Бюджетное планирование
Бюджетное планирование
СОДЕРЖАНИЕ
| |Cтр. |
|Введение............................................................|2 |
|....................................... | |
|Содержание, значение и задачи бюджетного планирования....... |4 |
|Участники бюджетного |6 |
|процесса................................................... | |
|Составление проектов |8 |
|бюджетов.................................................. | |
|Рассмотрение и утверждение проекта бюджета....................... |13 |
|Исполнение |21 |
|бюджетов............................................................| |
|......... | |
|Основные направления совершенствования бюджета................. |27 |
|Список |29 |
|литературы..........................................................| |
|..................... | |
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются
совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения
и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует
на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета
следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования
экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной
формах доходов и расходов.
Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства
служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного
планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании
бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных
экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных
отношений, того или иного способа производства и определяется ею.
В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным
плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг
которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое
планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики
государства.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
Первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
Второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
Третий уровень - местные бюджеты.
Бюджетная классификация РФ включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального
бюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ,
муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных
внешних активов;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Определение экономической сущности бюджета помогает понять его роль и
значение в условиях перехода к рынку. Взаимоотношения предприятий и
организаций с бюджетом в этих условиях представляют собой постоянно
обновляющий процесс. Экономическая сущность бюджета является отправным
методологическим пунктом в совершенствовании бюджетного планирования, более
полном использовании особенностей его доходов и расходов в современных
условиях.
1. СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и
регулирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых
ресурсов между бюджетами разных уровней.
Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и
методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному
планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям
бюджетной системы, но и его исполнение. Такое определение бюджетного
планирования вытекает из самого определения бюджета, данного в Законе
«Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», в
соответствии с которым бюджет представляет собой форму образования и
расходования (составления и исполнения) денежных средств для обеспечения
функций органов государственной власти.
Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на
базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов,
которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений.
Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую
систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду
налогов и сборов.
Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
. установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по
отдельным направлениям, национально-государственным и административным
образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов
хозяйства;
. организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых
ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и
социальной сферы;
. осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.
Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление
проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все
органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют
бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов
республик в составе РФ, финансовые управления администраций других
территорий в соответствии с предоставленными им правами.
Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии
осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются
основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов,
изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на
предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное
планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей
народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же
определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.
2. УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент Российской Федерации;
- органы законодательной (представительной) власти;
- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы
местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор
доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
- органы денежно-кредитного регулирования;
- органы государственного и муниципального финансового контроля;
- государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
- иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены
бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения,
государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели
бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные
операции со средствами бюджетов.
Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты
бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое
планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на
рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и
контроль за исполнением бюджетов.
Банк Российской Федерации совместно с Правительством России
разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные
направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные
счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых
внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной
власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право
распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных
средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных
средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных
назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае
необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них
сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием
бюджетополучателем бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти,
распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них
уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов
бюджете получателе и, контролирует целевое использование ими бюджетных
средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная
органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого
характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и
финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации,
контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов
и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении
бюджетов и внебюджетных фондов.
3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ БЮДЖЕТОВ
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-
экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и
отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на
основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку
проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости
достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе
нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или
муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами(нормативами),
установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов
местного самоуправления.
Главная задача разработки проекта бюджета – определение объёма денежных
средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций,
возложенных на органы государственной власти и органы местного
самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и
социального развития государства и территории.
Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства
Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета
разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми
органами.
Для составления проекта бюджета Министерство финансов РФ и
территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой
информационной базой, которая поступает им от соответствующего
правительства, статистических, налоговых органов и других учреждений.
Главным источником информации для составления проекта бюджета служит
прогноз социально-экономического развития государства или территории,
который в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и
социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый
год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются также
основные положения финансово-бюджетной политики, принятой на
соответствующий плановый период.
Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ по
поручению Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за
двенадцать месяцев до начала планируемого года.
В задачу Министерства финансов входит разработка:
. проекта федерального бюджета;
. проектировок основных показателей федерального бюджета на
среднесрочную перспективу, которые разрабатываются на базе
среднесрочной программы Правительства Российской Федерации,
среднесрочного прогноза социально-экономического развития России и
сводного финансового баланса;
. проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.
В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются
направления планируемой финансово-бюджетной политики, определенной в
Бюджетном послании Президента РФ Правительству Российской Федерации, и
показатели разработанного Министерством экономики РФ прогноза социально-
экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров
среднесрочного прогноза социально-экономического развития России,
показателей сводного финансового баланса. Кроме того, используются
показатели денежной программы, составляемой Центральным банком Российской
Федерации, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень
которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и
среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны.
1) На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами
исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и
социального развития на планируемый год, в которых отражены главные
макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров
среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.
После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство
финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов
федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных
доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме
того, рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и
пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и
пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.
Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства
РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет
Федерации и Государственную Думу по их запросу.
Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по
доходам и расходам федерального бюджета федеральным органом исполнительной
власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений
Российской Федерации с субъектами Российской Федерации на плановый год и
среднесрочную перспективу.
2) На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами
исполнительной власти производится распределение предельных объемов
бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное
распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных
средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые
программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их
финансирования в плановом году и в среднесрочной перспективе.
Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве
финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от
субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской
Федерации. Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными
за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты
показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются
возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Затем
расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей
департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент,
который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае
необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства
финансов РФ.
В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям
бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на
рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.
Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами
исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и
сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны
быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.
После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами
Федерации бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет
окончательный проект федерального бюджета, который представляется в
Правительство Российской Федерации.
Проекты территориальных бюджетов составляются финансовыми органами
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Для составления проектов бюджетов территориальные финансовые органы
имеют право на получение информации не только от территориальных органов
исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации получают из Министерства
финансов РФ следующие материалы:
. предполагаемые изменения налогообложения;
. расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых
соответствующих средств;
. порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и
распределение его средств;
. субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъектам РФ.
Финансовые органы муниципальных образований получают от финансовых органов
субъектов Российской Федерации следующие материалы:
. предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за местными бюджетами
доходам;
. порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки
муниципальных образований и распределение его средств;
. субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным бюджетам.
Порядок организации и проведения работ по составлению проекта
территориального бюджета аналогичен работам, проводимым в Министерстве
финансов РФ.
В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае
несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов
территориальных бюджетов территориальный исполнительный орган власти
представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимые расчеты
для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов,
дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из
вышестоящего бюджета, а также данные об изменении состава объектов,
подлежащих бюджетному финансированию.
Исполнительный орган субъекта Федерации и муниципального образования может
Страницы: 1, 2, 3
|