рефераты скачать

МЕНЮ


Налогообложение предприятий

Налогообложение предприятий

Нижегородский государственный университет

им. Лобачевского

Курсовая работа

Тема 7. Налогообложение предприятий

Выполнил:

г. Н. Новгород, 1999 г.

Содержание

Введение. 3

I. Строение налоговой системы РФ 4

1. Налоговый кодекс РФ как основной законодательный акт российского

налогообложения 4

2. «Вводный закон» 5

3. Общие определения 7

4. Функции налогов 9

5. Структура налогов и сборов в России 11

II. Прямые налоги. 15

1. Налог на прибыль 15

2. Единый налог на вмененный доход 19

III. Косвенные налоги 24

1.Налог на добавленную стоимость 24

2.Акцизы 28

Заключение 32

Литература 33

Введение.

Становление введенной с 1992 года принципиально новой для

России налоговой системы проходило в жестких условиях

политических, экономических и структурных преобразований при отсутствии

преемственности в области налогового права. За годы функционирования

налоговой системы было внесено значительное количество различных

изменений в налоговое законодательство с целью его приведения в

соответствие с протекающими в жизни общества процессами.

Происходящие в России изменения в области политики и

экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и

ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую,

требуют проведения адекватной налоговой политики и построения

эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы. Необходимость

изменения действующего налогового законодательства диктуется и его

крайним несовершенством, выражающимся, в частности, в отсутствии

единой законодательной и нормативной базы налогообложения,

многочисленности нормативных документов и частом несоответствии законов

и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, а также

законов, относящихся к иным отраслям права, но вторгающихся в вопросы

регулирования налоговых отношений, существование правовых

пробелов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников

налоговых отношений. Изменений требуют и чрезмерно жесткие нормы

ответственности за налоговые нарушения, применяемые сегодня при

отсутствии ясного законодательства, предупредительных процедур и

нечеткости формулирования составов налоговых нарушений.

Как инструмент реализации основных задач в области

налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс

Российской Федерации - систематизированный законодательный акт,

призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем

налогового права. В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие

нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения,

перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями

развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую,

логически цельную и согласованную систему.

I. Строение налоговой системы РФ

1. Налоговый кодекс РФ как основной законодательный акт российского

налогообложения

История российского Налогового кодекса тянется с 1994 года, когда было

решено готовить кодифицированный законодательный акт взамен действующей

запутанной и противоречивой системы.

Проект готовился правительством РФ под руководством С. Шаталова, в то

время - заместителя Министра Финансов РФ, а ныне - руководителя

департамента Price Waterhouse Russia.

В 1997 году проект был внесен в Государственную Думу и даже принят в

первом чтении, однако к ноябрю стало ясно, что дальнейшее рассмотрение

проекта полностью остановит работу над бюджетом 1998 года. Президент РФ,

следуя договоренности с руководителями обеих палат Федерального Собрания,

отозвал проект Налогового кодекса на доработку. Доработка

правительственного варианта Кодекса велась под руководством нового

заместителя Министра Финансов М. Моторина.

В январе 1998г. Правительственный проект вновь был представлен в

Государственную Думу. Одновременно с ним рассматривались и альтернативные

проекты, представленные депутатскими фракциями (КПРФ, ЛДПР), общественными

объединениями ("Налоги России", Ассоциация "Черноземье"), отдельными

депутатами (И. Грачев, В. Машинский). В результате 23 апреля в первом

чтении был все же принят правительственный вариант. Работа над проектом

продолжалась в специально созданной комиссии Государственной Думы, которая

рекомендовала разделить рассмотрение его двух частей: Первой (общей) части,

которая описывает принципы налогообложения и устанавливает основы

взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, и Второй

(специальной) части, посвященной отдельным налогам.

Первая часть Кодекса была существенно переработана в Бюджетном

комитете Государственной Думы и принята во втором чтении 23 июня. 16 июля

состоялось третье, последнее чтение законопроекта, и 31 июля он был

подписан Президентом. Первая часть Кодекса введена в действие с 1 января

1999 года.

Вторая часть Кодекса продолжает обсуждаться в Государственной Думе

специально созданными рабочими группами по отдельным налогам с участием

представителей Правительства и независимых экспертов. Учитывая, что

изменения в налоговое законодательство на 1999 год должны быть внесены не

позднее 30 ноября, принятие Второй части кодекса в полном объеме до конца

ноября маловероятно. В настоящее время рассматривается два варианта

развития событий: либо, как и прежде, будет проводиться корректировка

действующих в настоящее время налоговых законов, либо отдельные положения

второй части Налогового кодекса будут вводиться в действие самостоятельными

законами.

2. «Вводный закон»[1]

Принятие крупных законодательных актов, к которым относится и часть

первая Налогового кодекса, требует издания отдельных законов, регулирующих

особенности порядка введения их в действие. Так принятие Федерального

закона от 31.07.98 N 146-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть

первая)" (далее часть первая Кодекса) потребовало издания также

Федерального закона от 31.06.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части

первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее Вводный закон). Роль

Вводного закона заключается в решении четырех вопросов: во-первых, им

устанавливается общая дата введения в действие части первой Кодекса, во-

вторых, для отдельных положений определяются иные даты вступления их в

силу, в-третьих, Вводный закон определяет круг актов и отдельных норм,

отменяемых в связи с введением части первой Кодекса, и в-четвертых,

содержит разъяснения по отдельным вопросам, которые неизбежно должны

возникнуть в связи с введением части первой Кодекса.

Вводному закону надо уделить особое внимание, поскольку в дальнейшем

юристам, бухгалтерам, аудиторам придется постоянно обращаться к данным

положениям с тем чтобы правильно определить какие нормы распространяются на

отношения, возникшие в то или иное время.

I. В соответствии со ст.1 Вводного закона часть первая Кодекса

вводится в действие с 01.01.1999 г.

II. Одновременно из вышеназванного общего правила предусмотрен ряд

исключений, то есть для некоторых норм части первой Кодекса установлены

иные сроки введения их в действие.

1) Отдельные положения вступают в силу только с момента введения в

действие части второй Налогового кодекса, например статьи 12,13,14,15 части

первой Кодекса, устанавливающие систему налогов и сборов в Российской

Федерации, это связано тем, что основные элементы налогов и сборов будут

оконкретизированы только во второй части Кодекса.

2) Абзац 2 п.1 ст.47 вводится в действие с 01.01.2000 года. В данной

норме содержится положение о том, что взыскание налога за счет имущества

осуществляется путем направления соответствующего постановления налогового

органа судебному приставу для исполнения в порядке, предусмотренном ФЗ от

21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Столь поздняя дата

вступления в силу данной нормы обусловлена тем, что в настоящее время

служба судебных приставов находится еще в процессе формирования.

III. В соответствии с Вводным законом утрачивают силу полностью или в

части с 01.01.1999 г. следующие нормативные акты:

1) Закон РФ от 20.12.91 N 2071-1 "Об инвестиционном налоговом кредите"

вместе с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 20.12.1991 о порядке его

введения в действие. Это связано с тем, что в гл.9 части первой Кодекса

"Изменение срока уплаты налогов и сборов" в ст.ст. 66 и 67 вводятся новые

нормы, регулирующие предоставление инвестиционного налогового кредита.

Более подробно о новеллах, предусмотренных частью первой Кодекса Вы узнаете

из последующих наших комментариев.

2) Закон РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в

Российской й Федерации", за исключением п.2 ст.18 и ст.ст. 19,20,21. В

данных статьях Закона РФ N 2118-1 установлен перечень федеральных налогов

(ст.19), налогов субъектов Федерации (ст.20), местных налогов (ст.21).

Оставление в силе данных статей вызвано тем, что аналогичные нормы части

первой Кодекса (ст.ст. 12,13,14,15), устанавливающие систему налогов и

сборов в РФ, будут введены в действие не с 01.01.99, а только с момента

введения в действие части второй Кодекса (ст.3 Вводного закона), поэтому до

того времени руководствоваться надлежит положениями Закона РФ "Об основах

налоговой системы в РФ". Также установлено, что до введения в действие

ст.ст. 13,14 и 15 части первой Кодекса, налоги, сборы, пошлины и другие

платежи, не установленные в ст.ст. 19,20,21 Закона РФ "Об основах налоговой

системы в РФ", не взимаются.

3) Абзацы 3-9 п.1 ст.4 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на

добавленную стоимость". Данные положения, содержащие правила о порядке

определения налогооблагаемого оборота по НДС при реализации продукции

(работ, услуг) по цене не выше фактической себестоимости, с 01.01.99

утратили силу. Поскольку для целей налогообложения цена товара будет

определяться теперь вне зависимости от его фактической себестоимости

(термин "себестоимость" вообще не употребляется в части первой Кодекса), а

только исходя из цены, указанной в сделке.

4) Пункт 5 ст.2 Закона РФ от 21.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль

предприятий и организаций". В этом пункте также содержаться положения,

определяющие налогооблагаемую базу при реализации продукции (работ, услуг)

по цене не выше фактической себестоимости, но применительно к налогу на

прибыль предприятий и организаций. Данные положения также прекращают свое

действие с 01.01.99.

Дополнительные разъяснения:

а) Все другие нормативные акты, не вошедшие в перечень утративших

силу, должны быть приведены в соответствие с частью первой Кодекса, а до

тех пор действуют в части не противоречащей ей.

Можно привести следующий пример. Как известно в соответствии с п.9

ст.7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 (ред.16.11.97) "О государственной

налоговой службе РСФСР" налоговые органы вправе взыскивать в бесспорном

порядке с предприятий и организаций недоимки по налогам. На основании

данной нормы в настоящее время сложилась практика взыскания налоговыми

органами в бесспорном порядке недоимок по налогам в результате так

называемой бесспорной квалификации сделок. Что бы была более понятна суть

проблемы приведу пример.

Между налогоплательщиком и третьим лицом (физическим лицом) заключен

договор купли-продажи. Естественно такой договор не порождает обязанности

уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ с доходов физических лиц. Но если в

результате проверки налоговые органы сочтут, что в действительности под

видом договора купли-продажи был заключен договор подряда (заказчик должен

перечислить в Пенсионный фонд РФ страховые взносы с суммы, уплаченной

физическому лицу (подрядчику) по такому договору), то они вправе

переквалифицировать данную сделку и произвести бесспорное взыскание

недоимки.

В соответствии же с п.1 ст.45 части первой Кодекса взыскание налога с

организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если

обязательство об уплате налога основано на изменении налоговым органом

юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиками с третьими

лицами.

Таким образом с момента введения в действие части первой Кодекса

положения п.9 ст.7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР"

будут применяться в части, не противоречащей п.1 ст.45 Налогового кодекса,

до приведения их в соответствие.

б) В тех случаях, когда частью первой Кодекса предусматривается, что

тот или иной вопрос должен регулироваться только федеральным законом, то до

его принятия действуют изданные до введения в действие части первой Кодекса

нормативные акты Президента и Правительства РФ.

в) Некоторые положения части первой Кодекса содержат ссылки на главы

еще не принятой второй части Налогового кодекса. Так п.14 ст.40 отсылает к

такой главе второй части Кодекса, как "Налог на прибыль (доход)

организаций". Статьи 41 и 42 части первой Кодекса содержат ссылки к главам

- "Подоходный налог с физических лиц", "Налог на прибыль (доход)

организаций", "Налог на доходы от капитала". В соответствии со ст.4

Вводного закона до принятия второй части Кодекса, которая будет содержать

указанные главы, данные ссылки приравниваются к ссылкам на действующие

законы о конкретных налогах.

г) В соответствии со ст.9 Вводного закона, те филиалы и

представительства российских юридических лиц, которые являются

налогоплательщиками некоторых видов налогов, самостоятельно перечисляют

налоги и сборы, подлежащие уплате на 01.01.1999. Если же у филиала или

представительства российского юридического лица на 01.01.1999 останется

неисполненные обязанности по налоговым платежам, то они с 01.01.1999

переходят к юридическим лицам, создавшим их.

И наконец-то в части первой Кодекса четко определено, что следует

считать моментом уплаты налога - момент предъявления в банк поручения на

уплату соответствующего налога (п.2 ст.45). До настоящего времени сложилась

практика, по которой моментом исполнения обязанности по уплате налога

являлся момент поступления средств в бюджет. Какие это причиняло неудобства

налогоплательщикам, особенно при трудностях с расчетами через банки,

объяснять не надо.

3. Общие определения

Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые

налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные

внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах

законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению

органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных

платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов

установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах

государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и

взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся:

а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом

возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен

налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому

рассматривают и

б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

в) объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог

(заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары

и т.д.);

г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет

величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица

земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные

налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу

обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или

газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к

объекту налога без учета дифференциации его величины (например,

действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере

13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по

мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения

налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но

и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по

мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную

сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при

увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя

которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные

налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам,

обладающим незначительными доходами.

По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.

Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с

населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги

в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны

платежеспособности.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги.

Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов:

налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции),

акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров),

таможенные пошлины.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда

объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку.

Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.

Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод

характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных

средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного

средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или

простаивает.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.