рефераты скачать

МЕНЮ


Расходы бюджета РФ и РБ

всего на расчёты, т.е. был значительно сокращён объём взаимных неплатежей

предприятиям, временно удалось разрешить проблему формирования оборотных

средств. Однако, необеспеченный поток денежных средств объёмом 150

миллиардов рублей в ценах 1992 года, влитый в экономику в июле 1992 года в

августе-сентябре того же года привёл ко второму, значительному витку цен,

по масштабам почти равным росту цен на 1.01.92 г.

В настоящее время, бюджетные ссуды имеют более здоровую основу, т.к.

выдаются на мероприятия, связанные с реализацией федеральных программ по

специальным распоряжениям правительства, т.е. не выступают актом

благотворительности, а ориентированы на отдачу в виде экономического роста,

расширения воспроизводства. Бюджетные кредиты предусмотрены и на уровне

бюджетов субъектов Российской Федерации. На региональном уровне такие

кредиты направляются в преобладающей степени на развитие малого бизнеса и

более эффективны, т.к. здесь возможен более оперативный и жёсткий контроль

за реализацией кредитного проекта.

Проанализируем расходы федерального бюджета на 1998 год.

Таблица 4

|№|Наименование расходов |Сумма в |

| | |млрд. |

| | |руб. |

|1|Государственное управление и |12,06 |

| |местное самоуправление | |

|2|Международная деятельность |14,49 |

|3|Национальная оборона |81,77 |

|4|Фундаментальные исследования и |11,16 |

| |содействие научно-техническому | |

| |прогрессу | |

|5|Промышленность, энергетика и |27,49 |

| |строительство | |

|6|Сельское хозяйство и рыболовство |12,02 |

|7|Образование |17,25 |

|8|Культура, искусство и |3,57 |

| |кинематография | |

|9|Здравоохранение и физическая |9,43 |

| |культура | |

|1|Социальная политика |35,07 |

|0| | |

|1|Обслуживание государственного долга|124,14 |

|1| | |

| |ВСЕГО |512,93 |

Расходы федерального бюджета на развитие промышленности, энергетики и

строительства составляют 27,49 миллиардов рублей. Наиболее крупными

статьями здесь являются:

Государственная поддержка угольной отрасли 5,69 миллиардов рублей;

Конверсия оборонной промышленности 1,48 миллиардов рублей;

Строительство, в том числе жилищное 4,86 миллиардов рублей;

Государственные инвестиции составляют 17, 4 миллиардов рублей, в то

время как общий объём инвестиций составляет 450 миллиардов рублей. Доля

государственных инвестиций в их общем объёме, таким образом, составляет

3,8%. Это очень низкий уровень, свидетельствующий о практически полной

утрате государственного регулирования структурной политики, отсутствие

стратегии обновления основных фондов. В разделе «Промышленность, энергетика

и строительство» не наблюдается развитие машиностроения, обрабатывающей

промышленности, использование мощностей которых находится на уровне около

20%. Неконкурентоспособная отечественная обрабатывающая промышленность

исчезает, при этом не принимается никаких серьёзных мер по повышению её

конкурентоспособности и технологического уровня.

2.1.1. Расходы на оборону

Остановимся подробнее на статье «Национальная оборона», которой в

расходной части федерального бюджета на 1998 год отводится 81,77 миллиардов

рублей. Чрезмерная военная нагрузка на экономику и опасность продолжения

гонки вооружений обусловили необходимость значительного снижения объёма

военного производства и конверсии оборонной промышленности Российской

Федерации. В долговременном плане глобальное сокращение вооружений и

уменьшения производства оружия, сопровождаемое переходом к демократической

системе государственного управления будут способствовать усилению

стабильности, поэтому необходимо оценить последствия резкого снижения

федеральных расходов на оборону и конверсии оборонной промышленности,

положение с экспортом технологий. К 1994 году затраты на оборону в

Российской Федерации были резко снижены: до 4,4% от ВВП, или в 2,3-2,5 раза

по сравнению с уровнем СССР. Особенно глубоким было сокращение военных

расходов в 1992 году – почти на 70% – в целях снижения дефицита бюджета.

В 1995 году доля федеральных затрат на оборону составила около 3% ВВП;

при этом задолженность по государственным закупкам вооружения и военной

техники превысила за год 23%. В абсолютном выражении затраты на оборону в

Российской Федерации в 1989 – 1994 гг. уменьшились более, чем в семь раз (в

США за тот же период они сократились в 1,27 раза).

Что касается экспорта вооружений, то в Российской Федерации в настоящее

время характерно уменьшение его функций: если ранее он был инструментом

внешней политики страны, то сейчас стал источником финансовых ресурсов,

сравниваемый по объёму с оказываемой международной помощью. Однако экспорт

оружия так же резко уменьшился и не смог компенсировать снижение

федеральных ассигнований на закупки вооружения и военной техники и на

конверсию.

Снижение абсолютных размеров бюджетных ассигнований на оборону в

Российской Федерации сопровождалось существенными структурными сдвигами, а

именно:

- уменьшением почти в три раза затрат на военные НИОКР (с 18,6% в 1990 г.

до 7,1% в федеральных расходах на оборону в 1995 г. за вычетом погашения

задолженности за 1994 г.);

- снижением более, чем в два раза доли затрат на закупки вооружения и

военной техники (с 43,7% в 1990 г. до 17,3% в 1995 г.);

- резким ростом доли затрат на содержание армии и флота (включая расходы на

военный и гражданский персонал, а так же на материалы, топливо и горючее,

техническое обслуживание и ремонт и пенсии военнослужащим), которая

увеличилась в два раза (с 30,6% в 1990 г. до 62% в 1995 г. и в 1996 году

она держалась на уровне 63,6%).

Таким образом, в 1990 – 1995 гг. реальные абсолютные размеры затрат на

военные НИОКР, а так же на закупки вооружения и военной техники снизились

по самым минимальным оценкам более, чем в десять раз. При столь резком

сокращении затрат на оборону создаются предпосылки для обострения

политических, социальных и экономических проблем.

Последствиями этого являются:

- резкое сокращение и в ряде случаев практически полное прекращение выпуска

новой техники;

- существенное выбытие и отсутствие средств для обновления военной техники;

- сокращение ремонтной базы;

- снижение боеготовности военной техники вследствие финансовых ограничений

и недостаточной укомплектованности воинских частей и соединений

специалистами;

- потеря функциональной целостности отдельных систем.

Схема 1

[pic]

Из Схемы 1 видно, что расходы на оборону в Российской Федерации

медленно идут на убыль. Прогноз динамики военных расходов в постоянных

ценах Российской Федерации показал, что современная доля расходов на

оборону в ВВП (около 4%) будет недостаточно для обеспечения баланса сил с

соседними странами начиная с первой половины следующего десятилетия (даже с

учётом более высокого качества отечественной военной техники и НИОКР). Для

поддержания надёжного баланса сил Российской Федерации придётся значительно

увеличить долю расходов на оборону в ВВП после 2000 года – примерно 8-9%,

то есть уровня, близкого к уровню в СССР в 80-е годы.

2.1.2. Бюджетные трансферты в аграрный сектор

Развитие агропромышленного комплекса - приоритетное направление

экономики любого типа, в последние годы в связи с либерализацией цен и

ужесточением кредитной политики, произошло ухудшение финансового положения

агропромышленного комплекса. Были приостановлены процессы укрепления

материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития

социальной инфраструктуры на селе. Поэтому были приняты решения

направленные на увеличение государственной поддержки агропромышленного

комплекса, основными положениями бюджетной поддержки АПК являются:

- финансирование проведения земельной реформы;

- финансирование поддержки развития фермерства;

- создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе;

- поддержка социальной инфраструктуры села;

- мелиорация земель и поддержание мелиоративных систем;

- улучшение земель связанное с повышением плодородия;

- поддержка развития местных баз строительной индустрии и

строительных материалов;

- строительство и реконструкция предприятий пищевой и

перерабатывающей промышленности;

- финансовая помощь по землеустройству.

По разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в целом выделено 12,02

миллиардов рублей бюджетных ассигнований (см. таблицу 4), из них возвратных

средств 9,9, из которых 4 миллионов рублей направлены на расходы по

формированию Федерального продовольственного фонда, 4,5 миллионов рублей

направлены на расходы на формирование фонда льготного кредитования сезонных

затрат, и 1,4 миллионов рублей направлены на расходы по формирование

лизингового фонда.

Вообще, уровень государственных затрат на сельское хозяйство в

значительной мере определяется не экономическими, а политическими

причинами, а именно силой аграрного лобби в законодательном органе. В

Российской Федерации в отличие от развитых стран влияние этого лобби

обусловлено не только более высоким удельным весом аграрного сектора в

национальной экономике. Если в других странах сферы АПК заинтересованы в

государственном субсидировании сельскохозяйственных производителей лишь

косвенно, так как независимые в финансовом отношении фермеры предъявляют

активный спрос на их товары и услуги, то в Российской Федерации предприятия

этих сфер получают в некоторых случаях прямые трансферты из бюджета за счёт

статьи «Сельское хозяйство и рыболовство».

Доля затрат по статье «Сельское хозяйство и рыболовство» в федеральном

бюджете за годы реформ, казалось бы, несколько снизилась, однако влияние

аграрной фракции в Государственной Думе определяется так же и тем, что при

вынужденном секвестировании расходов федерального бюджета расходы на АПК

сокращаются в меньшей мере, чем по другим статьям. При рассмотрении

структуры бюджета Российской Федерации нужно принимать во внимание то, что

статья «Сельское хозяйство и рыболовство» включает в себя не весь перечень

затрат на АПК, их отдельные элементы так же содержатся и в других расходных

статьях. Но и это ещё не все затраты государства на продовольственный

комплекс Российской Федерации. Налоговые льготы сельскохозяйственным

производителям в 1995 году, по данным Министерства Финансов Российской

Федерации равнялись 20 триллионов рублей (около 1,5% ВВП). Более того,

государственный товарный кредит сельскому хозяйству на деле означал прямое

субсидирование сельского хозяйства на 12 триллионов рублей за счёт доходной

части федерального бюджета (в виде недоплаченных налогов поставщиками

топлива аграрному сектору). Наконец, списанные за государственный долг

задолженности сельскохозяйственных производителей в 1994-1995 годах

составили около 20 триллионов рублей. Значительные дотации сельское

хозяйство получает и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Только

субсидии на продукцию животноводства в 1995 году составили 6-7 триллионов

рублей.

Доля бюджетных затрат на сельское хозяйство в 1995 году составила около

2% ВВП. Но этот расчёт не учитывает налоговые льготы и продление

задолженности за счёт увеличения государственного долга на федеральном

уровне, а так же региональные субсидии. В среднем, в странах ОЭСР за

последние десятилетия доля бюджетных расходов на сельское хозяйство

составила около 0,7% (таблица 5). Однако, прямые сравнения такого рода

грешат неточностью не только неполного учёта затрат национального бюджета

на АПК. Государственная и региональная аграрная политика может приводить к

тому, что прямые бюджетные выплаты нарастают, а реальные поступления

сельскохозяйственным производителям именно в силу этой политики

сокращаются.

Средства, переводимые сельскому хозяйству, в расчёте по 1 га

сельскохозяйственных угодий, долл.

Таблица 5

|Страны |В среднем за: |

| |1986-198|1989-199|1995 |

| |8 гг. |1 гг. |г. |

|Австралия |2 |3 |3 |

|Австрия |943 |103 |1291 |

|Канада |98 |120 |81 |

|Европейский союз |851 |925 |985 |

|Финляндия |1766 |2201 |1477 |

|Япония |11699 |12067 |17332|

|Новая Зеландия |29 |13 |11 |

|Норвегия |3300 |388 |3462 |

|Швеция |862 |1055 |657 |

|Швейцария |2547 |2755 |3692 |

|Турция |142 |271 |72 |

|США |162 |157 |224 |

|В среднем по странам|237 |256 |298 |

|ОЭСР | | | |

Вернёмся к анализу бюджета по разделу «Сельское хозяйство и

рыболовство» - видно, что увеличивается государственная поддержка по

проведению программы земельной реформы и программы повышения плодородия

почв. На эти цели направляются централизуемые средства земельного налога,

объём которых составил 2,6 миллиардов рублей, что на 0,2 миллиардов рублей

больше объёма 1997 года.

Рациональное использование собственных и привлечённых средств из фонда

льготного кредитования должно обеспечивать приобретение

сельскохозяйственными производителями горюче-смазочных материалов,

минеральных удобрений и других сезонных затрат без дополнительной помощи

государства. В фонд льготного кредитования в 1998 году так же были

привлечены средства, направляемые в погашение бюджетной ссуды в виде

отсроченного товарного кредита, полученного сельскохозяйственными

товаропроизводителями в 1995 году.

Бюджетные ссуды на формирование федерального продовольственного фонда в

1998 году предоставлялись исключительно в пределах возврата ранее выданных

ссуд.

На 1998 год предполагалась стабилизация сельскохозяйственного

производства, хотя это условие "закладывалось" во все годовые бюджеты

последних шести лет "реформирования", в том числе и агропромышленного

комплекса. Но в 1997 году валовая продукция сельского хозяйства уменьшается

по отношению к предыдущему году на 5% (в 1996 на 7%). В общем, за период с

1992 года по 1997 год сельскохозяйственное производство сократилось

практически вдвое. Несопоставимость цен на горюче-смазочные материалы и

технику с одной стороны и на мясо, молоко, зерно с другой, приведший к

нерентабельности сельского хозяйства не нашла регулирования и в 1998 году.

Государственную поддержку селу предполагается обеспечивать, через

проведение льготной налоговой политики для агропромышленного комплекса.

Сохраняется дотирование из бюджета средств направленных на капитальные

вложения и средств производства, как способа регулирования розничных цен на

сельскохозяйственную продукцию, при этом дотирование осуществляется на

конечной стадии производственного цикла.

Осуществление мероприятий по агропромышленному комплексу зависит так же

от социально-экономических условий складывающихся в различных регионах

России, действенности контроля местной администрации за проведение

земельной реформы и эффективного использования выделенных средств. Суть

финансовых проблем агропромышленного комплекса заключается не столько в

недостатке средств, сколько в неэффективности их использования. Иначе

говоря, с экономической точки зрения вопрос состоит не в том, какую сумму

выделять агропромышленному комплексу из бюджета (это преимущественно

политическая проблема), а в том, как лучше ей распорядиться.

2.2. Расходы в сфере материального производства бюджета Республики

Башкортостан

В рыночной системе децентрализация экономических отношений создаёт

условия для деятельности хозяйствующих субъектов на основе принципа

самофинансирования, поэтому государство постепенно сокращает расходы в

сфере материального производства. Исходя из данных в Таблице 3 можно

утверждать, что наблюдается неуклонное снижение расходов на данную статью:

в 1996 году они составляли 40,4%, в 1997 – 24,4%, а в 1998 году они

составляют уже 23,0%.

Структура расходов на народное хозяйство Республики Башкортостан.

Таблица 6

|Статьи расходов бюджета |Расходы бюджета в |

| |% к общему объёму |

| |1995|1996|199|199|

| | | |7 |8 |

|Промышленность, энергетика и|14,3|9,7 |7,9|9,7|

|строительство | | | | |

|Сельское хозяйство |37,1|44,7|41,|49,|

| | | |7 |8 |

|Охрана окружающей среды и |2,1 |2,7 |4,0|0,7|

|природных ресурсов | | | | |

|Транспорт, дорожное |9,9 |11,0|8,8|7,4|

|хозяйство и связь | | | | |

|Развитие рыночной |- |0,02|0,0|0,7|

|инфраструктуры | | |3 | |

|Жилищно-коммунальное |36,6|31,9|37,|31,|

|хозяйство | | |5 |6 |

Из Таблицы 6 видно, что расходы на сельское хозяйство имеют наибольший

удельный вес. Так, в 1995 году они составляли 36,8%, в 1996 году – 44,7%, в

1997 году – 41,7%, а в 1998 году – 49,8%.

В целях эффективного использования государственных финансовых ресурсов,

объёмы закупок сельскохозяйственной продукции должны быть сокращены и

ограничены теми потребностями, которыми не могут быть удовлетворены

рыночные механизмы. Практика последних лет выявила низкую эффективность

почти всех типов дотаций и компенсаций, выплачиваемых сельскохозяйственным

производителям из федерального бюджета. Средства бюджета для выплат

компенсации затрат на минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы

гораздо эффективнее могли быть использованы для гарантий части риска

поставщиков сельскому хозяйству на условиях коммерческого кредита.

Необходим эффективный механизм банкротства в сельском хозяйстве, без

которого невозможно преодолеть практику списания и пролонгирования долгов

сельскохозяйственным производителям, финансовую безответственность.

Раздел по АПК составлен с учётом основных направлений государственной

поддержки, определённых посланием Президента Российской Федерации в части,

относящейся к аграрному сектору, федеральным законом "О государственном

регулировании АПК", указами Президента Республики Башкортостан по вопросам

развития АПК. На поддержку Республике намечается направить 1218 миллионов

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.