рефераты скачать

МЕНЮ


Бюджетный федерализм

Бюджетный федерализм

Содержание

Введение

1. Федеративное государство - Российская Федерация 6

1.1 Понятие Федерации

6

1.2 Конституционно-правовой статус Российской Федерации

10

1.3 Правовой статус субъектов Российской Федерации

17

2. Российский федерализм

25

1. Центр и регионы

25

2. Федеративные договоры

28

3. Органы государственной власти Российской Федерации

и субъектов Российской Федерации

38

Заключение

Библиографический список

Введение

Федеративное устройство - разновидность государственного устройства,

являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны.

Государство по-разному определяет свое внутреннее устройство в зависимости

от исторических традиций, национального состава населения и других

факторов. Поскольку любое федеративное государство состоит из частей и

образуется этими частями, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в

отношениях частей и целого. Федерацию всегда предостерегает две

противоположные опасности, скатиться к унитаризму и распад на независимые

государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то

объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами,

согласование интересов которых возможно только в четких правовых

установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту

задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение)

федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.

В мире нет “легких” Федераций, все федеративные государства

сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенностью России на

ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает

переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и

политических условиях и, прежде всего – обострения межнациональных

отношений. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм,

определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты

многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась и

судебная практика по спорам и компетенции. Нет отрегулированной вертикали

исполнительной власти, ослабления федеральных органов власти обострение

данной проблемы ведёт к угрозе повторения Россией судьбы СССР, т.е. к

возможности её распада.

Актуальность проблемы становления новых федеративных отношений в России

значительно усиливается особенностью современного политического процесса

России, а именно значительным повышением роли регионов в сфере принятия

политических решений на общенациональном уровне. С ослаблением жёсткой

централизации и нарастанием тенденций к автаркии и прямым экономическим

обменам между регионами резко возросла роль региональных управленческих и

хозяйственных элит. Ход реформ, как в политической, так и в экономической

сфере заметно переместился с общефедерального уровня на уровень субъектов

Российской Федерации. Проявляется очевидная тенденция к политическому

полицентризму. Успех радикальных преобразований в России обусловлен в

значительной мере построением отлаженной, эффективно функционирующей

федеративной системы. Многое зависит от того, сможет ли центр наладить

такие отношения с регионами и их политическими элитами, при которых были бы

максимально учтены интересы последних при сохранении политического,

экономического и военного единства страны.

В этой связи целесообразно было бы обращение к вопросам методологии

взаимоотношений центра и регионов в условиях федерализма в России. А для

этого необходимо сначала рассмотреть этот способ политико-территориальной

организации общества и, в частности, особенности его построения в России.

Данные проблемы рассматриваются не впервые: эти вопросы и раньше

разрабатывались в политической науке. Так, по вопросу о федерализме как

способе политико-территориального устройства написано немало работ таких

выдающихся учёных как А. де Токвиль, Г.Вайу, Г.Еллинек, П.Лабанд,

М.Зейдель, Дж. Кэлхун, В.Остром, А.С.Ященко, М.Н.Марченко, А.Г.Осипов,

А.А.Празаускас, В.Е.Чиркин, Г.И.Королева-Конопляная и др., внесших

значительный вклад в разработку федеративной теории.

Следует также выделить работы современных иностранных ученых, которые

изучали особенности федерализма в России Р. Савки, К. Росса, К. Уитмора.

Нельзя не отметить, молодого представителя нашей политической науки В.

Иванова. Особое значение при изучении взаимоотношений центра и субъектов

Федерации, имеют работы Н. Варламовой, А. Усс, Н. Фахрушина, В. Хропанюка,

В. Лысенко.

Целью данной работы является исследование российского федерализма

взаимосвязей центрального и регионального уровней власти в условиях.

Основные задачи данной работы являются:

1) анализ сущности федерализма, выделение его характерных черт,

а также вопросов методологии – выделение конституционно -

правовых принципов взаимоотношений центра и регионов,

методов их осуществления, моделей взаимоотношений;

2) политологический анализ механизма взаимоотношений центра и

субъектов в РФ, предполагающий исследование взаимодействия

центра и регионов на практике.

В работе применяется несколько основных исследовательских подходов.

Прежде всего, это системный подход, в рамках которого объект исследования

предстаёт как один из аспектов целостной, сложноорганизованной политико-

территориальной системы. Важное место в исследовании занимает

институциональный подход, в соответствии, с которым исследовались

институты, составляющих организационную основу межуровневых отношений,

институциональные формы взаимоотношений центра и регионов. В связи с этим,

определённое значение для работы имеет юридический подход, используемый при

анализе конституционно-правового статуса, как Российской Федерации, так и

ее субъектов. Определённое место в осуществлённом исследовании занимают

элементы сравнительного подхода: например, при анализе взаимоотношений

центра с различными регионами – субъектами РФ.

Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть

параграфов, заключения, приложения и библиографического списка. В каждой из

глав автор старался показать понятие и содержание федерализма,

отличительные черты, раскрыть взаимоотношения центра и регионов в условиях

федерализма, показать роль региональных лидеров в российской политики, а

также проанализировать механизм взаимодействия центра и субъектов в

Российской Федерации.

1. Федеративное государство - Российская Федерация

1.1 Понятие Федерации

Само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства

в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное

функционирование крупного как целостной организации политической власти,

допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц. В

свою очередь выступающие как относительно самостоятельные государства или

государственные образования. На этой концептуальной основе возникли и

развиваются федеративные государства, хотя конкретно- исторические

условия могут определить своеобразие той или иной формы федерации.

Федерация – это объединение двух или нескольких государств в одно

новое государство [29, c.39]. Таким образом, федеративное государство

является сложным государством, в состав которого входят другие государства.

Федерация является сложным государством, т.е. государственно-правовым

объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих

в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую

самостоятельность.

Имея в своем составе другие государства, Федеративные государства

характеризуются, тем, что наряду с федеральной конституцией и

законодательством в их состав государств. Наряду с наличием высших

государственных органов, гражданства, территории федерации, включающей

территории вошедших в ее состав государств, эти государства сохраняют и

систему своих высших государственных органов, собственное гражданство, свою

территорию, которая, как правило, не может быть изменена без их согласия.

Они могут также иметь свои государственные символы.

Государства, образующие новое федеративное государство, называются его

субъектами. Последние, как, правило, обладают одинаковым правовым

статусом. Однако мировой практике известны и такие федерации, субъекты

которых обладают различным правовым статусом.

Между федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции,

имеющее целью обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией

своих задач и целей на базе объединения ресурсов и возможностей всех ее

членов и в интересах как самой федерации в целом, так и ее субъектов.

Сохраняя за собой определенный объем полномочий, субъекты федерации

добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации, исходя из

признания приоритета задач и целей созданной ими федерации. Они также

признают на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых

актов федерации.

Государственная власть федерации является единственной суверенной

властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации.

Признание полного суверенитета субъектов федерации означало бы одно из

двух: либо формальный характер такого признания, не влекущие за собой

никаких юридических последствий, либо ликвидацию федерации, которая в этом

случае утрачивает характер союзного государства и превращается в союз

суверенных государств, либо распадается на отдельные суверенные

государства, существующие самостоятельно.

В мире в настоящее время существует немало различных федераций, включая

такие крупные государства, как США, ФРГ, Индия, Бразилия. Федеративным

государством был бывший Союз ССР. Федеративным государством является и

Россия.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных

странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются

историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде

всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта

народов, входящих в союзное государство[29, ст. 301]. Вместе с тем, исходя

из выше сказанного, можно выделить наиболее общие черты, которые характерны

для большинства федеративных государств.

1.Территория Федерации состоит из ее отдельных субъектов: штатов,

земель, республик и т.д.

2.В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная,

судебная власть принадлежит Федеральным государственным органам.

Компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается союзной

(Федеративной) конституцией.

3.Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции,

имеют свои высшие законодательные, исполнительные, судебные органы.

4.В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и

гражданство федеральных единиц.

5.При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется

палата, представляющая интересы членов.

6.Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в

федерациях осуществляют государственные органы.

Федерация стоится по территориальному и национальному признакам,

которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру

государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется

значительным ограничением государственного суверенитета субъектов

федерации.

1.Государственные образования, составляющие федерацию, не являются

суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и

внешних отношений зависит от властных полномочий обще федеральных (союзных)

государственных органов. Юридическое и физическое разграничение компетенции

между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами: они

устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать

нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные

конституцией, находятся в ведение законотворческих органов субъектов

федерации.

2.Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права

представительства в международных отношениях. В случае нарушения союзной

конституции в этой сфере центральная власть имеет право применения

принудительных мер к субъекту федерации (Индия).

3.В территориальных федерациях конституционное законодательство не

предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход на союз. Это

положение вытекает из смысла конституций США, Бразилии и других стран[16,

c.24].

4.Управление вооруженными силами в территориальных федерациях

осуществляется непосредственно союзными государственными органами.

Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального

государства.

Национальные государства характеризуется более сложным государственным

устройством. Наряду с общими признаками, которые присущи любому

государству, они имеют ряд существенных особенностей. Эти особенности

обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее

компактно проживают на территории отдельных государств, образующих

федерацию

Национальные федерации независимо от ее разновидностей характеризуется

следующими основными признаками:

1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и

национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга

национальным составом населения, его особой культурой, традициями и

обычаями, религией.

2. Национальная федерация строится на принципе добровольного

объединения составляющих ее субъектов. Она служит одним из важнейших

факторов осуществления нациями права на самоопределение. Независимо от

экономического потенциала, численности населения, размера территории все

субъекты национальной федерации пользуется одинаковыми правами, и обладают

одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства.

3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет

больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие.

Национальные государства, объединяющиеся в федерацию, устанавливают свое

гражданство, границы государственной территории, имеют свои

представительства в международных организациях, самостоятельно осуществляют

внешнеполитическую и экономическую деятельность.

4. Высшие государственные органы национальной федерации формируется из

представителей субъектов федерации. Центральная власть призвана обслуживать

общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их.

5. Важной особенностью национальной федерации является правовое

положение ее субъектов. Эта особенность непосредственно связана с таким

общедемократическим институтом, как право нации на самоопределение, то есть

право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей

государственности. Каждый субъект национальной федерации имеет право

отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство, если он

не желает вступать с другими нациями в федеральные государственные

отношения, или перейти из состава одного многонационального государства в

другое, сохраняя свой суверенитет.

Основное различие между территориальной и национальной федерацией

состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в

территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим

государственным органам членов федерации. Национальное государство

ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Национальный признак придает федерации такие особенности, которые

объективно не могут быть присущи территориальному федеральному устройству.

В этой связи важно различать союзное государство, складывающееся в

условиях территориальной федерации, и союз государств, которые объединяются

по национальному признаку. Союзное государство является федерацией,

основанной на договорной территориальной основе, а союз государств – это

федеральное объединение с национальным суверенитетом.

Россия имеет уникальное государственное устройство, где органически

сочетаются признаки и территориальной, национальной федерации в

соответствии с Конституцией, Российская Федерация «состоит из республик,

краев, областей, городов федерального значения, автономных областей,

автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации»[13,ст.5].

«Федеральное устройство Российской Федерации основано на ее государственной

целостности, единстве системы государственной власти, разграничении

предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и

органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение

народов в Российской Федерации»[13,ст.5].

Многообразие субъектов подобного Федеративного государства требует

многоаспектной политики парламента, правительства, высших судебных органов,

других федеральных ведомств и учреждений: необходимо всесторонне учитывать

специфические интересы всех субъектов федерации, умело интегрировать общие

и индивидуальные вопросы государственно-правового строительства страны.

От этого зависит эффективность и гармония экономической, социальной,

духовной, религиозной, национальной жизни Федерации в целом.

Специфика территориально-национальной федерации состоит в том, что

такое государство должно не только интегрировать, но и дифференцировать

интересы всех субъектов, как национальных, так и территориальных[29,c.67].

1.2 Конституционно-правовой статус

Российской Федерации

Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле

ее многонационального народа. Ее конституционно-правовой статус

определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о

государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным

договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется,

прежде всего, тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным

государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной,

исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий,

которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в

ведении органов власти субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.