рефераты скачать

МЕНЮ


Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия( на примере ОАО Мясокомбинат «Пятигорский»)

невозможно, то просчитываются конкретные проекты развития производства

(экстенсивного развития). Далее с учетом изменившихся затрат на единицу

продукции проводится оптимизация прибылеобразующих факторов. В результате

определяется целесообразность проведения данных мероприятий с учетом срока

окупаемости, стратегии фирмы на рынке, а также с учетом изменившихся

показателей прибыли, рентабельности и выручки.

Анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов проводится на основе

многопараметрической формулы прибыли:

I=(b*(Кр*d-Кн*r)-(1-r)*(1+f)( / (Кр-1),

где b-коэффициент изменения объема производства и реализации товарной

продукции;

Кр - коэффициент рентабельности производства товарной продукции в

базисном периоде;

d – коэффициент изменения цены реализации товарной продукции;

Кн – коэффициент изменения переменных затрат базисного периода в

анализируемом периоде;

r – коэффициент переменных затрат в базисном периоде;

f – коэффициент изменения постоянных затрат в анализируемом периоде.

При этом:

r=Спер/Сб,

f=(Спос/Спос,

(Cпос- прирост условно постоянных затрат в анализируемом периоде;

Спос – условно постоянные затраты в абсолютном выражении на выпуск

товарной продукции базисного периода.

На основе данной формулы выводятся формулы оптимизации

прибылеобразующих факторов по тому или иному критерию.

1. Критерий максимума прибыли:

dоп = (1+Кэц+Кэд*(Д-1) – а*(1-Uф)( / 2Кэц + Кн*r /2Кp,

где dоп – оптимальный индекс цены;

Кэц – коэффициент эластичности спроса от цены;

Кэд – коэффициент эластичности спроса от доходов потребителей;

Uф – доля рынка предприятия;

а- планируемое изменение поставки на рынок продукции всеми

конкурентами;

bоп = (1+Кэц*(1- dоп) + Кэд*(Д – 1) – (1-Uф)*a( / Uф,

где bоп – оптимальный индекс объемов производства.

2. Критерий максимума выручки:

dоп = (1+ Кэц + Кэд*(Д-1) – (1-Uф)*а( /2Кэц.

bоп = (1+Кэц*(1 – dоп + Кэд*(Д – 1) – (1 – Uф)*а( /Uф.

B = b*d,

где B – индекс выручки предприятия.

3. Критерий максимума рентабельности производства:

bоп = ((1 – r)*(1+f)/Кн*r(*((1+(Кн*r*(1+Кэц+Кэд*(Д–1)–(1–Uф)*а)(/(1 –

- r)*(1+f)*Uф - 1(.

dоп = (1+Кэц+Кэд*(Д – 1) – (1 – Uф)*а – Uф*bоп( / Кэц

Ра = Кр*bоп*dоп / (bоп*Кн*r + (1 – r)*(1+f)(,

где Ра – индекс рентабельности производства.

Критерий оптимизации прибылеобразующих факторов определяется в

зависимости от текущей ситуации. Например, критерий максимума прибыли может

быть применен в том случае, когда предприятие работает в относительно

стабильных экономических условиях и имеет тенденцию роста.

Критерий максимума выручки может быть применен в условиях, когда

предприятие испытывает острый недостаток денежных средств.

Наконец критерий максимума рентабельности может быть применен для

предприятия, работающего в условиях инфляции.

Проведенная по данной методике оптимизация планово-управленческих

решений позволит с высокой степенью точности рассчитать оптимальное по тому

или иному критерию, соотношение производимой продукции и цены ее

реализации.

1.5.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ.

Финансовый анализ является существенным элементом финансового

менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов

предприятий используют результаты финансового анализа для принятия решений

по оптимизации своих интересов.

Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности

капитала, обеспечения стабильности предприятия. Кредиторы и инвесторы

анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и

вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком

зависит от качества аналитического обоснования решения. Об интересе к

финансовому анализу говорит тот факт, что в последние годы появилось много

публикаций, посвященных финансовому анализу, активно осваивается зарубежный

опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками, страховыми

организациями и т.д.

Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм

бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями

международных стандартов вызывает необходимость использования новой

методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики.

Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера,

определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой

активности и эффективности предпринимательской деятельности.

Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о

финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская

отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной

экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является

информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми

партнерами- пользователями информации о деятельности предприятия.

Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и

опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи

информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств

предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели),

налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект

анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам

необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала

и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия;

кредиторам и поставщикам- целесообразность продления кредита, условия

кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и

кредиторам- выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д.

Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может

углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в

рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты

анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности

предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы

пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи,

юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа

бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные

группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность

привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового

учета). Тем не менее чаще всего годовая и квартальная отчетность являются

единственным источником внешнего финансового анализа.

Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:

1. анализа финансового состояния;

2. анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

3. анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Основным источником информации для финансового анализа служит

бухгалтерский баланс предприятия (Форма №1 годовой и квартальной

отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового

состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа

финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их

использовании (Форма № 2 годовой и квартальной отчетности). Источником

дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит

приложение к балансу (Форма № 5 годовой отчетности). Указанные формы

утверждены Министерством финансов Российской Федерации для годового

бухгалтерского отчета за 1995 год, а форма №1 и №2 - и для квартальной

отчетности 1996 года. Несколько иная отчетность утверждена для предприятий

с иностранными инвестициями внешнеэкономических фирм.

Чем удобны такие источники информации для предприятий?

В первую очередь тем, что можно не подготавливая данные для анализа

уже на основании баланса предприятия (Форма №1) и (Форма №2 ) сделать

сравнительный экспресс анализ показателей отчетности предприятия за

предыдущие периоды.

Во-вторых: с появлением специальных автоматизированных бухгалтерских

программ для анализа финансового состояния предприятия, удобно сразу после

составления форм отчетности не выходя из программы произвести на основании

готовых форм бухгалтерской отчетности с помощью встроенного блока

финансового анализа простейший экспресс анализ предприятия.

Цели и методы финансового анализа.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого

числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и

точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков,

изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и

кредиторами, при этом аналитика и управляющего (менеджера) может

интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его

проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые

параметры финансового состояния.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей

финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового

анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного

взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача

представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных,

информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.

Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной

информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или

финансовая отчетность предприятия - это лишь “сырая информация”,

подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта,

финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая

осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом

отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации.

Необходимо также аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей

анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов- это

дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, Но он должен применяться

многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и

логическая последовательность хозяйственных фактов и событий,

направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Содержание финансового анализа.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа

хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных

разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа.

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено

сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе

предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение

анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может

рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. В интересах

дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности

предприятия;

разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о

деятельности предприятия.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской

отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа,

проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами,

собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только

отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации

о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха или

неудач в деятельности предприятия.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого

партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности,

составляют:

анализ абсолютных показателей прибыли;

анализ относительных показателей рентабельности;

анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса,

платежеспособности предприятия;

анализ эффективности использования заемного капитала;

экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая

оценка эмитентов.

Существует многообразная экономическая информация о деятельности

предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый

анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом

анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве

источника информации данные о технической подготовке производства,

нормативную и плановую информацию и другие данные системного бухгалтерского

учета.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может

быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации

управления, например такими, как анализ эффективности авансирования

капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли.

В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть

возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных

управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность

проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности

хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и управленческого анализа

взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их

реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством

и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

Особенностями управленческого анализа являются:

ориентация результатов анализа на свое руководство;

использование всех источников информации для анализа;

отсутствие регламентации анализа со стороны;

комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;

максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения

коммерческой тайны.

1.5.1. Система показателей и методика анализа финансового состояния

предприятия

Анализ финансового состояния предприятия включает в себя три этапа:

1. Анализ и оценка состава и динамики имущества и источников его

формирования;

2.Анализ финансовой устойчивости предприятия;

3.Анализ ликвидности баланса предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия содержит следующие

основные разделы:

Структура активов и пассивов;

Анализ имущественного положения

Экспресс-анализ финансового состояния

Ликвидность

Финансовая устойчивость

Анализ деловой активности и оборачиваемости средств предприятия

Рентабельность капитала и продаж

Эффект финансового рычага

Эффект производственного рычага.

По всем указанным разделам проводится горизонтальный анализ

финансовых и экономических показателей, т.е. сравниваются показатели

за ряд анализируемых кварталов, лет, отслеживается динамика показателей

во времени. В каждом разделе вычисляются темпы роста показателей и

финансовых коэффициентов за последний период.

Система финансово-экономических коэффициентов, характеризующих

деятельность предприятия, позволяет вести анализ не абсолютных

показателей в стоимостном выражении, а безразмерных величин, что позволяет

практически исключить влияние временной динамики абсолютных показателей на

результаты анализа, отчасти уменьшить инфляционное искажение данных.

Сравнение финансово-экономических коэффициентов с критическими и

рекомендуемыми значениями этих коэффициентов позволяет сделать

конкретные выводы о финансовом состоянии предприятия.

Для различных категорий пользователей или субъектов финансового

анализа наибольший интерес представляют различные, соответствующие их

профессиональным и финансовым интересам, разделы анализа.

Для налоговой инспекции необходимо, в первую очередь, знание

таких финансовых показателей как прибыль, рентабельность активов,

рентабельность реализации и другие показатели рентабельности.

Для кредитующих банков важна платежеспособность и ликвидность

активов предприятия, т. е. возможность покрыть свои обязательства быстро

реализуемыми активами. Эту информацию дает исследование величины и

динамики коэффициентов абсолютной и текущей ликвидности.

Для партнеров по договорным отношениям (поставщиков продукции

и ее потребителей) в первую очередь важна финансовая устойчивость

предприятия, т. е. степень зависимости своей хозяйственной деятельности

от заемных средств, способность предприятия маневрировать средствами,

финансовая независимость предприятия.

Для акционеров и инвесторов в первую очередь представляют

интерес показатели, влияющие на доходность капитала предприятия, курс

акций и уровень дивидендов.

Рентабельность капитала показывает сколько прибыли, за расчетный

период времени, предприятие получает на рубль своего капитала. Не менее

важен объем реализации, непосредственно влияющий на прибыль.

Таким образом, каждый пользователь программы финансового

анализа наибольшее внимание уделяет именно нескольким определенным

показателям, хотя для более глубокого исследования и обоснованных

выводов необходимо, безусловно, проведение финансового анализа по всем

разделам для получения объективной и всесторонней картины или диагноза

финансового состояния предприятия.

Информационное обеспечение.

Для получения данных для анализа потребуется достаточная и достоверная

информация характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обуславливает

необходимость изучения финансовых отчетов, возможности появления

непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием. Источниками

информации могут служить: финансовая отчетность предприятия; данные

бухгалтерского учета предприятия; внеучетная информация;

Важнейшим источником информации для хозяйственных организаций должен

служить их баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса

позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и какой по

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.