рефераты скачать

МЕНЮ


Развитие рынка корпоративных ценных бумаг в России

закон от 7 августа 2001 г. №120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в

федеральный закон «Об акционерных обществах», вступивший в силу с 1 января

2002 г.[11], который внес в закон большое количество изменений и

дополнений. А во-вторых, это Постановление ФКЦБ РФ от 19 октября 2001 г.

№27 «Об утверждении Стандартов эмиссии облигаций и их проспектов

эмиссии»[12], которое вступили в силу с 10 января 2002 г.

По своему статусу Федеральный закон «Об акционерных обществах» стоит

выше Стандартов ФКЦБ. Поэтому, для начала, рассмотрим те изменения и

дополнения, которые произошли в данном законе с 2002 г., касающиеся выпуска

корпоративных облигаций и являющиеся, на наш взгляд, наиболее значимыми.

«Ранее в законе в статьях, в которых речь шла о выпуске ценных бумаг

обществом, говорилось просто о ценных бумагах. При этом всеми

подразумевалось, что в данном случае речь идет только об эмиссионных ценных

бумагах. В новой редакции закона данное расхождение между тем, что

написано, и тем, как это трактовать, было ликвидировано использованием

термина «эмиссионная ценная бумага» (ст. 33, 34, 37, 38, 39, 40, 41)».[13]

В измененном Законе отсутствует ссылка на право размещения облигаций и

иных эмиссионных ценных бумаг АО только в случае, если это предусмотрено в

уставе АО. Ранее в законе содержалась ссылка, исходя из которой общество

размещает облигации (и иные ценные бумаги) в соответствии со своим уставом

и законодательством РФ. Сейчас же – только в соответствии с

законодательством РФ. Таким образом, теперь отпадает необходимость внесения

дополнений в устав общества при принятии решения о выпуске каких-либо

эмиссионных ценных бумаг, не предусмотренных уставом.

Кроме того, установлен особый порядок принятия решения по размещению

облигаций (и иных эмиссионных ценных бумаг), конвертируемых в акции АО.

Если принимается решение о размещении путем открытой подписки

облигаций, конвертируемых в привилегированные акции или обыкновенные акции,

составляющие менее 25% ранее размещенных обыкновенных акций, то это решение

принимается общим собранием акционеров или советом директоров, если за

последним данное право закреплено в уставе АО. Здесь отметим, что в

отношении привилегированных акций долевое ограничение не устанавливается,

так как оно установлено ранее – номинальная стоимость размещенных

привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала

общества (п. 2 ст. 25).

Если принимается решение о размещении путем открытой подписки

облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющие более 25%

ранее размещенных обыкновенных акций, то это решение принимается только

общим собранием акционеров, которое (решение) принято требуемым

(установленным) количеством голосов.

При закрытой подписке размещение облигаций, конвертируемых в акции

(обыкновенные, привилегированные) АО, может осуществляться, как и ранее,

только по решению общего собрания акционеров, принятому требуемым

(установленным) количеством голосов, минимум которых изменен с 2/3 на 3/4.

В некоторых статьях закона «Об акционерных обществах» термин «выпуск»

облигаций заменен термином «размещение» облигаций. Если подходить к этому

буквально, а именно исходя из официального определения термина

«размещения» в законе «О рынке ценных бумаг»[14], то это многое меняет. В

частности, ранее в соответствии с законом «Об акционерных общества»

запрещалось делать выпуск (а значит и его регистрацию) облигаций до полной

оплаты уставного капитала АО или осуществлять выпуск облигаций без

обеспечения ранее третьего года существования общества (при условии

надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества).

Если читать буквально закон теперь, то при данных условиях регистрировать

выпуск облигаций можно, но нельзя производить их размещение до выполнения

требований законодательства (абзацы 3 и 7 п. 3 ст. 33). Если это было бы

возможно и по Стандартам (в Стандартах содержится требование о том, что

государственная регистрация выпуска облигаций не может быть осуществлена до

полной оплаты уставного капитала) то, с одной стороны, в некоторых случаях

это просто ускорило бы процедуру выпуска облигационного займа, что,

конечно, в интересах эмитента. Но с другой стороны, если исходить из

интересов инвесторов, это повысило бы риск размещения зарегистрированных

облигаций без оплаты уставного капитала и в некоторых предусмотренных

законодательством случаях без обеспечения. Но факт остается фактом. Закон

«Об акционерных обществах» не запрещает производить регистрацию выпуска

облигаций при невыполнении некоторых требований. Однако это не возможно

осуществить по Стандартам эмиссии облигаций, которые являются при этом

подзаконным актом. Теперь облигации АО могут оплачиваться только деньгами.

Старый порядок оплаты ценных бумаг неденежными средствами сохранен только в

отношении акций.

В Закон появилось требование, согласно которому размещение облигаций

общества посредством подписки осуществляется при условии их полной оплаты.

Ранее данный порядок действовал относительно облигаций, которые

оплачивались неденежными средствами.

В Закон введена статья, определяющая порядок установления цен

размещения эмиссионных ценных бумаг АО. При размещении данных ценных бумаг

путем подписки это осуществляется по цене, определенной советом директоров.

Так как в некоторых случаях решение о размещении облигаций принимается или

должно приниматься общим собранием акционеров, то, таким образом, решение

совета директоров относительно цены размещения все-таки потребуется.

«В измененном Законе установлены предельные размеры цен, при

размещении посредством подписки эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в

акции АО. Действовавшие ранее ограничения по предельному размеру цен

относились только к прочим ценным бумагам (не облигациям), конвертируемым в

акции. Кроме того, установлен предельный размер вознаграждения посредника,

участвующего в размещении эмиссионных ценных бумаг посредством подписки.

Раннее, во-первых, предел вознаграждения, не устанавливался, а, во-вторых,

вознаграждение упоминалось лишь при размещении дополнительных акций, а

также при размещении ценных бумаг (но не облигаций), конвертируемых в

акции».[15]

Что касается эмиссии корпоративных облигаций, то уже прошло чуть более

5 лет как были утверждены «Стандарты эмиссии акций при учреждении

акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов

эмиссии»[16]. Данные Стандарты регламентировали порядок выпуска акций (а

теперь только акций[17]) и корпоративных облигаций и за это время

претерпели немало изменений и дополнений. Однако несмотря на это, со

стороны многих эмитентов, да и профессиональных участников рынка ценных

бумаг можно было часто услышать высказывания о необходимости разделения

данных инструментов и принятия индивидуальных Стандартов.

В «старых» Стандартах по большому счету отсутствовало четкое

разграничение между акциями и корпоративными облигациями. По ходу работы с

документом приходилось проводить своего рода анализ по выявлению

требований, относящихся к тому или иному финансовому инструменту. При этом

иногда инструмент не назывался своим непосредственным именем, а проходил

под термином «иные ценные бумаги». Все это, конечно, затрудняло работу с

таким важным для эмитента документом, особенно если имело место первая

эмиссия ценных бумаг, будь то акций или облигаций. С позиции инвесторов

критике мог вполне подвергнуться порядок представления и раскрытия

информации эмитентом. На момент выпуска ценных бумаг она могла уже быть

существенно устаревшей.

Не смотря на то, что многие положения в законе «Об акционерных

обществах» затрагивают процесс эмиссии облигаций, конвертируемых в акции,

новые Стандарты не регламентируют данную процедуру, так как в соответствии

с ними же это регулируется иными (надо полагать пока еще старыми)

Стандартами.

Рассмотрим основные изменения и дополнения, которые произошли в

Стандартах эмиссии и на которые стоит обратить внимание.

При оплате облигаций неденежными средствами появилось требование о

том, что решение о размещении (не путать с решением о выпуске) облигаций

должно содержать перечень имущества (определенное родовыми признаками),

которым могут оплачиваться облигации. Ранее такое требование

распространялось только на акции, размещаемые путем подписки. Так как

облигации, размещаемые акционерным обществом, должны в соответствии с п.2

ст. 34 закона «Об акционерных обществах» оплачиваться только денежными

средствами[18], данное требование относится к эмитентам, имеющим иную

организационно-правововую форму.

Как и в новой редакции закона «Об акционерных обществах», в

Стандартах появился пункт, в соответствии с которым размещение облигаций

акционерным обществом (отметим, что только акционерным обществом)

осуществляется при условии их полной оплаты. В старых Стандартах это

относилось к облигациям, размещаемым траншами любым эмитентом не зависимо

от организационно-правовой формы. Исходя из последнего имеем, что на

сегодня эмитенты, не являющиеся АО, имеют право размещать облигации и без

условия их полной оплаты.

При размещении облигаций путем закрытой подписки отдельно выделен

случай, при котором размещение облигаций осуществляется взамен иного

обязательства, существовавшего между эмитентом и приобретателем облигаций.

В проекте Стандартов данное размещение получило название новации долга.

«Установлен порядок, предусматривающий предоставление обеспечения

каждому приобретателю облигаций в процессе их купли-продажи, если имеет

место выпуск обеспеченных облигаций: в решении о выпуске должно быть

определено, что приобретение облигаций означает (т.е. из самого факта

приобретения) заключение приобретателем облигаций договора, в соответствии

с которым предоставляется обеспечение выпуска облигаций».[19]

Можно говорить, что в качестве обеспечения по облигациям может

выступать поручительство, банковская гарантия, залог имущества, а также

иное обеспечение. Здесь стоит обратить внимание на поручительство и

банковскую гарантию, так как в этом случае могут возникнуть некоторые

сложности, связанные с размещением и обращением облигаций, обусловленные

требованиями Гражданского кодекса РФ, в котором не прописаны условия

предоставления обеспечения, упомянутые в Стандартах.

Если говорить о поручительстве, то поручительство – это договор,

который заключается в письменной форме между поручителем и кредитором (в

нашем случае владельцем облигаций)[20]. Т.е. здесь встает проблема

необходимости заключения договора поручительства каждый раз при смене

собственника облигаций.

Если говорить о банковской гарантии, то она представляет собой

одностороннее письменное обязательство гаранта перед кредитором (владельцем

облигаций). Из ее одностороннего характера следует, что она сохраняет свою

юридическую силу и в том случае, если в гарантии не указан конкретный

кредитор. В этом плане она менее требовательна по сравнению с

поручительством, где должен фигурировать конкретный кредитор. Однако в этом

случае банковская гарантия исполняется в пользу того кредитора, который

предъявил гаранту подлинник банковской гарантии[21]. Таким образом, это

также идет в разрез с условиями предоставления обеспечения, указанными в

Стандартах, и потенциально ограничивает возможности вторичного обращения

облигаций. («Решение о выпуске облигаций, предусматривающее предоставление

обеспечения выпуска облигаций, должно устанавливать, что приобретение

облигаций означает заключение приобретателем облигаций договора, в

соответствии с которым предоставляется обеспечение выпуска облигаций, или

волеизъявление приобретателя облигаций воспользоваться правами бенефициара,

вытекающими их банковской гарантии. Условия договора, в соответствии с

которым предоставляется обеспечение выпуска облигаций, или банковская

гарантия должны определять, что с переходом прав на облигацию к

приобретателю переходят права по указанному договору (банковской гарантии)

в том же объеме и на тех же условиях, которые существуют на момент перехода

прав на облигацию. Условия договора, в соответствии с которым

предоставляется обеспечение выпуска облигаций, или банковская гарантия

должны прилагаться к решению о выпуске облигаций») (п. 4.10).

Для именных облигаций и облигаций с условием обязательного

централизованного хранения их сертификатов в депозитарии предусмотрено

установление в решении о выпуске предельной даты закрытия реестра для целей

исполнения обязательств по облигации – не более 7 дней до даты исполнения

обязательства. Ранее дата закрытия реестра определялась эмитентом

самостоятельно. Обычно это было в день, предшествующий 5 (например, «ММК»),

6 (например, концерн «Калина») и 7 (например, «МГТС», «Аэрофлот») дням до

даты исполнения обязательства. («Решение о выпуске именных облигаций или

облигаций с условием обязательно централизованного хранения их сертификатов

в депозитарии должно содержать указание на дату составления списка

владельцев облигаций для исполнения по ним обязательств (выплата доходов,

погашение), которая не может быть более 7 дней до даты исполнения (начала

исполнения) обязательств, а также указание на то, что исполнение

обязательства по отношению к владельцу, включенному в список владельцев

облигаций, признается надлежащим, в том числе в случае отчуждения облигаций

после даты составления списка владельцев облигаций») (п. 4.11).

«Решение о выпуске облигаций теперь должно дополнительно раскрывать

порядок заключения договоров, на основании которых осуществляется

размещение облигаций (п. 4.8), а также возможные действия владельцев

облигаций в случае отказа эмитента от исполнения своих обязательств,

включая порядок раскрытия информации о неисполнении или ненадлежащем

исполнении обязательств эмитентом по облигациям (п. 4.12)».[22]

Произошли изменения в количестве экземпляров документов,

представляемых для государственной регистрации выпуска облигаций. В

основном количество всех представляемых экземпляров документов увеличилось

в два раза. Кроме того, появились некоторые особенности оформления или

заверки данных документов.

В новых Стандартах отсутствует ряд документов, упоминавшихся ранее в

перечне документов, представляемых для государственной регистрации выпуска

облигаций. В частности старая редакция стандартов требовала:

1) Копию письма Государственного комитета РФ по статистике об учете

эмитента в Едином государственном регистре предприятий и организаций;

2) Документ, подтверждающий обстоятельства, освобождающие эмитента от

заключения договора с регистратором о ведении реестра.

Новая редакция требует:

1) Два экземпляра заверенных эмитентом копий договора, заключенного между

эмитентом и организацией, принимающей на себя обязательство по

централизованному хранению сертификатов облигаций в случае эмиссии

документарных облигаций, условия выпуска которых предусматривают

обязательное централизованное хранение их сертификатов.

2) Если обеспечением облигаций выступает имущество третьего лица,

представляется документ, подтверждающий его рыночную стоимость в

соответствии с требованиями законодательства. В случае иного

обеспечения - представляется заверенная эмитентом бухгалтерская

отчетность третьего лица за последний завершенный финансовый год и за

последний квартал, предшествующий утверждению решения о выпуске

облигаций;

3) Два экземпляра документов, подтверждающих одобрение уполномоченным

органом третьего лица предоставления обеспечения, в случае наличия у

такой сделки признаков крупной или в которой имеется

заинтересованность;

4) Два экземпляра справки от эмитента, свидетельствующей о принятии

налоговыми органами всей предоставляемой бухгалтерской отчетности в

случае отсутствия на ней отметки налоговых органов о ее принятии.

По сравнению со старой редакцией в новой сокращены сроки представления

документов на государственную регистрацию выпуска облигаций: с трех до

одного месяца с даты утверждения решения.

Произошли изменения в способе размещения облигаций, размещаемых

траншами. Ранее указывалось, что это просто подписка (т.е. и открытая, и

закрытая). Теперь только открытая подписка.

Отсутствует требование оплаты облигаций, размещаемых траншами, только

денежными средствами (но не для АО, для которого оплата размещаемых

облигаций установлена законом «Об акционерных обществах» только денежными

средствами), а также требование погашения и выплат процентов по данным

облигациям тоже только денежными средствами.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации

отчета об итогах выпуска облигаций, расширен. Теперь в нем появились

заявление, анкета эмитента.

Отчет об итогах выпуска облигаций представляется в 4-х экземплярах.

Его текст, а также текст анкеты дублируются на одном магнитном носителе.

В случае оплаты облигаций имуществом, стоимость которого превышает

заданный в Стандартах уровень, отчет независимого оценщика, представляемого

с другими документами на государственную регистрацию отчета, о рыночной

стоимости данного имущества составляется не ранее, чем на дату утверждения

решения о выпуске облигаций.

В Стандартах эмиссии появился раздел, посвященный программам эмиссии

облигаций, выпуск которых объединен одной инвестиционной программой или

одним бизнес-планом. В данном случае регистрирующий орган осуществляет

одновременную регистрацию двух или более выпусков облигаций. Каких-либо

льгот данная схема выпуска облигаций не содержит. Наоборот, в

регистрирующий орган при регистрации выпуска дополнительно должны быть

представлены два экземпляра бизнес-плана (инвестиционной программы), два

экземпляра планов размещения и погашения облигаций, которые должны строго

соблюдаться.

Глава 2. Анализ деятельности субъектов российского рынка корпоративных

облигаций.

2.1. Анализ положительных и отрицательных факторов, влияющих на развитие

рынка корпоративных облигаций в России.

Как говорилось в первой главе дипломной работы, за период с лета

1999 года 41 компания разместила облигации на общую сумму свыше 55 млрд

рублей. Эмитентами новых инструментов выступили как промышленные

предприятия, так и целый ряд банков.

При этом можно отметить, что некоторые компании осуществляют не

разовые размещения, а приняли специальные долгосрочные программы выпуска

облигаций, что свидетельствует о росте популярности этих бумаг как

эффективного инструмента привлечения финансовых ресурсов.

За последние полгода быстрыми темпами развивается вторичный рынок

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.