рефераты скачать

МЕНЮ


Рынок ценных бумаг

которые осуществляют законодательную инициативу по регулированию развития

региональных рынков ценных бумаг;

администрации автономных республик, краев, областей, городов и районов

и иные территориальные органы исполнительной власти, которые осуществляют

текущий контроль и управление региональными рынками ценных бумаг, а также

выпуск муниципальных ценных бумаг;

территориальные управления, представительства, отделы и комитеты ФКЦБ,

Министерства финансов, Мингосимущества, РФФИ, Центрального банка,

Федерального казначейства, Министерства по антимонопольной политике и

поддержке предпринимательских структур, которые осуществляют функции

федеральных органов непосредственно в регионах;

федеральные комитеты, министерства и управления, которые осуществляют

руководство фондовыми операциями в организациях, находящихся в их

подчинении;

фондовые биржи и фондовые отделы товарных и валютных бирж, которые

организуют биржевую торговлю ценными бумагами; региональные комиссии по

рынку ценных бумаг в краях и областях, которые контролируют и регулируют

деятельность рынка ценных бумаг в регионах;

инвестиционные фонды и компании, которые занимаются про--фессиональнои

специализированной деятельностью на региональных рынках ценных бумаг;

коммерческие банки, которые выпускают свои ценные бумаги и участвуют в

фондовых операциях других участников региональных рынков ценных бумаг,

осуществляют операции с государственными и корпоративными ценными бумагами;

фондовые центры и магазины, которые занимаются реализацией ценных

бумаг;

пенсионные фонды и страховые компании, которые вкладывают временно

свободные финансовые ресурсы в ценные бумаги;

депозитарии и реестродержатели, которые хранят ценные бумаги и ведут их

реестр;

саморегулируемые организации, которые являются общественными

объединениями профессиональных участников региональных рынков ценных бумаг

и вырабатывают стандарты их поведения на рынке;

акционерные общества, которые выпускают ценные бумаги (преимущественно

акции);

юридические и физические лица, которые в рамках действующего

законодательства могут совершать различные фондовые операции. На рынке

ценных бумаг различают три основных формы деятельности: 1) государственную;

2) профессиональную; 3) частную. Государственной деятельностью на рынке

ценных бумаг занимаются Президент РФ, Совет Федерации,-Государственная

Дума, Правительство РФ, ФКЦБ, Центральный банк, Министерство финансов,

Министерство экономики, областные администрации. К профессиональной

деятельности относится работа фондовых бирж, фондовых ,отделов товарных и

валютных бирж, инвестиционных фондов и компаний, брокеров, дилеров,

маклеров, специализированных реестродержателей, лиц, профессионально

занимающихся депозитарной деятельностью, клирингом, аудитом операций с

ценными бумагами и др. Профессиональные участники рынка ценных бумаг

обязаны иметь квалификационные аттестаты и лицензию. Особое место среди

участников рынка ценных бумаг занимают самоуправляемые организации, которые

являются объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Частной деятельностью на рынке ценных бумаг занимаются остальные участники

рынка, которые не относятся к профессиональным участникам и не имеют

лицензии на право ведения профессиональной деятельности на рынке.

Участники рынка ценных бумаг могут осуществлять различные виды

деятельности (брокерская, дилерская, организация торговли Ценными бумагами,

ведение реестра ценных бумаг, траст, клиринг, хранение, залог, консалтинг и

др.). Дадим краткую характеристику К основных видов деятельности на рынке

ценных бумаг.

1. Брокерская деятельность. Брокер за чужие деньги, за комиссионное

вознаграждение выполняет поручения, обычно купить или продать ценные

бумаги.

2. Дилерская деятельность. Дилер за собственные деньги на свой

страх и риск ведет фондовые операции.

3. Маклерская деятельность. Маклер (спекулянт) играет на повышение или

понижение цен на фондовом рынке в целях получения прибыли.

4. Депозитарная деятельность. Депозитарии предлагают хранение ценных бумаг

под определенную ответственность и на определенных условиях. В настоящее

время в России создается единая Национальная депозитарная сеть.

5. Клиринговая деятельность. Клиринг на рынке ценных бумаг

предполагает выполнение обязательств по поставке ценных бумаг и расчетам по

ним.

6. Трастовая деятельность. Траст (доверительное управление) основан на

передаче доверительному управляющему по трастовому договору всех или части

полномочий по управлению и распоряжению ценными бумагами.

7. Ведение реестра ценных бумаг. Реестродержатель осуществляет все

предусмотренные законодательством операции по учету движения ценных бумаг и

отражению в реестре права собственности на них.

8. Организация торговли,ценными бумагами. Организованная торговля

ценными бумагами происходит на фондовых биржах, деятельность которых

регулируется Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и учредительными

документами (уставом) биржи.

9. Консалтинг. Консультационная, аналитическая деятельность на рынке

ценных бумаг основана на широком использовании экспертных, рейтинговых

оценок, логическом моделировании. Консалтинг - это профессиональная помощь

в форме консультаций или рекомендаций со стороны высококвалифицированных

специалистов по анализу, прогнозу и решению практических проблем на рынке

ценных бумаг.

5. Понятие механизма функционирования рынка ценных бумаг

Механизм функционирования рынка ценных бумаг - это взаимодействие

различных субъектов рынка, связанное с осуществлением фондовых операций.

Этот механизм регламентируется действующим законодательством. Он зависит от

концепции развития фондового рынка в национальной экономике, конкретной

финансовой политики того или иного региона. Эффективность его работы во

многом определяется уровнем развития инфраструктуры рынка " ценных бумаг.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг имеет свои особенности,

которые связаны с конкретной структурой обращающихся ценных бумаг, деловой

активностью тех или иных участников рынка, общим состоянием экономики,

выбранной моделью рынка. Он должен учитывать специфику и природу отдельных

ценных бумаг как финансовых инструментов. Коносаменты, товарные фьючерсы,

опционы, товарные (коммерческие) векселя используются в операциях на рынке

производственной продукции, товаров и услуг. Закладные отражают операции на

рынке земли. Финансовые фьючерсы, опционы, векселя связаны с финансовыми

ресурсами, рынком ссудного капитала.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг зависит от составных

элементов этого рынка, т.е. его структуры. Рынок ценных бумаг может быть

условно разделен на отдельные сектора: .

• по структуре участников. Рынок ценных бумаг включает в себя, с одной

стороны, эмитентов (юридических или физических лиц), выпускающих ценные

бумаги, с другой стороны, инвесторов (юридических или физических лиц),

покупающих ценные бумаги, а также посредников (дилеров, брокеров, маклеров

и др.), помогающих обращению ценных бумаг и совершению фондовых операций;

• по экономической природе ценных бумаг, по их отношению к

собственности (владение, распоряжение, пользование);

• по связи ценных бумаг с выпуском, первичным размещением и последующим

обращением (первичный и вторичный рынок). На первичном рынке происходит

выпуск ценных бумаг в обращение (эмиссия), а на вторичном - осуществляются

различные операции с уже выпущенными ценными бумагами (фондовые операции);

• по эмитентам и инвесторам (государство, органы местного

самоуправления, юридические и физические лица);'

• по гражданству эмитентов и инвесторов (резиденты и нерези денты);

• по территории, на которой обращаются ценные бумаги (региональный,

национальный и мировой рынок);

• по степени риска (высокорисковый, среднерисковый и малорисковый

рынок).

Отдельные сектора (сегменты) рынка ценных бумаг оказывают существенное

влияние на его развитие.

6. Этапы развития рынка ценных бумаг

В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить

следующие этапы.

Дореволюционный период. В XVIII-XIX веках и начале XX века в России

активно использовались долговые расписки, облигации и казначейские

обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-

Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении

различные ценные бумаги.

Особое распространение получили векселя, облигации, расписки

казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации

государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог)

Советский период. В годы НЭПа существовал весь спектр разнообразных

ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В.Сталина в

стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного

сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались ив

счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации были

погашены через 35-40 лет.

В 1990-1991 гг. началось возрождение рынка ценных бумаг в России.

Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-

правовой базы фондового рынка.

Постсоветский период. В 1992 г. Верховный Совет РФ принял

"Государственную программу приватизации государственных и муниципальных

предприятий в Российской Федерации на 1992 г.", были разработаны

законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги

по ее выполнению. С принятием-данной программы в России была совершена

тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного

общественного строя другим.

В период 1993-1994 гг. обвальный характер приватизации практически

разделил общество на противоположные группы - крупные собственники

(владельцы капитала и крупные акционеры пред-приятий), мелкие и мельчайшие;

реальные и формальные собственники. Каждый гражданин теоретически имел

равные права в начале приватизации, получив право на часть государственной

собственности в форме приватизационного чека. В принципе личным делом

каждого было решение вопроса о том, как поступить с приватизационным чеком:

продать его, подарить или обменять на акции выбранного предприятия. Однако

практически граждане оказались с разными результатами: одни стали реальными

собственниками, другие - нет. Это было связано с разными финансовыми

возможностями различных групп населения (одни имели возможность скупать

"ваучеры", а другие искали возможность их продать), уровнем их

информационной осведомленности, психологическим-и установками и мотивацией

поведения. Общая неготовность общества к разгосударствлению подтверждалась

заторможенной реакцией большинства населения в начале приватизации,

получением приватизационных чеков в основном в поздние сроки, продлением

сроков вложения "ваучеров", низкой активностью участия населения в

проводимых специализированных чековых аукционах. В процессе обвальной

приватизации произошла трансформация (изменение) отношений собственности. В

результате приватизации и акционирования весьма значительная часть

предприятий перешла из государственной в частную собственность.

Летом 1994 г. начался массовый выпуск государственных ценных бумаг.

Правительство под давлением внешних кредиторов пересмотрело отношение к

традиционным, эмиссионным источникам финансирования государственного

бюджета. Путем продажи государственных ценных бумаг в бюджет привлекалось

несколько десятков триллионов неденоминированных рублей ежегодно. В целом

это имело важное значение для сокращения бюджетного дефицита за счет

внутренних безинфляционных заимствований. Однако это уменьшило

необходимость интенсивного развития производства, что вызвало снижение

объема и темпов роста валового национального продукта. Кроме того,

увеличение государственного долга впоследствии привело к росту нагрузки

на'бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным

заимствованиям и погашения государственных ценных бумаг.

В 1995-1996 гг. получило развитие государственное регулирование рынка

ценных бумаг. В этот период были приняты фундаментальные нормативно-

правовые акты. Вступили в силу Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы

"Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг" и др. К началу 1996 г.

значительных масштабов достигла практика использования государством

финансовых инструментов ментов рынка ценных бумаг по следующим

направлениям:

• выпус;с государственных ценных бумаг в целях финансирова ния дефицита

государственного бюджета - государственных краткосрочных обязательств

(ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного

сберегательного займа (ОГСЗ);

• реструктуризация внутреннего валютного долга – выпуск облигаций

внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

• связывание части свободных денежных средств на основе денежкой

приватизации.

Современный этап (с 1997 г.) развития рынка ценных бумаг

характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным

кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на

иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля,

увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери

государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная

правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной

мере из-за неготовности к реализации правовых норм со стороны

правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и

экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению

структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой

стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-

ноябре 1997 г. базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета

наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций

нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных

участников также была значительна.

После августовского кризиса 1998 г., несмотря на угрожающую ситуацию,

российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в

считанные дни снизились в 3-5 раз по сравнению с июнем 1998 г. и в 10-15

раз по сравнению с октябрем 1997 г. Ключевыми задачами нового этапа

развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения

инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов.

Решительные и согласованные действия государственных органов должны

способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому

вложению капитала институциональными инвесторами.

7. Тенденции развития рынка ценных бумаг в РФ

Интеграция российского рынка ценных бумаг и мировую финансовую систему,

безусловно,'при внесла ряд положительных аспектов в деятельность

резидентов, но одновременно усилила зависимость отечественного фондового

рынка от конъюнктуры международных рынков капитала.

Мировой финансовый кризис, разразившийся в 1997 г. ("азиатский

кризис"), поразил в большей степени развивающиеся страны, в том числе и

молодой рынок ценных бумаг Российской Федерации. На первой стадии кризиса

произошел отток капитала с отечественного рынка государственных и

корпоративных ценных бумаг в конце 1997 - начале 1998 гг. Репатриация

государственных займов, увеличив спрос на иностранную валюту, привела к

понижению цен на корпоративные бумаги. Падение мировых цен на сырье в

сочетании со снижением золотовалютных резервов потребовало девальвации

рубля, которая, однако, проведена не была. Установленный вместо этого

валютный коридор до 2000 г., помимо других негативных последствий, к

определенной мере дезориентировал участников фондового рынка. Котировки

акций быстро снижались. Так, индекс КТ51 за этот период снизился более чем

на 50%. Временная стабилизация финансового рынка и непродолжительная

тенденция некоторого роста биржевых индексов общей ситуации не изменили.

Весенний правительственный кризис 1998 г. и ухудшение состояния

платежного баланса страны инициировали вторую стадию кризиса российского

рынка ценных бумаг. По-прежнему остро стоял вопрос о девальвации рубля и,

кроме того, назрела необходимость срочного удешевления обслуживания

внутреннего государственного долга, сформированного в основном за счет

краткосрочных и высокодоходных ГКО-ОФЗ и превысившего к этому времени 20%

валового национального продукта. Кроме того, законодательное ограничение

лоли владения нерезидентами акциями федеральных энергетических компаний (до

25%), например РАО"ЕЭС России", послужило причиной снижения инвестиционных

рейтингов страны, ухода многих инвесторов с рынка ценных бумаг и, как

следствие, очередного повышения доходности ГКО, превысившей ъ июне 1998 г.

50-процентный рубеж. В результате произошло 20-процентное снижение цен

акций, а отечественная валюта стала еше менее устойчивой. Обострению

ситуации способствовала и эмиссия высокодоходных облигаций двух внешних

займов на общую сумму около 4 млрд долл., снизившая котировки еврооблигаций

предыдущих выпусков.

Положение на рынке усугублялось и беспрецедентным ростом в июле 1998 г.

средневзвешенной доходности ГКО-ОФЗ (до 126%), отменой ряда аукционов по их

размещению и, наконец, конвертацией ГКО в среднесрочные (до 2005 г.) и

долгосрочные (до 2018 г.) облигации, номинированные в долларах США.

Некоторое улучшение ситуации, наметившееся в середине июля, после решения

международных кредиторов оказать мощную финансовую поддержку России, было

недолгим.

Третья стадия фондового кризиса, начавшаяся в августе 1998 г.,

ознаменовалась бегством отечественных и иностранных инвесторов с рынка

государственных ценных бумаг, повлекшим дальнейшее ухудшение ситуации и на

рынке корпоративных бумаг (сводный индекс РТС-Интерфакс понизился на 30%).

Падение котировок государственных облигаций, традиционно служивших

обеспечением иностранных кредитов, вынудило банки продавать ценные бумаги

из своих портфелей и закупать валюту. Последствия очевидны - дальнейшее

падение цен на ГКО-ОФЗ и корпоративные бумаги, усиление неустойчивости

рубля.

Кульминация кризиса российского рынка ценных бумаг наступила 17 августа

1998 г. - девальвация рубля, приостановление обращения ГКО-ОФЗ,

принудительная реструктуризация долгов по ним и трехмесячная отсрочка

погашения внешней задолженности российских банков (дефолт). В результате

рынок ценных бумаг, особенно корпоративных, практически полностью утратил

свою ликвидность, а Российская Федерация - инвестиционную

привлекательность. Инвесторы (резиденты и нерезиденты) понесли огромные

убытки. Мало того, банковская система страны буквально "рухнула"; снизились

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.