рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка: Методы исследования в экономике. Экономическая эффективность концентрации производства. Производственные кадры и их классификация

В процессе движения ОбС одновременно находятся на всех стадиях и во всех формах, в результате достигается непрерывность и ритмичность процесса производства на предприятии. Продолжительность нахождения ОбС на каждой стадии кругооборота не одинакова и зависит от технологических свойств сырья и готовой продукции, длительности производственного цикла, особенностей материально- технического снабжения и сбыта продукции. Сезонность поступления сырья в некоторых отраслях (плодовоовощная промышленность) обусловливает задержку ОбС на первой стадии кругооборота; в отраслях с длительным производственным циклом (судостроение) происходит задержка ОбС на второй стадии кругооборота в виде незавершенного производства; неравномерность реализации продукции вызывает аккумулирование средств на третьей стадии кругооборота.

16. Инновационная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики

Инновационная деятельность - процесс, направленный на внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Этот процесс может идти по следующим направлениям:

- модернизация выпускаемой продукции и освоение новых видов продукции,

- внедрение в производство новых прогрессивных технологий, оборудования, материалов;

- внедрение в производство и управление информационных технологий;

- применение новых методов и средств организации производства, труда и управления.

В общем виде инновационный процесс состоит из четырех этапов: первый заключается в проведении фундаментальных научных исследований и получении изобретения, на втором этапе осуществляются исследования прикладного характера, на третьем – эксперементальные разработки, а четвертый, заключительный, этап предполагает коммерциализацию полученного изобретения (начиная от запуска в производство нововведений).

Инвестиционная и инновационная политика предприятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.к. реализация нововведений предполагает определение источников их финансирования, т.е. часть инвестиционных ресурсов направляется на инновации.

17. Сущность научно-технического прогресса и его роль в развитии общественного производства

Научно-технический прогресс - процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствование предметов труда, форм и методов организации производства и труда.

Он выступает также, как важнейшее средство решения социально-экономических задач, т.к. улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды, повышение благосостояния народа. НТП имеет большое значение и для укрепления, обороноспособности страны. В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах: эволюционной и революционной.

Эволюционная форма НТП характеризуется постепенным, непрерывным усовершенствованием технологических средств и технологий, накоплением этих усовершенствований. Такой процесс может длиться достаточно долго и обеспечивать существенные экономические результаты на начальных его этапах.

Революционная форма НТП – современная, она базируется на достижениях науки и техники. Она характеризуется использованием новых источников энергии, электроники, разработкой и применением новых технологических процессов, прогрессивных материалов.

НТП (в любой его форме) играет определенную роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Происходит обновление материально-технической базы промышленности, растет производительность труда, повышается эффективность производства. Исследования показывают, что в течении ряда лет снижение затрат на производство промышленной продукции, в среднем на 2/3, обеспечивалось за счет мероприятий НТП.

18. Основные направления научно-технического прогресса

Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствование предметов труда, форм и методов организации производства и труда.

Основные направления НТП – это комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства.

Одним из важнейших направлений НТП на современном этапе является комплексная механизация и автоматизация производства.

Механизация – замена ручного руда на машинный в отдельном труде.

Комплексная механизация – при которой ручной труд заменяется машинным комплексом, на всех операциях технологического процесса, не только основных, но и вспомогательных.

Уровень механизации оценивается различными показателями:

1.  Коэффициент механизации производства;

2.  Коэффициент механизации работ;

3.  Коэффициент механизации труда.

Автоматизация производства означает применение технологических средств с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Различают автоматизацию частичную (охватывающую отдельные операции и процессы) и комплексную автоматизацию весь цикл работ, полная автоматизация процесса (когда процесс реализуется без непосредственного участия человека).

Вовлечение вычислительной и микроэлектронной техники, деятельность различных производственных систем называется компноризацией производства.

Химизация производства – предусматривает совершенствование производства в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества, повышение эффективности и содержательности труда, облегчения его условий (нанесения защитных и декоративных покрытий, химическая мойка и сушка материалов).

19. Виды, уровень и функции цен, факторы влияющие на ее уровень

Цена – денежное выражение товарной стоимости продукции (изделий), работ, услуг.

Виды цен: - оптовые цены – продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности; - закупочные цены на продукцию с/х-ва- реализуется колхозами, совхозами, фермами и населением; цены на строительную продукцию - сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта); тарифы грузового и пассажирского транспорта – за перемещение грузов и пассажиров; цены на потребительские товары - для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; тарифы на услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям; внешнеторговые цены – осуществляется экспорт отечественных и импортных зарубежных товаров и услуг; экспортные цены – российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке; импортные цены – российские фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию - на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. В структуре импортных цен значительное место занимают налоги - акциз и НДС;

Дифференциация цен по степени участия государства в процессе ценообразования - рыночная цена товара, работ, услуг – в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их фондирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.

Регулируемая цена – в процессе прямого государственного воздействия (фиксированные и предельные).

Дифференциация цен по стадиям ценообразования – количественная взаимосвязь цен по мере движения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю.

Дифференциация цен по транспортной составляющей- в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов: цены франко – склад поставщика, цены франко – станция отправления и т.д..

Дифференциация цен по характеру ценовой информации – на учете специфики этой информации и включает аукционные цены, биржевые цены, цены фактических сделок, справочные цены и ценовые индексы.

Ценовые индексы – информационные показатели динамики цен за определенный период, которые в свою очередь, подразделяются на ценовые и индивидуальные индексы и ценовые свободные индексы.

Факторы, влияющие на уровень цен:

-Величина средних издержек производства;

-Средняя отраслевая норма прибыли;

-Состояние денежной системы – уровень и тенденции доходов населения, покупательная способность денежной единицы, уровень и динамика инфляции, изменение паритета нац. валюты по отношению к денежным единицам основных торговых партнеров и др.

-Соотношение спроса и предложения – спрос отражает потребности общества и складывается из производственного и личного потребления.

-Наличие и состояние конкурентной среды – основывается на снижении цены в процессе конкурентной борьбы.

-Монопольное регулирование – предприятия производители выбирают стратегию цен, представляющую собой возможные способы действия для достижения поставленных целей с помощью цен и с учетом стадий жизненного цикла товара.

-Гос.регулирование цен – цены находятся под контролем государства, которое может воздействовать на них различными способами: установление фиксированных цен (предметы первой необходимости), устанавливая предельный уровень рентабельности (отношение прибыли к себестоимости).

20. Сущность экономической эффективности и ее показатели

Рыночная экономика по своей сущности является средством стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов его роста, методов определения эффективности. Для правильного определения важнейших направлений повышения экономической эффективности общественного производства необходимо сформулировать показатели эффективности.

Важнейшими показателями экономической эффективности общественного производства служат трудоемкость, материалоемкость, капиталоемкость и фондоемкость.

Трудоемкость продукции – величина, обратная показателю производительности живого труда, определяется как отношение количества труда, затраченного в сфере материального производства, к общему объему произведенной продукции:

t = T / Q

t – трудоемкость продукции Т – кол-во труда, затраченного в сфере материального производства

Q - общий объем произведенной продукции (валовой продукции)

Материалоемкость общественного продукта исчисляется как отношение затрат сырья, материалов, топлива, энергии и других предметов труда к валовому общественному продукту. Материалоемкость продукции определяется как отношение материальных затрат к общему объему произведенной продукции:

m= M/Q

m – уровень материалоемкости продукции М – общий объем материальных затрат на производство продукции в стоимостном выражении.

Снижение материалоемкости продукции эффективно для народного хозяйства страны.

Капиталоемкость продукции показывает отношение величины капитальных вложений к определяемому ими приросту объема выпускаемой продукции


KQ= K/ΔQ

KQ – капиталоемкость продукции К – общий объем капитальных вложений

ΔQ – прирост объема выпускаемой продукции

Капиталоемкость можно рассчитать и по отношению к приросту произведенного национального дохода.

Фондоемкость продукции исчисляется как отношение средней стоимости основных производственных фондов народного хозяйства к общему объему произведенной продукции: f = F/Q

f – фондоемкость продукции F – средняя стоимость основных производственных фондов народного хозяйства Q – общий объем произведенной (валовой) продукции.

В промышленности широко применяется показатель фондоотдачи, обратный показателю фондоемкости. Исчисляется фондоотдача как отношение объема произведенной продукции к средней стоимости основных производственных фондов:

f = Q/F

На величину показателей фондоотдачи и фондоемкости оказывает влияние особенности экономики отрасли, технологии и организации, состав и структура средств производства, темпы их развития, изменение стоимости воспроизводства единицы мощности. Однако кризисное состояние экономики сельского хозяйства в последние годы приводит к постоянному снижению показателей эффективности использования объектов производства.


21. Издержки производства

Затраты на приобретение применяемых производственных факторов называются издержками производства. Затраты – расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки – стоимостная оценка произведенных затрат.

Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и их альтернативном использовании.

Экономические, или, вмененные, издержки любого ресурса, выбранного для применения в производственном процессе, равны его ценности при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

С позиции отдельной фирмы экономические издержки – затраты, которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов с тем, чтобы отвлечь эти ресурсы от их применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними.

Внешние (явные) – затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг, топлива, сырья и т.д.

Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс есть неоплачиваемые, или внутренние (неявные), издержки.

С позиций бух. подхода к производственным издержкам следует относить все реальные, фактические расходы в денежной форме.

С позиций экономического подхода издержками производства принято считать не только фактические затраты в денежной форме, но и не оплачиваемые фирмой издержки, связанные с упущенной возможностью самого оптимального применения своих ресурсов.

С точки зрения отдельного предпринимателя (фирмы):

- индивидуальные издержки; общественные издержки.

Производственные издержки – непосредственно связанные с производством товаров или услуг.

Издержки обращения – связанные с реализацией произведенной продукции (дополнительные и чистые).

Различные виды ресурсов по-разному переносят свою ст-сть на готовую продукцию:

- постоянные издержки – затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства,

- переменные издержки – издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации.

По характеру участия в создании продукции (работ, услуг) выделяют:

-основные расходы, непосредственно связанные с процессом изготовления продукции,

- накладные расходы, т.е. расходы по управлению и обслуживанию пр-вом.

По способу отнесения затрат на производство:

- прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции (работ, услуг);

- косвенные, связанные с производством многих изделий, как правило, это все остальные затраты производства.

22. Факторы и резервы снижения себестоимости

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются по следующим экономическим элементам: материальные, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

На основе затрат по экономическим элементам можно охарактеризовать структуру себестоимости. Н-Р: трудоемкие отрасли, материалоемкие, энергоемкие отрасли с большим удельным весом на амортизацию. Все это имеет значение для определения путей снижения себестоимости. Поэлементный анализ себестоимости показывает, каковы конкретно расходы на производство продукции независимо от места их возникновения и назначения.

Источники снижения себестоимости представляют собой элементы затрат, за счет экономии которых могут быть снижены издержки производства. К основным источникам снижения себестоимости относятся:

- снижение расходов сырья, материалов, топлива, энергии;

- уменьшение амортизационных отчислений;

- сокращение расхода заработной платы;

- уменьшение административно- управленческих расходов.

Факторы снижения себестоимости на предприятии подразделяются на две группы:

1)  внутрипроизводственные – технико-экономические факторы, на которые предприятие может оказывать воздействие в процессе управления, прежде всего относятся:

- повышение технического уровня производства;

- экономия сырья, топлива, э/э и т.д.;

- повышение производительности труда;

- снижение потерь от брака;

- улучшение использования основных производственных фондов;

- совершенствование организации производства и труда;

- изменение объема производства.

2) внепроизводственные – факторы, на которые предприятие не может оказать непосредственное влияние: цены на сырье, материалы и оборудование, ставки налогов и отчислений, природные факторы, минимальный размер оплаты труда, нормы амортизации и др.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достичь различными способами. Наиболее эффективные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажно и повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Сокращение расходов по амортизации основных производственных фондов можно достичь путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.

23. Прибыль, рентабельность и ее показатели

Прибыль – конечный финансовый результат производственно- хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли – цель деятельности любой коммерческой организации.

Функции прибыли:

Характеризует экономический эффект, полученный в результате деят-ти пред-тия,

Прибыль обладает стимулирующей функцией (одновременно является финансовым результатом основным элементом финансовых ресурсов пред-тия, реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью),

Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней

Различают прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль, валовую прибыль и чистую прибыль.

Прибыль от реализации продукции – финансовый результат производственной и сбытовой деятельности пред-тия, основная или преобладающая часть валовой (балансовой) прибыли (разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затрат на ее производство и реализацию, включаемых в себест-ть продукции (работ, услуг).

Балансовая прибыль – прибыль от реализации продукции плюс внереализационные доходы минус внереализационные расходы.

Валовая прибыль – балансовая прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с ОФ (ОС), нематериальными активами и иным имуществом.

Чистая прибыль – часть балансовой прибыли, остающейся в распоряжении пред-тия после уплаты налогов и других обяз.-х платежей в бюджет.

Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность или, точнее, норму рентабельности. (это отношение прибыли к текущим затратам – издержкам предприятия (себест-ти) или к авансированным вложениям (ОПФ и ОбС).

Предприятие, рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Различают три группы показателей рентабельности:

Рентабельность продукции – можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости.

Рентабельность производственных фондов – применяется на практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности предприятия и исчисляется как отношение прибыли к стоимости производственных фондов.

Рентабельность вложение в предприятие – характеризует уровень продаж на один рубль вложений в имущество предприятия и определяется как отношение балансовой или чистой прибыли к стоимости имущества предприятия. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.