Бюджетное планирование
вносить в вышестоящий исполнительный орган власти предложения по изменению
и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных нормативов и
показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются вначале в
вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения
разногласий отражаются в составляемом протоколе, в котором содержатся
обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости
решения этих вопросов на паритетных началах создается согласительная
комиссия, решение которой доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих
органов власти. Окончательное решение принимается вышестоящим
представительным органом власти.
Кроме составления проекта бюджета на планируемый год, исполнительные
органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований в целях
составления консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечения
единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и
представить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и
материалы:
. прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и
муниципального образования на очередной год;
. основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта Российской
Федерации и муниципального образования на очередной год;
. прогноз сводного финансового баланса по территории субъекта Российской
Федерации и муниципального образования на очередной год;
. прогноз консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на
очередной год;
. адресную инвестиционную программу на очередной год;
. программу приватизации государственных предприятий на очередной год.
Дополнительно к этим материалам исполнительные органы субъектов
Российской Федерации подготавливают:
. структуру внутреннего долга субъекта Российской Федерации и программу
внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый год для
финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;
. программу предоставления гарантий исполнительного органа субъекта
Российской Федерации на планируемый год;
. оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Российской Федерации за
текущий год.
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ.
Консолидированный бюджет — объединенный бюджет территориальных единиц,
регионов, образующих единую административно - территориальную совокупность
(автономию, республику, государство). В отличие от государственного бюджета
консолидированный бюджет не утверждается ни на законодательном, ни на каком
то другом уровне, а выступает в качестве обычного свода статистических
показателей.
При установлении проектов нормативов отчислений от федеральных налогов в
бюджеты субъектов Федерации и сумм дотаций в эти бюджеты за основу берется
отнюдь не каждый территориальный бюджет, а консолидированный бюджет
национально - государственного и административно - территориального
образования.
В первые шесть месяцев 1997 г. дефицит консолидированного бюджета был
равен 4,9 % ВВП. Доходная и расходная части консолидированного бюджета
составили соответственно 20,9 % и 25,8 % ВВП. Примерно четверть всех
доходов консолидированного бюджета составили в 1997 г. поступления от НДС.
Вторым крупнейшим источником пополнения консолидированного бюджета остается
налог на прибыль.
Крупнейшими расходными статьями консолидированного бюджета продолжают
оставаться национальная экономика, образование и национальная оборона.
Наибольшие расходы по статье «Национальная экономика» приходятся на жилищно-
коммунальное хозяйство, которые в первой половине 1997 г. составили 3,7 %
ВВП
Дня консолидированного бюджета недоимка по НДС составляет 45,7 %, по
акцизам - 7,1%, по налогу на прибыль - 17,7%.
4. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА
Получив от финансовых органов проекты соответствующих бюджетов, органы
исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносят поправки и
дополнения.
Правительство Российской Федерации до 15 августа года,
предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-
экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов
государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и
материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.
1. После изучения этих документов и работы с ними Правительство вносит
на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый
год. Вместе с этим документом в Государственную Думу направляются:
. предварительные итоги социально-экономического развития Российской
Федерации за истекший период текущего года;
. прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на
планируемый год;
. основные направления бюджетной и налоговой политики на планируемый
год;
. прогноз сводного финансового баланса по территории Российской
Федерации на планируемый год;
. прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации на
планируемый год;
. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального
бюджета субъектов Российской федерации в планируемом году;
. порядок индексации заработной платы работников бюджетной сферы на
планируемый год;
. федеральные целевые программы и федеральные программы по развитию
регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета
на планируемый год;
. федеральная адресная инвестиционная программа на планируемый год;
. расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета,
разделам и подразделам функциональной классификации расходов и
дефициту федерального бюджета на планируемый год;
. международные договора Российской Федерации, вступившие в силу для
Российской Федерации и содержащие ее финансовые обязательства на
планируемый год, включая нератифицированные международные договоры
Российской Федерации о государственных внешних заимствованиях и
государственных кредитах;
. программа государственных внешних заимствований Российской
Федерации и предоставления государственных кредитов Российской
Федерацией иностранным государствам на планируемый год, структура
внешнего долга Российской Федерации по видам задолженности и с
разбивкой по отдельным государствам в планируемом году;
. структура государственного внутреннего долга Российской Федерации и
программа внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый
год для финансирования дефицита федерального бюджета;
. программа предоставления гарантий Правительства Российской
Федерации на планируемый год и отчет о предоставлении гарантий за
истекший период текущего года;
. программа развития государственных казенных предприятий и
государственных унитарных предприятий.
Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год Правительство Российской Федерации вносит в Государственную
Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственных федеральных
внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке
индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального
размера оплаты труда, о приостановке или отмене федеральных законов,
реализация которых требует осуществления расходов, но не предусмотрена в
федеральном бюджете на планируемый год. Если требуется внесение изменений и
дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах, а также о
тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на
планируемый год, то Правительство Российской Федерации одновременно с
проектом федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год
вносит проекты соответствующих федеральных законов.
Кроме того, до 1 октября года, предшествующего планируемому,
Правительство РФ представляет в Государственную Думу:
1) оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год и
консолидированного бюджета Российской Федерации за отчетный год;
2) программу предоставления средств федерального бюджета на
планируемый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о
предоставлении средств на возвратной основе за отчетный год и истекший
период текущего года;
3) поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета
на планируемый год.
Центральный банк Российской Федерации до 1 октября текущего года
представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики на планируемый год,
предварительно согласованный с Президентом РФ и Правительством РФ.
2. Получив указанные выше документы и материалы, Совет Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации или в период парламентский
каникул Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации направляет его в Комитет Государственной Думы по бюджету,
налогам, банкам и финансам.
Совет Государственной Думы утверждает также комитеты, ответственные за
рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета. По
каждому разделу расходов федерального бюджета назначается не менее двух
ответственных комитетов, одним из которых является Комитет по бюджету.
Рассмотрение в комитетах Государственной Думы поступивших материалов
по проекту бюджета проводится депутатами совместно с приглашаемыми для этой
работы экономистами, учеными, представителями министерств, ведомств,
территориальных органов исполнительной власти, которые готовят заключения
по разделам проекта бюджета, вносят предложения по доходам и расходам.
Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул
Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по
бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о
федеральном бюджете на планируемый год принимается к рассмотрению
Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство Российской
федерации на доработку. Проект федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год может быть возвращен на доработку в Правительство
Российской Федерации, если состав представленных материалов не
соответствует требованиям законодательных документов о бюджете. В случае
необходимости доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и
материалами представляется в Государственную Думу Правительством Российской
Федерации в десятидневный срок и вновь рассматривается Советом
Государственной Думы.
3. Затем проект федерального закона о федеральном бюджете в течение
трех дней направляется Советом Государственной Думы Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной
инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату
Российской Федерации на заключение.
4. После рассмотрения проекта бюджета в комитетах он с замечаниями и
предложениями депутатов выносится на обсуждение Государственной Думы,
которая может обсуждать его в четырех чтениях.
1) При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете
на планируемый год в первом чтении Государственная Дума рассматривает
концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации,
основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы
взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской
Федерации, программу государственных внешних заимствований Российской
Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерации
иностранным государствам на планируемый год в части источников внешнего
финансирования покрытия дефицита федерального бюджета. Рассматриваются
также основные показатели федерального бюджета, в том числе: доходы
федерального бюджета в разрезе групп, подгрупп и статей классификации
доходов бюджетов Российской Федерации; распределение доходов от федеральных
налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
Российской Федерации; размеры несбалансированности (дефицит) федерального
бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета
на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита;
общий объем расходов федерального бюджета в целом.
В течение 15 дней со дня внесения проекта федерального закона о
федеральном бюджете на планируемый год комитеты Государственной Думы
готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по проекту
федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год с
предложениями о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а
также предложения и рекомендации по вопросам, рассматриваемым в первом
чтении. На основании заключений комитетов Государственной Думы по основным
характеристикам федерального бюджета Комитет по бюджету готовит свое
заключение по проекту федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год, а также проект постановления Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации «О принятии проекта федерального
закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении» и
представляет их на рассмотрение на пленарном заседании Государственной
Думы.
На пленарном заседании Государственная Дума заслушивает доклад
Правительства Российской Федерации и содоклады Комитета Государственной
Думы по экономической политике и Комитета по бюджету и принимает решение о
принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия
Государственной Думой законопроекта в первом чтении утверждаются основные
показатели федерального бюджета.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете
в первом чтении Государственная Дума может:
. передать указанный законопроект в согласительную комиссию по
уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из
представителей Государственной Думы, Совета Федерации и
Правительства российской Федерации, для разработки согласованного
варианта основных характеристик федерального бюджета исходя из
рекомендаций, изложенных в заключении Комитета по бюджету. Комитета
по экономической политике и заключении Комитета Совета Федерации по
бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному
регулированию, банковской деятельности;
. вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации
на доработку;
. поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете
в первом чтении и передачи его в согласительную комиссию она в течение 10
дней разрабатывает вариант основных показателей федерального бюджета,
согласовывая эти показатели с внесенными на рассмотрение Государственной
Думы законопроектами о внесении изменений и дополнений в законодательные
акты о налогах, программой государственных внешних заимствований Российской
федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией
иностранным государствам на планируемый год в части источников внешнего
финансирования покрытия дефицита федерального бюджета.
После окончания работы согласительной комиссии Правительство
Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы
согласованные основные показатели федерального бюджета, а также
законопроекты о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о
налогах, о размерах тарифов взносов в государственные федеральные
внебюджетные фонды, о повышении минимального размера пенсии, о порядке
индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального
размера оплаты труда. Позиции, по которым стороны не выработали
согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.
По итогам рассмотрения проекта федерального закона о федеральном
бюджете в первом чтении принимается постановление Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации «О принятии проекта федерального
закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении».
Если Государственная Дума не принимает решение по основным
характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной
комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете считается
повторно отклоненным в первом чтении и Государственная Дума принимает одно
из решений, указанных выше.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год в первом чтении и возвращения его на доработку
в Правительство Российской Федерации оно в течение 20 дней дорабатывает
указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в
заключении Комитета по бюджету. Комитета по экономической политике и вносит
проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение
Государственной Думы повторно в первом чтении. При повторном внесении
указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом
чтении в течение 10 дней со дня его повторного внесения в Государственную
Думу.
В случае отставки Правительства Российской Федерации в связи с
отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь
сформированное Правительство Российской Федерации представляет новый
вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый
год не позднее 30 дней после сформирования.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год
Государственная Дума рассматривает во втором чтении в течение 15 дней со
дня принятия указанного законопроекта в первом чтении.
2) При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете
во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального
бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема
расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, размер
Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и
распределение его средств по субъектам Российской Федерации, общий объем
бюджета развития и бюджета текущих расходов.
Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по
бюджету поправки по расходам федерального бюджета, на основе которых
Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной
Думы проект постановления Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации о принятии проекта федерального закона о федеральном
бюджете во втором чтении и о распределении расходов федерального бюджета по
разделам функциональной классификации, в том числе по бюджету развития и
бюджету текущих расходов. Если Государственная Дума при рассмотрении этого
Страницы: 1, 2, 3
|