рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовый контроль и аудит

Государственная контрольно-ревизионная служба состоит из Главного

контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных

управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе,

контрольно-ревизионных подразделов (отделов, групп) в районах, городах и

районах городов.

Органы Государственной контрольно-ревизионной службы выполняют

следующие функции:

1) организовывают работу контрольно-ревизионных подразделений на

местах по проведению ревизий и проверок, обобщают следствия ревизий и

проверок, в случаях, предусмотренных законодательством, сообщают о них

органам законодательной и исполнительной власти;

2) проводят ревизии и проверки финансовой деятельности, состояния и

сохранения средств и материальных ценностей, достоверности учета и

отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и других

органах государственной исполнительной власти, в государственных фондах,

бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые

получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов;

3) проводят ревизии и проверки правильности расходования

государственных средств на содержание местных органов государственной

исполнительной власти, учреждений и организаций, которые действуют за

границей и финансируются за счет государственного бюджета;

4) контролируют полноту оприходования, правильность расходования и

сохранение валютных средств;

5) осуществляют контроль за устранением недостатков и нарушений,

выявленных предшествующими ревизиями и проверками;

6) разрабатывают инструктивные и прочие нормативные акты о проведении

ревизий и проверок;

7) осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью

подчиненных контрольно-ревизионных подразделов; обобщают опыт проведения

ревизий и проверок и распространяют его среди контрольно-ревизионных служб,

разрабатывают предложения относительно усовершенствования контроля.

По инициативе государственной контрольно-ревизионной службы ревизия

или проверка предприятия, учреждения, организации может проводиться не чаще

чем один раз в год. Но по поручению правоохранительных органов ревизия или

проверка может быть проведена в любое время.

Права государственных контрольно-ревизионных служб аналогичны тем,

которыми пользуются налоговые администрации.

2.2. Другие органы финансового контроля

В 1997 г. был принят закон "О Расчетной палате Верховной Рады

Украины", согласно которому должна быть созданна Расчетная палата как

постоянно действующий орган государственного финансово-экономического

контроля. Основными задачами палаты являются: контроль за своевременным

выполнением Государственного бюджета, финансированием общегосударственных

программ, заключением соглашений о государственных займах и кредитах;

контроль за использованием золотого запаса, драгоценных металлов, камней;

предоставления кредитов и осуществления операций по размещению золотого

резерва и резерва в иностранной валюте. Палата будет осуществлять ревизии и

проверки по финансовым вопросам в аппарате Верховного Совета, органах

исполнительной власти, Национального банка. Фонде государственного

имущества, других подчиненных Верховному Совету органах, а также на

предприятиях и в организациях.

В современных условиях создания основ рыночного хозяйства особого

значения приобретает аудиторский контроль.

В 1993 г. в Украине был принятый Закон "Об аудиторской деятельности",

который определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности и

направленный на создание системы независимого финансового контроля с целью

защиты интересов собственника.

Закон определяет аудит как проверку публичной бухгалтерской

отчетности, учета, первичных документов и другой информации относительно

финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствование с целью

определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия

действующему законодательству и установленным нормативам.

Аудит осуществляется независимыми лицами – аудиторами или аудиторскими

фирмами. Аудиторские проверки могут проводиться по инициативе руководства

или собственников, основателей, хозяйничающего субъекта. Кроме того, для

определенного перечня предприятий и организаций действующим

законодательством установленный обязательный аудит, в частности: банков,

инвестиционных фондов, инвестиционных компаний, других небанковских

финансовых учреждений, которые осуществляют привлечение средств граждан или

привлечение или торговлю ценными бумагами (кроме операций по выпуску

(эмиссии) собственных корпоративных прав), бирж, страховых компаний,

кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов.

III. Формы и методы финансового контроля

3.1. Формы и методы финансового контроля

В зависимости от времени проведения выделяют следующие формы фи-

нансового контроля:

предшествующий, который проводится до осуществления финансовых

операций;

. текущий, в процессе финансовых операций (перечисление налогов, собрания,

образование фондов денежного средства, осуществление выплат и др.);

. последующий, который проводится по окончании определенных периодов, по

итогам месяца, квартала, года.

Термин «метод» означает совокупность приемов труда в какой-либо

области, способ достижения какой-то цели. Существуют различные приемы,

характерные для специалистов разных областей знаний, которыми могут

пользоваться контролирующие органы, применяя их в зависимости от

поставленной задачи. Знание специфики деятельности определенной организации

в сочетании с приемами, выбранными правильно и в определенной

последовательности, позволяют аудиторам более эффективно проводить

проверки.

Методы проверки принято подразделять на две группы: методы фактической

(натуральной) проверки и методы документальной проверки.

3.1.1. Методы фактической проверки

К основным методам фактической проверки , которыми могут пользоваться

контролирующие органы, исходя из права самостоятельно определять формы и

методы проверки, руководствуясь требованиями нормативных актов и условий

договора с субъектом или содержания поручения государственных органов,

относятся:

. осмотр;

. обследование;

. инвентаризация;

. контрольный обмер;

. контрольный запуск сырья и материалов в производство;

. лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой

продукции;

. экспертная оценка;

. опрос;

. проверка объемов выполненных работ.

. и т.п.

Рассмотрим некоторые из этих методов.

Осмотр. С помощью этого метода можно выяснить, например, условия

хранения имущества, документов; состояние производственных, складских

торговых помещений. Осмотру подвергают разнообразные объекты: территорию,

места хранения материальных активов, документов, производственное и

торговое оборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые аппараты. В

процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о

нарушениях или злоупотреблениях.

Обследование. Обследование представляет собой как бы продолжение

осмотра, но с одновременным ознакомлением с документами как нормативными,

так и оправдательными; с получением объяснений от ответственных лиц.

Эффективные результаты дает обследование при проверках технологии

производства продукции в цехах, порядка приема, хранения, отпуска и

реализации продукции, товаров.

Инвентаризация. Предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества

и обязательств, в ходе которой необходимо проверять и документально

подтверждать их наличие, состояние и оценку.

Основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского

учета;

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация является наиболее эффективным методом фактической

проверки достоверности показателей баланса, являющегося составной частью

бухгалтерской отчетности. К порядку проведения инвентаризации предъявляются

определенные требования. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при

проведении инвентаризации может служить основанием для признания ее

результатов недействительными. Очень важно, чтобы к документам,

представляемым для оформления описания недостачи ценностей и порчи сверх

норм естественной убыли, были обязательно приложены решения следственных

или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц либо отказ на

взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей,

полученное от отдела технического контроля или соответствующих

специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Контрольный запуск сырья и материалов в производство применяют в тех

случаях, когда необходимо установить фактический расход сырья или

материалов на производстве, выход полуфабрикатов, готовой продукции,

количество отходов. Применяют его и для проверки действующих или ранее

действовавших на предприятии норм расхода сырья и материалов,

технологического процесса, производительности оборудования и т.п. Для этого

проводят соответствующий производственный эксперимент (например,

изготовление образцов изделий, выпечка кулинарной продукции и др.).

Перед контрольным запуском сырья в производство следует определить, по

каким видам выпускаемой продукции будет проведен эксперимент. При этом

учитываются претензии к качеству изделий или сведения о перерасходе по

отдельным видам материалов, завышенных нормах и т.д. Если экспериментом

ставят цель проверить фактическое производство готовой продукции, то

необходимо, чтобы экспериментальное производство осуществлялось в тех же

условиях, в том же порядке, в каком оно осуществлялось ранее. Если будет

установлено, что характер и условия производства не изменились, то в

качестве контрольного может быть принят любой очередной запуск сырья в

производство.

Благодаря эксперименту уточняются нормы, усиливается контроль за

списанием фактического расхода сырья и выходом продукции. Кроме того, могут

быть выявлены недостатки в нормировании и технологии производства,

искажения в качественных показателях продукции и другие нарушения.

Лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой

продукции. Использование данного метода дает возможность контролировать

качество поступающих материалов, товаров, сырья, а также готовой продукции

и полуфабрикатов; позволяет выявить факты использования некондиционного

сырья, несоблюдение норм расхода. Эти и другие факты могут

свидетельствовать, например, о нарушении технологического режима,

установленных норм и т.д. Анализ может проводиться отделом технического

контроля или соответствующими специализированными организациями (инспекцией

по качеству и др.).Изъятие проб (образцов) для лабораторного анализа должно

производиться в соответствии с инструкциями о порядке инспектирования

предприятий определенных отраслей народного хозяйства.

Экспертная оценка объектов проверки бывает необходима при исследовании

специальных вопросов. В соответствии с Законом Украины "Про аудиторскую

деятельность" экспертом признается не состоящий в штате данной аудиторской

организации специалист, имеющий достаточные знания и (или) опыт в

определенной области (по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского

учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой

области. В качестве эксперта аудиторская организация может использовать

работу специализированной организации, являющейся юридическим лицом. Так,

может быть использована работа оценщика, инженера, геолога, актуария или

другого эксперта. Эксперт, работу которого аудиторская организация

использует при проведении аудита, должен иметь:

– соответствующую квалификацию, как правило, подтвержденную

соответствующими документами (квалификационный аттестат, лицензия, диплом

и т.п.);

– соответствующий опыт и репутацию в области определенных знаний,

подтвержденную, как правило, отзывами, рекомендациями, публикациями и

т.п.

Опрос. Следует отметить, что контролирующим органам предоставлены

права получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения, а также

необходимую информацию от третьих лиц (по письменному запросу).

Следовательно, к получению подобных объяснений и справок от

должностных лиц прибегают в тех случаях, когда необходимо установить

достоверность фактов в процессе проверки, реальность хозяйственной

операции, достоверность данных, отраженных в документах. Опрос можно делать

устно или письменно. Объяснения справочного характера не фиксируют, однако,

для выяснения достоверности факта можно предложить работникам предприятия

дать объяснения в письменной форме.

Проверка объемов выполненных работ. С помощью обмера проверяют:

– соответствие характера, количества и стоимости выполненных работ

тем, которые указаны в актах приемки и нарядах, а также в проектах и

смете;

– соответствие выполненных работ составу работ, предусмотренных

сметными нормами, на основании которых составлены применяемые при

расчетах единичные расценки, калькуляции и прейскурантные цены;

– законченность объектов, конструктивных элементов, этапов и видов

работ или их частей. Такую проверку проводят различными способами, что

зависит от характера работ и их результатов.

К основным способам проверки относятся:

– контрольный обмер фактически выполненных работ;

– сопоставление объема работ, указанных в актах приемки и в актах

инвентаризации незавершенного строительства, с объемом работ, указанных в

оплаченных рабочих нарядах;

– встречная проверка операций по расчетам с другими организациями;

– проверка сопутствующих операций по расчетам за выполненные и

сданные работы.

Наиболее распространен контрольный обмер фактически выполненных работ,

применяемый для проверки выполнения работ по строительству, капитальному и

текущему ремонту зданий и сооружений.

3.1.2. Методы документальной проверки

Другую группу методов – методы документальной проверки – можно

разделить на две группы: методы формальной проверки и методы проверки

реальности отраженных в документах обстоятельств.

К методам формальной проверки документов относятся:

– проверка соблюдения правил составления, оформления, полноты и

подлинности оформления документов;

– сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными

нормативами (нормативная проверка);

– проверка соответствия отраженных в документах операций

установленным правилам; счетный контроль.

Общие правила оформления документов для всех предприятий и организаций

установлены Положениями о документах и документообороте в бухгалтерском

учете. Этими Положениями предусмотрено, что первичные документы должны

содержать для придания им юридической силы обязательные реквизиты. Таковыми

являются: наименование документа (формы), код формы; дата составления;

содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в

количественном и стоимостном выражении); наименование должностей лиц,

ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее

оформления, личные подписи и их расшифровки. Кроме того, наименование

организации, от имени которой составлен документ. В необходимых случаях

могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и

адрес предприятия, основание для совершения хозяйственной операции,

зафиксированной документом. Другие реквизиты определяются характером

документируемых хозяйственных операций.

Сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными

нормативами (нормативная проверка) позволяет выявить завышение (занижение)

себестоимости продукции (работ, услуг), занижение размера удержаний из

заработной платы, в том числе подоходного налога, занижение размеров

отчислений во внебюджетные фонды, ошибки в применении норм естественной

убыли товаров, в исчислении и уплате налога на добавленную стоимость и

других налогов.

Проверка соответствия отраженных в документах операций установленным

правилам дает возможность выяснить правомерность разнообразных

хозяйственных операций. С ее помощью можно выяснить, например, выплату

заработной платы другому лицу без предъявления доверенности и т.п.

Счетный контроль позволяет выяснить правильность сделанных в

документах, в бухгалтерских регистрах в формах отчетности вычислений

(правильность таксировки, подсчета переходящих остатков ценностей в отчетах

материально-ответственных лиц, подсчета итогов и т.п.). Часто к этому

методу прибегают для проверки правильности подсчета итогов в горизонтальных

и вертикальных графах расчетно-платежных ведомостей. Счетный контроль

обычно сопровождается применением других методов документальной проверки.

К методам проверки реальности отраженных в документах обстоятельств

относятся:

- сопоставление данных документов, отражающих операции с данными

документов, которые явились основанием для этих операций;

- проверка записей в регистрах бухгалтерского учета;

- сканирование;

- встречная проверка;

- взаимная проверка;

- контрольное сличение;

- восстановление натурально-стоимостного учета и др.

Рассмотрим методы проверки реальности отраженных в документах

обстоятельств.

Одним из методов, входящих в эту группу, является сопоставление данных

документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились

основанием для этих операций. Например, можно выявить несоответствие суммы

начисленной заработной платы сотруднику, указанной в расчетно-платежной

ведомости, данным табеля выхода на работу. Для использования этого метода

надо знать, в каких производных документах отражают данные, фиксируемые в

первичных документах.

Проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и в формах

отчетности позволяет определить достоверность и точность отчетных данных —

первостепенное требование к бухгалтерской отчетности. Система отчетных

показателей должна соответствовать записям в бухгалтерские регистры,

которые в свою очередь обосновываются документами. Проверка может вскрыть

бездокументальные записи, т.е. записи без ссылки и приложения

оправдательных документов, необоснованную запись в регистре. Иногда путем

сопоставления данных в регистрах аналитического и синтетического учета к

одному и тому же счету удается выявить несоответствие занесенных в них

сумм, хотя и оформленных одним документом. Возможно сокрытие недостач

увеличением количества и суммы расхода товаров и тары в регистрах

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.