рефераты скачать

МЕНЮ


Перспективы развития лизинга в России

Рассматривая законодательные акты РФ, принятые о лизинге в период с 1994

года, следует отметить, что в целом законодательная база сформировала не

только организационно-правовые формы применения лизинговых отношений в

экономике, но и имеет тенденцию к установлению ряда существенных налогов,

амортизации и таможенных льгот, направленных на государственную поддержку

лизинговых операций.

До принятия закона “О лизинге” Правительством РФ принято Постановление от

29 июня 1995 года № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»,

в котором намечены мероприятия по ускоренному развитию и государственной

поддержке инвестиционной деятельности на основе финансового лизинга. Этим

постановлением Министерству финансов РФ было поручено подготовить и внести

предложение о внесении изменений в действующее законодательство,

предусмотрев в нем освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль,

полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком

действия не менее 3-х лет, освобождение и других кредитных учреждений от

уплаты налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок

3 года и более для реализации операций финансового лизинга, освобождение

лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при

выполнении лизинговых услуг, а для товаров, являющегося объектом

финансового международного лизинга, предусмотреть частичное освобождение от

уплаты таможенных пошлин и налогов.

В развитии постановления Правительства РФ № 633 принято постановление

Правительства РФ от 20 ноября 1995 года № 1133 «О внесение изменений в

Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,

услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при

налогообложении прибыли», в котором установлено, что на себестоимость

услуг, оказываемых лизингодателями, относятся проценты по полученным ими

заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций,

используемых для осуществления операций финансового лизинга, а также, что

лизинговые платежи по операциям финансового лизинга, относятся на

себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателей.

Следующим Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 752 «О

Государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ» были

внесены изменения и дополнения во Временном положение о лизинге:

- имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия

договора лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением

имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств, а условия

постановки лизингового имущества на баланс могут определяться по

согласованию между сторонами договора лизинга;

- ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового

лизинга и относимого к активной части основных фондов, может

применяться в соответствии с условиями договора механизм ускоренной

амортизации с коэффициентом не выше 3;

- доходом лизингодателя является разница между общей суммой лизинговых

платежей, получаемых лизингодателем от лизингополучателя, и суммой,

возмещающей стоимость лизингового имущества;

Кроме того, этим постановлением Правительства поручено соответствующим

министерствам и ведомствам предусмотреть при разработке особенной части

Налогового кодекса РФ комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов,

осуществляющих операции финансового лизинга с использованием оборудования

отечественного производства, а также предусмотреть комплекс мер по

формированию вторичного рынка технологичного оборудования, составляющего

объект финансового лизинга и используемого для технического перевооружения

и модернизации производства.

Налоговая система – это инструмент реализации промышленно-экономической

политики страны. В настоящий период система государственных приоритетов в

этой сфере направлено на поддержку малого предпринимательства. Малые

предприятия РФ получили благоприятные налоговые условия в виде отсрочки,

рассрочки и освобождения от уплаты налогов, льгот по применению механизма

ускоренной амортизации, а также созданы фонды помощи и поддержки

предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и

страховых организаций.

В целом, налоговая политика по отношению к малому предпринимательству

создает объективные предпосылки для широкого внедрения лизинговых операций

в малом бизнесе на основе любой формы собственности.

Существенные льготы предоставляются при приобретении и ведении в действия

оборудования, которое используется в целях:

- замены оборудования, закупленного ранее по импорту;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- защиты окружающей среды;

- установки автоматических линий и автоматизированных участков;

- внедрение оборудования, используемого для создания рабочих мест

инвалидов;

- а также ряда других случаев.

В соответствии с законодательными и другими нормативными актами

предусмотрен целый ряд налоговых льгот для участников лизинговой

деятельности:

- банки (или другие кредитные учреждения) освобождаются от уплаты налога на

прибыль, которая получена от предоставления кредитов на срок от 3-х лет и

более для реализации операций финансового лизинга, выполнение лизинговых

договоров;

- лизингодатели освобождаются от уплаты налога на прибыль, которая

получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия

не менее 3-х лет;

- освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при оказании

лизинговых услуг с сохранением действующего порядка оплаты НДС при

приобретение имущества, являющегося объектом финансового лизинга;

- включение в себестоимость продукции (работ, услуг) в порядке формирования

финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, платежей

по процентам за полученные заемные средства, в том числе кредиты банков и

других организаций, используемые субъектами лизинга для осуществления

операций финансового лизинга, а также лизинговых платежей по операциям

финансового лизинга;

- частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношение

временно ввозимой на территорию РФ продукции, является объектом

международного лизинга;

- лизингополучатели имеют возможность уменьшения размеров платежей налога

на имущества предприятий, по сколько стоимость объектов лизинга

отражается в активе баланса лизингополучателя только в случае перехода

имущества в его собственность по истечении договора лизинга;

- получена возможность снижения размеров платежей налога на прибыль,

поскольку лизинговые платежи относятся на затраты, включаемые в

себестоимость продукции;

- у лизингополучателя может упрощаться бухгалтерский учет, так как по

основным средствам, начисление амортизации, выплати части налогов и

управлении финансовой задолженности учет будет осуществлять

лизингодатель. (лизингополучатель объект в этом случае лизинга учитывает

на забалансовом счете 001.);

- Продавцы (поставщики) лизинговым имуществом от участия в лизинговых

операциях получаю возможность возобновить или расширить выпуск продукции,

увеличить доход от реализации запчастей к оборудованию или развитие

сервиса и модернизации, поставщики – получают дополнительный рынок сбыта

и увеличение продаж.

1.5.1 Допустимые льготы

- Отнесение на себестоимость затрат по лизинговым отношениям

- По налогам на инвестиции в оборудование

- По налогу на прибыль

- По налогу добавленную стоимость

- По применению норм ускоренной амортизации

- По таможенным платежам при ввозе технологического оборудования по

приоритетным областям

- Малым предприятиям

- Возможность повышения лимитов кредитной задолженности, устанавливаемой

для страны МВФ (Международным Валютным Фондом)

Возможности по снижению налогообложения лизинговых операций

Прямое снижение налогооблагаемой базы за счет:

- включения в состав затрат (себестоимости продукции) лизинговых

платежей и процентов по полученным заемным средствам, включая кредиты

банков и других организаций, используемых для осуществления операций

финансового лизинга. (Постановление Правительства РФ от 20 октября

1995 года № 1133)

Расчеты по НДС

Налог на добавленную стоимость уплачивается:

- приобретателем лизингового имущества;

- в составе лизинговых платежей.

1) Суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и

нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога,

подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия их на учет (Инструкция

ГНС РФ от 11 октября 1995 года № 39 с последующими изменениями);

2) Импортное технологическое оборудование и запасные части к нему НДС не

облагаются (Закон РФ «О НДС» от 6 декабря 1994 года № 57-ФЗ и Перечень

оборудования, утвержденный ГТК РФ от 13 апреля 1995 года № 248);

3) Лизинговые платежи, осуществляемые малыми предприятиями, освобождены

от уплаты НДС (Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон «О

НДС» от 1 апреля 1996 года № 29-ФЗ).

Налог в дорожные фонды

Уплачиваются:

- лизингодателем при приобретении транспортного средства;

- лизингополучателем при оформлении лизинга сроком свыше 6-ти месяцев.

Налог на имущество

Уплачивается:

- лизингодателем, так как имущество находится на его балансе;

- при условии долгосрочной аренды – арендатором.

1.6 Налогообложение международного лизинга

Как отмечалось на Международной конференции по развитию лизинга в РФ,

проходившей в Москве в мае 1996 года, существуют еще препятствия на пути

крупных международных финансовых лизинговых сделок. Одним из таких

препятствий является российский НДС, который начисляется дважды при

совершении как внутренних, так и международных лизинговых сделок. При

осуществлении внутреннего лизинга первый раз НДС облагается покупка

оборудования, а второй раз – лизинговые операции при сдаче оборудования

лизингополучателю. При осуществлении международного лизинга НДС начисляется

один раз таможенными органами на стоимость самого оборудования при ввозе

его на таможенную территорию РФ, а вторично – на лизинговые услуги,

предоставляемые по международным лизинговым сделкам.

Применение НДС в отношении международных лизинговых сделок увеличивает

дополнительно 20% стоимость на многие виды импортируемого оборудования,

получаемого по лизингу из-за пределов России. Двойное обложение НДС

стоимости лизинговых услуг и стоимости арендуемого оборудования, которое

происходит в большинстве случаев, за исключением отдельных категорий

оборудования, возможно будет устранено в законодательном порядке пи

рассмотрении нового Налогового Кодекса или закона «О лизинге».

В настоящий период иностранные юридические лица, имеющие

представительства на территории РФ и осуществляющие финансовую или

хозяйственную деятельность, подлежат налогообложению в следующем порядке:

Иностранные и юридические лица, получающие доходы от источников

находящихся на территории РФ, в соответствии п. 5.1. Инструкции ГНС РФ от

16 июня 1995 года № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных

юридических лиц» подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты.

К доходам, полученным в России, относятся доходы от сдачи в аренду

имущества, находящегося на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых

операций. При этом доходы от лизинговых операций рассчитываются исходя яз

всей суммы лизинговых платежей за минусом суммы возмещения стоимости

лизингового имущества (при финансовом лизинге), платы лизингодателю в

качестве компенсаций за используемые им кредитные ресурсы на приобретение

имущества и суммы налога на лизинговое имущество (подпункт 5.1.8 Инструкция

ГНС РФ №34).

Организации, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам, несут

ответственность за полноту и своевременность удержание налога с доходов из

источников РФ. При выплате дохода без удержания налогов сумма налогов с

доходов иностранного юридического лица удерживается в бесспорном порядке с

российского юридического лица, выплачивающего такой доход (п. 5.4

Инструкция ГНС РФ №34). Штрафных санкций для российского предприятия

действующим налоговым законодательством в таких случаях не установлено.

Операции, связанные с реализацией на территории РФ услуг по сдаче в

аренду имущества, в том числе по лизингу, в соответствие с п.1 ст.3 Закона

РФ «О НДС» и п.7 «б» Инструкции ГНС РФ от 11 октября 1995 года № 39 «О

порядке исчисления и уплаты НДС» является объектами обложения НДС.

При реализации услуг на территории РФ иностранными предприятиями, не

состоящими на учете в налоговом органе, НДС уплачивается в бюджет в полном

размере российскими предприятиями за счет средств, перечисляемых

иностранным предприятиям. При этом после уплаты налога российскими

предприятиями иностранные предприятия имеют право на сумм НДС, фактически

уплаченных в бюджет при ввозе товаров на территорию РФ, а также по

материальным ресурсам производственного назначения в порядке,

установленным ГНС РФ по соглашению с Минфином РФ при условии постановки на

учет в качестве налогоплательщика (п.5 ст.7 Закон РФ от 6 декабря 1991 года

«О НДС», п.21 Инструкции ГНС РФ № 39).

В перечень товаров, ввозимых на территорию РФ и не подлежащих при ввозе

обложению НДС (подпункт «щ» п.1 ст.5 Закон «О НДС») оборудования для

лизинга не включено. Но суммы НДС , уплаченные на таможне, иностранному

юридическому лицу, в определенных случаях все же могут быть возмещены на

основании Письма ГТК РФ от 20 июля 1995 года № 01-13/10268 «О таможенном

оформлении товаров временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений».

Возмещение проводится налоговым органом, в котором произведена фактическая

уплата российской организацией налога, за счет общих поступлений налогов в

течении трех месяцев со дня получения документов, предусмотренных п.21

Инструкции ГНС РФ №39 от 11 октября 1995 года.

Иностранные предприятия, состоящие на учете в налоговом органе, при

реализации на территории РФ услуг исчисляют и уплачивают НДС в

общеустановленном порядке. Суммы НДС, фактически уплаченные в бюджет за

счет средств, перечисляемых иностранному предприятию, по оказанным услугам,

стоимость которых относятся на издержки производства и обращения, подлежат

зачету или возмещению у предприятия – источника выплаты (Письмо ГНС РФ от

30 июля 1996 года № ВГ-6-06/525), поскольку лизинговые платежи по операциям

финансового лизинга включается в себестоимость продукции (работ, услуг) на

основании п.2 «ч» «Положения о составе затрат по производству и реализации

продукции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992

года № 552 с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с законодательством, если предприятия являются малыми, то

осуществляемые им платежи по лизинговым сделкам (как при международном, так

и внутреннем лизинге) в полном объеме в соответствии с п.1 «я» ст.5 Закона

«О НДС» освобождаются от уплаты НДС. В этом случае в перечисляемую

иностранному лизингодателю сумму НДС не включается и российский

лизингополучатель не обязан перечислять в бюджет налог за иностранное лицо.

2. Создание лизинговой компании

В Указе Президента РФ от 17 сентября 1994 года № 1929 отмечается, что

лизинговые предприятия могут создаваться в форме акционерных обществ,

главным образом открытого типа. Порядок образования юридических лиц такого

типа, их правовое положение, а также другие аспекты деятельности определены

в новом Гражданском Кодексе РФ и Федеральном Законе об акционерных

обществах.

В соответствии с Законом акционерным обществом признается коммерческая

организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций,

удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по

отношению к обществу.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков,

связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащим им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную

ответственность по обязательствам общества в пределах и неоплаченной

стоимости принадлежащих им акций.

Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное

имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего

имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные

права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для

осуществления любых видов деятельности, не запрещенные федеральными

законами.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется

федеральными законами, общество может заниматься только на основании

специального разрешения (лицензии). Если в условиях предоставления

специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом

деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как

исключительной, то общество в течении срока действия специального

разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за

исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением

(лицензией) им сопутствующих.

Постановление Правительства РФ № 167 от 23 февраля 1996 года "Об

утверждение Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской

Федерации" определено, что лицензия является официальным документом,

разрешающим осуществление лизинговой деятельности в течение установленного

срока, с соблюдением лицензионных условий и действующего законодательства.

Лицензирование лизинговой деятельности осуществляется Министерством

экономики РФ.

Лицензирование деятельности лизинговых компаний, использующих для

осуществления своей деятельности средства федерального бюджета и имеющих

отраслевой характер, подлежит согласованию соответствующими федеральными

органами исполнительной власти.

Во исполнение этого постановление приказом министерства экономики от 20

июня 1996 года №91 создана Комиссия при министерстве по лицензированию,

утвержден порядок организации работ по лицензированию, создано структурное

подразделение в Государственной регистрационной палате при Минэкономики для

рассмотрения документов на получение лицензий.

Государственная регистрационная палата ведет сводный реестр всех

лизинговых компаний, выдачи лицензии и ее копии осуществляется на платной

основе. При проведение дополнительной независимой экспертизы расходы на нее

не включаются в состав платежей за рассмотрение и выдачу лицензий и

подлежат обязательной оплате компании в независимости от результатов

экспертизы.

Решение о выдаче или об отказе выдачи лицензии принимается лицензионным

органом в течении 30 дней со дня подачи лизинговой компанией заявление с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.