Финансовая система Украины
страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе
государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев
осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления
(федеральный, субъектов федерации, местный).
Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее
частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками),
связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует
считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские
структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих
агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их
правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных
финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 2.
Рисунок.2 Схема финансовых связей в экономике
За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных
финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме
финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные,
наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К
ним относятся: “государство-предприятие” (ГП), “предприятие-государство”
(ПГ), “государство-государство” (ГГ), “предприятие-население” (ПН),
“население-государство” (НГ), “население-предприятие” (НП), “предприятие-
предприятие” (ПП), “население-население” (НН), “государство-население”
(ГН). Связь “государство-государство” характеризует перераспределение,
переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в
другие. Связь “предприятие-предприятие” отражает финансовые потоки между
предприятиями, а связь “население-население” определяет движение денежных
средств между отдельными группами населения.
1.3. Состав и структура финансовой системы Украины с разной точки зрения
Выделение форм финансовых отнощений характеризует относительное
отдаление отдельных составных финансов. Совокупность этих составных
определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система она
является не простым набором, а совокупностью взаимосвязаных элементов,
которые имеют однородные признаки.
Состав и структуру финансовой системы Украины многие ученые-экономисты
видят по-разному. Это происходит в основном из-за того, что нет
действующего законодательства о финансовой системе Украины, а ряд точек
носит проблематичный дискуссионный характер.
Доктор экономических наук профессор Василин О.Д.(1) выделяет состав
финансовой системы так, что основным его звеном и основой являются
государственные финансы (см.схему №1). Он говорит о том, что государство
для выполнения своих функций должно иметь в своем распоряжении определенную
величину финансовых ресурсов, которые производятся в его
народохозяйственном комплексе. С этой елью оно осуществляет свою финансовую
деятельность, законодательно определяя формы мобилизации доходов и расходов
для достижения экономического и социального прогресса в стране.
Государственные финансы – главное звено финансовой системы государства. Оно
……средствует около 80% всех финансовых отношений и содержит различные
финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою
финансовую деятельность. Государственные финансы включают: государственный
бюджет, централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения,
финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм
собственности, государственный кредит, государственное личное и
имущественное страхование.
Все сферы государственных финансов имеют собственную сферу
функционирования, однако они тесно связаны между собой. Основу
государственных финансов составляют финансы предприятий и организаций
государственной и комунальной форм собственности. Тут производится больше
чем 90% валового национального продукта, который является главным объектом
финансовых отношений. В условиях становления раночных отношений часть
государственного сектора уменьшается, однако еще долгое время этому сектору
будет принадлежать решительная роль в процессах распределения и
перераспределения, осуществляемого с помощью финансов. Это была точка
зрения профессора Василина О.Д.
А вот совершенно иначе представляет структуру финансовой системы
Опарин В.В.(см.схему №2). Он производит выделение составных элементов по
признаку движения каналов денежных потоков и места концентрации финансовых
ресурсов. В основу выделения сфер он рекомендует положить уровень
экономической системы (2). Выделяется 4 сферы: уровень микроэкономики –
финансы субъектов хозяйствования, уровень макроэкономики – государственнае
финансы, уровень мирового хозяйства – международный финансы, обобщенный
уровень – финансовый рынок.
Звено показывает обособленную часть финансовых отношений. Его
выделение проводится по признаку ………ности или обособленного фонда
финансовых ресурсов, или спецефических форм и методов финансовых отношений.
Сфера финансовых субъектов хозяйствования не делится на отдельные
звенья, так как они имеют общие принципы организации и методы ведения
хозяйственной деятельности.[1]
Существуют особенности, связанные с формой собственности или отраслевой
спецификой. Однако, считает Опарин В.В., они не настолько существенны,
чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенности
влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их суть.
Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность
государства. Она включает такие звенья: государственный бюджет,
государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного
сектора.
Сфера международные финансы отображает обменную и
перераспределительную функцию на мировом рынке и включает 3 направления:
международные расчеты; финансы международных политических, экономических,
гуманитарных организаций; международные финансовые институты.
Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как
специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.
Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не
принадлежит к конкретной сфере.
Такой является структура финансовой системы по мнению Опарина В.В.
Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых
отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает
предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на
каждом уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и между ними.
Следующая трактовка структуры финансовой системы Украины доктора
экономических наук Шокуна В.В (1). Он предлагает в условиях реалий
существования Украины как независимого, демократического, социального и
правового государства перестроить собственную финансовую систему(см.схему
№3).
Предложенная концепция финансовой системы Украины рассматривается как
основа для разработки финансовой доктрины страны, которая должна определить
влияния государства на управление движением ВВП в процессе распределения
его стоимости.
Финансовая система Украины определена как взаимосвязанное соединение в
экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости
ВВП и субъективного процесса влияния на него политики страны. Концепция
перестройки финансовой системы Украины основывается на:
> осмыслении экономической сущности процессов формирования и
направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;
> включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с
проведением законодательно обеспеченой финансовой политики
государства;
> использовании системного подхода, который дает возможность
рассматривать составные финансовой системы в единой взаимосвязи.
Научно-практическое назначение положений этой концепции состоит в
возможности:
> определения подходов, которые касаются создания финансовой доктрины
государства;
> определения подходов к разработке экономико-математических моделей
формирования и движения финансовых ресурсов страны, функциональным
назначением которых должно стать прогнозирование, планирование и
анализ распределения стоимости ВВП;[2]
> введения единой системы понятий и однозначного толкования их, как
на уровне профессионалов-практиков, так и в образовательном
процессе;
> оценке состояния законодательно-нормативного обеспечения и
разработке единого пакета взаимосогласованных правовых актов,
касаемых вопросов функционирования финансовой системы с дальнейшим
ее мониторингом.
Кандидат экономических наук Безгубенко Л.И.(1) представляет структуру
финансовой системы, выделяя три сферы:
> государственные финансы;
> частные финансы;
> финансы предприятий
Государственные финансы он подразделяет на общегосударственные финансы и
финансы государственных предприятий. А частные финансы на финансы частных
предприятий и финансы домохозяйств.
Безгубенко Л.И.характеризует звенья финансовой системы и говорит о
том, что для государственных финансов, в частности, характерны:
1.Принцип функционального назначения звена.
2.Административно-териториальный принцип.
Каждое звено финансовой системы имеет свою особенность, которая
обусловлена спецификой:
1.состава финансовых отношений;
2.состава фондов денежных средств;
3.источников формирования фондов денежных средств и методов аккумуляции
средств;
4.направлений использования фондов денежных средств;
5.целевого назначения фондов денежных средств;
6.участников формирования денежных средств;
7.участников распределения и использования фонда денежных средств;
8.собственника или распорядителя фонда денежных средств;
9.роли в процессе производства, распределении и перераспределении
ВВП и НД;
10.Части в распределении финансовых ресурсов
> осмыслении экономической сущности процессов формирования и
направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;
> включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с
проведением законодательно обеспеченной финансовой политики
государства;
Особенно актуальным считает Безгубенко Л.И., для Украины, ее
финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей,
ученых и практиков к финансам домохозяйств.
Таким образом, это звено финансовой системы прежде всего представлено
бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в
государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованной
в отечественной литературе. Состав и структура доходов и расходов бюджетов
домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством
прежде всего уровня экономического развития государства. Так представляет
финансовую систему Украина Безгубенко Л.И.
Свою концепцию состава и структуры финансовой системы Украины
представляет кафедра «Финансы и кредит» Донецкого Государственного
Университета(см.схему №5). Эта трактовка широко и полно отражает структуру
финансовой системы, все ее сферы и особенно отдельные ее элементы. Она
очень актуальна на сегодняшний день для экономики Украины. Основываясь на
такой структуре легче проводить анализ финансовых ресурсов государства,
подробно исследуя все их сферы и звенья, и механизмы, их аккумуляции и
распределении. Именно основываясь на этой трактовке я буду рассматривать в
дальнейшем финансовую систему Украины.[3]
Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему
строению и организационной структуре.[4]
Финансовая система - совокупность относительно обособленных
взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические
формы и методы распределения и перераспределения ВВП.
Финансовая система – совокупность финансовых органов и институтов,
которые управляют денежными потоками.
Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную
совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она
состоит из сфер и звеньев.
Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность
финансовых отношений.
Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу
выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы (схема 1).
Внутренняя структура финансовой системы показана в схеме 2.
Организационная структура финансовой системы – совокупность финансовых
органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.
В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её
внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой-
либо стране осуществляют органы государственной власти и управления. Состав
органов и институтов финансовой системы представлен на схеме 2 приложения.
Раздел 2. Фискальная политика
2.1. Механизм функционирования финансовой системы
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления
финансами. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и
перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства для наилучшего
удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественного
богатства. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в
финансовом механизме государства.
Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий
собой систему установленных государством форм, видов и методов организации
финансовых отношений.
В зависимости от степени регулирования со стороны государства
финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует
государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.).
Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых
отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация
внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).
С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы
финансового планирования, регулирования и контроля, систему денежных
расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и
нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы.
Также финансовый механизм можно представить в виде совокупности
механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:
> Функционирование бюджетного механизма
> Механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и
организаций
> Механизм функционирования внебюджетных фондов
> Механизм функционирования местных финансов
> Функционирование страхового механизма
> Механизм функционирования финансового рынка
Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового
механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация
форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором
финансовой системы. Именно на основании их можно проследить механизм
функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются,
распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.
Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии
с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его
достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм
функционирования должен быть инструментом согласования и реализации
интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных
возможностей.
Более конкретно такую черту можно определить как финансовое
планирование, т.е. один из элементов управления финансами, объектом
которого является распределительный процесс. Этот процесс охватывает
формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и
использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на
основе производственных и финансовых показателей.
В процессе финансового планирования определяются:
> источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период
> объемы денежных фондов, создаваемых на их основе
> рассчитываются направления и структура использования средств
денежных фондов, при этом решается задача наиболее эффективного их
использования
В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные,
трудовые и финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения
непроизводительных расходов.
Механизм финансового регулирования дает возможность государству
сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы
принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества
направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов
фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.
Финансовый контроль можно представить в двух аспектах:
> Строго регламентированная деятельность специально созданных
контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства
и финансовой дисциплины всех экономических субъектов
> Неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на
макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и
эффективности финансовых операций.
Финансовый контроль представляет собой две взаимосвязанные, но
обособленные сферы: государственный финансовый контроль и негосударственный
финансовый контроль, который в свою очередь подразделяется на внутренний
(внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные
пропорции распределения валового национального продукта. Он
распространяется на все каналы движения денежных ресурсов и отслеживает
полноту и своевременность их поступления в бюджеты и целевое их
использование. Государственные контролеры наделены правом осуществлять
ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и
корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными
экономическими интересами.
Целями негосударственного контроля (главным образом, внутрифирменного),
в противопоставление государственному, является минимизация своих
отчислений в государственную казну и других издержек с целью повышения
нормы прибыли на вложенный капитал.
2. фискальная политика ,законодательные и правовые основы,
регламентирующие механизм функционирования финансовой системы
Украины.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это система регулирования
экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Цели
Страницы: 1, 2, 3
|