Реферат: Расширение производства хлеба
Основными
причинами такого положения на рынках города и области являются:
1.
высокое качество выпускаемой продукции;
2.
высокий уровень квалификации руководителей и работников предприятия;
3.
безупречная репутация на протяжении всех лет работы, как со стороны
рядовых покупателей, так и со стороны других экономических субъектов
(поставщиков, кредиторов, дебиторов и др.);
4.
стабильные, невысокие цены на продукцию.
Необходимо отметить, что данные показатели и определяют
преимущества Хлебокомбината перед конкурентами.
Со
времени основания значительно увеличился и штат сотрудников предприятия - 119
человек, по сравнению с 32-мя на момент основания.
Организационная
структура Хлебокомбината на сегодняшний день имеет следующий вид.
Таблица 5
Штатное расписание Хлебокомбината ОРСа НОД-3
Структурное подразделение
предприятия
|
Код строки |
Количество штатных единиц |
А |
Б |
1 |
1.Административно-управленческий
персонал |
1 |
14 |
2.Отдел сбыта |
2 |
9 |
3.Цех по выработке хлеба |
3 |
37 |
4. Цех по выработке
булочных изделий |
4 |
8 |
5.РМС |
5 |
14 |
6.Вспомогательный персонал |
6 |
13 |
Итого по хлебозаводу |
7 |
95 |
7.Автотранспорт |
8 |
24 |
Всего: |
9 |
119 |
Далее целесообразно обратиться к фактическому состоянию
хлебокомбината. В последние годы оно остается стабильным, хотя и наблюдаются
незначительные изменения в структурах баланса, отчета о прибылях и убытках,
других формах финансовой (бухгалтерской) отчетности.
К основным показателям, характеризующим деятельность
предприятия, относятся:
1.
валюта баланса;
2.
величина собственного капитала;
3.
прибыль от обычной деятельности;
4.
краткосрочные обязательства;
5.
стоимость основных средств;
6.
величина валовых затрат.
Динамика данных показателей
представлена в таблице 6.
Таблица
6
Основные показатели состояния Хлебокомбината ОРСа
НОД-3
за
2000-2002 г. (тыс. руб.)
Показатели (на конец года) |
Код строки |
Годы |
2000 |
2001 |
2002 |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
Валюта баланса |
1 |
4437,9 |
5997,3 |
5595,0 |
Собственный капитал |
2 |
2028,4 |
2882,9 |
2615,0 |
Прибыль от обычной
деятельности |
3 |
445,0 |
1827,0 |
906,5 |
Краткосрочные
обязательства |
4 |
2409,5 |
3114,4 |
2980,0 |
Стоимость основных средств |
5 |
4559,2 |
4747,2 |
4429,9 |
Величина валовых затрат |
6 |
28024 |
30868,5 |
30222,4 |
Более
наглядно динамика показателей деятельности Хлебокомбината ОРСа НОД-3
представлена на рисунке 1.
Показатели деятельности хлебокомбината ОРСа НОД-3 за 2000-2002 годы,
в тыс. руб.
Рис.1
Такие колебания в показателях связаны с непосредственной
деятельностью
комбината,
например, размер собственного капитала изменялся в зависимости от величины
фонда социальной сферы, величины направляемого целевого финансирования, а также
от размера получаемой прибыли. При этом размер добавочного капитала уже на
протяжении многих лет остается неизменным – 1508,5 тыс. руб. Уставный фонд на
данном предприятии не формируется, так как оно не имеет статуса юридического
лица. Прибыль в 2001 году достигла наивысшей отметки – 1827 тыс. руб. В 2002г
она резко снизилась вследствие приобретения хлебокомбинатом основных средств, а
также вследствие повышения тарифов на сырье, топливо и электроэнергию,
стоимость которых
год
от года увеличивается. Все вышеперечисленные изменения влияют на величину
валюты баланса.
Не смотря на положительные финансовые показатели,
хлебокомбинат сталкивается со многими трудностями.
К числу таких трудностей относятся:
1.общий
износ производственного оборудования составляет около 83%;
2.постоянный
рост числа конкурентов (в основном рост в лице мини-пекарен);
3.присутствие на рынке не легальной продукции, которая представляется как
продукция хлебокомбината ОРСа НОД-3;
4.постоянное
увеличение стоимости сырья для производства продукции, а также топлива и
электроэнергии;
5.низкая
рентабельность продукции хлебокомбината;
6.нестабильность законодательства в области налогообложения и ведения
бухгалтерского учета.
Все эти факторы внешней и внутренней среды замедляют
развитие предприятия.
Так как на получение прибыли и на развитие предприятия в
целом величина валовых затрат оказывает существенное влияние, на ней следует
остановиться поподробнее. В объеме валовой выручки от реализации продукции
96,5% приходится на издержки, вследствие чего общая рентабельность
деятельности хлебокомбината составляет 3-3,5%. Это в свою очередь напрямую
влияет на величину прибыли. Величина затрат напрямую зависит не только от
стоимости сырья для производства продукции, но и от стоимости топлива (мазут,
бензин и т.д.) и электроэнергии.
Однако рентабельность продукции зависит не только стоимости
сырья и материалов. Данная величина напрямую привязана к уровню технологии,
который на хлебокомбинате ОРСа НОД-3 невысокий. Причина такого положения –
моральный и физический износ производственного оборудования, большинство из
которого 1970-80гг выпуска. Конечно, имеется и новое оборудование,
приобретенное хлебокомбинатом в 2000, 2001 и 2002 годах. Однако это не меняет
общей картины, так как это не основное оборудование для выпечки хлеба, а
вспомогательное (котлы, компрессоры, замешивающие машины и др.).
Также немало важным фактором, влияющим на финансовые успехи
хлебокомбината ОРСа НОД-3, является постоянное увеличение числа конкурентов на
рынке. Помимо основных Хлебокомбинат №1, Курганхлебпром, Кетовский хлебозавод
(ЧП Путин), в настоящее время только в Кургане существует 18 мини-пекарен.
Такое количество конкурентов производителей хлеба (1 сорта) значительно сужает
долю хлебокомбината ОРСа НОД-3 как на городском, так и на областном рынке. Но,
несмотря на это в Кургане хлебокомбинату ОРСа НОД-3 принадлежит значительная
доля среди других производителей хлебобулочной продукции, а именно порядка
14-15%. Однако следует уточнить, что эта доля достигнута в основном за счет
«Железнодорожного» хлеба. Но удерживать занимаемые позиции с каждым годом
становится все труднее и труднее, так как конкуренты также обладают рядом
преимуществ (здесь следует разграничить хлебокомбинаты и мини-пекарни).
Хлебокомбинаты - конкуренты обладают следующими
преимуществами:
1.
присутствие на рынке много лет, и как следствие завоевание
потребительских предпочтений к своей продукции у определенного круга
потребителей;
2.
большой ассортимент выпускаемой продукции;
3.
развитые системы менеджмента и маркетинга на предприятии;
4.
грамотная разработка ценовой, учетной и налоговой политики;
5.
высокая квалификация руководителей и работников предприятий.
Мини-пекарни
имеют свои специфические преимущества:
1.
они нацелены на небольшую долю покупателей, поэтому могут ориентировать
свое производство на конкретный сегмент рынка, в конкретном (любом) районе
города или области;
2.
мобильность, то есть в любой момент возможна переориентация на другой
сегмент покупателей, а также на другой вид (виды) производимой продукции;
3.
необходимы небольшие затраты для начала деятельности;
4.
льготное налогообложение (малый бизнес).
Необходимо также отметить, что мини-пекарни в большинстве
своем специализируются на каком–либо одном виде деятельности: выпечке и
реализации хлеба (в основном 1 сорта) или хлебобулочных изделий (булочки,
коржи, батоны и т.д.), реже они совмещают эти виды продукции. Это от части
облегчает задачу хлебокомбинату ОРСа НОД-3 по реализации «Железнодорожного»
хлеба.
Чтобы не потерять лидирующих позиций, хлебокомбинату ОРСа
НОД-3 необходимо предпринять ряд мер по стимулированию сбыта. К ним можно
отнести:
1.
незначительное снижение цен на продукцию по сравнению с конкурентами;
2.
разработка и проведение маркетинговых исследований с целью увеличения
доли рынка, организация различных рекламных акций, ярмарок, ориентация на
потребительские предпочтения;
3.
загрузка производственных мощностей до 70% по сравнению с имеющимися на
сегодняшний день 55-60%;
4.
приобретение нового оборудования, замена им действующего;
5.
совершенствование технологий производства продукции;
6.
снижение себестоимости выпускаемой продукции;
7.
дальнейшее расширение ассортимента выпускаемой продукции;
Как известно хлеб употребляется в пищу ежедневно, поэтому
каждый день хлебокомбинат реализует тысячи булок. Такое явление как сезонность
в хлебобулочной промышленности практически не заметно, так как покупатели
приобретают хлеб в любое время года и даже суток. Конечно, летом объемы продаж
несколько увеличиваются по сравнению с зимой. Это связано с тем, что люди
выезжают на природу, на дачу и соответственно больше едят хлеб, но эта разница
не настолько существенна, чтобы сильно повлиять на объемы реализации продукции.
Далее необходимо проанализировать основные показатели
финансового состояния хлебокомбината ОРСа НОД-3. Данные показатели можно
разделить на две группы:
1. показатели
финансового состояния;
2. показатели
эффективности производственной деятельности предприятия.
К первой группе
показателей относятся:
-
коэффициент текущей ликвидности;
-
коэффициент срочной ликвидности;
-
сумма обязательств к активам;
Ко второй группе
относятся:
-
рентабельность собственного капитала;
-
рентабельность продукции;
-
коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов.
1.Ликвидность
определяется, как возможность своевременно погашать свои обязательства. Она
определяется соотношением величин задолженности и ликвидных средств, т. е.
средств, которые могут быть использованы для погашения долгов (наличные
деньги, депозиты, ценные бумаги, реализуемые элементы оборотных средств и
др.).
Коэффициент
текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными
средствами для погашения краткосрочных обязательств в течение текущего года. Он
определяет, сколько рублей стоимости оборотных активов показывают 1 руб.
краткосрочных обязательств. Если коэффициент текущей ликвидности меньше 1,5, то
это свидетельствует о недостатке оборотных активов для погашения краткосрочных
обязательств, о финансовом риске и возможной угрозе платежеспособности.
Коэффициент
срочной ликвидности определяет обеспеченность предприятия высоко ликвидными
активами для выполнения своих обязательств в текущем квартале или месяце. В
случае, когда коэффициент более 1,0, предприятие полностью обеспечено высоко
ликвидными активами и имеет высокий уровень платежеспособности и наоборот.
Таблица 7
Показатели финансового состояния
хлебокомбината ОРСа НОД-3
Показатели |
Код строки |
Годы |
2000 |
2001 |
2002 |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
Коэффициент текущей
ликвидности |
1 |
1,177 |
1,4674 |
1,2818 |
Коэффициент срочной
ликвидности |
2 |
0,004576 |
0,004495 |
0,003355 |
Сумма обязательств к
активам |
3 |
0,6105 |
0,5193 |
0,5326 |
2.Различные виды
рентабельности характеризуют эффективность деятельности предприятия. Например,
рентабельность продукции, означает процент прибыли, которую предприятие получит
в результате реализации продукции. Динамика показателей второй группы
представлена в таблице 8.
Таблица 8
Показатели эффективности производственной деятельности
хлебокомбината ОРСа НОД-3
Показатели |
Код строки |
Годы |
2000 |
2001 |
2002 |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
Рентабельность
собственного капитала |
1 |
0,2194 |
0,6337 |
0,3466 |
Рентабельность продукции |
2 |
29,70 |
17,40 |
32,14 |
Коэффициент
оборачиваемости товарно-материальных запасов |
3 |
19,31 |
22,46 |
21,35 |
2.3 ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ
Деятельность хлебокомбината ОРСа НОД-3 относится к пищевой
промышленности. Пищевая промышленность России – один из системообразующих
элементов российской экономики. Ее стратегическое значение подчеркивают
следующие обстоятельства:
1.
потребитель продукции этой отрасли – каждый из 144 млн. россиян;
2.
проблема полноценного обеспечения населения страны продовольственными
товарами, в том числе продукцией пищевой промышленности, до сих пор не решена,
что служит одним из факторов ухудшения демографической ситуации;
3.
пищевая промышленность в своей деятельности опирается на сельское
хозяйство, обладающее значительным потенциалом;
4.
обеспечение продукцией пищевой промышленности независимо от импорта –
задача, имеющая статус национальной безопасности.
В приложении 1 представлены рисунки, характеризующие
положение в пищевой промышленности России. Оно представляется таковым: число
действующих организаций в отрасли в период с 1990г выросло почти в 4 раза. При
этом вклад пищевой промышленности в формировании общего объема промышленной
продукции на протяжении 1990-2001гг. колебался в пределах 10,6 – 12,5%.
Динамика развития отрасли достаточно точно описывается базисными индексами
промышленного производства. На протяжении 1995 – 2001гг спад производства в
пищевой промышленности превышал средне промышленный уровень, достигнув своего
пика в 1997г (81,2% от уровня 1994г). В 2001г рост промышленного производства в
отрасли впервые за период превысил 100% (101,8% от уровня 1994г), отставая тем
самым от средне промышленного уровня на 11,8%.
Среднегодовая численность промышленно – производственного
персонала в отрасли колебалась незначительно, составив в 2001г 1492 тыс.
человек против 1506 тыс. человек в 1995г. За счет опережающего сокращения
численности персонала в промышленности в целом доля пищевой промышленности в
этом показателе выросла с 9,4% в 1995г до 11,2% в 2001г.
Рентабельность продукции в пищевой промышленности почти в 2
раза ниже средне промышленной в 2001г, что не в последнюю очередь объясняется
необходимостью обеспечения ценовой конкурентоспособности в борьбе с импортом.
Таким образом, в целом пищевая промышленность страны по
подавляющему большинству важнейших показателей существенно опережала средне
промышленный уровень.
Рис.2
Итак, выпуск хлеба и хлебобулочных изделий в период с 1991
по 2001год постоянно снижался и достиг минимального значения в 1998 году 8,5
млн. тонн. Это в свою очередь составляет 45,21% от уровня 1991 года и
свидетельствует о спаде производства во всей пищевой промышленности на
протяжении 1990х годов.
В целом пищевая промышленность на рынке представлена
огромным перечнем товаров, большинство из которых имеют сельскохозяйственное
происхождение: мясо, овощи, фрукты и др.
В пищевой промышленности сезонность играет во многом
определяющую роль. Например, производственный цикл в сельском хозяйстве (в
растениеводстве) начинается весной и заканчивается осенью. Зимой производства
практически нет. Невозможно в холоде выращивать овощи и фрукты (кроме теплиц).
Что касается животноводства, то здесь производственный цикл не прекращается
круглый год. Также круглый год не прекращается выпечка хлеба и хлебобулочных
изделий, производство макарон, сахара, масла, соков, кондитерских изделий,
колбасных изделий, консервов, безалкогольных напитков и др.
В целом рынок пищевой промышленности охватывает все регионы
страны и мира, то есть и в пределах одной области могут быть развиты рыночные отношения,
и в пределах государства (между субъектами), а также рыночные отношения могут
быть развиты и на международном уровне (между государствами).
2.4
ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ
Как уже было сказано в предыдущих разделах, хлебокомбинат ОРСа
НОД-3 выпускает 37 различных наименований продукции. Но, главную роль в этом
ассортименте, безусловно, играет хлеб, которого выпускается 7 видов. Вообще
доля хлеба в совокупном объеме производства хлебокомбината ОРСа НОД-3
составляет 90,2%. Однако ведущие позиции среди всех хлебов занимает Хлеб
«Железнодорожный».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|
|