рефераты скачать

МЕНЮ


Перспективы развития лизинга в России

использованные кредитные ресурсы (ПК), сумма вознаграждению лизингодателю

(КВ) и плата за дополнительные услуги лизигодателя, предусмотренные

договором (ДУ):

[pic]

Примечание. Состав слагаемых при определении выручки определяется

законодательством о налоге на добавленную стоимости и инструкциями по

определению налогооблагаемой базы.

[pic]

где ЛВТ – размер ежегодного взноса, млн. руб.;

ЛП – общая сумма лизинговых платежей, млн. руб.;

Т – срок договора лизинга, лет.

Расчет размера ежеквартального лизингового взноса, если договором лизинга

предусмотрена ежеквартальная выплата, осуществляется по формуле:

[pic]

где ЛВК – размер ежеквартального лизингового взноса, млн. руб.;

ЛП и Т – то же, что и формуле (9).

Расчет размера ежемесячного лизингового взноса, если договором

предусмотрена ежемесячная выплата, осуществляется по формуле:

[pic]

где ЛВМ – размер ежемесячного лизингового взноса, млн. руб.;

ЛП и Т – то же, что и формуле (9).

3. Предпосылки развития лизинга в России.

Экономический пакет Указов Президента Российской Федерации, Постановления

Правительства, принятые в развитие темы, новые законы, которые составляют

законодательную базу по инвестиционной деятельности и финансовом лизинге,

открывают большие возможности развитию лизинговых отношений в нашей стране.

Лизинг может способствовать решению одной из главнейших задач, стоящих

перед российской экономикой, - повышению эффективности предпринимательской

деятельности в сфере производства, повышению инвестиционной активности и

заинтересованности кредитных учреждений и организаций к финансированию

новейших технологий в производстве на основе их целевого использования и

гарантий возвратности.

Определенные шаги к внедрению в экономику лизинговых отношений ранее уже

предпринимались.

В 80-ые годы лизинг использовался в очень ограниченных масштабах и только

в сфере международной торговле. Предприятия не имели свободного выхода на

внешний рынок, а значит, и иностранные валюты для оплаты импортного

оборудования.

Существовала государственная монополия внешней торговли и государственная

валютная монополия. Лизинг рассматривался внешней торговыми организациями

как одна из форм приобретения или реализация станков, оборудования,

транспортных средств, вычислительной техники с использованием специальной

формы кредита. Лизинг фиксировался в соглашениях как аренда на определенный

срок, соответствующей сроку службы сдаваемого в аренду имущества (или

несколько меньшой) с сохранением права собственности за арендодателем.

Наиболее активно лизинговые операции использовались при импорте морских

судов, контейнеров, грузового автотранспорта, а 1990 году - несколько

пассажирских самолетов западноевропейского производства. Реже

практиковалась сдача в аренду экспортируемых из страны машин и

оборудования, в первую очередь, тракторов и автомашин.

Следующий этап продолжался немногим двух лет. Это была короткая

"оттепель" в развития лизинга в России. Она началась весной 1989 года,

после того как с первого апреля предприятия получили право выхода на

внешний рынок, в связи с чем у многих из них появился источник иностранной

валюты, а за тем и возможность приобретения ее на внутреннем рынке. Кроме

того, открылась возможность для компенсационного лизинга, позволяющего

осуществлять расчеты по лизингу оборудования не валютой, поставками

производимой на ней продукции.

Значительной импульс развитию лизинга на этом этапе был дан в середине

1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования

и перестройкой банковской системы, созданием коммерческих и кооперативных

банков. Коммерческие банки несколько раньше существовавших тогда

специализированных государственных банков приступили к развертыванию

лизинговых операций.

Следующим импульсом к развитию лизинга явилось введение с 1-го января

1991 года новых норм амортизационных отчислений, предусматривающих

ускоренную амортизацию с целью более обновления основных фондов. Поэтому

объем оборудования для сдачи в аренду возрос.

Началось создание первых лизинговых компаний. В 1990 году в Нижнем

Новгороде было основано первое специализированное торгово-лизинговое

объединение "Россия". Его учредителями выступили местные отделения

Промстройбанка, Агропромбанка и Нижненовгородглавснаб. Объединение начало

сдавать в аренду машины, оборудование, станки, транспортные средства,

контрольно-измерительную аппаратуру.

Другим специализированным лизинговым предприятием явилась ассоциация

"Балтлиз", созданная в середине 1990 года в Санкт-Петербурге, ставшая самой

крупной среди лизинговых фирм. Ее учредителями были Ленпромстройбанк,

Госстрах, Балтийское морское пароходство, Петербургское отделение НИИМС.

Ассоциация начала свою деятельность с лизинга морских и речных судов,

технологического оборудования, автотранспорта, компьютеров, оргтехники,

различных объектов недвижимости. Сегодня в лизинге представлено как

отечественная, так и импортное оборудование.

К этому же периоду относится и создание международной лизинговой

компании, в которой участвовал СССР. Ею стала советско-француско-германская

лизинговая компания "Евролизинг", созданная в июне 1991 года. Ее

учредителями были Внешэкономбанк, Совкомфлот и Госснаб, с французской -

крупнейший банк Европы "Банк Националь де Пари" и с немецкой - одна из

крупнейших лизинговых фирм ФРГ "Митфининц Гмбх".

Основная задача этой компании - финансирование поставок современного

оборудования в нашу страну. С помощью "Евролизинга" любому предприятию

могло быть поставлено любое оборудование из любой страны мира. Непременным

условием заключения лизингового соглашения являлось получения достаточных

гарантий возвратности средств, вложенных фирмой. Гарантами могли выступать

юридические лица, обладающие прочной репутацией в деловом мире.

4. Лизинг в инвестиционной деятельности

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О развитии

финансового лизинга в инвестиционной деятельности" лизинг определяется как

вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование

временно свободных или привлеченных финансовых средств и имущество,

передаваемое по договору физическим или юридическим лицам на определенный

срок. К объектам лизинга относятся любое движимое или недвижимое имущество,

являющееся основными средствами, а также имущественные права.

Понятие "инвестиции" имеет несколько значений: потребительские

инвестиции; экономические инвестиции; инвестиции в ценные бумаги.

Инвестиции в бизнес или экономические инвестиции своим мотивом ставит

извлечение прибыли за счет приобретения для этих целей производственных

активов.

При этом виде инвестирования создаются реальные производственные

мощности. Экономическое инвестирование предполагает организацию

производственного процесса с целью извлечения прибыли, т.е. создание

производственных мощностей (покупка или лизинг) и наем рабочей силы.

Экономическим инвестированием является любое вложение средств в реальные

активы, связанные с производством товаров и услуг для извлечения прибыли

при "нормальном" риске.

В целях создания условий для дальнейшего развития инициативы частных

инвесторов и поддержки коммерческих высокоэффективных инвестиционных

проектов в соответствии с указами Президента Российской Федерации "О

частных инвестициях в Российской Федерации" от 17 сентября 1994 года №1928

и 20 января 1996 года №70 и Постановлением Правительства "О дополнительном

стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации" от 1 мая 1996

года №534 намечены определенные меры по оказанию Государственной поддержки

инвестиционной деятельности.

Право на участие в конкурсах на получение государственной поддержки

получают инвестиционные проекты, связанные, в первую очередь, с развитием

основных направлений экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20%

собственных средств, необходимых для реализации проекта.

Поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов

сроком окупаемости до двух лет может осуществляться за счет средств

федерального бюджета, выделяемых на возрастной основе, либо на условиях

закрепления государственной собственности части акций сдаваемых акционерных

обществ или путем предоставления других государственных гарантий в пределах

бюджетных средств на очередной год.

Инвестиционные проекты представляют на конкурс в Министерство экономики и

должны иметь бизнес-план, в заключение экологической экспертизы,

государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

Предоставляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по

категориям:

категория А - проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей

зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами

или аналогичными зарубежными документами;

категория Б - проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров не

сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне мировых

образцов;

категория В - проекты, обеспечивающие производство импортозаменяющей

продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;

категория Г - проекты, обеспечивающий производство продукции,

пользующейся спросом на внутреннем рынке;

Размер Государственной поддержки предоставляемой за счет средств

федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях

закрепления в государственной собственности части акций создаваемых

акционерных обществ, устанавливается в зависимости от категорий проекта и

не может превышать в количестве процентов от стоимости проекта:

для проектов категории А - 50%

для проектов категории Б - 40%

для проектов категории В - 30%

для проектов категории Г - 20%

Размер Государственной поддержки в виде государственных гарантий

устанавливается в зависимости от категории проекта, но не свыше 60% заемных

средств, необходимых для его осуществления. Условия предоставления

Государственной поддержки за счет средств федерального бюджета определяют в

соответствии с федеральным законом о бюджете на очередной год. Инвесторы,

по проектам которых Комиссия приняла решение о предоставление

государственных гарантий, направляют предложения банкам для оформления

кредитных договоров, банки через Министерства финансов оформляют

предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов от

имени Правительства.

5. Характеристика российского рынка лизинга

Лизинг – относительно новый вид бизнеса на российском рынке. Первая

лизинговая операция в России стали проводится в конце 80-х гг. вместе с

началом процесса приватизации. В 1989 году крупнейшие государственные

советские внешнеторговые и фрахтовые компании, такие как Сов Фрахт, Авто

Экспорт, Совтрансавто и Тракторэкспорт, начали использовать лизинг в

международных торговых и финансовых операциях. Первые лизинговые компании

были основаны в 1990 году. Однако до 1994 года не существовало

законодательства по лизинговому бизнесу, и условия аренды регулировались

только несколькими статьями Гражданского Кодекса РФ. В 1994-1995 годах.

Банк России выдал только пять лизинговых лицензий на общую сумму лизинговых

платежей 800 тыс. долларов. В 1996 году было выдано 44 лицензии на общую

сумму 161,3 мил. долларов.

Новый этап развития лизинга начался во второй половине 1995 года с

выходом целого ряда законодательных актов, регулирующих лизинговые

операции. Снижение темпов инфляции и прибыли на финансовых рынках побудили

банки обратить внимание на кредитование в форме лизинга. Российские

лизинговые схемы в этот период имели большую «антиналоговую»

направленность.

Количество лизинговых компаний, которые работают на российском рынке

сегодня, явно недостаточно. Их как минимум должно быть на порядок меньше.

Российские компании далеки от того, чтобы использовать все разнообразие

лизинговых операций в полной мере. Министерство экономики РФ оценивает долю

инвестиций, которые были направлены на лизинг за 1996 год в размере один

процент от общероссийского объема инвестиций «по другим источникам, включая

Банк России и другие и правительственные организации, - от 1% до 6%». По

оценкам Минэкономики, общий объем оборота по лизинговым операциям из всех

источников финансирования вырастает с 3 трлн. неденоминированных рублей в

1998 году (табл.1).

Динамика развития российского рынка лизинга по группам лизингодателей

Табл. 1

|Показатель |1996 |1997 |1998 |Прогноз |

| |млн. дол. |(оценка) |(оценка) |темпов |

| | |млн. дол. |млн. дол. |годового |

| | | | |прироста на |

| | | | |1999-2000 г.|

|Иностранные лизингодатели: |25% |

|Оборот |3038 |16625 |39375 | |

|Лизинговые |140 |767 |1816 | |

|платежи | | | | |

|Отечественные лизингодатели: |33% |

|Оборот |175 |875 |2625 | |

|Лизинговые |8 |40 |120 | |

|платежи | | | | |

|Рынок в целом: |29% |

|Оборот |3500 |17500 |42000 | |

|Лизинговые |148 |807 |1936 | |

|платежи | | | | |

Сегодня на мировом финансовом рынке до 50% кредитов выделяется под залог

арендуемого оборудования. В России этот показатель значительно ниже. Но,

начиная с 1997 года, промышленный лизинг начинает занимать прочные позиции

на отечественном финансовом рынке. Довольно активно развивается лизинговые

программы с участием зарубежных финансовых структур.

По данным «Рослизинга», объем мирового лизинга в России 1996 году вырос в

восемь раз по сравнением 1995 годом. В настоящее время все больше

иностранных компаний входят на российский рынок лизинговых услуг. В начале

1997 года на рынке присутствовали лизингодатели из пятнадцати стран. Однако

объем их вовлечения в рынок различен: из общего объема лицензий, заданных

Банком России в 1996 году лизинговой компании из Ирландии получили 45% (73

млн. дол.), из Швеции 19% (31 млн. дол), из Австрии - 9% (15 млн. дол.), из

Швейцарии - 7% (11 млн. дол.), из Италии – 6% (10 млн. дол.).

Рынок лизинговых услуг представляет долговременный стратегический интерес

как для российских так и для западных компаний. Однако, по данным опроса

руководителей ряда российских лизинговых компаний, проведенного

Международной финансовой корпорацией, этот спектр услуг наталкивается на

ряд ограничений. В качестве основных проблем развития лизинга были названы

следующие:

- нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизинговых

компаний, которые зависят от банков учредителей и используются часто

лишь как форма кредитования предприятий. Ухудшение финансового

положения приводит соответственно к состоянию лизинговой кампании;

- двойное обложение налогов на добавленную стоимость. Согласно

существующему порядку, НДС взимается за приобретаемое лизингодателем

оборудование и, кроме того, НДС дополнительно начисляется на

лизинговые платежи;

- недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как

потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями –

потенциальными лизингополучателями;

- отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинговых компаний,

консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;

- отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которое

обеспечивало бы постоянной и доступной информацией о предложениях

лизинговых услуг;

- недостаточная квалификация и нехватка опытных кадров для лизинговых

компаний;

- высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;

- неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютного

законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить лизинговое

имущество обратно при расторжении сделки. В этой связи лизингодателям

приходится ужесточать требования по обеспечению сделки, что

практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг;

- отсутствие вторичного рынка оборудования;

- необходимость залогов и крупного аванса;

- проблемы с определением кредитоспобности партнеров.

Однако несмотря на указанные трудности развития лизинговой деятельности

в РФ, лизинговый бизнес утвердился как эффектный способ приобретения

основного капитала российскими предпринимателями, а спрос на лизинговые

услуги значительно превышает предложение.

6. Отечественные лизинговые компании

Наиболее эффективное управление лизингом обеспечивается путем создания

специализированных компаний, которые сосредотачивают воедино операции,

связанные с предоставлением оборудования (имущества) в лизинг.

Первые российские лизинговые компании были основаны в начале 90-х годов,

однако в течение трех последних лет лизинг начал развиваться. В 1994 году

отечественные лизинговые компании основали Российскую лизинговую ассоциацию

«Рослизинг», членами которой являются частные российские банки, страховые

компании, независимые лизинговые компании.

В настоящее время статистические данные об объемах лизинговых услуг

имеются только по компаниям, входящих в «Рослизинг», который ведет этот

учет с 1995 года. Если на момент образования Ассоциации (октябрь 1994г.) в

ее состав входило 14 компаний, то уже в начале 1997 г. Рослизинг объединял

32 лизинговые компании, а на начало 1998г. в состав Ассоциации входили 54

ведущие лизинговые компании РФ. Объем лизинговых услуг, предоставляемых

этими компаниями, в I полугодии 1997 г. составил 1,3 трлн. руб. Объем новых

лизинговых контрактов к 1998 году только по компаниям – членам Ассоциации

увеличился по сравнению с 1995 годом более, чем 25 раз и достиг уровня 2,8

млрд. деноминированных руб. Значительные объемы лизинговых операций в 1997

году приходятся на такие компании, как «Росагроснаб» – 692 млрд.

неденоминированных руб., «Менатеп-Лизинг» - 541 млрд. неденоминированных

руб. «РТК-Лизинг» – 480 млрд. руб., «Лизингуголь» – 372 млрд. руб.,

«Руслизингсвязь» – 196 млрд. руб., «Медлизинг» – 175 млрд. руб.

Согласно официальным данным, если в 1990 году в РФ было зарегистрировано

только 5 лизинговых компаний, а в 1993г. – 15 компаний, то в настоящее

время – свыше 500 лизинговых компаний. С каждой лизинговой сделкой

пополняется банк данных по видам оборудования и машин, улучшаются связи с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.