Реферат: Международные стандарты в бухгалтерском учете
· совершенствование нормативного правового
регулирования;
· формирование нормативной базы (стандарты);
· методическое обеспечение (инструкции, методические
указания, комментарии);
· кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской
профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского
учета);
· международное сотрудничество (вступление и активная
работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями,
ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
В целях обеспечения поставленных
задач предлагалось:
· подготовить необходимые изменения и дополнения в
Федеральный закон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу
проведения аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
· в течение двух лет разработать и утвердить положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу
требований международных стандартов;
· пересмотреть первичные учетные документы, регистры
бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам
бухгалтерской учетной и отчетной документации;
· пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и
инструкции
· по их применению, учитывая появление и особенности
деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные
новые явления;
· ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для
субъектов малого предпринимательства.
Нетрудно убедиться, что практически
все перечисленные мероприятия по состоянию на 1 января 2000 года (то есть, по
истечению отведенных сроков) остались либо полностью не исполненными (пересмотр
планов счетов и инструкций по их применению), либо выполненными частично
(разработка положений стандартов по бухгалтерскому учету).
Ключевым элементом реформирования
бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными
стандартами должна стать разработка новых и уточнение ранее утвержденных
положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
Во исполнение постановления Правительства
РФ от 06.03.98 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»
распоряжением Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения
положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику.
В таблице приводятся результаты
выполнения этого Плана:
Наименование положений (стандартов) |
Срок выполнения |
Фактически выполнено |
Общие вопросы раскрытия
информации
|
Бухгалтерская отчетность |
III квартал 1998 г. |
ПБУ 4/98; 06.07.99 |
Сводная бухгалтерская
отчетность |
I квартал 1999г. |
|
Прибыль на акцию |
I квартал 1999 г. |
|
Информация по сегментам |
IV квартал 1998 г. |
|
Информация о связанных
сторонах |
IV квартал 1998 г. |
|
Прекращенные операции |
IV квартал 1999 г. |
|
Учетная политика
организации |
IV квартал 1998 г. |
ПБУ 1/98; 09.12.98 |
Условные факты
хозяйственной
деятельности |
III квартал 1998 г. |
ПБУ 8/98; 25.11.98 |
События после отчетной даты |
III квартал 1998 г. |
ПБУ 7/98; 25.11.98 |
Активы и обязательства
организации
|
Основные средства |
IV квартал 1999 г. |
ПБУ 6/97; 03.09.97 |
Материально-производственные
запасы |
II квартал 1998 г. |
ПБУ 5/98; 15.06.98 |
Нематериальные активы |
IV квартал 1999г. |
|
Финансовые вложения |
IV квартал 1998 г. |
|
Активы и обязательства,
стоимость
которых выражена в иностранной валюте |
II квартал 1999 г. |
ПБУ 3/95; 13.06.95 |
Реорганизация организаций |
III квартал 1999г. |
|
Аренда основных средств |
III квартал 1999 г. |
|
Доверительное управление
имуществом |
IV квартал 1999 г. |
приказ Минфина РФ от
25.12.98
№68н |
Финансовые результаты
деятельности организации
|
Доходы организации |
III квартал 1998 г. |
ПБУ 9/99; 06.05.99 |
Затраты организации |
III квартал 1998 г. |
ПБУ 10/99; 06.05.99 |
Договоры на капитальное
строительство |
I квартал 1999 г. |
ПБУ2/94; 20.12.94 |
Расчеты по налогам |
I
квартал 1999 г. |
|
Государственная помощь |
II квартал 1999 г. |
|
Даже беглого взгляда на таблицу
достаточно, чтобы сделать вывод о том, что разработка положений по
бухгалтерскому учету существенно пробуксовывает. Из общего количества
положений (22), которые должны быть разработаны в течение срока менее, чем за
два года (семь кварталов - со второго квартала 1998 по четвертый квартал 1999
года) реально разработано только 6 ПБУ 6/97, ПБУ 5/ 98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98,
ПБУ 9/99 и Г1БУ 10/99. Еще два положения (ПБУ 1/98 и ПБУ 4/99) переработаны. Таким образом, с небольшой
натяжкой можно сказать, что программа реформирования выполнена только на 36
процентов. Экстраполируя показатели работы Минфина РФ в будущее, можно
заключить, что вся программа разработки будет выполнена не ранее 2004 года. За
это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе) претерпят существенные
изменения или серьезно изменятся.
Вывод неутешителен - работа по
переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности ведется
неудовлетворительными темпами.
Нарушение сроков разработки положений
по бухгалтерскому учету - не единственный недостаток процедуры перехода на
МСФО.
В настоящее время в мире существует
две наиболее распространенных системы международных стандартов - IAS (на основе которых и производится реформирование
бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном государствами Северной
Америки (в первую очередь, разумеется, США).
IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются
на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP являются более детализированными и фактически могут
применяться всеми участниками предпринимательской деятельности без
дополнительных указаний и разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к формированию
бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработке нормативных актов
более низкого уровня, которые бы регулировали организацию бухгалтерского учета
на конкретных участках (основные средства, материально-производственные
запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, что систему IAS в мире использует значительно большее количество
государств и корпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик и традиционных
походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в разных
странах обуславливают наличие различий в конкретных приемах и методах учетной
работы.
Следовательно, разработка положений
по бухгалтерскому учету должна сопровождаться разработкой соответствующих
методических рекомендаций или указаний, основной целью которых является
унификация учетных процессов в масштабах государства. В настоящее время
существует только один такой документ - Методические указания по бухгалтерскому
учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн.
Еще одним обстоятельством,
сдерживающим процесс перехода отечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности на международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина
РФ в отношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их
применению.
Официальный перевод Международных
стандартов финансовой отчетности, широко рекламируемый представителями Минфина
РФ в публикациях и в выступлениях на местах выпущен коммерческой организацией
«Аскери» тиражом всего 1000 экземпляров (при том, что количество бухгалтерских
работников в стране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов).
Стоимость издания почему-то исчислена в долларах США - $47. По состоянию на
конец января стоимость книги (в комплекте с поставляемыми практически «в
нагрузку» «Комментариями») составляет 1 600 рублей - то есть более, чем 1,5
официально утвержденных прожиточных минимума. Разумеется, при таких ценах
сколько-нибудь широкое распространение стандартов весьма сомнительно.
Кроме того, текст МСФО предваряется,
в общем-то обычной в таких случаях записью об охране авторского права и
запрете использовать какую-либо часть издания в какой-либо форме. Все так, но
есть одна неувязочка - в соответствии со статьей 8 Федерального закона от «Об
авторском праве и смежных правах» не могут являться объектами авторского
права официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты
законодательного, административного и судебного характера), а также их
официальные переводы.
Таким образом, либо МСФО не являются
официальным документом, либо издатели (и их идейные вдохновители) в вопросах
авторского права вообще не разбираются. В то же время Минфин РФ в некоторых
своих нормативных документах обязывает организации (в определенных ситуациях)
руководствоваться МСФО при составлении бухгалтерской отчетности. То есть, тем
самым Минфин РФ приравнивает МСФО к официальным документам.
О деятельности (точнее бездеятельности
Минфина РФ и Института профессиональных бухгалтеров) в части разработки
методических рекомендаций по обеспечению перехода на МСФО, говорилось выше.
№№ МСФО |
Наименование МСФО |
Дата введения |
Соответствующий нормативный
документ бухгалтерского учета РФ |
1
|
2
|
3
|
4
|
1 |
Представление финансовой
отчетности |
01.07.98 |
ПБУ 4/99 |
2 |
Запасы |
01.01.95 |
ПБУ 5/98 |
4 |
Учет амортизации |
01.01.97 |
ПБУ 6/97 (раздел 4) |
7 |
Отчет о движении денежных
средств |
01.01.94 |
ПБУ 4/99, Инструкция о годовой
отчетности |
8 |
Чистая прибыль или убыток
за период, фундаментальные ошибки в учетной политике |
01.01.95 |
ПБУ9/99, ПБУ 1/98, |
9 |
Затраты на исследования и
разработки |
01.01.95 |
Типовые методические рекомендации по планированию, учету
и калькулированию себестоимости научно-технической продукции, утвержденные
Миннауки РФ, Минэкономики РФ и Минфином РФ 15.06.94 № ОР-22-2-46 |
10 |
Условные события и события,
происшедшие после отчетной даты |
01.01.80 |
ПБУ7/98, ПБУ8/98 |
11 |
Договоры подряда |
01.01.95 |
ПБУ 2/94 (в части договора
строи тельного подряда)** |
12 |
Налоги на прибыль |
01.01.98 |
Инструкция Госналогслужбы
РФ о порядке исчисления налога на прибыль* |
14 |
Сегментная отчетность |
01.07.98 |
Информация, отражающая
влияние цен |
15 |
Информация, отражающая
влияние цен |
01.01.83 |
|
16 |
Основные средства |
01.07.99 |
ПБУ6/97 |
17 |
Аренда |
01.01.99 |
ПБУ6/97 (раздел 6) |
18 |
Выручка |
01.01.95 |
ПБУ9/99 |
19 |
Вознаграждение работникам |
01.01.99 |
|
20 |
Учет правительственных
субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи |
01.01.84 |
|
21 |
Влияние изменения валютных
курсов |
01.01.95 |
ПБУЗ/95** |
22 |
Объединение компаний |
01.07.99 |
|
23 |
Затраты по займам |
01.01.95 |
Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п.73 |
24 |
Раскрытие информации о
связанных сторонах |
01.01.86 |
|
25 |
Учет инвестиций |
01.01.87 |
Положение по учету
долгосрочных инвестиций (приказ Минфина РФ от 30.12.93 № 160) |
26 |
Учет и отчетность по
программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) |
01.01.88 |
|
27 |
Сводная финансовая
отчетность и учет инвестиций в дочерние компании |
01.01.99 |
приказ Минфина РФ от
30.12.96 №112 |
28 |
Учет инвестиций в
ассоциированные компании |
01.01.90 (кроме параграфов
23 и 24) |
|
29 |
Финансовая отчетность в
условиях гиперинфляции |
01.01.90 |
|
30 |
Раскрытие информации в
финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов |
01.01.91 |
|
31 |
Финансовая отчетность об
участии в совместной деятельности |
01.01.92 |
приказ Минфина РФ от 25
декабря 1998 г. № 68н |
32 |
Финансовые инструменты:
раскрытие и представление информации *** |
01.01.96 |
|
33 |
Прибыль на акцию |
01.01.98 |
|
34 |
Промежуточная финансовая
отчетность |
01.01.99 |
ПБУ4/99 |
35 |
Прекращаемая деятельность |
01.01.99 |
|
36 |
Обесценение активов |
01.07.99 |
|
37 |
Резервы, условные
обязательства и условные активы |
01.07.99 |
Инструкция о бухгалтерской
отчетности, ПБУ8/98. |
38 |
Нематериальные активы |
01.01.99 |
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности, пп. 55-57 |
39 |
Финансовые инструменты: признание и оценка *** |
|
|
* По заявлению руководителя
Департамента налоговых реформ Минфина РФ, сделанного на 2 съезде
профессиональных бухгалтеров и аудиторов, работа над соответствующим ПБУ
начнется не ранее утверждения части 2 НК РФ
** По нашим данным в Минфине РФ
заканчивается работа над новой редакцией ПБУ
*** МСФО 32 и 39 применяются совместно,
однако МСФО 39 применяется с 1 января 2001 г.
При анализе приведенных данных
обращают внимание два обстоятельства.
Во-первых, ряд стандартов, имеющих
меньшее числовое значение имеют дату ввода в действие более позднюю, чем
стандарты с последующими порядковыми номерами. Это объясняется тем, что МСФО
находятся в состоянии постоянного совершенствования и переработки, а это, в
свою очередь, обуславливает разработку и внедрение новых редакций ранее
действовавших стандартов.
Во-вторых, значительная часть (до
половины) вопросов, регулируемых МСФО в той или иной степени раскрыта в
нормативных документах Минфина РФ и МНС РФ, Кроме того, в таблицу нет ссылок
на законодательные акты (например, ГК РФ, Закон об акционерных обществах и
т.п.), которые в той или иной степени регулируют процесс бухгалтерского учета и
отчетности. Однако, методологические принципы, заложенные в эти документы
отличаются от методологии МСФО. На вопросах различий между МСФО и документами
системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и
отчетности в РФ более подробно мы остановимся в следующих (нечетных) номерах
журнала «Бухгалтерский учет и налоги».
При этом, наряду с характеристикой
состояния нормативной базы и соответствия ее международным стандартам, в публикациях
будут даваться конкретные рекомендации по организации бухгалтерского учета и
устранению противоречий между финансовым и налоговым учетом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система
бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была
обусловлена общественным характером собственности и потребностями
государственного управления экономикой. Главным потребителем информации,
формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице
отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых
органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала
задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения
организаций.
Изменение системы
общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет
необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс
реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего
процесса экономических реформ в России.
Одним
из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета на
предприятиях в условиях становления рыночной экономики является ориентация его
на Международные стандарты учета и отчетности.
Внедрение
Международных стандартов учета позволит значительно повысить качество и
эффективность учета и контроля, даст предприятиям определенную
самостоятельность в использовании более обоснованной системы учета с отражением
его особенностей, специфики техники и технологии в организации производства,
труда и управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П.: учебник.
-М.: ИНФРА-М, 1996. -555 с.
2. Бухгалтерский учет / Тишков И.Е. Пришепы
А.И.: учебник. -2-е изд., пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с.
3. Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник.
-М.: Ред. журн. Бух. Учет, 1994. -527 с.
4. Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П.:
учеб.пос. -2-е изд., пер. и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с.
5. Теория бухгалтерского учета / Кириянова З.В.:
учебник. -М.: Финансы и статистика, 1994. -192 с.
6. Теория бухгалтерского учета / Бабаева Ю.А.:
учебник. -М.: ЮНИТИ, Аудит, 1999.- 391 с.
7. Библиотечка журналов // Бухучет по
международным стандартам, часть 1, Социальная защита, 1998, № 9.
8. Библиотечка журналов // Бухучет по
международным стандартам, часть 2, Социальная защита, 1998, № 10.
9. Международные стандарты бухотчетности «общая
характеристика нормативной базы», Захарин В.Р. // Бухучет и налоги, 2000, №3.
|