Финансовая база Австралийского государства образуется
за счет налогов, доходов от государственных предприятий и займов. Основным
источником поступлений государственных органов являются налоги. На протяжении
всего послевоенного периода на них приходилось примерно 80 % доходов против 70
% перед второй мировой войной. Доля ВВП, перераспределяемая с помощью налогов,
увеличилась в 2 раза - с 15 до 30 %. В Голландии аналогичный показатель
составлял 51 %, Швеции - 49, ФРГ - 43, Франции - 41, Великобритании - 41,
Новой Зеландии - 30 % [ 2, с.27].
Рост доли налоговых поступлений происходил прежде
всего за счет уменьшения относительного объема доходов государственных
предприятий как в сумме доходов всех органов власти, так и в ВВП (см. табл. 3).
Таблица 3. Структура
доходов государственных
органов Австралии*, %
1938/39 г.
1943/44
г.
1950/51
г.
1960/61
г.
1970/71
г.
1974/75
г.
1976/77
г.
Налоги
69,6 (15,2)**
47,9 (23,4)
86,9 (23,9)
81,2 (22,4)
81,3 (26,1)
77,9 (29,9)
78,2 (30,0)
Доходы от государственных предприятий (включая
проценты за кредиты)
18,6 (4,1)
9,6 (4,7)
5,2 (1,4)
12,9 (3,6)
9,1 (2,9)
4,6 (1,8)
6,2 (2,4)
Займы и прочие виды доходов
11,8 (2,6)
42,5 (20,7)
7,9 (2,2)
5,9 (1,6)
9,6 (3,1)
17,5 (6,7)
15,6 (4,8)
* [ 2 , с. 25].
** Первая цифра - доля в доходах, вторая (в скобках)
- доля в ВВП.
В послевоенный период в структуре налоговых поступлений
произошли заметные изменения (табл. 4). Прежде всего изменилось соотношение
между прямыми и косвенными налогами в пользу первых, что объясняется повышением
ставки налогов с населения[ИВ1][1]
и некоторым снижением таможенных барьеров в связи с послевоенной либерализацией
торговли между развитыми капиталистическими странами и укреплением национальной
промышленности Австралии. Такие виды косвенных налогов, как акцизы и налог с
продаж, сохранили неизменным свое фискальное значение.
Таблица 4. Структура
налоговых поступлений
государственных органов
Австралии*, %
1938/39 г.
1943/44
г.
1950/51
г.
1960/61
г.
1970/71
г.
1974/75
г.
1976/77
г.
Прямые налоги
В том числе:
34,5
56,7
54,2
49,2
59,2
58,9
57,6
Подоходный налог
с населения
18,3
39,0
37,4
30,0
40,0
43,6
44,5
с компаний
11,3
15,1
14,1
16,0
16,6
13,7
11,7
Налоги на наследство и дарения
4,9
2,6
2,7
3,2
2,6
1,6
1,4
Косвенные налоги
В том числе:
65,5
43,3
45,8
50,8
40,8
41,1
42,4
Таможенные пошлины
21,8
6,0
10,9
5,5
5,4
4,7
5,1
Акцизы
11,3
13,6
10,6
16,0
12,3
9,8
10,0
Налог с продаж
6,3
8,2
7,9
9,8
7,4
6,5
6,6
Налог на заработную плату
—
3,2
3,7
3,6
2,9
5,7
5,5
Налог на собственность
12,7
6,5
4,6
7,0
5,8
4,9
5,2
Прочие косвенные налоги
13,4
5,8
8,1
8,9
7,0
9,5
10,2
* [ 2 , с. 26].
Структура государственных финансов Австралии
Организационное построение государственных финансов
Австралии, соответствующее структуре управления которая имеет три звена,
следующее: финансы федерального правительства, правительств штатов и местных
органов власти. В свою очередь финансовая систем каждого звена состоит из
бюджета и финансов государственных предприятий, принадлежащих администрации
соответствующего уровня или контролируемых ею.
Ниже приводятся цифры, свидетельствующие о
возрастающем значении централизованных финансов в Австралии (%) [ 2, с.28]:
1938/39 г.
1950/51 г.
1960/61 г.
1970/71 г.
1976/77 г.
Доля федерального
правительства в государственных доходах
45,6
85,9
77,2
78,2
78,9
Доля федерального
правительства в государственных расходах
32,3
53,7
46,9
47,5
48,3
Если в 30-е годы главную роль в перераспределении
совокупного общественного продукта и национального дохода играли финансы штатов
и местных органов власти, то начиная со второй мировой войны это соотношение
изменилось в пользу центральных органов, причем оно сохранялось без особых
изменений до 70-х годов. Доля федерального правительства в общей сумме
доходов правительственных органов составляет в среднем около 80 %, а в расходах
- 50 %, что соответствует степени финансовой централизации во многих развитых
капиталистических странах и даже превышает ее.
В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перераспределяемых
государством, проходит через бюджета федерального правительства, правительств
штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во
Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые
ресурсы, проходящие через государственные предприятия, относительно невелики.
Австралийская статистика публикует сведения по
бюджетам, а также по доходам и расходам правительственных органов. В этих
материалах находят отражение не только бюджетные операции, но и результаты
финансовой деятельности государственных предприятий, Суммарные различия этих
показателей не превышают 3 - 5 %. Поэтому представляется целесообразным в ряде
случаев, когда статистические материалы ограничены, вместо соответствующих показателей
бюджета пользоваться данными аналогичных статей доходов и расходов федеральных
органов и наоборот.
На финансы федеральных органов власти Австралии
приходится около 80 % получаемых доходов и ими покрывается (за вычетом
переводов дотаций штатам и местным органам власти) более 50 % всех расходов.
Расходы федерального правительства.
Расходы федерального правительства Австралии постоянно
растут. За неполные 10 лет, с начала до конца 70-х годов, их объем в текущих
ценах увеличился в 4 раза. За этот же период ВВП увеличился в 3 раза.
Важнейшей статьей расходов федерального правительства
являются расходы на оборону и содержание административно-управленческого
аппарата. В течение 70-х годов первые выросли в 2,7 раза, вторые - в 3,5 раза
(табл. 5).
Таблица 5. Расходы
федерального бюджета Австралии*
1970/71
г.
1974/75
г.
1976/77
г.
1979/80
г.
млн. долл.
%
млн. долл.
%
млн. долл.
%
млн. долл.
%
Оборона
1 081
13,9
1 628
9,1
2 182
9,0
2 887
9,1
Содержание административно-управленческого аппарата
620
8,0
1 294
7,3
1 614
6,7
2 137
6,7
Образование
299
3,8
1 672
9,4
2 228
9,2
2 570
8,1
Здравоохранение
560
7,2
1 284
7,2
2 544
10,5
3 165
10,0
Социальное страхование и обеспечение
1 380
17,8
3 703
20,8
6 361
26,4
8 925
28,2
Жилищное, региональное строительство, охрана
окружающей среды
215
2,8
1 081
6,1
800
3,3
454
1,4
Культура
89
1,1
237
1,3
256
1,0
319
1,0
Экономика, включая коммунальное хозяйство
1 403
18,1
2 346
13,2
1 602
6,6
1 931
6,1
Прочие платежи, не прошедшие по вышеперечисленным
статьям
В том числе:
2 126
27,3
4 588
25,8
6 535
27,1
9 304
29,4
штатам и местным органам власти
—
—
3 701
20,8
5 123
21,2
—
—
проценты по долгам
—
—
887
5,0
1 412
5,9
—
—
ИТОГО:
7 772
100,0
17 831
100,0
24 121
100,0
31 692
100,0
* [ 2 , с.31].
Военные мероприятия являются исключительной
прерогативой федерального правительства. В 1980/81 г. из общей суммы прямых
военных расходов в 3 277 млн. долл. примерно 10 % приходилось на капитальные
вложения и 90 % - на текущие затраты (основным элементом последних является
денежное довольствие). Доля прямых военных расходов в ВВП в Австралии в
середине 70-х годов составила 2,7 %, а США - 6,4, Англии - 5,8, ФРГ - 4,1,
Франции - 3,8, Италии - 3,0 %.
Вторую важную группу расходов федерального бюджета
составляют расходы на социальное обеспечение и страхование. В 70-х годах эти
расходы выросли в 6,5 раза. Основными статьями в данной группе являются
пенсии по старости или инвалидности, пособия по безработице и болезням,
пособия на детей и т.п.
В годы правления лейбористского правительства
значительно возросли затраты федерального бюджета н образование и
здравоохранение. Лишь за первое пятилетие 70-х годов доля статьи «образование»
в общей сумм расходов увеличилась с 3,8 % до 9,4 %.
Что касается расходов на здравоохранение, то их
внезапный рост (более чем в 2 раза) за один 1975/76 г. объясняется введением
лейбористами системы государственного медицинского страхования «Медибэнк». С
самого начала она в значительной степени осуществлялась за счет страховых
взносов самих трудящихся.
Важной статьей расходов федерального бюджета остается
экономика, хотя доля этой статьи неуклонно снижается. Большая часть
ассигнований направляется в две отрасли - сельское хозяйство и производственную
инфраструктуру. Государство играет активную роль в стимулировании экспорта, в
первую очередь продукции отраслей обрабатывающей промышленности. В 1979/80 г.
размер экспортных субсидий составил более 200 млн. долл.
Австралия является одним из крупнейших в мире
производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Страна занимает
первое место по экспорту шерсти, третье - пшеницы. Издержки на производство
сельскохозяйственной продукции Австралии одни из самых низких в мире. Тем не
менее сельское хозяйство как важный сектор австралийской экономики требует
постоянной финансовой поддержки государства.
Система оказания помощи сельскому хозяйству в
Австралии включает полтора десятка различных программ прямого и косвенного
субсидирования, стабилизации цен, государственных закупок продукции фермеров
по фиксированным ценам, предоставления займов. Государство берет на себя
проведение научных исследований в области сельского хозяйства. В 70-х годах
прямые правительственные субсидии, поступающие в отрасль, составляли 250 -
320 млн. долл. в год.
Велика роль федеральных финансов в развитии производственной
инфраструктуры. В условиях Австралийского континента создание сети дорог
национального значения, строительство ирригационных сооружений, объектов
электроэнергетики (в частности, гидроэнергетический комплекс в Снежных горах)
требуют колоссальных капитальных вложений, которые зачастую не доступны
частному капиталу, имеют длительный период окупаемости, также не стимулирующий
частные инвестиции.