рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь

При необходимости вносятся и другие предложения, направленные на недопущение в дальнейшем налоговых нарушений. Предложения подписываются проверяющими с ознакомлением под роспись налогоплательщика или его представителей.

Вручение акта выездной налоговой проверки

налогоплательщику или его представителям

51. Акты подписываются проверяющими и налогоплательщиком (его представителями). Подписание акта проверки производится, как правило, в помещении налогового органа, должностные лица которого производили проверку.

В случае отказа от подписания акта проверки в нем делается соответствующая запись. При наличии возражений по акту проверки налогоплательщик вправе не позднее 5 дней со дня подписания (отказа от подписи) представить в налоговый орган письменные возражения по содержанию акта.

Проверяющие вправе потребовать также письменные объяснения должностных лиц юридического лица (индивидуального предпринимателя) и лиц, непосредственно виновных в установленных проверкой нарушениях. Данные объяснения и замечания прилагаются к акту выездной налоговой проверки.

52. В случае неявки представителя налогоплательщика или индивидуального предпринимателя в налоговый орган для подписания акта проверки должны быть приняты меры для вручения акта проверки в офисе плательщика. При этом вручение акта производится не менее чем двумя должностными лицами налогового органа. При отсутствии у плательщика офиса вручение акта проверки производится по месту жительства руководителя или бухгалтера предприятия (индивидуального предпринимателя) непосредственно работниками налогового органа или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

53. Днем составления акта проверки считается день подписания акта проверяющими и налогоплательщиком при условии, что налогоплательщик или его представители не уклонялись от подписания акта проверки, либо день вручения (направления заказной почтой с уведомлением) акта проверки налогоплательщику (его представителям) для ознакомления и подписания, о чем делается соответствующая запись на первом экземпляре акта.

Порядок изъятия документов

54. В случае принятия решения об изъятии документов, свидетельствующих о занижении (сокрытии) плательщиком объектов налогообложения, составляется акт - опись изъятия документов, подтверждающих факты нарушения налогового законодательства, по форме согласно приложению 14 к настоящему Положению.

В акте подлежит отражению, кем, когда и по каким основаниям произведено изъятие документов, наименование изъятых документов (при необходимости дается более полная характеристика изымаемого документа - дата составления, номер, кем выдан, количество листов и другие данные по усмотрению должностного лица, производящего изъятие документов, которые позволили бы в дальнейшем точно идентифицировать изъятый документ и его принадлежность к финансово - хозяйственным операциям, совершавшимся налогоплательщиком).

В обязательном порядке налоговый орган, должностные лица которого произвели изъятие документов, обязан предоставить возможность плательщику для снятия ксерокопий изымаемых документов, которые должны быть помещены в дела вместо изъятых оригиналов документов, о чем делается отметка в акте - описи изъятия документов.

Акт - опись изъятия документов составляется в трех экземплярах и подписывается лицом, производившим изъятие, и налогоплательщиком или его представителями. В случае отказа налогоплательщика или его представителей от подписания акта - описи изъятия документов в нем делается соответствующая запись.

Первый экземпляр акта приобщается к акту проверки, второй экземпляр передается плательщику, третий - приобщается к акту - описи изъятия документов на списание бланков строгой отчетности и хранится в налоговом органе.

IV. РЕЙДОВАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА

Общие требования по подготовке и проведению рейдовых

проверок

55. Рейдовая проверка является одним из методов осуществления контроля налоговых органов за субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами в части хозяйственной деятельности, непосредственно связанной с приемом наличных денежных средств при реализации товаров, продукции, оказании услуг и выполнением работ. Путем рейдовой проверки осуществляется контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в данный момент и в данном месте.

56. Основными задачами, решаемыми налоговыми органами в ходе рейдовой проверки, являются:

56.1. контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами требований законодательства о налогах и предпринимательстве;

56.2. соблюдение установленного порядка приема наличных денежных средств, кассовой дисциплины, а также хранения товаров в пунктах реализации;

56.3. соблюдение установленного порядка хранения (как вида деятельности), перевозки и реализации алкогольных и табачных изделий;

56.4. контроль за соблюдением установленного порядка проведения дилинговых операций;

56.5. полнота уплаты фиксированных сумм налога на прибыль и твердых сумм подоходного налога;

56.6. выявление физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и/ или постановки на налоговый учет;

56.7. контроль за движением сырья (материалов), продукции и товаров как на производстве, так и складах, а также в местах реализации продукции (товаров, работ, услуг) путем проведения полной или частичной инвентаризации в целях получения информации, необходимой для проведения выездных налоговых проверок;

56.8. обеспечение полноты отражения в учете получаемых субъектами предпринимательской деятельности доходов при реализации продукции (товаров, работ, услуг);

56.9. другие вопросы в пределах компетенции налоговых органов.

57. Рейдовые проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые рейдовые проверки проводятся по ежемесячно составляемым графикам.

Рейдовые проверки, проводимые вне заранее составленных графиков и в целях проверки сведений о совершаемых нарушениях законодательства о налогах и предпринимательстве, являются внеплановыми.

Независимо от характера проводимой рейдовой проверки с должностными лицами налоговых органов, привлеченных к проведению проверки, проводится инструктаж, определяются число и состав групп, их маршрут, объекты проверки, время начала проверки, назначаются старшие групп, в необходимых случаях согласовывается участие в рейде работников территориальных подразделений МВД, ГАИ, ГКФР. В случае проведения внеплановой рейдовой проверки об объекте проверки и маршруте группы ставится в известность только старший группы с проведением комплекса контрольных мероприятий по специальному плану рейдовой проверки, утвержденному Государственным налоговым комитетом.

При этом начальник отдела, осуществляющий инструктаж, а также назначенные старшие групп обязаны убедиться в обеспеченности лиц, направляемых для проведения проверки, бланками актов проверок, протоколами, инвентаризационными описями, памятками для проверяющих, а также другими документами, необходимыми для качественного проведения рейдовых проверок, автотранспортом и мобильными средствами связи.

Рейдовая проверка может осуществляться как в пределах одного субъекта предпринимательской деятельности (с охватом всех торговых точек, производственных и складских помещений, принадлежащих ему), так и носить тематический характер, т.е. в конкретный период времени с охватом большинства пунктов осуществления деятельности субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами по отдельной тематике (цветы, такси и т.д.).

Выбор объекта рейдовой проверки начинается со сбора и накопления информации по интересующим вопросам (реклама в СМИ, по телефону доверия, информация таможни, объявления на улицах и т.д.).

58. Проведение рейдовых проверок осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя инспекции ГНК (его заместителя), в котором указываются:

- место проведения проверки (название рынка, улицы, района и др.);

- цель рейдовой проверки;

- дата проверки, время ее начала и завершения;

- фамилия, имя и отчество, должности работников налоговых органов, направляемых для проведения проверки.

Копия приказа (распоряжения) выдается старшему группы и наряду со служебными удостоверениями предъявляется представителям налогоплательщика, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в районе, назначенном для проведения рейдовой проверки.

При этом в районе, назначенном для рейдовой проверки, должностные лица налоговых органов вправе проверять деятельность плательщиков независимо от места постановки их на налоговый учет.

Выдача предписаний на проведение рейдовых проверок в районах, не относящихся к административной территории, обслуживаемой инспекцией ГНК, должностные лица которой направляются в рейдовую проверку, допускается при условии проведения рейдовых проверок на рынках или по поручению вышестоящей инспекции ГНК (города, области, Государственного налогового комитета), которые и выдают соответствующие предписания.

Действия проверяющих при проведении рейдовой проверки

59. Рейдовая проверка начинается проверяющими с наблюдения за работой объекта, определенного для проверки, предъявления служебных удостоверений налогоплательщику (его представителю в лице продавца, кассира и другим лицам) и проводится, как правило, в месте торговли (осуществления иной деятельности).

При отсутствии у налогоплательщика (его представителя) документов, удостоверяющих его личность, и установлении нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве налогоплательщик (его представитель) должен быть приглашен в помещение ближайшего налогового органа или органа внутренних дел для установления личности и составления акта проверки.

Отказ последовать в помещение налогового органа или органа внутренних дел фиксируется актом в присутствии свидетелей и, если это субъект предпринимательской деятельности, составляется протокол по факту невыполнения требований должностных лиц налоговой инспекции. Для препровождения нарушителя необходимо привлекать работников ГКФР или органов внутренних дел.

Если в ходе проверки проверяемое лицо отказывается открыть сейф или подсобное помещение, сейф и/или помещение опечатываются проверяющими в соответствии с порядком, определенным настоящим Положением, для назначения инвентаризации и дальнейшей проверки.

60. В ходе рейдовой проверки подлежат изучению следующие вопросы:

60.1. установление личности налогоплательщика или его представителя;

60.2. наличие свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и лицензии (специального разрешения) на осуществление данного вида деятельности;

60.3. прием наличных денежных средств от покупателей с использованием кассового аппарата или отрывных талонов, приходных кассовых ордеров, товарно - денежных (сменных) отчетов, зарегистрированных в налоговых органах. Правильность заполнения книги кассира - операциониста и соблюдение правил эксплуатации кассовых аппаратов;

60.4. соответствие остатков товара на момент проверки данным товарно - транспортной накладной, иных документов и сумме выручки, проведенной по кассовому аппарату (отрывным талонам или приходным кассовым ордерам);

60.5. соответствие наименования товара, ценников на него данным товарно - транспортных накладных;

60.6. наличие документов, подтверждающих уплату фиксированных сумм налогов, полнота и своевременность уплаты;

60.7. другие вопросы, отнесенные к компетенции налоговых органов.

61. В случае установления нарушений налогоплательщиком требований законодательства о налогах и предпринимательстве должностные лица налоговых органов обязаны составить акт обследования принадлежащих плательщику производственных, складских, торговых и иных помещений по форме согласно приложению 5 и/или акт проверки соблюдения порядка приема денежных средств при реализации продукции (товаров, работ, услуг) за наличный расчет и других вопросов по налоговому законодательству по форме согласно приложению 15 к настоящему Положению с отражением выявленных фактов допущенных нарушений.

При отсутствии нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве проверяющими составляется справка по форме согласно приложению 16 к настоящему Положению в двух экземплярах, которая подписывается проверяющими и представителями налогоплательщика. Первый экземпляр направляется инспекции ГНК по месту постановки на налоговый учет плательщика для приобщения к делу, а второй - оставляется представителям налогоплательщика.

При необходимости назначается инвентаризация остатков товарно - материальных ценностей, денежных средств с составлением соответствующих актов установленной формы.

В случае изъятия документов, подтверждающих сокрытие (занижение) прибыли (иных объектов налогообложения), составляется соответствующий акт - опись изъятия документов.

Наложение ареста и изъятие имущества, денежных средств, товарно - материальных ценностей, хранившихся в местах реализации с нарушением установленных требований и подлежащих аресту (изъятию), проводится в соответствии с порядком, отраженным в настоящем Положении.

Акт рейдовой проверки и дополнительные акты - описи в связи с выявленными нарушениями составляются в 2 экземплярах, подписываются проверяющими и представителями налогоплательщика, после чего первые экземпляры остаются у проверяющих, вторые - передаются плательщику (его представителям).

V. ВОПРОСЫ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ПРОВЕРОК, УТВЕРЖДЕНИЯ

И РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК, УЧЕТА

РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК И БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Регистрация актов проверок и приложений к ним

62. Акты камеральной, выездной и рейдовой налоговых проверок подлежат регистрации в журнале актов проверок по форме согласно приложению 17, ведущемся в канцелярии (общем отделе) инспекции ГНК, должностные лица которой составили эти акты проверок.

В журнале подлежат отражению: порядковый номер регистрации; дата регистрации; вид проверки (камеральная, выездная или рейдовая); название проверенного налогоплательщика; присвоенный регистрационный номер акта проверки (с приложениями к нему, учитываемыми как бланки строгой отчетности).

Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью инспекции ГНК.

После регистрации, на нижнем поле первого (титульного) листа акта проверки, проставляются номер и дата регистрации согласно данным журнала.

Акты налоговых проверок подлежат регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем составления акта выездной, камеральной или рейдовой проверки.

63. После регистрации в журнале акты проверок передаются начальнику отдела для рассмотрения и визирования.

Подлежат передаче начальнику отдела (ответственным лицам) испорченные формы актов рейдовой проверки и приложений к ним для их накопления и уничтожения в установленном порядке.

Неиспользованные бланки актов и описей, предназначенные для проведения рейдовых проверок, возвращаются начальнику отдела (ответственному лицу) для помещения на хранение в сейф.

Начальником отдела при помещении на хранение в сейф испорченных, а также неиспользованных бланков актов и описей, предназначенных для проведения рейдовых проверок, производятся соответствующие отметки в журнале учета использованных актов изъятия денежных средств, товарно - материальных ценностей, орудий производства, сырья, материалов, документов, другого имущества и актов - описи имущества, подлежащего аресту по форме согласно приложению 18 к настоящему Положению.

64. Начальник отдела, рассматривающий акт выездной или камеральной проверки, врученный налогоплательщику (его представителям), обязан решить вопрос о внесении предложений начальнику инспекции или его заместителю для принятия безотлагательного решения о приостановлении операций по счетам плательщика, а также наложения ареста на имущество предприятий и физических лиц - нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве в случае отсутствия у них денежных средств для уплаты сумм налогов и экономических санкций по акту проверки.

Рассмотрение материалов рейдовых проверок

65. При проведении рейдовых проверок и установлении нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве на территории своего района или города налогоплательщиками, состоящими на учете в других инспекциях, и физическими лицами, проживающими на территории иных районов (городов), составляются соответствующие акты проверок и (или) протокол об административном правонарушении.

Регистрация акта проверки и принятие решения по нему проводится инспекцией ГНК, выявившей нарушение. В налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика или проживания физического лица направляются копии акта проверки, протокола и постановления о привлечении к административной ответственности, решения по результатам рассмотрения акта проверки - в 5-дневный срок с даты принятия решения по акту проверки.

В случае невозможности применения экономических санкций или привлечения к административной ответственности лиц, допустивших нарушения, акт проверки, протокол об административном правонарушении высылаются заказным почтовым отправлением не позднее 5 рабочих дней с даты составления акта в тот налоговый орган, где состоит на учете налогоплательщик или на территории района которого проживает физическое лицо, для применения мер ответственности.

О решении, принятом после рассмотрения полученного акта рейдовой проверки, и применении мер административной ответственности сообщается инспекции ГНК, составившей акт проверки, в 5-дневный срок с даты принятия решения.

Принятие налоговыми органами решений по актам

выездных налоговых проверок

66. По истечении 5 рабочих дней со дня составления акта налоговой проверки и при отсутствии письменных возражений по его содержанию начальником отдела обеспечивается внесение начальнику инспекции ГНК (его заместителю) проекта решения о применении экономических санкций по акту проверки.

Проект решения рассматривается начальником (его заместителем) с назначением, в случае необходимости или при поступлении возражений (жалобы) налогоплательщика на выводы по результатам проверки, экспертизы акта проверки и выводов по нему и утверждается путем подписания. Экспертиза на предмет соответствия действующему законодательству выводов по результатам проверки проводится юридическим отделом (юрисконсультом) и отделами консультаций и бухгалтерских экспертиз инспекции ГНК либо другими должностными лицами налоговой инспекции, не принимавшими участия в проведении налоговой проверки.

Поступившие от плательщика возражения по содержанию акта проверки рассматриваются инспекцией ГНК, проводившей проверку налогоплательщика, в срок не свыше 15 рабочих дней с даты регистрации поступления возражений.

При установлении обстоятельств, указанных в части первой пункта 28 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово - хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673, руководитель инспекции ГНК (его заместитель) от имени инспекции ГНК выносит решение о применении к плательщику экономических санкций.

В решении должны быть указаны:

- должность, фамилия, имя и отчество лица, вынесшего решение; дата его вынесения; сведения о правонарушителе; обстоятельства совершения правонарушения;

- нормативный правовой акт, который нарушен и/или предусматривает ответственность за данное правонарушение; вид и размер налагаемых на правонарушителя экономических санкций; порядок и сроки исполнения решения, а также порядок его обжалования.

Примерная форма решения о применении к субъекту предпринимательской деятельности экономических санкций приведена в приложении 19 к настоящему Положению.

67. Решение инспекции ГНК о применении экономических санкций по акту налоговой проверки (далее по тексту - решение) в течение 5 дней со дня его принятия вручается лично под расписку налогоплательщику (его представителям) или передается иным способом, позволяющим установить дату его получения налогоплательщиком (представителями налогоплательщика).

Решение составляется в 3 экземплярах, из которых:

первый - вручается (передается, направляется) налогоплательщику;

второй - направляется отделу учета и отчетности для проведения начисления в лицевом счете налогоплательщика;

третий - приобщается к акту налоговой проверки.

Принятие решения по акту налоговой проверки является основанием для отражения результатов проверки в журнале учета проверок, ведущемся в отделах инспекций ГНК, и отчетности, составляемой налоговыми органами.

Порядок реализации материалов проверок налоговыми

органами в специальных случаях

68. Акт проверки, проводившейся по постановлениям правоохранительных органов, вместе с приложениями, объяснениями должностных лиц, а при необходимости и подлинными документами (если они изымались проверяющим у налогоплательщика в порядке, определенном настоящим Положением) направляется сопроводительным письмом для рассмотрения в орган, назначивший проверку. При этом прилагается заверенная копия решения инспекции ГНК по акту проверки.

69. При выявлении в ходе проверки фактов занятия налогоплательщиком деятельностью без государственной регистрации либо на основании недостоверных данных, представленных для государственной регистрации, или занятия деятельностью, не указанной в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя) налогоплательщика, инспекция ГНК на основании акта проверки обязана обратиться в соответствующий хозяйственный суд для взыскания в местный бюджет доходов, полученных от указанной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.