В век научно-технической революции исключительно важное
значение для развития всех отраслей экономию приобретает наука. В Австралии
доля ВВП, расходуемого на исследования и научные разработки, во второй половине
70-х годов равнялась 1,3 % (в США - 2,2 % в Великобритании - 2,1, в ФРГ - 2, в
Японии и в Франции - 1,8 %) [ 2, с.36]. Такой относительно низкий показатель
для Австралии объясняется в первую очередь тем, что иностранные компании,
доминирующие во всех наукоемких отраслях, предпочитают импортировать
изобретения материнских компаний, а не проводит собственные исследования.
Из общей суммы расходов на исследования и научные
разработки на частные предприятия (главным o6pазом,
филиалы иностранных компаний) приходится 36 % на федеральное правительство - 31
%, университеты - 22 % и правительства штатов - 11 %. Если учесть, что
университеты осуществляют научную работу за счет правительственных субсидий, то
окажется, что доля государства в расходах на научно-исследовательские
опытно-конструкторские работы (НИОКР) в Австралии превышает аналогичный
показатель для других капиталистических стран (США - 55 %, Франция - 60 %, ФРГ
- 47 %, Италия - 46 %, Япония - 29 %) [ 2, с.37].
В годы правления лейбористов увеличились ассигнования
на жилищное и коммунальное строительство. В частности, бюджет 1973/74 г.,
названный австралийской прессой «бюджетом реформ», увеличивал их по сравнению
с предыдущим годом в 5,5 раза. Резко возросли расходы, связанные с развитием
отдаленных районов и охраной окружающей среды.
Отличительной чертой финансовой системы Австралии
является высокая доля в расходах федерального правительства субсидий и дотаций
штатам и местным органам власти (в отдельные годы - от 20 до 25 %).
Доходы федерального правительства.
Как уже отмечалось, через федеральные финансы
перераспределяется 4/5 доходов, мобилизуемых органами
государственной власти всех уровней. Доходы федерального бюджета на 92 - 96 %
формируются из налоговых поступлений, среди которых основными являются
подоходный налог с населения, налог на прибыли компаний, акцизы, налог с
продаж (табл. 6).
Таблица 6. Доходы
федерального бюджета Австралии*
1970/71
г.
1974/75
г.
1976/77
г.
1979/80
г.
млн. долл.
%
млн. долл.
%
млн. долл.
%
млн. долл.
%
Налоговые поступления
В том числе:
7 183
96,1
14 084
92,3
19 641
91,9
27 119
91,9
Подоходный налог
с населения
3 175
42,5
7 714
50,5
11 054
51,7
15 128
51,3
с компаний
1 427
19,1
2 447
16,0
2 921
13,7
3 400
11,5
Налог на недвижимость, наследство и дарения
—
—
80
0,5
88
0,4
—
—
Акцизы
1 054
14,1
1 729
11,3
2 486
11,6
4 771
16,2
Налог с продаж
633
8,5
1 154
7,6
1 650
7,7
1 900
6,4
Таможенные пошлины
466
6,2
841
5,5
1 274
6,0
1 664
5,6
Прочие налоги
428
5,7
119
0,8
169
0,8
256
0,9
Проценты, рента, дивиденды
293
3,9
1 174
7,7
1 626
7,6
Чистые поступления от государственных предприятий
—
—
12
0,07
85
0,4
2 380
8,1
Доход от продажи земли и строений
—
—
18
0,1
30
0,1
ИТОГО:
7 475
100,0
15 265
100,0
21 382
100,0
29 499
100,0
* [ 2 , с. 38].
Подоходный налог в Австралии, как и в других капиталистических
странах, играет решающую роль в бюджетных поступлениях[2]. Впервые подоходное обложение было введено еще в колониях
в последней четверти XIX в. Федеральное правительство ввело федеральный
подоходный налог в 1915 г., воспользовавшись военным временем.
Сумма поступлений подоходного налога с населения
постоянно растет, а удельный вес в бюджете неуклонно повышается. Если в 1965/66
г. доля подоходного налога с населения в общей сумме доходов федеральных органов
составляла 39,2%, то в 1975/76 г. она увеличилась до 53%.
Подоходный налог с населения в Австралии взимается
двумя способами: «у источника» (в этом случае налог вычитается из заработной
платы рабочих и служащих бухгалтерией частного или государственного предприятия
и перечисляется финансовым органам), по налоговой декларации (этим способом
пользуются при обложении налогом доходов лиц свободных профессий - художников,
писателей, деятелей театра и кино, врачей).
Размер подоходного налога в Австралии определяется
следующим образом. Из валовой суммы доходов, по лученных физическим лицом в
течение года, делаются вычеты сумм, не подлежащих обложению (некоторые виды пенсий
и пособий), а также специальные льготные вычеты (проценты по некоторым видам
потребительских ссуд, скидки на содержание иждивенцев, сомнительные долги и
т.п.). К облагаемому доходу, определенном этим путем, применяются следующие
ставки (1978/79 г.) [ 2, с.40]:
Облагаемый доход,
долл.
Ставки налога
3 893 -16 608
33,5 цента с каждого
доллара свыше 3 893
16 608 - 33 216
4 260 долл. + 47,5 цента
с каждого доллара свыше 16 608
33 216 и выше
12 142 долл. + 61,5 цента
с каждого доллара свыше 33 216
Необлагаемый минимум в 1978/79 г. составлял 3 893
долл. На практике сумма налога вычитается бухгалтерией предприятия при выплате
заработной плат: т.е. несколько раз в месяц, и устанавливается в процентах от
общей суммы заработка. В конце финансового года производится окончательный
перерасчет. Если сумма текущих отчислений подоходного налога превышает сумму,
определенную с помощью перечисленных выше ставок, разница возвращается
налогоплательщику. Предприниматель выдает квитанцию, удостоверяющую уплату
налога за год.
На протяжении 50 - 60-х годов система взимания
подоходного налога с населения в Австралии не претерпела каких-либо
существенных модификаций, которые бы свидетельствовали о ее коренном изменении.
Все основные положения, касающиеся налогообложения, - объект обложения,
субъект обложения, формы и виды скидок, нормы, регламентирующие взимание
налогов отдельными административными единицами, даже налоговая ставка -
оставались прежними.
Вторым по значению источником поступлений федеральных
органов является налог на прибыли компаний (подоходный налог с компаний).
Ставка этого налога зависит от юридического статуса компании (частная или
акционерная, резидент или нерезидент, коммерческая или некоммерческая). Но, как
правило, особо больших, различий между размерами ставок нет.
С начала 60-х и до середины 70-х годов налоговая
ставка для акционерных компаний в среднем составляла от 35 до 47,5 % (в конце
70-х годов - 46 %) облагаемого дохода свыше 10 тыс. долл. (Облагаемый доход
определяется как валовая прибыль компании за вычетом издержек производства.)
На первые 10 тыс. долл. облагаемого дохода ставка обычно на 5 - 10 пунктов
ниже[3].
Хотя абсолютные суммы этого налога неуклонно растут,
что отражает рост прибылей предприятий, их доля в доходах бюджета понижается, а
темпы роста уступают темпам роста подоходного налога с населения.
Третьим и четвертым по значению источником поступлений
федеральных органов являются косвенные налоги - акцизы и налог с продаж. Акцизы
- одни из старейших налогов Австралии. Впервые они были введены еще в 1825 г.
Это налог, взимаемый с покупателей товаров широкого пользования в виде надбавки
к цене. Более 90 % поступлений от акцизного обложения приходится на три группы
изделий: автомобильное топливо, табачные изделия, пиво и алкогольные напитки.
Налог с продаж взимается таким же способом почти со всех товаров. Наиболее
распространенная ставка - 15 % к цене товара, она дает более половины
поступлений налога с продаж. Ставка аналогичного налога в странах ЕЭС, кроме
Франции, например, составляла 7,5 %, а во Франции - 20 % [ 2, с.45].
Во второй половине 70-х годов увеличение доходов
федерального бюджета Австралии происходило главным образом за счет роста
поступлений от акцизов. В 1978/79 г. при общем росте налоговых поступлений в 2
400 млн. долл., 1 100 млн. долл. дало акцизное обложение.
Исторически первым источником доходов правительственных
органов Австралии являлись таможенные пошлины. Установленные в 1800 г. на
импортные алкогольные напитки и предметы роскоши, они на протяжении XIX в.
оставались одним из основных источников доходов во всех колониях, будь то
фритредерский Новый Южный Уэльс или протекционистская Виктория.
В XX в. их фискальное значение постоянно снижается,
однако и поныне доля пошлин в доходах бюджета Австралии выше, чем в бюджетах
основных промышленно развитых капиталистических государств, что объясняется
наличием в Австралийском Союзе относительно высоких таможенных барьеров. По
подсчетам Международного Валютного Фонда (МВФ), в конце 70-х годов средний
уровень тарифов в группе 16 ведущих промышленно развитых стран на готовые
изделия составил 9,8 %, на полуфабрикаты - 8 и на сырье и материалы - 2 %. Для
Австралии соответственно - 21 %, 11,1 %, 0,9 % [ 2, с.46].
В целом же можно отметить, что таможенные пошлины хотя
и потеряли свое фискальное значение, но сохранили значение защиты национальной
промышленности Австралии.
Группа «другие налоги» содержит около
десятка различных налогов и сборов, включающих налоги на проценты и дивиденды,
налог на недвижимость, переходящую по наследству, налог на дарения, почтовые
сборы, налог на сельскохозяйственную продукцию, налог на заработную плату,
отчисления в фонды специального страхования для выплаты пособий на детей и
некоторые другие.
Финансы штатов, местных органов власти и
государственных предприятий.
В силу особенностей исторического развития Австралии
финансовая система штатов и местных органов власти в Австралии так же, как в
США и Канаде, сложилась раньше, чем финансы центральных органов власти. Как
доходы, так и расходы этих подразделений заметно отличаются по своей структуре
от расходов и доходов федерального правительства.
Финансы штатов.
В расходах штатов преобладают затраты на образование, на экономику - в основном
электро-, газо-, водоснабжение и транспорт, на здравоохранение (табл. 7). На
штаты возложена также значительная часть расходов по социальному обеспечению и
страхованию. Через финансы штатов осуществляется большая часть мероприятий но
охране окружающей среды.
Доходная часть бюджетов штатов на 60 % формируется за
счет субсидий федерального правительства, что свидетельствует о высоком уровне
финансовой централизации в Австралии (для Франции и США аналогичный показатель
равен 20 %, для Японии - 42, для Англии - 52 %). Остальная часть доходов почти
исключительно состоит из налогов, среди которых преобладают налог на заработную
плату (отчисления в фонды социального страхования и обеспечения), сборы и
лицензии за регистрацию и использование личного транспорта почтовые сборы,
налоги на азартные игры. Правительства штатов активно используют финансы для
привлечения новых инвестиций.
Таблица 7. Структура
расходов и доходов
органов власти штатов*, %
1970/71 г.
1974/75
г.
1976/77
г.
РАСХОДЫ
Содержание административно-управленческого аппарата
9,1
9,1
9,7
Образование
24,2
30,0
29,3
Здравоохранение
10,6
13,1
16,9
Жилищно-коммунальное хозяйство, защита окружающей
среды
5,0
5,8
5,4
Экономика
В том числе:
27,2
20,3
20,1
сельское и лесное хозяйство
4,2
—
3,4
электро-, газо-, и водоснабжение
8,2
—
6,1
железнодорожный транспорт
2,5
—
1,7
автодорожный транспорт
7,4
—
5,6
Денежные выплаты населению по социальному
страхованию и обеспечению, субсидии, ссуды
23,9
21,7
18,6
ИТОГО:
100
100
100
ДОХОДЫ
Налоговые поступления
В том числе:
26,4
32,6
31,6
налог на заработную плату
—
—
10,4
сборы на регистрацию автомашин
6,8
—
5,2
почтовые сборы
6,3
—
5,3
налоги на азартные игры
3,5
—
3,1
налоги на наследство и дарения
3,9
—
2,0
налоги на собственность
2,7
—
1,9
прочие налоги и сборы
3,2
—
3,7
Субсидии федерального правительства
58,4
60,3
60,9
Доходы от правительственных предприятий
9,8
2,4
2,8
Проценты за кредиты
5,4
4,8
4,7
ИТОГО:
100
100
100
* [ 2 , с. 47].
Через специально организованные учреждения -
департамент промышленного развития и децентрализации Нового Южного Уэльса,
департамент развития штата и децентрализации Виктории, департаменты
промышленного развития Западной Австралии и Квинсленда - они предоставляют
средне- и долгосрочные займы с низкими процентными ставками, дают гарантии
банкам о платежеспособности клиентов, предоставляют налоговые скидки
корпорациям, сокращают потребителям плату за воду, электроэнергию, транспорт,
гарантируют покупку правительством штата в течение ряд всей продукции вновь
созданного предприятия. Наибольшие льготы предоставляет правительство Западной
Австралии. В Новом Южном Уэльсе и Виктории эта политика носит ярко выраженный
региональный характер: льготы предоставляются только тем компаниям, которые
осуществляют строительство за пределами промышленно развитых районов, таких,
как Сидней, Мельбурн, Ньюкасл [ 2, с.50].
Финансы местных органов власти. На органы местного самоуправления Австралии возложены
основном экономические функции: строительство и эксплуатация объектов
производственной инфраструктуры, в первую очередь автомобильных дорог,
жилищно-коммунального хозяйства. На эти цели идет около 2/3 расходов местных органов (табл. 8). Их доходная
часть на 60 % формируется за счет налогов на недвижимость Ввиду ограниченной
собственной финансовой базы местных органов власти важную роль играют субсидии
штатов и федерального правительства.
Таблица 8. Структура
расходов и доходов
местных органов власти*, %
1970/71 г.
1974/75
г.
1976/77
г.
РАСХОДЫ
Управление
16,3
16,9
17,9
Образование
0,2
0,4
0,7
Здравоохранение
2,1
2,3
2,3
Социальное страхование и обеспечение
0,6
0,8
1,3
Жилищно-коммунальное хозяйство
8,9
10,6
11,2
Культура
9,9
10,6
12,3
Экономика
50,1
45,0
42,0
Прочие расходы
11,9
13,4
11,3
ИТОГО:
100
100
100
ДОХОДЫ
Налоги
В том числе:
68,8
60,4
63,8
на землю
67,0
58,4
61,5
лицензии
1,8
2,0
2,3
Субсидии штатов и федеральных органов
14,9
12,3
13,9
Доходы от государственных предприятий
16,3
27,3
22,3
ИТОГО:
100
100
100
* [ 2 , с. 48].
Финансы государственных предприятий. Государственная собственность, не получила в
Австралии широкого распространения. Только в четырех отраслях - связи,
воздушном и морское транспорте, торговле - их валовые доходы и издержки в
1976/77 г. превышали 100 млн. долл. (табл. 9). Однако данные о валовых
издержках и прибылях государственных предприятий не могут дать истинного представления
об их значении в экономике пятого континента. Дело в том, что они почти все
сосредоточены в низкоприбыльных инфраструктурных отраслях, без которых не
может функционировать народное хозяйство. Невысокие прибыли государственных
предприятий объясняются также политикой государства, которое отпускает
монополиям продукцию по заниженным ценам, а покупает по завышенным.
Исключительно высока роль государственных предприятий в капиталовложениях. На
их долю в 70-х годах приходилось примерно 1/6 валовых,
или половина всех государственных инвестиций.
Таблица 9. Доходы, расходы
и валовая прибыль
государственных предприятий
в 1976/77 г.*, млн.долл.
ОТРАСЛЬ
Валовые доходы
Издержки производства
Валовая прибыль
Обрабатывающая промышленность
55
53
2
Электроэнергетика
96
48
48
Водоснабжение и мелиорация
10
6
4
Транспорт и связь
В том числе:
3 549
2 599
950
воздушный транспорт
809
723
86
железнодорожный транспорт
123
170
-47
морской транспорт
283
231
52
городской транспорт
17
19
-2
связь
2 317
1 456
861
Торговля
147
161
-14
Прочие
70
114
-44
ИТОГО:
3 928
2 935
993
* [ 2 , с. 49].
** Без учета амортизации и процентов по ссудам
Государственный долг
С момента своего возникновения государственные займы и
государственный долг были характерными чертами экономического развития
австралийских колоний в XIX в. и федерации в XX в. Займы, полученные в
Великобритании, служили основным средством финансирования всех
социально-экономических мероприятий, осуществляемых правительствами колоний. В
XX в. в связи с интенсивным развитием австралийского хозяйства все большее значение стали приобретать
внутренние источники финансирования, в первую очередь налоги и доходы от
государственных предприятий. Перед второй мировой войной займы покрывали только
12 % государственных расходов, но тем не менее общая величина займов постоянно
увеличивалась.
Резкий рост задолженности произошел в годы второй
мировой войны, когда займы покрывали около половины расходов бюджета. После
окончания войны и до начала 60-х годов темпы роста государственной
задолженности оставались умеренными в связи с тем, что в целом устойчивое
развитие австралийской экономики не требовало государственных «вливаний»,
поэтому федеральный бюджет в эти годы сводился без дефицита. Рост государственного
долга происходил за счет займов штатов и местных органов власти.
Новый скачок задолженности был отмечен в середине
60-х годов в связи с ростом военных расходов, а затем в середине 70-х годов,
когда лейбористы предприняли ряд мер в области социальной политики, и начались
соответствующие структурные изменения в системе государственных финансов
(табл. 10).
Таблица 10. Динамика
государственного
долга Австралии*, млн.долл.
1950/51
г.
1960/61
г.
1970/71
г.
1974/75
г.
1978/79
г.
Общий долг федерального правительства и правительств
штатов
В том числе:
5 803
7 280
10 790
14 718
28 081
в австралийской валюте
4 736
5 876
9 245
13 536
24 081
в иностранной валюте
1 067
1 413
1 545
1 182
4 000**
Задолженность местных органов власти и
государственных предприятий
716
2 347
5 260
7 800**
9 000**
Общий государственный долг (за вычетом взаимной
задолженности государственных органов)
5 741
8 061
13 350
18 666
33 892
Доля государственного долга в ВВП, %
84,8
55,6
37,3
33,0
31,3
* [ 2 , с. 51].
** Приблизительные данные
По уровню задолженности (доля государственного долга в
ВВП и национальном доходе), равной примерно 30 - 40 %, Австралия стоит в ряду
основных государств-должников. Для США соответствующий показатель составляет 40
%, Италии - 50, Англии - 65 % [ 2, с.52].
Все три административных подразделения (федерального
правительство, правительства штатов и местные органы власти) имеют право
самостоятельно заниматься эмиссионными операциями. Однако в Австралии практикуется
выпуск ценных бумаг федеральным правительством для покрытия дефицита бюджетов
штатов, которые мобилизуют таким образом до 3/4 заемных
средств. Поэтому, когда говорят о выпуске ценных бумаг федеральным
правительством или о ценных бумагах, не оплаченных федеральным правительством,
имеют в виду выпуск, предназначенный для покрытия дефицита не только
федерального бюджета, но и в значительной степени бюджетов штатов.
Основными видами ценных бумаг, выпускаемых федеральным
правительством, являются именные облигации (inscribed stock), не обращающиеся на рынке, казначейские билеты и
векселя (treasury bills and notes), предназначенные для покрытия краткосрочных, например
сезонных, потребностей бюджета, и специальные облигации (special bonds), которые выпускаются обычно в связи с расходами,
имеющими целевой характер. Все выпуски с точки зрения валюты погашения и места
размещения делятся на два вида: выпускаемые в австралийской и иностранной
валюте. Доля займов, размещаемых за границей, равна 7 - 10 % от общей суммы
эмиссии, т. е. подавляющую часть средств государство мобилизует на внутреннем
рынке. В 70-е годы государственные заграничные займы размещались в основном в
США, ФРГ и Великобритании, причем доля последней обшей сумме государственных
займов неуклонно снижается.
Основными держателями государственного долга Австралии
являются государственные компании, Резервный Банк, коммерческие банки и
компании по страхованию жизни. В 70-е годы в структуре государственного долга
произошли заметные изменения. Понизилась доля государственных учреждений и
увеличилась доля коммерческих банков. Во второй половине 70-х годов уменьшилось
значение институтов кредитной системы как основного места размещения
государственного долга, а также усилившийся спрос на ссудный капитал со стороны
капиталистических предприятий.
Государственные финансы выполняют жизненно важные для
современного государства функции, без которых его существование немыслимо.
Список использованной
литературы
Монографии
и учебники
1. Налоги зарубежных стран: уч. пособие. -М.,
1996. - 436 с.
2. Рубцов Б.Б. Финансы, денежное обращение и
кредит Австралии. -М.: Наука, 1981. -214 с.
Периодическая
литература
1. Амиров В.Б. Экономика Австралии в
середине 90-х гг. // МЭиМО. - М., 1997. - №4. - с. 114-119.
2. Князев В.Г. Тенденции развития налоговых
систем в зарубежных странах. // Налоговый вестник. - М., 1998. - №9. - с. 5-8.
Интернет
использованы книги и статьи, изданные в Австралии,
периодические издания, отчеты и выступления государственных деятелей.
Источниковой базой послужили данные официальной статистики Австралии и ООН,
публикации центрального банка страны и министерства финансов, а также отчеты
частных коммерческих банков, фондовых бирж и прочих учреждений.
Книга не претендует на детальное и всеохватывающее
освещение проблемы. Автор стремился дать общую характеристику системы
государственных финансов, денежного обращения и кредита Австралийского Союза,
а также показать главные особенности формирования и развития этой системы на
современном этапе общего кризиса капитализма.
и политике Англии. М., 1963; В. Н. Шенаев. Байки и
кредит в системе финансового капитала ФРГ. М., 1967. Назовем также серию
«Финансовые и денежно-кредитные системы капиталистических стран» под редакцией
Л. Н. Красавиной и В. Н. Шенаева, включающую книги по семи крупнейшим
государствам - США, Японии. ФРГ, Франции, Англии, Италии и Канаде.
[1]
Особенно значительным это повышение было в годы второй мировой войны. После её
окончания ставки понизились, но всё равно остались выше предвоенного уровня.
Быстрое развитие австралийской экономики в послевоенный период, а также
относительно стабильный рост доходов населения в 50 - 60-е годы обеспечили
неуклонное увеличение объема этих поступлений.
[2]
До второй мировой войны самым важным источником доходов Федерального
правительства были таможенные пошлины и акцизы. В 1938/39 г. они составляли 2/3
доходов бюджета.
[3]
Аналогичная ставка в Англии составляла 52 % (для мелких предприятий 42 %), ФРГ
и Франции - 50, Голландии - 48, Дании - 37, Италии - 25 % [253, октябрь 1978,
с. 44].