рефераты скачать

МЕНЮ


Расходы бюджета РФ и РБ

Расходы бюджета РФ и РБ

Введение

В любой стране государственный бюджет-это ведущее звено финансовой

системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть

единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита,

государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется

постоянная мобилизация ресурсов и их расход.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план

образования, распределения и использования централизованного денежного

фонда, утверждаемый соответствующими представительными органами

государственной или местной власти для обеспечения задач и функций

государства в целом.

Государственный бюджет представляет собой совокупность экономических

отношений по поводу формирования, распределения и использования основного

денежного фонда государства. Эти отношения возникают в процессе

распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и

национального дохода. При распределении и перераспределении внутреннего

валового продукта и национального дохода одновременно между участниками

распределительного процесса возникают правовые отношения, т.к. каждый из

них реализует своё право на определённую долю стоимости внутреннего

валового продукта. Бюджетные отношения, как и финансовые отношения, связаны

с функционированием государства.

Субъектом бюджетных отношений выступают государство, хозяйствующие

субъекты, население и т.д.

Сущность государственного бюджета, как экономической категории,

реализуется через распределительную и контрольную функции. Содержание

распределительной функции определяется процессом распределения и

перераспределения стоимости внутреннего валового продукта между различными

сферами общественного производства, слоями населения и регионами. Сфера

действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с

бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным

объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не

исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости

необходимого продукта, а иногда и национального богатства. Контрольная

функция заключается в том, что в процессе формирования распределения и

использования бюджетных ресурсов отражаются экономические процессы,

протекающие в различных звеньях экономической системы. Благодаря этому

свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение

государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования,

соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объёму его

потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение

бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных

поступлений и расходных назначений.

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной

политики состоят в следующем:

1. Удержать экономику от спада производства;

2. Обеспечивать финансовую стабилизацию; для этого необходимо прежде всего

предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения, как основы

успешного проведения экономических реформ;

3. Стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли

накопления в национальном доходе;

4. Сократить непроизводственные расходы бюджета на государственные дотации

отдельным отраслям сферы материального производства;

5. Укрепить доходную базу бюджета за счёт совершенствования налогообложения

и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

6. Создать систему действенного финансового контроля за эффективным и

целенаправленным использованием государственных расходов;

7. Усилить контроль за величиной государственного долга.

Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря

тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического

прогресса. Создание нового механизма бюджетного финансирования науки,

совершенствование системы подготовки кадров, использование льготного

налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов

продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные

открытия и новые технические достижения.

Повышение роли государственного бюджета в социальных процессах

способствует кардинальному изменению бюджетного механизма финансирования

учреждений социальной сферы. За счёт бюджетных средств финансируются многие

отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение,

социальное обеспечение.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых

экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы

перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках

государства. Доходы и расходы бюджета это объективно обусловленные

категории, каждая из которых имеет специфическое общественное значение.

Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы –

удовлетворению общегосударственных потребностей.

1.1. Состав и классификация бюджетной системы.

Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений,

связанных с использованием средств государственного бюджета.

Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной классификацией

видов расходов.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

1. Принцип целевого использования средств;

2. Безвозвратность государственных расходов;

3. Соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты,

возникающие в связи с выполнением государственных функций. Суть целевого

использования средств означает, что расходы финансовых ресурсов из

государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной

классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий

год.

Согласно закону РФ «О бюджетной классификации РФ», принятому 07.07.99

г., классификация расходов бюджетной системы включает:

классификацию расходов по функциональному признаку;

классификацию расходов по экономическому содержанию;

классификацию расходов по ведомственному признаку;

Классификация расходов по функциональному признаку отражает группировку

расходов бюджетов всех звеньев в зависимости от функций, выполняемых

различными уровнями органов власти. По данному признаку, например, в

расходах федерального бюджета выделены: расходы на управление, оборону,

международную деятельность, правоохранительную деятельность, на расходы в

промышленности и сельском хозяйстве, на образование, культуру,

здравоохранение и т.д.

Ведомственная классификация отражает распределение расходов бюджета по

прямым получателям бюджетных ассигнований. Она одновременно отражает

ведомственную и отраслевую структуру управления в государстве.

Классификация расходов по экономическому содержанию отражает

группировку расходов по предметным статьям и элементам расходов. На основе

данного признака выделены расходы на оплату труда, начисления на оплату

труда, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и т.д.

перечисленные расходы составляют группу текущих расходов, кроме которых

выделены такие группы, как: выплата процентов, капитальные затраты и т.д.

Принцип безвозвратного использования означает, что средства, получаемые

из бюджета на финансирование социальных или экономических расходов не

возмещается потребителями государству. В условиях реформирования экономики

наблюдается острая финансовая недостаточность у регионов и у субъектов

хозяйствования, поэтому в бюджетной практике последних лет имеет место

возвратное финансирование определённых видов расходов, не включенных в

состав бюджетной классификации.

При этом за получаемые из бюджета ссуды субъектами РФ и хозяйствующими

органами может производиться оплата, не превышающая ставку Центрального

Банка. Средства могут быть переданы и на бесплатной, но возвратной основе.

Принцип соблюдения режима экономии подразумевает своевременное

доведение бюджетных средств до конечного потребителя, т.е. физического

лица. От момента зачисления средств на бюджетный счёт до момента

финансирования статьи или подстатьи расходов бюджета проходит определённый

период времени. Чем длиннее этот период, тем ниже эффективность

использования бюджетных средств. На пути доставки бюджетных средств

возможны злоупотребления как со стороны банков, ведущих бюджетные счета,

так и со стороны распределителей бюджетных средств. Кроме того, при

распределении доходов и расходов необходимо максимально сократить

межбюджетные встречные потоки для того, что бы ускорить прохождение

средств.

Бюджетный контроль на современном этапе не обеспечивает в полной мере

эффективное использование бюджетных средств. Необходимо реформирование

системы бюджетного контроля с пересмотром функций и полномочий контрольных

органов исключая дублирование в их деятельности и одновременно создавая

условия для координированного взаимодействия.

Расходы бюджета так же различаются по уровню влияния на

воспроизводственный процесс. По этому принципу выделяют и капитальные

расходы.

Текущие расходы включают расходы на содержание социальной и

экономической инфраструктуры, выдачу текущих субвенций, трансфертных

платежей и т.д.

Капитальные расходы связаны с инвестиционной деятельностью государства.

Текущие расходы обычно относятся к защищённым статьям бюджетных расходов,

т.е. они не подлежат секвестированию в процессе исполнения бюджета.

В консолидированном бюджете применяется региональное и территориальное

разделение расходов бюджетной системы.

1.2. Распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Распределение расходов между звеньями бюджетной системы определяется

распределением полномочий и функций между уровнями органов власти.

Федеральные органы власти выполняют функции обороны государства, управления

государством, социальной защиты населения, создания условий для развития

общественного производства, защиты экологии.

1.2.1. Структура расходов федерального бюджета

Органы власти субъектов РФ обеспечивают развитие социальной и

экономической инфраструктуры, социальную защиту населения и развитие

местной промышленности. Социально-производственная инфраструктура включает

такие отрасли, как транспорт, строительство, связь, жилищно-коммунальное

хозяйство, отрасли бытового обслуживания населения. Местная промышленность

обычно состоит из предприятий, где производство связанно со специфическими

местными условиями, т.е. это редкие промыслы и предприятия узко-профильного

назначения.

В соответствии с приведёнными функциями расходы бюджетной системы

распределяются следующим образом:

Из федерального бюджета финансируются расходы:

1. На оборону, в т.ч. финансовое обеспечение программы конверсии;

2. На государственную поддержку отдельным отраслям;

3. На финансирование внешнеэкономической деятельности;

4. На социально-культурные мероприятия;

5. На обслуживание государственного долга;

6. Расходы, связанные с содержанием органов исполнительной и

представительной власти (федеральных органов).

Важным моментом в реализации бюджетной реформы является обоснование

концепции разграничения расходов между бюджетами. Основа концепции –

адекватность бюджетных расходов полномочиям, закреплённым за

соответствующим уровнем управления. До принятия бюджетного кодекса этот

принцип не может быть реализован в полной мере, так как существуют

полномочия, относящиеся к предметам совместного ведения, расходы по которым

могут финансироваться из бюджетов разных уровней. Кроме того, в условиях

дефицита бюджета часть полномочий из вышестоящих бюджетов передаётся на

нижестоящие, н.п. из федерального на бюджеты субъектов федерации причём в

ряде случаев без законодательного оформления. Актуальной является проблема

реструктуризации расходов федерального бюджета. Их структура представлена в

таблице 1.

Структура расходов федерального бюджета в 1996-1998 г.г.

Таблица 1

|№|Наименование |1996 г. |1997 г. |1998 г. |

| |расходов | | | |

| | |Сум|Уде|Сум|Уде|Сум|Уде|

| | |ма |льн|ма |льн|ма |льн|

| | |в |ый |в |ый |в |ый |

| | |трл|вес|трл|вес|трл|вес|

| | |н. |в %|н. |в %|н. |в %|

| | |руб|к |руб|к |руб|к |

| | |. |ито|. |ито|. |ито|

| | | |гу | |гу | |гу |

|1|2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |

|1|Государственное |6,7|1,5|11,|2,2|12,|3,0|

| |управление и | | |6 | |06 |6 |

| |местное | | | | | | |

| |самоуправление | | | | | | |

|2|Судебная власть |2,2|0,6|3,0|0,5|4,5|0,6|

| | | | | |5 |4 |8 |

|3|Международная |28,|6,4|10,|1,9|14,|6,7|

| |деятельность |0 | |2 | |49 |0 |

|4|Национальная |80,|18,|104|19,|81,|2,6|

| |оборона |2 |4 |,3 |7 |77 |3 |

|5|Правоохранительн|35,|8,0|46,|8,8|41,|2,4|

| |ая деятельность |10 | |70 | |62 |1 |

| |и обеспечение | | | | | | |

| |безопасности | | | | | | |

| |государства | | | | | | |

|6|Фундаментальные |11,|2,7|15,|2,9|11,|1,7|

| |исследования и |6 | |3 | |16 |3 |

| |содействие | | | | | | |

| |научно-техническ| | | | | | |

| |ому прогрессу | | | | | | |

|7|Промышленность, |49,|11,|49,|9,4|27,|11,|

| |энергетика и |5 |3 |6 | |49 |08 |

| |строительство | | | | | | |

|8|Сельское |14,|3,3|16,|3,0|12,|3,0|

| |хозяйство и |5 | |1 | |02 |1 |

| |рыболовство | | | | | | |

|9|Охрана |2,1|0,5|2,7|0,5|2,9|1,3|

| |окружающей | | | | |3 |9 |

| |природной среды | | | | | | |

| |и природных | | | | | | |

| |ресурсов, | | | | | | |

| |гидрометеорологи| | | | | | |

| |я, картография и| | | | | | |

| |геодезия | | | | | | |

|1|Транспорт, |1,0|0,2|3,1|0,6|1,5|0,7|

|0|дорожное | | | | |2 |8 |

| |хозяйство, связь| | | | | | |

| |и информатика | | | | | | |

|1|Развитие |* |* |1,1|0,2|0,1|0,1|

|1|рыночной | | | | |0 |5 |

| |инфраструктуры | | | | | | |

|1|Предупреждение и|5,9|1,3|8,5|1,6|8,4|0,7|

|2|ликвидация | | | | |7 |1 |

| |последствий | | | | | | |

| |чрезвычайных | | | | | | |

| |ситуаций и | | | | | | |

| |стихийных | | | | | | |

| |бедствий | | | | | | |

|1|Образование |15,|3,6|18,|3,5|17,|10,|

|3| |2 | |5 | |25 |81 |

|1|Культура, |2,7|0,6|3,3|0,6|3,5|0,8|

|4|искусство и | | | | |7 |5 |

| |кинематография | | | | | | |

|1|Средства |2,4|0,5|3,0|0,5|2,0|0,0|

|5|массовой | | | |5 |1 |2 |

| |информации | | | | | | |

|1|Здравоохранение |7,5|1,8|11,|2,2|9,4|0,6|

|6|и физическая | | |4 | |3 |3 |

| |культура | | | | | | |

|1|Социальная |12,|2,9|18,|3,4|35,|7,5|

|7|политика |6 | |1 | |07 |5 |

|1|Обслуживание |58,|13,|78,|14,|124|35,|

|8|государственного|1 |4 |3 |8 |,14|97 |

| |долга | | | | | | |

|1|Пополнение |10,|2,3|10,|2,0|6,7|1,0|

|9|государственных |0 | |8 | |3 |9 |

| |запасов и | | | | | | |

| |резервов | | | | | | |

|2|Финансовая |* |* |* |* |51,|2,5|

|0|помощь бюджетам | | | | |70 |4 |

| |других уровней | | | | | | |

|2|Утилизация и |* |* |* |* |1,9|1,3|

|1|ликвидация | | | | |2 |7 |

| |вооружений, | | | | | | |

| |включая | | | | | | |

| |выполнение | | | | | | |

| |международных | | | | | | |

| |договоров | | | | | | |

|2|Мобилизационная |* |* |0,9|0,2|0,7|0,1|

|2|подготовка | | | | |7 |1 |

| |экономики | | | | | | |

|2|Исследование и |* |* |* |* |3,6|1,0|

|3|использование | | | | |7 |0 |

| |космического | | | | | | |

| |пространства | | | | | | |

|2|Прочие расходы |63,|14,|72,|13,|6,4|0,6|

|4| |7 |6 |1 |6 |2 |3 |

|2|Целевые |26,|6,1|41,|7,8|32,|3,1|

|5|бюджетные фонды |7 | |2 | |08 |0 |

| |ВСЕГО |435|100|529|100|512|100|

| | |,7 | |,8 | |,93| |

* - в 1996, 1997 гг. в тексте закона о бюджете отдельной строкой не

выделялись.

Краткий анализ таблицы 1 позволяет сделать вывод о частичном решении

Правительством задач по реструктурированию расходов Федерального бюджета: в

части снижения их доли, направляемой на финансирование отраслей хозяйства,

роста удельного веса расходов, направляемых в социальную сферу, на

образование.

По статье "Промышленность, энергетика и строительство", заметно что их

доля в расходах бюджета 1997 г. по проекту уменьшилась на 6841 млрд. руб.,

по сравнению с расходами 1996 г. которые составили 49509,6 млрд. руб., что

составило 2,15% в доле ВВП, по сравнению с 1,58% в доле ВВП на 1997 год;

Транспорт, связь и информатика, расходы этой статьи бюджета увеличились

с 956,1 миллиардов рублей, в 1996г. до 1077,7 миллиардов рублей, в 1997 г.

Что увеличило долю в общем объеме расходов на 0,01% - в основном это

произошло, я считаю, по причине увеличения роли государственной программы

развития космических и авиационных технологий;

"Предупреждение и ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных

происшествий", расходы этой статьи выросли с 5798.4 миллиардов рублей, в

1996 г. до 7690 миллиардов рублей, в 1997 г. что увеличило удельный вес в

общем объеме расходов бюджета на 0,01%, и удельный вес расходов к ВВП 1997

г. на 0,03% по отношению к 1996 году.

Анализируя расходы федерального бюджета, видно, что расходы на сельское

хозяйство и рыболовство уменьшились с 14 484 млрд. руб. в 1996 г. до 9 487

млрд. руб. в 1997 году. Отсюда можно заметить, что удельный вес расходов в

ВВП в 1997 г. уменьшился на 0,28%, и доля расходов по этой статье в 1996

году составила 4,8%, что более чем в два раза выше расходов 1997 года

которые составили 2,2%.

Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки.

Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным

теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-

техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно

Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.