рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка: Правовое обеспечение профессиональной деятельности

В соответствии с Конституцией РФ право отмены актов Правительства РФ предоставлено Президенту РФ. Со своей стороны, Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти.

Отмена акта государственного управления влечет за собой утрату актом юридической силы с момента отмены или с момента издания.

Кроме отмены правовых актов, законодательство и административно-правовые нормы предусматривают возможность приостановления их действия или исполнения.

Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта.

Временно, т.е. до определенных выводов по причинам, вызвавшим приостановление, прекращается его действие или исполнение. Затем, уже в зависимости от результатов, акт продолжает действовать, если устранены содержащиеся в нем дефекты, либо отменяется.

Наиболее типичные случаи приостановления действия и исполнения правовых актов управления следующие.

·  Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.

·  Правительство РФ может принять решение о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;

·  Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.

·  Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.

Литература

* Смоленский М.Б. Административное право/ М.Б. Смоленский. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.- 346с.

* Бахрах Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - М.: Норма, 2008. - 816 с.

* Макарейко Н.В. Административное право. Конспект лекций /Н.В. Макарейко. - М.: Высшее образование, 2009. - 189 с.

* Административное право. /Под редакцией Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2005. – 703 с.

* Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации/ Ю.А. Дмитриев И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. М.: Система ГАРАНТ, 2008 г.

42.  Понятие и особенности дисциплинарной ответственности в сфере исполнительной власти государства

Административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности.

Административное право в первую очередь определяет перечень субъектов (органов и должностных лиц), имеющих право налагать дисциплинарные взыскания.

У преобладающего большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется, как правило, нормами трудового и административного права.

Дисциплинарная ответственность некоторой категории лиц полностью опосредуется административным правом, например военнослужащих срочной службы и др.

Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Дисциплинарная ответственность характеризуется следующими признаками:

а) ее основанием является дисциплинарный проступок;

б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;

в) они применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами или должностными лицами;

г) пределы дисциплинарной власти этих органов или должностных лиц определяются правом.

Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

По нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Субъектами таких проступков является основная масса работников. Но не все. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих определяются законами, указами.

1.  К нормативным актам, регулирующим порядок, виды и пределы наложения дисциплинарных взысканий на государственных служащих, относятся: Федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»; «Положение о федеральной государственной службе»; «Положение о службе в органах внутренних дел РФ; «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ»; «Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции» и другие. В каждом из них содержатся основания привлечения к дисциплинарной ответственности, права органов исполнительной власти и их должностных лиц по наложению на своих подчиненных этих взысканий, виды дисциплинарных взысканий, а также порядок их наложения и способы обжалования. В соответствии с законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

Ø замечание,

Ø выговор,

Ø строгий выговор;

Ø предупреждение о неполном служебном соответствии

Ø увольнение.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя.

Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного органа или решением коллегии. Приказ или решение о наложении дисциплинарного взыскания объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно.

Государственный служащий вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание в порядке, установленном законодательством.

Дисциплинарное взыскание считается снятым при наличии следующих условий:

ü  истек годичный срок давности;

ü  лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности;

ü  издан приказ о снятии дисциплинарного взыскания.

2.  Дисциплинарная ответственность военнослужащих регламентируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил. В уставе определены понятие и сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды дисциплинарных взысканий, права командиров или начальников по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб).

Действие Устава распространяется на военнослужащих и на лиц, состоящих в запасе или находящихся в отставке, которым предоставлено право ношения военной формы одежды.

По общему правилу право налагать дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники. В определенных случаях это право могут реализовывать начальники гарнизонов, старшие морские начальники и военные коменданты гарнизонов.

В соответствии с КоАП РФ военнослужащие и призванные на военные сборы граждане в соответствии с дисциплинарными уставами за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность. За нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут ответственность на общих основаниях.

В уставе определены виды дисциплинарных взысканий, порядок их наложения, исполнения и обжалования. Так, например, на сержантов и старшин срочной службы могут быть наложены следующие взыскания:

Ø  выговор;

Ø  строгий выговор;

Ø  лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

Ø  арест с содержанием на гауптвахте - до 10 суток;

Ø  лишение нагрудного знака отличника;

Ø  снижение в должности; снижение в воинском звании на одну ступень;

Ø  снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность;

Ø  лишение сержантского (старшинского) звания;

Ø  лишение сержантского (старшинского) звания с переводом на низшую должность.

Право обжалования военнослужащим, может быть реализовано в течение 10 дней с момента наложения дисциплинарного взыскания. Жалоба подается непосредственному начальнику или командиру того лица, действия которого обжалуются, а если он не знает, по чьей вине нарушены его права, то жалоба подается вышестоящему начальнику. Кроме того, военнослужащий вправе обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и их должностных лиц.

В Положении о службе в органах внутренних дел РФ установлено, что на сотрудников органов внутренних дел за нарушение служебной дисциплины могут налагаться следующие взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внутренних дел.

Литература

* Смоленский М.Б. Административное право/ М.Б. Смоленский. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.- 346с.

* Четвериков B.C. Административное право/ В.С. Четвериков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 512 с.

* Бахрах Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - М.: Норма, 2008. - 816 с.

43.  Понятие и особенности материальной ответственности в сфере исполнительной власти государства

Как правило, установление и реализация мер материальной ответственности является, прежде всего, областью регулирования отношений гражданского и трудового права. Однако и административное право регламентирует частично эти отношения.

Материальная ответственность - это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб.

Санкция - мера, принимаемая против стороны, нарушившей соглашение, договор, а также вообще та или иная мера воздействия по отношению к правонарушителю (спец.).

Субъектами материальной ответственности по административному праву являются военнослужащие и лица, к ним приравниваемые, например, за вред, причиненный невыполнением своих прямых служебных обязанностей.

Материальная ответственность военнослужащих, в частности по административному праву, установлена Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих", согласно которому военнослужащие несут материальную ответственность только за реальный ущерб, причиненный по их вине имуществу, закрепленному за воинскими частями, и лишь при исполнении обязанностей военной службы.

Причинение ущерба имуществу воинской части не при исполнении обязанностей военной службы влечет их ответственность в соответствии с гражданским законодательством РФ. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Размер материального ущерба, взыскиваемого в административном порядке, не может превышать одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

Ответственность выражается в ежемесячном денежном удержании для возмещения ущерба в размере 20% месячного денежного довольствия на основании приказа командира (начальника). Взыскание не может быть обращено на иное имущество военнослужащих, в том числе на уже полученные денежные средства.

Приказ командира (начальника) может быть издан при соблюдении следующих условий.

При обнаружении ущерба для установления его причин, размеров и виновных лиц командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование, которое должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Такое расследование может не проводиться только в том случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Приказ командира (начальника) воинской части должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования либо решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания или следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел, налоговой полиции и некоторых иных категорий служащих может предусматриваться контрактами о службе.

При увольнении из органов внутренних дел, налоговой полиции по основаниям, установленным в нормативно-правовых актах (например, за грубое нарушение дисциплины, за совершение проступков, несовместимых со служебным статусом и др.), с сотрудника подлежит взысканию в бесспорном порядке стоимость выданной ему форменной одежды с учетом степени ее износа.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" допускается возможность досудебного рассмотрения дел о возмещении вреда. Такие дела отнесены к ведению Государственной инспекции труда при Министерстве труда РФ и государственных инспекций труда в субъектах РФ. Их решения о выплате сумм возмещения вреда являются для работодателя обязательными для исполнения. Несогласие работодателя с их решениями не может быть основанием для невыплаты суммы возмещения вреда.

Досудебный порядок рассмотрения таких дел не является предварительным условием обращения в суд. Заинтересованные лица при несогласии с решением работодателя вправе обратиться с заявлением непосредственно в суд.

Отдельным органам исполнительной власти (должностным лицам) предоставляется законодательством право применения санкций имущественного характера. Так, Главный государственный санитарный врач РФ и его заместители могут обязать предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск или реализацию продукции, употребление которой привело к массовым заболеваниям и отравлениям:

а) уплатить штраф в доход местного бюджета;

б) возместить дополнительные расходы лечебных учреждений на оказание помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Материальная ответственность государственного служащего наступает в результате совершения служебного проступка, вследствие которого причинен материальный ущерб государственной собственности. Материальная ответственность выражается в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба. При этом возмещение ущерба не рассматривается в качестве меры дисциплинарного взыскания и может применяться одновременно с ним. Материальная ответственность за ущерб, причиненный государству, наступает при наличии прямого ущерба; при наличии причинной связи между проступком и вредными последствиями; вины правонарушителя; если при этом виновные действия не квалифицируются как преступление.

Литература

* Смоленский М.Б. Административное право/ М.Б. Смоленский. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.- 346с.

* Четвериков B.C. Административное право/ В.С. Четвериков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 512 с.

* Алехин А. П. Административное право Российской Федерации/ А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. М.: ИКД "Зерцало-М". 2003. - 608 с.

* Бахрах Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - М.: Норма, 2008. - 816 с.

 

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

44.  Предмет, принципы, задачи права социального обеспечения

1. Понятие права социального обеспечения

Право социального обеспечения - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

· экономическая;

· компенсационно-распределительная;

· политическая;

· социально-реабилитационная;

· демографическая;

· защитная.

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Праву социального обеспечения, свойственны определенные устойчивые признаки: особый предмет регулирования и метод.

Описание: C:\Users\Валентина\Desktop\0120.tif

2. Предмет права социального обеспечения

При определении предмета какой-либо отрасли права необходимо, прежде всего, выяснить, какие общественные отношения относятся к его сфере деятельности./Сизиков/

В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие общественные отношения:

1.  Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.

Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий:

·  по старости,

·  по инвалидности,

·  по случаю потери кормильца,

·  за выслугу лет,

·  социальные пенсии.

2.  Отношения по выплате различного рода пособий:

·  по временной нетрудоспособности;

·  по беременности и родам;

·  женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка;

·  по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет;

·  по безработице;

·  на погребение;

·  женам военнослужащих и др.

3.  Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают

·  компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет;

·  компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе;

·  неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

·  беженцам и вынужденным переселенцам;

·  лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы;

·  на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

4.  Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают:

·  отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому;

·  социально-консультативную помощь;

·  реабилитационные услуги для инвалидов;

·  отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.