рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Расширение производства хлеба

Основными причинами такого положения на рынках города и области являются:

1.   высокое качество выпускаемой продукции;

2.   высокий уровень квалификации руководителей и работников предприятия;

3.   безупречная репутация на протяжении всех лет работы, как со стороны рядовых покупателей, так и со стороны других экономических субъектов (поставщиков, кредиторов, дебиторов и др.);

4.   стабильные, невысокие цены на продукцию. 

Необходимо отметить, что данные показатели и определяют преимущества Хлебокомбината перед конкурентами.

 Со времени основания значительно увеличился и штат сотрудников предприятия - 119 человек, по сравнению с 32-мя на момент основания.

Организационная структура Хлебокомбината на сегодняшний день имеет следующий вид.

Таблица 5

Штатное расписание Хлебокомбината ОРСа НОД-3

Структурное подразделение

 предприятия

Код строки Количество штатных единиц
А Б 1
1.Административно-управленческий персонал 1 14
2.Отдел сбыта 2 9
3.Цех по выработке хлеба 3 37
4. Цех по выработке булочных изделий 4 8
5.РМС 5 14
6.Вспомогательный персонал 6 13
Итого по хлебозаводу 7 95
7.Автотранспорт 8 24
Всего: 9 119

Далее целесообразно обратиться к фактическому  состоянию хлебокомбината. В последние годы оно остается стабильным, хотя и  наблюдаются незначительные изменения в структурах баланса, отчета о прибылях и убытках, других формах финансовой (бухгалтерской) отчетности.

К основным показателям, характеризующим деятельность предприятия, относятся:

1.   валюта баланса;

2.   величина собственного капитала;

3.   прибыль от обычной деятельности;

4.   краткосрочные обязательства;

5.   стоимость основных средств;

6.   величина валовых затрат.

Динамика данных показателей представлена в таблице 6.

Таблица 6

Основные показатели состояния Хлебокомбината ОРСа НОД-3

за 2000-2002 г. (тыс. руб.)

Показатели (на конец года) Код строки Годы
2000 2001 2002
А Б 1 2 3
Валюта баланса 1 4437,9 5997,3 5595,0
Собственный капитал 2 2028,4 2882,9 2615,0
Прибыль от обычной деятельности 3 445,0 1827,0 906,5
Краткосрочные обязательства 4 2409,5 3114,4 2980,0
Стоимость основных средств 5 4559,2 4747,2 4429,9
Величина валовых затрат 6 28024 30868,5 30222,4

Более наглядно динамика показателей деятельности Хлебокомбината ОРСа НОД-3 представлена на рисунке 1.

Показатели деятельности хлебокомбината ОРСа НОД-3 за 2000-2002 годы,

 в тыс. руб.

Условные обозначения:

 
 Рис.1

Такие колебания в показателях связаны с непосредственной деятельностью

комбината, например, размер собственного капитала изменялся в зависимости от величины фонда социальной сферы, величины направляемого целевого финансирования, а также от размера получаемой прибыли. При этом размер добавочного капитала уже на протяжении многих лет остается неизменным – 1508,5 тыс. руб. Уставный фонд на данном предприятии не формируется, так как оно не имеет статуса юридического лица. Прибыль в 2001 году достигла наивысшей отметки – 1827 тыс. руб. В 2002г она резко снизилась вследствие приобретения хлебокомбинатом основных средств, а также вследствие повышения тарифов на сырье, топливо и электроэнергию,  стоимость которых

год от года увеличивается. Все вышеперечисленные изменения влияют на величину валюты баланса.

Не смотря на положительные финансовые показатели, хлебокомбинат сталкивается со многими трудностями.

 К числу таких трудностей относятся:

1.общий износ производственного оборудования составляет около 83%;

2.постоянный рост числа конкурентов (в основном рост в лице мини-пекарен);

     3.присутствие на рынке не легальной продукции, которая представляется как продукция хлебокомбината ОРСа НОД-3;

4.постоянное увеличение стоимости сырья для производства продукции, а также топлива и электроэнергии;

5.низкая рентабельность продукции хлебокомбината;

     6.нестабильность законодательства в области налогообложения и ведения бухгалтерского учета.

Все эти факторы внешней и внутренней среды  замедляют развитие предприятия.

Так как на получение прибыли и на развитие предприятия в целом величина валовых затрат оказывает существенное влияние, на ней следует остановиться поподробнее. В объеме валовой выручки от реализации продукции 96,5% приходится на издержки, вследствие чего общая рентабельность деятельности  хлебокомбината составляет 3-3,5%. Это в свою очередь напрямую влияет на величину прибыли. Величина затрат напрямую зависит не только от стоимости сырья для производства продукции, но и от стоимости топлива (мазут, бензин и т.д.) и электроэнергии.

Однако рентабельность продукции зависит не только стоимости сырья и материалов. Данная величина напрямую привязана к уровню технологии, который на хлебокомбинате ОРСа НОД-3   невысокий. Причина такого положения – моральный и физический износ производственного оборудования, большинство из которого 1970-80гг выпуска. Конечно, имеется и новое оборудование, приобретенное хлебокомбинатом в 2000, 2001 и 2002 годах. Однако это не меняет общей картины, так как это не основное оборудование для выпечки хлеба, а вспомогательное (котлы, компрессоры, замешивающие машины и др.). 

Также немало важным фактором, влияющим на финансовые успехи хлебокомбината ОРСа НОД-3, является постоянное увеличение числа конкурентов на рынке. Помимо основных Хлебокомбинат №1, Курганхлебпром, Кетовский хлебозавод (ЧП Путин), в настоящее время только в Кургане существует 18 мини-пекарен. Такое количество конкурентов производителей хлеба (1 сорта) значительно сужает долю хлебокомбината ОРСа НОД-3 как на городском, так и на областном рынке. Но, несмотря на это в Кургане хлебокомбинату ОРСа НОД-3 принадлежит значительная доля среди других производителей хлебобулочной продукции, а именно порядка 14-15%. Однако следует уточнить, что эта доля достигнута в основном за счет «Железнодорожного» хлеба.  Но удерживать занимаемые позиции с каждым годом становится все труднее и труднее, так как конкуренты также обладают рядом преимуществ (здесь следует разграничить хлебокомбинаты и мини-пекарни).

Хлебокомбинаты - конкуренты обладают следующими преимуществами:

1.   присутствие на рынке много лет, и как следствие завоевание потребительских предпочтений к своей продукции у определенного круга потребителей;

2.   большой ассортимент выпускаемой продукции;

3.   развитые системы менеджмента и маркетинга на предприятии;

4.   грамотная разработка ценовой, учетной и налоговой политики;

5.   высокая квалификация руководителей и работников предприятий.

Мини-пекарни имеют свои специфические преимущества:

1.   они нацелены на небольшую долю покупателей, поэтому могут ориентировать свое производство на конкретный сегмент рынка, в конкретном (любом) районе города или области;

2.   мобильность, то есть в любой момент возможна переориентация на другой сегмент покупателей, а также на другой вид (виды) производимой продукции;

3.   необходимы небольшие затраты для начала деятельности;

4.   льготное налогообложение (малый бизнес).

Необходимо также отметить, что мини-пекарни в большинстве своем специализируются на каком–либо одном виде деятельности: выпечке и реализации хлеба (в основном 1 сорта) или хлебобулочных изделий (булочки, коржи, батоны и т.д.), реже они совмещают эти виды продукции. Это от части облегчает задачу хлебокомбинату ОРСа НОД-3 по реализации «Железнодорожного» хлеба.

Чтобы не потерять лидирующих позиций, хлебокомбинату ОРСа НОД-3 необходимо предпринять ряд мер по стимулированию сбыта. К ним можно отнести:

1.   незначительное снижение цен на продукцию по сравнению с конкурентами;

2.   разработка и проведение маркетинговых исследований с целью увеличения доли рынка, организация различных рекламных акций, ярмарок, ориентация на потребительские предпочтения;

3.   загрузка производственных мощностей до 70% по сравнению с имеющимися на сегодняшний день 55-60%;

4.   приобретение нового оборудования, замена им действующего;

5.   совершенствование технологий производства продукции;

6.   снижение себестоимости выпускаемой продукции;

7.   дальнейшее расширение ассортимента выпускаемой продукции;

Как известно хлеб употребляется в пищу ежедневно, поэтому каждый день хлебокомбинат реализует тысячи булок. Такое явление как сезонность в хлебобулочной промышленности практически не заметно, так как покупатели приобретают хлеб в любое время года и даже суток.  Конечно, летом объемы продаж несколько увеличиваются по сравнению с зимой. Это связано с тем, что люди выезжают на природу, на дачу и соответственно больше едят хлеб, но эта разница не настолько существенна, чтобы сильно повлиять на объемы реализации продукции.

Далее необходимо проанализировать основные показатели финансового состояния хлебокомбината ОРСа НОД-3. Данные показатели можно разделить на две группы:

1.   показатели финансового состояния;

2.   показатели эффективности производственной деятельности предприятия.

К первой группе показателей относятся:

-     коэффициент текущей ликвидности;

-     коэффициент срочной ликвидности;

-     сумма обязательств к активам;

Ко второй группе относятся:

-     рентабельность собственного капитала;

-     рентабельность продукции;

-     коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов.

   1.Ликвидность определяется, как возможность своевременно погашать свои обязательства. Она определяется соотношением величин задолженности и ликвидных средств, т. е. средств, которые могут быть использованы для погаше­ния долгов (наличные деньги, депозиты, ценные бумаги, реа­лизуемые элементы оборотных средств и др.).

     Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для погашения краткосрочных обязательств в течение текущего года. Он определяет, сколько рублей стоимости оборотных активов показывают 1 руб. краткосрочных обязательств. Если коэффициент текущей ликвидности меньше 1,5, то это свидетельствует о недостатке оборотных активов для погашения краткосрочных обязательств, о финансовом риске и возможной угрозе платежеспособности.

 Коэффициент срочной ликвидности определяет обеспеченность предприятия высоко ликвидными активами для выполнения своих обязательств в текущем квартале или месяце. В случае, когда коэффициент более 1,0, предприятие полностью обеспечено высоко ликвидными активами и имеет высокий уровень платежеспособности и наоборот.

Таблица 7

Показатели финансового состояния хлебокомбината ОРСа НОД-3

Показатели Код строки Годы
2000 2001 2002
А Б 1 2 3
Коэффициент текущей ликвидности 1 1,177 1,4674 1,2818
Коэффициент срочной ликвидности 2 0,004576 0,004495 0,003355
Сумма обязательств к активам 3 0,6105 0,5193 0,5326

  2.Различные виды рентабельности характеризуют эффективность деятельности предприятия. Например, рентабельность продукции, означает процент прибыли, которую предприятие получит в результате реализации продукции. Динамика показателей второй группы представлена в таблице 8.

Таблица 8

Показатели эффективности производственной деятельности

хлебокомбината ОРСа НОД-3

Показатели Код строки Годы
2000 2001 2002
А Б 1 2 3
Рентабельность собственного капитала 1 0,2194 0,6337 0,3466
Рентабельность продукции 2 29,70 17,40 32,14
Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов 3 19,31 22,46 21,35

2.3 ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ

Деятельность хлебокомбината ОРСа НОД-3 относится к пищевой промышленности. Пищевая промышленность России – один из системообразующих элементов российской экономики. Ее стратегическое значение подчеркивают следующие обстоятельства:

1.   потребитель продукции этой отрасли – каждый из 144 млн. россиян;

2.   проблема полноценного обеспечения населения страны продовольственными товарами, в том числе продукцией пищевой промышленности, до сих пор не решена, что служит одним из факторов ухудшения демографической ситуации;

3.   пищевая промышленность в своей деятельности опирается на сельское хозяйство, обладающее значительным потенциалом;

4.   обеспечение продукцией пищевой промышленности независимо от импорта – задача, имеющая статус национальной безопасности.

В приложении 1 представлены рисунки, характеризующие положение в пищевой промышленности России. Оно представляется таковым: число действующих организаций в отрасли в период с 1990г выросло почти в 4 раза. При этом вклад пищевой промышленности в формировании общего объема промышленной продукции на протяжении 1990-2001гг. колебался в пределах 10,6 – 12,5%. Динамика развития отрасли достаточно точно описывается базисными индексами промышленного производства. На протяжении 1995 – 2001гг спад производства в пищевой промышленности превышал средне промышленный уровень, достигнув своего пика в 1997г (81,2% от уровня 1994г). В 2001г рост промышленного производства в отрасли впервые за период превысил 100% (101,8% от уровня 1994г), отставая тем самым от средне промышленного уровня на 11,8%.

Среднегодовая численность промышленно – производственного персонала в отрасли колебалась незначительно, составив в 2001г 1492 тыс. человек против 1506 тыс. человек в 1995г. За счет опережающего сокращения численности персонала в промышленности в целом доля пищевой промышленности в этом показателе выросла с 9,4% в 1995г до 11,2% в 2001г.

Рентабельность продукции в пищевой промышленности почти в 2 раза ниже средне промышленной в 2001г, что не в последнюю очередь объясняется необходимостью обеспечения ценовой конкурентоспособности в борьбе с импортом.

Таким образом, в целом пищевая промышленность страны по подавляющему большинству важнейших показателей существенно опережала средне промышленный уровень.

Рис.2

Итак, выпуск хлеба и хлебобулочных изделий в период с 1991 по 2001год постоянно снижался и достиг минимального значения в 1998 году 8,5 млн. тонн. Это в свою очередь составляет 45,21% от уровня 1991 года и свидетельствует о спаде производства во всей пищевой промышленности на протяжении 1990х годов.

В целом пищевая промышленность на рынке представлена огромным перечнем товаров, большинство из которых имеют сельскохозяйственное происхождение: мясо, овощи, фрукты и др.

В пищевой промышленности сезонность играет во многом определяющую роль. Например, производственный цикл в сельском хозяйстве  (в  растениеводстве) начинается весной и заканчивается осенью. Зимой производства практически нет. Невозможно в холоде выращивать овощи и фрукты (кроме теплиц). Что касается животноводства, то здесь производственный цикл не прекращается круглый год. Также круглый год не прекращается выпечка хлеба и хлебобулочных изделий, производство макарон, сахара, масла, соков, кондитерских изделий, колбасных изделий, консервов, безалкогольных напитков и др.

В целом рынок пищевой промышленности охватывает все регионы страны и мира, то есть и в пределах одной области могут быть развиты рыночные отношения, и в пределах государства (между субъектами), а также рыночные отношения могут быть развиты и на международном уровне (между государствами).

2.4 ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ

Как уже было сказано в предыдущих разделах, хлебокомбинат ОРСа НОД-3 выпускает 37 различных наименований продукции. Но, главную роль в этом ассортименте, безусловно, играет хлеб, которого выпускается 7 видов. Вообще доля хлеба в совокупном объеме производства хлебокомбината ОРСа НОД-3 составляет 90,2%. Однако ведущие позиции среди всех хлебов занимает Хлеб «Железнодорожный».

Условные обозначения:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.