рефераты скачать

МЕНЮ


Страхование как вид финансовой деятельности

лицензии на проведение операций страхования, однако только 10% из них

обладают достаточными уставными капиталами и страховыми резервами. Для

остальных страховых компаний особенно острой является проблема укрепления

их финансовых возможностей, поиска дополнительных источников привлечения

средств.

Среди новых организационных структур можно выделить концерны и

консорциумы.

Концерны – объединения предприятий, включающих страховое общество.

Среди таких обществ выделяют:

- кэптив – акционерная страховая компания, обслуживающая целиком или

преимущественно корпоративные страховые интересы учредителей, а

также самостоятельно хозяйствующих субъектов, входящих в структуру

многопрофильных концернов или крупных ФПГ. В РФ пример – «Лукойл»,

функционирующий в составе одноименной нефтяной компании.

- хозяйственная ассоциация – договорное объединение предприятий и

страховых компаний (например, ведомственные объединения:

агропромышленные объединения, военно-страховые компании).

Консорциумы – это временные договорные объединения производственных

предприятия и страховых компаний для решения конкретной задачи, например,

реализации крупного проекта или целевой программы (освоение нефтеносных

шельфов на Сахалине, в Белом и Каспийском морях).

1.4. Современное состояние страхового рынка.

С 1988 г., со времени принятия Закона «О кооперации» прошло более 10

лет. Этот закон заложил основу ликвидации монополизма Госстраха СССР и

начало развития страхового дела.

В 1990-1992 гг. наряду с системой государственного страхования начали

функционировать страховые кооперативы[4]. Зарождение и становление

страхового рынка в России проходило в сложных условиях инфляции, в

обстановке сложных социально-экономических проблем. Развитие экономики

России ставило проблему создания крупных страховых предприятий. Это

вызвано тем, что страхование по своей экономической сущности призвано

обеспечить страховой защитой от многочисленных рисков в экономической

деятельности общества, а также защитой жизни, здоровья конкретного

человека. Кроме того, страхование должно быть источником формирования и

использования временно свободных финансовых ресурсов страховых компаний для

инвестирования их в экономику.

Современное состояние страхового рынка России можно определить с

помощью следующих характеристик. Во – первых, это абсолютные показатели

объемов страховой премии и страховых выплат, число страховых компаний, их

совокупные активы и т.д., а также структура совокупной страховой премии

(диаграмма 1).

В абсолютном выражении это будет выглядеть так: за 9 месяцев 1998г.

российские страховщики собрали 27,68 млрд. руб. На долю личного страхования

пришлось около 10,85 млрд. руб., страхования имущества юридических и

физических лиц – 5,82 млрд. руб., страхования ответственности – 0,9 млрд.

руб., обязательного страхования – 10,1 млрд. руб.

За указанный период общий объем выплат национальных страховых компаний

по всем видам страхования составил 21,2 млрд. руб., из которых на долю

личного страхования приходится 9,4 млрд. руб., страхования юридических и

физических лиц – 2,39 млрд. По обязательным видам страхования выплаты

составили 9,26 млрд. руб[5].

Совокупные страховые резервы российских страховщиков, предназначенные

для исполнения предстоящих выплат и являющиеся инвестиционными ресурсами, в

1997 году оценивались в размере около 10 трлн. руб.

Важнейшим количественным показателем является число страховых компаний.

Сегодня российский рынок характеризуется резким сокращением их числа. В

1996 году их было около 2000. По данным Департамента страхового надзора МФ

РФ за 1997 год с рынка ушло более 500 отечественных страховых компаний, в

первом полугодии 1998г. – еще 207, появилось же всего 200 новых. Число

страховых компаний сокращается за счет мелких организаций, не располагающих

достаточными ресурсами. На 1 января 1998г. официально зарегистрированных

страховым надзором страховых организаций насчитывалось 2334 и 209 страховых

брокеров. На 1 июля 1998г. в Государственном реестре числилось 2144

страховых организаций. Из них полугодовую отчетность представили 1470.

На 1 апреля 1998г. только 668 страховых компаний из их общего числа,

или 27,5 имели уставный капитал свыше 1 млн. руб., размеры уставного

капитала, соответствующего требованиям Федерального закона – только 150

компаний.

Получается, что подавляющее число страховых компаний должны были

увеличить уставные капиталы в несколько раз.

Во-вторых, важное значение для оценки страхового рынка имеют

относительные показатели. Прежде всего, это такой показатель, как отношение

совокупной страховой премии к ВВП. В развитых странах доля совокупной

страховой премии в ВВП составляет 8-10%. В России эта величина составляет

около 1,5%, а по добровольным видам страхования – менее 0,8%.

Если же говорить о расходах граждан на страхование, то австралийцы, к

примеру, тратят на страхование около 10% своих доходов, американцы – более

15%. Россиянин в среднем тратит на добровольное страхование около 50 руб. в

год, то есть около 2 дол. США. В развитых странах этот показатель

составляет от 500 до 2500 долл. (табл. 1).

Говоря о качественных параметрах страхового рынка, хочется отметить

следующее.

Известно: в рыночной системе хозяйствующие субъекты сами решают

основные вопросы: что, для кого и как производить. При этом любой субъект

хозяйствования сам отвечает за сохранность своего имущества и организует

бизнес на свой страх и риск. Рыночному способу ведения хозяйства

соответствует и рыночная система защиты интересов предпринимателя.

Любой вид предпринимательской деятельности всегда связан с

непредвиденными обстоятельствами, которые могут привести к авариям и

катастрофам. По мере развития производства непрерывно растет доля затрат на

обеспечение его безопасности и достижения приемлемого уровня риска. Однако

при этом всегда имеется остаточный риск взрыва, пожара, гибели имущества,

неполучения прибыли, наносящих убытки предприятию и нарушающих его

производственный цикл. При этом убытки предприятия связаны не только с

потерей имущества, сырья и материалов. Для восстановления производства

необходимы дополнительные транспортные расходы, появляются затраты,

связанные с перерывом в работе, возникают убытки из-за нарушения деловых

взаимоотношений.

Складывающаяся десятилетиями практика не могла не отразиться в сознании

многих руководителей предприятий , которые и сегодня , организуя свой

бизнес, уделяют недостаточно внимания вопросам страхования. Отсюда

неслучайно, что только около 10% хозяйствующих субъектов застраховано,

хотя, по данным МЧС, ущерб в 1996г. в результате природных и техногенных

катастроф составил около 80 трлн. руб. В этом же году произошло около 151

тыс. пожаров, при этом материальный ущерб достиг 1 трлн. руб.

Во-вторых, сегодня российские страховщики предоставляют клиентам не

более 30-40% страховых продуктов, в то время как в развитых странах

перечень страховых услуг насчитывает более 300 разнообразных видов.

В-третьих, совершенно неразвитой является и инфраструктура страхового

рынка, включающая в себя страховых брокеров и агентов, сюрвейерские фирмы,

оценщиков, экспертов, актуариев, систему подготовки страховых кадров и т.д.

В-четвертых, в развитии рынка наблюдается большая диспропорция по

регионам. Из 1893 учтенных Госкомстатом России за 1997 г. страховых

организаций, осуществляющих страховую деятельность, в Москве работали 492,

или 26% от их общего числа. Страховыми компаниями Москвы за прошедший год

собрано по всем видам страхования 16 трлн. руб., или 44% суммарной

страховой премии в целом по России.

К районам с относительно развитым страхованием можно отнести также

Санкт-Петербург, Кемеровскую, Свердловскую, Тюменскую и Московскую области,

Татарию и Краснодарский край. В целом на крупные центры приходится более

60% совокупной страховой премии[6].

В Дальневосточном же регионе страховую деятельность осуществляли всего

83 страховые организации, а сумма собранной ими премии составила 1 трлн.

248,3 млрд. руб., или 3,4%.

В-пятых, на состояние страхового рынка негативное влияние оказывают:

нестабильность финансово-экономической и социально-политической ситуации в

стране, отсутствие четкой государственной политики в области страхования;

российский менталитет («авось») и, как производное, отсутствие привычки

страховаться у большинства населения и т.д.

1.5. Сущность и роль конкуренции на страховом рынке.

Конкуренция в страховании – это соперничество страховых компаний за

привлечение страхователей, выгодное инвестирование накопленных денежных

средств страховых фондов с целью достижения высоких конечных результатов.

Конкуренция – это непременная предпосылка развития страхового дела,

расширения страховых услуг и повышения их качества. Конкуренция – это

неотъемлемая часть развитого страхового рынка в условиях рыночной

экономики.

Базирующаяся на основе стоимости и конкуренции рыночная экономика по

своей природе должна отторгать монополизм. Не имеющий конкурентов

страховщик стремится реализовать прежде всего свои экономические интересы,

а не интересы страхователей.

В странах с развитой экономикой безопасной в отношении монополизации

считается такая ситуация, при которой в отрасли действует 10 и более

конкурентов, причем доля одного (крупнейшего) не должна превышать 31% от

общего объема продаж страховых услуг, двух – 44%, трех – 54% и четырех –

64%. При нарушении этого государство вводит экономические санкции[7].

Конкуренция возникает на основе преодоления монополии государства в

проведении страхования. Но это не означает ликвидации государственных

страховых организаций, но они не должны утверждать себя с равноправном

соперничестве с АО, корпоративными обществами и ОВС. Именно при таких

условиях конкуренция более действенная, так как у страхователей должна быть

возможность выбора.

Конкуренция относится к проведению добровольных видов страхования. Она

предполагает создание страхователям возможностей для заключения договоров

имущественного и личного страхования на условиях, наиболее полно отвечающих

их интересам.

Конкуренция побуждает страховые компании разрабатывать и внедрять новые

виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент

услуг, ориентированных на интересы конкретных социально-экономических групп

населения, а также предприятий, базирующихся на различных формах

собственности.

При проведении одинаковых видов страхования конкуренция выражается в

создании удобных форм заключения договоров и уплаты страховых взносов,

снижения тарифных ставок, быстрой работе, оперативной выплате страховочных

сумм. Отсюда следует, что конкуренция возможна даже при проведении

обязательных видов страхования.

Существует ценовая и неценовая конкуренция.

В основе ценовой конкуренции – тарифная ставка, по которой заключаются

договора. Такой способ конкурентной борьбы применим для страховщиков –

аутсайдеров, которые не в состоянии бороться с более крупными и успешными

компаниями.

Неценовая конкуренция – выдвигается на первый план дополнительные

сервисные услуги (преимущественное право приобретения акций страховой

компании, бесплатные юридические консультации и др.) Сильное орудие

неценовой конкуренции – реклама. Цель рекламы – способствовать заключению

новых и возобновление ранее действовавших договоров страхования. С ее

помощью страховая компания стремится создать престижный имидж своей

организации в глазах страхователей.

Реклама может не ограничиваться сообщением о видах страхования, порядке

заключения договоров, выплате страховочной суммы. В ней также должна

содержаться информация о страховой организации, ее уставном капитале,

акционерах, активах и пассивах баланса. Только при таких условиях у

страховщиков будет реальная возможность решить вопрос о том, какой

страховой компании доверить средства.

К незаконным методам ценовой конкуренции относятся: шпионаж,

переманивание специалистов, владеющих ценной информацией, подлог страховых

свидетельств.

Из предположения, что конкуренция – главное условие перехода к рыночным

отношениям, вытекает право различного рода организаций и граждан заниматься

страховым делом.

Но страхование – это особая сфера деятельности, которая должна

обеспечивать защиту юридических и физических лиц при наступлении тяжелых

событий. Эта сфера должна быть надежной и гарантированной, следовательно,

страхование нуждается в особых мерах государственного регулирования. Оно

должно базироваться на прочном экономическом и юридическом фундаменте.

Таким образом, в стране создается механизм регистрации страховых

организаций, лицензирования страховых операций и контроля со стороны

страхового надзора (чтобы страховые компании не переступали порог, когда

могут пострадать интересы страхователей). Неприемлемо снижение тарифов до

уровня, когда нарушается финансовая устойчивость компании. В инвестировании

страховых резервов приоритет отдается самым надежным, а не самым прибыльным

компаниям.

Сочетание конкуренции и государственного регулирования – необходимо для

стимулирования развития страхового дела в сферах, где нет надежды на

существенную прибыль (страхование урожая, экологических рисков).

Конкурирующие организации, исходя из своих интересов, отдают приоритет

менее трудоемким и более дорогим видам страхования, операциям с небольшим

риском и высокими финансовыми результатами. Таким образом, необходим

механизм, обеспечивающий выживание страховой компании, проводящих

общественно значимые виды страхования.

Выделяют экономические и организационные параметры, характеризующие

конкурентоспособность страховщика.

Экономические:

- расходы на высококвалифицированный персонал;

- комиссионное вознаграждение страховых агентов;

- налогообложение доходов от страховой деятельности.

Организационные: система скидок и льгот страхования по срокам и

условиям договоров страхования.

В идеале оба параметра конкурентоспособности должны быть ориентированы

на учет потребностей всех потенциальных клиентов.

2.1. Формы проведения страхования.

Исходя из многообразия объектов, подлежащих страхованию, различий в

объеме страховой ответственности, степени риска и категориях страхователей

однородные и взаимосвязанные понятия в области страхования подлежат

классификации.

Страховые услуги могут быть предоставлены на условиях обязательности

или добровольности. Соответственно по форме проведения страхование может

быть обязательным и добровольным.

Обязательную форму страхования отличают следующие принципы:

1. Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому

страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи -

вносить причитающиеся страховые платежи.

Закон обычно предусматривает:

- перечень подлежащих обязательному страхованию объектов;

- объем

страховой ответственности;

- уровень или нормы страхового обеспечения;

- порядок установления тарифных ставок или средние размеры этих ставок с

предоставлением права их дифференциации на местах;

- периодичность внесения страховых платежей;

- основные права страховщиков и страхователей.

1. Сплошной охват обязательным страхованием указанных в законе объектов.

Для этого страховые органы ежегодно проводят по всей стране регистрацию

застрахованных объектов, начисление страховых платежей и их взимание в

установленные сроки.

2. Автоматичность распространение обязательного страхования на объекты,

указанные в законе. Страхователь не должен заявлять в страховой орган о

появлении в хозяйстве подлежащего страхованию объекта. Данное имущество

автоматически включается в сферу страхования. При очередной регистрации

оно будет учтено, а страхователю предъявлены к уплате страховые взносы.

Так, например, действующее законодательство устанавливает, что строения,

принадлежащие гражданам, считаются застрахованными с момента установления

на постоянное место и возведения крыши.

3. Действие обязательного страхования независимо от внесения страховых

платежей. В случаях, когда страхователь не уплатил причитающиеся

страховые взносы, они взыскиваются в судебном порядке. В случае гибели

или повреждения застрахованного имущества, не оплаченного страховыми

взносами, страховое возмещение подлежит выплате с удержанием

задолженности по страховым платежам. На не внесенные в срок страховые

платежи начисляются пени.

4. Бессрочность обязательного страхования. Она действует в течение всего

периода, пока страхователь пользуется застрахованным имуществом. Только

бесхозное и ветхое имущество не подлежит страхованию. При переходе

имущества к другому страхователю страхование не прекращается. Оно теряет

силу только при гибели застрахованного имущества.

5. Нормирование страхового обеспечения по обязательному страхованию. В

целях упрощения страховой оценки и порядка выплаты страхового возмещения

устанавливаются нормы страхового обеспечения в процентах от страховой

оценки или в рублях на один объект.

В РФ к сфере обязательного страхования относятся:

. Обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам (жилые

дома, строения, животные), гибель или повреждение которых

затрагивает не только личные, но и общественные интересы;

. Государственное обязательное личное страхование должностных лиц

таможенных органов РФ;

. Государственное обязательное страхование личности от риска,

радиационного ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы;

. Государственное обязательное страхование медицинских и научных

работников на случай инфицирования СПИДом;

. Государственное обязательное страхование пассажиров от несчастных

случаев на воздушном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и

автомобильном транспорте;

. Государственное обязательное личное страхование военнослужащих и

военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов

внутренних дел;

. Государственное обязательное личное страхование сотрудников

Государственной налоговой службы РФ;

. обязательное страхование работников предприятий с особо опасными

условиями работы (пожарные дружины, летно-подъемный состав

гражданской авиации, горноспасательные отряды, полярники, взрывники,

инкассаторы, испытатели новой техники и др.)

Добровольная форма страхования построена на соблюдении следующих принципов:

1. Добровольное страхование действует в силу закона, и на добровольных

началах. Закон определяет подлежащие добровольному страхованию объекты и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.