рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Международные стандарты в бухгалтерском учете

·   совершенствование нормативного правового регулирования;

·   формирование нормативной базы (стандарты);

·   методическое обеспечение (инст­рукции, методические указания, ком­ментарии);

·   кадровое обеспечение (формиро­вание бухгалтерской профессии, под­готовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

·   международное сотрудничество (вступление и активная работа в меж­дународных организациях; взаимо­действие с национальными организа­циями, ответственными за разработ­ку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей дея­тельности).

В целях обеспечения поставленных задач предлагалось:

·   подготовить необходимые измене­ния и дополнения в Федеральный за­кон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттес­таций бухгалтеров, и иные норматив­ные правовые акты;

·   в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований меж­дународных стандартов;

·   пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтер­ской учетной и отчетной документации;

·   пересмотреть планы счетов бухгал­терского учета и инструкции

·   по их применению, учитывая появ­ление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные но­вые явления;

·   ввести упрощенную систему бух­галтерского учета для субъектов ма­лого предпринимательства.

Нетрудно убедиться, что практичес­ки все перечисленные мероприятия по состоянию на 1 января 2000 года (то есть, по истечению отведенных сроков) остались либо полностью не исполненными (пересмотр планов сче­тов и инструкций по их применению), либо выполненными частично (разра­ботка положений стандартов по бух­галтерскому учету).

Ключевым элементом реформиро­вания бухгалтерского учета и финан­совой отчетности в соответствии с международными стандартами долж­на стать разработка новых и уточне­ние ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Во исполнение постановления Пра­вительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об утверждении Программы реформиро­вания бухгалтерского учета в соответ­ствии с международными стандарта­ми финансовой отчетности» распоря­жением Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерско­го учета в практику.


В таблице приводятся результаты выполнения этого Плана:

Наименование положений (стандартов) Срок выполнения Фактически выполнено

Общие вопросы раскрытия информации

Бухгалтерская отчетность III квартал 1998 г. ПБУ 4/98; 06.07.99
Сводная бухгалтерская отчетность I квартал 1999г.
Прибыль на акцию I квартал 1999 г.
Информация по сегментам IV квартал 1998 г.
Информация о связанных сторонах IV квартал 1998 г.
Прекращенные операции IV квартал 1999 г.
Учетная политика организации IV квартал 1998 г. ПБУ 1/98; 09.12.98
Условные факты хозяйственной деятельности III квартал 1998 г. ПБУ 8/98; 25.11.98
События после отчетной даты III квартал 1998 г. ПБУ 7/98; 25.11.98

Активы и обязательства организации

Основные средства IV квартал 1999 г. ПБУ 6/97; 03.09.97
Материально-производственные запасы II квартал 1998 г. ПБУ 5/98; 15.06.98
Нематериальные активы IV квартал 1999г.
Финансовые вложения IV квартал 1998 г.
Активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте II квартал 1999 г. ПБУ 3/95; 13.06.95
Реорганизация организаций III квартал 1999г.
Аренда основных средств III квартал 1999 г.
Доверительное управление имуществом IV квартал 1999 г. приказ Минфина РФ от 25.12.98 №68н

Финансовые результаты деятельности организации

Доходы организации III квартал 1998 г. ПБУ 9/99; 06.05.99
Затраты организации III квартал 1998 г. ПБУ 10/99; 06.05.99
Договоры на капитальное строительство I квартал 1999 г. ПБУ2/94; 20.12.94
Расчеты по налогам I квартал 1999 г.
Государственная помощь II квартал 1999 г.

Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод о том, что разработка положений по бухгалтерскому учету существенно пробуксовывает. Из общего количе­ства положений (22), которые долж­ны быть разработаны в течение срока менее, чем за два года (семь кварта­лов - со второго квартала 1998 по чет­вертый квартал 1999 года) реально раз­работано только 6 ПБУ 6/97, ПБУ 5/ 98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и Г1БУ 10/99. Еще два положения (ПБУ 1/98 и ПБУ 4/99) переработаны. Та­ким образом, с небольшой натяжкой можно сказать, что программа рефор­мирования выполнена только на 36 процентов. Экстраполируя показате­ли работы Минфина РФ в будущее, можно заключить, что вся программа разработки будет выполнена не ранее 2004 года. За это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе) претер­пят существенные изменения или се­рьезно изменятся.

Вывод неутешителен - работа по переходу на международные стандар­ты бухгалтерской отчетности ведется неудовлетворительными темпами.

Нарушение сроков разработки поло­жений по бухгалтерскому учету - не единственный недостаток процедуры перехода на МСФО.

В настоящее время в мире суще­ствует две наиболее распространен­ных системы международных стандар­тов - IAS (на основе которых и произ­водится реформирование бухгалтер­ского учета) и GAAP - используемая в основном государствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США).

IAS и GAAP являются совместимы­ми стандартами, то есть основывают­ся на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP являются более детализированными и фактически могут применяться всеми участниками предпринимательской деятельности без дополнительных ука­заний и разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к формированию бухгалтерской ин­формации и, поэтому нуждаются в разработке нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулиро­вали организацию бухгалтерского уче­та на конкретных участках (основные средства, материально-производ­ственные запасы, расчеты и т.п.). Пос­леднее обусловлено тем, что систему IAS в мире использует значительно большее количество государств и кор­пораций, нежели систему GAAP. Осо­бенности национальных экономик и традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в разных странах обуслав­ливают наличие различий в конкретных приемах и методах учетной работы.

Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должна сопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций или указаний, основной целью которых является унификация учетных процессов в масштабах государства. В настоящее время существует только один такой документ - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн.

Еще одним обстоятельством, сдерживающим процесс перехода отече­ственного бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности на международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина РФ в от­ношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их применению.

Официальный перевод Международных стандартов финансовой отчет­ности, широко рекламируемый представителями Минфина РФ в публика­циях и в выступлениях на местах вы­пущен коммерческой организацией «Аскери» тиражом всего 1000 экзем­пляров (при том, что количество бухгалтерских работников в стране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов). Стоимость издания почему-то исчислена в долларах США - $47. По состоянию на конец января стоимость книги (в комплекте с по­ставляемыми практически «в нагруз­ку» «Комментариями») составляет 1 600 рублей - то есть более, чем 1,5 официально утвержденных прожиточ­ных минимума. Разумеется, при таких ценах сколько-нибудь широкое рас­пространение стандартов весьма со­мнительно.

Кроме того, текст МСФО предва­ряется, в общем-то обычной в таких случаях записью об охране авторско­го права и запрете использовать ка­кую-либо часть издания в какой-либо форме. Все так, но есть одна неувязочка - в соответствии со статьей 8 Федерального закона от «Об авторс­ком праве и смежных правах» не мо­гут являться объектами авторского права официальные документы (зако­ны, судебные решения, иные тексты законодательного, административно­го и судебного характера), а также их официальные переводы.

Таким образом, либо МСФО не являются официальным документом, либо издатели (и их идейные вдохновители) в вопросах авторского права вообще не разбираются. В то же время Минфин РФ в некоторых своих нормативных до­кументах обязывает организации (в оп­ределенных ситуациях) руководство­ваться МСФО при составлении бухгал­терской отчетности. То есть, тем самым Минфин РФ приравнивает МСФО к официальным документам.

О деятельности (точнее бездея­тельности Минфина РФ и Института профессиональных бухгалтеров) в ча­сти разработки методических рекомендаций по обеспечению перехода на МСФО, говорилось выше.

№№ МСФО Наименование МСФО Дата введения Соответствующий нормативный документ бухгалтерского учета РФ

1

2

3

4

1 Представление финансовой отчетности 01.07.98 ПБУ 4/99
2 Запасы 01.01.95 ПБУ 5/98
4 Учет амортизации 01.01.97 ПБУ 6/97 (раздел 4)
7 Отчет о движении денежных средств 01.01.94 ПБУ 4/99, Инструк­ция о годовой отчетности
8 Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки в учетной политике 01.01.95 ПБУ9/99, ПБУ 1/98,
9 Затраты на исследования и разработки 01.01.95 Типовые методические рекомен­дации по плани­рованию, учету и калькулированию себестоимости научно-техничес­кой продукции, утвержденные Миннауки РФ, Ми­нэкономики РФ и Минфином РФ 15.06.94 № ОР-22-2-46
10 Условные события и события, происшедшие после отчетной даты 01.01.80 ПБУ7/98, ПБУ8/98
11 Договоры подряда 01.01.95 ПБУ 2/94 (в части договора строи тельного подряда)**
12 Налоги на прибыль 01.01.98 Инструкция Госналогслужбы РФ о порядке исчисле­ния налога на при­быль*
14 Сегментная отчетность 01.07.98 Информация, отражающая влияние цен
15 Информация, отражающая влияние цен 01.01.83
16 Основные средства 01.07.99 ПБУ6/97
17 Аренда 01.01.99 ПБУ6/97 (раздел 6)
18 Выручка 01.01.95 ПБУ9/99
19 Вознаграждение работникам 01.01.99
20 Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи 01.01.84
21 Влияние изменения валютных курсов 01.01.95 ПБУЗ/95**
22 Объединение компаний 01.07.99
23 Затраты по займам 01.01.95 Положение по ве­дению бухгалтерс­кого учета и бух­галтерской отчет­ности, п.73
24 Раскрытие информации о связанных сторонах 01.01.86
25 Учет инвестиций 01.01.87 Положение по уче­ту долгосрочных инвестиций (при­каз Минфина РФ от 30.12.93 № 160)
26 Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) 01.01.88
27 Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании 01.01.99 приказ Минфина РФ от 30.12.96 №112
28 Учет инвестиций в ассоциированные компании 01.01.90 (кроме параграфов 23 и 24)
29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции 01.01.90
30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов 01.01.91
31 Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности 01.01.92 приказ Минфина РФ от 25 декабря 1998 г. № 68н
32 Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации *** 01.01.96
33 Прибыль на акцию 01.01.98
34 Промежуточная финансовая отчетность 01.01.99 ПБУ4/99
35 Прекращаемая деятельность 01.01.99
36 Обесценение активов 01.07.99
37 Резервы, условные обязательства и условные активы 01.07.99 Инструкция о бухгалтерской отчетности, ПБУ8/98.
38 Нематериальные активы 01.01.99 Положение по ведению бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности, пп. 55-57
39 Финансовые инструменты: признание и оценка ***

*  По заявлению руководителя Департамента налоговых реформ Минфина РФ, сделанного на 2 съезде профессиональных бухгалтеров и аудиторов, работа над соответствующим ПБУ начнется не ранее утверждения части 2 НК РФ

**   По нашим данным в Минфине РФ заканчивается работа над новой редакцией ПБУ

*** МСФО 32 и 39 применяются совместно, однако МСФО 39 применяется с 1 января 2001 г.

При анализе приведенных данных обращают внимание два обстоятель­ства.

Во-первых, ряд стандартов, имею­щих меньшее числовое значение име­ют дату ввода в действие более по­зднюю, чем стандарты с последующи­ми порядковыми номерами. Это объясняется тем, что МСФО находят­ся в состоянии постоянного совер­шенствования и переработки, а это, в свою очередь, обуславливает разра­ботку и внедрение новых редакций ранее действовавших стандартов.

Во-вторых, значительная часть (до половины) вопросов, регулируемых МСФО в той или иной степени раскры­та в нормативных документах Минфи­на РФ и МНС РФ, Кроме того, в табли­цу нет ссылок на законодательные акты (например, ГК РФ, Закон об акционер­ных обществах и т.п.), которые в той или иной степени регулируют процесс бухгалтерского учета и отчетности. Однако, методологические принципы, заложенные в эти документы отличают­ся от методологии МСФО. На вопро­сах различий между МСФО и докумен­тами системы законодательного и нор­мативного регулирования бухгалтерс­кого учета и отчетности в РФ более подробно мы остановимся в следую­щих (нечетных) номерах журнала «Бух­галтерский учет и налоги».

При этом, наряду с характеристи­кой состояния нормативной базы и со­ответствия ее международным стан­дартам, в публикациях будут даваться конкретные рекомендации по органи­зации бухгалтерского учета и устране­нию противоречий между финансовым и налоговым учетом.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным ха­рактером собственности и потребностями государственного уп­равления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало го­сударство в лице отраслевых министерств и ведомств и планиру­ющих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйствен­ного поведения организаций.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако про­цесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в Рос­сии.

Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятиях в условиях становления ры­ночной экономики является ориентация его на Международные стандарты учета и отчетности.

Внедрение Международных стандартов учета позволит значи­тельно повысить качество и эффективность учета и контроля, даст предприятиям определенную самостоятельность в использовании более обоснованной системы учета с отражением его особенностей, специфики техники и технологии в организации производства, тру­да и управления.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1.       Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П.: учебник. -М.: ИНФРА-М, 1996. -555 с.

2.       Бухгалтерский учет / Тишков И.Е. Пришепы А.И.: учебник. -2-е изд., пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с.

3.       Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник. -М.: Ред. журн. Бух. Учет, 1994. -527 с.

4.       Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П.: учеб.пос. -2-е изд., пер. и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с.

5.       Теория бухгалтерского учета / Кириянова З.В.: учебник. -М.: Финансы и статистика, 1994. -192 с.

6.       Теория бухгалтерского учета / Бабаева Ю.А.: учебник. -М.: ЮНИТИ, Аудит, 1999.- 391 с.

7.       Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 1, Социальная защита, 1998, № 9.

8.       Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 2, Социальная защита, 1998, № 10.

9.       Международные стандарты бухотчетности «общая характеристика нормативной базы», Захарин В.Р. //  Бухучет и налоги, 2000, №3.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.