рефераты скачать

МЕНЮ


Налогообложение предприятий

2) на основе декларации Декларация - документ, в котором

плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной

чертой такого метода является то, что выплата налога производится после

получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог

на прибыль.

3) у источника Этот налог вносится лицом выплачивающим доход.

Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель

дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например подоходный

налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или

организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты,

например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в

бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый

налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей

облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены

различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических

лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и

упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

4. Функции налогов

Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух

основных направлениях: - регулирование рыночных, товарно-денежных

отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то

есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения

действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и

наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции

государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей,

продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а

также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения

аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление

государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не

связано; - регулирование развития народного хозяйства, общественного

производства в условиях, когда основным объективным экономическим

законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь

идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия

государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их

деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. Таким образом,

развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами

- путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования

ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета

капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления

народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе

экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками,

льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя

другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития

определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для

общества проблем.

Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство

стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест,

капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование

технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том,

что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение,

реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления,

оборудование для производства продуктов питания и ряда других

освобождается от налогообложения.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством

налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые

затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и

социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых

программ - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов

государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,

доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной

инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с

длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады,

добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная

функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать

рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии,

Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления

прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части

бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного

освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части

доходов предприятий и граждан для содержания государственного

аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы,

которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры

- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения

должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие

учебные заведения и т.п.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит

условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются

одновременно.

5. Структура налогов и сборов в России

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость

определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,

операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество

юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость

продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом

одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться

определенные льготы. К их числу относятся:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий

плательщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового платежа за расчетный период;

• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку

взимания налогов);

• прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским

законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях

налогоплательщик обязан[2]:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в органах Государственной налоговой службы

Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена

настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и

объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена

законодательством о налогах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном

порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны

уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством

о налогах и сборах;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях,

предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для

исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении

выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также

не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых

органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы

в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского

учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты

налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для

организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные

(удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах

и сборах.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели -

помимо обязанностей, предусмотренных частью первой настоящей статьи,

обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытии

счетов - в пятидневный срок; обо всех случаях участия в российских и

иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала

такого участия; обо всех обособленных подразделениях, созданных на

территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня

их создания, реорганизации или ликвидации; о прекращении своей

деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или

реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти дней со дня

принятия такого решения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а

также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и

сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него

обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство Российской

Федерации участвует в координации налоговой политики с Белоруссией, с

другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а

также заключает международные налоговые соглашения об избежании

(устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих

соглашений Государственной Думой Федерального Собрания. Если международными

договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила,

чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по

налогообложению, то применяются правила международного договора.

Налоговым кодексом Российской Федерации введена трехуровневая система

налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Она

регламентируется статьей 12 ч. I НК РФ.[3]

• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на

территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством,

формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это

наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая

стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

1. К федеральным налогам и сборам относятся[4]:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального

сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и

налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для

краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами.

Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов

Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных

налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае

региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах,

налоговые льготы и порядок взимания.

К региональным налогам и сборам относятся[5]:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость[6];

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

• Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов,

поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район

внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и

Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и

местных налогов.

К местным налогам и сборам относятся[7]:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются

в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную

стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный

налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов

создают основу финансовой базы государства.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на недвижимость

юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той

разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на

имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего

это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в

России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов

целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает

необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на

имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на

содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы и далее — большая

группа прочих местных налогов.

II. Прямые налоги.

1. Налог на прибыль

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также

региональных и местных бюджетов служит налог на прибыль предприятий и

организаций. За пять с половиной лет роль и значение его несколько

менялись, но независимо от этого он входил и продолжает быть одним из двух

основных налогов.

До введения с действие части второй Налогового Кодекса Российской

Федерации налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль

предприятий и организаций" от 1 января 1992 г. Налог является прямым, его

сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-

налогоплательщика. А плательщики — все предприятия и организации, в том

числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ,

включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения

и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и

другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный

счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на

территории России.

С 1994 г. плательщиками налога на прибыль стали коммерческие банки и

иные кредитные учреждения, на деятельность которых два предыдущих года

распространялся Закон РФ "О налоге на доходы банков".

Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная (или

увеличенная) в соответствии с положениями Закона "О налоге на прибыль

предприятий и организаций". Валовая прибыль представляет собой сумму

прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов,

иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,

уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации

продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой без налога

на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и

реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Перечень затрат,

включаемых в себестоимость, установлен Положением о составе затрат по

производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в

себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых

результатов, учитываемых при налогообложении прибыли[8].

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

• затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ,

услуг), обусловленные технологией производства;

• затраты, связанные с использованием природного сырья, земель,

древесины, воды и т. д.;

• затраты на подготовку и освоение производства;

• затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием

технологии и организации производства, с улучшением качества продукции;

• затраты на проведение опытно-экспериментальных работ,

изобретательскую и рационализаторскую работу;

• затраты по обслуживанию производственного процесса.

Сюда входят расходы по обеспечению производства сырьем, материалами,

топливом, энергией, инструментами и пр., по поддержанию в рабочем состоянии

основных производственных фондов — технический осмотр, ремонт, по

обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований, нормальных

условий труда и техники безопасности;

• текущие затраты, связанные с эксплуатацией фондов природоохранного

назначения: очистных сооружений, фильтров, золоуловителей, расходы по

очистке сточных вод, хранению и уничтожению экологически опасных отходов,

другие виды текущих природоохранных затрат. Особо надо сказать о платежах

за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в природную среду. За предельно

допустимые выбросы платежи осуществляются за счет себестоимости продукции,

а за их превышение — за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов;

• затраты, связанные с управлением производством. Сюда относится

содержание аппарата управления, включая материально-техническое и

транспортное обслуживание его деятельности, а также содержание и

обслуживание технических средств управления; вычислительных центров, узлов

связи, средств сигнализации и т. д., расходы на командировки, оплата

информационных, консультационных и аудиторских услуг, услуг сторонних

организаций по управлению производством, если штатным расписанием не

предусмотрены какие-либо функциональные службы, представительские расходы.

В состав себестоимости из числа расходов на управление нельзя включать

затраты, связанные с ревизией финансово-хозяйственной и коммерческой

деятельности предприятия, проводимой по инициативе одного из участников или

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.