рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы малого предприятия

потоки хозяйственных операций для покрытия вложений капитала в основные

фонды и производственные запасы.

Анализ рентабельности и деловой активности свидетельствует о снижении

активности и рентабельности предприятия.

По результатам проведенной оценки финансового состояния можно сделать

вывод, что перед предприятием стоит проблема выживания. Его финансовая

политика решает кратковременные задачи, дающие положительные результаты

только сегодня с возможным отрицательным эффектом в будущем, что во многом

обусловливается отсутствием финансовой стратегии.

3. Пути повышения устойчивости финансового состояния

хозяйствующего субъекта

3.1. Основные пути укрепления финансов предприятия

В связи с тем, что в настоящее время финансы предприятий находятся в

кризисном состоянии, первоочередной задачей для государства и предприятий

является укрепление финансов предприятий и на этой основе – стабилизация

финансов государства. Без ее претворения в жизнь другие задачи решить

невозможно. Основные пути укрепления финансов предприятий связаны с

оптимизацией используемых ими денежных средств и ликвидацией их дефицита.

Важнейшие направления совершенствования финансовой работы на

предприятиях следующие:

- системный и постоянный финансовый анализ их деятельности;

- организация оборотных средств в соответствии с существующими

требованиями с целью оптимизации финансового состояния;

- оптимизация затрат предприятия на основе анализа взаимодействия

взаимосвязи «затраты-выручка-прибыль»;

- оптимизация распределения прибыли и выбор наиболее эффективной

дивидендной политики;

- оптимизация структуры имущества и источников его формирования с целью

недопущения неудовлетворительной структуры баланса;

- разработка и реализация стратегической финансовой политики

предприятия.

Основная цель финансового анализа – получение нескольких ключевых

(наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину

финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в

структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При

этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее

финансовое состояние предприятия, так и его ближайшие или отдаленные

перспективы, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.

Эффективность использования оборотных средств зависит от многих

факторов, которые можно разделить на внешние, оказывающие влияние вне

зависимости от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие

может и должно активно влиять. На современном этапе развития экономики к

основным внешним факторам можно отнести такие, как кризис неплатежей,

высокий уровень налогов, высокие ставки банковского кредита. Кризис сбыта

произведенной продукции и неплатежи приводят к замедлению оборота оборотных

средств. Следовательно, необходимо выпускать ту продукцию, которую можно

достаточно быстро и выгодно продать, прекращая или значительно сокращая

выпуск продукции не пользующейся текущим спросом. В этом случае кроме

ускорения оборачиваемости предотвращается рост дебиторской задолженности в

активах предприятия.

Важным условием повышения эффективности использования оборотных средств

является рациональная организация производственных запасов. Основные пути

сокращения производственных запасов сводятся к их:

- рациональному использованию;

- ликвидации сверхнормативных запасов материалов;

- совершенствованию нормирования;

- улучшению организации снабжения.

Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.

Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном

производстве достигается путем совершенствования организации производства,

улучшения применяемых техники и технологии, совершенствования использования

основных фондов, прежде всего их активной части, экономии по всем статьям

оборотных средств.

Пребывание оборотных средств в сфере обращения не способствует созданию

нового продукта. Излишнее отвлечение их в сферу обращения – отрицательное

явление. Важнейшими предпосылками сокращения вложений оборотных средств в

эту сферу являются:

- рациональная организация сбыта готовой продукции;

- применение прогрессивных форм расчетов;

- своевременное оформление документации и ускорение ее движения;

- соблюдение договорной и платежной дисциплин.

Необходимым условием получения прибыли является определенная степень

развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации

продукции над затратами по ее производству и сбыту. Составляющие главной

факторной цепочки, формирующей прибыль, - «затраты – объем производства –

прибыль» - должны находиться под постоянным вниманием и контролем. Эта

задача решается на основе организации учета затрат по системе директ-

костинг, значение которой возрастает в связи с переходом к рыночной

экономике. Особенностями этой системы являются:

- разделение затрат на постоянные и переменные;

- соединение производственного и финансового учета;

- многостадийность составления отчета о доходах;

- разработка методики экономико-математического и графического

представления и анализа отчетов для прогноза чистых доходов.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом,

чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства,

стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на

рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное

соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в

распоряжении хозяйствующих субъектов. Экономически обоснованная система

распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение

финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить

производственные, материальные и социальные нужды предприятий. После уплаты

всех обязательных платежей остается чистая прибыль, часть которой может

направляться на производственное и социальное развитие общества, а другая –

на выплату процентов по облигациям, а также в резервный фонд. Возможны

выплаты служащим в виде денежных вознаграждений или акций в соответствии с

определенным процентом, предусмотренным уставом. Оставшаяся чистая прибыль

направляется на выплату дивидендов акционерам. Совет директоров, исходя из

финансового состояния общества, конкурентоспособности его продукции и

перспектив развития, принимает решение о конкретном соотношении размеров

чистой прибыли, распределяемой по указанным направлениям. Не исключено, что

в отдельные периоды прибыль не будет направляться на выплату дивидендов

акционерам, а в большем размере пойдет на производственное и социальное

развитие трудового коллектива и другие цели.

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и

использованием средств (активов) и источниками их формирования (пассивов).

Для недопущения неудовлетворительной структуры баланса необходимо следить

за изменением структуры имущества и источников его формирования и проводить

мероприятия, направленные на улучшение структуры: оптимальное соотношение

собственных и заемных средств предприятия, снижение долей дебиторской и

кредиторской задолженностей, уменьшение неоправданных запасов материальных

ресурсов и т. д.

В условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость

определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых

возможностях и перспективах, оценки финансового состояния других

хозяйствующих субъектов. Предприятие нуждается в выработке внутренней

финансовой стратегии. Она включает в себя разные способы и действия для

достижения главной стратегической цели, а именно:

· формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое

управление ими;

· выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении

усилий, маневренности и использования резервов финансовым руководством

предприятия;

· ранжирование и поэтапное достижение целей;

· соответствие финансовых действий экономическому состоянию и

материальным возможностям предприятия на каждом отрезке времени;

· создание и подготовка стратегических резервов;

· учет экономических и финансовых возможностей своих конкурентов;

· определение главой угрозы со стороны конкурентов, мобилизация

основных сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых

операций;

· маневрирование и борьба за инициативу для достижения решающего

превосходства над конкурентами.

Успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при

взаимоуравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при

соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и

финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового

стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения

финансово-экономической ситуации.

Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков

инфляции и других форсмажорных обстоятельств. Она должна соответствовать

производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться.

Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку

поступления доходов, экономичное и рациональное их использование. Хорошо

налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы,

повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом использовании

финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной

стратегической цели.

Задачами финансовой стратегии являются:

- исследование характера и закономерностей формирования финансов в

рыночных условиях хозяйствования;

- разработка условий подготовки возможных вариантов формирования

финансовых ресурсов предприятия;

- определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями,

бюджетами всех уровней, выявление резервов и мобилизация ресурсов

предприятия для наиболее рационального использования производственных

мощностей, основных фондов и оборотных средств;

- обеспечение предприятия финансовыми ресурсами;

- обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств

предприятия с целью получения максимальной прибыли;

- определение способов проведения успешной финансовой стратегии и

стратегического использования финансовых возможностей, всесторонней

подготовки кадров предприятия к работе в рыночных условиях.

3.2. Прогноз финансового состояния предприятия

Целью концепции стратегического развития ООО «Инструмент-сервис» и

реструктуризации ООО на 1999 год, является:

- обеспечение роста продаж на внутреннем и внешнем рынках;

- удовлетворение носителей платежеспособного спроса на внутреннем и

внешнем рынках;

- снижение издержек производства и обращения за счет оптимально

использования возможностей предприятия и его резервов развития;

- получение ожидаемой прибыли за счет более полного использования

потенциала предприятия;

- обеспечение устойчивого расширения своей доли на рынке.

1. Основная действующая стратегия – это повышение устойчивости

предприятия на внутреннем рынке и наращивание объемов продаж.

2. Стратегия на ближайшую перспективу:

- создание новых рынков;

- освоение серийного производства;

- расширение производства специальных, уникальных, крупногабаритных

подшипников для металлургических, трубных, цементных заводов;

- освоение подшипников для иномарок;

- продвижение продукции на вторичный рынок через ремкомплекты.

3. Обеспечение роста продаж на внутреннем рынке в 1999 году до 10160

млн. шт., в 2000 году до 12000 млн. шт., и на внешнем рынке до 4000 млн.

шт. в 1999 году, в 2000 году до 6000 млн. шт. Наглядно план объема продаж

подшипников в 1999-2000 г.г. можно рассмотреть в таблице 10.

Таблица 10.

Прогноз объема продаж подшипников ООО «Инструмент-сервис»

в 1999 - 2000 г.г. (млн. шт.).

| |Планируемый объем |Темп роста |

|Потребители |продаж |(%) |

| |1999 год |2000 год | |

|Внутренний рынок: | | | |

|Конвейерные заводы, всего |6200 |6900 |111,29 |

|в том числе: | | | |

|ОАО «Авто ВАЗ» |3200 |3600 |112,50 |

|ОАО «ГАЗ» |1100 |1390 |126036 |

|ОАО «Авто УАЗ» |900 |1100 |122,22 |

|ОАО «ЗМА» |20 |30 |150,00 |

|ОАО «СеАЗ» |10 |20 |200,00 |

|АМО «ЗИЛ» |30 |50 |166,67 |

|ОАО «БеЛАвто МАЗ» |20 |30 |150,00 |

|ПО «МТЗ» |160 |220 |137,50 |

|Вторичный рынок |3140 |3800 |121,02 |

|Представительства |600 |800 |133,33 |

|Прочие (взаимозачет) |220 |300 |136,36 |

|Итого по внутреннему рынку |10160 |12000 |118,11 |

|Внешний рынок (экспорт) |4000 |6000 |150,00 |

|Всего |14160 |18000 |127,12 |

4. Достижение среднего уравнения рентабельности – 9 % в 1999 году, 12 %

в 2000 году.

Планом предусмотрен постоянный рост производства от допустимых объемов

до максимального объема в месяце. Объемы производства ограничиваются

объемами заказов и наличием оборотных средств. В таблице 11 можно наглядно

рассмотреть план роста производства подшипников.

Таблица 11.

План роста производства подшипников в 1999 г

| |Выпуск |Товарная |Объем |Полная |Затраты на|Стоимость |

| |подшипник|продукция|реализаци|себестоим|1 руб. |реализованно|

|Период |ов, тыс. |, тыс. |и, тыс. |ость, |товарной |й продукции,|

| |шт. |руб. |руб. |тыс. руб.|продукции,|тыс. шт. |

| | | | | |коп. | |

|Январь |602 |20636 |17985 |21995 |106,59 |17588 |

|Февраль |751 |27966 |18059 |26612 |95,16 |17665 |

|Март |750 |25337 |25337 |24508 |96,73 |24661 |

|Апрель |1370 |45524 |45524 |40062 |88,00 |42592 |

|Май |1121 |37249 |37249 |33207 |89,15 |34454 |

|Июнь |1308 |43457 |43457 |38625 |88,88 |39775 |

|Июль |1370 |46145 |46145 |39998 |86,68 |41578 |

|Август |1370 |46145 |46145 |39998 |86,68 |41130 |

|Сентябрь |1370 |46145 |46145 |39997 |86,68 |40810 |

|Октябрь |1308 |44940 |44940 |39436 |87,75 |39588 |

|Ноябрь |1308 |44940 |44940 |39436 |87,75 |39545 |

|Декабрь |1371 |47084 |47084 |41625 |88,41 |41522 |

|1999 год |14000 |475568 |463010 |425499 |89,50 |420908 |

Техническое состояние оборудования в этих целях оценивается как

удовлетворительное, но для наращивания выпуска продукции необходимы затраты

на текущий и капитальный ремонт.

Варианты дальнейшего увеличения производства предполагается

рассматривать исходя из конкретной ситуации, которая будет складываться к

концу 1999 года, т. е. когда возникает необходимость обеспечение

производства выпускаемого уровня.

Рассмотрим выпуск товарной продукции по кварталам (таблица 12).

Таблица 12.

Выпуск товарной продукции ООО «Инструмент-сервис»

|Продукция |Выпуск |Выпуск продукции по кварталам |

| |продукци| |

| |и в 1999| |

| |г. | |

| | | | | | |

| | |I |II |III |IV |

|Подшипники, всего, тыс. шт. |14000 |2103,00 |3800,0 |4110,0 |3987,0 |

|в том числе: | | | | | |

|экспорт, тыс. шт. |4200 |461,00 |1410,0 |1306,0 |1023,0 |

|общий поток, тыс. шт. |9800 |1642,00 |2390,0 |2804,0 |2964,0 |

|Стоимость подшипников, | | | | | |

|всего, тыс. руб. |465195 |69406,0 |124284 |136562 |134943 |

|в том числе: | | | | | |

|экспорт, тыс. руб. |110039 |12078,0 |36939,0 |34214,0 |26808,0 |

|общий поток, тыс. руб. |355156 |57327,0 |87345,0 |102340 |108136 |

|Восстановленные подшипники, | | | | | |

|тыс. руб. |2836,80 |351,81 |760,23 |838,83 |885,93 |

|Мебельная фурнитура, тыс. | | | | | |

|руб. |389,41 |55,40 |94,05 |119,72 |120,24 |

|Прочий культбыт, тыс. руб. |136,89 |14,47 |41,07 |40,63 |40,72 |

|Прочая продукция, тыс. руб. |3914,0 |3501,95 |171,60 |94,68 |145,77 |

|МПЗ, тыс. руб. |1200,0 |265,40 |362,53 |261,53 |311,54 |

|Товарная продукция, тыс. | | | | | |

|руб. |475568,0|73939,0 |126230 |138435 |136964 |

Из таблицы 12 видно, что из состава товарной продукции удельный вес (98

%) занимает производство подшипников. Освоен выпуск производства

электродов, который пользуется спросом и имеет тенденцию к увеличению.

Реализация мероприятий по снижению затрат материальных и энергетических

ресурсов на сегодня являются основными направлениями деятельности

технических и экономических служб завода, так как от этого зависит

себестоимость продукции и возможность установления конкурентной цены.

Увеличение объема выпуска товарной продукции приводит к снижению условно

постоянных расходов на сумму 44763 тыс. руб. Пересмотр норм расхода

материалов в абразивно-инструментальном производстве приведет к экономии в

сумме 873 тыс. руб. Увеличение расхода основных материалов в 1999 году по

сравнению с 1998 годом на сумму 104553 тыс. руб. сложилось в результате

прироста выпуска подшипников на 47,6 % или 4512 тыс. шт. и структурного

принятия планируемого выпуска:

- за счет увеличения объема выпуска продукции 4512 х 1957,3 х 8428 =

74432 тыс. руб.

- за счет структурного изменения 9488 х 377 х 8428 = 30147 тыс. руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.