рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Международные стандарты в бухгалтерском учете

ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъ­ектов малого предпринимательства.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее ут­вержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Предполагаются создание ряда авторитетных и представи­тельных профессиональных (саморегулирующихся) объедине­ний, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессио­нальной деятельностью и др.

В ходе реализации Программы будет предусмотрено широ­кое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных ор­ганизаций.

При этом ставится задача возрастания роли профессиональ­ных организаций в развитии методического обеспечения органи­зации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профес­сии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.).

Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Будет обеспечено расшире­ние и улучшение качества подготовки кадров в учреждениях на­чального профессионального образования, среднего специаль­ного и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создание системы профессионального ус­коренного образования, обеспечивающего краткосрочные про­граммы подготовки и переподготовки.

Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров будет соответствовать государственным образовательным стан­дартам и должна содержать необходимые квалификационные ха­рактеристики по уровням профессионального образования.

Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствую­щими специализированными международными организация­ми, так и с национальными. Будет осуществлен переход от эпи­зодических контактов к систематической целенаправленной ра­боте со следующими организациями: Комитетом по междуна­родным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Ко­митета по торговле и развитию ООН, Организацией экономиче­ского сотрудничества и развития и др.

Международное сотрудничество с целью реформирования национальной системы бухгалтерского учета будет осуществ­ляться по отдельному плану. Ключевую роль в повышении эф­фективности данной работы призван сыграть международный центр по реформе бухгалтерского учета, который должен начать свою деятельность в 1998 году.

В данной программе есть также приложение в котором раскрыты положения по бухучету.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает основы формиро­вания (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласнос­ти) учетной политики предприятия. Под предприятием в дальнейшем понимаются предприятия и организации, являющиеся юридическим лицом по законодательству Российской Федера­ции, включая учреждения и организации, основная деятель­ность которых финансируется за счет средств бюджета.

Настоящее Положение является элементом системы норма­тивного регулирования бухгалтерского учета и Российской Фе­дерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету,

1.2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стои­мостного измерения, текущей группировки и итогового обобще­ния фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, по­гашения стоимости активов, приемы организации документо­оборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгал­терского учета, системы учетных регистров, обработки инфор­мации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

1.3. Настоящее Положение распространяется:

в части формирования учетной политики   на предприятия независимо от форм собственности;

в части раскрытия учетной политики - на предприятия, пуб­ликующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или час­тично согласно законодательству Российской Федерации, учре­дительным документам либо по собственной инициативе,

2. Формирование учетной политики

2.1. Учетная политика предприятия формируется руководите­лем предприятия на основе настоящего Положения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

2.2. При формировании учетной политики предполагается, что:

имущество и обязательства предприятия существуют обособ­ленно от имущества и обязательств собственников этого пред­приятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия);

предприятие будет продолжать свою деятельность в обозри­мом будущем и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности предприя­тия);

выбранная предприятием учетная политика применяется по­следовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бух­галтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной оп­ределенности фактов хозяйственной деятельности).

2.3. Учетная политика предприятия должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расхо­дов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной дея­тельности исходя не только из их правовой формы, но и из эко­номического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетичес­кого и аналитического учета (требование непротиворечивости);

рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины Предприятия (требование рациональности).

2.4. При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бух­галтерского учета в Российской Федерации. Если указанная си­стема не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики осуществляется разработка предприятием соответствующего способа, исходя из настоящего и иных Положений по бухгал­терскому учету.

2.5. Учетная политика предприятия подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной докумен­тацией (приказом, распоряжением и т.п.) предприятия.

Способы ведения бухгалтерского учета, отобранные пред­приятием при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми структурными подразделениями предприятия (включая выделенные на отдельный баланс), неза­висимо от их места расположения.

Вновь созданное предприятие оформляет избранную им учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до пер­вой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государст­венной регистрации). Избранная предприятием учетная поли­тика считается применяемой со дня приобретения прав юриди­ческого лица (государственной регистрации).

2.6. Изменения в учетной политике предприятия могут иметь место в случае: реорганизации предприятия (слияния, разделе­ния, присоединения); смены собственников; изменений зако­нодательства Российской Федерации или в системе норматив­ного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федера­ции; разработки новых способов бухгалтерского учета.

Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.5 насто­ящего Положения.

Последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменением законодательства Российской Федерации, должны быть оценены в стоимостном выражении. Оценка в стоимост­ном выражении последствий изменений в учетной политике производится на основании выверенных предприятием данных на дату (первое число месяца), с которой применяются изме­ненные способы ведения бухгалтерского учета.

3. Раскрытие учетной политики

3.1. Предприятие должно раскрывать избранные при форми­ровании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерско­го учета, без знания о применении которых пользователями бух­галтерской отчетности невозможна достоверная оценка имуще­ственного и финансового состояния, денежного оборота или ре­зультатов деятельности предприятия.

3.2. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики предприятия и подлежащим раскрытию в составе бухгалтерской отчетности, относятся спо­собы погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и дру­гие способы, отвечающие требованиям, приведенным в пункте 3.1 настоящего Положения.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в составе бухгал­терской отчетности информации об учетной политике предприя­тия по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавлива­ются соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации неполной бухгалтерской отчетности информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опублико­ванным материалам.

3.3. Если учетная политика предприятия сформирована ис­ходя из допущений, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгал­терской отчетности.

При формировании учетной политики предприятия, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 2.2 настоя­щего Положения, такие допущения вместе с причинами их при­менения и оценкой их последствий в стоимостном выражении должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

3.4. Существенные способы ведения бухгалтерского учета Подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в со­став бухгалтерской отчетности предприятия за отчетный год.

Представляемая в течение отчетного года бухгалтерская от­четность может не содержать информацию об учетной политике Предприятия, если в последней не произошли изменения со времени составления предыдущей годовой бухгалтерской отчет­ности, раскрывшей учетную политику.

3.5. Изменения в учетной политике, существенно влияющие На оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской от­четности в отчетном году или в периодах, следующих за отчет­ным, а также причины этих изменений и оценка последствий их I стоимостном выражении подлежат обособленному раскрытию и бухгалтерской отчетности.

4. Заключительные положения

Настоящее Положение применяется начиная с 1 января 1995 года.

Учетная политика подлежит раскрытию в составе публикуе­мой бухгалтерской отчетности предприятий за первый после 1 января 1995 года отчетный год.


3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОТЕЧЕСТ ВЕННОГО БУХУЧЕТА И ЕГО СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ


26 декабря 1997 года Методоло­гическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров была одобрена Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее - Концепция).

По-видимому, именно эту дату и следует считать официальной датой начала перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и от­четности. Эту мысль подтверждает и то, что наибольшая активность Мин­фином РФ в разработке и утвержде­нии новых Положений по бухгалтерс­кому учету была проявлена именно в течение 1998-1999 гг. За этот пери­од были вновь разработаны пять но­вых Положений - ПБУ 5/98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. фак­тически в этот же срок попадает и ПБУ 6/97,разработанное в 1997 году, но, в связи с длительностью процесса регистрации в Минюсте РФ, увидев­шее свет только в начале 1998 года. Кроме того, с разной степенью существенности были переработаны (с це­лью приближения к международным стандартам) еще Два Положения - ПБУ 1/98, и ПБУ 4/98. Таким образом, из общего числа действующих в настоя­щее время Положений по бухгалтерс­кому учету не перерабатывались с момента утверждения только два -ПБУ 2/94, ПБУ 3/95. По нашим сведе­ниям деятельность по их переработке в настоящее время осуществляется достаточно активно и, уже в течение первого полугодия 2000 года можно ожидать появления переработанных текстов указанных ПБУ.

Прежде чем переходить к характе­ристике современного состояния оте­чественного бухгалтерского учета и его соответствия международным стандартам, необходимо несколько слов сказать о самой Концепции в свете действующих законодательных и нормативных актов.

Во вводной части Концепции ска­зано, что концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях цен­трализованно планируемой экономи­ки, была обусловлена общественным характером собственности и потреб­ностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бух­галтерском учете, выступало государ­ство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статисти­ческих и финансовых органов. Дей­ствовавшая система государственно­го финансового контроля решала за­дачи выявления отклонений от пред­писанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-пра­вовой среды предопределяет необхо­димость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета. Но­вая концепция бухгалтерского учета и разрабатываемые на ее основе прави­ла и нормы постановки и ведения бух­галтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за достоверностью и надежностью фи­нансовой информации, должны со­здать элементы рыночной инфраструк­туры, обеспечивающей благоприят­ный климат для частного инвестиро­вания, в том числе иностранных инве­стиций.

То есть уже во втором абзаце Кон­цепции делается акцент на необходи­мость ориентирования бухгалтерско­го учета на нужду инвесторов.

Далее в Концепции формулируют­ся цели бухгалтерского учета, причем отдельно определяется цель учета для внешних и для внутренних пользова­телей. Цель бухгалтерского учета, которая считалась основной-форми­рование достоверной информации для принятия управленческих решений - определена, как цель для внутрен­них пользователей, а по расположе­нию в тексте можно сделать вывод, что она является второстепенной.

В пункте 3.3. Концепции приведен перечень заинтересованных пользова­телей бухгалтерской отчетности:

«Заинтересованными пользовате­лями могут быть реальные и потенци­альные инвесторы, работники, заимо­давцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы влас­ти и общественность в целом».

Для сравнения, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о бухгал­терском учете формирование полной и достоверной информации о дея­тельности организации и ее имуще­ственном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтер­ской отчетности - руководителям, уч­редителям, участникам и собственни­кам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

То есть, положения Концепции в этой части противоречат Закону о бух­галтерском учете - Концепция на пер­вый план выводит необходимость организации бухгалтерского учета в преимущественно в интересах вне­шних пользователей, а конкретно -потенциальных инвесторов, а Закон о бухгалтерском учете - в интересах внутренних пользователей - руководите­лей, учредителей и собственников имущества. Заметим, что формули­ровка Закона о бухгалтерском учете в Большей степени соответствует поло­жениям статьи 2 ГК РФ, в которой сформулировано понятие предприни­мательской деятельности -деятель­ность, направленная на систематичес­кое получение прибыли от пользова­ния имуществом, продажи .товаров, выполнения работ или оказания услуг. То есть основным участником пред­принимательской деятельности явля­ются юридические и физические лица, сформировавшие уставный капитал организации и имеющие исключитель­ные права на распределение получен­ной прибыли. Инвесторы к таким ли­цам не относятся - в деятельности коммерческой организации они уча­ствуют только заемным капиталом (не­зависимо от того, предоставляется он в виде займов или в виде целевого финансирования), а прибыль получа­ют от использования авансированно­го капитала в части, оговоренной со­глашением с собственниками органи­зации. В принятии управленческих решений инвесторы могут принимать участие, но их влияние редко может быть решающим (в том случае, если такие решения принимаются в соот­ветствии с действующим законода­тельством, а не исходя из краткосроч­ных интересов части собственников)

Первые серьезные проблемы в при­менении разработанных Положений по бухгалтерскому учету могут возник­нуть уже в связи с составлением и представлением отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обязы­вают организации отражать в отчет­ности оценку условных фактов хозяй­ственной деятельности и событий, происшедших после отчетной даты. Однако, в нормативных документах МНС РФ отсутствуют указания о кор­ректировке данных отчетности, пред­ставляемой в налоговые органы в виде налоговых деклараций с учетом указанных фактов.

Справедливости ради, следует за­метить, что пункт 2.4. Концепции де­лает некоторые исключения для субъектов малого предприниматель­ства:

«Граждане, осуществляющие пред­принимательскую деятельность без образования юридического лица, фи­лиалы и представительства иностран­ных организаций, осуществляющие деятельность на территории Россий­ской федерации, могут вести учет лишь в целях налогообложения.

Для субъектов малого предприни­мательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдель­ных положений Концепции...».

Для прочих же адресантов бухгал­терской отчетности, потребуются до­полнительные разъяснения.

Министр по налогам и сборам А. П. Починок в интервью журналу «Accounting Report» Выпуск 2.5 (ноябрь/ декабрь 1999 года) подчеркнул необ­ходимость перехода на МСФО, но при этом заметил, что нужно окончатель­но развести бухгалтерский учет и на­логовую отчетность. «Пусть предпри­ятия делают налоговую отчетность исходя из действующих налоговых законов, и исключительно для целей налогообложёния, а бухгалтерский учет ведут исключительно в своих интере­сах. Тогда не возникнет дуализма уче­та и появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности собственно предприятия».

Практически это может означать, что термин «налоговый учет» в неда­леком будущем будет узаконен и, весь­ма вероятно, в организациях появит­ся должность «бухгалтер по налогам».

В развитие Концепции Правитель­ством РФ от 06.03.98 № 283 утверж­дена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами фи­нансовой отчетности (далее - Про­грамма).

В программе:

·   сформулирована цель реформи­рования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соот­ветствие с требованиями рыночной экономики и международными стан­дартами финансовой отчетности.

·   определены задачи реформы:

·   сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользовате­лей, в первую очередь инвесторов;

·   обеспечить увязку реформы бух­галтерского учета в России с основ­ными тенденциями гармонизации стандартов на международном уров­не;

·   оказать методическую помощь организациям в понимании и внедре­нии реформированной модели бухгал­терского учета;

·   определены основные направления реформы:

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.