рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Финансовая система Австралии

В век научно-технической революции исключительно важное значение для развития всех отраслей экономию приобретает наука. В Австралии доля ВВП, расходуемого на исследования и научные разработки, во второй половине 70-х годов равнялась 1,3 % (в США - 2,2 % в Великобритании - 2,1, в ФРГ - 2, в Японии и в Франции - 1,8 %) [ 2, с.36]. Такой относительно низкий показатель для Австралии объясняется в первую очередь тем, что иностранные компании, доминирующие во всех наукоемких отраслях, предпочитают импортировать изобретения материнских компаний, а не проводит собственные исследования.

Из общей суммы расходов на исследования и научные разработки на частные предприятия (главным o6pазом, филиалы иностранных компаний) приходится 36 % на федеральное правительство - 31 %, университеты - 22 % и правительства штатов - 11 %. Если учесть, что университеты осуществляют научную работу за счет правительственных субсидий, то окажется, что доля государства в расходах на научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР) в Австралии превышает аналогичный показатель для других капиталистических стран (США - 55 %, Франция - 60 %, ФРГ - 47 %, Италия - 46 %, Япония - 29 %) [ 2, с.37].

В годы правления лейбористов увеличились ассигно­вания на жилищное и коммунальное строительство. В частности, бюджет 1973/74 г., названный австра­лийской прессой «бюджетом реформ», увеличивал их по сравнению с предыдущим годом в 5,5 раза. Резко воз­росли расходы, связанные с развитием отдаленных рай­онов и охраной окружающей среды.

Отличительной чертой финансовой системы Австралии является высокая доля в расходах федерального правительства субсидий и дотаций штатам и местным органам власти (в отдельные годы - от 20 до 25 %).

Доходы федерального правительства.

Как уже отмечалось, через федеральные финансы перераспределяется 4/5 доходов, мобилизуемых органа­ми государственной власти всех уровней. Доходы феде­рального бюджета на 92 - 96 % формируются из налого­вых поступлений, среди которых основными являются подоходный налог с населения, налог на прибыли ком­паний, акцизы, налог с продаж (табл. 6).

Таблица 6. Доходы федерального бюджета Австралии*

1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г. 1979/80 г.
млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. %

Налоговые поступления

В том числе:

7 183 96,1 14 084 92,3 19 641 91,9 27 119 91,9
Подоходный налог
с населения 3 175 42,5 7 714 50,5 11 054 51,7 15 128 51,3
с компаний 1 427 19,1 2 447 16,0 2 921 13,7 3 400 11,5
Налог на недвижимость, наследство и дарения 80 0,5 88 0,4
Акцизы 1 054 14,1 1 729 11,3 2 486 11,6 4 771 16,2
Налог с продаж 633 8,5 1 154 7,6 1 650 7,7 1 900 6,4
Таможенные пошлины 466 6,2 841 5,5 1 274 6,0 1 664 5,6
Прочие налоги 428 5,7 119 0,8 169 0,8 256 0,9
Проценты, рента, дивиденды 293 3,9 1 174 7,7 1 626 7,6
Чистые поступления от государственных предприятий 12 0,07 85 0,4 2 380

8,1

Доход от продажи земли и строений 18 0,1 30 0,1
ИТОГО: 7 475 100,0 15 265 100,0 21 382 100,0 29 499 100,0
* [  2  , с. 38].

Подоходный налог в Австралии, как и в других капи­талистических странах, играет решающую роль в бюд­жетных поступлениях[2]. Впервые подоходное обложение было введено еще в колониях в последней четверти XIX в. Федеральное правительство ввело федеральный подоходный налог в 1915 г., воспользовавшись военным временем.

Сумма поступлений подоходного налога с населения постоянно растет, а удельный вес в бюджете неуклонно повышается. Если в 1965/66 г. доля подоходного налога с населения в общей сумме доходов федеральных орга­нов составляла 39,2%, то в 1975/76 г. она увеличилась до 53%.

Подоходный налог с населения в Австралии взима­ется двумя способами: «у источника» (в этом случае налог вычитается из заработной платы рабочих и служащих бухгалтерией частного или государственного пред­приятия и перечисляется финансовым органам), по на­логовой декларации (этим способом пользуются при обложении налогом доходов лиц свободных профессий - художников, писателей, деятелей театра и кино, врачей).

Размер подоходного налога в Австралии определяется следующим образом. Из валовой суммы доходов, по лученных физическим лицом в течение года, делаются вычеты сумм, не подлежащих обложению (некоторые виды пенсий и пособий), а также специальные льготные вычеты (проценты по некоторым видам потребительских ссуд, скидки на содержание иждивенцев, сомнительные долги и т.п.). К облагаемому доходу, определенном этим путем, применяются следующие ставки (1978/79 г.) [ 2, с.40]:

Облагаемый доход,

долл.

Ставки налога
3 893 -16 608 33,5 цента с каждого доллара свыше 3 893
16 608 - 33 216 4 260 долл. + 47,5 цента с каждого доллара свыше 16 608
33 216 и выше 12 142 долл. + 61,5 цента с каждого доллара свыше 33 216

Необлагаемый минимум в 1978/79 г. составлял 3 893 долл. На практике сумма налога вычитается бухгалтерией предприятия при выплате заработной плат: т.е. несколько раз в месяц, и устанавливается в процентах от общей суммы заработка. В конце финансового года производится окончательный перерасчет. Если сумма текущих отчислений подоходного налога превышает сумму, определенную с помощью перечисленных выше ставок, разница возвращается налогоплательщику. Предприниматель выдает квитанцию, удостоверяющую уплату налога за год.

На протяжении 50 - 60-х годов система взимания подоходного налога с населения в Австралии не претерпе­ла каких-либо существенных модификаций, которые бы свидетельствовали о ее коренном изменении. Все основ­ные положения, касающиеся налогообложения, - объект обложения, субъект обложения, формы и виды скидок, нормы, регламентирующие взимание налогов отдельны­ми административными единицами, даже налоговая став­ка - оставались прежними.

Вторым по значению источником поступлений феде­ральных органов является налог на прибыли компаний (подоходный налог с компаний). Ставка этого налога зависит от юридического статуса компании (частная или акционерная, резидент или нерезидент, коммерческая или некоммерческая). Но, как правило, особо больших, различий между размерами ставок нет.

С начала 60-х и до середины 70-х годов налоговая ставка для акционерных компаний в среднем составляла от 35 до 47,5 % (в конце 70-х годов - 46 %) облагаемого дохода свыше 10 тыс. долл. (Облагаемый доход опреде­ляется как валовая прибыль компании за вычетом из­держек производства.) На первые 10 тыс. долл. обла­гаемого дохода ставка обычно на 5 - 10 пунктов ниже[3].

Хотя абсолютные суммы этого налога неуклонно растут, что отражает рост прибылей предприятий, их доля в доходах бюджета понижается, а темпы роста уступают темпам роста подоходного налога с населения.

Третьим и четвертым по значению источником поступлений федеральных органов являются косвенные налоги - акцизы и налог с продаж. Акцизы - одни из старейших налогов Австралии. Впервые они были введе­ны еще в 1825 г. Это налог, взимаемый с покупателей товаров широкого пользования в виде надбавки к цене. Более 90 % поступлений от акцизного обложения прихо­дится на три группы изделий: автомобильное топливо, табачные изделия, пиво и алкогольные напитки. Налог с продаж взимается таким же способом почти со всех товаров. Наиболее распространенная ставка - 15 % к це­не товара, она дает более половины поступлений налога с продаж. Ставка аналогичного налога в странах ЕЭС, кроме Франции, например, составляла 7,5 %, а во Фран­ции - 20 % [ 2, с.45].

Во второй половине 70-х годов увеличение доходов федерального бюджета Австралии происходило главным образом за счет роста поступлений от акцизов. В 1978/79 г. при общем росте налоговых поступлений в 2 400 млн. долл., 1 100 млн. долл. дало акцизное обло­жение.

Исторически первым источником доходов правитель­ственных органов Австралии являлись таможенные пош­лины. Установленные в 1800 г. на импортные алкоголь­ные напитки и предметы роскоши, они на протяжении XIX в. оставались одним из основных источников дохо­дов во всех колониях, будь то фритредерский Новый Южный Уэльс или протекционистская Виктория.

В XX в. их фискальное значение постоянно снижается, однако и поныне доля пошлин в доходах бюджета Австралии выше, чем в бюджетах основных промышленно развитых капиталистических государств, что объясняется наличи­ем в Австралийском Союзе относительно высоких тамо­женных барьеров. По подсчетам Международного Ва­лютного Фонда (МВФ), в конце 70-х годов средний уровень тарифов в группе 16 ведущих промышленно раз­витых стран на готовые изделия составил 9,8 %, на по­луфабрикаты - 8 и на сырье и материалы - 2 %. Для Австралии соответственно - 21 %, 11,1 %, 0,9 % [ 2, с.46].

В целом же можно отметить, что таможенные пошлины хотя и потеряли свое фискальное значение, но сохранили значение защиты национальной промышленности Австралии.

Группа «другие налоги» содержит около десятка различных налогов и сборов, включающих налоги на проценты и дивиденды, налог на недвижимость, переходящую по наследству, налог на дарения, почтовые сборы, налог на сельскохозяйственную продукцию, налог на заработную плату, отчисления в фонды специального страхования для выплаты пособий на детей и некоторые другие.

Финансы штатов, местных органов власти и государственных предприятий.

В силу особенностей исторического развития Австралии финансовая система штатов и местных органов власти в Австралии так же, как в США и Канаде, сложилась раньше, чем финансы центральных органов власти. Как доходы, так и расходы этих подразделений заметно отличаются по своей структуре от расходов и доходов федерального правительства.

Финансы штатов. В расходах штатов преобладают затраты на образование, на экономику - в основном электро-, газо-, водоснабжение и транспорт, на здравоохранение (табл. 7). На штаты возложена также значительная часть расходов по социальному обеспечению и страхованию. Через финансы штатов осуществляется большая часть мероприятий но охране окружающей среды.

Доходная часть бюджетов штатов на 60 % формируется за счет субсидий федерального правительства, что свидетельствует о высоком уровне финансовой централизации в Австралии (для Франции и США аналогичный показатель равен 20 %, для Японии - 42, для Англии - 52 %). Остальная часть доходов почти исключительно состоит из налогов, среди которых преобладают налог на заработную плату (отчисления в фонды социального страхования и обеспечения), сборы и лицензии за регистрацию и использование личного транспорта почтовые сборы, налоги на азартные игры. Правительства штатов активно используют финансы для привлечения новых инвестиций.

Таблица 7. Структура расходов и доходов

органов власти штатов*, %

1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г.

РАСХОДЫ

Содержание административно-управленческого аппарата

9,1

9,1

9,7

Образование 24,2 30,0 29,3
Здравоохранение 10,6 13,1 16,9
Жилищно-коммунальное хозяйство, защита окружающей среды 5,0 5,8 5,4

Экономика

В том числе:

27,2

20,3

20,1

сельское и лесное хозяйство 4,2 3,4
электро-, газо-, и водоснабжение 8,2 6,1
железнодорожный транспорт 2,5 1,7
автодорожный транспорт 7,4 5,6
Денежные выплаты населению по социальному страхованию и обеспечению, субсидии, ссуды 23,9 21,7 18,6
ИТОГО: 100 100 100

ДОХОДЫ

Налоговые поступления

В том числе:

26,4 32,6 31,6
налог на заработную плату 10,4
сборы на регистрацию автомашин 6,8 5,2
почтовые сборы 6,3 5,3
налоги на азартные игры 3,5 3,1
налоги на наследство и дарения 3,9 2,0
налоги на собственность 2,7 1,9
прочие налоги и сборы 3,2 3,7
Субсидии федерального правительства 58,4 60,3 60,9
Доходы от правительственных предприятий 9,8 2,4 2,8
Проценты за кредиты 5,4 4,8 4,7
ИТОГО: 100 100 100
* [  2  , с. 47].

Через специально организованные учреждения - департамент промышлен­ного развития и децентрализации Нового Южного Уэльса, департамент развития штата и децентрализации Виктории, департаменты промышленного развития Западной Австралии и Квинсленда - они предоставляют средне- и долгосрочные займы с низкими процентными ставками, дают гарантии банкам о платежеспособности клиентов, предоставляют налоговые скидки корпорациям, сокращают потребителям плату за воду, электроэнергию, транспорт, гарантируют покупку правительством штата в течение ряд всей продукции вновь созданного предприятия. Наибольшие льготы предоставляет правительство Западной Австралии. В Новом Южном Уэльсе и Виктории эта политика носит ярко выраженный региональный характер: льготы предоставляются только тем компаниям, которые осуществляют строительство за пределами промышленно развитых районов, таких, как Сидней, Мельбурн, Ньюкасл [ 2, с.50].

Финансы местных органов власти. На органы местного самоуправления Австралии возложены основном экономические функции: строительство и экс­плуатация объектов производственной инфраструктуры, в первую очередь автомобильных дорог, жилищно-коммунального хозяйства. На эти цели идет около 2/3 рас­ходов местных органов (табл. 8). Их доходная часть на 60 % формируется за счет налогов на недвижимость Ввиду ограниченной собственной финансовой базы местных органов власти важную роль играют субсидии штатов и федерального правительства.

Таблица 8. Структура расходов и доходов

местных органов власти*, %

1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г.

РАСХОДЫ

Управление

16,3

16,9

17,9

Образование 0,2 0,4 0,7
Здравоохранение 2,1 2,3 2,3
Социальное страхование и обеспечение 0,6 0,8 1,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 8,9 10,6 11,2
Культура 9,9 10,6 12,3
Экономика

50,1

45,0

42,0

Прочие расходы 11,9 13,4 11,3
ИТОГО: 100 100 100

ДОХОДЫ

Налоги

В том числе:

68,8 60,4 63,8
на землю 67,0 58,4 61,5
лицензии 1,8 2,0 2,3
Субсидии штатов и федеральных органов 14,9 12,3 13,9
Доходы от государственных предприятий 16,3 27,3 22,3
ИТОГО: 100 100 100
* [  2  , с. 48].

Финансы  государственных  предприятий. Государственная собственность, не получила в Австралии широкого распространения. Только в четырех отраслях - связи, воздушном и морское транспорте, торговле - их валовые доходы и издержки в 1976/77 г. превышали 100 млн. долл. (табл. 9). Од­нако данные о валовых издержках и прибылях государ­ственных предприятий не могут дать истинного пред­ставления об их значении в экономике пятого континен­та. Дело в том, что они почти все сосредоточены в низкоприбыльных инфраструктурных отраслях, без кото­рых не может функционировать народное хозяйство. Невысокие прибыли государственных предприятий объ­ясняются также политикой государства, которое отпус­кает монополиям продукцию по заниженным ценам, а покупает по завышенным. Исключительно высока роль государственных предприятий в капиталовложениях. На их долю в 70-х годах приходилось примерно 1/6 ва­ловых, или половина всех государственных инвестиций.

Таблица 9. Доходы, расходы и валовая прибыль

государственных предприятий в 1976/77 г.*, млн.долл.

ОТРАСЛЬ Валовые доходы Издержки производства Валовая прибыль
Обрабатывающая промышленность

55

53

2

Электроэнергетика 96 48 48
Водоснабжение и мелиорация 10 6 4

Транспорт и связь

В том числе:

3 549 2 599 950
воздушный транспорт 809 723 86
железнодорожный транспорт 123 170 -47
морской транспорт 283 231 52
городской транспорт 17 19 -2
связь 2 317 1 456 861
Торговля 147 161 -14
Прочие 70 114 -44
ИТОГО: 3 928 2 935 993

 * [  2  , с. 49].

** Без учета амортизации и процентов по ссудам

Государственный долг

С момента своего возникновения государственные займы и государственный долг были характерными чертами экономического развития австралийских колоний в XIX в. и федерации в XX в. Займы, полученные в Великобритании, служили основным средством финансирования всех социально-экономических мероприятий, осуществляемых правительствами колоний. В XX в. в связи с интенсивным развитием австралийского хозяйства все большее значение стали приобретать внутренние источ­ники финансирования, в первую очередь налоги и доходы от государственных предприятий. Перед второй мировой войной займы покрывали только 12 % государственных расходов, но тем не менее общая величина займов пос­тоянно увеличивалась.

Резкий рост задолженности произошел в годы второй мировой войны, когда займы покрывали около половины расходов бюджета. После окончания войны и до начала 60-х годов темпы роста государственной задолженности оставались умеренными в связи с тем, что в целом устой­чивое развитие австралийской экономики не требовало государственных «вливаний», поэтому федеральный бюд­жет в эти годы сводился без дефицита. Рост государст­венного долга происходил за счет займов штатов и местных органов власти.

Новый скачок задолженности был отмечен в середи­не 60-х годов в связи с ростом военных расходов, а за­тем в середине 70-х годов, когда лейбористы предприня­ли ряд мер в области социальной политики, и начались соответствующие структурные изменения в системе госу­дарственных финансов (табл. 10).

Таблица 10. Динамика государственного

долга Австралии*, млн.долл.

1950/51 г. 1960/61 г. 1970/71 г. 1974/75 г. 1978/79 г.

Общий долг федерального правительства и правительств штатов

В том числе:

5 803 7 280 10 790 14 718 28 081
в австралийской валюте 4 736 5 876 9 245 13 536 24 081
в иностранной валюте 1 067 1 413 1 545 1 182 4 000**
Задолженность местных органов власти и государственных предприятий 716 2 347 5 260 7 800** 9 000**
Общий государственный долг (за вычетом взаимной задолженности государственных органов) 5 741 8 061 13 350 18 666 33 892
Доля государственного долга в ВВП, % 84,8 55,6 37,3 33,0 31,3

 * [  2  , с. 51].

** Приблизительные данные

По уровню задолженности (доля государственного долга в ВВП и национальном доходе), равной примерно 30 - 40 %, Австралия стоит в ряду основных государств-должников. Для США соответствующий показатель составляет 40 %, Италии - 50, Англии - 65 % [ 2, с.52].

Все три административных подразделения (федерального правительство, правительства штатов и местные органы власти) имеют право самостоятельно заниматься эмиссионными операциями. Однако в Австралии практи­куется выпуск ценных бумаг федеральным правительством для покрытия дефицита бюджетов штатов, которые мобилизуют таким образом до 3/4 заемных средств. Поэтому, когда говорят о выпуске ценных бумаг феде­ральным правительством или о ценных бумагах, не оп­лаченных федеральным правительством, имеют в виду выпуск, предназначенный для покрытия дефицита не только федерального бюджета, но и в значительной степени бюджетов штатов.

Основными видами ценных бумаг, выпускаемых федеральным правительством, являются именные облига­ции (inscribed stock), не обращающиеся на рынке, каз­начейские билеты и векселя (treasury bills and notes), предназначенные для покрытия краткосрочных, напри­мер сезонных, потребностей бюджета, и специальные облигации (special bonds), которые выпускаются обычно в связи с расходами, имеющими целевой характер. Все выпуски с точки зрения валюты погашения и места размещения делятся на два вида: выпускаемые в австралийской и иностранной валюте. Доля займов, размещаемых за границей, равна 7 - 10 % от общей суммы эмиссии, т. е. подавляющую часть средств государство мобилизует на внутреннем рынке. В 70-е годы государственные заграничные займы размещались в основном в США, ФРГ и Великобритании, причем доля последней обшей сумме государственных займов неуклонно сни­жается.

Основными держателями государственного долга Австралии являются государственные компании, Резервный Банк, коммерческие банки и компании по страхованию жизни. В 70-е годы в структуре государствен­ного долга произошли заметные изменения. Понизилась доля государственных учреждений и увеличилась доля коммерческих банков. Во второй половине 70-х годов уменьшилось значение институтов кредитной системы как основного места размещения государственного дол­га, а также усилившийся спрос на ссудный капитал со сторо­ны капиталистических предприятий.

Государственные финансы выполняют жизненно важ­ные для современного государства функции, без которых его существование немыслимо.

Список использованной литературы

Монографии и учебники

1. Налоги зарубежных стран: уч. пособие. -М., 1996. - 436 с.

2. Рубцов Б.Б. Финансы, денежное обращение и кредит Австралии. -М.: Наука, 1981. -214 с.

Периодическая литература

1. Амиров В.Б. Экономика Австралии в середине 90-х гг. // МЭиМО. - М., 1997. - №4. - с. 114-119.

2. Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах. // Налоговый вестник. - М., 1998. - №9. - с. 5-8.

Интернет

использованы книги и статьи, изданные в Австралии, периодические издания, отчеты и выступления государ­ственных деятелей. Источниковой базой послужили дан­ные официальной статистики Австралии и ООН, публи­кации центрального банка страны и министерства фи­нансов, а также отчеты частных коммерческих банков, фондовых бирж и прочих учреждений.

Книга не претендует на детальное и всеохватываю­щее освещение проблемы. Автор стремился дать общую характеристику системы государственных финансов, де­нежного обращения и кредита Австралийского Союза, а также показать главные особенности формирования и развития этой системы на современном этапе общего кризиса капитализма.

и политике Англии. М., 1963; В. Н. Шенаев. Байки и кредит в системе финансового капитала ФРГ. М., 1967. Назовем также се­рию «Финансовые и денежно-кредитные системы капиталистических стран» под редакцией Л. Н. Красавиной и В. Н. Шенаева, включаю­щую книги по семи крупнейшим государствам - США, Японии. ФРГ, Франции, Англии, Италии и Канаде.


[1] Особенно значительным это повышение было в годы второй мировой войны. После её окончания ставки понизились, но всё равно остались выше предвоенного уровня. Быстрое развитие австралийской экономики в послевоенный период, а также относительно стабильный рост доходов населения в 50 - 60-е годы обеспечили неуклонное увеличение объема этих поступлений.

[2] До второй мировой войны самым важным источником доходов Федерального правительства были таможенные пошлины и акцизы. В 1938/39 г. они составляли 2/3 доходов бюджета.

[3] Аналогичная ставка в Англии составляла 52 % (для мелких предприятий 42 %), ФРГ и Франции - 50, Голландии - 48, Дании - 37, Италии - 25 % [253, октябрь 1978, с. 44].

 [ИВ1]


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.