рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовая система Украины

страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе

государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев

осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления

(федеральный, субъектов федерации, местный).

Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее

частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками),

связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует

считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские

структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих

агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их

правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных

финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 2.

Рисунок.2 Схема финансовых связей в экономике

За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных

финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме

финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные,

наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К

ним относятся: “государство-предприятие” (ГП), “предприятие-государство”

(ПГ), “государство-государство” (ГГ), “предприятие-население” (ПН),

“население-государство” (НГ), “население-предприятие” (НП), “предприятие-

предприятие” (ПП), “население-население” (НН), “государство-население”

(ГН). Связь “государство-государство” характеризует перераспределение,

переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в

другие. Связь “предприятие-предприятие” отражает финансовые потоки между

предприятиями, а связь “население-население” определяет движение денежных

средств между отдельными группами населения.

1.3. Состав и структура финансовой системы Украины с разной точки зрения

Выделение форм финансовых отнощений характеризует относительное

отдаление отдельных составных финансов. Совокупность этих составных

определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система она

является не простым набором, а совокупностью взаимосвязаных элементов,

которые имеют однородные признаки.

Состав и структуру финансовой системы Украины многие ученые-экономисты

видят по-разному. Это происходит в основном из-за того, что нет

действующего законодательства о финансовой системе Украины, а ряд точек

носит проблематичный дискуссионный характер.

Доктор экономических наук профессор Василин О.Д.(1) выделяет состав

финансовой системы так, что основным его звеном и основой являются

государственные финансы (см.схему №1). Он говорит о том, что государство

для выполнения своих функций должно иметь в своем распоряжении определенную

величину финансовых ресурсов, которые производятся в его

народохозяйственном комплексе. С этой елью оно осуществляет свою финансовую

деятельность, законодательно определяя формы мобилизации доходов и расходов

для достижения экономического и социального прогресса в стране.

Государственные финансы – главное звено финансовой системы государства. Оно

……средствует около 80% всех финансовых отношений и содержит различные

финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою

финансовую деятельность. Государственные финансы включают: государственный

бюджет, централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения,

финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм

собственности, государственный кредит, государственное личное и

имущественное страхование.

Все сферы государственных финансов имеют собственную сферу

функционирования, однако они тесно связаны между собой. Основу

государственных финансов составляют финансы предприятий и организаций

государственной и комунальной форм собственности. Тут производится больше

чем 90% валового национального продукта, который является главным объектом

финансовых отношений. В условиях становления раночных отношений часть

государственного сектора уменьшается, однако еще долгое время этому сектору

будет принадлежать решительная роль в процессах распределения и

перераспределения, осуществляемого с помощью финансов. Это была точка

зрения профессора Василина О.Д.

А вот совершенно иначе представляет структуру финансовой системы

Опарин В.В.(см.схему №2). Он производит выделение составных элементов по

признаку движения каналов денежных потоков и места концентрации финансовых

ресурсов. В основу выделения сфер он рекомендует положить уровень

экономической системы (2). Выделяется 4 сферы: уровень микроэкономики –

финансы субъектов хозяйствования, уровень макроэкономики – государственнае

финансы, уровень мирового хозяйства – международный финансы, обобщенный

уровень – финансовый рынок.

Звено показывает обособленную часть финансовых отношений. Его

выделение проводится по признаку ………ности или обособленного фонда

финансовых ресурсов, или спецефических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансовых субъектов хозяйствования не делится на отдельные

звенья, так как они имеют общие принципы организации и методы ведения

хозяйственной деятельности.[1]

Существуют особенности, связанные с формой собственности или отраслевой

спецификой. Однако, считает Опарин В.В., они не настолько существенны,

чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенности

влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их суть.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность

государства. Она включает такие звенья: государственный бюджет,

государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного

сектора.

Сфера международные финансы отображает обменную и

перераспределительную функцию на мировом рынке и включает 3 направления:

международные расчеты; финансы международных политических, экономических,

гуманитарных организаций; международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как

специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.

Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не

принадлежит к конкретной сфере.

Такой является структура финансовой системы по мнению Опарина В.В.

Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых

отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает

предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на

каждом уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и между ними.

Следующая трактовка структуры финансовой системы Украины доктора

экономических наук Шокуна В.В (1). Он предлагает в условиях реалий

существования Украины как независимого, демократического, социального и

правового государства перестроить собственную финансовую систему(см.схему

№3).

Предложенная концепция финансовой системы Украины рассматривается как

основа для разработки финансовой доктрины страны, которая должна определить

влияния государства на управление движением ВВП в процессе распределения

его стоимости.

Финансовая система Украины определена как взаимосвязанное соединение в

экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости

ВВП и субъективного процесса влияния на него политики страны. Концепция

перестройки финансовой системы Украины основывается на:

> осмыслении экономической сущности процессов формирования и

направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;

> включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с

проведением законодательно обеспеченой финансовой политики

государства;

> использовании системного подхода, который дает возможность

рассматривать составные финансовой системы в единой взаимосвязи.

Научно-практическое назначение положений этой концепции состоит в

возможности:

> определения подходов, которые касаются создания финансовой доктрины

государства;

> определения подходов к разработке экономико-математических моделей

формирования и движения финансовых ресурсов страны, функциональным

назначением которых должно стать прогнозирование, планирование и

анализ распределения стоимости ВВП;[2]

> введения единой системы понятий и однозначного толкования их, как

на уровне профессионалов-практиков, так и в образовательном

процессе;

> оценке состояния законодательно-нормативного обеспечения и

разработке единого пакета взаимосогласованных правовых актов,

касаемых вопросов функционирования финансовой системы с дальнейшим

ее мониторингом.

Кандидат экономических наук Безгубенко Л.И.(1) представляет структуру

финансовой системы, выделяя три сферы:

> государственные финансы;

> частные финансы;

> финансы предприятий

Государственные финансы он подразделяет на общегосударственные финансы и

финансы государственных предприятий. А частные финансы на финансы частных

предприятий и финансы домохозяйств.

Безгубенко Л.И.характеризует звенья финансовой системы и говорит о

том, что для государственных финансов, в частности, характерны:

1.Принцип функционального назначения звена.

2.Административно-териториальный принцип.

Каждое звено финансовой системы имеет свою особенность, которая

обусловлена спецификой:

1.состава финансовых отношений;

2.состава фондов денежных средств;

3.источников формирования фондов денежных средств и методов аккумуляции

средств;

4.направлений использования фондов денежных средств;

5.целевого назначения фондов денежных средств;

6.участников формирования денежных средств;

7.участников распределения и использования фонда денежных средств;

8.собственника или распорядителя фонда денежных средств;

9.роли в процессе производства, распределении и перераспределении

ВВП и НД;

10.Части в распределении финансовых ресурсов

> осмыслении экономической сущности процессов формирования и

направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;

> включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с

проведением законодательно обеспеченной финансовой политики

государства;

Особенно актуальным считает Безгубенко Л.И., для Украины, ее

финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей,

ученых и практиков к финансам домохозяйств.

Таким образом, это звено финансовой системы прежде всего представлено

бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в

государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованной

в отечественной литературе. Состав и структура доходов и расходов бюджетов

домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством

прежде всего уровня экономического развития государства. Так представляет

финансовую систему Украина Безгубенко Л.И.

Свою концепцию состава и структуры финансовой системы Украины

представляет кафедра «Финансы и кредит» Донецкого Государственного

Университета(см.схему №5). Эта трактовка широко и полно отражает структуру

финансовой системы, все ее сферы и особенно отдельные ее элементы. Она

очень актуальна на сегодняшний день для экономики Украины. Основываясь на

такой структуре легче проводить анализ финансовых ресурсов государства,

подробно исследуя все их сферы и звенья, и механизмы, их аккумуляции и

распределении. Именно основываясь на этой трактовке я буду рассматривать в

дальнейшем финансовую систему Украины.[3]

Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему

строению и организационной структуре.[4]

Финансовая система - совокупность относительно обособленных

взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические

формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Финансовая система – совокупность финансовых органов и институтов,

которые управляют денежными потоками.

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную

совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она

состоит из сфер и звеньев.

Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность

финансовых отношений.

Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу

выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы (схема 1).

Внутренняя структура финансовой системы показана в схеме 2.

Организационная структура финансовой системы – совокупность финансовых

органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её

внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой-

либо стране осуществляют органы государственной власти и управления. Состав

органов и институтов финансовой системы представлен на схеме 2 приложения.

Раздел 2. Фискальная политика

2.1. Механизм функционирования финансовой системы

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления

финансами. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и

перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства для наилучшего

удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественного

богатства. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в

финансовом механизме государства.

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий

собой систему установленных государством форм, видов и методов организации

финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства

финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует

государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.).

Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых

отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация

внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы

финансового планирования, регулирования и контроля, систему денежных

расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и

нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы.

Также финансовый механизм можно представить в виде совокупности

механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

> Функционирование бюджетного механизма

> Механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и

организаций

> Механизм функционирования внебюджетных фондов

> Механизм функционирования местных финансов

> Функционирование страхового механизма

> Механизм функционирования финансового рынка

Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового

механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация

форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором

финансовой системы. Именно на основании их можно проследить механизм

функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются,

распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии

с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его

достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм

функционирования должен быть инструментом согласования и реализации

интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных

возможностей.

Более конкретно такую черту можно определить как финансовое

планирование, т.е. один из элементов управления финансами, объектом

которого является распределительный процесс. Этот процесс охватывает

формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и

использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на

основе производственных и финансовых показателей.

В процессе финансового планирования определяются:

> источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период

> объемы денежных фондов, создаваемых на их основе

> рассчитываются направления и структура использования средств

денежных фондов, при этом решается задача наиболее эффективного их

использования

В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные,

трудовые и финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения

непроизводительных расходов.

Механизм финансового регулирования дает возможность государству

сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы

принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества

направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов

фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

Финансовый контроль можно представить в двух аспектах:

> Строго регламентированная деятельность специально созданных

контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства

и финансовой дисциплины всех экономических субъектов

> Неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на

макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и

эффективности финансовых операций.

Финансовый контроль представляет собой две взаимосвязанные, но

обособленные сферы: государственный финансовый контроль и негосударственный

финансовый контроль, который в свою очередь подразделяется на внутренний

(внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные

пропорции распределения валового национального продукта. Он

распространяется на все каналы движения денежных ресурсов и отслеживает

полноту и своевременность их поступления в бюджеты и целевое их

использование. Государственные контролеры наделены правом осуществлять

ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и

корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными

экономическими интересами.

Целями негосударственного контроля (главным образом, внутрифирменного),

в противопоставление государственному, является минимизация своих

отчислений в государственную казну и других издержек с целью повышения

нормы прибыли на вложенный капитал.

2. фискальная политика ,законодательные и правовые основы,

регламентирующие механизм функционирования финансовой системы

Украины.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это система регулирования

экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Цели

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.