рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Финансовая система Австралии

Финансовая база Австралийского государства обра­зуется за счет налогов, доходов от государственных предприятий и займов. Основным источником поступле­ний государственных органов являются налоги. На про­тяжении всего послевоенного периода на них приходи­лось примерно 80 % доходов против 70 % перед второй мировой войной. Доля ВВП, перераспределяемая с по­мощью налогов, увеличилась в 2 раза - с 15 до 30 %. В Голландии аналогичный показатель составлял 51 %, Швеции - 49, ФРГ - 43, Франции - 41, Великобрита­нии - 41, Новой Зеландии - 30 % [ 2, с.27].

Рост доли налоговых поступлений происходил преж­де всего за счет уменьшения относительного объема доходов государственных предприятий как в сумме доходов всех органов власти, так и в ВВП (см. табл. 3).

Таблица 3. Структура доходов государственных

органов Австралии*, %

1938/39 г. 1943/44 г. 1950/51 г. 1960/61 г. 1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г.
Налоги 69,6 (15,2)** 47,9 (23,4) 86,9 (23,9) 81,2 (22,4) 81,3 (26,1) 77,9 (29,9) 78,2 (30,0)
Доходы от государственных предприятий (включая проценты за кредиты) 18,6 (4,1) 9,6 (4,7) 5,2 (1,4) 12,9 (3,6) 9,1 (2,9) 4,6 (1,8) 6,2 (2,4)
Займы и прочие виды доходов 11,8 (2,6) 42,5 (20,7) 7,9 (2,2) 5,9 (1,6) 9,6 (3,1) 17,5 (6,7) 15,6 (4,8)

 * [  2  , с. 25].

** Первая цифра - доля в доходах, вторая (в скобках) - доля в ВВП.

 

В послевоенный период в структуре налоговых пос­туплений произошли заметные изменения (табл. 4). Прежде всего изменилось соотношение между прямыми и косвенными налогами в пользу первых, что объясняется повышением ставки налогов с населения[ИВ1] [1] и некоторым снижением таможенных барьеров в связи с послевоенной либерализацией торговли между развитыми капиталистическими странами и укреплением национальной промышленности Австралии. Такие виды косвенных налогов, как акцизы и налог с продаж, сохранили неизменным свое фискальное значение.

Таблица 4. Структура налоговых поступлений

государственных органов Австралии*, %

1938/39 г. 1943/44 г. 1950/51 г. 1960/61 г. 1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г.

Прямые налоги

В том числе:

34,5

56,7

54,2

49,2

59,2

58,9

57,6

Подоходный налог
с населения 18,3 39,0 37,4 30,0 40,0 43,6 44,5
с компаний 11,3 15,1 14,1 16,0 16,6 13,7 11,7
Налоги на наследство и дарения 4,9 2,6 2,7 3,2 2,6 1,6 1,4

Косвенные налоги

В том числе:

65,5

43,3

45,8

50,8

40,8

41,1

42,4

Таможенные пошлины 21,8 6,0 10,9 5,5 5,4 4,7 5,1
Акцизы 11,3 13,6 10,6 16,0 12,3 9,8 10,0
Налог с продаж 6,3 8,2 7,9 9,8 7,4 6,5 6,6
Налог на заработную плату 3,2 3,7 3,6 2,9 5,7 5,5
Налог на собственность 12,7 6,5 4,6 7,0 5,8 4,9 5,2
Прочие косвенные налоги 13,4 5,8 8,1 8,9 7,0 9,5 10,2
* [  2  , с. 26].

 

Структура государственных финансов Австралии

Организационное построение государственных финансов Австралии, соответствующее структуре управления которая имеет три звена, следующее: финансы федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. В свою очередь финансовая систем каждого звена состоит из бюджета и финансов государственных предприятий, принадлежащих администрации соответствующего уровня или контролируемых ею.

Ниже приводятся цифры, свидетельствующие о возрастающем значении централизованных финансов в Австралии (%) [ 2, с.28]:

1938/39 г. 1950/51 г. 1960/61 г. 1970/71 г. 1976/77 г.
Доля федерального правительства  в государственных доходах 45,6 85,9 77,2 78,2 78,9
Доля федерального правительства в государственных рас­ходах 32,3 53,7 46,9 47,5 48,3

Если в 30-е годы главную роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода играли финансы штатов и местных органов власти, то начиная со второй мировой войны это соотно­шение изменилось в пользу центральных органов, при­чем оно сохранялось без особых изменений до 70-х го­дов. Доля федерального правительства в общей сум­ме доходов правительственных органов составляет в среднем около 80 %, а в расходах - 50 %, что соответ­ствует степени финансовой централизации во многих развитых капиталистических странах и даже превыша­ет ее.

В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перерас­пределяемых государством, проходит через бюджета федерального правительства, правительств штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые ресурсы, проходящие через государственные предприятия, отно­сительно невелики.

Австралийская статистика публикует сведения по бюджетам, а также по доходам и расходам правитель­ственных органов. В этих материалах находят отраже­ние не только бюджетные операции, но и результаты финансовой деятельности государственных предприятий, Суммарные различия этих показателей не превышают 3 - 5 %. Поэтому представляется целесообразным в ряде случаев, когда статистические материалы ограничены, вместо соответствующих показателей бюджета пользо­ваться данными аналогичных статей доходов и расходов федеральных органов и наоборот.

На финансы федеральных органов власти Австралии приходится около 80 % получаемых доходов и ими покрывается (за вычетом переводов дотаций штатам и местным органам власти) более 50 % всех расходов.

Расходы федерального правительства.

Расходы федерального правительства Австралии по­стоянно растут. За неполные 10 лет, с начала до конца 70-х годов, их объем в текущих ценах увеличился в 4 ра­за. За этот же период ВВП увеличился в 3 раза.

Важнейшей статьей расходов федерального правительства являются расходы на оборону и содержание административно-управленческого аппарата. В течение 70-х годов первые выросли в 2,7 раза, вторые - в 3,5 раза (табл. 5).

Таблица 5. Расходы федерального бюджета Австралии*

1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г. 1979/80 г.
млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. %
Оборона 1 081 13,9 1 628 9,1 2 182 9,0 2 887 9,1
Содержание административно-управленческого аппарата 620 8,0 1 294 7,3 1 614 6,7 2 137 6,7
Образование 299 3,8 1 672 9,4 2 228 9,2 2 570 8,1
Здравоохранение 560 7,2 1 284 7,2 2 544 10,5 3 165 10,0
Социальное страхование и обеспечение 1 380 17,8 3 703 20,8 6 361 26,4 8 925 28,2
Жилищное, региональное строительство, охрана окружающей среды 215 2,8 1 081 6,1 800 3,3 454 1,4
Культура 89 1,1 237 1,3 256 1,0 319 1,0
Экономика, включая коммунальное хозяйство 1 403 18,1 2 346 13,2 1 602 6,6 1 931 6,1

Прочие платежи, не прошедшие по вышеперечисленным статьям

В том числе:

2 126 27,3 4 588 25,8 6 535 27,1 9 304 29,4
штатам и местным органам власти 3 701 20,8 5 123 21,2
проценты по долгам 887 5,0 1 412 5,9
ИТОГО: 7 772 100,0 17 831 100,0 24 121 100,0 31 692 100,0
* [  2  , с.31].

Военные мероприятия являются исключительной прерогативой федерального правительства. В 1980/81 г. из общей суммы прямых военных расходов в 3 277 млн. долл. примерно 10 % приходилось на капитальные вложения и 90 % - на текущие затраты (основным элементом последних является денежное довольствие). Доля прямых военных расходов в ВВП в Австралии в середине 70-х годов составила 2,7 %, а США - 6,4, Англии - 5,8, ФРГ - 4,1, Франции - 3,8, Италии - 3,0 %.

Вторую важную группу расходов федерального бюд­жета составляют расходы на социальное обеспечение и страхование. В 70-х годах эти расходы выросли в 6,5 ра­за. Основными статьями в дан­ной группе являются пенсии по старости или инвалид­ности, пособия по безработице и болезням, пособия на детей и т.п.

В годы правления лейбористского правительства значительно возросли затраты федерального бюджета н образование и здравоохранение. Лишь за первое пятилетие 70-х годов доля статьи «образование» в общей сумм расходов увеличилась с 3,8 % до 9,4 %.

Что касается расходов на здравоохранение, то их внезапный рост (более чем в 2 раза) за один 1975/76 г. объясняется введением лейбористами системы государ­ственного медицинского страхования «Медибэнк». С са­мого начала она в значительной степени осуществлялась за счет страховых взносов самих трудящихся.

Важной статьей расходов федерального бюджета ос­тается экономика, хотя доля этой статьи неуклонно сни­жается. Большая часть ассигнований направляется в две отрасли - сельское хозяйство и производственную ин­фраструктуру. Государство играет активную роль в сти­мулировании экспорта, в первую очередь продукции от­раслей обрабатывающей промышленности. В 1979/80 г. размер экспортных субсидий составил более 200 млн. долл.

Австралия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров сельскохозяйственной про­дукции. Страна занимает первое место по экспорту шерсти, третье - пшеницы. Издержки на производство сельскохозяйственной продукции Австралии одни из самых низких в мире. Тем не менее сельское хозяйство как важный сектор австралийской экономики требует постоянной финансовой поддержки государства.

Система оказания помощи сельскому хозяйству в Австралии включает полтора десятка различных прог­рамм прямого и косвенного субсидирования, стабилиза­ции цен, государственных закупок продукции фермеров по фиксированным ценам, предоставления займов. Госу­дарство берет на себя проведение научных исследований в области сельского хозяйства. В 70-х годах прямые пра­вительственные субсидии, поступающие в отрасль, сос­тавляли 250 - 320 млн. долл. в год.

Велика роль федеральных финансов в развитии про­изводственной инфраструктуры. В условиях Австралий­ского континента создание сети дорог национального значения, строительство ирригационных сооружений, объектов электроэнергетики (в частности, гидроэнерге­тический комплекс в Снежных горах) требуют колос­сальных капитальных вложений, которые зачастую не доступны частному капиталу, имеют длительный период окупаемости, также не стимулирующий частные инвестиции.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.