рефераты скачать

МЕНЮ


Особенности организации финансов в бюджетных организациях

порядке отражается по Кт 114 и Кт 174.

Заемные средства бюджетных учреждений.

Статьей 118 Бюджетного кодекса установлено, что бюджетные учреждения

не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических

и юридических лиц.

Однако в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие

Бюджетного кодекса РФ», как уже отмечалось ранее, законодательные акты РФ в

области образования, науки, научно-технической политики, культуры,

содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не

признаны утратившими силу. Вследствие этого привлечение заемных средств

учреждениями возможно в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании»,

ст. 51 Закона РФ «Основы законодательства РФ о культуре.

На субсчете 273 «Заемные средства» учитываются суммы заемных средств,

полученных от кредитных и других организаций для осуществления

предпринимательской деятельности.

Порядок получения, погашения заемных средств и оплаты процентов по ним

регулируется действующим законодательством.

Суммы полученных заемных средств отражаются по Кт 273 и Кт 111. При

погашении заемных средств, полученных в кредитных организациях, дебетуется

субсчет 273 и кредитуется субсчет 111.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от государственных

внебюджетных фондов

Для учета средств, поступающих в бюджетные учреждения от

государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного

медицинского страхования и др.), предназначен субсчет 115.

Указанный субсчет может применяться органами социальной защиты

населения при получении средств из Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий и

пособий, а также учреждениями здравоохранения при осуществлении

медицинского обслуживания населения за счет средств Фонда социального

страхования РФ.

Получение средств из государственных внебюджетных фондов отражается

бухгалтерской записью по Кт 115 и Кт 274.

Перечисление средств предприятиям и организациям, обеспечивающим

выплату пенсий и пособий (выплатные центры, учреждения Сбербанка России,

предприятия связи) отражается бухгалтерской записью по Кт 191 и Кт 115.

На основании отчетов о проведенных выплатах совершается бухгалтерская

запись по Кт 228 и Кт 191.

В медицинских учреждениях, получающих средства от федерального или

территориального фонда обязательного медицин-.. ского страхования, а также

от страховых компаний, фактические расходы отражаются по Кт 228 и кредиту

соответствующих субсчетов расчетов, материальных ценностей.

Последним рабочим днем декабря фактические расходы, произведенные на

выплату пенсии и пособий за счет средств Пенсионного фонда РФ, иных

государственных внебюджетных фондов и учтенные по Кт 228, списываются в Дт

274.

Средства полученные от предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность не может являться основным видом

деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее в последнее время в связи

с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигновании

руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы

получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов

связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности.

В принципе средства, полученные от такой деятельности, не должны

использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями.

Однако в течение срока задержки финансирования суммы выручки от реализации

продукции (работ или услуг), произведенной (выполненных или оказанных)

бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по

соответствующим бюджетным сметам. Кроме того, получение средств от

предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать

социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала

учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией

производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов

основных средств.

В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная,

осуществляемая на свои риск. деятельность, направленная на систематическое

получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения

работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в

установленном законом порядке».

Для бюджетных учреждений возможность ведения предпринимательской

деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими

деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными

документами.

К таким нормативным актам относятся:

— Законы РФ «Об образовании», «Основы законодательства РФ о культуре»;

— Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании, «О науке

и государственной научно-технической политике»;

— иные правовые акты, которыми утверждаются типовые положения об

учреждениях определенных категорий.

В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 № 48 «О

порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными

организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы-

» доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг

юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской

деятельности.

Так, в соответствии со ст. 47 Закона РФ «Об образовании» к

предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

— реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества

образовательного учреждения;

— торговля покупными товарами, оборудованием;

— оказание посреднических услуг;

— долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе

образовательных) и организаций;

— приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов

(дивидендов, процентов) по ним;

— ведение приносящих доход иных внереализационных операций,

непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных

уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Аналогичная норма содержится в Законе РФ «Основы законодательства РФ о

культуре», ст. 47 которого устанавливает, что к предпринимательской

относится деятельность государственных или муниципальных организаций

культуры:

— по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества

организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;

— торговле покупными товарами, оборудованием;

— оказанию посреднических услуг;

— долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений

и организаций (в том числе культуры);

— приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов

(дивидендов, процентов ) по ним;

— осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций,

работ, услуг.

Финансовая деятельность бюджетных учреждений здравоохранения

регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», который в

качестве источников финансирования их деятельности определяет

следующие внебюджетные источники:

— — средства государственных и общественных организаций (объединений),

предприятий и других хозяйствующих субъектов;

— личные средства граждан;

— доходы от ценных бумаг;

— иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Указанные виды

деятельности (в том числе внереализационые доходы) относятся к платной и

отражаются на счетах учета предпринимательской деятельности бюджетных

учреждений. Вместе с тем в ряде нормативных правовых актов содержатся

прямые указания на то, что некоторые виды платной деятельности не являются

предпринимательскими.

Для учреждений образования не является предпринимательской платная

деятельность, доходы от которой реинвестируются в данное образовательное

учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и

совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную

плату) в данном образовательном учреждении. Данная норма содержится в п. 2

ст. 47 Закона РФ «Об образовании». Соответственно, в целях налогообложения

в соответствии с подп. «г» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль

предприятий и организаций» суммы, направленные образовательными

учреждениями на нужды обеспечения, развития и совершенствования

образовательного процесса в данном образовательном учреждении, уменьшают

налогооблагаемую базу.

Если полученные доходы не реинвестируются в образовательную

деятельность, то деятельность по получению этих доходов рассматривается как

предпринимательская и подлежит налогообложению в порядке, установленном для

бюджетных учреждений.

Таким образом, можно отметить, что налог на прибыль образовательными

учреждениями уплачивается при оказании платных услуг в случае, если

полученный доход не реинвестируется на нужды образовательного процесса.

На основе экономической классификации расходов бюджетов РФ к расходам

по реинвестированию на нужды образовательного процесса можно отнести

расходы:

— на оплату труда работников образовательных учреждений и начисления

на оплату труда, стипендии учащимся;

— на приобретение учебного оборудования для кабинетов и лабораторий,

инструментов, аппаратуры, приборов, станков и другого специального

оборудования, используемого в образовательном процессе, учебных программ;

— на капитальное строительство, реконструкцию и расширение объектов

учреждений образования, спортивных сооружений. (продолжение следует)

Совершение сделок бюджетными организациями.

В соответствии со ст. 268 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или

иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним или

приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии

с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять

приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой

деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в

самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Бюджетный кодекс в отличие от ГК РФ не предоставляет бюджетным

организациям права самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от

осуществления коммерческой деятельности. Часть 2 ст. 42 БК РФ

устанавливает, что доходы бюджетной организации, полученные от

предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме

учитываются в смете доходов и расходов бюджетной организации и отражаются в

доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества,

находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как

доходы от оказания платных услуг. Бюджетная организация согласно ч. 6 ст.

161 БК РФ вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет

внебюджетных источников. К таким средствам не относятся средства

организации, полученные от предпринимательской и иной деятельности,

приносящей доход, так как эти средства считаются доходом соответствующего

бюджета. В данном случае должны применяться нормы БК РФ, так как в

соответствии с ч. 3 ст. 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных

видов государственных и иных учреждений могут определяться законом и иными

правовыми актами.

В соответствии со ст. 71 БК РФ все закупки товаров, работ и услуг на

сумму свыше 2000 минимальных установленных федеральным законом размеров

оплаты труда осуществляются учреждениями исключительно на основе

государственных или муниципальных контрактов. Государственный или

муниципальный контракт должен быть предусмотрен в расходах соответствующего

бюджета и размещается на конкурсной основе, если иное не установлено

федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ (ст. 72 БК

РФ).

Таким образом, сделка, заключенная на срок более года,

предусматривающая закупку государственным учреждением товаров, выполнение

для него работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных месячных размеров

оплаты труда, заключенная не на конкурсной основе и не предусмотренная в

расходах соответствующего бюджета, считается ничтожной, как противоречащая

закону (ст. 168 ГК РФ). Определенную сложность представляет вопрос о

действительности нескольких сделок, совершенных государственным учреждением

на общую сумму более 2000 минимальных месячных размеров оплаты труда не на

основе государственного контракта. С одной стороны, учреждение в

соответствии с БК РФ не вправе совершать такие сделки, т. е. сделка

является ничтожной (ст. 168 ГК РФ); с другой стороны, контрагент учреждения

не может (и не должен) знать, что такая сделка заключается в противоречие

закону, т. е. можно предположить, что такая сделка совершена контрагентом

учреждения под влиянием обмана и является оспоримой (ст. 179 ГК РФ). На наш

взгляд, такая сделка тем не менее является ничтожной. Кроме того, ничтожной

будет любая сделка государственного учреждения, предусматривающая

потребление учреждением товаров, работ и услуг, если совершение этой сделки

не предусмотрено соответствующей сметой (ст. 70 БК РФ).

Последствия недействительности такой сделки указаны в ст. 167 ГК РФ.

Эта норма предусматривает двустороннюю реституцию и не предусматривает

возмещения убытков. Следует отметить, что если убытки причинены заключением

ничтожной сделки учреждением, осуществляющим властные функции (налоговая

инспекция, отделение милиции), ст. 16 ГК РФ о возмещении государством

убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов, также

не применяется, так как это учреждение действовало в качестве участника

гражданского оборота. Поэтому возможна ответственность учреждения (или его

руководителя) перед контрагентом за предоставление информации для

руководства этого учреждения, заведомо не соответствующей действительности.

Цели введения в БК РФ жестких ограничений на совершение сделок

очевидны — коммерческая деятельность государственных учреждений в

значительной степени должна быть ограничена или стать подконтрольной

вышестоящим государственным органам. Кроме того, указанные положения БК РФ

создают возможность признания недействительной практически любой сделки,

совершенной бюджетным учреждением.

Часть 4 ст. 161 БК РФ устанавливает, что при уменьшении

уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке

средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для

финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное

учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые

сроки, а если необходимо, и другие условия договора, а сторона договора

вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального

ущерба, причиненного изменением условий договора. Положения данной нормы об

ограничении размера убытков только возмещением реального ущерба

соответствуют п. 1 ст. 400 ГК РФ, допускающей ограничение размера

ответственности.

Указанные положения БК РФ об обязанности контрагента бюджетного

учреждения изменить условия договора противоречат гражданскому

законодательству. В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ договор, не

измененный соглашением сторон, может быть изменен только решением суда, в

частности, в случаях, предусмотренных в федеральном законе. При наступлении

обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 161 БК РФ, контрагент учреждения в силу

ч. 2 ст. 328 ГК РФ вправе приостановить исполнение своих обязательств либо

отказаться от их исполнения и потребовать возмещения убытков (в данном

случае только реального ущерба). Учреждение, в свою очередь, вправе

предъявить в суд иск об изменении договора. Контрагент в этом случае вправе

предъявить встречный иск о расторжении договора в связи с существенным

изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).

Как было указано, применение положений п. 2 ст. 268 ГК РФ, позволявших

государственным учреждениям самостоятельно распоряжаться имуществом,

приобретенным от разрешенной предпринимательской деятельности, фактически

прекращено ч. 2 ст. 42 и ч. 6 ст. 161 БК РФ. Однако БК РФ вступил в

действие с 1 января 2000 г., поэтому имущество, приобретенное

государственным учреждением от разрешенной предпринимательской деятельности

до 01.01.2000, не может быть включено в доход соответствующего бюджета (ч.

2 ст. 42 БК РФ), и, следовательно, такое имущество, а также деньги,

полученные от его реализации, следует считать средствами, полученными из

внебюджетных источников, которыми учреждение вправе распоряжаться

самостоятельно.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 БК РФ бюджетные организации не имеют

права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и

юридических лиц за исключением ссуд из бюджетов и государственных

внебюджетных фондов. Буквальное толкование указанного положения ст. 118 БК

РФ позволяет сделать вывод, что запрет на получение кредитов

распространяется только на отношения по кредитному договору (ст. 819—821 ГК

РФ). На получение учреждением товарного и коммерческого кредита (ст.

822—823 ГК РФ) указанный запрет не распространяется. Положения ч. 1 ст. 118

БК РФ не применяются в случае задержки финансирования из бюджета при

необходимости осуществления бюджетных ассигнований по предметным статьям

экономической классификации расходов бюджетов РФ (ст. 237 БК РФ).

Ответственность государственных учреждений.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим

обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При

недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность

по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Таким

образом, субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного

учреждения несет РФ либо соответствующий субъект РФ.

При предъявлении иска к государственному учреждению собственника его

имущества следует привлекать к участию в процессе в качестве третьего лица,

так как при предъявлении иска к собственнику истец будет освобожден от

необходимости доказывания обстоятельств дела (ст. 58 АПК РФ, ст. 55 ГПК

РСФСР). Если до предъявления иска учреждение подтвердит документально

отсутствие у него денежных средств, иск может быть предъявлен

непосредственно собственнику имущества учреждения.

В соответствии с ч. 10 ст. 158 БК РФ от имени казны РФ по искам о

субсидиарной ответственности подведомственных учреждений должен выступать

главный распорядитель средств федерального бюджета, которым является

государственный орган (чаще — федеральный орган исполнительной власти),

определенный ведомственной классификацией расходов бюджета. Перечень

распорядителей средств федерального бюджета определен ст. 12 и приложением

9 к Закону от 15.08.96 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ". В

соответствии с этими актами ответчиком от имени государства, например, по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.