рефераты скачать

МЕНЮ


Теоретические аспекты между бюджетами всех уровней с помощью деятельности Федерального Казначейства

После того, как бюджетополучателю доведен годовой лимит бюджетных

обязательств, и он в соответствии с ним заключил договора, то если

контрагент по договору его исполнил, вопрос кассового исполнения бюджета

становится «вопросом техники».

При таком механизме секвестр не приносит изменений в последствия,

связанные с недополучением доходов, отношения государства с контрагентами

по договорам будут определены.

У контрагента по договору появляется возможность взыскивать со счетов

казны, предусмотренные по договору платежи. Пока государство не осознает,

что объем обязательств должен равняться объему средств бюджета, мы так и

будем жить по принципу, что действуют те законы и обязательства, средства

на которые заложены в бюджете.

Говоря об эффективной системе учета в государственном секторе, нельзя

не остановится на таком базовом элементе учета, как бюджетная

классификация. Бюджетная классификация в Российской Федерации нуждается в

глубокой доработке с тем, чтобы она обеспечила всесторонний охват бюджета в

его расширенном понимании (включая внебюджетные средства и государственные

внебюджетные фонды такие, как Пенсионный фонд, Фонд социального и

медицинского страхования). Классификация должна обеспечить возможность

сопоставления с данными международных систем бюджетной классификации.

Система бюджетной классификации и учета должна также позволять точно

устанавливать, на кого возложена ответственность за обеспечение бюджетных

поступлений и расходования средств.

Особое внимание при доработке классификации должно быть уделено

именно ведомственной классификации расходов.

В настоящее время все чаще говорится о необходимости оценки

эффективности расходов федерального бюджета. В связи с этим необходимо

отметить, что определение эффективности расходов бюджета возможно только в

случае перехода на построение бюджета на основании применения программно –

целевого метода. При таком подходе часть расходов бюджета должна быть четко

увязана с необходимостью реализации целевых федеральных программ.

Каждой федеральной программе должен быть присвоен соответствующий код

бюджетной классификации и установлен ответственный за исполнение ее

федеральный орган исполнительной власти.

Кроме того, должны быть определены количественные и качественные

показатели, характеризующие цели, достигаемые при реализации программ

(количество проведенных вакцинаций, выпущенной литературы для слепых,

снижение смертности в перинотальном возврасте, количество обустроенных

беженцев, количество введенного жилья и т.д.).

Соответственно в ведомственную структуру бюджета должны быть внесены

изменения, посредством включения кода программы во все бюджеты ведомств,

которые ее реализуют и кроме того, должны быть созданы новые форматы

отчетности, отражающей количественные и качественные показатели,

характеризующие ход выполнения программы (аналог отчета о сети, штатах и

контингентах).

Только после этого можно будет оценивать: была ли достигнута цель, на

которую выделялись ассигнования, и делать оценку эффективности расходов

федерального бюджета.

Анализируя состояние учета в государственном секторе, невозможно не

остановится на учете исполнения бюджетов на субфедеральном уровне. Проблем

там достаточно и в учете доходов и расходов (как бюджетных, так и

внебюджетных). А также источников финансирования дефицита бюджетов субъекта

Российской Федерации и вообще учете долга субъекта Российской Федерации.

Для обеспечения единства учета бюджетной политики в Российской

Федерации Минфином в 1999г. был издан приказ № 15-Н, утверждающий

инструкцию по бухгалтерскому учету исполнения бюджета всех уровней

бюджетной системы. В настоящее время идет процесс реального применения

указанной инструкции. Правду сказать, внедряется она очень тяжело,

поскольку уже отвыкли от жестких правил учета.

Одним из факторов, способствующих наведению порядка в бюджетном учете

на субфедеральном уровне, может являться принцип единства кассового

обслуживания счетов по учету средств региональных бюджетов органами

федерального казначейства.

Казначейские алгоритмы и правила заставят субъекты Федерации

подстроить свои бюджеты под эту заданную матрицу. Кстати, в Бюджетном

кодексе Российской Федерации определено, что субъекты Федерации, получающие

из федерального бюджета дотацию на выравнивание уровня бюджетной

обеспеченности, обязаны открыть свои счета только в федеральном

казначействе. Сейчас активно проводится в жизнь этот принцип, несмотря на

сопротивление отдельных губернаторов.

В настоящие время в России придается большое значение не только учету

потоков денежных средств сектора государственного управления, но и учету

активов и пассивов, возникающих в этом секторе.

В 1 квартале текущего года на заседании Правительства Российской

Федерации рассмотрены первые результаты инвентаризации финансовых активов и

обязательств Правительства.

Сейчас в Минфине проводится работа в рамках этой инвентаризации.

Предполагается, что уже в 2001 году казначейство сможет представить в

Государственную Думу не только отчет об исполнении бюджета в разрезе

бюджетной классификации, но и полный бухгалтерский баланс активов и

пассивов Правительства Российской Федерации.

Что касается эффективного управления ресурсами, прежде всего, необходимо

отметить, что 23.01.2000г. Правительством Российской Федерации одобрена

концепция функционирования единого счета федерального казначейства по учету

доходов и средств федерального бюджета. Она предусматривает централизацию

учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального

бюджета.

Единый казначейский счет, функционирующий в рамках данной концепции

(ЕКС), представляет собой счет федерального казначейства, на котором

аккумулируются все денежные средства федерального бюджета и отражаются все

операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению

федерального бюджета. ЕКС открывается в учреждении Банка России.

Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях

использования ЕКС является качественно новой технологией исполнения

федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты:

- централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытым

Главным Управлением Федерального Казначейства Министерства Финансов

Российской Федерации;

- централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном

счете,

- открытом Управлениями Федерального казначейства субъектов Российской

Федерации, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение

расходов федерального бюджета на уровне Управлений Федерального

Казначейства по субъектам Российской Федерации;

- ежедневное отражение в Главной книге федерального казначейства операций

по доходам и расходам федерального бюджета, произведенным на уровне

Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

В рамках внедрения технологий единого казначейского счета в 2000 году

завершен перевод всех доходных счетов в систему счетов федерального

казначейства. Здесь самым трудным был перевод счетов Таможенного комитета,

но 17 декабря 2000 года этот перевод полностью завершен.

Концепция Единого Казначейского Счета не позволяет бюджетным

учреждениям иметь счета в кредитных организациях, для них должны быть

открыты лицевые счета в органах федерального казначейства. В этой части

также можно сказать, что казначейство вплотную подошло к реализации этого

условия.

Созданы органы федерального казначейства в республиках Татарстан и

Башкортостан, завершается перевод на казначейское исполнение бюджета

Минобороны.

Сегодня во многих регионах уже реализованы элементы единого счета.

Таким образом если техническая оснащенность органов федерального

казначейства не станет помехой, то эти технологии введутся в сроки,

определенные указанным распоряжением Правительства Российской Федерации.

Значимость реализации концепции функционирования Единого Казначейского

Счета для России определяется следующим:

1. Информация об объемах поступления в консолидированный бюджет Российской

Федерации становится актуальной, поскольку резко увеличивается скорость

ее получения.

2. Становится доступной информация об общем объеме налогов и сборов,

поступающих на территории субъектов Российской Федерации, а также

соответствии сумм зачисления регулирующих налогов в бюджеты разных

уровней по нормативам их распределения, установленных законодательством

Российской Федерацией.

3. Правительство Российской Федерации будет обладать ежедневной

информацией о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах

органов федерального казначейства, включая операции по их расходованию

главными распорядителями средств федерального бюджета.

4. Получаемая информация о движении средств федерального бюджета на

лицевых счетах органов федерального казначейства по финансированию и

кассовому расходу средств федерального бюджета позволит Правительству

Российской Федерации сделать объективную оценку объемов средств, не

связанных обязательствами в каждом текущем периоде, что создает

предпосылки для более точного прогнозирования возможных кассовых

разрывов при исполнение федерального бюджета.

5. У Правительства Российской Федерации появится возможность эффективного

управления средствами федерального бюджета. Сокращается необходимость в

краткосрочных заимствованиях на внутренних и внешних финансовых рынках,

что, в конечном счете, приведет к сокращению расходов федерального

бюджета, направляемых на обслуживание государственного долга.

6. Увеличится скорость расчета в государственном секторе, что в конечном

счете приведет к развязке неплатежей создаваемых этим сектором, что

является в настоящее время очень важным для других секторов экономики.

Все вышеперечисленные преимущества, которые появляются с введением

Единого Казначейского Счета, в совокупности с возможностями

предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств,

создают реальные предпосылки эффективного управления и целевого

использования средств федерального бюджета всеми участниками бюджетного

процесса.

2.2. Нормативно-правовые документы

В целях установления единого порядка ведения учета доходов

федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между

бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, 14.12.99г.

приказом Министерства финансов Российской Федерации была утверждена

Инструкция о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и

распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных

уровней Российской Федерации, № 91Н.

Данная инструкция устанавливает единый порядок ведения учета доходов

федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между

бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации,

поступивших на счета органов федерального казначейства Министерства

финансов Российской Федерации (далее органы федерального казначейства),

открытые в учреждениях Банка России.

Приказом № 46Н Министерства Финансов Российской Федерации от 19 апреля 2000

года, утверждены правила кассового обслуживания субъектов Российской

Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального

казначейства. ( под кассовым обслуживанием понимается учет доходов и

расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с

Бюджетной классификацией Российской Федерации).

Приказом № 3Н от 15 января 2001 года Министерства финансов Российской

Федерации утверждены правила зачисления взносов, уплачиваемых в составе

единого социального налога (взноса) на счета органов федерального

казначейства Министерства финансов Российской Федерации и перечисления этих

средств в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бухгалтерский учет доходов разных уровней осуществляется в

соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов,

утвержденной приказом Министерства финансов российской Федерации от 17

февраля 1999 г. № 51н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской

Федерации 22 апреля 1999 г., регистрационный номер 1765) (далее инструкция

по бухгалтерскому учету).

Доходы, поступившие на счет № 40101, распределяются органами

федерального казначейства между бюджетами разных уровней в соответствии с

налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, по нормативам

отчислений (в процентах), устанавливаемых на соответствующий финансовый год

федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской

Федерации о бюджете на текущий финансовый год и нормативными правовыми

актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на текущий

финансовый год.

30 декабря 1999 года Приказом Министерства финансов Российской Федерации №

106Н, утверждена Инструкция «О порядке открытия и ведения органами

федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации

лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального

бюджета».

Данная инструкция разработана в соответствии с Бюджетным кодексом

Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,

№31, ст. 3823) и устанавливает порядок открытия и ведения территориальными

органами федерального казначейства Министерства финансов Российской

Федерации лицевых счетов для учета операций, осуществляемых в процессе

исполнения расходов федерального бюджета.

С момента подписания Указа Президента Российской Федерации, 08

декабря 1992 года №1556, проведена значительная работа по формированию

единой централизованной системы органов федерального казначейства,

отработке методологических принципов казначейского исполнения федерального

бюджета и взаимодействия с другими органами исполнительной власти,

участвующими в организации и осуществлении налогового и бюджетного

процессов.

На основе отработанных методологических принципов казначейского

исполнения федерального бюджета значительным шагом в 2001 году в развитии

казначейской системы является исполнение бюджетов субъектов Российской

Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального

казначейства.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О финансовых

основах местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание

законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4464) и статьей 145

Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2000, N 1 (часть 1), ст. 10),

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 апреля 2000 года

№ 46-н, утверждены «Правила кассового обслуживания исполнения бюджетов

субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами

федерального казначейства».

2.3. Сравнительный анализ доходной и расходной части бюджета

30 декабря 1999 года Приказом Министерства финансов Российской

Федерации № 106Н, утверждена Инструкция «О порядке открытия и ведения

органами федерального казначейства Министерства финансов Российской

Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов

федерального бюджета». Данная инструкция разработана в соответствии с

Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства

Российской Федерации, 1998, №31, ст. 3823) и устанавливает порядок

открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства

Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета

операций, осуществляемых в процессе исполнения расходов федерального

бюджета.

В целях исполнения расходов федерального бюджета применяются

следующие термины и понятия.

Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган

государственной власти Российской Федерации или иной прямой получатель

средств федерального бюджета, определенный федеральным законом о

федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеющий право

распределять ассигнования по направлениям, установленным этим федеральным

законом, по распорядителям и получателям средств федерального бюджета,

находящимся в его ведении.

Распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной

власти Российской Федерации или организация, находящиеся в ведении иного

прямого получателя средств федерального бюджета, получающая ассигнования

от вышестоящего распорядителя средств федерального бюджета для их

распределения между нижестоящими распорядителями и получателями средств

федерального бюджета, находящимися в его ведении.

Получатель средств федерального бюджета – орган государственной

власти Российской Федерации, бюджетное учреждение, находящееся

в ведении главного распорядителя или распорядителя средств федерального

бюджета, а также иной прямой получатель средств федерального бюджета,

имеющий право на получение бюджетных ассигнований.

Бюджетное учреждение – организация, созданная органом государственной

власти Российской Федерации, для осуществления управленческих, социально-

культурных, научно-технических, или иных функций некоммерческого

характера, деятельность которой финансируется из федерального бюджета на

основании смет доходов и расходов.

Обособленное подразделение бюджетного учреждения – филиал,

представительство юридического лица в соответствии с гражданским

законодательством Российской Федерации.

Лимит бюджетных обязательств – предельный объем прав получателя

средств федерального бюджета на принятие им денежных обязательств в

финансовом году, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета.

Объем финансирования расходов - объем прав получателя средств

федерального бюджета на оплату принятых в установленном порядке денежных

и иных обязательств за счет средств федерального бюджета, в пределах

которых органы федерального казначейства осуществляют кассовые расходы по

поручению получателя средств федерального бюджета.

Уведомление (расходное расписание) - документ главного распорядителя

средств федерального бюджета (распорядителя средств федерального

бюджета), которым осуществляется доведение лимитов бюджетных обязательств

и объемов финансирования до нижестоящих распорядителей и получателей

средств федерального бюджета, находящихся в его ведении.

Смета доходов и расходов - документ, определяющий объем и целевое

направление бюджетных ассигнований, утвержденный установленном порядке и

содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных

ассигнований. Принятие денежных обязательств за счет средств федерального

бюджета - заключение получателем средств федерального бюджета договоров

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.