.

В наши дни телевидение решительно вторглось в детство. На него направлен

теперь мощный поток зрительно-слуховой информации. К телевизору тянутся

дети всех возрастов и разных способностей.

Многие школьники вследствие своей любознательности, любопытства,

отсутствия прочных навыков соблюдения режима дня смотрят все, что

появляется на экране. Все чаще дети отдают предпочтение игре на компьютере,

«зависают» в Интернете. Некоторые родители не только не ограничивают своих

детей во времени, но даже снисходительно относятся к такому

времяпрепровождению их детей, усматривая в этом одно из лучших средств

отвлечения их от «пагубного» влияния «улицы», «неблагонадежных друзей».

Многие школьники смотрят все подряд, стараются не пропустить ни одного

нового фильма. Зачастую дети убивают все свободное время за игрой на

компьютере. Особенно это касается ребят, живущих в небольших городах,

поселках и деревнях.

По данным врачей-гигиенистов, такие зрелищные мероприятия, как просмотр

телевизионных передач, кинофильмов и др. при всей их занимательности,

пользе для развития ребенка, представляют значительную физиологическую

нагрузку на центральную нервную систему, органы зрения и слуха. Отводимое

на эти передачи время следует регламентировать. Установлена максимальная

продолжительность просмотра детьми телевизионных передач: для младших

школьников — 1ч, не более 2—3 раз в неделю; у компьютера можно проводить не

более получаса.

Наблюдения врачей показали, что телевизионные просмотры сразу же после

какой-либо умственной или зрительной нагрузки способствуют дальнейшему

нарастанию утомления, накопившегося за день. Ведь нагрузка при этом

приходится на те же самые участки коры головного мозга, которые уже были в

работе. Если ребенок был в театре, музее, на концерте, видел кинофильм, то

смотреть передачи, работать на компьютере в тот же день ему не следует.

Перегрузка может неблагоприятно отразиться на молодом организме.

Просмотр телевизионных передач требует такого же напряжения зрения, как

и при рисовании, черчении или вязании, и поэтому может привести к

переутомлению. Это объясняется не какой-то спецификой телевидения, а тем,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.