рефераты скачать

МЕНЮ


Бюджетный федерализм

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает

основы конституционного строя государства, характер взаимоотношений между

человеком, гражданином, обществом и государством, форму государственного

устройства России и характер взаимоотношений федерации с ее субъектами,

форму правления, характер взаимоотношений с другими суверенными

государствами. Возможность самостоятельно решать все вопросы

свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной

власти. Вместе с тем, она носит конституционно- правовой характер и не

может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели

федерации.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской

Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет

свою территорию, складывающаяся из территорий ее субъектов и включающую в

себя сушу, внутренние воды и территориальные воды, воздушное пространство

над ними, которое образуют материальное содержание государственного

суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным

пределом ее власти, на территорию распространяется суверенитет Российской

Федерации.

Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей

территории. Ее Конституция и законы имеют верховенство на всей территории

Российской Федерации. Российская Федерация обладает суверенными правами, и

осуществляют юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной

экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным

законом и нормами международного права.

Согласно Конституции Российской Федерации на территории Российской

Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и

каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и

финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться

в соответствии с федеральным законом, если необходимо для обеспечения

безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных

ценностей[13,ст.74].

Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации

является единое гражданство Российской Федерации. Вопросы гражданства

Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации,

Законом Российской Федерации « О гражданстве Российской Федерации» от 28

ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993г. Российская

Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения

гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений по

вопросам гражданства; порядок разрешения споров между федерацией и ее

субъектами по вопросу гражданства [29].

Народу с гражданством Российской Федерации каждая из республик в

составе Российской Федерации также имеет свое гражданство. Гражданин

республики является вместе с тем гражданином Российской Федерации, а утрата

гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства

республик.

Важным компонентом конституционно-правового статуса Российской

Федерации является наличие общих для всей Федерации органов государственной

власти. Российская Федерация имеет Президента- главу государства;

Федеральное Собрание- представительный и законодательный орган (Российской

Федерации); Правительство, осуществляющее исполнительную власть Российской

Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.

Систему органов прокуратуры, возглавляет Генеральный прокурор Российской

Федерации.

В ст.5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской

Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы

государственной власти, разграничения полномочий между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти ее субъектов [13, ст.5].

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется

наличием единой федеральной правовой системы, которая включает в себя

федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты

государственных органов субъектов федерации, а также нормативные правовые

акты местных органов государственной власти и органов местного

самоуправления.

К правовой системе Российской Федерации относятся также некоторые

законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат

действующему законодательству Российской Федерации.

Согласно Конституции составной частью правовой системы Российской

Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и

ратифицированные международные договоры Российской Федерации. Если

международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем

предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

[13,ст.15].

В число федеральных нормативных правовых актов входят: Конституция

Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеративный

договор; федеральные законы; кодексы, нормативные акты Президента,

нормативные постановления Совета Федераций и Государственной Думы

Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; федеральных

министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о

делегировании полномочий Российской Федерации субъектам федерации;

межгосударственные договоры и межправительственные соглашения Российской

Федерации и др.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется

наличием собственности Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации

от 27 декабря 1991года «О разграничении государственной собственности в

Российской Федерации на федеральную собственность, государственную

собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей,

автономной области, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург, и

муниципальную собственность»[19]. К объектам, относящимся исключительно к

федеральной собственности, относятся объекты, составляющие основу

национального богатства страны: объекты, необходимые для обеспечения

функционирования федеральных органов государственной власти и решения

общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей,

обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и

развитие других отраслей народного хозяйства.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется

наличием единой денежной и кредитной систем.

Согласно Закону Российской Федерации «О денежной системе Российской

Федерации» от 25 сентября 1992года, денежная система Российской Федерации

включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных

денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной

денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение

на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных

суррогатов запрещается.[5]

В Российской Федерации существует единые правила кредитования и

кредитных расчетов.

К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса

Российской Федерации относятся существование Вооруженных Сил Российской

Федерации, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной

целостности Российской Федерации.

Российская Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных

Сил, разрабатывает и осуществляет оборонную политику федерации.

Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской

Федерации является закрепление Конституцией Российской Федерации русского

языка в качестве государственного языка в качестве. В Конституции

Российской Федерации (ст. 68) установлено, что государственным языком

Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В Российской Федерации принят Закон от 25 октября 1991года «О языках

народов РСФСР», согласно которому, русский язык является основным средством

межнационального общения народов Российской Федерации.[6]

Вместе с тем закон признает равные права народов России на сохранение,

развитие и государственную поддержку их языков. Российская Федерация

гарантирует всем народам и каждой личности права на сохранение и

всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования зыка

общения, обучения, воспитания, интеллектуального творчества; равные

возможности для сохранения, изучения, равную социальную, экономическую и

юридическую защиту всех языков народов Российской Федерации; особую заботу

и внимание к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих

своих национально-государственных и национально-территориальных

образований; желательность овладения языком межнационального общения и

другими языками народов Российской Федерации проживающих на одной

территории [11].

К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской

Федерации относится ее право на международные отношения с иностранными

государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы

всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.

Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной

правосубъектностью. Она заключает международные и межгосударственные

договоры и соглашения, участвуют в работе международных организаций,

системах коллективной безопасности, региональных государственных и

межгосударственных союзах.

Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и

заключать мир.

Важным компонентом конституционно-правового статуса Российской

Федерации является ее государственные символы – Государственный флаг,

Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме

выражается государственный суверенитет Российской Федерации, а также ее

столица – город Москва.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.70) государственный флаг,

герб, гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального

использования устанавливается федеральным конституционным

законом[13,ст.70].

Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит свое

конкретное юридическое выражение, также в закрепленных Конституцией

Российской Федерации предметах ведения Российской Федерации, реализуемых

органами государственной власти Российской Федерации.

Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно

Российской Федерации (ст.71) и предметы, находящиеся в совместном ведении

Российской Федерации и ее субъектов (ст.72) [13].

В сфере государственного строительства к предметам ведения,

принадлежащим исключительно Российской Федерации относятся, принятие и

изменения Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также

контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория

Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и

гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав

национальных меньшинств.

В сфере экономического и социально-культурного строительства в

исключительном ведение Российской Федерации находятся федеральная

государственная собственность и управление ею; установление основ

федеральной политики и федеральных программ в области экономического,

экологического, социального, культурного развития Российской Федерации.

Российская Федерация устанавливает правовые основы единого рынка;

осуществляет финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование,

денежную эмиссию. Она устанавливает основы ценовой политики. В ее

исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая

федеральные банки.

Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные

налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении

находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика,

расщепляющие материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и

связь; деятельность в космосе.

К предметам исключительного ведения Российской Федерации принадлежат

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и

исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических

объектов; официальный статический и бухгалтерский учет.

В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета

Российской Федерации. Ведению Российской Федерации подлежит внешняя

политика и международные отношения Российской Федерации; вопросы войны и

мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

К ведению Российской Федерации относится также оборона и безопасность;

оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия,

боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство

ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.

На Российскую Федерацию возложено определение статуса и защита

государственной границы, территориального моря, воздушного пространства,

исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской

Федерации.

Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет

совместно с ее субъектами.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные

конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на

всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения

Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.

Согласно Конституции Российской Федерации федеральные органы

исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать

свои территориальные органы и назначать соответствующих лиц. Федеральные

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут

передавать им осуществление части своих полномочий, если это не

противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою

очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по

согласованию с федеральными органами исполнительной власти могут передавать

им осуществление части своих полномочий[13,ст.78].

Объем полномочий федерации и ее субъектов корректируется договорами и

соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Конституция Российской Федерации также устанавливает, что Российская

Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать

им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если

это не влечет за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина и не

противоречит основам конституционного строя Российской Федерации[13,ст.79].

1.3 Правовой статус субъектов

Российской Федерации

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов

федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области,

автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов

Федерации.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в

первую очередь Конституцией России, а также другими правовыми актами. Так,

республики принимают свои конституции и законы, другие субъекты Федерации –

уставы и законы. Ряд прав субъектов вытекает из Декларации о

государственном суверенитете РСФСР, федеративного договора о разграничении

предметов ведения и полномочий(1992г.), договоров Российской Федерации с

отдельными субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и

полномочий. Что касается автономий, то Конституция РФ предусматривает

возможность принятия о них федерального закона, но она пока не реализована.

Правовой статус в решающей степени гарантируется Конституцией РФ,

изменения гл. 3-8 которой, в конечном счете, возможны только с одобрения

органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов

Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней субъекты

Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные

правовые акты. Они сами устанавливают свое наименование, а в случае

изменения, его новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции

РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов

федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого

субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в

равной степени на все субъекты федерации. Так, в январе и феврале 1996 года

Указами Президента РФ в ч.1 ст.65 Конституции РФ были включены новые

наименования субъектов РФ – Республика Ингушетия, Республика Северная

Осетия – Алания, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч вместо прежних

наименований.

Несмотря на провозглашенные Конституцией равноправие всех субъектов РФ

их правовой статус все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например,

из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие

субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как

государственные образования. Большинство автономных округов входят в состав

краев и областей, а, следовательно, вроде должны рассматриваться как

государственные образования наравне с этими краями и областями. Такое

положение субъекты РФ дает повод говорить об асимметричности Российского

федерализма. Если считать, что статусы субъектов РФ одинаковы, то

становится непонятным смысл ч.5 ст.66 Конституции РФ, позволяющий с помощью

федерального конституционного закона по взаимному согласию Российской

Федерации и субъекты РФ изменять его статус. Зачем изменять, если все

статусы равны? Или подразумевается выход из федерации? Приходится признать,

что, закрепив равноправие всех субъектов, хотя это различие в Конституции

РФ ясно не выражено.

Равноправие субъекты Федерации проявляется, в общем, для всех них

определении предметов ведения, которое вытекает из ст.71,72 и73 Конституции

РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов

государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением

всего много национального народа России, в том числе – всех субъектов

федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно,

участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения федерации.

Вместе с органами государственной власти федерации они осуществляют

правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения.

Наконец, вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения

они обладают всей полнотой государственной власти[11,ст.209].

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за

субъектами федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос

относится к совместному ведению, то законы и иные правовые акты издаются

субъектами федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу.

Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов

власти субъекта федерации, то республики, края, области, города

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.