Управление заемными средствами
Управление заемными средствами
Ессентукский институт управления, бизнеса и права.
филиал Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономичесой академии
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине: Управление финансами
по теме: «Управление заемными средствами»
Выполнил
студентка
5 курса
очного
отделения
группы
ДЭБ-303
Третьяков
а С. Ю.
Проверил:
Харитонен
ко Л.А.
г. Ессентуки, 1997 год.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Характеристика предприятия………………………………………………………………4
2. Финансы предприятия. Управление финансами:………………………………………6
1. Финансовые отношения предприятия;…………………………………………6
2. Финансовые механизмы;………………………………………………………….8
3. Управление финансами;……………………………………………………….…8
4. Методы управления финансами;………………………………………………10
3. Привлечение внешних (заемных) источников финансирования:…………………..12
1. Виды финансирования извне:………………………………………………….12
1. Коммерческий кредит;…………………………………………………………...12
2. Банковская ссуда;………………………………………………………………...13
3. Факторинг;………………………………………………………………………….14
4. Инвестиционный налоговый кредит;………………………………………….14
5. Ипотечный кредит;……………………………………………………………….15
6. Лизинг;……………………………………………………………………………...15
7. Фрэнчайзинг;………………………………………………………………………15
8. Процентные свопы……………………………………………………………….15
9. Международные источники;…………………………………………………….15
10. Страхование;……………………………………………………………….16
11. Форвардные и фьючерские контракты;………………………………..16
12. Операции РЕПО……………………………………………………………16
2. Анализ источников средств (ПСФ «Содружество»):………………………..17
1. Общая оценка источников средств предприятия;…………………………..17
2. Анализ источников долгосрочных и нематериальных активов;………….19
3. Анализ источников текущих активов;………………………………………...22
3.3 Балансовые модели управления источниками финансирования……………..24
4. Эффективность использования заемных средств:…………………………………..30
1. Анализ показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности
предприятия;…………………………………………………………………………….30
2. Цена, структура капитала, оптимальная структура капитала…………….31
Заключение……………………………………………………………………………………..33
Приложения:
1. Баланс – ф. №1.
2. Отчет о прибылях и убытках – ф. №2
3. Отчет о движении денежных средств – ф. №4
4. Пояснение к ф. №2
5. Список литературы.
Введение.
Любое предприятие, действующее в условиях рыночной экономики, по
принципам хозрасчета и самофинансирования, должно осуществлять управление
финансами. Для обеспечения динамичности и эффективности деятельности
руководство предприятия должно управлять активами предприятия, а для их
покрытия- пассивами, т.е. источниками средств.
Заемные средства – это часть средств финансирования деятельности
предприятия, отличающаяся от других источников кругом их владельцев,
альтернативными вариантами использования (и привлечения), срочностью,
формами возврата, ценой и др. критериями. Специалисту необходимо реально
оценивать все эти составляющие заемного финансирования с целью снижения
финансовых рисков и получения большей отдачи от использования.
Поэтому данная работа содержит все вопросы , решение которых
необходимо для управления заемными средствами. Управленческие решения
принимаются на основе аналитических данных в форме прогнозов и планов.
Для достижения целей данной работы используется данные деятельности
закрытого акционерного общества «Содружество».
1. Характеристика предприятия.
Предприятие ПСФ ЗАО "Содружество" имеет несколько мест расположения
производства и управления. Заводы- БРЗ, ЗЖБИ , арматурный цех,
деревообрабатывающий, цех металлоизделий , полигон № 1,2,3 и УПТК, база
механизации и другие подразделения по производству и реализации
стройпродукции располагаются на производственной базе предприятия на
окраине г. Минеральные Воды по ул. Московская, 27, Александровский
кирпичный завод (филиал предприятия) находится на территории
Ставропольского края в с. Александровское Георгиевского района.
Строительство объектов (жилые дома -49-квартирный,109-квартирный, 252-
квартирный) производится в районе третьего километра (станция ж\д) в
пригороде города Минеральные Воды, производится собственными силами за счет
инвестиций граждан и организаций, подразделениями СМУ-21. Административно-
гостиничный центр, где располагаются службы по управлению и генеральная
дирекция, гостиничный центр , бар, столовая, сауна, массаж и салон-
выставка , находится в центре г. Минеральные Воды.
Транспортные связи предприятия характеризуются особой сложностью и
многочисленностью из-за специфики производства, производимых работ, а так
же зависят от пунктов реализации продукции, пунктов снабжения. Для
ритмичной, непрерывной деятельности предприятие наладило и продолжает
налаживать прочные транспортные связи с Управлением Северо-Кавказской
железной дороги, с предприятиями - поставщиками, имеющими мощный автопарк.
Но, в основном, используют транспортные связи на железной дороге, что
объясняется особыми характеристиками перевозимой продукции (инертные грузы
большого объема). Связи поддерживаются взаимовыгодными договорами и
взаиморасчетами. Для обслуживания собственных подразделений и объектов
строительства, пунктов реализации (организации и частные лица, объекты
благотворительности) и снабжения используются автомашины базы механизации,
которая продолжает расширяться.
Пунктом реализации готовой продукции предприятия являются все объекты
собственного строительства, организации и предприятия, покупающие продукцию
для собственного строительства, а также частные лица, покупающие продукцию
для индивидуального строительства. Собственное строительство находится на
значительном удалении от подразделений (заводов предприятия, но так как оно
обслуживается собственной базой механизации, то все затраты, связанные с
удаленностью, входят в себестоимость продаваемых объектов и могут
управляться эффективно.)
В состав ПСФ "Содружество" входят подразделения:
1. Бетонно- растворный завод (БРЗ)
2. Завод железобетонных изделий (ЗЖБИ).
3. Кирпичный завод керамического кирпича (КЗ).
4. Строительно-монтажное производство, монтажные и специальные работы
(СМП).
5. Управление производственно-технической комплектации (УПТК).
6. База механизации с автопарком, участком землеройной техники и участком
грузоподъемных механизмов (БМ).
7. Учебный центр по подготовке и переподготовке, переквалификации
работников.
8. Гостиничный комплекс, включающий в себя гостиницу, сауну, лечебный
массаж.
9. Отдел реализации готовой продукции.
10. Торговый центр (бар, столовая, салон-выставка).
В 1994 году были введены новые объекты хозяйствования .Гостиничное
хозяйство, оздоровительные услуги, торговая деятельность не имеют здесь
своего конкретного назначения. Это виды деятельности, которые обеспечивают
всей деятельности предприятия организационно-хозяйственную, экономическую
законченность, цикличность и независимость от партнеров.
В целом предприятие можно охарактеризовать, как крупное растущее
предприятие (увеличение объемов производственной продукции, увеличение
среднегодовой стоимости основных производственных фондов, увеличение
численности работников). В то же самое время вызывают опасения результаты
от реализации и финансовые результаты деятельности фирмы. Можно сделать
вывод, что предприятие проводит политику расширения, экстенсивно
развиваясь, т.е. не за счет эффективного использования средств
производства и организации труда на предприятии, а за счет увеличения
средств производства и численности работников.
2. Финансы предприятий. Управление финансами.
2.1. Финансовые отношения предприятия:
Финансы предприятий и коммерческих организаций представляют собой
часть общей системы финансовых отношений и связаны со всеми звеньями
финансовой системы. Это экономические, денежные отношения, возникающие в
результате движения денег: на их основе на предприятиях функционируют
различные денежные фонды.
Механизм управления финансами предприятий представлен на рисунке 1.
Финансовые отношения при осуществлении хозяйствующими субъектами
производственной и инвестиционной деятельности возникают, когда на денежной
основе происходит формирование собственных средств предприятий и
коммерческих организаций, и их доходов, привлечение заемных источников
финансирования, распределение доходов, их использование на цели накопления
и потребления.
Источники создания и финансирования хозяйственной деятельности
предприятий делятся на собственные и заемные.
Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом
кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным
внутренним финансовым ресурсам предприятия.
К числу собственных средств относятся также дополнительные взносы в
складочный капитал участников товариществ и дополнительный акционерный
капитал, который мобилизуется акционерными обществами посредством эмиссии
акций, размещаемых среди учредителей и сторонних инвесторов. На основе
возвратности предприятием привлекаются заемные средства – кредиты банков,
средства других организаций, облигационные займы. В отдельных случаях могут
быть использованы бюджетные средства на возвратной и безвозвратной основе
для финансирования определенных инвестиционных программ или в качестве
краткосрочной финансовой поддержки. Перечисленные виды финансовых ресурсов
используются в процессе производственной (предусмотренной учредительным
договором в товариществах и уставом в обществах, государственных,
муниципальных предприятиях) и инвестиционной деятельности, связанной с
вложением средств в различные активы длительного пользования.
Заемные средства предприятия поступают в результате финансовых
отношений с финансово-кредитной системой (на рисунке1: Это- с бюджетами
разных уровней, с банками, со страховыми организациями, с внебюджетными
фондами, с фондовым рынком, с инвестиционными фондами). Эти средства
направляются для создания добавочного капитала, инвестиционного фонда,
других фондов денежных средств (для погашения кредитов банков, освоения
новой техники, научно- исследовательских работ, отчислений вышестоящей
организации). Уже из этих фондов создаются все остальные фонды предприятия.
2.2. Финансовые механизмы.
В целях управления финансами применяют финансовый механизм.
Финансовый механизм – это система управления финансами предприятия
предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и
фондов денежных средств, с целью эффективного их воздействия на конечные
результаты производства, установленная государством в соответствии с
требованиями экономических законов.
Организация взаимодействия финансовых отношений достигается путем
использования финансовых категорий (прибыль, налоги, оборотные средства,
амортизация, безналичные расчеты) и нормативов (рентабельность, платежи в
бюджет, оборотные средства), различного рода стимулов, санкций и других
финансовых рычагов.
Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и
эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействию. Прежде
всего с помощью механизма управления финансами предприятия достигается
обеспеченность их необходимыми денежными средствами. При этом в рыночной
экономике источником денежных средств предприятий служат собственные
доходы, за счет которых должны покрываться все расходы. Дополнительная
временная потребность в средствах удовлетворяется с помощью кредита.
2.3. Управление финансами
Вообще управление финансами на предприятии, так называемый финансовый
менеджмент, - это управление денежными потоками в целях получения прибыли в
перспективе и обеспечении текущей платежеспособности. Он предполагает
разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа
финансовой отчетности и прогнозирования доходов в зависимости от изменения
структуры активов и пассивов предприятия. Финансовый менеджер принимает
инвестиционные решения (изменение структуры активов) и выбирает источники
из финансирования (изменения структуры пассивов).
Одной из функций, осуществляемой финансовым менеджером, является
изучение возможных источников финансирования и их структуры, выбор
источника финансирования в зависимости от его целесообразности и
эффективной отдачи от использования.
Финансовый менеджер действует в заданных извне обстоятельствах
(налоги, проценты за кредит, валютное законодательство, состояние
финансового и валютного рынков и др.) и исходит из тех возможностей,
которые определяются действующим законодательством в стране. Управление
финансами требует не только высокой квалификации менеджера – понимания
основ рыночной экономки, профессионального образования в области финансов и
кредита , знания бухгалтерского учета, налогового законодательства,
особенности банковского и биржевого дела, умения анализировать финансовую
отчетность предприятия, но и соответствующего мышления и интуиции.
Финансовый менеджер для управления финансами осуществляет прежде
всего управление ликвидностью источников финансирования, оценку затрат на
капитал, управление денежным оборотом, расчеты с покупателями, организацией
взаимоотношений с банками и другими инвесторами, диверсификацией
инвестиционной деятельности.
При управлении заемными средствами финансовый менеджер
взаимосвязывает свои решения с состоянием финансового рынка и государством
и возможностями предприятия (рис. 2)
Рис. 2 Управление денежными потоками.
1. – привлечение средств на финансовом рынке;
2. – денежные средства инвестируются в производство;
3. – денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности.
4. – денежные средства, возвращенные на финансовый рынок в виде платы за
ранее мобилизованные ресурсы;
5. – денежные средства, реинвестированные в производство;
6. – денежные средства, направленные на финансовые вложения;
7. – налоги.
Финансовый рынок является основным источником внешнего финансирования
(фондовый рынок – получение средств путем выпуска акций и облигаций и их
продажи; денежный рынок – краткосрочные ссуды; Рынок капиталов –
долгосрочные ссуды).
Решение о выборе источников сопровождается оценкой затрат на
привлекаемый капитал. Стоимость капитала – доступный индикативный
показатель уровня риска предприятия. Это по существу ответ на вопрос:
сколько стоит привлекаемый капитал? По кредитам необходимо писать издержки
в виде процентов, по выпущенным облигациям (кроме суммы их погашения по
номиналу) – доход владельцами в течение срока облигационного займа;
дополнительный акционерный капитал потребует в будущем выплаты дивидендов
на весь срок существования АО – эмитента. Если при инвестировании
привлеченных средств не достигается минимально необходимый экономический
эффект для покрытия затрат на капитал, то потери могут быть значительными –
от снижения объема производства до банкротства.
Для этого финансист должен правильно рассчитать структуру источников
финансирования и структуру активов предприятия в зависимости от
продолжительности использования и по объектам инвестирования.
При возвращении средств на финансовый рынок (дивиденды по акциям,
проценты по облигациям, проценты за краткосрочные и долгосрочные ссуды) в
зависимости от эффекта их использования устанавливается дивидендная
политика предприятия.
Вообще, средства, полученные в результате хозяйственной деятельности,
должны оборачиваться с отдачей. Но, если оборот денежных средств –
медленный, то привлекаются заемные средства. По этому потребность в них
определяется также оборачиваемостью оборотных средств.
Необходимо в этом случае также рассчитывать излишек (недостаток)
денежных средств. Временно свободные средства направляются на краткосрочные
высоколиквидные финансовые активы.
2.4. Методы управления финансами
Как любой управленческий процесс, включающий в себя принятие решения,
управление финансами предполагает проведение анализа, затем прогноза и
планирования, затем выработку стратегии финансирования.
Анализ позволяет выявить структурные сдвиги и темпы роста в активах и
источниках финансирования предприятия, определить показатели по
направлениям:
- анализ ликвидности
- анализ текущей деятельности;
- анализ финансовой устойчивости (оценивается состав источников
финансирования и динамика соотношений между ними; анализ основывается на
том, что источники средств различаются уровнем себестоимости, степенью
доступности, уровнем надежности, степенью риска и др);
- анализ рентабельности (оценка общей эффективности вложения средств в
данное предприятие. Основные показатели – рентабельность авансированного
капитала и рентабельность собственного капитала).
- анализ положения и деятельности на рынке капиталов.
После проведения анализа составляются прогнозы по соответствующим
показателям или по направлениям анализа. Перспективный анализ финансового
состояния предприятия даст информацию о будущем для решения задач
стратегического управления, составленную на основе признания некоторой
преемственности изменения показателей от одного периода к другому. При
прогнозировании в группу экспертов привлекаются практические работники,
что снижает риск нереальности прогноза. Одним из ключевых моментов для
разработки прочных оценок является учет: а) уровня и динамики инфляции; б)
состав и структура товарооборота. В результате прогнозирования строится
прогнозная отчетность , учитывающая обороты по статьям и сальдо на начало
планируемого периода, и используемая для исчисления необходимого объема
дополнительных финансовых ресурсов из внешних источников и других целей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|