Расчёт системы электроснабжения электрической железной дороги
1. Заданное количество поездов:
Коэффициент использования
пропускной способности:
, (10)
где No = 1440 / θo; (11)
No - пpопускная
способность, пар поездов в сутки;
θo - минимальный
межпоездной интеpвал, мин;
Согласно исходным данным:
Nзад = 100
паp/сут;
θo = 8
мин;
Используя выражение (11)
получим:
No = 1440 /
θo = 180 пар поездов;
Согласно выражению (10)
получим:
= 0,556;
Средние и эффективные
токи фидеров, определённые по формулам (8) и (9) для заданного режима занесём в
таблицу 6.
Таблица 6. Числовые
характеристики токов фидеров контактной сети расчётной тяговой подстанции при
заданном режиме
фидер
|
Iф, А
|
Iфэ², А²
|
Iфэ, А
|
Kэ
|
I
|
Kv
|
nф
|
Iф2
|
325,9
|
141863
|
376,6
|
1,16
|
188,82
|
0,58
|
6,1
|
Iф1
|
139,9
|
28572
|
169,0
|
1,21
|
94,87
|
0,68
|
3,6
|
Iф5
|
234,2
|
85486
|
292,4
|
1,25
|
175,03
|
0,75
|
2,0
|
Iф4
|
177,8
|
48461
|
220,1
|
1,24
|
129,80
|
0,73
|
2,0
|
1. Режим сгущения:
0.9; (12)
Nсг = N0 ×0.9= 180×0.9 = 162 пары поездов.
Средние и эффективные
токи фидеров, определённые по формулам (8) и (9) для режима сгущения занесём в
таблицу 7.
Таблица 7. Числовые
характеристики токов фидеров контактной сети расчётной тяговой подстанции в
режиме сгущения
фидер
|
Iф, А
|
Iфэ², А²
|
Iфэ, А
|
Kэ
|
I
|
Kv
|
nф
|
Iф2
|
527,9
|
313174
|
559,6
|
1,06
|
185,60
|
0,35
|
6,1
|
Iф1
|
226,6
|
58662
|
242,2
|
1,07
|
85,50
|
0,38
|
3,6
|
Iф5
|
379,4
|
156853
|
396,0
|
1,04
|
113,50
|
0,30
|
2,0
|
Iф4
|
288,0
|
89088
|
298,5
|
1,04
|
78,38
|
0,27
|
2,0
|
2. Режим максимальной пропускной
способности:
1 (13)
Nmax = N0 ×1= 180×1 = 180 пар поездов.
Средние и эффективные
токи фидеров, определённые по формулам (8) и (9) для режима максимальной
пропускной способности занесём в таблицу 8.
Таблица 8. Числовые
характеристики токов фидеров контактной сети расчётной тяговой подстанции в
режиме максимальной пропускной способности
фидер
|
Iф, А
|
Iфэ², А²
|
Iфэ, А
|
Kэ
|
I
|
Kv
|
nф
|
Iф2
|
586,6
|
374860
|
612,3
|
1,04
|
175,37
|
0,30
|
6,1
|
Iф1
|
251,8
|
69171
|
263,0
|
1,04
|
75,98
|
0,30
|
3,6
|
Iф5
|
421,6
|
180206
|
424,5
|
1,01
|
49,64
|
0,12
|
2,0
|
Iф4
|
320,0
|
102400
|
320,0
|
1,00
|
0,00
|
0,00
|
2,0
|
1.3 Определение средних и эффективных токов плеч питания
расчетной тяговой подстанции
После определения средних
нагрузок фидеров тяговой подстанции определим нагрузки плеч питания.
Для двухпутного участка
будем иметь средние токи плеч:
(14)
квадраты эффективных
токов плеч:
(15)
Результаты расчётов для
трех режимов, полученные по формулам (14) и (15) сведем в таблицу 9.
Таблица 9. Числовые
характеристики токов плеч питания расчётной тяговой подстанции
Режим
|
Плечи
|
Iсp, А
|
Iэ² ,А²
|
Iэ, А
|
Kэ
|
sI
|
Kv
|
Заданный
g = 0,556
|
I
|
412,0
|
214396
|
463
|
1,12
|
211,3
|
0,51
|
II
|
465,8
|
264454
|
514
|
1,10
|
217,9
|
0,47
|
Сгущения
gсг = 0,9
|
I
|
667,4
|
487228
|
698
|
1,05
|
204,3
|
0,31
|
II
|
754,6
|
588447
|
767
|
1,02
|
137,9
|
0,18
|
макс.
gmax
=1
|
I
|
741,6
|
586498
|
766
|
1,03
|
191,1
|
0,26
|
II
|
838,4
|
705378
|
840
|
1,00
|
49,6
|
0,06
|
1.4 Определение расчетных токов трансформатора.
Эквивалентный эффективный ток по нагреву масла
Нагрев масла в трёхфазном
трансформаторе будет определяться потерями в обмотках трёх фаз, которые при
несимметричной нагрузке будут неодинаковы. Эквивалентный эффективный ток по
нагреву масла определяем при заданных размерах движения, режима сгущения и для
режима максимальной пропускной способности по формуле:
, А2; (16)
Для проверки температуры обмотки
должен быть найден эффективный ток обмотки при максимальных и заданных размерах
движения:
, А2; (17)
, А2; (18)
, А2; (19)
Из трех токов выбираем
максимальный.
1. Заданный режим
Используя выражение (16)
получим:
А2;
А;
Согласно формулам (17),
(18) и (19) получим:
А2;
А2; А2;
За расчётный ток
принимаем ток второй обмотки, так как он имеет наибольшее значение: А.
2. Режим сгущения:
Используя выражение (16)
получим:
А2;
А;
Согласно формулам (17),
(18) и (19) получим:
А2;
А2; А2;
За расчётный ток
принимаем ток второй обмотки, так как он имеет наибольшее значение: А.
3. Максимальный режим
Используя выражение (16)
получим:
А2;
А;
Согласно формулам (17),
(18) и (19) получим:
А2
А2; А2;
За расчётный ток
принимаем ток второй обмотки, так как он имеет наибольшее значение: А.
1.5 Расчет мощности трансформатора
1.5.1 Основной расчет
Для расчета трансформаторной мощности выбираем по каталогу
мощность трансформаторов Sн по каталогу в качестве базовой Sн=
2 x 40 =80 МВА;
Мощность трансформаторов,
необходимую для питания тяги определим по формуле:
, МВ×А (20)
где Kу= 0.97 – коэффициент участия в максимуме районной
нагрузки.
Sp.pасч –
мощность районных потребителей; согласно исходным данным:
Sp.pасч = 10
МВА;
Мощность тяги
Используя выражение (20)
получим:
МВ×А.
По мощности Sнт
определим соответствующий ей номинальный ток для двух трансформаторов:
, А (21)
где Uш –
напряжение на шинах тяговой подстанции Uш = 27.5 кВ;
Согласно выражению (21) будем иметь:
А.
Кратность нагрузки по
обмоткам трансформатора
1. Для заданного
количества поездов
; (22)
где Iэо - эквивалентный
ток обмотки по нагреву масла для заданного режима, А; Используя
выражение (22) получим:
;
2. Для режима сгущения
; (23)
где Iэсг -
эквивалентный ток обмотки по нагреву масла для режима сгущения, А;
Используя выражение (23)
получим:
;
3. Для максимального режима
, А (24)
Если Kmax ³ 1,5 , то надо выбирать следующий по
шкале более мощный трансформатор.
Используя выражение (24)
получим:
;
Мощность
трансформатора выбираем по средней интенсивности относительного износа витковой
изоляции и проверяем по максимальной температуре наиболее нагретой точки
обмотки и верхних слоев масла.
Средняя интенсивность
износа изоляции обмотки трансформатора в сутки предоставления окна:
, (25)
где
. (26)
где Qинтб - температура наиболее нагретой
точки, при которой срок службы трансформатора условно принят за единицу,
Qинтб =980 С;
Qохлс - температура окружающей среды в
период восстановления нормального движения, задается в зависимости от района;
согласно исходным данным Qохлс = =300С
α = 0.115 -
коэффициент, определяющий скорость старения изоляции;
итак,
; (27)
; (28)
В выражении
(28)
. (29)
В выражениях
(27), (28) и (29):
a, b, g, h - постоянные в
выражениях, аппроксимирующие зависимости разности температур обмотка-масло и
масло - окружающая среда(они равны: a = 17,7; b = 5,3; g = 39,7; h =
15,3ºC);
to - среднее
время хода поезда основного типа по фидерной зоне; to =
(48.65+45.3)/120 = 0.78 часа;
τ = 3ч - тепловая
постоянная времени масла.
Используя выражение (29)
получим:
;
Согласно выражениям (27)
и (28) получим:
;
Используя выражение (25)
получим:
Так как F1<1 , то по полученной интенсивности износа F1 пересчёт номинального тока производить
не надо.
Если F1>1,
то полученной интенсивности износа F1 производится пересчёт номинального
тока, то есть находится такой ток, при котором относительная интенсивность износа
будет номинальной по формуле:
, (30)
где nсг – число суток с предоставлением окон
за год;
nсг =суток.
Выбор мощности
трансформатора по току Ioном (в предположении, что износ изоляции
обмотки происходит только в период восстановления нормального движения после
окна) занижает мощность не более чем на 8%, поэтому необходимая расчетная
мощность лежит в пределах [Smin и Smax], которые
определяются по формулам:
Smin
= Kу×( 3× I0ном×Uш + Sp.pасч); (31)
Smax=
Kу ×( 3×K×I0ном ×Uш + Sp.pасч); (32)
где Kу = 0,97
; K = 1,08.
Используя выражения (31)
и (32) получим:
Smin = Kу×( 3× I0ном×Uш + Sp.pасч) =
0.97×(3×878.8×27.5 + 10×103) = 80025.97 кВА;
Smax= Kу ×( 3×K×I0ном ×Uш + Sp.pасч) = 0.97×(3×878.8×1.08×27.5 + 10×103) = 85652.05 кВА;
1.5.2 Уточнённый расчета мощности трансформатора
Коэффициент, учитывающий
износ изоляции обмотки за счет нагрева масла в период нормального графика:
;
Более точное значение
среднегодового износа находят по формуле:
, ( 33)
где nвл – число суток в весенне-летний
период;
nсг – число суток с предоставлением
окон;
= 21-2.5 –0.78 = 17.72 часа;
, (34)
где Qохл0 – эквивалентная температура в
весенне-летний период; согласно исходным данным Qохл0 = 200 С;
Согласно выражению (34)
получим:
;
Используя выражение (33)
будем иметь:
=0.00314;
Используя выражение (30)
произведём пересчёт номинального тока:
= 286.8 А.
Расчётная мощность
Sрасч = Kу×( 3× Ioном×Uш + Sp.pасч) =
0.97×(3×286.8×27.5 + 10×103) = 32649.9 кВА :
или
Sрасч = 3× Ioном×Uш = 3×286.8×27.5 = 23659.7 кВА
Вывод: выбранные
трансформаторы по мощности проходят.
1.5.3 Проверка трансформаторов по максимальному току,
максимально допустимому току и максимально допустимым температурам обмотки и
масла
Ток, соответствующий
располагаемой мощности для тяги определим по формуле:
, А (35)
Используя выражение (35)
получим:
А.
Коэффициент сгущения:
<1.5;
Максимальную температуру
масла определим по формуле:
<950 С; (36)
Используя выражение (36)
получим:
0С <95 0С;
Максимальная температура
обмотки:
<1400 C; (37)
Согласно выражению (37)
будем иметь:
<1400 C;
В нормальных условиях
заданные размеры движения должны быть обеспечены при работе одного
трансформатора
95 0С; (38)
140 0 С; (39)
где I1нт – ток, соответствующий мощности,
которая может быть использована для тяги при работе одного трансформатора,
который определяется по формуле (21),
где Sнт 40 МВА.
А.
Согласно выражению (38)
получим:
0С £ 950 С ;
Используя выражение (39)
получим:
0 С £ 1400 С;
Вывод:
Трансформаторы по
максимальному току, максимально допустимому току и максимально допустимым
температурам обмотки и масла проходят.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СЕЧЕНИЯ ПРОВОДОВ КОНТАКТНОЙ
СЕТИ ОДНОЙ МЕЖПОДСТАНЦИОННОЙ ЗОНЫ ДЛЯ РАЗДЕЛЬНОЙ И УЗЛОВОЙ СХЕМ ПИТАНИЯ
Для раздельной схемы
питания:
Общее сечение проводов
контактной сети в медном эквиваленте:
мм2, (40)
где В0 –
годовые удельные потери в проводах контактной сети рассматриваемой фидерной
зоны, кВт×ч/Ом×год
Энергию потерь по четному
и нечетному пути определим по формуле:
Wт = Iср
× Uш × t × Np; (41)
где Np = N / kнд = 100 / 1,15 = 87 пар/сутки;
Uш= 25 кВ;
t – время хода поезда в
режиме тяги; tт.чет = 47.15/60 = 0.79 часа;
tт.нечет =
45.3/60 = 0.76 часа;
Iср – средний
ток поезда, А.
Согласно выражению (41)
получим:
для чётного пути:
Wт.ч = Iср
× Uш × t × Np =215.8×25×0.79×87=370798.35 кВт×ч;
для нечётного пути:
Wт.неч = Iср
× Uш × t × Np = 204.4×25×0.76×87=337873.2 кВт×ч.
Годовые удельные потери в
проводах контактной сети определим по формуле:
, кВт×ч/Ом×год. (42)
где - напряжение контактной сети, кВ (=25 кВ);
Tпер = 8 мин = 8/60 = 0.13 часа.
t – полное время хода поезда по
фидерной зоне, час. tт.чет = 48.65/60 = 0.811 часа; tт.нечет =
45.3/60 = 0.76 часа;
Используя выражение (42)
получим:
для чётного пути:
451664.59 кВт×ч/Ом×год.
Используя выражение (40)
получим:
мм2.
для нечётного пути:
382042.92 кВт×ч/Ом×год.
Используя выражение (40)
получим:
284.32 мм2.
Для узловой схемы
питания:
Общее сечение проводов
контактной сети в медном эквиваленте:
мм2, (43)
Общий расход энергии
определим по формуле:
Wт = Wтч
+ Wтнч; (44)
Согласно выражению (44)
получим:
Wт = Wтч
+ Wтнч =370798.35 + 337873.2 = 708671.55 кВт×ч.
Годовые удельные потери в
проводах контактной сети определим по формуле:
(45)
Используя выражение (45)
получим:
Экономическое сечение
проводов контактной сети по (43):
мм2.
По результатам расчетов
выбираем подвеску М120 + МФ100 + А185; для этой подвески сечение:
F = 120+100+=328.82 мм²;
3. ПРОВЕРКА КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПО НАГРЕВУ
Для подвески М120 + МФ100
+ А185 допустимый ток 1230 А, его нужно сравнить с эффективными токами фидеров
контактной сети при режиме максимальной пропускной способности
Iфэ1 = 263,0
А< 1230 А; Iфэ2 = 612,3 А< 1230 A;
Iфэ5 = 424,5
А< 1230 А; Iфэ4 = 320,0 А < 1230 A;
Вывод: подвеска М120 + МФ100
+ А185 по нагреву проходит.
4. ГОДОВЫЕ ПОТЕРИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В КОНТАКТНОЙ СЕТИ ДЛЯ РАЗДЕЛЬНОЙ
И УЗЛОВОЙ СХЕМЫ ПИТАНИЯ
Значение потерь энергии
определим по формуле:
DWгод = Вo × l × ra; (45)
где l - длина зоны,км; l
=40км;
ra - активное
сопротивление подвески; для подвески М120 + МФ100 + А185;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|